Особенности воспитания координационных способностей у юных боксёров. Координационные способности и методика их развития Формы координационных способностей

Координационные способности

Тренер- преподаватель МОУ ДОД "ИДЮСШ" - Котов Г.В.

г. Дедовск, 2014

Координационные способности

3. Методика развития координационных способностей


Координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатомно-физиологические особенности организма. Координационные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому или иному виду деятельности, которая выявляется и совершенствуется в процессе овладения определенными умениями и навыками.

Из сказанного следует, что координационные способности и двигательные навыки тесно связаны друг с другом, хотя это и разные понятия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой – позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками. Координационные способности лежат в основе проявления различных координационных характеристик техники двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов.

Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью. От координационных способностей зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема.

Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Развитие координационных способностей в процессе подготовки волейболистов – это совершенствование координации движений, а главное способность быстро перестраивать двигательную активность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении.

Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что координационные способности являются основой эффективной и результативной игры волейболистов. Чтобы более подробно рассмотреть все нюансы данного вопроса, мы ставим перед собой ряд задач:

Рассмотреть определение понятий: «координация движений», «координированность», «координационные способности».

Проанализировать методику развития координационных способностей.

Определить значение координационных способностей в процессе подготовки волейболистов.

Вынести заключение по поводу выдвинутой нами гипотезы.

Современный хоккей предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. В условиях жёсткого единоборства, при дефиците времени и пространства хоккеист должен решать большое количество двигательных задач в нестандартных ситуациях. В связи с этим, достижение высоких спортивных результатов предполагает постоянное совершенствование физических способностей и эффективности техникотактических действий. Одним из перспективных направлений для решения этих задач является направленное совершенствование координационных способностей (КС). На первый взгляд, оценивая ситуацию в теории и практике этого вопроса, создается впечатление, что всё понятно и всё уже изучено. Этой теме посвящены работы авторитетных учёных современности - Бернштейна Н.А., Анохина П.К., Матвеева Л.П., Ляха В.И., Запорожанова В.А. и многих других.

Коллективными усилиями исследователей разных отраслей науки изучены многие аспекты управления движениями, в частности доказано, что различные виды координационных проявлений у людей довольно специфичны.

Тем не менее, при более пристальном рассмотрении всего клада полученных результатов, можно заметить ряд противоречий в комментариях, оценках и даже условностей при формировании понятий «ловкость» и «координационные способности». Следует отметить, что и в настоящее время имеет место неоднозначное понимание термина «координационные способности». Если обратиться к истории теории спорта, то для характеристики двигательной деятельности длительное время применялся термин «ловкость», который также трактовался неоднозначно. Так, еще в 1970 году В.М. Зациорский писал: «Из всех физических качеств понятие о ловкости наименее точно определено» .

Если обратиться к работам родоначальника биомеханики Н.А. Бернштейна , то ловкость рассматривалась им как приспособительная способность, проявляемая при внезапно меняющихся условиях внешней среды. Следует заметить, что Бернштейн Н.А. не называл ловкость физическим качеством. В период формирования теории и методики физического воспитания и теории спорта это понятие заменили на термин КС, понимая его как синоним ловкости . Существует интересное трактование различий этих понятий: «Если ловкость проявляется только в условиях неожиданного и непредсказуемого изменения внешней среды, то КС проявляются при реализации любого двигательного действия» . Многолетние исследования проблем управления движениями, проведённые профессором Туревским И.М. (1998), позволили ему утверждать, что нельзя рассматривать проблемы физического воспитания с позиций лишь двигательных потенций человека, без изучения взаимосвязей между психикой и моторикой. Профессор утверждает , что педагогическим связующим звеном между психическими и физическими компонентами двигательной деятельности является такая способность как ловкость. Он рассматривает воспитание ловкости как высшую степень проявления психофизической подготовленности и вводит новое понятие «психофизическая подготовка». Среди множества определений понятия «координационные способности» следует выделить определение, сформулированное Двейриной О.А. в процессе убедительного теоретического анализа: «Координационные способности - это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обуславливающая успешность управления двигательными действиями». Наиболее активные в последнее время исследователи этих понятий Запорожанов В.А. и Борачински Т. утверждают, что «понятие «координация» отражает преимущественно внутренние процессы взаимодействия нервно-мышечных образований в отдельных мышцах и процессы взаимодействия мышц синергистов и антагонистов в условиях элементарных локомоций. В то же время понятие «ловкость» характеризует эффективность двигательной деятельности человека в условиях внешних взаимодействий специфичных в разных условиях жизни, в том числе и спорте».

Кроме того, очень серьезной и до сих пор нерешённой проблемой является отсутствие понимания: ловкость и координационные способности - это физические качества или управленческие способности .

Эти вопросы, вероятно, не возникли бы, если бы на заре формирования теории физического воспитания для решения всего круга задач, связанных с управлением движениями, была принята концепция П.К. Анохина о функциональной системе . Согласно этой теории, физиологическую основу деятельности составляют не отдельные рефлексы, а включение их в сложную систему, которая обеспечивает выполнение целенаправленного действия, поведения. Эта система существует столько, сколько это необходимо для достижения поставленной задачи или определенной функции. Поэтому такая система и названа функциональной. Очевидно, что каждый раз для решения двигательной задачи создается новая функциональная система на базе комплекса избирательно вовлечённых компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаи-мосодействия компонентов для получения планируемого результата. А это означает, что каждая новая двигательная задача для своего решения требует мобилизации имеющихся компонентов и систем для создания новой функциональной системы. Это даёт основание предполагать, что простого или, как говорят, гомогенного, универсального теста для оценки способности управлять движениями не существует.

Почему же идея функциональной системы не реализовалась? Проблема заключается в сложности её структуры, охватывающей широкий диапазон элементов организма. Говоря о составе функциональной системы, необходимо иметь в виду, что каждая функциональная система, взятая для исследования, неизбежно находится где-то между тончайшими молекулярными системами и наиболее высоким уровнем системной организации в виде, например, целого поведенческого акта. Вероятно, что раскрыть и понять всю иерархию подсистем, составляющих требуемую функциональную систему, ещё не удалось.

В сложившейся ситуации теоретики с целью упрощения сложной функциональной модели вернулись к многоуровневой теории управления движениями Н.А. Бернштейна , утверждающей, что управление любым двигательным действием происходит на разных «этажах» ЦНС. Высшие уровни построения движений регулируют программирующие стороны движений, а низшие уровни обслуживают моторные стороны движения. Отечественными учеными было сформулировано в самом общем виде определение КС, которое понималось как возможность человека управлять двигательными действиями. Были разработаны очень практичная классификация видов КС , а также критерии оценки КС (Рисунок 1).

15.1.1 Классификация видов координационных способностей

В современной теории спорта принято выделять специфические, специальные и общие координационные способности .

Причиной появления специфических (частных) координационных способностей является неравномерность развития психофизиологических функций, обеспечивающих процессы координации движений. Наиболее важными специфическими координационными способностями являются способность к точному дифференцированию, оценка и отмеривание временных, пространственных и силовых параметров движений: равновесие, ритм, быстрое реагирование, ориентирование в пространстве, быстрое перестроение двигательной деятельности, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость и др. .

Специальные координационные способности - это возможности, определяющие готовность индивида к оптимальному регулированию и управлению сходными по структуре двигательными действиями . Специальные координационные способности хоккеиста характеризуют показатели эффективности, разносторонности и надёжности выполнения технических приемов хоккея (таких как повороты, торможения, передвижение на коньках в различных направлениях, переходы от обычного бега лицом вперёд к бегу спиной вперёд, броски с удобной и неудобной стороны крюка, ведение шайбы при наличии и отсутствии зрительного контроля и т.п.) в ходе матчей и учебнотренировочных занятий на льду .

Понятие «общие координационные способности» - это своего рода обобщение специальных и специфических координационных способностей . Координационные способности проявляются исключительно в ходе исполнения какой-либо двигательной деятельности - например, игры в хоккей. Исходя из этого можно заключить, что чем более развиты специальные координационные способности - тем выше уровень развития общих.

Кроме того, различают элементарные и сложные координационные способности, которые, очевидно, имеют различную структуру управления и исполнения. Элементарные проявляются в ходе простых двигательных актов типа ходьбы и бега, а сложные - в единоборствах и спортивных играх. К относительно элементарной форме можно отнести точное воспроизведение пространственных параметров движений; быстрое перестроение двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки - к более сложной.

В хоккее координационные способности тесно взаимосвязаны с другими физическими способностями: скоростными, силовыми, гибкостью, а также с техникой и тактикой игры . По этой причине были введены явные (абсолютные) и латентные (относительные, или парциальные) показатели координационных способностей . Первые характеризуют уровень развития координационных способностей без учёта скоростных, силовых и других возможностей данного спортсмена. Относительные же направлены на оценку уровня координационных способностей с учётом этих возможностей. Ввиду широкого разнообразия специальных координационных способностей, может применяться множество абсолютных и относительных показателей координационных способностей .

Всё вышесказанное позволяет констатировать, что утрачены большие надежды на быструю и простую диагностику системы управления и исполнения двигательной деятельности. Очевидно, что специалистам в области хоккея для объективной оценки координационных способностей необходима научно обоснованная комплексная батарея тестов.

15.1.2 Критерии оценки координационных способностей

Согласно разработкам В.И. Ляха , основными критериями оценки координационных способностей являются: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые, в свою очередь, обладают качественными и количественными характеристиками (Рисунок 1).

Качественная сторона (названная Н.А. Бернштейном (1946) адекватностью) правильности выполнения движений заключается в приведении двигательных действий к намеченной цели, а количественная - в точности движений.

Рисунок 1 Критерии оценки координационных способностей

Быстрота включает в себя скорость выполнения сложных в координационном плане двигательных действий в условиях временного дефицита, быстроту овладения новыми двигательными действиями, скорость достижения заданндвигательными действиями, скорость достижения заданного уровня точности или экономичности, быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.

Качественной характеристикой рациональности служит целесообразность движений, а количественной - их экономичность. Экономичность количественно отражает соотношение результата деятельности к затратам на его достижение (В.М. Дьячков, 1972;

В.М. Зациорский, 1979; В.Л. Уткин, 1984; В.И. Лях, 2006), и зависит как от эффективности техники выполнения движений, так и функциональных возможностей (МПК, ПАНО и др.) атлета .

Находчивость, согласно Н.А. Бернштейну, включает в себя устойчивость (стабильность) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, и инициативность (активная сторона находчивости), которая заключается в поиске оптимальных вариантов решения двигательной задачи. Стабильность является обобщённой количественной характеристикой выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Принято различать стабильность выполнения отдельных характеристик движения и стабильность результатов.

15.2 ТЕСТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Основными методами оценки координационных способностей являются: метод наблюдения, тестирования, экспертных оценок, и аппаратурные методы .

В практике спорта для измерения координационных способностей применяются как физические тесты, так и психодиагностические .

При отборе контрольных упражнений для оценки координационных способностей наиважнейшим аспектом является их теоретическое обоснование. Однако в практике спорта, и хоккея в частности, не редки случаи, когда подобные испытания применяются вообще без какого-либо научного обоснования. Такого рода поведение «специалистов» нельзя считать корректным. «Во-первых, с помощью одного, даже весьма сложного (комплексного), теста, включающего много двигательных заданий, нельзя получить точных, дифференцированных оценок об уровне развития отдельных КС. Во-вторых, по результатам одного или нескольких, хотя информативных, тестов неправомерно судить о степени сформированности всех без исключения КС, число которых, как мы знаем, достаточно велико» .

Исходя из этого, В.И. Ляхом разработана минимально допустимая батарея из 5 тестов, позволяющих достаточно полно и информативно определить уровень развития координационных возможностей . Представленные контрольные упражнения позволяют определить как относительные, так и абсолютные показатели координационных способностей, которые относятся к разным группам двигательных действий:

1. Челночный бег 3x10 метров

Оборудование:

Секундомер или тайминговая система; ровные дорожки длиной 30 и 10 метров,

ограниченные двумя параллельными линиями; за каждой линией 10-метрового отрезка - 2 полукруга радиусом 50 см с центром на черте; 2 медицинбола.

Выполнение:

По команде «На старт!» испытуемый занимает позицию высокого старта у стартовой линии. По команде «Марш!» выполняет бег 30 метров с максимально возможной скоростью. После отдыха до полного восстановления спортсмен выполняет челночный бег 3 раза по 10 метров с предельной скоростью (Рисунок 2). По команде «На старт!» испытуемый принимает положение высокого старта за стартовой линией по любую сторону от медицинбола. По команде «Марш!» спортсмен бежит 10 метров до противоположной линии, обегает медицинбол, лежащий на полукруге, с любой стороны, затем возвращается назад, в другую сторону обегает медицинбол, находящийся во втором полукруге, бежит третий 10-метровый отрезок и финиширует.

Рисунок 2 Челночный бег 3 раза по 10 метров

Результат:

Итоговый результат включает в себя три показателя:

  • Время преодоления 30-метрового отрезка (показатель скоростных способностей; условное обозначение - Т);
  • Время челночного бега 3><10 м (Т2), что принимается за абсолютный показатель координационных способностей в циклических локомоциях (беге);
  • Относительный (латентный) показатель координационных способностей высчитывается как разность Т2 - Т1. Чем меньше полученный результат - тем выше уровень развития данного показателя координационных способностей.

2. Три кувырка вперёд

Оборудование:

Секундомер, маты.

Выполнение:

Испытуемый принимает исходное положение основная стойка у края матов, уложенных в длину. По команде «Старт!» спортсмен принимает положение упор присев и выполняет подряд без остановок три кувырка вперёд, стремясь их выполнить за минимально возможное время. После заключительного кувырка испытуемый принимает исходное положение.

Результат:

Время выполнения трех кувырков вперёд. Секундомер запускается по команде «Старт!» и выключается по принятии испытуемым исходного положения.

Общие указания:

После команды «Старт!» спортсмен обязан принять положение упор присев, и только после этого приступить к выполнению кувырков. По выполнении последнего кувырка необходимо зафиксировать исходное положение. Испытуемому даётся возможность совершить две зачётные попытки. В протоколе фиксируется результат лучшей попытки.

3. Метание теннисного мяча на дальность (из положения сед ноги врозь)

Оборудование:

Теннисные мячи, полоса метания и разметка с делениями 0,1 метра.

Выполнение:

Спортсмен занимает исходное положение сед ноги врозь, теннисный мяч в одной руке, другая свободна. По готовности испытуемый совершает метание мяча из-за головы сначала ведущей, после чего неведущей рукой, сидя лицом по направлению метания.

Результат:

Расстояние от места пересечения таза до точки касания земли мячом. Отдельно регистрируется дальность метания ведущей (S() и неведущей руками (S2). Результат отражает уровень абсолютных показателей координационных способностей в баллистических движениях с установкой «на силу».

Общие указания:

С точки зрения биомеханики, наилучший индивидуальный результат достигается при метании мяча под углом около 45°. Для броска теннисного мяча каждой рукой даётся по три попытки. В протоколе фиксируются лучшие результаты метания мяча каждой рукой.

4. Метание теннисного мяча на точность (из положения сед ноги врозь)

Оборудование: Теннисные мячи; мишень размером 2x2 метра с разметкой, позволяющей измерять точность метания мяча с погрешностью 5 см.

Выполнение:

По готовности из исходного положения сед ноги врозь спортсмен выполняет подряд 10 зачетных бросков теннисного мяча из-за головы в мишень. Мишень должна находиться по направлению метания строго напротив руки, которой выполняется метание. Отдельно фиксируется точность метания как для ведущей руки (S3), так и для неведущей (S4). Полученные результаты отражают уровень развития абсолютных показателей координационных способностей, проявляемых в баллистических (метательных) движениях с установкой на меткость.

Общие указания:

Мишень устанавливают в фиксированном положении, и она должна быть хорошо видна. В центре мишени крепится деревянный брусок высотой 10 см, который служит ориентиром для попадания. По итогам предыдущего теста, от бруска высчитывается расстояние в 50% от максимальной дальности метания в отдельности для ведущей

и неведущей руки каждого испытуемого. После чего для каждого спортсмена в индивидуальном порядке устанавливается отметка, на которой он должен принять исходное положение для метания на точность. Сперва всеми испытуемыми выполняются броски на точность ведущей рукой, а затем - неведущей.

5. Ведение баскетбольного мяча одной рукой в беге с изменением направления движения

Оборудование:

Секундомер или тайминговая система; ровная дорожка длиной 10 метров, ограниченная двумя параллельными линиями; 3 конуса; баскетбольный мяч. По прямой линии бега чертятся три круга диаметром 0,8 метра. Центры кругов, в которых устанавливают конусы, располагаются на расстоянии 2,5 метра друг от друга. От линии старта до центра первой стойки, как и от центра третьей стойки до линии финиша расстояние составляет также 2,5 метра.

Выполнение:

По команде «На старт!» спортсмен занимает положение высокого старта за стартовой линией с баскетбольным мячом в руках. По команде «Марш!» испытуемый, совершая ведение мяча только одной рукой, поочередно обегает вокруг каждой стойки и финиширует, стремясь преодолеть дистанцию как можно быстрее.

Результат:

Регистрируется общее время преодоления всей дистанции для ведущей (Т) и неведущей руки (Т4), что является отражением абсолютных показателей координационных способностей, проявляемых в спортивно-игровых двигательных действиях.

Общие указания:

Все спортсмены выполняют контрольное упражнение сначала ведущей рукой, затем после отдыха до полного восстановления - неведущей; в третьей попытке - снова ведущей и, в заключение, в четвертой - неведущей. В протоколе фиксируется лучшая попытка ведущей и неведущей рукой. Если при ведении мяча испытуемый теряет его на расстояние более одного метра от начерченного вокруг стойки круга, ему даётся право на выполнение повторной попытки.

15.2.1 Контроль координации движений

Y Balance Test Station

Y Balance Test Station - это тест в динамическом режиме, выполняемый в стойке на одной ноге (Рисунок 3), что предъявляет повышенные требования к силовым и координационным способностям, гибкости, а также проприорицепции. Данная методика используется для контроля коордиационных способностей, симметрии в движениях, а также определяет уровень риска получения травмы нижних конечностей. Тест включает в себя оценку амплитуды движений в трёх направлениях: вперёд (Рисунок 4), задневнутреннее (Рисунок 5), заднелатеральное (Рисунок 6). Цель: удерживая равновесие на одной ноге, продемонстрировать максимально возможную амплитуду движения

(гибкости) другой ногой, плавно двигая измерительную платформу. Испытуемый делает по три попытки во всех направлениях каждой ногой. Результат оценивается в сантиметрах.

Методические указания:

Попытка не засчитывается, в случаях, если испытуемый касается ногой пола или толчковым движением перемещает платформу.

Контроль координации движений с помощью координациометра

Для оценки координации движений в спортивной психологии используются специальные координациометры, включающие в себя источник тока, электросчётчик и металлическую панель с несколькими фигурными вырезами . Задача испытуемого ввести посредством координированных движений руками металлический щуп 50 см в калиброванное отверстие железной пластинки. Электросчетчик регистрирует число касаний края выреза.

Рисунок 3 Y Balance Test Station

Рисунок 4 Движение вперёд

Рисунок 5 Задневнутреннее движение

Рисунок 6 Заднелатеральное движение

15.2.2 Контроль способности поддерживать равновесие тела (баланс)

Тест на стато-динамическое равновесие

Простым способом контроля способности к поддержанию равновесия тела является разработанный в Северной Америке тест на стато-динамическое равновесие. Для проведения теста необходимо наличие секундомера и балансировочной доски (Рисунок 7). Существует большое количество их разновидностей, хотя принцип действия везде схож. Вне зависимости от того, балансировочная доска какой фирмы будет использоваться, - главное, чтобы при повторных исследованиях использовалась одна и та же.

Рисунок 7 Балансировочная доска

Выполнение:

Исходное положение: испытуемый становится на балансировочную доску. Ноги разрешается ставить в любое удобное положение. Задача удерживать баланс в течение 30 секунд с минимальным количеством касаний пола. Секундомер запускается по команде «Старт!», по готовности испытуемого.

Измерение:

Оценивается количество касаний пола за 30 секунд.

Таблица 1 Шкала оценок для хоккеистов уровня КХЛ

Проба Ромберга

Для оценки способности поддерживать равновесие тела в стато-динамическом режиме в спортивной практике применяется проба Ромберга в различных модификациях . Специалисты считают особо информативным применение пробы Ромберга до и после физической и эмоциональной нагрузок .

Исходное положение - стойка с удержанием равновесия: ступни на одной линии - носок правой ноги возле пятки левой;

оценка 2 балла - 15 секунд простоять в позе руки по швам;

оценка 3 балла - 15 секунд простоять вытянув руки вперёд;

оценка 4 балла - простоять 15 секунд в том же положении, только с закрытыми глазами;

оценка 5 баллов - сохраняя ту же позу с закрытыми глазами, поднять голову вверх и простоять 15 секунд;

оценка 1 балл даётся в случае, если не удается устоять в исходном положении.

Смена положений выполняется без пауз для отдыха.

Б) В последние годы для диагностики двигательно-координационных качеств спортсменов с целью оценки отклонений ими от оптимального выполнения заданных произвольных движений и повышения эффективности тестирования в различных видах спорта, предъявляющих высокие требования к двигательно-координационным способностям, перспективным направлением признается метод стабилометрии . Созданная в СССР на заре зарождения космонавтики методика стабилографии , в последнее время все чаще используется совместно с методикой Ромберга в практике научно-медицинского обеспечения спорта. Можно утверждать, что в настоящее время стабилография приобрела актуальное значение при измерении и оценке статодинамической устойчивости в структуре функциональной и технической подготовленности спортсменов .

Исследование рекомендуется проводить на компьютерном стабилоанализаторе с биологической обратной связью «Стабилан-01-2» . Методика позволяет оценить уровень сформированности навыков двигательной сенсорной системы по управлению за устойчивостью тела, а также характеризует качество нервно-мышечной активности. В процессе обследования получают следующие характеристики:

  • КФР - «качество функции равновесия». КФР выражается в процентах. Оценка: чем выше значение параметра - тем выше устойчивость;
  • КРИНД- «коэффициент резкого изменения направления движения вектора». Показывает количество колебательных движений, которых делает человек за единицу времени, выражается в процентах. Увеличение значений означает нерациональное использование энергетических ресурсов.
  • Средний разброс. Показатель определяет средний суммарный разброс колебаний общего центра масс, его увеличение говорит об уменьшении устойчивости пациента в обеих плоскостях.
  • ПДЭ - «площадь доверительного эллипса». Это основная часть площади, занимаемой статокинезиограммой, которая характеризует рабочую поверхность площади опоры человека. Увеличение площади свидетельствует об ухудшении устойчивости и наоборот.

Общий балл - суммарная оценка по всем вышеперечисленным показателям.

Таблица 2 Шкалы оценок для хоккеистов уровня КХЛ

(контрольные

нормативы)

Уровень подготовленности

Очень низкий

Выше среднего

Примечание:

1 - Стабилометрия - общий балл по итогам теста Ромберга;

2 - качество функции равновесия с открытыми глазами (%);

3 - качество функции равновесия с закрытыми глазами (%);

4 - коэффициент резкого изменения направления движения вектора с открытыми глазами (%);

5 - коэффициент резкого изменения направления движения вектора с закрытыми глазами (%);

6 - суммарный разброс колебаний общего центра масс с открытыми глазами;

7 - суммарный разброс колебаний общего центра масс с закрытыми глазами;

8 - площадь доверительного эллипса (основная часть площади, занимаемой статокинезиограммой, которая

характеризует рабочую поверхность площади опоры человека) с открытыми глазами;

9 - площадь доверительного эллипса (основная часть площади, занимаемой статокинезиограммой, которая

характеризует рабочую поверхность площади опоры человека) с закрытыми глазами.

- «Аист» или «Фламинго»

Методика направлена на оценку способности поддерживать равновесие тела в статическом режиме мышечной работы на одной ноге.

Для проведения теста необходимо наличие секундомера.

Выполнение:

Испытуемый снимает обувь и занимает исходное положение: стойка на одной ноге, вторая сгибается в колене и прижимается стопой к внутренней стороне колена опорной ноги, руки на поясе (Рисунок 8). По готовности испытуемый отрывает пятку опорной ноги от пола, в это же время запускается секундомер. Задача сохранять данную позу настолько долго, насколько это возможно. Секундомер останавливается в случаях:

а) рука (руки) была убрана с пояса;

б) совершён поворот на опорной ноге в любую из сторон;

в) потерян контакт между стопой второй ноги и коленом опорной;

г) совершено касание пяткой опорной ноги пола.

Полученный результат фиксируется в секундах.

Таблица 3 Шкала оценок результатов теста «Аист»

Рисунок 8 Тест «Аист»

15.2.3 Контроль точности оценивания и отмеривания параметров движений

Основной функцией при построении движений, управлении ими и корректировании по ходу выполнения является оценивание пространственных, временных и силовых параметров. Чем точнее оценка - тем чётче управляющие движениями команды ЦНС.

Точность отмеривания амплитуд движений

Для измерения точности отмеривания амплитуд движений испытуемому ставится задача сгибать руку на кинематометре (Рисунок 9) сначала на 20°, затем на 50° и 70°. На каждый угол даётся по 5 попыток (фиксируются как недоводы «-», так и переводы «+»), после чего высчитывается среднее значение точности отмеривания на каждой амплитуде.

Рисунок 9 Советский кинематометр

Примечание:

«Основание прибора (1) представляет собой металлический прямоугольник (10x10 см), к которому крепятся под прямым углом две граненые металлические полосы длиной около 35-40 см (2). К их свободным концам прикрепляется сделанная из плотной фанеры дуга (3) со шкалой от 0 до 90 угловых градусов. На металлической стойке (4) основания кинематометра помещена деревянная платформа - ложе (5), имеющая верхнюю поверхность в виде желоба, с тем чтобы предплечье правой руки исследуемого располагалось на ней удобнее. Платформа движется в горизонтальной плоскости по радиусу, вращаясь на металлической стойке без значительного сопротивления, и перемещает за собой стрелку (6), указывающую своим положением на шкале протяжённость выполненного движения в угловых градусах. Крепится стрелка на стойке с помощь диска (7), а фиксируется к ложу кинематометра двумя металлическими стержнями, ограничивающими стрелку с двух сторон (8). Убрав левый стержень (путём его вывинчивания) можно добиться того, чтобы после каждого движения стрелка оставалась на том месте, куда её привела рука испытуемого, что на первых порах облегчает съём показателей со шкал кинематометра, но при этом вынуждает экспериментатора каждый раз возвращать стрелку в исходное (нулевое) положение. Ограничители (9), укрепленные с обеих сторон на металлических полосах прибора, задерживают движение стрелки, а с ней и платформы, не позволяя им выходить за пределы шкалы и фиксируя (при упоре справа) исходное положение руки. Чтобы во время эксперимента кинематометр не смещался, его укрепляют к краю стола за металлические полосы двумя струбцинами» .

Точность отмеривания усилий

Измерение точности отмеривания усилий проходит по схожему протоколу, только вместо кинематометра используется динамометр. Сначала испытуемого просят сжать (или потянуть) динамометр с максимальным услилием, после чего даётся задание приложить определенное усилие - например, 15, 30, 45 кг. Фиксируется степень несовпадения требуемого и продемонстрированного испытуемым усилия.

Точность дифференциации усилий при прыжках в длину

Методика отражает способность дифференцировать мышечные усилия.

В ходе данного теста испытуемый сперва совершает первый прыжок вполсилы. Затем выполняет 5 прыжков с установкой улучшить результат на минимально допустимую величину. Результат расчитывается путём суммирования величин разниц каждого последующего прыжка от предыдущего либо путем высчитывания среднего значения.

Точность измерения временных отрезков

Точность измерения временных отрезков оценивается с помощью секундомера с соблюдением правил двух предыдущих процедур. Задача испытуемого, как можно более точно отмерить 3, 7 и 10 секунд, включая и выключая секундомер большим пальцем руки.

15.2.4 Контроль координационных способностей в их комплексном проявлении

В практике отечественного спорта благодаря своей простоте наибольшее распространение получили следующие тесты:

Челночный бег 4*9 метров

Тест отражает абсолютный показатель способности к перестроению двигательных действий и быстроту. Для выполнения теста необходимо наличие беговой дорожки длиной не менее 10 метров, секундомера или тайминговой системы, а также двух брусков 50x50x100 мм. Перед началом испытания на беговой дорожке на расстоянии 9 метров друг от друга чертятся две параллельные линии, на одну из которых кладут два бруска на расстоянии 100 мм друг от друга, вторая линия служит стартом/финишем. Выполнение:

Испытуемый занимает положение высокого старта за стартовой линией. По свистку или иному заранее оговоренному сигналу тестируемый бежит к противоположной линии. Подбежав к ней, берёт один брусок (не затронув второй), разворачивается и бежит обратно. Подбежав к линии старта/финиша, кладёт на неё брусок (бросать нельзя), поворачивается и бежит за оставшимся бруском. Подбежав к линии, берёт второй брусок, разворачивается и бежит к линии старта/финиша и, не снижая скорости, пересекает её. Регистрируется время преодоления всей дистанции.

По результатам обследований более чем 100 хоккеистов различных клубов КХЛ (Занковец В.Э., Попов В.П.) для данного теста создана оценочная шкала:

Таблица 4 Шкала оценок для хоккеистов уровня КХЛ

Уровень подготовленности

Очень низкий

0 0 2611

Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить специальные, специфические и общие КС .

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС:

Во всевозможных циклических (ходьба, бег, ползание, лазание, перелазание, плавание; локомоции на приспособлениях: коньки, велосипед, гребля и др.) и ациклических двигательных действиях (прыжки);

В нелокомоторных движениях тела в пространстве (гимнастические и акробатические упражнения);

В движениях манипулирования в пространстве отдельными частями тела (движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п.);

В движениях перемещения вещей в пространстве (перекладывание предметов, наматывание шнура на палку, подъем тяжестей);

В баллистических (метательных) двигательных действиях с установкой на дальность и силу метания (толкание ядра, метание гранаты, диска, молота);

В метательных движениях на меткость (метания или броски различных предметов в цель; теннис, городки, жонглирование);

В движениях прицеливания; в подражательных и копирующих движениях; в атакующих и защитных двигательных действиях единоборств

(борьба, бокс, фехтование, восточные единоборства);

В нападающих и защитных технических и технико-тактических действиях подвижных и спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей с мячом и шайбой и др.) .

В приведенную систематизацию не вошел еще ряд групп КС, которые относятся к трудовым действиям и бытовым операциям. Это так называемая вертикальная классификация КС.

К наиболее важным из специфических, или частных, КС (горизонтальная классификация КС) относятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к воспроизведению, дифференцированию, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений, способности к реаᴦированию, быстроте перестроения двигательной деятельности, способности к согласованию движений, произвольное мышечное напряжение и статокинетическую устойчивость .



Дадим краткие определения этих способностей.

Под способностью к ориентированию понимают возможности индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении.

Способность к дифференцированию параметров движений обусловливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микроинтервалов времени) параметров движений.

Способность к реаᴦированию позволяет быстро и точно выполнить целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал всем телом или его частью (рукой, ногой, туловищем).

Способность к перестроению двигательных действий - это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию - соединение (соподчинение) отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию - сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, во время выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером) .

Способность к ритму - способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями.

Вестибулярная (статокинетическая) устойчивость - способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.) .

Произвольное расслабление мышц - способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Каждая из вышеназванных КС не является однородной, а имеет сложную структуру. Например, в способности к равновесию выделяют статическое, динамическое равновесие и уравновешивание предметов. До 15 и более элементарных способностей различают в способности к дифференцированию (воспроизведение, дифференцирование, оценка и отмеривание пространственных, временных и силовых параметров движений). Сложной структурой отличаются способность к реаᴦированию (выбора, предвидения, переключения), способность к ритму (воспроизведения, изменения ритма) и другие способности.

Следует иметь в виду, что названные КС специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины и видов предметно-практической деятельности. В связи с этим, например, способность к дифференцированию параметров движений своеобразно проявляется как чувство дистанции в

боксе и фехтовании, чувство снаряда - у гимнастов и легкоатлетов, чувство мяча - у баскетболистов, волейболистов, футболистов, чувство снега - у лыжников, чувство льда - у конькобежцев, чувство воды - у пловцов и т.п. Столь же своеобразны способность к ориентированию в пространстве у батутистов, борцов и спортсменов игровых видов спорта. Наука пока не может точно определить и назвать все способности подобного рода и тем более их возможные варианты .

Результатом развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщением, стало понятие «общие КС». Это понятие сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Есть дети, которые имеют одинаково высокие или одинаково низкие показатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм и т.п., подтверждая реальность существования фактора «общая координационная готовность», или, что весьма тождественно, - «общие КС» .

Общая координационная готовность в большей мере проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и девушек старшего возраста доля данного общего (генерального) фактора в структуре КС уменьшается. Правда, значительно чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные возможности применительно к циклическим или ациклическим локомоциям, но низкие к метательным движениям на меткость или к спортивным играм вследствие неодинакового уровня развития разных специальных КС.

То же можно сказать и про проявления сᴨȇцифических КС: ребенок может иметь неплохой результат в тестах на статическое равновесие, но отличаться при этом низким результатом на ориентацию в пространстве и средним - на быстроту реаᴦирования в сложных условиях и т.д.

Под общими КС мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные КС - это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями .

А под специфическими КС понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию - на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реаᴦирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др. .

Выше перечисленные виды КС можно представить как существующие потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциальными КС), и как проявляющиеся реально в начале и в процессе этой деятельности (актуальные КС).

Деление на потенциальные и актуальные КС вполне справедливо. Действительно, пока ребенок не начал заниматься, например, акробатикой или фехтованием, его КС к этим видам двигательной деятельности существуют в потенции, в скрытом, не реализованном виде, в форме анатомо-физиологических задатков, которые можно считать врожденными, или наследственными. После того как он позанимался определенное время этими видами спорта, достиг успехов, можно говорить о его реальных, или актуальных КС.

Понятие «потенциальные способности» нельзя понимать как некий фиксированный предел, потому что нельзя достоверно спрогнозировать возможности развития у школьника различных двигательных, в том числе координационных, способностей. Об этом говорит продолжающийся рост достижений в различных видах спорта, в частности, в гимнастике, фигурном катании на коньках, спортивных играх и др., где КС выступают как один из ведущих факторов достижения высоких результатов .

Учителя физической культуры и тренеры должны, прежде всего, распознать к каким специальным и специфическим КС ученик имеет высокие врожденные задатки. Затем с помощью соответствующих методов выявить показатели разных КС. Это поможет определить координационные возможности учеников и в соответствии с этим организовать ход учебно-тренировочного процесса.

Необходимо различать элементарные и сложные КС. Элементарные КС проявляются, например, в ходьбе и беге, а более сложные - в единоборствах и спортивных играх. Способность точно воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста; сложнее способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки.

Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

Координационные способности относят к одним из ведущих качеств в подготовке спортсменов в волейболе.

В таблице 1 приводится значимость отдельных компонентов физической подготовки в некоторых видах спорта. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2004.- С. 365.


Таблица 1

Значимость отдельных показателей физической подготовки спортсменов в различных видах спорта

Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их можно в определенной мере разбить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Координационные способности которые относятся к этой группе зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия равновесие.

Ко второй группе относятся координационные способности, которые зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. - Ростов н/д: Феникс, 2008.- С. 177..

Ловкость и координационные способности имеют многогранные проявления: согласованность работы отдельных двигательных единиц в составе одной мышцы; согласованность и упорядоченность во времени движений отдельных частей тела; быстрота смены вида, направления и усилия движения; статическая и динамическая устойчивость и равновесие; точность выполнения упражнений; меткость метаний и прицельной стрельбы.

Координационные способности зависят от согласования мышечного усилия с сенсорами зрения и слуха.

Для осуществления двигательных задач, различных как по происхождению, так и по многим психофизиологическим свойствам, формируются разные многоуровневые постройки, регулируемые соответствующим ведущим уровнем, который определяет смысловые стороны или цели двигательной активности. Ни одно движение не обусловливается по всем его координационным деталям одним только ведущим уровнем построения. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.-М.:1999.-С. 143.Наиболее сложными являются координационные упражнения в игровых видах спорта, прыжках с трамплина или вышки, на батуте, акробатические упражнения.

Координационные движения еще называют: сноровкой, ловкостью, статокинетической устойчивостью. Статическая устойчивость необходима в прицельных упражнениях: стрельбе из винтовки, ружьях, пистолета, лука, метании мяча в цель, сохранении позы в гимнастике и т.д. Динамическая устойчивость проявляется в движении, в особенности при меняющейся ситуации, например, в игре (футбол, баскетбол, хоккей, волейбол и т.д.). К динамической устойчивости относят способность противостоять укачиванию. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 132.

Выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий - нервную, мышечную и двигательную.

Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечное напряжение. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Мышечная координация - это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания.- Ростов н/д: Феникс, 2008 .- С. 179.

Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.

Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторы) - зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию обработке (анализу и синтезу) и передаче эфферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и д.р.

Основополагающим принципом для педагогики является утверждение о том, что координационные способности накапливаются с двигательным опытом. Каждый новый, хорошо освоенный двигательный навык повышает и общий уровень ловкости. Особое значение должно уделяться развитию способности к антиципации - умению предвидеть и предвосхитить события. Минкевич М.А.. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе.- М.: Медгиз, 2001. - С. 66.Координированность- есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.

Координированные способности характеризуют индивидуальную предрасположенность к тому и иному виду деятельности, которые выявляются и совершенствуются в процессе овладения определенными умениями и навыками. Из сказанного следует, что координированные способности и двигательные навыки тесно связаны между собой, хотя это и разные понятия. С одной стороны, координационные способности обусловливаются двигательными умениями и навыками, проявляются в процессе их овладения, а с другой - позволяют легко, быстро и прочно овладеть этими умениями и навыками. Координационные способности лежат в основе различных координационных характеристик технике двигательных действий. Поэтому их рассматривают как вещественные корреляты технической подготовленности спортсменов.

Способность к овладению новыми движениями особенно важна в сложно координационных видах спорта таких как спортивные игры, где двигательная активность очень разнообразна, а постоянно меняющаяся ситуация заставляет принимать новые решения. Способность к овладению новыми движениями тесно связана с развитием интеллекта и способностью индивида к обучению.

Умение дифференцировать и управлять движениями, правильно выбирать наиболее рационный вариант в конкретной ситуации.

Способности к импровизации (неожиданности и внезапности для соперника) и комбинации (система сложного замысла последовательных движений) в процессе двигательной деятельности является важнейшим фактором результативности в спортивных играх и единоборствах.

Адекватность реакции и движений в данной ситуации, ее целесообразность и своевременность. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры.- М.: Советский спорт, 2004.- С. 146.

Координационные способности зависят от типа нервной системы, способности к быстрому мышлению, быстрому анализу ситуации и принятия решений, умения быстро и точно управлять мышцами.Координация движений зависит от уровня развития и степени чувствительности рецепторов: зрительного, мышечного, желудочного и лабиринтов внутреннего уха.

Особенность восприятий: чувства пространства и времени, чувства развиваемых мышечных усилий, чувства темпа (быстроты движений) и ритма (частоты движений), «чувства воды», «покрытия дорожки», «чувства соперника» и болельщиков и т.д., от которых во многом зависит исход состязания.

В период от 11 -до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Подростки 13- 14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формированием функциональной сенсорно-моторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершения формирования основных механизмов произвольных движений. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.- С. 133.

В возрасте 14 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движения. В онтогенетическом развитии двигательных координаций способности ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11-12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке. Замечено, что у мальчиков уровень развития координационных способностей с возрастом выше, чем у девочек. Матвеев Л.П. Общая теория спорта.- М.: 2001.- С. 384.


Похожая информация.


Лекция №

Тема: «Координационные способности и методика их развития»

План

1. Общее понятие координационных способностей

2. Виды координационных способностей

3.Факторы, определяющие развитие координационных способностей

4.Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей

5. Средства развития координационных способностей

6. Методы развития координационных способностей

7.Методика развития некоторых специфических координационных способностей

7.1.Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности

7.2.Способность к ориентированию в пространстве

7.3.Способность сохранять равновесие

7.4.Чувство ритма

7.5.Способность к перестроению двигательных действий

7.6.Статокинетическая устойчивость

7.7.Способность к произвольному мышечному расслаблению

8. Измерение координационных способностей

1. Общее понятие координационных способностей

Слово «координация» латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигатель- ной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой – падает.

Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а следовательно, и более развитые координационные способности.

КООРДИНАЦИЯ – это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач.

Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы.

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности»

По определению Берштейна (1947), ЛОВКОСТЬ - это единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи. Ученый выделял несколько свойств ловкости:

Она всегда обращена на внешний мир Тренировка на грушах у боксеров в меньшей мере будет развивать ловкость, нежели чем при поединке с соперником.

Специфичное качество можно обладать хорошей ловкостью в игровых видах спорта и недостаточной в гимнастике.

Основу ловкости составляют координационные способности (КС). В последнее время было проведено множество исследований, касающихся изучения проявлений координационных способностей.

2. Виды координационных способностей

Начиная с 30-х годов, специалисты многих стран пытаются выделить способности, относящиеся к ловкости. С каждым годом число их растет. Так, в настоящее время насчитывается 2-3 «общих» способности, до 20 специальных и специфически проявляемых: общее равновесие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной деятельности, пространственная ориентация и др.

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ – это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС: специальные, специфические и общие.

Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности:

В циклических и ациклических двигательных действиях;

Движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические);

Движения манипулирования в пространстве различными частями тела (укол, удар и др.);

Перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов);

Баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра);

Метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование);

Атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах;

Нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных играх.

Специфические КС:

Способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении

Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени) параметров движений.

Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью.

Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям.

Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации.

Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений.

Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями.

Вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов)

Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.

Перечисленные способности специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины. Например, способность к дифференцированию параметров движений проявляется как чувство снега у лыжников, льда у конькобежцев.

Результат развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщения, составляет понятие «общие координационные способности». В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е имеют хорошие «общие» координационные способности. Или чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные способности к циклическим движениям, но низкие к спортивным играм.

Итак, под общими координационными способностями мы понимаем потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Специальные координационные способности – это возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

Под специфическими – понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке от- дельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие).

Все координационные способности можно разделить на потенциальные (существующие до начала какой-либо действия в скрытом виде) и актуальные (проявляемые в данный момент).

Выделяют элементарные и сложные координационные способности. Элементарной является способность точно воспроизводить пространственные параметры движений, сложные – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения условий.

3. Факторы, определяющие развитие координационных способностей

Факторами, определяющими развитие координационных способностей, являются:

Способность человека к точному анализу движений;

Деятельность анализаторов, и особенно, двигательного;

Сложность двигательного задания;

Уровень развития других двигательных способностей;

Смелость и решительность;

Возраст;

Уровень общей подготовленности занимающихся.

4.Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития координационных способностей

Координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер.

В.И. Лях и группа отечественных ученых анализировали 35 показателей, характеризующих особенности развития различных специальных и специфических КС детей от 7 до 17 лет. Кроме того, они проанализировали исследования зарубежных ученых. В результате исследования выяснили, что одни показатели КС за период обучения возрастают на 20-30%, а другие – увеличиваются более чем на 600-1000%.

Установили, что в разные возрастные периоды, развитие КС протекает разновременно и разнонаправлено. Однако наиболее интенсивно показатели разных КС нарастают с 7 до 11-12 лет. Авторы единогласны, что в названные возрастные периоды существуют особенно благоприятные психически-интеллектуальные, анатомо-физиологические и моторные предпосылки для быстрого развития и совершенствования КС.

Начиная со второй половины среднего школьного возраста различные КС изменяются противоречиво. Так, у мальчиков 12-13 лет увеличиваются абсолютные показатели КС в циклических, ациклических, баллистических локомоциях (вероятно, это связано с параллельным ростом кондиционных способностей).