Вращения на середине зала на уроках народного танца. Хлопушки и присядки (мужской класс), техника вращений (женский класс) в народном танце

Каждому, кто занимается танцами (а особенно такими стилями, как сальса, румба, аргентинское танго и др.), будет интересно узнать некоторые тонкости и секреты исполнения танцевальных па. Особенно это касается такого сложного элемента, как вращение. Поговорим о том, как же все таки правильно вращать партнершу, чтобы она не упала и никуда не улетела)). А девушкам будет интересно узнать: как удержаться при вращениях и при этом отлично выглядеть в танце. Конечно речь здесь пойдет не о одинарных поворотах, а о двойных, тройных и более.

Кружимся и кружимся

Как правило, девушки очень любят похвастать своим умением классно танцевать. А если у нее отлично получается вращение, то можете быть уверены, что ваша партнерша просто ждет не дождется, когда вы ее закружите.

Можно даже сказать так: все девушки (касательно вращений в танце) делятся на 2 категории - те кто умеет и любит крутиться, и те кто любит, но еще не научился.

Именно поэтому, во время исполнения танца со знакомой партнершей, если вы знаете, что она легко делает двойной оборот, попробуйте закрутить ее третий раз. Не останавливайтесь на достигнутом.

Однако не следует переусердствовать с вращениями. Новичков вращать сильно не рекомендуется, поскольку падения - очень часто приводят к травмам. Количество поворотов является показателем уровня пары, а отсутствие падений - показатель уровня партнера.

Техника исполнения и ведения в повороты (для партнера)

  1. Внимательно наблюдайте за тем, что происходит вокруг. Особенно это актуально во время дискотеки, где часто можно встретить множество личностей навеселе. Если они толпятся возле вашей пары, лучше отойти подальше.
  2. Наблюдайте за стабильностью партнерши до, во время и после поворота. Если ее начинает заносить, то скорее всего проблема в ней. В таком случае следует уменьшить количество и интенсивность поворотов. Однако же, если опытные партнерши, во время танцев с вами теряют стабильность, то скорее всего дело именно в вас. И самое главное, если партнерша начинает падать, ловите ее, во что бы то ни стало!
  3. Обязательно учитывайте музыкальный темп. Для каждого поворота должен быть хотя бы один или два счета.
  4. От подготовки к выполнению поворота зависит 70% успеха, а потому подготавливать данное движение следует с особой тщательностью.
  5. Заранее рассчитывайте количество, выполняемых партнершей, поворотов. Нет ничего хуже, чем партнер, не уверенный в себе и своих замыслах.
  6. Серьезно отнеситесь к завершению поворота. Завершая движение, дайте понять партнерше, что этот поворот последний. Вовремя опустите ее руку, чтобы девушку не занесло.
  7. Перед выполнением следующих движений, дайте партнерше отдохнуть. Не начинайте сразу входить в цикл следующих сложных фигур, поскольку девушка может потерять равновесие. Дайте ей отдышаться, сделайте бейсик или приобнимите ее, не останавливая танец. Партнерша по достоинству оценит вашу заботу.

На тренировках и соревнованиях приходится многократно выполнять повороты у бортика. Хорошо и быстро выполненные повороты позволяют сохранить и увеличить скорость прохождения дистанции.

При плавании кролем на груди и на спине пловец должен коснуться бортика при повороте и на финише любой частью тела. При плавании брассом и баттерфляем по правилам, пловец должен коснуться бортика при повороте и на финише обязательно двумя руками!

Виды поворотов в плавании:

  1. Поворот маятник (используют в брассе и баттерфляе);
  2. Сальто поворот (кроль на груди и на спине);
  3. Простой закрытый поворот;
  4. Простой открытый поворот.

Поворот маятник:

  • Пловец подплывает к бортику касается рукой (например, правой) напротив другого плеча (левого).
  • Опираясь правой рукой о стенку, делает вдох;
  • Далее опускает лицо в воду, повернувшись налево. Приняв положение группировки, согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах. Во время вращения левая рука выполняет гребок под водой по дуге направо тем самым помогая вращению тела пловца.
  • Поставить ноги на стенку бассейна, руки выпрямить, голова между ними; далее оттолкнуться от стенки.

Техника выполнения сальто поворота в кроле на груди

Представляет собой кувырок вперёд с боковым поворотом на 45 градусов.

Фазы сальто поворота в кроле на груди: приближение к стенке бассейна, вращение, отталкивание, скольжение, выход на поверхность.

1. Приближение к стенке бассейна . Видя стенку бассейна пловец должен скоординировать свои действия, чтобы не потерять скорость на повороте. Перед поворотом пловец выполняет последний длинный гребок без вдоха (обычно правой рукой).

3. Отталкивание. После постановки стоп на стенку бассейна, сразу же начинается фаза отталкивания.

4. Скольжение. Пловец скользит с выпрямленными руками и ногами, голова между рук, и как только скорость достигнет соревновательной начинается работа ногами, и с первым гребком тело появляется на поверхности воды.

Сальто поворот в плавании кролем на спине

Поворот в плавании на спине начинается за 2 гребка до стенки бассейна.

1. Первый из гребков (левой руки) начинается ещё лёжа на спине. Далее совершается переворот на грудь одновременно с проносом (правой) руки и последующим вторым гребком (правой рукой), подтягивая себя к стенке бассейна.

3. Отталкивание. Сразу после отталкивания руки и ноги выпрямляются. Отталкивание должно быть направленно вниз для лучшего скольжения и дельфинообразных движений туловищем

4. Выход на поверхность воды и работа ногами. В конце скольжения по достижении соревновательной скорости начинают работать ноги и далее с появлением над водой выполняется мощный гребок.

Простой закрытый поворот

1. В последнем гребке перед стенкой бассейна сделать вдох, опустить голову в воду и коснуться рукой стенки бассейна.

2. Одновременно с касанием стенки бассейна подтягиваются ноги в положение группировки. Другая рука не касаясь стенки бассейна, выполняет вращательные движения, помогающие быстро выполнить поворот.

3. После постановки стоп на стенку бассейна начинается отталкивание, руки вместе перед собой, голова между ними опущена вниз.

4. По достижению соревновательной скорости пловец выходит на поверхность и начинается работа руками и ногами.

Простой открытый поворот

Открытый простой поворот похож на закрытый, но единственное отличие это то, что голова в воду не опускается и находится над водой

"В обще то я могу сделать 60 пируэтов, в хороший день", - заявляет с улыбкой молодая 12-летняя обладательница рекорда по последовательным вращениям (серии пируэтов без остановки), София Лучия.

София Лучия побила рекорд по количеству пируэтов (55) и вписала свое имя в "книгу Рекордов Гинесса" 30 марта 2013 года. Примечательно, что во время вращения на ней были не простые или , а обувь для степа фирмы Capezio.

Предлагаем вам посмотреть видео на котором запечатлен рекорд:

Ну так как, вы хотите узнать секреты вращения, которыми поделилась София Лучия и улучшить свои личные достижения во вращении пируэтов?

#1. Осанка

Вращения выполняют с подтянутым и ровным корпусом, "копчик втянуть", "шея длинная", подбородок смотрит на верх. Это поможет вам выравнять баланс и подтянуть ось, необходимую для долговременных вращений. "Мой первый совет для танцовщиков, кто действительно хочет добиться впечатляющих результатов - Я занимаюсь балетом более 15 часов в неделю, посещаю пилатес и частные джазовые уроки. Считаю, что это помогает мне быть в отличной форме, что в свою очередь помогает мне вращаться так долго, насколько хватает форса и насколько позволяет танцевальная обувь." - говорит София Лучия.

#2. Точка

Все танцоры знают, что для вращения нужно "держать точку", но вот интересно, в состоянии ли вы менять точку достаточно быстро? Для того, чтобы вращаться долго и много, вам нужно тренировать резкую и молниеносную смену точки. Точку следует держать на уровни ваших глаз и чуть выше. Не смотрите на пол, а то вы там и окажетесь.

#3. Выравнивание (крест)

"Следует сконцентрироваться на выравнивании линии плеч с линией таза, они должны быть параллельны." - объясняет София Люсия. Если во время начала вращений не выровнять линии плеч и таза, вы не сможете поймать баланс и ваше вращение будет не долгим, максимум 3 пируэта. Для этого следует тренироваться у зеркала, встаньте в релеве и убедитесь, что линии плеч и таза (бедер) параллельны.

Так же, перед зеркалом, следует контролировать положение тела, станьте боком и убедитесь, что вы не наклонены вперед или не откинуты слишком назад.

#4. Баланс

Выполняя пируэты, вы балансируете на полупальце (релеве), практикуйте баланс без вращения. Если вы не можете простоять на полупальце не вращаясь, значит и в повороте вы не устоите. Практикуйте баланс на полупальцах без вращения, тренируйте и левую и правую ногу, следует стоять по восемь счетов в очень медленном темпе, это укрепит вашу ось.

Какие типы вращения вы тренируете, классические выворотные или джазовые закрытые? Тренируйте каждые из типов балансировки пока не сможете, вам это пригодится в карьере танцовщика, в современных шоу-группах используют все виды техник. Что бы было интересней и не так скучно, устройте соревнование с друзьями по классу - кто простоит дольше в позиции пируэта без вращения?

#5. Ваш большой палец

Куда смотрит ваш палец при вращении? Если ваш палец не смотрит в туже сторону, что и колено, такое вращение считается не правильным и вы не сможете добиться мульти-вращения. Встаньте на полупалец и убедитесь, что вы не "косолапите", что большой палец смотрит туда же куда и колено. Нет ничего хуже, чем косолапый танцор!

Если стопа расположена правильно, вес распределяется тоже правильно и вы сможете выстроить лучшую ось для вращения. Убедитесь, что во время вращения вы не прыгаете на полупальце, не "играете" вниз и вверх и ваш подъем натянут максимально. На протяжении всего вращения следует стоять на максимальном возможном полупальце.

#6. Используйте танцевальный пол (паркет)

Отталкивайтесь от пола из глубокого плие со всей силой, что бы задать максимально возможную энергию вращения. Представьте игрушку на пружинке "Чертик в коробке", вы нажимаете ее вниз в коробку а когда открываете, она как бы выстреливает с максимальной силой вверх при этом вы направляете эту энергию во вращение при помощи рук.

Отталкивайтесь из плие с достаточным усилием, что бы встать на полупалец и вытянуть колено, и конечно же не больше чем нужно, а то можно не устоять.

Так же, существует техника, при которой во время выполнения плие, танцовщик делает выдох и затем краткий вдох во время первого поворота, что позволяет усилить момент вращения используя дополнительный форс.

#7. Соответствующая обувь

София Лучия (Sophia Lucia) установила рекорд по количеству пируэтов в туфлях для степа от всемирно известного бренда Capezio. Она обнаружила, что гладкая металлическая поверхность пластины на носке, позволила ей вращаться без особого трения о пол. Таким образом, в зависимости от хореографии, одевайте специализированную . Без обуви делать вращение не рекомендуется, можно счесать кожу на подушечках стоп.

#8. Руки

Вы заметили, что совершая серию пируэтов, руки в последующих поворотах ближе к телу чем в первом повороте? Совершенно верно! Во время серии пируэтов очень важно не растерять энергию вращения, для этого танцовщик должен умело собирать руки к корпусу, распределить энергию на каждый поворот, так, что бы в каждом последующем руки были немного ближе чем в предыдущим. Попробуйте на практике, если руки не сводить, то и вращение будет не быстрым и не долгим, а если резко забрать руки к телу, то вы резко закрутитесь с большей скоростью.

Вращения в , которые добавляют программе разнообразия и позволяют выступающему продемонстрировать, как он сохраняет равновесие в позициях разной сложности. Правильность их выполнения зависит от собранности спортсмена и соблюдения им ряда требований.

Опорные вращения (пируэты) часто демонстрируются в 5 основных позах.

Поза Описание
Винт (USp) Выступающий кружится, скрестив ноги и сложив руки в области груди. Затем, маховую конечность нужно опустить и выпрямить. Винт самый быстрый способ выполнения пируэтов (возможная скорость от 2 оборотов ежесекундно).
Заклон (LSp) Для заклона характерен сильный прогиб туловища назад или в сторону.Голову нужно откинуть. Маховую ногу отводят назад, «вывернув» ее наружу.Специфика такого положения становится причиной потери координации и вызывает головокружение. Поэтому изначально LSp отрабатывается без коньков.
Волчок (SSp) Фигурист сгибает опорную конечность, а свободную вытягивает так, чтобы она была параллельноповерхности льда. В этой позе и выполняется пируэт.
Бильман Выступающий вращается, стоя прямо, а руками захватывает сзади над головой конек не опорной ноги.
Либела Пируэт в «ласточке». В ходе кругового движения тело наклоняется вперед, а после поднимается обратно.

Существует и несколько дополнительных вариаций:

  • заклон «колечком»;
  • полубильман;
  • «флажок» и т. д.

Справка! Бильманы и выполняются преимущественно женщинами.

В соответствии с направлением движения и общим характером исполнения выделяют несколько разновидностей пируэтов.

Важно! Если фигурист вращается сразу на двух ногах, то направление вращения (вперед/назад) не определяется.

Как научиться правильно кружиться на коньках

Пируэт выполняется поэтапно:

  • Подход.

Имеет несколько вариаций. На начальной фазе освоения уместна тройка вперед-наружу с назад. Здесь важно плавно скользить, сохраняя естественность движений и хорошую осанку.

  • Въезд.

«Зарождение» вращения фаза повышенной сложности и ответственности. Опорную ногу нужно согнуть. Поза сохраняется до обретения устойчивости. Начало движения вокруг своей оси задается толчкомлибо махом второй ноги (второе не всегда уместно при либеле, но будет очень кстати в волчке).

  • Вращение.

По достижении третьего этапа, отслеживается точность позиции. В «ласточке» пируэт выполняется так, что со льдом соприкасается только плоскость конька, а не его зубцы. В волчке пируэт выполняется на передней 1/3 конька (с легким касанием льда зубцами).Для предотвращения падения в данной позиции, рекомендуется свободную ногу и руки вытягивать вперед.

  • Выезд.

На заключительном этапе происходит разгруппирование(оно завершается незначительным сгибанием опорной конечности). Это замедляет скорость и помогает правильно выполнить выезд, который обычно сопровождается сменой ноги.

Техника вращения в , позволяет двигаться и вперед, и назад. Во втором случае пируэты получаются более эффектными, но выполняются они несколько иначе.

По каким параметрам оцениваются пируэты

Критерии оценки техники вращения:

  • Ускорение и скорость;
  • Обороты (их число);
  • Способность удерживать баланс;
  • Время центровки;
  • Удержание контроля;
  • Позиция;
  • Нестандартность;
  • Соответствие музыкальному сопровождению.

В парном катании,помимо этого, учитывается:

  • насколько идентичны были позиции партнеров;
  • было ли расстояние между ними стабильным;
  • осуществлялись ли движения легко, плавно и непрерывно.

Вращение на коньках, выполняемое в заключительной части элемента, засчитывается только с вариацией. В ходе одиночного выступления участники выполняют по три пируэта (независимо от программы).

Вращения не считаются очень травмоопасными, но если скручивание колена будет слишком сильным, то связки могут пострадать.

Обучение пируэтам начинают с первых же уроков. Но прежде фигуристу потребуется развить свою пассивную и активную гибкость путем выполнения специальных упражнений.

Чтобы усовершенствовать чувство равновесия и своего тела, рекомендуется применить тренажер «Грация». С этой же целью проводят тренировки с «отключением зрения» (в непрозрачных очках).

Для отработки навыков вращения «на суше» используют диск спиннер (еще один специализированный тренажер) или роликовые коньки.

Внимание! Прежде чем учиться выполнять пируэты, потребуется найти для себя подходящее направление. Если элемент легче получается на правой ноге, то лучше двигаться влево и наоборот.

Уровни вращений

При установлении уровня сложности исполнения (1, 2, 3либо 4) учитывается наличие у выступающих следующих «черт»:

  • сложной вариации;
  • сложного захода на пируэт;
  • смены ноги прыжком;
  • прыжка в ходе вращения (опорная нога не меняется);
  • сложной позиционной смены (опорная нога та же);
  • отчетливой смены ребра конька;
  • повторения всех трех базовых позиций на второй ноге;
  • последовательного разнонаправленного вращения ( , волчок);
  • ускорения;
  • выполнения от 8 оборотов (ноги и ребра сохраняют исходную позу).

Число обязательных оборотов меняется в соответствии с разрядом спортсмена.

В заклоне значима смена наклона при условии, что в каждой позиции было сделано от 3 оборотов. В короткой программе принимается во внимание поза , если спортсмен занял ее, выполнив предварительно 8 оборотов в заклоне.

Сложно вариативные сопровождаются движениями (осуществляемыми руками, ногами или головой), способными повлиять на баланс и требуют для выполнения значительной физической подготовки и ловкости.

Важно! Все сложно вариативные пируэты, выполненные в базовых позициях, получают оценку лишь один раз в ходе выступления (когда исполняются впервые).

Дополнительные требования

Требования к комбинированным пируэтам с прыжковым заходом:

  • прыжок хорошо заметен (его нельзя спутать с или подскоком);
  • спортсмен оказался в «чистой» позиции за 2 оборота;
  • позиция удерживалась еще 2 оборота.

Если демонстрируются пируэты со сменой ноги, то будет необходимо занять «чистую» позицию на каждой ноге. В комбинированных вращениях со сменой ноги демонстрируется смена сразу трех основных позиций: стоя, сидя и либела.

Несоблюдение одного из требований приводит к снижению оценки до 70% от максимальной, а двух до 50%.

В парном катании и танцах

Спортсмены, занимающиеся парным катанием, выполняют вращения двух видов:

  • параллельные (фигуристы кружатся синхронно);
  • совместные (партнеры образуют цельную фигуру и вращаются, не разрушая ее).

Танец допускает использование только совместных (PSp) пируэтов, в числе которых:

  • «английский» (элемент выполняется сидя);
  • парная либела;
  • «крокодил» (встречная либела) и т. д.

Парные участники в короткой программе демонстрируют одно вращение (его вид для каждого сезона определяют отдельно). В произвольном выступлении выполняются два таких элемента (совместный и параллельный).

Наибольшая надбавка, начисляемая спортсмену за вращение 1,5 балла к базовой стоимости элемента (для этого все судьи должны поставить «+3»).

Прыжки во вращение

Выполняя такой элемент, фигурист обычно не пытается сделать как можно больше оборотов, находясь в воздухе. Поэтому элементы данного вида относят к особой категории. Качество их исполнения определяется следующими характеристиками:

  • высотой полета;
  • скоростью вращения после приземления;
  • устойчивостью,занятой при соприкосновении со льдом позиции.

Выделяют два вида прыжков во вращение в соответствии с тем, какая конечность была задействована при приземлении: маховая или толчковая. А также эти элементы классифицируются по конечной позиции, занимаемой спортсменом. Например, прыжок в либелу или в волчок. Отдельно рассматриваются с положением в полете.сальто , то с него снимут 2 балла, поскольку с 1976 года этот элемент считается запрещенным.

Техника выполнения

Элемент выполняется в 3 этапа:

  • Толчок.

Точка отрыва и точка приземления должны лежать на линии, которая расположена по касательной относительно дуги подхода. Так сохраняется изначальная направленность движения, обеспечивающая устойчивость полета, а также его естественность, высоту и легкость.

  • Полет.

На втором этапе спортсмен принимает необходимую для демонстрации пируэта позу. Однако плотная группировка слишком некрасива и технически неуместна (приземление будет тяжелым, а вращение чрезмерно быстрым). При нахождении в воздухе осевая линия, относительно которой вращается фигурист проходит сквозь стопу толчковой конечности. Спортсмен отслеживает жесткость полетной позиции (излишняя расслабленность затрудняет удержание равновесия и делает прыжок менее зрелищным).

  • Приземление.

Выступающий приземляется на зубцы, независимо от вида толчка и занимаемой позиции. Действия, выполняемые после этого, соответствуют выбранному пируэту.

Овладевая прыжками во вращение, фигурист улучшает свою координацию и обеспечивает себе хорошую подготовку к многооборотным прыжкам.

Техника выполнения всех видов пируэтов имеет общие черты, но совершенное выполнение любого из таких элементов потребует терпения и настойчивости даже от опытных спортсменов. Но при должном старании и внимании ко всем установленным требованиям желаемый результат будет достигнут.

Урок 1.
1. Вступительная беседа о вращениях
2. Понятие «точка», квадрат
3. Подготовка к вращениям на середине - Relevé, проработка полупальцев, положение спины – ощущение «крест»
4. Проработка полуповоротов и поворотов на середине, с фиксацией головы на точку
5. Проработка поворотов с добавлением Soutenu
6. Упражнение «Модница»
7. Полный поворот Soutenu
8. Диагональ
- виды вращений (вращения с продвижением, вращения точечные, вращения комбинированные)
- вращение по VI позиции
- вращение с Glissade
- шене
- «блинчики» (простой, с прыжком, с каблука)
- вращение с поджатыми ногами – Saut de basque
9. Середина
- постановка рук для вращений

Урок 2.
1. Беседа о вращениях
2. Постановка рук для вращений
3. Подготовка ног к вращениям
4. Бег с Saut de basque
5. Saut de basque по диагонали
6. Детский вариант вращения на подскоках на середине и по диагонали
7. Подготовка к вращению на месте с подъемом ноги (одной; поочередно - правая, левая)
8. Tour chaine
9. Вращение на середине
- на одной ноге
- со сменой ног
- с переступанием
- на каблучках

Урок 3.
1. Работа рук
2. Бег в повороте с фиксацией ног в VI позиции на зрителя в характере Белорусского танца
3. Вращение со смещением в двух колоннах в характере Белорусского танца
4. Комбинированные вращения на середине в характере Белорусского танца
- с переступанием и поворотом soutenu
- полный поворот с двумя подскоками на опорной ноге
- с переступанием
- с выниманием ноги на каблук
5. Подготовка к воздушному туру
6. Воронежский «петушок»
7. Приемы окончания вращений
- с остановкой на впереди стоящей ноге с ударом
- с остановкой на впереди стоящей ноге с De gage
- с остановкой наверх
- с остановкой вниз
8. Проучивание окончаний вращений по диагонали
- с Saut de basque
9. Поклон

Урок 4.
1. Поклон
2. Tour chaine
3. Припадание в повороте с руками на середине
4. Prepation к вращениям
- с Demi plie по VI, II позиции
- с «наскока»
- к поджатым
- «через раз»
- подряд
5. "Обертас"
- подготовка
- украинский
- с рукой в Укранском характере
- с акцентом в сторону
- в русском характере
- «козочкой»
- с «пистолетом»
- с рукой в русском характере
6. Комбинированные вращения по диагонали
- Tour chaine с Saut de basque
- Tour chaine с Saut de basque с руками
- Поклон

Урок 5.
1. Комбинированные вращения в продвижении
- форма Tour chaine
- форма «блинчиков»
- со смещением акцента
2. Дробные вращения
- с двойной
- с выносом ноги на каблук
- с молоточком (без руки, с рукой)
- с переступанием на каблучках
- с переступанием на каблучках на середине
- с переступанием на каблучках и туром на середине
- "обертас" с Fouette
- "обертас" с переступанием
- "обертас" En dehors и En dedans
- Glissade, Fouette и вращение с переступанием
3. Вращения по кругу
- «блинчики»
4. Бег в повороте по диагонали
5. Бег и Saut de basque
6. Бег с "обертасом"
7. Вращение - соскок на подушечках
8. Поклон

Урок 6.
1. Поклон 2. Вращение по диагонали - на каблучке
- с Tour chaine
- с Glissade
- Glissade, Fouette, Tour chaine
- с выносом ноги на каблук
3. Варианты окончаний вращений
- ключ
4. Вращение по диагонали
- переборы на каблучках
- с «блинчиками»
- с Saut de basque
- бегунок
- бегунок по кругу
5. вращение с партнером «юла»
6. Курс Вращение - подведение итогов
7. Поклон