История понятия "информация". по способу восприятия

К первичным источникам м. информ. отн. данные, получ-е в пр-се проведения первичных исследований маркетинга, например результаты опросов, экспериментов, анкетирования.

В качестве источников вторичной информации м. выступать внешн. и внутр. источники, классифицировать которые можно следующим образом:

    к внутренним источникам информации м. отнести данные бухг., статистич., складского учета предприятия, калькуляции затрат, краткосрочные расчеты прибыли и др.;

    внешнии источники информации вкл: личную, неформализованную информацию, получаемую в процессе общения с журналистами, дистрибуторами;отчеты, проспекты, каталоги предпр.; данные периодической печати, INTERNET и т.д. Особое внимание среди вторичных источников информации сегодня уделяется автоматизированным базам данных.

Схема системы маркетинговой информации выглядит следующим образом:

10. Хар-ка м информации. Виды, источники, требования, предъявляемые к ней.

Выделяют следующие виды маркетинговой информации:

1. Вторичная ,т. е. это данные, собранные для других целей ранее.

Достоинства такой информации :относительно недорогая; быстрый сбор информации; наличие нескольких источников информации; информация от независимых источников; обычно достоверна, др.

Недостатки: может не удовлетворить предъявляемым требованиям в силу своей неполноты; может быть устаревшей; неизвестна методология сбора данных; частичный характер; наличие противоречий и т. д.

Вторичная информация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя информация – это информация, имеющаяся внутри компании: бюджеты, данные о сбыте, прибыли, убытках, счета клиентов, данные о запасах и многое другое.

Внешняя информация – это данные внешних источников: правительственные и неправительственные.

К правительственным относятся статистические данные и описательный материал по многим вопросам (ценообразование, кредит и т. д.)

Неправительственные – это периодические издания, книги, монографии, непериодические публикации.

2. Первичная ,т. е. вновь полученная информация, собранная для решения конкретной проблемы.

Фирмы прибегают к данному виду информации в том случае, когда анализ вторичной не может обеспечить предоставление необходимых данных.

Достоинства: собирается в соответствии с определенными целями и задачами; известна методология сбора данных и наличие контроля; все результаты доступны и известны; информация не устаревшая; отсутствие противоречий; надежность полученной информации; получение информации на все вопросы.

Недостатки :достаточно дорогая; большие затраты времени и труда; невозможность получения некоторых видов информации (данные переписи); неспособность фирмы собирать первичные данные.

При необходимости получения первичных данных фирма вынуждена разрабатывать план и методы их получения.

Позиционирование товара

Позиционирование товара представляет собой комплекс мер и приемов, с помощью которых в сознании целевых потребителей данный товар занимает по отношению к конкурирующим товарам собственное, отличное от других место, включая формирование конкурентоспособной позиции и комплекс детализированного маркетинга.

от лат. ?nf?rm?tio - разъяснение, изложение). Одно из значений термина - сведения, сообщаемые различными способами: устными, письменными, техническими, изобразительными и т.д., а также процесс передачи этих сведений. К середине ХХ в. «информация» становится одним из центральных понятий кибернетики и приобретает общенаучное значение; появляется специальная отрасль знаний - информатика.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Информация

лат. informatio - ознакомление, представление. 1) любые сведения, данные, сообщения, передаваемые посредством сигналов; 2) уменьшение неопределенности в результате передачи сведений, данных, сообщений - в этом качестве И. противопоставляется энтропии. До сер. 20 в. понятие И. относилось только к сведениям и сообщениям, передаваемым человеком с помощью знаковых средств, способность к передаче И. рассматривалась как отличит. характеристика человека - разумного вида, однако с развитием науки и техники понятие И. стало применяться и для характеристики процессов обмена сигналами в живой природе (сигнальное поведение у животных и растений, генетич. передача данных в клетках и т.д.), а также в среде автоматизированных средств. Интерес к изучению информ. процессов, к колич. и кач. оценке И., возникший в нач. 20 в., был обусловлен и развитием логико-математич., логико-семантич. и семиотич. исследований, привлекших внимание к проблемам представленности знаков и значений, и значит. увеличением объемов передаваемой И., и развитием техн. средств ее передачи (телеграф, телефон, радиосвязь, телевидение), происходившим в рамках модернизационных процессов. В пер. трети 20 в. исследования И. преследовали прежде всего цели уточнения процессов ее формализации (означения – см. Означение) и оптимизации условий ее передачи. Однако уже к сер. 20 в. появились первые теор. исследования, сформировавшие в дальнейшем ряд теорий И. - вероятностную, комбинаторную, алгоритмич. и др. Эти теории, разрабатывавшиеся средствами математики, позволили осуществить математич. моделирование процесса передачи И., выявить осн. элементы этого процесса (в классич. схеме, предложенной К. Шенноном, обмен И. включает шесть составляющих: источник - передатчик - канал передачи - приемник - адресат - источник помех), выявить принципы колич. оценки И. (пропускной способности) и степени ее искажения (помехоустойчивости). Разработка этих теорий привела к появлению информатики как науки, предмет к-рой - И. и способы ее передачи. Однако решающее воздействие на развитие исследований в области И. оказало появление автоматизир. средств обработки И. (ЭВМ) и кибернетики - науки о связи, управлении и информ. обработке. Развитие машинной обработки И. стимулировало исследования в области формализации и алгоритмизации (сведения к операциям с элементарными высказываниями) И. и появление развернутых теорий алгоритмического синтаксиса, а также множества языков алгоритмизации и программирования. Попытки алгоритмизации семантич. процессов - означения и понимания - хотя и были далеко не столь успешны, однако оказали значит. влияние на развитие англ. лингвистич. философии и лингвистич. семантики, а также трансформационной грамматики в русле поиска универсального языка записи семантич. характеристик. В кибернетике И. рассматривается в более узком понимании - не как любые сведения, а только как сведения, ведущие к уменьшению неопределенности (снижению количества возможных альтернативных вариантов) в ситуации общения, сведения, направленные на управление и согласование. В соответствии с таким подходом к И. в рамках общих теорий управления получили развитие исследования прагматич. аспектов И. - оценка И. с т.зр. ее актуальности (достаточная, избыточная, излишняя И.), ценности, полезности, адекватности и т.д. В рамках кибернетики стал возможен синтез математич. моделей и теорий И. с теориями социального взаимодействия и коммуникации, существенно обогативший научные представления о коммуникационных и трансляционных процессах в об-ве. На стыке информатики, кибернетики и антропологии получили также развитие нейроинформ. и нейролингвистич. исследования, рассматривавшие процессы передачи И. на уровне высшей нервной деятельности. Применительно к социокультурному материалу математич. модели И. претерпели существ. трансформацию. Было установлено, что на информ. процессы в человеч. сооб-ве помимо шести осн. элементов существенно влияют также барьеры и фильтры: внутренние (индивидуальные психич. особенности участников информ. обмена, их опыт и компетентность), и внешние (социальные и культурные нормы, ценности, коллективные представления), значительно трансформирующие, искажающие И., и при этом они не всегда носят рац. характер. Колич. оценки этих искажающих влияний (помех) совершенно недостаточно, поскольку индивидуальный характер и сложность природы этих влияний делают принципиально необходимым их содержат. кач. анализ и определение механизмов их воздействия на И. Информ. процессы в человеч. сооб-ве далеко не всегда можно интерпретировать как ведущие к снижению неопределенности ситуации, и неактуальная информация (шум) имеет здесь не меньшее значение, чем актуальная. В соответствии с этим, помимо актуальности для социально и культурно значимой И. важны адекватность, достоверность, полнота, новизна, убедительность, выразительность, воспринимаемость и т.д. Понимание того, что информ. процессы являются важной составляющей любой культурной общности (истор. и современной), и применение к их изучению методов математич. моделирования (частично осуществленное структурализмом и европ. социальной антропологией) существенно обогатило теоретико-методол. багаж социокультурных наук. Функциональный подход к И. получил дальнейшее развитие в теории коммуникации. В рамках семиотики (см. Семиотика) изучение И. осуществляется в основном в ее семантич. аспектах (И. как пространство смыслов и значений). В настоящее время изучение И. в социокультурных науках осуществляется по двум направлениям: 1) изучение информ. процессов (информ. культуры) разл. культурных общностей (гос-в, этносов, цивилизаций и т.д.); 2) исследования локальных информ. процессов в разл. видах деятельности (менеджмент, маркетинг, реклама, социальное участие, полит. деятельность и т.д.). Исследования такого рода, как правило, имеют прикладную направленность и наиболее широко привлекают достижения информатики и кибернетики. Такие исследования посвящены прежде всего совр. проблемам информ. обмена. Прогрессирующая активизация и глобализация информ. процессов (средства массовой информации, массовая культура, глобальные информ. сети и т.д.) в культуре на протяжении всего 20 в. определили признание исключит. важности информ. процессов для развития совр. об-ва и сделали И. предметом не только научного, но и философского рассмотрения. И. интерпретировалась в культурфилософии, как правило, в рамках общих представлений того или иного направления (для неотомизма характерно представление И. как трансцендентального феномена; для экзистенциализма и феноменологии - ориентация на ее субъективистскую трактовку; для филос. герменевтики (см. Герменевтика) - стремление обусловить информ. процессы культурным опытом, для постпозитивизма - акцент на некогнитивные аспекты И.). Совр. ситуация нередко характеризуется культур-философией как “информ. взрыв”, “информ. бум”, обработка И. рассматривается как осн. вид деятельности в формирующемся “постиндустриальном об-ве”, предпринимаются попытки ее филос. истолкования и предсказания возможных путей развития “информ. цивилизации”. Лит. : Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетики. М., 1963; Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. Закономерности и процессы передачи информации. М., 1967; Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., 1968; Гришкин И.И. Понятие информации. М., 1973; Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление об-вом. М., 1975; Стратонович Р.Л. Теория информации. М., 1975; Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980; Страссман П.А. Информация в век электроники: Пробл. управления. М., 1987; Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1994; Брой М. Информатика. Основополагающее введение. Ч. 1-3. М., 1996; Федотова Л.Н. Массовая информация: Стратегия производства и тактика потребления. М., 1996; Иванов А.М., Козлов В.И. Информация. Информатика. Компьютер. Самара,1996. А. Г. Шейкин. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

В стремлении дать определение понятию И. ученые прошли за последние 50 лет эволюцию от формальных (преимущественно теоретико-математических) дефиниций того, что собой представляет и как может измеряться количество И., до новейших попыток построения универсальных концепций информационного общества, универсального метаязыка, всеобщей метатеории и т. п. Парадоксальность многих из этих концепций заключается в том, что само понятие И. в них не определяется, а принимается на интуитивном уровне. Отсюда понятен профессиональный интерес к осмыслению феномена И. среди философов.

Разработки в области теории И. содействовали сдвигам в методологии научного познания, которые нашли выражение в смещении акцентов от вещи к отношению, от поисков универсальной первоосновы бытия к признанию разнообразия в качестве базового принципа научного исследования. Именно эти категории философии - отношение и разнообразие - занимают сегодня центральное место в попытках определить природу информационных явлений.

Вместе с тем многочисленные исследования феномена И. обнаружили его связь с организацией, системностью, упорядоченностью, структурой, а также с функциональными состояниями и процессами в сложных системах управления. И тогда И. предстает как функциональное свойство процессов управления, неотделимое от последних, а теория И. - как раздел кибернетики.

Из научно-технических разработок по теории И. родились специализированные научные дисциплины. Это информатика (комбинация из слов "информация" и "автоматика") - область изучения научно-технической И., ориентирующаяся на автоматизированную обработку данных, массивов знаний производственно-технического и социального назначения с использованием вычислительной техники, средств связи и математико-программного обеспечения. Другая научная дисциплина - информология (наука об И.) - область изучения И. как фундаментального фактора бытия, закономерностей производства, передачи, получения, хранения и использования И.

Теория И. в узком смысле (математическая теория связи) - область изучения информационных процессов со стороны количества И., проходящей по каналам связи, запоминаемой и т. п.; в ней рассматриваются вопросы оптимального кодирования сообщений в форму сигнала, максимальной пропускной способности каналов связи и др., (вопрос о содержании сообщения (сигнала) обычно выносится за рамки этой теории).

Основные исторические этапы информационной эволюции общества обусловлены появлением различных носителей информации: письменности, книгопечатания, современной информационно-кибернетической (в частности, вычислительной) техники. В наше время понятие И. ассоциируется с компьютерами, рекламой, издательской деятельностью, телевидением, радио- и телеграфной связью, другими средствами массовой информации (СМИ). В науку это понятие введено в 1928 г. Р. Хартли (США) для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемых по техническим каналам связи (заметим, безотносительно к содержанию этих сведений). Последние, ввиду ограниченных возможностей фиксации и передачи устной речи, преобразуются источником И. сначала в форму языкового (знакового) сообщения, а затем передатчиком во вторичную, удобную для трансляции по техническим каналам связи форму сигнала, что предполагает операцию кодирования с последующим декодированием на стороне приемника. Тем самым получатель имеет на выходе приемника сообщение, которое при минимизации помех ("шума") представляет собой, с определенной степенью соответствия, копию сообщения на стороне источника. Заметим, что доведение И. до адресата (получателя), если эта И. не является ложной (дезинформацией), всегда приводит к уменьшению неопределенности в знаниях и действиях последнего. Хартли предложил логарифм при основании два для вычисления количества И. как меры неопределенности, устраняемой в результате получения И. у того, кто эту И. получает. Так возникла единица И. - бит, или "одно из двух": либо "да", либо "нет" по отношению к вопросу, фиксирующему неопределенность знаний или сведений получателя о чем-либо его интересующем. В 40-е гг. другой американский ученый К. Шеннон, специализировавшийся в вопросах пропускной способности каналов связи и кодирования сообщений, придал этой мере количества И. более универсальную форму: количество И. стало пониматься как величина энтропии, на которую уменьшается общая энтропия системы в результате получения этой системой И. Формула эта выражает энтропию через сумму целого ряда вероятностей, помноженных на их логарифмы, и относится только к энтропии (неопределенности) сообщения.

Иными словами, информативность сообщения обратно пропорциональна его очевидности, предсказуемости, вероятности: чем менее предсказуемо, неочевидно и маловероятно сообщение, тем больше И. оно несет для получателя. Совершенно очевидное (с вероятностью, равной 1) сообщение столь же пусто, сколь полное отсутствие такового (т. е. сообщения, вероятность которого заведомо равна 0). Оба они, согласно допущению Шеннона, неинформативны, не несут получателю никакой И. По ряду причин, относящихся к математике и связанных с удобствами формализации, энтропия сообщения описывается Шенноном как функция распределения случайных величин.

Проблема И. многоаспектна не только в общенаучном, но и в философском смысле. В онтологическом и мировоззренческом аспектах предпринимаются попытки раскрыть соотношение И. с веществом и энергией, ее природу и статус в структуре бытия; в гносеологическом аспекте - соотнести И. с содержанием и формой знания, с образами, знаками, моделями и т. п.; в логико-методологическом аспекте - выявить количественно-математические, измеримые стороны информационных процессов в математической теории связи, моделях массовых коммуникаций, кибернетике.

В 60 - 80-е гг. многие результаты, полученные в исследованиях предыдущего двадцатилетия, были эксплицированы в связи с исследованиями кибернетических моделей машинного перевода с одного языка на другой, теории игр и принятия решений, распознавания образов. Наряду с дальнейшей разработкой статистической (синтаксической) концепции И. появились семантические и прагматические концепции. Стало ясно, что работы Фишера, Найквиста, Хартли и Шеннона, будучи попыткой количественной экспликации качественного понятия И. как сведений, сообщений, не дают ответа на вопрос, о количестве какого качества идет речь. Интерпретация И. в этих работах носит формальный, абстрактно-математический характер. Исходным принципом создания сообщения служит принцип последовательного выбора его знак за знаком, буква за буквой из бесконечного резервуара готовых сообщений (ансамбля), и создание индивидуального сообщения есть его статистический выбор из ансамбля. Сообщения между собой статистически однородны (свойство эргодичности), поэтому математическую теорию связи интересуют индивидуальные различия сообщений, равно как и количество И., содержащейся в индивидуальном сообщении. Определимо лишь среднее количество И., приходящейся на одно сообщение в случае его выбора. Но И. выбора сообщения не есть И.. самого сообщения (Е. К. Войшвилло). Индивидуальность события не должна исчезать в однородности статистического ансамбля. Более того, А. Н. Колмогоровым и его учениками было показано, что статистическое понятие И. выражает не абсолютное ее количество, а дополнительную И., дополнение к имеющемуся у получателя информационному содержанию.

Этим был дан толчок, во-первых, разработке т. н. тезаурусной модели и, как следствие, семантической и прагматической концепций И., во-вторых, уточнению взаимосвязи между И. и разнообразием.

В 80-е и особенно в 90-е гг. обозначилась тенденция заметного размежевания специалистов в области теории И. на пессимистов и оптимистов, критиков и апологетов. Из области семантики и математических проблем теории связи дискуссии переместились в социально-этическую и политическую сферы проблем информационного общества. Объективной основой этих изменений стали громадные преимущества, которые дает развитие информационной инфраструктуры обладающим ею государствам и регионам, организациям и физическим лицам: возможность сжатой во времени переработки больших массивов И., практически мгновенной коммуникативной связи в пределах земного шара, проектирования сложных систем и управления ими и др. В ряде работ термин "информационное общество" символизирует по существу новую социальную парадигму (О. Тоффлер), исторически новый и особый тип цивилизации, идущей на смену сельскохозяйственной и индустриальной. Реальные преимущества, в возрастающей степени получаемые государствами и регионами (США, Европа, Япония) с развитыми И. технологиями и компьютерными сетями, приводят к изменению характера экономических, политических и социальных отношений, семьи, быта, досуга, образа жизни, переворачивают традиционные представления о ценности сельскохозяйственного и индустриального производства. И одновременно информатизация всех сфер жизнедеятельности современного человека, с т. зр. ее пессимистически настроенных критиков, сопровождается дегуманизацией, порождает новую и неизвестную предыдущим эпохам виртуальную реальность существования в иллюзорном мире. С социально-психологической т. зр., информатизация разрушает привычные природные ритмы и циклы жизнедеятельности людей; с нравственно-этической - вытесняет ценность и привлекательность живого общения, сопереживания, понимания; с политической - резко усиливает возможности манипулирования массовым и индивидуальным сознанием, влияния "четвертой власти" - СМИ, изменяет потенциал властных элит, в т. ч. посредством перемещения полномочий и возможностей последних из внутригосударственной сферы в область иерархии межгосударственных отношений.

С социально-исторической т. зр., негативные проявления информатизации могут быть обозначены как апофеоз рациональности, доведение европейского классического типа рациональности до логически завершенной формы информационного господства в масштабах планеты. В современной типологии исследований И. среди "оптимистов" заметна тенденция разработки на основе теории И. всеобщей метатеории и всеобщего информационного метаязыка для научных и вненаучных областей знания. Известный российский исследователь И. И. Юзвишин, разрабатывая новую обобщенную науку - информациологию (1993), предлагает концепции И. кода человека и Вселенной, информационные подходы к сохранению здоровья и увеличению долголетия, построению нового мирового сообщества и др. Цель будущего видится в создании единого мирового распределенного информационно-сотового сообщества новой информационной цивилизации, а в гносеологическом аспекте - в революционном прорыве посредством И. в трансцендентные миры.

Слово “информация” происходит от латинского information , которое переводится как разъяснение, изложение. В толковом словаре В.И. Даля нет слова “информация”. Термин “информация” вошел в употребление в русскую речь с середины ХХ века.

В наибольшей степени понятие информации обязано своим распространением двум научным направлениям: теории связи и кибернетике . Результатом развития теории связи стала теория информации , основателем которой является Клод Шеннон. Однако К.Шеннон не давал определения информации, в то же время, определяя количество информации . Теория информации посвящена решению проблемы измерения информации.

В науке кибернетике , основанной Норбертом Винером, понятие информации является центральным (см. “Кибернетика” ). Принято считать, что именно Н.Винер ввел понятие информации в научное употребление. Тем не менее в своей первой книге, посвященной кибернетике, Н.Винер не дает определения информации. “Информация есть информация, а не материя и не энергия ”, - писал Винер. Тем самым понятие информации, с одной стороны, противопоставляется понятиям материи и энергии, с другой - ставится в один ряд с этими понятиями по степени их общности и фундаментальности. Отсюда по крайней мере понятно, что информация - это то, что не может быть отнесено ни к материи, ни к энергии.

Информация в философии

Осмыслением информации как фундаментального понятия занимается наука философия. Согласно одной из философских концепций, информация является свойством всего сущего , всех материальных объектов мира. Такая концепция информации называется атрибутивной (информация - атрибут всех материальных объектов). Информация в мире возникла вместе со Вселенной. В этом смысле информация - это мера упорядоченности, структурированности любой материальной системы . Процессы развития мира от первоначального хаоса, наступившего после “Большого взрыва”, до образования неорганических систем, затем органических (живых) систем связаны с нарастанием информационного содержания. Это содержание объективно, не зависимо от человеческого сознания. В куске угля содержится информация о событиях, происходивших в далекие времена. Однако извлечь эту информацию способен лишь пытливый ум человека.

Другую философскую концепцию информации называют функциональной . Согласно функциональному подходу, информация появилась с возникновением жизни, так как связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество. Можно еще сказать так: информация - это атрибут, свойственный только живой природе. Это один из существенных признаков, отделяющих в природе живое от неживого.

Третья философская концепция информации - антропоцентрическая , согласно которой информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии . Информационная деятельность присуща только человеку, происходит в социальных системах. Создавая информационную технику, человек создает инструменты для своей информационной деятельности.

Можно сказать, что употребление понятия “информация” в повседневной жизни происходит в антропоцентрическом контексте. Для любого из нас естественно воспринимать информацию как сообщения, которыми обмениваются люди. Например, СМИ - средства массовой информации предназначены для распространения сообщений, новостей среди населения.

Информация в биологии

В ХХ веке понятие информации повсеместно проникает в науку. Информационные процессы в живой природе исследует биология. Нейрофизиология (раздел биологии) изучает механизмы нервной деятельности животного и человека. Эта наука строит модель информационных процессов, происходящих в организме. Поступающая извне информация превращается в сигналы электрохимической природы, которые от органов чувств передаются по нервным волокнам к нейронам (нервным клеткам) мозга. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения. Описанный механизм хорошо согласуется с кибернетической моделью Н.Винера (см. “Кибернетика” ).

В другой биологической науке - генетикеиспользуется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК, присутствующих в ядрах клеток живых организмов (растений, животных). Генетика доказала, что эта структура является своеобразным кодом, определяющим функционирование всего организма: его рост, развитие, патологии и пр. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.

Изучая информатику в основной школе (базовый курс), не следует углубляться в сложности проблемы определения информации. Понятие информации дается в содержательном контексте:

Информация - это смысл, содержание сообщений, получаемых человеком из внешнего мира посредством его органов чувств .

Понятие информации раскрывается через цепочку:

сообщение - смысл - информация – знания

Сообщения человек воспринимает с помощью своих органов чувств (по большей части через зрение и слух). Если человеку понятен смысл , заключенный в сообщении, то можно сказать, что это сообщение несет человеку информацию . Например, сообщение на незнакомом языке не содержит информации для данного человека, а сообщение на родном языке понятно, поэтому информативно. Воспринятая и сохраненная в памяти информация пополняет знания человека. Наши знания - это систематизированная (связанная) информация в нашей памяти .

При раскрытии понятия информации с точки зрения содержательного подхода следует отталкиваться от интуитивных представлений об информации, имеющихся у детей. Целесообразно вести беседу в форме диалога, задавая ученикам вопросы, на которые они в состоянии ответить. Вопросы, например, можно задавать в следующем порядке.

- Расскажите, откуда вы получаете информацию?

Наверняка услышите в ответ:

Из книг, радио и телепередач.

- Утром по радио я слышал прогноз погоды.

Ухватившись за такой ответ, учитель подводит учеников к окончательному выводу:

- Значит, вначале ты не знал, какая будет погода, а после прослушивания радио стал знать. Следовательно, получив информацию, ты получил новые знания!

Таким образом, учитель вместе с учениками приходит к определению: информация для человека - это сведения, пополняющие знания человека, которые он получает из различных источников. Далее на многочисленных знакомых детям примерах следует закрепить это определение.

Установив связь между информацией и знаниями людей, неизбежно приходишь к выводу, что информация - это содержимое нашей памяти, ибо человеческая память и есть средство хранения знаний. Разумно назвать такую информацию внутренней, оперативной информацией, которой обладает человек. Однако люди хранят информацию не только в собственной памяти, но и в записях на бумаге, на магнитных носителях и пр. Такую информацию можно назвать внешней (по отношению к человеку). Чтобы человек мог ей воспользоваться (например, приготовить блюдо по кулинарному рецепту), он должен сначала ее прочитать, т.е. обратить во внутреннюю форму, а затем уже производить какие-то действия.

Вопрос о классификации знаний (а стало быть, информации) очень сложный. В науке существуют различные подходы к нему. Особенно много занимаются этим вопросом специалисты в области искусственного интеллекта. В рамках базового курса достаточно ограничиться делением знаний на декларативные и процедурные. Описание декларативных знаний можно начинать со слов: “Я знаю, что…”. Описание процедурных знаний - со слов: “Я знаю, как…”. Нетрудно дать примеры на оба типа знаний и предложить детям придумать свои примеры.

Учитель должен хорошо понимать пропедевтическое значение обсуждения данных вопросов для будущего знакомства учеников с устройством и работой компьютера. У компьютера, подобно человеку, есть внутренняя - оперативная - память и внешняя - долговременная - память. Деление знаний на декларативные и процедурные в дальнейшем можно увязать с делением компьютерной информации на данные - декларативная информация и программы - процедурная информация. Использование дидактического приема аналогии между информационной функцией человека и компьютером позволит ученикам лучше понять суть устройства и работы ЭВМ.

Исходя из позиции “знания человека - это сохраненная информация”, учитель сообщает ученикам, что и запахи, и вкусы, и тактильные (осязательные) ощущения тоже несут информацию человеку. Обоснование этому очень простое: раз мы помним знакомые запахи и вкусы, узнаем на ощупь знакомые предметы, значит, эти ощущения хранятся в нашей памяти, а стало быть, являются информацией. Отсюда вывод: с помощью всех своих органов чувств человек получает информацию из внешнего мира.

Как с содержательной, так и с методической точки зрения очень важно различать смысл понятий “информация ” и “данные ”. К представлению информации в любой знаковой системе (в том числе используемой в компьютерах) следует применять термин данные ”. А информация - это смысл, заключенный в данных, заложенный в них человеком и понятный только человеку .

Компьютер работает с данными : получает входные данные, осуществляет их обработку, передает человеку выходные данные - результаты. Смысловую же интерпретацию данных осуществляет человек . Тем не менее в разговорной речи, в литературе часто говорят и пишут о том, что компьютер хранит, обрабатывает, передает и принимает информацию. Это справедливо, если компьютер не отрывать от человека, рассматривая его как инструмент, с помощью которого человек осуществляет информационные процессы.

1. Андреева Е .В ., Босова Л .Л ., Фалина И .Н . Математические основы информатики. Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

2. Бешенков С .А ., Ракитина Е .А . Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, 57 с.

3. Винер Н . Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Советское радио, 1968, 201 с.

4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. Т. 1. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2005.

5. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Матвеева Н.В., Милохина Л.В. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа). Информатика и образование, № 1, 2005.

6. Математический энциклопедический словарь. Раздел: “Словарь школьной информатики”. М.: Советская энциклопедия, 1988.

7. Фридланд А .Я . Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2003.

«М.Видео» — крупнейшая розничная сеть по объёмам продаж электроники и бытовой техники в России. «М.Видео» осуществляет свою деятельность с 1993 года и сегодня управляет более чем 400 магазинами в 169 городах Российской Федерации по всей России от Калининграда до Владивостока.

«М.Видео» является первой на российском рынке сетью, реализовавшей полноценный омниканальный подход к продажам - это единый ассортимент, цена и сервис как при покупке в магазинах, так и онлайн. Ритейлер предлагает своим покупателям более 20 000 наименований аудио/видео и цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медиа товаров, а также аксессуаров. Магазины «М.Видео» имеют единый формат и специальную концепцию дизайна. «М.Видео» также развивает проект m_mobile - специальные зоны в магазинах, ориентированные на продажи смартфонов и связанных с ними устройств, аксессуаров. Зоны имеют выделенные кассы, большой ассортимент новинок в открытой выкладке, а консультанты помогут подобрать комплексное решение исходя из потребностей покупателя по максимально выгодной цене.

Помимо эффективного формата розничной торговли и ориентированной на покупателя концепции магазина, компания предлагает клиентам высококлассную сервисную поддержку под брендом «М.Сервис». Эксперты «М.Кредит» помогут быстро заполнить анкету и получить одобрение сразу от нескольких банков-партнёров.

Бренд «М.Видео» в 2016 году вошёл в топ-50 самых дорогих российских брендов по версии британской консалтинговой компании Brand Finance и признан самым успешным среди российских торговых непродовольственных сетей. Сеть «М.Видео» также входит в топ-10 лучших работодателей России по итогам 2017 года. «М.Видео» - единственная российская розница, вошедшая в рейтинг лучших работодателей России по версии Aon Hewiit и AXES. Программа лояльности «М.Бонус» признана лучшей среди непродуктового ритейла и лучшей программой лояльности online в 2016 и 2017 годах. Компания в 2016 году стала победителем профессионального рейтинга российского E-commerce и обладателем Гран-При за лучший интернет-магазин.

Розничная сеть «М.Видео» входит в Группу «М.Видео-Эльдорадо» (ПАО «М.Видео»), объединяющую розничные бренды на рынке бытовой техники и электроники «М.Видео» и «Эльдорадо», а также маркетплейс Goods. Совокупная годовая выручка компаний превышает 360 млрд рублей с НДС. Группа управляет более чем 800 магазинами в 200 крупнейших городах России. Группа «М.Видео» - единственная российская компания в секторе розничной торговли электроникой, чьи акции обращаются на фондовом рынке. В настоящее время торговля акциями компании идёт на крупнейшей российской биржевой площадке - Московской Бирже (тикер: MVID).

Митенков Ф. М. Информация должна доходить до адресата // Митенков Ф. М. Размышления о пережитом. - 2004. - С. 279-280.

Информация должна доходить до адресата*

По-видимому, неслучайно здесь прозвучало уже несколько выступлений фактически на одну тему: что нужно сделать, чтобы Россия вышла из того безусловно кризисного состояния, в котором она находится. Мне представляется, что Академия уделяет в своей деятельности большое внимание этому вопросу. Не только экономисты, но и достаточно много «управленцев», специалистов по исследованию динамики сложных систем, систем управления, систематизации и т. д. в последние годы тоже переключились на эту, вообще говоря, весьма непростую тему. Их усилиями проведены оригинальные исследования с полезными практическими, не отвлеченно-теоретическими выводами, которыми и должны были руководствоваться практики.

Думается, однако, что о таких результатах, да и о более крупных научных достижениях, широкая общественность имеет слабое представление. Посмотрите телевидение, послушайте радио. Там непрерывно спорят разные политики, по серьезным вопросам высказывают порой глупые мысли, часто противоречащие друг другу. Но не слышно мнения научных деятелей, Академии наук, авторитет которых в обществе

* Статья в «Вестнике Российской Академии наук», 2003 г.

До сих пор очень высок. Важно, чтобы результаты деятельности Академии находили отражение не только в решениях, принимаемых на высоком уровне. Нужно, чтобы компетентные рассуждения ученых распространялись в средствах массовой информации, чтобы в поисках ответов на трудные вопросы нашего времени учитывались взгляды профессионалов в своей области.

В то же время я глубоко убежден, что Академия уже много сделала и еще больше сделает для создания обоснованной программы стратегии развития. Подобные материалы нужно направлять не только в Правительство, комиссии, но и для широкого обсуждения. Например, сейчас принципиальным вопросом является деление всей системы электроснабжения, создание всяких промежуточных звеньев и пр. Что это, с точки зрения потребителя, - оптимизация, или наоборот, регресс?

Здесь как раз системное исследование может дать однозначный ответ: при каких условиях это благо, а при каких - вред. И если бы такая оценка прозвучала со стороны представителей РАН, она имела бы весомое значение. По существу Академия имеет возможность консолидировать в здравом направлении широкую общественность по многим вопросам. Это такой момент, который, как мне думается, надо было бы тщательнее проанализировать и в той или иной форме реализовать.

Второй момент, который здесь затрагивался, относительно практики выборов в Академию. Я считаю, что эксперимент проведен удачно. К примеру, по нашему Отделению секция машиностроителей пропускает всех претендентов на звание членов-корреспондентов РАН. Каким образом? Вначале было организовано прослушивание кратких (буквально десятиминутных) сообщений по основным результатам каждого претендента. Затем, обсудив каждую кандидатуру, секция выражает свое мнение. Дальше мнение экспертного совета секции, которое, кстати, не всегда совпадает с результатами выборов. Идет тщательный отбор, затем собирается Отделение, где при обсуждении опять может быть дополнительная «сортировка». Наконец, окончательные выборы на Общем собрании Академии наук.

На мой взгляд, направление такого совершенствования выборов претендентов - здоровое и правильное. Другое дело, что необходимо и организационное совершенствование. Нужно, чтобы каждая секция сохранила те функции, которые она имела вне Академии среди ученых и среди производственников (с кем контактировала, какие вела семинары, симпозиумы и т. п.). Это касается машиностроителей, энергетиков и специалистов по управлению системами.

Видимо, было бы весьма полезным делом обсудить и принять на Общем собрании соответствующее Положение, которое отражало бы особенности деятельности секции при вновь образованной структуре.