Почитай ближнего выше себя. Увидеть себя ниже всей твари и не впасть в депрессию

«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римл. 12:10).

Этот замечательный и вместе с тем краткий совет великого христианина и апостола – Павла из Тарса – сегодня актуален, как никогда раньше. Исполняется предсказание Спасителя об охлаждении взаимоотношений между людьми через всевозрастающее в мире беззаконие (Матф. 24:12). Подозрение и недоверие, вызывающие враждебность, – суть нынешних взаимоотношений между нациями и государствами. Почти все говорят, что желают мира и сотрудничества, но в то же время увеличивают в национальных арсеналах новейшие демонические виды вооружений.

Ежедневно средства массовой информации сообщают о злодеяниях в обществе. Подростки-школьники, завладев огнестрельным оружием, убивают своих же сверстников и даже учителей. Побуждаемые силами ада, внешне как будто благополучные и даже примерные члены общества без всякой причины, ради внутреннего крайне испорченного удовольствия, убивают своих же, оказавшихся беззащитными, единоплеменников – братьев и сестер. Маньяки-развратники насилуют и убивают несчастных, ни в чем неповинных женщин и даже детей.

А что происходит в семьях? Брачные узы перестали быть святыми. Все меньше становится семейств, которые сохраняют свой брачный обет неприкосновенным. Наркотики, алкоголь и никотин разрушают самое святое - материнское чувство к своему дитя. Если раньше женщины избавлялись от новорожденных младенцев, выбрасывая их живыми в мусорные ящики, то сегодня кровь останавливается в жилах, когда читаешь или слышишь, что родная мать умертвила сразу нескольких своих несовершеннолетних детей…

Что это - соревнование сил ада? Во что превратился наш мир?

Казалось бы, народу Божьему не о чем особенно беспокоиться - ведь Иисус предупреждал: «Не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Матф. 24:6) . Значит ли это, что достаточно только констатации нами факта приближения конца времени? Достаточно ли об этом проповедовать, указывая грешникам на их беззакония? Не окажется ли на Божьем суде кровь и на наших одеждах?

К великому огорчению, грязный и всеразрушающий поток беззакония мира время от времени захлестывает и христианские семьи, наши общины, организации. Не пришло ли время каждому христианину по совету пророка Иеремии (6:16) остановиться и подумать, является ли наша жизнь светом? Нет ли в нас тьмы?

Вероятно, будет очень кстати прислушаться к увещанию ап. Павла, в котором он, изображая истинных членов Небесной семьи на земле, говорит, что они «должны быть неукоризненными и чистыми чадами Божьими, непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа Слово Жизни» (Флп. 2:15).

Сияем ли? Или, возможно, нам только кажется, что мы излучаем свет истины? Христос обращается к нашей совести: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лук. 11:35).

Заповеди братолюбия

Чтобы улучшилось состояние христианского общества, нам нет необходимости заниматься изобретательством. Если мы действительно верим, что Бог не изменяется, то начать придется с тщательного исследования наших взаимоотношений с Богом – Отцом и Сыном, и Святым Духом.

Первой и наибольшей заповедью Иисус назвал любовь к Богу «всем сердцем, всею душою и всем разумением». Второй, не менее важной, заповедью является любовь к ближнему. Едемские заповеди тесно взаимозависимы. Невозможно соблюсти «первую и наибольшую», пренебрегая при этом второй. Эти заповеди являются душой не только Десятисловия, но и всей Библии. Без души (жизни) Декалог – всего лишь сухой перечень правил, соблюдая которые человек может стать холодным формалистом-фарисеем.

Ап. Иоанн, который в молодости настолько ревновал о любви к Богу, что был готов сжечь самарянское селение вместе с его жителями (Лук. 9:54), преобразовавшись в лучах Христовой любви, называл лжецами людей, заявляющих, что они соблюдают «первую и наибольшую заповедь». Он смело заявлял: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоан. 4:20-21).

Следует заметить, что в первых двух основополагающих заповедях четко просматривается и третья: «Как самого себя». Это означает не только утверждение факта, что человек любит ближнего не меньше, чем самого себя, но и то, что он умеет любить себя.

Заповедь любви к себе

Любовь к себе – это то естественное чувство, которое Творец вложил в нас при творении наряду с любовью к Богу и ближнему. Но грех изуродовал как первое, так второе и третье чувства. Поступив вопреки Божественным требованиям, Каин возненавидел Авеля. Но продолжал ли он любить себя? В Библии говорится: «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его» (Быт. 4:5)...

Сегодня впору поставить вопрос: умеет ли современный человек любить себя? Соблюдает ли он «третью» заповедь? Можно ли, например, потворствование прихотям плоти считать любовью к себе? А пристрастие к алкоголю, курению, наркотикам, убивающим здоровье, разрушающим семьи и нормальный образ жизни, – это тоже любовь к себе?

Разумеется, истинная любовь к себе не исключает чувства собственного достоинства, но оно не должно переходить в болезненную защиту собственного «я». «Истинное чувство собственного достоинства – это осознание своей реальной значимости, уверенность, что ты не напрасно живешь на свете. Однако при всем этом следует быть достаточно скромным, адекватно оценивая свои возможности» (д-р Роберт Феликс).

Любящий себя старается быть чистым перед Богом и людьми, освобождаясь от внутренней и внешней скверны. Истинная любовь к себе предусматривает жизнь в согласии с золотым правилом Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7:12) . При этом категорически исключается принцип взаимности: «Как ты мне, так и я тебе».

В соответствии с учением Нагорной проповеди, где Иисус призывает любить врагов и молиться за ненавидящих нас (Матф. 5:43-48), перед действительно любящими себя открывается перспектива неприятелей превращать в друзей и таким образом понастоящему избавляться от врагов. Вероятно, многие переживали приятное, возрождающее чувство, когда наступало примирение с теми, с кем находились не в лучших отношениях. Чем сложнее были эти отношения, тем счастливее чувствуют себя примирившиеся. А это означает действительное исцеление духа и тела обоих, проявление любви к себе и ближнему.

Разумеется, при большом или малом конфликте между людьми, даже во время обычного недоразумения, кто-то из спорящих бывает ближе или дальше к определению виновности. Однако можно смело утверждать, что совершенно невиновных не бывает. Проблема в том, что когда «огонь» уже горит, человеческое «эго» не позволяет обоим ни признаться в этом, ни тем более первым сказать: «я виновен». А ведь зачастую это единственный путь потушить усиливающееся пламя «войны». Первый решающий шаг сделает тот человек, сердце которого в большей мере преисполнено любовью, «не ищет своего» и совершенно не зависит ни от обстоятельств, ни от кажущейся нам степени вины ближнего. Такую любовь мы называем греческим словом «агапэ».

Бесспорно, этот принцип ничего общего не имеет с обстоятельствами, когда нам приходится отстаивать библейские истины, неизменность Божьего Закона. Но и в этом случае нет никакого оправдания проявлению нашего «эго», которое стремится изгнать из сердца Божью любовь.

Вот почему в ночь перед Своими страданиями, несмотря на наибольшую несправедливость, какая должна была проявиться на нашей планете, в качестве предсмертного завещания Сын Божий предложил «новую заповедь»: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Иоан. 13:34).

Эту новую заповедь, по желанию, можно считать даже четвертой после любви к Богу, любви к ближнему и любви к самому себе, а можно в ней увидеть дополнение к первым двум. Это было вы- звано тем, что вследствие греховных превращений любовь к себе перестала быть надежной гарантией любви к ближним. Иисус это заметил даже после совершения тайной Вечери, когда Учитель и Бог унизил Себя до положения раба и омыл ноги ученикам (Лук. 22:24). Вот почему вместо слов второй заповеди «как самого себя», Спаситель сказал: «Как Я возлюбил вас».

Эта заповедь не противоречит ни Едемским заповедям, ни Декалогу и тем более ни в коей мере не заменяет их. Голгофская жертва в высшей степени продемонстрировала совершенную степень любви «агапэ», которой должны руководствоваться христиане в своих взаимоотношениях с ближними, если они желают уподобиться своему Небесному Учителю и Творцу. Только такая любовь является гарантией успешного ученичества в Его школе жизни. Именно таким образом «узнают все, что вы Мои ученики, – сказал Христос, – если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35).

«Все же вы – братья»

Когда заходит речь о братолюбии, нередко возникает вопрос, кого следует считать братом или сестрой, достойными нашей любви. Эта проблема существовала и во дни земной жизни Божьего Сына, когда Ему был поставлен вопрос: «Кто мой ближний?»

Точка зрения Небесного Учителя нам известна из Его притчи о милосердном самарянине (Лук. 10:29-37). Аналогично учение и всей Библии. Ведь люди на земле – действительно кровные братья и сестры как по сотворению, так и благодаря искуплению. Великий апостол язычников, Павел, находясь в центре всемирной культуры того времени, сделал недвусмысленное заявление: «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его» (Деян. 17:26-27) .

Принцип христианского братолюбия заложен в Послании ап. Павла к Филиппийцам (2:1-8): «Если вы находите некое утешение во Христе, если для вас что-нибудь значит любовь, если вы сопричастны Духу и вам ведомо сострадание, то… держитесь одного образа мыслей, дорожите взаимной любовью, и сердцем и умом будьте едины. Ничего не делайте из духа соперничества или тщеславия, но в смирении каждый почитай другого выше себя; заботьтесь не только о своем, но и о благе других. И на все это у вас должен быть тот же взгляд, что и у Христа Иисуса: Он, по самой Своей природе, будучи Богом, за это свое равенство Богу не держался, Божественностью Своей поступился и принял образ раба, уподобившись смертному человеку. Он в своем смирении принял смерть на кресте» (совр. рус. пер.).

Какая глубина и вместе с тем – простота! И начинает апостол с единомыслия. Дети Божьи должны явить миру, что находящиеся в согласии с Богом будут жить и в согласии между собой, поскольку стали членами одного Тела, Главой которого является Христос. А в одном теле не может быть разногласия. «Некоторые утверждали, – пишет Е. Уайт, – что по мере приближения конца отведенного нам времени каждый из Божьих детей будет действовать независимо от церковной организации. Но мне было показано Господом, что в Его деле не может быть личной независимости». Далее она приводит пример четкости, слаженности и взаимозависимости небесных тел во Вселенной, которые в осуществлении Божьей воли совместно подчиняются одному установленному закону.

Братолюбие с нежностью

Следуя учению Иисуса Христа «все же вы – братья», в Церкви принято обращение «брат» или «сестра». Вероятно, это наилучшее, что можно было придумать, поскольку по идее это слово уравнивает всех в качестве членов большой христианской семьи независимо от положения в Церкви или обществе. Проблема в другом: нередко слово «брат» или «сестра» лишено внутреннего смысла. Чувствуя нерасположение к личности, в тоне голоса могут проявляться нотки грубости, даже раздражения, чего невозможно скрыть. Вот почему апостол подчеркивает: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью» (Римл. 12:10). Это значит, что в нашем обращении должны звучать теплые звуки любви. Разве мы не угадываем по голосу нашего собеседника его отношение к нам? Даже когда он хочет показать нарочитую суровость, мы обязательно почувствуем его нежное состояние души, сострадательность к нам из-за нашего неблаговидного поступка или слова, восприимчивость им нашей беды как своей. Дело в том, что существует еще выражение «язык сердца». Человек говорит то, что у него в душе, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34).

Противоположность нежности – грубость, жесткость, бесшабашная прямота по принципу: «Режь правду-матку в глаза». Таковые даже похваляются: «Я человек честный, прямой – что думаю, то и говорю». И «режут», не обращая внимания на долго кровоточащие сердечные раны и боль, которые они причиняют своим братьям и сестрам, близким людям. Более того, после такой бессердечной «операции» они смеют считать себя героями, не понимая, как далеки от простой человеческой воспитанности и нежной Божьей любви.

«Честность без любви – жестокость. Даже критика должна быть подобной летнему тихому дождю: достаточно мягкой и толерантной, способствующей духовному возрастанию личности и в то же время не причиняющей вреда корням», то есть ее становлению (Фрэнк Кларк).

В Библии запечатлены примеры нежного отношения Бога к людям. Дело в том, что искренне верующие братья и сестры также иногда делают серьезные ошибки, заслуживающие порицания и осуждения. Так, праведник Авраам, оказавшись в чужой земле и встретившись с неизвестными ему обычаями, смалодушничал. Опасаясь за свою жизнь, он сказал о своей красавице-жене, что она – его сестра, а значит свободна. Правитель той местности, Авимелех, ничего не подозревая, решил взять ее себе в жены.

Во сне Господь предупреждает царя об угрожающей ему опасности, если он немедленно не отдаст Сарру своему мужу. Авимелех подчиняется, и хотя он был язычником, тактично делает представителю живого Бога замечание: «Чем же я согрешил против тебя?.. Ты сделал со мною дела, каких не делают».

Можно лишь представить, как Аврааму было стыдно за свой неджентльменский поступок как в отношении жены, которую фактически предал, так и правителя. Можно лишь предположить, какую молитву благодарности он вознес к Богу, Который пошел на разговор с царем. С другой стороны, Господь продолжал проявлять благорасположение и к Аврааму; Он возвысил авторитет Своего слуги, поставив дальнейшее благополучие Авимелеха и его царства в зависимость от молитвы Авраама: «Он – пророк, и помолится о тебе и ты будешь жив» (см. Быт. 20:1-18).

Не менее яркий пример толерантности проявил Иисус в отношении Своего ученика (см. Матф. 17:24-27). Ответив представителям храмовой налоговой службы поспешно «да», не посоветовавшись предварительно с Учителем, Петр сам попадал и заодно втягивал Иисуса в серьезную финансовою кабалу. Однако вместо того, чтобы сделать ему общественный выговор в назидание другим ученикам, Иисус тактично задает неосмотрительному рыбаку вопрос. Отвечая на него, Петр понял, какую оплошность допустил и был благодарен Учителю за Его мудрое и нежное к нему отношение. Более того, стараясь поддержать авторитет Петра в глазах тех, кому тот пообещал, Иисус приобщает к проблеме и Себя, говоря: «чтобы нам не соблазнить их». И далее советует, как выйти из создавшейся тупиковой ситуации.

Тактичность Иисус проявлял не только к близким Ему личностям, но и к обычным людям, даже к неприятелям.

Насколько же наш мир стал бы добрее, если бы каждый, прежде чем осуждать ближнего, чаще смотрел на написанное для него лично Христом не на песке, как в случае с грешницей, а в Его Слове. «Вникай в себя и в учение, – пишет своему ученику Павел, – занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). «Послушайте Меня, стремящиеся к правде… Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены» (Ис. 51:1).

Итак, братолюбие с нежностью возможно только лишь после преобразования нашего внутреннего человека по примеру Иисуса Христа, когда из бесформенного, отделенного от скалы «камня» мы превратимся в живых христиан, излучающих тепло.

Почтительность

Правила общественного этикета в различных культурах предусматривают почтительное отношение людей между собой. Наиболее распространенное обращение «господин» или «госпожа» принято во многих цивилизованных странах. К высокопоставленным и коронованным особам обращаются: «Ваше превосходительство», «Ваше сиятельство», «Ваше высочество». Среди духовенства традиционных конфесий принято обращение: «Ваше пер- восвященство», «Ваша святость» и т.п. Коммунисты бывшего СССР пробовали всех людей уравнять словом «товарищ».

Но должна ли существовать почтительность в христианском обществе?

Безусловно. В Законе Божьем первые четыре заповеди призывают к особенной и безграничной почтительности к Богу как Отцу и Искупителю всех людей. Пятая заповедь гарантирует почтение к родителям.

В народе Божьем всегда были в почете пожилые люди. «Пред лицом седого вставай, – говорит Господь через Своего служителя Моисея, – почитай лицо старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19:32) . Многочисленные библейские тексты призывают оказывать почтение к существующим властям, служителям Церкви, молитвенному дому и т.п.

Каждый из вышеперечисленных аспектов о почтительности достоин отдельного рассмотрения. Однако наиболее важной темой, формирующей в человеке характер и дух почтительности, на наш взгляд, являются христианские взаимоотношения как между членами Церкви, так и с окружающими нас людьми в соответствии с библейским принципом: «Всех почитайте… По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (1 Петр. 2:17; Флп. 2:3) . А чтобы выражение «один другого» не вызывало вопросов, кто же все-таки должен начинать первым, Павел уточняет: «В почтительности друга предупреждайте» (Римл. 12:10). Это означает: не жди, пока тебе окажут честь, а старайся предупредить в этом вопросе своего ближнего, то есть прояви почтительность первым.

Несмотря на всю простоту и ясность мысли, выполнить совет апостола многим людям оказывается не под силу, поскольку дело касается не только вопроса, кто первым при встрече должен протянуть руку для приветствия, но и более широкого спектра отношений. Легко ли, например, первым подать руку примирения при затянувшемся конфликте, когда каждый из участников ссоры считает себя правым? Коварная духовная болезнь вражды и душевные страдания становятся хроническими из-за боязни унизиться перед ближним. Так называемый христианин настолько оберегает свое «я», что совершенно не задумывается над словами Писания: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу» (Еф. 4:26-27) . Это означает, что оба участника конфликта живут во грехе! Может ли быть еще большая опасность?

Что же делать? Как выйти из этого тупика? Эта же проблема долгое время портила отношения в обществе учеников Иисуса Христа, которым не давала покоя мысль, кто из них должен считаться первым. И, если бы не произошло внутреннего преобразования, они могли остаться без Духа Божьего, а значит – неспособными продолжить миссию Христа после Его вознесения.

Как известно, переосмысление ценностей, хотя и не сразу, началось с акта смирения, когда Господь и Учитель, Творец и Спаситель стал Слугой. Чтобы служить другим и быть проводниками христианства, ученики Христа должны были научиться от Него кротости и смирения. Им предстояло пройти через крайне тяжелые обстоятельства, страшное разочарование, а некоторым даже отречься от Учителя; но именно таким образом они поняли самих себя, свою человеческую немощь.

Бог призывает «духовных» вести заблудших овец на злачные пажити истины и праведности, руководствуясь золотым правилом (Матф. 7:12). Павел был решительным и категоричным в отношении тех, кто упорствовал в открытом грехе, но был терпеливым и нежным в отношении проявляющих хотя бы минимальное желание к исправлению (см. 2 Кор. 2:5-11). В применении церковных дисциплинарных мер требуется искусное сочетание твердости и доброты.

Божья вестница подчеркивает: «Если бы мы смирились перед Богом и были добры, вежливы и сострадательны, то по сто человек обращались бы к истине там, где сегодня обращается один».

Это совсем не означает, что мы должны попустительствовать греху или понижать нормы христианского поведения. Вовсе нет. Нужно решительно противостоять греху как в личной жизни, так и в жизни Церкви.

Как никогда раньше, Церковь Божья нуждается в повторении опыта, который пережили ученики после вознесения на Небо Иисуса. Каждый свой шаг, каждое решение, каждую программу жизни они осуществляли с мыслью об Иисусе. Решающим был принцип: как бы в том или ином вопросе поступил Божественный Учитель.

Осуществляя поручение Христа для последнего времени, мы стремимся к «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Поэтому вопрос единомыслия и единства посредством искреннего братолюбия с нежностью и почтительности в христианском обществе актуален сегодня не меньше, чем в апостольское время. Ожидая излития Позднего Дождя Святого Духа, перефразированный апостольский девиз: «Каждый день с Иисусом, для Иисуса и силою Иисуса» станет действительной реальностью лишь в том случае, когда он воплотится в жизнь каждого служителя и члена Церкви.

Настоящая добрая христианская жизнь может быть только у того, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть добрыми делами исполняет волю Божию. Чтобы люди знали, как им жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди - Закон Божий. Десять заповедей пророк Моисей получил от Бога приблизительно за 1500 лет до Рождества Христова. Это произошло, когда евреи вышли из египетского рабства и подошли в пустыне к горе Синай.

Сам Бог написал Десять заповедей на двух каменных скрижалях (плитах). В первых четырех заповедях были изложены обязанности человека по отношению к Богу. В остальных шести заповедях излагались обязанности человека по отношению к его ближним. Люди в то время еще не привыкли жить по воле Божией и легко совершали тяжёлые преступления. Поэтому за нарушение многих заповедей, как например: за идолопоклонство, плохие слова против Бога, за плохие слова против родителей, за убийство и за нарушение супружеской верности - полагалась смертная казнь. В Ветхом Завете господствовал дух строгости и наказания. Но эта строгость была полезна для людей, так как сдерживала их плохие привычки, и люди мало-помалу стали исправляться.

Известны также другие Девять заповедей (заповеди Блаженства), которые дал людям Сам Господь Иисус Христос в самом начале Своей проповеди. Господь взошёл на невысокую гору около Галилейского озера. Вокруг Него собрались апостолы и множество людей. В заповедях Блаженства господствует любовь и смирение. В них изложено, как человек постепенно может достичь совершенства. В основе добродетели лежит смирение (духовная нищета). Покаяние очищает душу, потом появляется в душе кротость и любовь к Божией правде. После этого человек делается сострадательным и милостивым и его сердце настолько очищается, что он делается способным видеть Бога (чувствовать Его присутствие в своей душе).

Но Господь видел, что большинство людей выбирает зло и что злые люди будут ненавидеть и преследовать истинных христиан. Поэтому в последних двух заповедях блаженства Господь учит нас терпеливо переносить все несправедливости и преследования от плохих людей.
Мы должны сосредоточивать свое внимание не на мимолётных испытаниях, которые неизбежны в этой временной жизни, а на том вечном блаженстве, которое Бог приготовил для людей, любящих Его.

Большинство заповедей Ветхого Завета говорят, чего мы не должны делать, а заповеди Нового Завета учат нас, как надо поступать и к чему стремиться.
Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей - взлюби ближнего своего, как самого себя." И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними."

Десять заповедей Ветхого Завета.

Объяснение Десяти Заповедей Ветхого Завета.

Первая заповедь Ветхого Завета.

"Я - Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня."

Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает нам почитать Его единого истинного Бога, и, кроме Него, никому мы не должны воздавать Божеского почитания. Первой заповедью Бог нас учит правильному Богопознанию и правильному Богопочитанию.
Богопознание - значит правильно знать Бога. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшею нашу обязанность.
Для приобретения Богопознания мы должны:
1. Читать и изучать Священное Писание (а дети: книгу Закона Божия).
2. Регулярно посещать Божий храм, вникать в содержание церковных служб и слушать проповедь священника.
3. Думать о Боге и о цели нашей земной жизни.
Богопочитание означает, что мы должны всеми своими поступками выражать свою веру в Бога, надежду на Его помощь и любовь к Нему как к нашему Создателю и Спасителю.
Когда мы ходим в храм, молимся дома, соблюдаем посты и почитаем церковные праздники, оказываем послушание своим родителям, помогаем им чем можем, усердно учимся и исполняем домашние задания, когда мы ведем себя тихо, не ссоримся, когда помогаем ближним, когда мы постоянно думаем о Боге и сознаём Его присутствие с нами, - тогда мы истинно почитаем Бога,то есть выражаем свое Богопочитание.
Таким образом, первая заповедь в известной мере содержит в себе остальные заповеди. Или остальные заповеди объясняют, как исполнять первую заповедь.
Грехами против первой заповеди являются:
Безбожие (атеизм) - когда человек отрицает существование Бога (например: коммунисты).
Многобожие: почитание многих богов или идолов (дикие племена Африки, Южной Америки и др.).
Неверие: сомнение в Божественной помощи.
Ересь: искажение той веры, которую нам дал Бог. В мире существует множество сект, учение которых придумано людьми.
Богоотступничество: отречение от веры в Бога или от христианства из-за страха или расчетов получить награду.
Отчаяние - когда люди, забывая, что Бог устраивает всё к лучшему, начинают недовольно роптать или даже покушаются закончить свою жизнь самоубийством.
Суеверие: вера в разные приметы, звезды, гадания.

Вторая заповедь Ветхого Завета.

"Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им."

Евреи почитают золотого тельца, которого сами сделали.
Эта заповедь была написана тогда, когда люди были очень склонны почитать разных идолов и обоготворяли силы природы: солнце, звёзды, огонь и т.д. Идолопоклонники сооружали себе идолов, изображающих их ложных богов, и поклонялись этим идолам.
В наши дни такое грубое идолопоклонство почти не существует в развитых странах.
Однако, если люди всё своё время и силы, все свои заботы отдают чему-то земному, забывая семью и даже Бога, такое поведение тоже является своего рода идолопоклонством, что запрещается этой заповедью.
Идолопоклонством является чрезмерная привязанность к деньгам и богатству. Идолопоклонством является постоянное чревоугодие, т.е. когда человек только о том и думает, только тем и занимается, чтобы много и вкусно поесть. Наркомания и пьянство тоже относятся к этому греху идолопоклонства. Нарушают также вторую заповедь гордые люди, которые хотят всегда быть центром внимания, хотят, чтобы все их почитали и беспрекословно слушались.
В то же время вторая заповедь не запрещает правильно почитать святой Крест и святые иконы. Не запрещает потому, что, почитая крест или икону, где изображен истинный Бог, человек воздает честь не дереву или краске, из которых эти предметы сделаны, а Иисусу Христу или святым, которые на них изображены.
Иконы напоминают нам о Боге, иконы помогают нам молиться, потому что душа наша так устроена, что на что мы смотрим, о том и думаем.
Почитая святых, изображенных на иконах, мы не воздаем им одинакового почитания как равным Богу, а молимся им как нашим покровителям и молитвенникам перед Богом. Святые - это наши старшие братья. Они видят наши трудности, видят нашу слабость и неопытность и помогают нам.
Сам Бог показывает нам, что Он не запрещает правильное почитание святых икон, напротив - Бог являет через святые иконы помощь людям. Существует множество чудотворных икон, например: Курской Божией Матери, плачущие иконы в разных частях света, множество обновившихся икон в России, Китае и других странах.
В Ветхом Завете Сам Бог повелел Моисею сделать золотые изображения херувимов (Ангелов) и поместить эти изображения на крышке Ковчега, где хранились скрижали с написанными на них заповедями.
Изображения Спасителя с древнейших времен почитаются в христианской Церкви. Одно из таких изображений - образ Спасителя, называемый "Нерукотворный." Иисус Христос приложил к своему лицу полотенце, и изображение лица Спасителя чудесным образом осталось на этом полотенце. Больной царь Авгарь, как только прикоснулся к этому полотенцу, исцелился от проказы.

Третья заповедь Ветхого Завета.

"Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно."

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Имя Божие произносится напрасно, когда употребляется в пустых разговорах, шутках, играх.
Этой заповедью запрещается вообще легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию.
Грехами против этой заповеди являются:
Божба: легкомысленное употребление клятвы с упоминанием имени Божиего в обыкновенных разговорах.
Богохульство: дерзкие слова против Бога.
Кощунство: неблагоговейное обращение со священными предметами.
Запрещается здесь также нарушение обетов - обещаний, данных Богу.
Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве или при изучении Священного Писания.
Надо всячески избегать рассеянности в молитве. Для этого необходимо понимать смысл молитв, которые мы произносим дома или в храме. Надо перед тем, как говорить молитву, даже немного успокоиться, подумать, что мы собираемся беседовать с вечным и всемогущим Господом Богом, перед Которым даже ангелы предстоят с трепетом; и, наконец, произносить молитвы не спеша, стараясь, чтобы наша молитва была искренней - исходила прямо из нашего ума и сердца. Такая благоговейная молитва угодна Богу, и Господь по вере нашей даст нам те блага, которые мы просим.

Четвертая заповедь Ветхого Завета.

"Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все твои дела, а день седьмой - день покоя - да будет посвящен Господу Богу твоему."

Слово "суббота" по-еврейски значит покой. Так этот день недели назывался, потому что в этот день запрещалось работать или заниматься житейскими делами.
Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими обязанностями, а седьмой день посвящать Богу, т.е. в седьмой день совершать святые и угодные Ему дела.
Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Священного Писания и Закона Божия, размышления о Боге и о цели своей жизни, благочестивые разговоры о предметах христианской веры, помощь бедным, посещение больных и другие добрые дела.
В Ветхом Завете праздновалась суббота в воспоминание окончания сотворения Богом мира. В Новом Завете со времени св. апостолов стал праздноваться первый день после субботы, воскресенье - в воспоминание Воскресения Христова.
В воскресный день христиане собирались на молитву. Читали Священное Писание, пели псалмы и причащались на литургии. К сожалению, теперь многие христиане не такие усердные, как в первые века христианства, и многие стали реже причащаться. Тем не менее никогда нельзя забывать, что воскресный день должен принадлежать Богу.
Нарушают четвертую заповедь те, кто ленится и в будние дни не работает или не исполняет своих обязанностей. Нарушают эту заповедь те, кто по воскресеньям продолжает работать и не идет в церковь. Нарушают эту заповедь и те, что хотя и не работает, но проводит воскресенье в одних забавах и играх, не думая о Боге, о добрых делах и о спасении своей души.
Кроме воскресений христиане посвящают Богу и некоторые другие дни года, в которые Церковь отмечает великие события. Это так называемые церковные праздники.
Самым великим нашим праздником является Пасха - день Воскресения Христова. Это "праздников праздник и торжество из торжеств."
Есть 12 великих праздников, именуемых двунадесятыми. Некоторые из них посвящены Богу и называются Господскими праздниками, другие из них посвящены Божией Матери и называются Богородичными праздниками.
Господские праздники: (1) Рождество Христово, (2) Крещение Господне, (3) Сретение Господне, (4) Вход Господень во Иерусалим, (5) Воскресение Христово, (6) Сошествие Святого Духа на апостолов (Троица), (7) Преображение Господне и (8) Воздвижение Креста Господня. Богородичные праздники: (1) Рождество Божией Матери, (2) Введение во храм Пресвятой Богородицы, (3) Благовещение и (4) Успение Божией Матери.

Пятая заповедь Ветхого Завета.

"Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле."

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за это обещает благополучную и долгую жизнь.
Почитать родителей значит: любить их, быть почтительными к ним, ни оскорблять их ни словами, ни поступками, повиноваться им, помогать им в повседневных трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу как при их жизни, так и после смерти.
Грех непочитания к родителям есть великий грех. В Ветхом Завете кто говорил плохие слова на отца или мать, тот наказывался смертью.
Наряду с родителями мы должны почитать и тех, кто в каком-либо отношении заменяет нам родителей. К таким лицам принадлежат: епископы и священники, заботящиеся о нашем спасении; гражданские власти: президент страны, губернатор штата, полицейские и все вообще из тех, на ком лежит обязанность поддерживать порядок и нормальную жизнь в стране. Также надо поэтому почитать учителей и всех людей старше нас возрастом, которые имеют опыт в жизни и могут нам дать добрый совет.
Грешат против этой заповеди те, кто не уважает старших, в особенности стариков, кто с недоверием относится к их замечаниям и наставлениям, считая их людьми "отсталыми," а их понятия "отжившими." Бог сказал: "Перед лицем седого вставай и почитай лицо старца" (Лев. 19:32).
Когда младший встречается со старшим, младший должен первый поздороваться. При входе учительницы в класс ученики должны встать. Если в автобус или поезд войдет престарелый человек или женщина с ребенком, то молодой человек должен встать и уступить своё место. Когда слепой человек хочет перейти улицу, надо ему помочь.
Только в том случае, когда старшие или начальники требуют от нас исполнить что-либо против нашей веры и закона, мы не должны им повиноваться. Закон Божий и послушание Богу являются высшим законом для всех людей.
В тоталитарных странах начальники иногда издают законы и дают распоряжения, противоречащие Закону Божию. Иногда они требуют от христианина, чтобы он отрёкся от своей веры или делал что-то против своей веры. Христианин в таком случае должен быть готов пострадать за свою веру и за имя Христово. Бог обещает в награду за эти страдания вечное блаженство в Царстве Небесном. "Претерпевший до конца, спасется... Кто отдаст жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот снова приобретет ее" (Матф. 10-ая глава).

Шестая заповедь Ветхого Завета.

"Не убей."

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, т.е. отнятие жизни у других людей, а также и у самого себя (самоубийство) каким бы то ни было образом.
Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать.
Самоубийство есть самый страшный грех потому, что в этом грехе заключается отчаяние и ропот на Бога. А кроме того, после смерти нет возможности покаяться и загладить свой грех. Самоубийца обрекает свою душу на вечное мучение в аду. Чтобы не отчаиваться, надо всегда помнить, что Бог нас любит. Он наш Отец, Он видит наши трудности и имеет достаточно сил, чтобы нам помочь даже в самой трудной ситуации. Бог по Своим премудрым планам попускает нам иногда пострадать от болезни или какой-нибудь неприятности. Но надо твердо знать, что Бог всё устраивает к лучшему, и постигшие нас скорби Он обращает к нашей пользе и спасению.
Нарушают шестую заповедь несправедливые судьи, если осуждают подсудимого, невинность которого им известна. Всякий, кто помогает другим совершать убийство или помогает убийце скрыться от наказания, также нарушает эту заповедь. Нарушает эту заповедь и тот, кто ничего не сделал, чтобы избавить ближнего от смерти, когда вполне мог бы это сделать. Также тот, кто тяжёлым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих работников и тем ускоряет их смерть.
Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, ненавидит ближних и причиняет им скорбь своею злобой и словами.
Кроме телесного убийства, есть и еще другое страшное убийство: это духовное убийство. Когда человек соблазняет другого на грех, этим он духовно убивает своего ближнего, потому что грех есть смерть для вечной души. Поэтому нарушают шестую заповедь все те, кто распространяет наркотики, соблазнительные журналы и фильмы, кто учит других, как делать зло или подает плохой пример. Нарушают это заповедь и те, которые распространяют безбожие, неверие, колдовство и суеверия среди людей; грешат те, которые проповедуют разные экзотические верования, противоречащие христианскому вероучению.
К сожалению, приходится в некоторых исключительных случаях допускать убийство для прекращения неизбежного зла. Например, если неприятель напал на мирную страну, воины должны защищать свою родину и свои семьи. В таком случае воин не только убивает по необходимости, чтобы спасти своих близких, но и сам ставит свою жизнь в опасность и жертвует собой ради спасения своих ближних.
Также судьям приходится иногда осуждать на смерть неисправимых преступников, чтобы спасти общество от их дальнейших преступлений против людей.

Седьмая заповедь Ветхого Завета.

"Не прелюбодействуй."

Седьмой заповедью Господь Бог запрещает нарушение супружеской верности и всякую незаконную и нечистую связь.
Вступившие в брак муж и жена дали обещание жить вместе всю жизнь и делить вместе как радости, так и горести. Поэтому этой заповедью Бог запрещает разводиться. Если у мужа и жены разные характеры и вкусы, они должны прилагать все усилия, чтобы сглаживать то, что у них разное, а единство семьи ставить выше личных выгод. Развод есть не только нарушение седьмой заповеди, но и преступление против детей, которые остаются без семьи и после развода часто вынуждены бывают жить в чуждых для них условиях.
Неженатым Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Надо избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувства: плохие слова, нескромные шутки, бесстыдные анекдоты и песни, буйную и возбуждающую музыку и танцы. Надо избегать соблазнительных журналов и фильмов, а также чтения безнравственных книг.
Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши "суть члены Христовы и храмы Духа Святого."
Самым страшным грехом против этой заповеди является противоестественная связь к лицам одинакового пола. В наши дни даже регистрируют своего рода "семьи" между мужчинами или между женщинами. Такие люди часто гибнут от неизлечимых и страшных болезней. За этот страшный грех Бог полностью уничтожил древние города Содом и Гоморру, о чем рассказывает нам Библия (гл. 19).

Восьмая заповедь Ветхого Завета.

"Не кради."

Восьмой заповедью Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.
Грехами против этой заповеди могут быть:
Обман (т.е. присвоение чужой вещи хитростью), например: когда уклоняются от платежа долга, утаивают найденное, не разыскивая хозяина найденной вещи; когда обвешивают при продаже или дают неправильную сдачу; когда не дают положенную плату рабочему.
Воровство - похищение чужой вещи.
Грабительство - отнятие чужой вещи насилием или при помощи оружия.
Нарушают эту заповедь также те, кто берет взятки, то есть берет деньги за то, что должен был бы сделать по обязанности своей службы. Нарушают эту заповедь те, кто притворяется больным, чтобы, не работая, получать деньги. Также те, кто нечестно работает, делает кое-что напоказ при начальстве, а когда его нет, бездельничает.
Этой заповедью Бог нас учит честно трудиться, быть довольными тем, что у нас есть, и не стремиться к большому богатству.
Христианин должен быть милосердным: часть своих денег жертвовать церкви и бедным людям. Все, что человек имеет в этой жизни, не принадлежит ему навеки, а дается человеку Богом для временного пользования. Поэтому надо делиться с другими тем, что у нас есть.

Главная заповедь человека: Люби ближнего как самого себя

Возлюби ближнего своего, как самого себя — выражение из Библии. Современная западная цивилизация не случайно зовётся иудо-христанской, потому что все нравственные законы, значение которых не страхом, а высоким сознанием регулировать отношения между людьми, подняты из недр иудаизма: «не делай ближнему того, чего не желаешь себе», «не судите, не судимы будете», «почитай отца твоего и мать твою». — из того же источника

Книга «Левит», глава 19

………………………………….
11. Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
12. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
13. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
14. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.
15. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
16. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
17. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
18. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
…………………………………..

Книга «Левит» — третья книга Пятикнижья (Торы). В Иудаизме ещё зовется Священным уставом. Определяет религиозно-культовую сторону жизни народа Израиля. Состоит из 27 глав. Глава 19 представляет собой свод этических предписаний, которым следует руководствоваться в повседневности: «Святы будьте, потому что свят Я Господь, Бог ваш» (19:2). Точной даты создания книги «Левит» не существует. Но считается, что написана она была не позднее 900 лет до н. э.

    Духовная и моральная заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» прозвучала впервые в мире именно в книге «Левит» и оттуда перешла в христианство

22:35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
22:36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
22:38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
22:39 вторая же подобная ей:
22:40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки
(Евангелие от Матфея, 22:35-40 )

    12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
    12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
    12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
    12:31 Вторая подобная ей: . Иной большей сих заповеди нет
    (Евангелие от Марка 12:28-31 )

13:8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
13:9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: .
13:10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона
(Послание апостола Павла к Римлянам 13:8-10 )

Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

«Как замечательно говорил Иисус Христос ― возлюби ближнего своего!» (С. Довлатов «Записные книжки»)
«И кажется, что одна идея витает над человеческим родом многие века, и название этой идеи ― «возлюби ближнего своего больше, нежели самого себя» (Т. Доронина «Дневник актрисы»)
«Лицемерие его проявилось, когда он стал призывать нас следовать Евангелию и исполнять заповедь: «Возлюби ближнего своего…»
(В. Шульгин «Последний очевидец»)
«Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя», ― сказал Христу законник» (Л. Толстой «Путь жизни»)

"Десятисловие" или "Десять заповедей", которые были написаны на горе Синай на двух каменных скрижалях, дошли до нас в неизменном виде. По своему содержанию они состоят из двух частей, из которых первая часть (заповеди 1-4) касается отношений людей к Богу, вторая же часть (5 - 10) - отношений людей друг с другом.
Обе части отражают нравственную сущность и любовь к Богу.

И так, Отношение человека к Богу 1- 4 заповедь.

(1-я заповедь) - Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

1-я Заповедь утверждает веру в Бога. Бог вывел Израиль с величайшими чудесами: Он разделил Чермное море (Красное море) и вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской.
Царь Соломон у берегов Чермного моря поставил столбы в честь перехода евреев через море, один столб находится в музее а второй все еще стоит у Берегов Красного моря.

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

Израильтяне были избранным народом Божьим, но Бог уточняет, люди принявшие Иисуса Христа становятся детьми Божьими.

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал.3:11-29)

Да не говорит сын иноплеменника,(*иноплеменник -Человек, принадлежащий к другому племени, к чужой народности*) присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа ", Исаия, глава 56;1-8

2-я Заповедь запрещает веру в других богов.

(2-я заповедь) - Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня или быть нарисованным на бумаге. Попытка сделать это унижает Его.

Когда Бог говорил " Не делай себе и никакого изображения " он под этим подрузамевал одну опастность, к сожалению сатана может спокойно использовать любые изображения и неважно, что на ней нарисовано.

Я лично изучал такие случаи и могу с предосторожностью сказать, не имейте никаких святых изображении в них действительно могут селиться нечистые силы. Примером я могу назвать историю из Соединенных штатов, которая меня потрясла. Так-же знаком с многочисленными историями из России и Европы.

3-я Заповедь запрещает произносить имя Бога напрасно.

(3-я заповедь) - Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я Заповедь утверждает послушание Богу.

(4-я заповедь) - Помни день субботний,чтобы святить его;
шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему:

Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

Появилась и проблема – очень старательно не упоминать то, что Первая Церковь естественно соблюдала субботу. Обычно церковь объясняет, что это Иисус отменил Четвертую Заповедь (только в Первой Церкви об этом еще не знали), и сразу становятся виновны в нарушении еще одной Заповеди. Это и является причиной отмены Заповеди – самое обычное нежелание иметь ничего общего ни с евреями, ни с еврейскими обычаями. А ведь Иисус, Его мать, все Апостолы были Евреями.

(5 - 10) - отношений людей друг с другом

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь : «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего - значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого - значит попытаться встать на место Бога.

В се действия, сокращающие жизнь, - дух ненависти, мести, злобные чувства - являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь : «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз - изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель - сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь : «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь : «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение - является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь : «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа - значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

«Ничего не делайте по любопрению» . Апостол внушает затем и излагает способ, как этого достигнуть. «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» . Вот что, как я всегда говорю, составляет причину всех зол; вот откуда брани и ссоры, откуда клеветы и препирательства, откуда охлаждение любви, – когда мы пристрастимся к славе человеческой, когда сделаемся рабами чести, воздаваемой толпой. Раб славы не может быть истинным рабом Божьим. Итак, скажут, как же можем мы избегнуть тщеславия? Ты еще нам не показал пути. Слушай следующее: «но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» . О, какое предложил он правило, исполненное всякого любомудрия, и какое руководство для нашего спасения! Если ты предполагаешь, говорит, что другой лучше тебя и уверишься в том; а еще более, если не на словах только, но и совершенно убежден в том, и честь ему воздаешь, – то не будешь чувствовать неудовольствия, видя, что другой почитает того, кому ты воздаешь честь. Итак, почитай другого не просто лучшим себя, но и высшим, – что означает великое превосходство, – и для тебя не будет ни странно, ни больно видеть (другого) почитаемым; даже, если он и обидит тебя, ты перенесешь великодушно, потому что ты признал его лучшим себя; бранить ли тебя он станет, – снесешь; зло ли какое причинит, – стерпишь молча. Когда ты однажды в душе своей совершенно убедился, что он лучше тебя, то не будешь гневаться, какое бы зло ни сделал он тебе, не будешь и завидовать ему. Тем, которые гораздо выше, никто не завидует, потому что каждый думает, что высшим все принадлежит.

Здесь (апостол) поучает держаться такого расположения духа. Если же, говорит он, и другой, получивший от тебя такую честь, будет в подобном же расположении к тебе, то представь, какая это будет двойная стена благодушия.

Беседы на послание к Филиппийцам.

Свт. Феофан Затворник

ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще

«Потребовал Апостол единодушия; теперь говорит, как достигнуть его» (святой Златоуст).

Ничтоже по рвению или тщеславию . – Рвение , когда кто рвется из всех сил, чтоб опередить других; разжигает же его к этому тщеславие. «Рвение , – вот что есть. – Когда кто говорит: понатужусь, чтоб не превзошел меня тот-то и тот-то. Материю такой ретивости выставляет Апостол тщеславие. Кто ищет славы человеческой, чего-чего не делает он для достижения ее» (блаженный Феофилакт).

Тщеславие разжигает больше и больше отличаться тем, чем думает кто славу людскую заслужить. Как это только имеется в виду, то взглянуть на сторонних людей и некогда, отчего нередко задевают их за живое: вот и оскорбление и разлад. «Я всегда говорю, – говорит святой Златоуст, – что это причиною всех зол. Отсюда брани и ссоры, отсюда клеветы и любопрения, отсюда охлаждение любви, когда любим славу человеческую, когда бываем рабами чести, воздаваемой народом. Ибо раб славы не может быть рабом Божиим. – Как же можем мы избегнуть тщеславия? Слушай следующее: но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще . Какое исполненное всякого любомудрия правило и какое руководство для нашего спасения предложил он! Если ты представляешь, говорит, что другой лучше тебя, и уверишь себя в том; а еще более, если не говоришь только это, но и совершенно убежден в том и честь ему воздаешь: то не будешь чувствовать неудовольствие, видя, что другой почитает его. Итак, почитай другого не просто лучшим себя, но и высшим (что означает великое превосходство), и для тебя не будет ни странно, ни больно видеть другого почитаемым; даже если он и обидит тебя, ты перенесешь великодушно, потому что ты признал его. лучшим себя. Бранить ли он тебя станет, снесешь; зло ли какое причинит, стерпишь молча. Ибо когда ты однажды в душе своей совершенно убедился, что он лучше тебя; то не будешь гневаться, какое бы зло ни сделал он тебе, не будешь и завидовать ему. Ибо тем, которые гораздо выше, никто не завидует; поелику каждый думает, что высшим все принадлежит. - Так будет, если ты смиренно расположен в отношении к другому. Когда же и другой, получивший от тебя такую честь, будет в подобном же расположении к тебе; то представь, что из сего составится сугубый оплот для взаимного снисхождения. Пока ты считаешь другого достойным почтения и он – тебя в равной мере; то не произойдет никогда ничего неприятного. Ибо если такое поведение со стороны одного сильно истребит всякую раздражительность, то, при взаимном таком расположении, кто разрушит такую твердыню? Ни сам диавол. Потому что составится тройное укрепление, четверное и больше. Ибо смиренномудрие есть причина всего доброго».

Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Исаак Сирин

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Вопрос. Если достиг кто сердечной чистоты, что служит ее признаком? И познает ли когда человек, что сердце его достигло чистоты?

Ответ. Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем. Ибо как исполниться слову апостольскому, по которому должны мы всех равно от искреннего сердца честию больших себе творить , если не будет сказанного, что доброе око не узрит зла (см.: Авв. 1:13)?

Слова подвижнические. Слово 21.

Прп. Ефрем Сирин

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Прп. Иоанн Пророк

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Когда ты пойдешь куда-нибудь с ближним и видишь, что помысл твой желает, чтобы тебя почтили более собрата, а не желаешь преимущественно, чтобы он был почтен наравне с тобою, - тогда ты не любишь его, как самого себя, ибо апостол говорит: друг друга честию больша себе творяще .

Руководство к духовной жизни. Вопрос 336.

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 3-5 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе

Замечательна и ясна апостольская мысль. Но если она тебе кажется глубокою и неудобопонятною, то попытаюсь объяснить ее вкратце. Апостол, побуждая к смиренномудрию и сказав: друг друга честию больша себе творяще, присовокупил: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе , Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим (Фил. 6-7) .

Посему, если Он не был равен Отцу, если только, оттого, что был послушливым повелению Большего, сделал Он то, что Им соделано, то излишен пример. Если же равен, как и действительно равен, то сказанное совершенно соответствует и прямо относится к смиренномудрию. Если бы быть равным почитал Он для Себя неожиданным приобретением, то не смирил бы Себя, чтобы унижение не сделалось предосудительным, не задело достоинство.

Но поскольку равен был по естеству, и высокое рождение Ему принадлежало по существу, а не было даровано по благости, то не отказался смирить Себя. Ибо раб, даже получивший свободу и удостоенный всыновления, почитая достоинство сие похищенным или нечаянным обретением, не согласится исполнить дело служителя. Настоящий же сын, у которого благородство и достоинство прирожденные, не откажется исполнить что-либо подобное, так как вовсе не может быть места никакому подозрению. Для первого прежнее рабство порождает подозрение о низости его; по отношение же к другому прирожденное благородство не допускает и родившегося подозрения; первый может лишиться всыновления, а другой никогда не утратит прирожденного благородства и достоинства.

Письма.

Прп. Нил Синайский

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага, чтобы за сие и Бог нас восхвалил, и люди одобрили, называя нас приветливыми. Ибо и Апостол повелевает нам «друг друга честию больша себе» творить (Фил. 2:3) . Неисполнение сего, разумею обычай предупреждать других приветствием, расторгло много дружеских связей, причинило многие вражды. А тщательное исполнение прекратило долговременные брани, уничтожило непримиримые вражды, теснее связало между собою искренних друзей и увеличило взаимную привязанность.

Письма на разные темы. Доместику Димитрию.

Прав. Иоанн Кронштадтский

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

О, апостоле Христов! Испроси ты нам у Бога благодать обращаться нам так друг с другом. Мы, к несчастию, все тщеславны и горды: не любим возвышать пред собою других, а пред другими – себя. Даруй ты нам эту заботливость об общей пользе.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феофилакт Болгарский

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию

Ничего, говорит, не делайте по зависти или соперничеству, что бывает, когда мы говорим: вот, я поднатужусь, чтобы меня не превзошел такой-то; в этом именно и состоит любопрение (έριθεία). Затем апостол матерью такой ревности выставляет тщеславие, потому что из последнего рождается первая. Когда мы ищем славы человеческой, чего мы для нее не делаем?

но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Теперь апостол показывает нам путь, которым мы можем избежать тщеславия, и предлагает спасительное для нас учение. Если, говорит, ты представишь себе, что другой не просто больше тебя, но чрезмерно тебя превосходит и, по великому смирению, убежден будешь, что это подлинно так, то ты его всячески будешь почитать. Поступая так, ты не огорчишься, когда увидишь, что и другие его почитают, даже если бы он стал тебя поносить или бить, ты терпеливо перенесешь; потому что ты, признав его высшим себя, не будешь и завидовать ему; потому что зависть бывает к равным, а не к тем, за которыми мы признали преимущество. И тот, в свою, очередь, будет думать, что ты превосходнее его, и вот настанет между вами полный мир.

Толкование на послание к Филиппийцам святого апостола Павла.

Марий Викторин

ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя

Павел говорит: . Ведь многие по необходимости или по собственному желанию предаются любопрению . Павел и в том, и в другом случае называет это любопрением , стремясь, чтобы к нему не было ни необходимости, ни желания, потому что и то и другое порочно. Иные (люди) впадают в любопрение из любви, иные же таковы, что склонны к нему по природе. Поэтому тут добавлено: ничего не делайте по любопрению .