Выбор способа закупки по 44 фз. Как выбрать способ закупки? Соблюсти сроки размещения

Способы закупок - это механизм выбора поставщика для исполнения госконтракта. Этот выбор как конкурентный, так и без конкуренции. Разберемся, чем они отличаются друг от друга и как выбрать правильный.

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.

Закрытый

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден

Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится . В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % и не должен составлять более ста миллионов рублей ().

Запрос предложений

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Выбирая способ закупки, нужно учитывать ограничения в его применении и особенности способа, например касающиеся сроков процедур.
Закупку у единственного поставщика можно проводить, если есть специальные основания или сумма не превышает 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. >>>
В остальных случаях выбирают запрос котировок, электронный аукцион либо открытый конкурс >>>
Закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону N .
Для некоторых закупок нужно использовать только определенные способы.
За выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

Услуги оказываются по регулируемым в соответствии с законодательством ценам (тарифам)

Водоотведение

Теплоснабжение

Газоснабжение (кроме услуг по реализации сжиженного газа)

Энергоснабжение или купля-продажа электрической энергии

Контракт должен быть заключен с гарантирующим поставщиком

Услуги связи

Общедоступная почтовая связь (в том числе пересылка внутренних писем и передача внутренних телеграмм)

Данные услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ, п. п. 1 – 3, 5 – 8 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637)

Общедоступная телефонная связь (междугородние, местные, внутризоновые соединения сети фиксированной телефонной связи и др.)

Услуги, связанные со служебными командировками

Обеспечение проезда к месту командировки и обратно

Возмещение работникам командировочных расходов не является закупкой (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2016 N ОГ-Д28-8113)

Наем жилья

Транспортное обслуживание

Обеспечение питанием

Любые товары, работы, услуги на сумму до 100 тыс. руб. и до 400 тыс. руб. можно приобрести на основании п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N соответственно. Такие закупки называют закупками малого объема. Для них установлен ряд ограничений.

Основание

Ограничения

У единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N

1) цена контракта не может быть больше 100 тыс. руб.;
2) годовой объем закупок не должен превышать 2 млн руб. или пяти процентов совокупного годового объема закупок (далее – СГОЗ), но не более 50 млн руб. Годовой объем закупок для нужд сельских поселений не ограничен

У единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N

1) могут применять только отдельные категории заказчиков, в частности государственные или муниципальные образовательные организации;
2) цена контракта не может быть больше 400 тыс. руб.;
3) годовой объем закупок не должен превышать 50 процентов СГОЗ и не может составлять более 20 млн руб.

Если для закупки подходит специальное основание, то лучше использовать его. В этом случае у заказчика будет больше возможностей провести в непредвиденных ситуациях закупки малого объема у единственного поставщика.
Кроме того, не рекомендуется проводить закупки малого объема на всю допустимую общую сумму в начале финансового года. В случае если СГОЗ заказчика уменьшится, это может привести к нарушению ограничений для таких закупок. Аналогичная рекомендация изложена в п. 2 Письма Минэкономразвития России от 12.02.2015 N Д28и-229.
Особенностями закупок у единственного поставщика, в частности, являются:
– простота. Например, оформлять документацию о закупке не нужно. Извещение требуется только для некоторых закупок, но и в этих случаях оно составляется в упрощенной форме (ч. 2 ст. 93 Закона N );
– оперативность. В большинстве случаев контракт можно заключить сразу, а если необходимо извещение о закупке – по истечении пяти календарных дней после даты его размещения в ЕИС (ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 93 Закона N , ст. 191 ГК РФ);
– возможность выбрать поставщика по своему усмотрению.
Если заказчик не может или не хочет проводить закупку у единственного поставщика, то нужно выбрать один из подходящих конкурентных способов закупки.

Электронный аукцион

Нельзя применять, если сведения об объекте закупки и (или) о федеральных нуждах, для которых она осуществляется, составляют государственную тайну <2>

1) требуется не только извещение, но и документация о закупке (ч. 1 ст. 65 Закона N );
2) на практике занимает не менее 23 дней, если НМЦК не превышает 3 млн руб., и не менее 32 дней – в остальных случаях <3>;
3) критерием оценки заявок является цена контракта или цена за право его заключения (ч. 10, 11 ст. 69 Закона N )

Открытый конкурс

1) способ нельзя применять, если сведения об объекте закупки и (или) о федеральных нуждах, для которых она осуществляется, составляют государственную тайну <2>;
2) открытый конкурс не проводится, когда закупаются товары, работы или услуги, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, либо в дополнительные перечни, установленные в отношении закупок для нужд субъектов РФ. Данный вывод следует из ч. 2 ст. 59 Закона N ;
3) способ не допускается использовать в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 56 Закона N (ч. 2.1 ст. 56 названного Закона)

С введением в 2014 году федерального закона №44-ФЗбыли утверждены новые способы и правила проведения торгов. Закупочный процесс в нем описан по всем отдельным уровням - формирование, размещение и последующее управление исполнением заказа. В данной статье рассмотрим, какие существуют способы закупок и их характеристики.

Принципы

Прежде всего, заказчики должны руководствоваться принципами закупок - именно они определяют государственную политику в данной отрасли и их направления.

Принцип открытости, прозрачности отражается в обеспечении полной и доступной информации. Инструментом для осуществления этого принципа можно назвать единую информационную систему (ЕИС) - главный портал закупок. В нем можно размещаются не только торги, но и другие данные - планы-графики, результаты мониторинга и аудита закупок и прочее.

Обеспечение конкуренции как принцип закупок направлено на предоставление равных прав всем участникам на рынке. Например, недопустимо использовать товарные знаки без слов "или эквивалент" в техническом задании - это приводит к снижению числа участников, следовательно, принцип конкуренции не выполняется.

Стимулирование инноваций. В законе о контрактной системе не указано, что входит в понятие "инновационный товар". Однако для коммерческих закупок установлено, что к инновационным относят товары или услуги, полученные в результате научных исследований, технологических работ, имеющие улучшенные характеристики.

Принцип единства определяет равные подходы для планирования и мониторинга закупок государственных предприятий по всей стране, независимо от их сферы деятельности.

Профессионализм - обеспечение осуществления закупок квалифицированными сотрудниками, регулярное повышение квалификации в отрасли закупок.

Ответственность за результативность - степень достижения заказчиком планов и их высокая эффективность как соотношение полученного результата с потраченными ресурсами.

Перечень закупок

Государственные или муниципальные предприятия осуществляют закупки по самым различным нуждам. Это может быть поставка товара (канцелярия, продукты питания, лекарства, хозяйственные предметы) или предоставление услуги или работы (ремонт, строительство, проведение интернет-сети и многое другое).

Чтобы найти поставщиков, предприятие проводит торги или, как еще называют закупки или тендер. По федеральному закону №44-ФЗ их можно разделить на два основных вида. Это конкурентные способы закупки и закупка у единственного поставщика. Конкурентные разделены на:

  • конкурсы (открытые или закрытые, с ограниченным участием и двух-этапные);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы котировок.

Определение способа закупки выбирается заказчиком. Делается это в зависимости от затрат на проведение и получаемых выгод. Для наглядной информации, приведем способы закупок в виде изображенной схемы.

Аукцион

Метод определения поставщиков посредством открытых аукционов и конкурсов указан во второй главе закона №44-ФЗ. Способ закупки аукцион - один из наиболее распространенных методов. На них осуществляется большая часть всех торгов - около 54% проводимых закупок. На следующем месте находятся закупки у единственных поставщиков или подрядчиков, а на третьем - открытые конкурсы. Посредством аукциона можно размещать закупки как на поставку товара, так и на выполнение работ и услуг.

Аукционы как электронные способы закупки размещаются и проводятся на торговых площадках в сети Интернет. По закону о закупках для этого предусмотрено пять электронных площадок. Чтобы подать заявку на электронный аукцион, не нужно отправлять документы в письменном виде - достаточно прикрепить их к заявке в электронном виде.

Заявка участника формируется из двух частей. В одной части включается согласие участвующего, в котором он подтверждает, что готов выполнять условия по предмету договора - поставке, работе или услуге. Также здесь участник информирует о конкретных характеристики поставляемого товара.

В части два участникам уже предоставляется вся детальная информация: уставные документы, лицензии по сфере деятельности, бумаги о соответствии требованиям, а также документы, по которым участник будет иметь преимущества в ходе рассмотрения заявок.

Правительством утвержден перечень объектов, для закупки которых заказчики обязательно должны провести торги в виде аукциона в электронной форме. Например, если это:

  • товар - одежда, продукты, бумага и бумажные изделия, медикаменты;
  • услуги - водный транспорт, водоотведение, ремонт машин;
  • работы - возведение зданий, уборка, мытье окон, услуги туристических предприятий и прочее.

Кроме того, аукцион проводится, если законодательством запрещено делать закупку через единственного поставщика или через объявление котировки. А также извещение об электронных торгах размещается, если для требуемого товара или услуги не обязательно наличие дополнительных критериев: опыта, квалификации, и заявки от участников можно рассматривать только по критерию "стоимость контракта".

Отличие аукциона и конкурса состоит в том, что выигравшим в аукционе считается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта. В конкурсе немного другие критерии - побеждает участник с лучшими условиями. Рассмотрение заявок по торгам проводится комиссией - конкурсной или аукционной.

Конкурс и его этапы подробно описаны в статьях 48-55 закона №44-ФЗ. Открытый конкурс размещается для всех поставщиков на официальном портале закупок - единой информационной системе (ЕИС). При объявлении конкурса размещается извещение и документация. Требования для всех участников едины. Победитель определяется в ходе рассмотрения заявок по всем критериям, указанным в документации.

Конкурс как конкурентный способ закупки подразделяется на подвиды:

  • с ограниченным участием;
  • 2-этапный.

Рассмотрим эти подвиды подробнее.

Конкурс с ограниченным кругом лиц

Особенности этого способа закупки товаров (или услуг) указаны в статье 56 федерального закона, регулирующего закупки. В конкурсе с лимитированным кругом лиц предъявляются единые и дополнительные требования. Однако к участию допускаются только лица, прошедшие предквалификационный отсев или отбор (ПКО). В каких случаях заказчики должны выбрать торги с ограниченным участием? Они следующие:

  1. Если предмет закупки - поставка или выполнение инновационных и высокотехнологичных объектов. Примечание: этот перечень устанавливается Правительством.
  2. Если предмет закупки - объект культуры, музейные предметы и коллекции, а также все, что касается архивной документации, хранилищ, реставрации и библиотечных фондов.

Двухэтапный конкурс

Конкурс с двумя этапами отличается от обычного открытого конкурса тем, что заявки в нем подаются дважды. Сначала поставщики предлагают свои условия по предмету торгов без стоимости контракта. Затем, на следующем этапе, после обсуждения предварительной заявки, предоставляется окончательная. В ней указывается стоимость контракта, а также уточненные условия поставщика. Данный способ закупки проводится при выполнении этих требований:

  1. Закупка осуществляется для научных работ - исследований, проектов, включая архитектурные, а также для создания интеллектуальных работ - литературы, искусства (статья 57).
  2. Необходимо обсудить с участниками характеристики или параметры предмета закупки.

Если закупщик в процессе написания описания объекта закупки должен уточнить некие критерии или выбрать правильную формулировку названия закупки, он обсуждает эти вопросы непосредственно с поставщиками. Эти уточнения учитываются на начальном этапе - при формировании технического задания.

Запрос предложений

Эта процедура проведения торгов была введена в 2014 году, с вступлением в действие нового закона о закупках 44-ФЗ. Несмотря на относительную новизну данного способа закупки и отсутствие четкой регламентации, многие заказчики все более часто применяют его при определении поставщиков.

Запрос предложений отправляется в письменном виде от заказчика в адрес поставщиков или подрядчиков. В запросе указываются все необходимые требования и критерии к предмету закупки.

В федеральном законе (статья 83) указано, что в запросе предложений выигравшим считается участник, который направил лучшее предложение по товару или услуге, соответствующее определенным заказчиком требованиям.

На практике этот способ закупки используется в случае, когда в ходе рассмотрения аукцион или конкурс был объявлен несостоявшимся ввиду отсутствия заявок, несоответствия участников требованиям или по другим причинам.

Запрос котировок

В ходе проведения котировки также размещается извещение неограниченному кругу лиц. Победителем считается участник, который предложил наименьшую стоимость контракта. Следует учесть, что начальная цена по котировке не может быть больше 500 тысяч рублей. А годовой объем по запросам котировок не должен превышать десяти процентов. Эти требования, указанные в статье 72 федерального закона, необходимо учитывать в ходе планирования годовых планов и способов государственных закупок.

Плюсы котировок:

  • Быстрота проведения процедуры среди других конкурентных способов.
  • Процесс проведение котировки довольно-таки прост, строго определен и требуется небольшой перечень документов. Поэтому риск получить претензии от ФАС-а, прокуратуры и других контрольных органов минимальный.
  • В заявках поставщиков можно рассматривать не только критерии стоимости, но и по другие - например, эксплуатационные расходы, функциональные характеристики и прочее.

К минусам котировок относят:

  • Нельзя рассмотреть лоты отдельно.
  • Для участия в котировке не нужно обеспечение заявки, которое обычно применяется в конкурсах или аукционах. В этой связи к торгам могут быть допущены недобросовестные поставщики.
  • Большая ответственность в отношении к участникам - регистрация заявок, обеспечение конфиденциальности.
  • Органы по контролю и надзору могут проверить правомерность этого способа, так как по котировке установлены ограничения по объемам и сумме.

Обычно запрос котировок объявляется, когда нужна поставка простого товара в небольших количествах, при которой не требуется высокой квалификации от поставщика.

Торги через единственного поставщика

На этот вид тендеров приходится около 20 % от закупок государственных заказчиков. Способ закупки у единственного поставщика не является конкурентным, то есть договор заключается напрямую, без рассмотрения заявок.

Кстати, данная закупка является больше правом, чем обязательством. Преимуществом тендеров у одного поставщика или подрядчика является их относительная легкость и экономность во времени. Они проводятся при небольшой сумме по контракту или если закупкой не регламентированы какие-либо ограничения, сложные критерии.

В главе 6 закона, в статье 93 по действующей редакции, указано 54 случая, когда можно провести тендер через единственного исполнителя заказа. Перечислять их в данной статье, пожалуй, бессмысленно.

Перечислим основные обстоятельства, при которых возможна закупка товара или услуги у одного поставщика:

  • закупка не состоялась;
  • закупка в отрасли строительства - покупка, аренда, ремонт и прочее;
  • торги в сферах культуры, научной и образовательной сферы, спорта;
  • медицинское обеспечение, включая обстоятельства при чрезвычайных происшествиях;
  • закупки по коммунальному обслуживанию зданий - электричество, теплоснабжение;
  • поставщики являются естественными монополистами, то есть не заменяются и не имеют конкурентов (водоснабжение или железнодорожный транспорт);
  • в сфере обороны и охраны государства;
  • другие, в которых предусмотрена закупка у одного поставщика.

Помимо вышеперечисленных, можно добавить небольшие закупки на сумму не более ста тысяч у одного подрядчика, отобранного заказчикам для поставки товара - оборудования, оргтехники или услуги - например, на аренду помещения. Что касается годового объема, торги не должны быть больше двух миллионов, или, если предприятие крупное, больше 5% от совокупной нормы закупок и не превышать 50 миллионов рублей (статья 93 федерального закона 44-ФЗ).

Закрытые торги

Что относится к способам закупок закрытого метода? Стоит отметить, что к закрытым относят только аукционы и конкурсы. В соответствии со статьей 84 закона, порядок проведения таких торгов определяется тем, что заказчики отправляют приглашения участникам, то есть если в открытых формах принимать участие может неограниченное количество лиц, в закрытых торгах участвуют только приглашенные поставщики.

Проводятся закрытые торги в четырех регламентированных законом случаях:

  1. Закупка проводится для обеспечения федеральных органов, и если информация об этих нуждах является государственной тайной.
  2. Закупки товаров, услуг и работ являются государственной тайной и их сведения отражены в аукционной/конкурсной документации или в проекте государственного контракта.
  3. Если предмет закупки - страхование и охрана, перемещение объектов Фонда драгоценных металлов и камней России или музеев, архивной документации (в том числе копий), рукописей и прочих объектов культурного и исторического значения. Также если эти предметы передаются и принимаются заказчиками во временное пользование/владение физическим или юридическим лицам, включая проведение выставочных мероприятий в России или за ее пределами.
  4. При торгах на уборку зданий/помещений, а также оказанию услуг в качестве водителя для судей и приставов.

Закрытые закупки не размещаются в единой информационной системе, а направляются ограниченному количеству лиц с приглашением к участию.

В ходе проведения закрытого конкурса не допускается отправлять электронные сведения: запросы по поводу документации и ответы на них, внесенные изменения, документы по конкурсу. Разъяснения по поводу положений документации отправляются в адрес всех участников в бумажном виде, в котором обозначается предмет запроса, но без указания лица, которое его направило. Протокол по результатам проведения таких торгов не публикуется в СМИ и на главном портале закупок. Также в процессе конкурса не разрешается аудио- и видеозапись.

Заключение

Итак, к способам осуществления закупки относятся аукционы, конкурсы, котировки, запросы предложений и закупки с единственным поставщиком/подрядчиком. Конкурсы также подразделяются на открытые/закрытые, двухэтапные и с ограниченным кругом лиц. Определение способа закупки - важный момент при планировании годовых планов-графиков.

В соответствии с законом о контрактной системе, можно классифицировать государственные закупки на конкурентной основе или напрямую с одним поставщиком, без таких процедур.

Также закупки можно разделить на закрытые и открытые. К закрытым относят конкурсы и аукционы. Чтобы принять в них участие, поставщикам необходимо получить приглашение от заказчиков. Сведения от таких закупках не разглашаются. Следовательно, открытые закупки доступны неограниченному кругу лиц. Обязательным требованием для всех участвующих являются единые требования: отсутствие долгов по налогам и сборам, административной ответственности, конфликта интересов, также они не должны быть офшорной компанией и прочее. Эти требования указаны в статье 31 закона.

Недавно вступивший в свою законную силу Федеральный Закон №44 внес немало нового в систему закупок в стране. Одним из наиболее значительных новшеств стало внедрение множества новых способов закупок, по 44-ФЗ являющихся легитимными и оправданными при различных данных.

Основные способы проведения закупок по 44-ФЗ

Пользуясь официальной терминологией, можно сказать, что все закупки теперь делятся на конкурентные и неконкурентные разновидности.

Неконкурентные закупки - закупки, которые производятся у единственного подрядчика, без проведения конкурсных процедур. Согласно законодательной норме, заказчики вправе осуществлять закупочную деятельность в подобной упрощенной форме когда:

  • речь идет о контракте не дороже 100 тысяч рублей и об объеме средств не более 5% от годового бюджета;
  • заключаются контракты с образовательными организациями не дороже 400 тысяч рублей;
  • предшествующая неконкурентной процедура конкурентных торгов была признана несостоявшейся.

Часто по этой схеме производят закупки канцелярских товаров для офиса, оргтехники, компьютеров и их комплектующих и некоторых других видов продукции и услуг.

Тогда как форм конкурентных закупок по 44 ФЗ предусмотрено довольно много. Среди них:

  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограничением участия;
  • многоэтапные конкурсы;
  • закрытые формы конкурсов;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия;
  • электронные аукционы;
  • аукционы в закрытой форме;
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

Абсолютно все эти процедуры проводятся на принципах конкурентной борьбы и выдвигают ряд требований к поставщикам. При поиске подходящего тендера для участия в нем следует обращать свое внимание на ряд параметров:

  • перечень требований, которым должен соответствовать поставщик товаров/услуг, в том числе, и квалификационных;
  • требования к техническим и качественным характеристикам закупаемой продукции или работам;
  • условия разыгрываемого контракта (сроки поставок, порядок и условия оплаты, форс-мажорные обстоятельства, ответственность обеих сторон и др.);
  • критерии оценки конкурсных заявок и выбора победителя конкурса/аукциона.

Как выиграть тендер при любом способе закупки по 44-ФЗ?

Все это - лишь верхушка айсберга, называемого участие в закупках по 44-му Федеральному Закону. На самом деле, каждая из форм проведения тендеров подразумевает массу тонкостей и нюансов, лишь познав и изучив на собственном опыте которые, у вас появляется небольшой шанс продержаться в числе лидеров. А что же нужно, чтобы спокойно и уверенно выиграть тендер?

В первую очередь, для этого необходима надежная профессиональная поддержка. Один из вариантов - завести в своей команде отдельное подразделение, состоящее из высококвалифицированных практикующих юристов, специалистов по тендерам и закупкам, маркетологов, аналитиков, кредитных специалистов и многих других. Но и в этом случае будут наблюдаться шероховатости в работе, пока все эти люди станут мыслить и работать как одна команда. Не говоря уж о том, насколько космической окажется сумма бюджета, затраченного на образование нового структурного подразделения организации. И все это будет для того, чтобы выиграть крупный контракт и обеспечить предприятие работой на несколько лет, тогда как новоиспеченный отдел останется не у дел.

Вам этот вариант не кажется выгодным? В таком случае, специалисты ГК BiCo готовы предложить то же самое, но на несколько порядков дешевле, и в аренду! Прямо сейчас вы можете заказать у нас такие услуги как:

  • поиск наиболее подходящего тендера, который позволит выгодно выступить участнику на фоне конкурентов;
  • комплексное сопровождение участия в конкурсе или аукционе;
  • помощь при оформлении альтернативной формы обеспечения заявки и исполнения контракта;
  • юридическая поддержка по всем направлениям.

Отправьте заявку на услугу, и, возможно, уже завтра вы подпишете новый и дорогой контракт с крупным заказчиком!

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

В самом общем виде конкурентные типы закупок можно разделить на торги и неторговые процедуры. Торги - это закупки, проводимые способом конкурса или аукциона. По результатам торгов заказчик должен заключить договор с участником, предложившим лучшие условия. К неторговым относятся все остальные конкурентные процедуры, в том числе запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры и др. Неторговая процедура может быть завершена заказчиком без выбора победителя. Любая торговая или неторговая процедура может проходить в один либо в несколько этапов. Таким образом, можно выделить следующие основные закупочные процедуры:

1. Торговые процедуры:

  • Одноэтапный конкурс - конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Двухэтапный конкурс - конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения конкурсной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров (работ, услуг). На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Одноэтапный аукцион - конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена до- говора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
  • Двухэтапный аукцион - конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения аукционной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

2. Неторговые конкурентные процедуры:

  • Одноэтапный запрос предложений - конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), приглашает подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее со- ответствует требованиям заказчика.
  • Двухэтапный запрос предложений - конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик приглашает участников закупки, допущенных ко второму этапу запроса предложений, подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее соответствует требованиям заказчика.
  • Одноэтапный запрос цен - конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), устанавливает все требования к ней и договорные условия, кроме цены, приглашает участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Двухэтапный запрос цен - конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик устанавливает все требования и договорные условия, кроме цены, приглашает допущенных ко второму этапу запроса цены участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с квалифицированным участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Конкурентные переговоры - конкурентный неторговый способ закупки, при котором условия договора, заключаемого по результатам конкурентных переговоров, обсуждаются в ходе переговоров между заказчиком и каждым из участников закупки и фиксируются в протоколах переговоров, а заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

В каждой из перечисленных выше процедур заказчиком может быть установлено требование о проведении предварительного квалификационного отбора участников. В рамках любой процедуры закупка может быть разделена на несколько лотов. В случаях, прямо предусмотренных 223-ФЗ, закупочная процедура может проводиться в закрытом режиме - в этом случае к участию в закупке допускаются лишь потенциальные поставщики, специально приглашённые для этой цели заказчиком. Таким образом, в закрытой процедуре конкуренция ограничена, поскольку к закрытой закупке не может быть допущен любой потенциальный поставщик, а потому случаи использования закрытых процедур строго ограничены законом. Отсутствует конкуренция в процедуре закупки у единственного поставщика, иначе называемой «прямой закупкой». Это неконкурентный способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Какие бывают виды закупок по 223-ФЗ, отличаются ли они от видов закупок по 44-ФЗ? Закон №223-ФЗ предоставляет регулируемой организации право самостоятельно определить в своём Положении о закупках те ситуации, в которых она будет заключать договор по результатам прямой закупки. Однако каждый случай использования прямой закупки должен быть обоснован и экономически целесообразен, дабы не допустить ситуации необоснованного ограничения конкуренции при проведении тендера.