Способности к языкам и как их развивать. Откуда берутся способности к иностранным языкам? Способность к языкам как называется

Дело в том, что внятный ответ на вопрос о языковых способностях знает не всякий преподаватель, не говоря уже об учащихся. От этого незнания страдает содержательная сторона обучения, и как следствие, его результат.

Поэтому и преподавателю, и тому, кто собирается изучать иностранный язык, стоит быть в курсе того, какие качества следует развивать и на что опираться. Объективная картина, отражающая сильные и слабые стороны конкретного студента, способна в разы увеличить эффективность обучения.

Все способности человека принято условно делить на общие и специальные. К общим относятся универсальные, широкого спектра действия, связанные с памятью и интеллектом. К специальным, как следует из названия, относятся более узко направленные качества, такие как, например, способность к музыке или рисованию.

На практике общие и специальные способности часто оказываются неразрывно связанными. Например, для того, чтобы написать картину, следует обладать не только способностью к рисованию и чувством цвета, но также развитой логикой, пространственным и образным мышлением, то есть определёнными общими способностями.

Способности к языкам так же состоят из общих и специальных. В числе общих здесь стоит выделить память, а также аналитические и синтетические функции интеллекта. К специальным относятся прежде всего фонематический слух и имитационные способности.

Фонематический слух – это способность слышать, чутко различать фонемы (звуки) языка. Фонематический не тождественен музыкальному слуху и даже располагается в другом полушарии головного мозга. Поэтому тот факт, что люди с музыкальными способностями нередко лучше овладевают иностранными языками, связан вовсе не с музыкальным слухом. На это влияют общие способности интеллекта, развитые музыкальным образованием. Кроме того, музыкальный слух может оказывать влияние на способность слышать и правильно воспроизводить интонацию речи.

Один и тот же человек может иметь хорошо развитыми оба вида слуха. Но запомните: само по себе развитие музыкального слуха никоим образом не влияет на фонематический. Людей, которые хорошо слышат музыку и очень плохо воспринимают на слух иностранную речь, гораздо больше, чем равно одарённых фонетически и музыкально.

Фонематический слух резко обострён в младенчестве. Именно он является основой, на которой строится восприятие родного языка. Поэтому без прочного фундамента в виде развитого фонематического слуха применительно к иностранному языку ни о каком качественном обучении не может быть и речи.

Имитационные способности – это то, от чего зависит ваша возможность подражать другому человеку. Механизм подражания включается у нас с первых месяцев жизни и лежит в основе освоения большинства жизненных навыков. Обучаясь подобным образом родной речи, мы подражаем мимике, интонации, ритму, произношению говорящего. Если, изучая иностранный язык, вы аналогичным образом не учитесь подражать речи носителя языка, то ваше обучение похоже на плавание в бассейне, в котором нет воды!

Фонематический слух и имитационные способности присущи от рождения любому человеку. В большей или меньшей степени они сохраняются на протяжении всей жизни, иногда оставаясь в спящем состоянии.

Значение общих способностей в контексте способностей к языкам вполне очевидно. Память позволяет нам запоминать новую информацию в виде слов и грамматических правил. Аналитические способности дают понимание структуры языка, синтетические – умение этой структурой творчески оперировать, формулировать свои мысли с помощью языка. Данные способности поэтому принято называть «вербальными».

Получается, что фонематический слух и имитационные способности прежде всего связаны с базовыми механизмами, с устной речью, которая в естественных условиях развивается у нас первой. Вербальные способности включаются на следующем этапе. Они уже связаны с речью письменной (чтением и письмом) и собственно языком. О принципиальной разнице между языком и речью можно прочесть .

Говоря о способностях к языкам, необходимо упомянуть ещё одно распространённое, но трудно формулируемое понятие: «чувство языка».

Его можно определить как способность ощущать внутреннюю гармонию, присущую любому языку, и одновременно различать фальшь и искусственность. Это лингвистическая интуиция, внутренние представления о языке.

Для чувства языка существует и научное определение – врождённая лингвистическая компетентность (это определение дано известным психолингвистом Н.Хомским). Обратите внимание на слово «врождённая». Это означает, что оно также дано человеку от природы. Поэтому включение других естественных механизмов развития речи – фонематического слуха и имитационных способностей – запускает и чувство языка. В то же время, изучение иностранного языка только лишь с опорой на вербальные способности и логику это чувство, скорее всего, забивает.

В отличии от специальных способностей, о которых шла речь выше, развитие вербальных активно задействовано во всех традиционных формах преподавания иностранных языков. А вот фонематическому слуху, имитационным способностям и чувству языка уделяют должное внимание далеко не все методы. Метод CLP их целенаправленно развивает как фундамент всего дальнейшего обучения.

Как развивать способности к языкам и до какой степени они способны к развитию у взрослого человека, мы расскажем в следующей статье.

Отвечу вопросом на вопрос. Почему некоторые люди лучше готовят (водят машину, играют на музыкальном инструменте, разгадывают кроссворды и т.д.)? Как и в случае многих других навыков, достижение мастерства в изучении иностранного языка обусловлено взаимодействием различных факторов. Результат можно сравнить с приготовлением сложного блюда. Нейробиологические факторы - это ингредиенты, когнитивные - обустройство кухни и сам процесс приготовления, и аффективыне - желание и мотивация приготовить что-то вкусное.

Что касается непосредственно нейробиологических факторов, то критичным является возраст усвоения языка. Ребёнок рождается с большим количеством нейронов, но по мере развития многие нейроны отмирают в связи с более узкой специализацией разных отделов мозга, при этом аксоны (отростки нейронов, по которым передается сигнал) во многих отделах ещё лишены миелиновой оболочки, которая ускоряет распространение сигнала. Согласно мнению некоторых учёных, люди, которые начинают изучать иностранные языки до окончания процесса миелинизации речевых зон (то есть примерно до окончания пубертатного периода), имеют больше шансов на успех. Действительно, как показывает практика, чем старше человек, тем труднее ему, в среднем, выучить иностранный язык.

Многие ученые пытались и до сих пор пытаются отыскать «священный Грааль» - те самые нейробиологические предпосылки для успешного изучения языков, которые бы позволили решить проблему «Вавилонской башни», но данные, увы, весьма неоднозначны и разнообразны. Гешвинд и Галабурд, изучавшие феномен полиглотов, предположили, что предрасположенность к языкам может быть связана с увеличением левого полушария, что может зависеть от колебания уровня гормона тестостерона во время беременности. Другие ученые заметили, что у полиглотов сильнее развита зона мозга, отвечающая за моторную организацию речи, и что у них больший объем белого вещества в теменных и лобных областях мозга.

Несмотря на противоречивость данных, одно можно сказать с уверенностью - «неспособности» к иностранным языкам не существует (если только это не связано с общими трудностями обучения). При благоприятных обстоятельствах, правильно подобранном подходе и методике, надлежащей мотивации и трудолюбии, успешное овладение иностранным языком вполне реалистично.

Я согласна со многим из того, что, что написала Аня, однако мне все же кажется, что определенные психофизиологические особенности влияют на способности к изучению языка. И мне показалось, в самом вопросе речь не о том, почему одни добиваются больших результатов, а другие меньших, а скорее о том, почему для одних труден сам процесс, а для других нет.

Я знаю много людей, у которых есть и прямая мотивация, и время, и усидчивость, но при этом изучение языка у них идет ну оооочень медленно и тяжело. Знаю людей, которые могут идеально знать грамматику, иметь колоссальный словарный запас, жить в самой стране изучаемого языка... и при этом быть не в состоянии освоить произношение хоть немного!

Естественно, все это не говорит о том, что какой-то человек вообще не в состоянии освоить язык, но усилий и времени ему может, потребоваться, скажем, в 5 раз больше, чем другим.

Вообще зависит, наверное, от развитости соответствующих областей мозга - моторного кортекса, слуховой коры, сенсорно-речевой зоны. Если эти области имеют органические повреждения - язык учить будет тяжело. Насколько тяжело - зависит от степени повреждения.

Если вопрос больше практический, а не теоретический - то добавлю немного про практику.

Я не очень верю в полное отсутствие способностей к изучению языка. Мне кажется, любой человек, погруженный в другую языковую среду, научится выражать свои мысли на другом языке. Вопрос во времени и в том, насколько ему это нужно.

Если же без погружения - то тут скорее нужно выбрать подходящий для себя способ изучения языка, заниматься им регулярно и быть реально заинтересованным в результате.

Мне очень нравится система "Полиглот" Дмитрия Петрова. Но я бы еще добавила ежедневное расширение словаря. Если вы визуал - то используйте таблички с картинками (или приложения), если вы аудиал - то помогает приложение и сайт busuu.

Елена Девос

Журналист, писатель, преподаватель русского, английского и французского языков. Автор романа «Уроки русского», который рассказывает о преподавании русского языка иностранцам в современном Париже.

1. Мотивируйте себя каждый день

Возрастного порога для изучения языка нет. Единственное, что нужно человеку любого возраста, - это мотивация. Прекрасно, если у вас есть интерес к самому языку или, если хотите, к определённой реальности, которая находится в этом языке (когда нравятся фильмы или книги, песни или видеоигры, художник или писатель, да и просто молодой человек или девушка).

Напомним, что Людвиг Витгенштейн выучил русский язык, чтобы прочитать в оригинале Достоевского (и в процессе учёбы проставил все ударения в романе «Преступление и наказание»). И Лев Толстой изучил древнееврейский тоже из-за книги: ему стало интересно, как на самом деле написана Библия.

Иногда интереса к языку нет, а учить надо: по работе, для командировок, чтобы жить в другой стране. Не поленитесь, набросайте список того, что вам вообще нравится в жизни, и соедините эти увлечения с языком. Занимайтесь тем же, что вам всегда нравилось, но теперь с привлечением вашего нового - иностранного - языка.

2. Не бойтесь экспериментировать

Идеального метода изучения языка, который подходит всем, тоже нет. Процветают и конкурируют, входят в моду и забываются самые разные методы, разные языковые школы, разные теории. Пока ещё ни одна не победила остальные.

Пробуйте несколько учебников, прежде чем остановиться на одном. Для занятий с репетитором примите сами участие в выборе учебника. Поняли, что ошиблись (даже если другие довольны, но вам некомфортно), - меняйте. Если выбора нет (в школе, на групповых занятиях), а учебник не нравится, найдите другой и читайте его самостоятельно - в виде десерта к занятиям обязательным.

Вообще, постарайтесь максимально индивидуализировать ваш подход к языку. Исследуйте сайты, YouTube-каналы, фильмы, которые вам интересны. Ищите единомышленников, обменивайтесь опытом, общайтесь: язык, как ни крути, явление социальное.

3. Выбирайте учителя

Огромное влияние на эффективность и результат ваших уроков будет оказывать тот, с кем вы занимаетесь языком, - . Если вам с этим человеком некомфортно, он несправедлив к вам, вы его не понимаете - без всяких колебаний ищите другого. Особенно если речь идёт о репетиторе для детей: мнение ребёнка здесь будет решающим, даже если учитель вам нравится строгостью, ответственностью и всякими прочими взрослыми качествами.

Опять-таки, если возможности выбрать нет, а учитель не нравится, обязательно найдите способ изучения языка параллельно в таких условиях, где вам комфортно и уютно. Это могут быть занятия по Skype, частные уроки и так далее. Не верьте предрассудкам, что лучший преподаватель - это носитель языка. Наоборот, грамматические тонкости и правила вам иногда лучше объяснит человек, для которого, как и для вас, этот язык не был родным.

Осторожно относитесь к урокам с близкими людьми (когда учителем становится родитель, муж, жена, сестра и так далее): из них не выходит ничего хорошего, если «профессор» без обиняков критикует и высмеивает «ученика».

У всех хороших учителей есть общая черта: они не ругают за вопросы не по теме (да и вообще не ругают) и, если чего-то не знают, так и говорят. А на следующий урок они приходят с ответом на ваш вопрос. Это святое.

4. Правило пяти минут

Чтобы язык выучить и поддерживать, нужны два условия:

  • вы его используете;
  • вы делаете это регулярно.

Человек который посвящает занятиям 30 минут в день, продвинется быстрее, чем тот, кто сидит над учебником три часа каждую субботу, а в остальное время этот учебник не открывает.

Более того, всего лишь 5 минут утром и вечером способны творить чудеса. Положите учебник рядом с зубной пастой. Чистите зубы - посмотрите на правило, на таблицу спряжений. Сфотографируйте на смартфон страницу с домашним заданием или словариком. Стоите в очереди - посмотрите в телефон, проверьте себя. Перед сном напишите две-три фразы (если выполните два-три упражнения, то вообще чудесно). И так далее. Понемногу, но часто - лучше, чем много и никогда.

5. Не зубрите - учите

Зубрить правила и названия падежей не надо - нужно просто знать, как они работают. А вот правильные фразы, слова, предложения, конструкции языка, его спряжения и склонения учите наизусть обязательно.

Старайтесь не зубрить, а учить: понимать и использовать это на практике. Учите стихи, поговорки, слова песен. И не те, что задал учитель, а те, которые вам самим нравятся. Это станет прекрасным лексическим подспорьем, да и вообще благотворно повлияет на способность говорить и мыслить, в том числе и на родном языке.

6. Исправляйте ошибку немедленно

Чем раньше вы исправите ошибку, тем меньше времени она вообще будет в голове. Поэтому, когда занимаетесь самостоятельно, не начинайте с длинных тестов, где правильные ответы даны только в самом конце. Так мучаются только на экзаменах.

В идеале после ошибки вы должны впитать правильный вариант немедленно, то есть исправиться с помощью учителя, учебника, языковой программы. Особенно это касается самостоятельной работы: упражнений и тестов.

Всё должно идти по схеме «ваш вариант - правильный вариант». Такой способ очень эффективен по нескольким причинам: вы закрепляете правило, если у вас нет ошибки. А если ошибка есть, вы видите, в чём она, и ваш следующий шаг будет правильным.

Не доверяйте учебникам без ключей (правильных ответов к упражнениям). При этом желательно время от времени показывать свою работу учителю или носителям языка. Ведь даже в качественных учебниках встречаются опечатки и ошибки, неестественные выражения языка.

7. Пишите больше

Пишите и печатайте на языке, который учите. Не исправляйте написанное, лучше зачеркните и напишите слово заново. Когда spellcheck показывает вам ошибку в написании слова, потратьте три секунды на то, чтобы напечатать это слово ещё раз - грамотно.

Память о правильном написании всегда остаётся у нас на кончиках пальцев.

8. Хвалите и поощряйте себя

И последнее. Каким бы ни был ваш учитель, по какой бы книге вы ни занимались, какой бы язык ни учили - хвалите себя. За каждое задание, выполненное правильно, за то, что нашли сегодня время и открыли книгу, за любой успех, даже самый маленький. Если с учителем не повезло - хвалите вдвойне. За упорство и терпение.

«Человеку надо говорить комплименты каждые 15 минут», - сказал Карлсон и был абсолютно прав. Это ещё один вид мотивации, только подсознательный. Поэтому, если хотите учить язык легко и с радостью, празднуйте каждое своё достижение. Не сравнивайте себя с другими. Сравнивайте только с собой: сколько знали вчера и сколько знаете сегодня. И наслаждайтесь разницей.

Мне это все известно, поскольку английский у меня был третьим после немецкого в школе и французского на курсах ИН-ЯЗ по почте. Кстати, хорошие курсы, не знаю — остались ли.

Меня часто спрашивают, что делать, если очень нужно выучить иностранный язык, но способностей к языкам нет.

Я уже довольно много говорил и писал об этом, но обобщить всё сказанное как-то не получалось.
В этом опусе я постараюсь восполнить этот пробел и расскажу о том, как выучить любой иностранный язык самостоятельно . Поскольку английский язык на сегодняшний день является самым распространенным и востребованным, для примера я выбрал именно его.

Людей неспособных к иностранным языкам нет , ведь научились же мы все говорить по-русски и даже многие люди с ограниченными умственными способностями разговаривают, читают и пишут, пусть на одном языке, но разница-то какая?
Зато в изобилии есть лентяи, которым выгодно говорить, что они неспособные, чтобы скрыть свою лень.

— Ну, неспособный я и все тут, учу годами, но результат минимальный, а то и вовсе ноль, - так говорят о себе многие.
А язык-то вроде бы нужен…
Вот и ходят такие «неспособные» по кругу: репетиторы - курсы - самостоятельное изучение, но воз и ныне там.
Не обижайтесь, Бога ради, но ленивый у Вас мозг, хотя в других делах вы, возможно, и трудяга.
В чём же причины происходящего и что надо делать чтобы исправить положение?

Для начала нужно определиться, нужен ли Вам язык в принципе. Если да, тогда вперед на борьбу с ленью. Если у Вас есть сомнения, бросьте занятия или… прекратите сомневаться , иначе результатов не будет, Вы их просто не дождетесь, потому что надо не ждать, а двигаться вперёд!

Теперь уточнимся с целью. Спросите себя: «Зачем мне нужен язык?» Если просто так, «чтоб было», чтобы блеснуть иностранным словцом на тусовке, то, скорей всего, ничего у Вас, уважаемый читатель, не получится, на этом Вы и остановитесь. Нужна реальная цель. Если ее нет - либо бросайте занятия, либо придумайте цель !

А вот и подсказочки:

  • Путешествие или туристическая поездка.
  • Учёба в престижном иностранном университете.
  • Дружба, любовь, создание семьи с иностранцем.
  • Игра в футбол, например, за Манчестер Юнайтед.
  • Работа за границей.
  • Работа в транснациональной компании или собственный международный бизнес.
  • Работа в национальной компании, требующая знаний иностранного языка.

Уверенно идите к своей цели и параллельно учите язык. При этом постарайтесь получать удовольствие от процесса, это относится не только к изучению языков; любая работа или учеба становятся во много раз эффективней, если делаются с удовольствием.

О современных технологиях обучения: Современные технологии - это замечательно, я двумя руками «за». Вне всякого сомнения, аудио и видео записи, онлайн уроки и семинары очень полезны при изучении языка. Но не верьте обещаниям обучить Вас английскому в совершенстве за месяц, а то и за 2 недели. Если Вам обещают такое, значит Вам скорей всего хотят что-то продать, точнее, втюхать. Без серьезной, кропотливой работы ничего не получится. Да, существует множество программ помогающих выучить язык, но программы не учат за Вас, они лишь помогают в изучении. А чудеса случаются пока в основном только в сказках (а сказки мы все очень любим, поэтому и процветают всякие 25-е, 26-е и прочие «кадры», обещающие обучить Вас во сне…). Подумайте, ведь даже маленький ребёнок, который постоянно слышит родную речь, и мозг которого впитывает всё как губка, тратит на уверенное освоение языка 7-10 лет.

Испугались? Зря! Взрослые могут учиться гораздо быстрее детей, благодаря тому, что они способны делать это более сознательно и организованно. При таком изучении, язык можно освоить за год до уровня близкого к носителю! Только учтите, что работать в этом случае придется с полной отдачей.

А теперь перейдём к делу.
Если Вы начинаете с нуля, начните с алфавита и произношения, - это основа. Ведь любой язык состоит из звуков, а звуки изображаются буквами, хотя в английском всё это довольно условно:). Бытует мнение, что алфавит - это для новичков, «а меня он ещё в школе достал». Мнение это ошибочное; без знания алфавита очень сложно продиктовать для записи свое иностранное имя, прочитать аббревиатуру, и невозможно полноценно пользоваться словарём.

За буквами важно следуют слова, состоящие из этих букв.
Приступая к изучению языка, обязательно ограничьте себя по времени. Установка, может быть, такой: за 3 месяца выучу 2000 новых слов, а это всего лишь 20-25 слов в день. Неукоснительно следуйте этому плану. Это относится к любой работе: не сделаете в срок, - скорей всего, не сделаете никогда. Но не гонитесь за количеством слов; нужен не просто словарный запас,
важно его качество. У каждого человека есть свой разговорный уровень на родном языке и не думайте, что на иностранном он будет сильно отличаться от исходного. Читайте, анализируйте, находите новые слова в книгах, Интернете, переводите свой русский словарный запас на английский. Учебники и преподаватели забивают Вашу голову словами, которые, возможно, никогда Вам не понадобятся, поэтому не доверяйтесь им полностью, подбирайте слова сами, нужные Вам слова!

А теперь самое время открыть вам одну простую, но «строго засекреченную» технологию.
Отдельные слова учить бессмысленно! Слово без контекста не несёт никакой информации, а наша память устроена так, что мы запоминаем только то, что нам интересно. Под контекстом я понимаю не только предыдущий и последующий текст, но также и конкретную ситуацию.
Например, слово «червяк» на рыбалке означает одно, а для механика работающего с червячной передачей совсем другое. Я уже не говорю о слове «отправление», (отправление поезда, почтовое отправление, и… естественное отправление) Но даже не это главное, главное в том, что слова учатся гораздо быстрее когда они находятся в блоке. Таким блоком может быть предложение, а могут быть и 2 слова. Очень хороши сочетания существительного с прилагательным или существительного с глаголом. Но просто блоки это еще не всё, самое интересное то, что они должны быть непредсказуемыми, «сносить крышу». Например, что-нибудь вроде: Белый крокодил, за водкой приходил. Вспомните русские народные небылицы, или сказки Корнея Чуковского:

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Бред полный, но все мы знаем если не всё стихотворение, то, во всяком случае, это четверостишье наизусть. Почему? Да именно потому, что бред, потому что будит фантазию.

А вот и стишок по-английски:

Ding Dong Dell,
Pussy’s in the well.
If you don’t believe me,
Go have a smell.

Смысл таков: кошечка упала в колодец, кто не верит, идите понюхайте…
Не очень приятный стишок, но как запоминается!

В Аудио-Классе вы можете пополнить свой словарный запас с помощью специально подобранных словосочетаний и фраз.


Достигнув первых результатов, Вы почувствуете, что процесс учёбы становится привычкой и это здорово! Ведь мы не только можем, но и должны учиться всю жизнь, впрочем, об этом чуть позже. Но главное что Вы получите - это неописуемое чувство восторга от достижения цели, а приобретённые знания и опыт обязательно пригодятся в жизни.

Для того чтобы можно было быстро повторять пройденное, проверять свои знания, а также учитывать количество выученных слов, ведите тетрадь-словарь , слова нумеруйте. Понравившиеся предложения и фразы, туда же - в тетрадь. К этому можно добавить, что при изучении иностранного языка, очень важно писать от руки, т.к. это задействует еще и моторную память. Закрывая левой рукой (или листом бумаги) английские слова, читайте русские и вспоминайте их значение по-английски, потом наоборот, закрывая правой рукой русские слова, читайте по-английски и вспоминайте перевод. Ну, думаю, в школе все учились… Благо, сейчас готовые тетради-словари продаются на каждом шагу. Но тут самое время вспомнить о словарном тренажере, в котором Вы можете запросто спрятать русский, английский или оба текста, сняв нужную птичку над таблицей.

Многие советуют использовать карточки - такие маленькие картонки, где с одной стороны написано предложение или слово по-английски, а с другой по-русски. Пожалуй, их можно использовать как временное учебное пособие, но они имеют свойство, мяться и теряться, их трудно систематизировать, поэтому тетрадь, на мой взгляд, удобней и надёжней.

Транскрипцию пишите , но не пишите ее везде, экономьте время - пишите только там, где лично Вы можете засомневаться в произношении, ведь Вы ведете эту тетрадь для себя! Желательно использовать общепринятые знаки транскрипции, например, IPA, но можно придумать свои или использовать русские буквы. Впрочем, русскими буквами вы едва ли сможете передать все тонкости английского произношения.

Но одних только слов, как Вы понимаете, нам мало. И, хотя предложения и состоят из слов, нужно еще знать, как эти предложения строить.
Да и сами слова запоминаются гораздо лучше в контексте.
Рекомендую в связи с этим почаще заглядывать в грамматику и как можно больше слушать и читать на языке вслух.
То, что это полезно знают все, но делают очень немногие. И действительно, заставить себя читать достаточно долго, нелегко, а вот придумать себе какую-нибудь маленькую награду, поощрение, очень даже можно и нужно. …и не давайте себе конфетку или чашечку кофе, пока не прочитаете вслух 3 страницы. В общем, все по Павлову.

Думайте и говорите по-английски. Как это сделать? Начните с простых часто повторяющихся мыслей возникающих в вашем гениальном мозгу (или мозге?), например: «Что-то я проголодался - I feel like eating», «На сегодня хватит - Let’s call it a day» или совсем прозаическое: «Чем это пахнет? - What’s the smell?». Подберите свои фразы (просто обращайте внимание на свои мысли в течение дня и записывайте их) переведите их со словарём, или найдите аналоги в Интернете, запишите в тетрадь и запомните. Повторите их несколько раз вслух. В следующий раз заставьте себя, впрочем нет, позвольте себе роскошь думать об этом по-английски. Развивайте этот навык, постепенно он войдет в привычку, и Вы сможете довольно легко думать о повседневных вещах по-английски. При любой возможности проговаривайте мысли вслух. Идеально было бы найти партнёра, готового учиться вместе с Вами. В этом случае Вас будут слушать и Вам будут отвечать, а если Вы сможете полностью перейти на английский и отказаться от разговоров по-русски, то результат будет ошеломляющим. Поначалу кажется, что это очень сложно, однако если Вы войдете во вкус, то остановить Вас будет уже почти невозможно!

Хорошо смотреть фильмы на DVD по-английски, но при просмотре обязательно положите рядом с собой тетрадь, ручку и словарь, бумажный или электронный. Жмите на «паузу», копайте словарь и пишите, не жалейте бумаги, всё это запишется в ваш актив. Не менее важно привыкнуть к звукам языка. Для этого отключайте субтитры и старайтесь уловить звуки глядя на губы говорящего. Это дает двойной эффект: Вы учитесь понимать английскую речь на слух и видите как произносят слова носители языка. Для этих же целей можно посоветовать просмотр англоязычных новостей на каналах BBC, CNN, NBC, просмотр роликов на YouTube.

Для изучения английского полезно использовать MP3 плеер, но слушать полупонятную английскую тягомотину быстро надоедает, хочется послушать музыку, или что-нибудь веселенькое. Открою Вам несколько секретов. Во-первых, находите интересные и, для начала, не очень сложные темы, во-вторых, если Вы беретесь слушать аудио-книгу или какой-либо текст по-английски, найдите его печатный вариант, сначала прочитайте его или хотя бы быстро просмотрите его на бумаге / экране. В-третьих, при чтении желательно иметь английский и русский варианты. Пробуйте читать параллельно с прослушиванием, но в этом случае внимание рассеивается на зрительное и слуховое восприятие, такой вариант лучше использовать только на начальной стадии. Это же относится и к фильмам с субтитрами, субтитры вообще сильно отвлекают от просмотра. В-четвёртых находите тексты любимых песен и учите их, прослушивание музыки станет одновременно полезным и интересным. Чтобы найти текст песни, в любом поисковике наберите название песни по-английски и слово «lyrics», наслаждайтесь! И последнее, но не менее важное: хотите выучить что-то - наберитесь все-таки терпения!

И вот теперь самое время поговорить о лени: она преследует нас на каждом шагу, подстерегает за каждым углом, а мы слабые и безвольные существа всегда рады ей помочь и готовы потакать! Лень надо давить, несмотря на усталость и… лень. Да, мы все работаем, устаём, но, приходя вечером домой, всё-таки можем выкроить хотя бы пол часа для изучения языка. Впрочем утренние часы, по утверждения многих специалистов, более эффективны для учёбы, но тут уж как у кого получается. И, как уже было сказано выше, не забывайте о настроении, научитесь радоваться процессу учёбы, тогда всё пойдет легче и веселее.

Ещё одно важное замечание: если Вы хотите действительно быстро выучить английский и готовы ради этого пожертвовать другими делами, сделайте это Вашим приоритетом, выделите несколько часов в день и работайте не пределе, не забывая, впрочем, о перерывах. Находите носителей языка, общайтесь с ними очно или заочно через Skype, Yahoo Messenger или ICQ.
Так Вы увидите заметные сдвиги уже через 3-4 недели.

И еще раз о возрасте: идеальный возраст для изучения языка - 1 месяц или чуть раньше (дети слушают родной язык еще до рождения), учить языки, как впрочем, и все остальное с годами становится труднее, и все же выучить язык можно в любом возрасте. Но, как мы уже знаем, у взрослых есть и еще одно важное преимущество: они знают или по крайней мере должны знать, зачем им нужен язык и учат его более осмысленно и целенаправленно.

Ко всему вышесказанному можно добавить любопытный факт: люди, владеющие одним или несколькими иностранными языками, по статистике живут дольше и гораздо реже страдают старческим маразмом. Мозг, как и прочие части человеческого организма, для нормальной работы требует постоянных тренировок.

Успехов Вам в учёбе и интересных собеседников в разных городах и странах!