Что говорит писание о конце света. Признаки конца света по Библии

Христианство, как и другие религии мира, предрекает неизбежность конца света. Христианство говорит о том, что конец света по библии неизбежен, поскольку Земля, которую сотворили высшие силы, не способна существовать бесконечно.

Признаки конца света в библейских писаниях не редкость. Те, кто изучал или изучает библию в хронологическом порядке, столкнулись с иносказаниями о том, что людям придется пережить правление Антихриста, после которого следует ожидать второе пришествие Христа. Библейский апокалипсис дарует бессмертную жизнь всем смертным, в начале которой каждый предстанет перед страшным судом и ответит за свои прегрешения. Но перед этим произойдет битва добра со злом, которая закончится поражением тьмы, в физическом воплощении. Победа высших, светлых, сил над злом ознаменует собой конец времен. Именно такое развитие событий представлено в библии, однако, существует и развитие. Конец света - далеко не конец жизни.

Признаки конца света в главных мировых религиях.

Перед тем, как конец света по библии состоится, на Земле произойдет целый ряд знаменательных событий. Первое из них - восстановление Храма Христа в Иерусалиме. Примечательно, что в наши дни этот признак конца света по библии близок к своей реализации. Работы по восстановлению храма находятся на стадии проектирования. Описание конца света в библии не содержит какой-либо конкретной даты, однако, близость библейских предзнаменований апокалипсиса и даты 21.12.2012 говорит сама за себя. Но по сути, то, что библейскими пророками не была названа конкретная дата, дает всевозможным проповедникам, лже-пророкам и священникам новых религий, возможность предвещать конец света чуть ли не на каждый божий день. Предсказания по библии, якобы по библии, сыплются из их уст постоянно.

Однако, как уже было сказано, Библия содержит в себе несколько десятков факторов свидетельствующих о приближении апокалипсиса. Многие пророки, жившие в начале нашей эры, склонялись к одной точке зрения, что явление Иисуса Христа и его распятие стали началом отсчета до неизбежного конца времен. Так после рождения Христа и в особенности после его гибели начали сбываться многие пророчества ветхого завета. Ведь описание апокалипсиса в библии говорит, что именно Сын Божий прольет свет на тайну последнего дня людского рода, в котором он живет по сей день.

Конец света по библии ведает нам, что дата судного дня известна одному лишь богу. Однако, суд уже идет и длиться он будет, пока деяниям каждого смертного не будет вынесен вердикт. Очевидно, что перед концом света в христианстве, а точнее перед страшным судом, мертвые должны будут воскреснуть, а значит, апокалипсису будет предшествовать воскрешение мертвых.

Во многих местах библии указывается на то, что конец времен еще не означает гибель людской цивилизации. Можно предположить, что признаки конца света и библейские предсказания говорят о том, что наступит новая эра, в которой люди начнут жить по-другому. Можно ли точно ответить на вопрос, что ожидает человечество после конца света по библии? И да, и нет. Отчасти на этот вопрос отвечает Откровение от Иоанна Богослова в заключительной части священной книги, где речь идет о том, что небо и земля изменяется, мир очиститься от зла, бог спустится на землю и будет жить среди людей.

Предсказания конца света в мировых религиях.

Апокалипсис - “Откровение” - на сегодняшний день является известнейшим древним пророчеством о конце света. В Апокалипсисе говорится, что после звука семи труб ангелов в мире начнутся бедствия: погибнет треть морских обитателей, треть растительного мира, произойдет отравление водоемов. Главным признаком конца света станет огненная гора, упавшая с небес, град из огня и камня. Вероятно, Земле предстоит столкнуться с неведомыми доселе катаклизмами. Ведь кроме огненного дождя, людей ожидает порча третьей части солнца и затмение звезд. Некоторые эксперты, высказывающие свою точку зрения на признаки конца света, описанные в библии, видят в этих событиях экологические катастрофы, а именно загрязнение атмосферы и невозможность солнечных лучей пробиться сквозь слои смога, пепла и дыма. Также предсказания конца света по библии говорят о нашествии саранчи, которая выйдет из бездны. Под данным событием принято понимать восстание бесовских сил, под покровительством антихриста и управлением Апполиона - “губителя”. Содержатся в библейских предсказаниях конца света и упоминания о великой войне, в которой сгинет треть людей. Описание военных действий во многом схоже с современными военными операциями. Но может сложиться и так, что речь в писаниях Апокалипсиса ведется о войне идейной, духовной борьбе.

Во многих религия мира идет тесное переплетение учений о конце времен. Сценарий почти одинаковый, за исключением некоторых деталей. Так, если вы не понаслышке знакомы с библией, то сумеете разыскать несколько точек соприкосновения между версий апокалипсиса изложенного в библии и тем, что говориться в мусульманских верованиях.

Ислам так же, как христианство, буддизм, зороастризм или иудаизм не отрицает, а даже наоборот указывает на факт неизбежного наступления конца света. Однако, конец света в исламе это не гибель Земли или человечества, это апокалипсис в масштабах вселенной. В исламе конец времен подразумевает под собой глобальные преобразования вселенной, вот только дата свершения этих преобразований в мусульманских учениях не указывает. Да, в христианстве и буддизме также не были озвучены сроки, даты, апокалипсиса, однако в верованиях христиан и буддистов присутствуют признаки конца света, указывающие на приближение неизбежного.

Нельзя сказать, что исламские верования полностью лишены подсказок и направлений. Признаки конца света в исламе есть и их немало (12 событий, предшествующих концу света).

Но все они столь двузначны и сложны в интерпретации, что конец света в исламе видится весьма загадочным событием.

Первый признак - пришествие на Землю пророка Мухамеда.

Второй признак - начало кровопролитной и продолжительной войны между двумя исланскими государствами.

Третий признак - рабыня родит себе госпожу. То о чем говорилось выше - неоднозначные предсказания конца света. Можно лишь предполагать, что речь идет о “культе ребенка”. Т.е. главой в семье, в некотором роде, станет ребенок, которому родители всячески будут потыкать. Однако вероятнее всего, под этими словами подразумеваются куда более масштабные события.

Четвертый признак - грехопадение. Верующие перестанут читать Коран, чтить свои обычаи и традиции. Пьянство, разврат, воровство и прочие грязные вещи завладеют разумом людей.

Пятый признак - событие уже давно свершившееся. К власти придут жадные и необразованные люди.

Шестой признак - увеличение численности женского населения. Воистину тяжело интерпретируемое знамение конца света в исламе.

Седьмой признак - пришествие лже-пророков. В христианстве также ведется речь о лже-пророках, вводящих людей в заблуждение.

Восьмой признак - волна мощнейших землетрясений по всему миру. Как следствие ускорение хода времени.

Девятый признак - люди не успевают справляться с повседневными делами. То на что раньше уходил день, теперь занимает неделю.

Десятый признак - возросшее число смертоубийств.

Одиннадцатый признак - разобщенность общества на материальной почве. Благосостояние одних растет до небес, другие обитают в нищете.

Двенадцатый признак - образование исламской державы, низвергающей в ад всех, кто не исповедает ислам.

Конец света в исламе виделся именно таким. В начале исламской версии судного дня от первых звуков архангела Исрафила погибнет все живое на планете. Начнется страшная буря, которая сотрет с лица планеты людей, созданную ими цивилизацию. Второй звук трубы архангела возвести о воскрешении мертвых. Начнется страшный суд и кара за злые деяния. В конце честных людей ожидает новая жизнь.

Весьма близок к сценарию христианского и буддистского апокалипсиса ход событий, описываемый в буддизме. На сегодняшний день эта религия чтиться по большей части в Индии, но и не только. Как и в случае христианства, апокалипсис - это гибель человечества, Земли и жизни в целом от рук высших сил. То, что создали высшие силы, высшие силы и уничтожат. в буддизме так же, как и сценарий конца света, схожи с оными в других религиях. В частности в буддизме ведется речь об испытаниях, с которыми придется столкнуться человечеству, о периодах тягот, о так называемых кальпах. Предсказания о конце света в буддизме говорят о трех кальпах.

Первая кальпа - период созидания. Люди развивают свою цивилизацию, живут в гормонии с окружающим миром.

Вторая кальпа - золотой век человечества. Цивилизация достигает своего пика.

Третья кальпа - распад людской цивилизации, предрекающий конец времен. По сути, это период распада мира на слои. Нижние миры исчезнут, словно смятый лист бумаги. В конце же миры возродятся, но жизни на них не будет. Период распада не затронет лишь верхние миры, миры брахмы.

Присутствуют в буддизме и признаки конца света, так или иначе связанные с другими религиями. В первую очередь это земля в огне. На небе взойдет семь солнц, которые испепелят все живое на Земле, испарят воду и превратят горы в песок. На смену огню придут ветра, а за ветрами ливни, которые и возродят жизнь в новом обличии. Буддистские учения говорят, что причиной развития апокалипсиса являются ошибки людей.

И еще одна важная особенность, буддизм, как христианство или ислам не выдвигает конкретной или хотя бы приближенной даты конца времен. Лишь указания, описанные выше и сказание о тысячи Будд, после смерти, которых и начнется апокалипсис. Если брать в расчет данную особенность, то сегодня мы живем в эпоху четвертого Будды, и конец света в ближайшие сотни и даже тысячи лет нам не грозит.

Также стоит сказать, что в буддистских учениях, представления о конце света делятся на малый и большой концы света. Малый апокалипсис - гибель всех инакомыслящих. Под большим концом света подразумевается уничтожение всех, без исключения, материальных тел.

Евангельское чтение третьей подготовительной недели к Великому посту рассказывает нам о конце света, в котором мы в настоящее время живем, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. Давайте вместе подумаем: будет ли когда-нибудь конец света, или точнее, конец нашей планеты?

На этот вопрос современная наука дает утвердительный ответ. Но впервые концепция неизбежности конца света родилась не в кабинетах ученых, а в древних религиях, жрецы которых часто совмещали религиозное служение со служением науке. Из глубины времен до нас доносятся голоса, предупреждающие человечество о возможном трагическом конце нашей планеты. Так или иначе, но проблема конца света, которая пришла к нам как идея религиозная, стала в наше время научной концепцией, еще никем не опровергнутой.

Трудно сказать, каковы будут естественные причины конца света и какова будет его естественная форма. Будет ли это катастрофа, связанная со страшной атомной войной, когда чрезмерное использование новейших достижений ракетно-ядерной техники приведет к каким-то пертурбациям космического характера. Будет ли это катастрофа, вызванная столкновением нашей Земли с каким-либо космическим телом или другой планетой. Будет ли это, наконец, постепенное уничтожение привычных для нас форм жизни по тем или иным причинам, например, из-за охлаждения Земли в результате атмосферных изменений. Это неизвестно. Невозможно предусмотреть все варианты конца света, но то, что конец неминуем, очевидно.

Однако это рациональный, или научный, аспект проблемы, который рассматривает главным образом ее физическую сторону. Религия же, в частности христианство, задает этот вопрос несколько по-другому. И она имеет полное право так делать, ибо сама эта проблема вышла, повторяем, из религии и в значительной мере предшествовала научному обоснованию.

Проблема эсхатологии, то есть учения о будущих судьбах мира и человечества, занимает значительное место в вероучении Православной Церкви. Планы будущего были начертаны Богом до скончания веков. И если наука сегодня говорит о неизбежности конца нашей планеты, то христианство, в частности Православная Церковь, подтверждая это, одновременно свидетельствует не только о физическом конце света, но и о двух пришествиях Господа, воскресении мертвых и начале Царствия славы и вечной жизни.

Церковь свидетельствует нам не о бессмысленном конце физического мира, а о его великом окончании, являющемся началом нового бытия. И если наука, в которой нет места Богу, говорит о конце света, как о конце событий в значении абсолютного разрушения, то совсем иначе говорит нам об этом Церковь. Согласно учению Церкви, конец света будет заключаться не в разрушении и уничтожении (хотя видимые физические явления могут происходить в форме разрушения), а в его полном изменении и обновлении.

Каковы же признаки приближения конца света, пришествия Господа нашего Иисуса Христа и Страшного Суда?

Этих признаков несколько. Один из них, как свидетельствует Евангелие, заключается в том, что само Евангелие будет распространено и проповедано во всем мире (Мф.24:14 ). Ни одно место на земном шаре, населенное людьми, не обойдет стороной евангельское благовестие. Весь род человеческий должен услышать слово Божие, вкусить того небесного духовного хлеба, который дал миру Спаситель. И дело человека - принять или не принять это благовестие, ибо человек остается абсолютно свободным, и Господь не допускает над ним насилия.

Второй признак - в мире чрезвычайно активно будут проявляться силы зла, преумножится беззаконие, в людях будет охладевать любовь (Мф.24:12 ). Чрезвычайно усугубятся и начнут активно проявляться все негативные стороны человеческой натуры, будет исчезать вера (Лк.18:8 ). Христианство для многих станет предметом ненависти.

Следующий признак - в преддверии конца света пройдут страшные войны (Мф.24:6 ), в которых человечество может вообще не выжить. По всей земле пройдут ужасные землетрясения, будет голод, появятся эпидемии (Мф.24:7 ).

Следует указать еще на один характерный признак. Он будет заключаться в том, что чрезвычайно снизится духовный уровень большинства людей. Они привяжутся к земному и откажутся от любого духовного развития (Мф.24:37-39 ; Быт.6:1-8 ).

И тогда, говорит Христово Евангелие, появится знамение Сына Человеческого на небе, и люди увидят Христа, идущего по тучам небесным в великой силе и славе. По мнению отцов Церкви, знамением Второго Пришествия будет знамение креста. Люди, которые в то время еще будут жить на земле, мгновенно изменятся (1Кор.15:51-52 ), изменится весь мир (2Пет.3:13 ), и одновременно произойдет общее воскресение мертвых, причем, воскреснут они в преобразованном виде и будут особенными, такими, что, по словом ап. Павла, мы не можем сейчас себе и представить. Тела праведников будут духовными, нетленными и бессмертными. Они будут свободны от всей немощи, к которой склонны наши тела. Они не будут иметь земных телесных потребностей и в какой-то мере уподобятся духам (Мф.22:30 ). В таком же преобразованном виде восстанут и тела грешников. Но, обретя нетление, грешники одновременно будут носить в себе и свое страшное духовное состояние.

Трудно себе представить то, о чем сказано. Все это находится за пределами наших обычных представлений. Но одно понятно - со Вторым Пришествием наступит на земле последний и Страшный Суд, который восстановит попранную человечеством справедливость и восстановит весь мир. Это будет общий суд - суд над всеми, без исключения, людьми. Это будет суд торжественный и открытый, строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, суд последний и окончательный, направленный в вечность. Это будет суд вечной справедливости, о которой люди забыли и которую они презирают в течение тысячелетий. Другого пути восстановления этой попранной справедливости нет и быть не может.

Радостная и вечная жизнь ожидает праведных после суда (Мф.13:43 ), и вечные муки уготованы для злых (Мф.25:41-42 ). Но не нужно понимать это примитивно. Так святитель Иоанн Златоуст видит муки грешников в том, что они будут лишены славы Царствия Божиего. Лишение благ Царствия Божиего - это богооставленность, которая сильнее адских мук. Духовное сожаление о потерянном окажется страшнее всего. И мы хорошо знаем по собственному опыту, насколько тяжелее душевные и духовные раны болезней физических, и как деструктивно действуют они на наш организм.

Закончатся ли когда-либо муки грешников? На этот счет существуют разные личные мнения. Но, согласно Евангелию и христианскому вероучению, они называются вечными (Мф.25:46 ), как естественный результат того, что сделал человек в духовном плане за время своей земной жизни.

С кончиной этого мира и превращением его в новый лучший мир откроется вечное Царствие Божие - Царствие славы. Тогда закончится Царствие благодати, которым мы именуем бытие Церкви на земле. Церковь земная войдет в это Царствие славы и сольется с ним навсегда.

Поэтому пусть Справедливый и Милосердный Судия не лишит и нас этого Царствия вечной славы и бесконечного блаженства. Аминь.

Блаженнейший митрополит Владимир

Очень часто человек поднимает вопрос «когда конец света?». Как правило свои фантазии находят себя в фильмах, учениях, гаданиях, но не одно из них не ссылается к первоисточнику — Библии.

Никто не знает этого дня, говорит Святое Писание:

1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут.
(1Фесс.5:1-3)

Сегодня мы посмотрим, . Отрывок будет из Ветхого Завета.

В нем часто в стихах мы сможем встретить примеры войн и разрушений. Это место довольно токи известно большинству людей, не как первоисточник, а как легенда или поговорка — Содом и Гоморра. Почти все знают, что произошло с этими городами. Мы не будет в деталях говорить о наказании Бога. Скажу лишь то, что подобным образом будет уничтожен существующий мир.

Остается вопрос, ?

Мы не получим с Вами точной даты (как некоторые конфессии сегодня), не будет расшифровывать коды Библии (часто в сети говорят, что взломали код Библии) или анализировать звезды (гороскоп Майя).

Сегодня мы ищем причину, почему мир все еще жив. Спросим у Писания и получим ответ:

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
(Быт.18:20-22)

Перед тем, как уничтожить города, и сообщил о Своем намерение.

Замечу, что в наше время все слова Бога записаны в Библии. Отец все передал через Сына, Он через Апостолов.

Библия передает далее переживания Авраама.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
(Быт.18:23-25)

Авраам переживал за праведных людей в этих городах. Возможно там всего их 50, что сделает Бог?

26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.
(Быт.18:26)

Из миллиарда, миллиона, тысяч людей в этих городах, ради 50 Бог сбережет эти города. А если там меньше 50?

27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за [недостатком] пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
(Быт.18:27,28)

Нет смысла давать много комментариев после этих строк. Но Авраам все еще переживает и продолжает диалог.

29 [Авраам] продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю [того] и ради сорока.
(Быт.18:29)

Авраам знает, что Лот и его семья там и их количество весьма мало в сравнении с количеством всех «неправедных» Содома и Гоморры. Он начинает с 50, колеблясь, потому что их меньше 10…

30 И сказал [Авраам]: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 [Авраам] сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 [Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
(Быт.18:30-32)

Посмотрите, сколько раз Авраам спрашивает у Бога про справедливость. Сколько раз Отец наш дает понять, что важно для Него в этих городах?

33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
(Быт.18:33)

У каждого из нас есть близкие люди, за которых мы переживаем, как Авраам.

«Назначать дату» конца света любят главари тоталитарных сект. Как правило, эта дата приходится на ближайший год, в связи с чем всем желающим предлагается «для спасения души» отписать имущество очередному «мессии». Степень близости подобных «пророчеств» к реальности ясна без .

Если же говорить о более серьезных сценариях конца света и признаках его приближения, то можно выделить два подхода к этой проблеме: религиозный и научный.

Религиозная точка зрения

Идея конца света присутствует во всех авраамических религиях: христианстве, исламе и иудаизме.

О конце света повествует последняя книга Нового Завета – Откровение (Апокалипсис) Иоанна Богослова. После ее написания трудно назвать эпоху, когда не делались бы попытки сопоставить происходящие события с образами этой книги, объявив скорое наступление Судного Дня. Не стала исключением .

Особенно часто вспоминают пресловутую «печать Антихриста». Не так давно таковой пытались объявить российские , усмотрев в орнаменте на их страницах некое подобие трех шестерок. Затем настала очередь ИНН. Сейчас многие усматривают «печать Антихриста» в чипах, которые в экспериментальном порядке начали вживлять населению штата Вайоминг (США). Технология, безусловно, опасная, и многие жители штата уже ощутили на себе ее негативные последствия (раздражительность, головные боли и другие неприятные симптомы), но вряд ли стоит делать такие глобальные выводы.

Называют и другие признаки приближения конца света: появятся лжепророки, в мире воцарится хаос, люди будут предпочитать духовной жизни мирские удовольствия. Эти признаки можно отнести к любой эпохе. Единственный более или менее конкретный ориентир – восстановление Иерусалимского храма, которое не состоялось до сих пор, хотя планы такие были еще у Юлиана Отступника. Впрочем, учитывая аллегорический язык Откровения, трудно сказать, что может стоять за этим утверждением.

Впрочем, те, кто пытается отыскать признаки близкого конца света в Библии, забывают о главном: точной даты не может знать никто. Об этом недвусмысленно заявил сам Спаситель, следовательно, ни о каких приметах времени с точки зрения христианина речи быть не может. Готовым нужно быть всегда, но конкретизировать дату нельзя.

Такого же мнения придерживаются и мусульмане. Впрочем, и в их вероучении говорится о предвестниках конца света. Всего их 12, и первый из них – само появление Мухаммеда, который считается последним пророком. Многие из этих признаков описаны весьма туманно, например, « родит себе госпожу». Что это – рождение ребенка от господина? А может быть, исчезновение почтения детей к ? Однозначного ответа нет. Другие признаки – увеличение числа богатых людей, приход невежественных людей к власти, множество землетрясений и т.д. Называется и вполне конкретное явление: Солнце взойдет на западе.

Научный взгляд

Ученые не отрицают, что жизнь на Земле не вечна. Однажды ее погубит расширяющееся Солнце, но счет времени до этих событий идет на миллиарды лет.

Нередко говорят об уничтожении жизни на Земле в результате падения астероида. Нельзя сказать, что такой сценарий нереален, но он маловероятен. Диаметр такого астероида должен превышать 10 км, все астероиды такого размера известны астрономам, ни один из них упасть на Землю не рискует. Правда, астероид Апофис в 2029 году пройдет в опасной близости от планеты. С вероятностью 1:45 000 он будет захвачен гравитацией Земли, в этом случае он на Землю в 2036 году. Но полного уничтожения человечества не произойдет, будет стерта с лица Земли территория, по размеру сопоставимая с европейской страной, так что это нельзя будет считать.

Многие видят предвестие конца света в активизации супервулкана, расположенного в Йеллоустоунском национальном парке (США). О пробуждении вулкана говорит появление вокруг него новых гейзеров, подъем земли на 1 м 78 см за последние четыре года, подземные толчки. Вулканологи опасаются, что извержение может начаться в ближайшие два года. В этом случае часть США будет превращена в пустыню, но и весь мир пострадает. Огромное количество вулканического пепла пропадет в атмосферу, последствия будут сопоставимы с «ядерной зимой»: средняя температура воздуха будет составлять 25 градусов ниже нуля, а в некоторых районах опустится ниже -50.

Впрочем, и с этими прогнозами согласны не все ученые. Так, Дж.Левенштерн из Йеллоустоунской вулканической обсерватории считает, что если и произойдет извержение, пострадают только населенные пункты, расположенные поблизости.

Таким образом, и религиозные деятели, и ученые называют множество конца света, но ни один из этих признаков нельзя считать полностью .

  1. Введение

    Тема грядущего конца мира, когда творение предстанет во всей полноте совершенства, входит составной частью во многие произведения библейской письменности. Представления о конце мира развивались и существенно дополнялись на протяжении веков; ниже мы приводим наиболее существенные из говорящих об этом тексты в хронологическом порядке.

    Библия говорит о том, что мир, в котором мы живем, имеет начало, так как он был сотворен Богом. Этот мир не вечен, но существует во времени; временность является его неотъемлемым свойством. Для библейских авторов существование начала мира естественным образом подразумевает и существование конца, так как время - принципиально иной, чем вечность, способ бытия, и не может быть безграничным. Это представление о развивающемся мире, имеющем начало и конец, принципиально важно и для библейского понимания истории как направленного процесса, в котором разворачивается замысел Всемогущего о мире и человеке.

    В начале истории библейского Откровения в избранном народе сложилось представление о некоем таинственном дне грядущей победы Бога, который завершит собой историю человечества. Основой для этого послужили многочисленные перипетии истории Израиля, в которых избавление народа от бедствий и катастроф происходило благодаря защите Бога. Эти масштабные события описаны в книгах Исхода и Иисуса Навина, Судей и Царств. Здесь народ Божий сталкивается с внешними врагами, которые нередко значительно превосходят его и в военном, и в культурном отношении. Однако упование на Бога приводит к тому, что Он вмешивается в события через избранных мужей - судей, пророков и царей, и обеспечивает победу над врагами и сохранение Израиля от уничтожения. На этой исторической основе сформировалось представление о грядущем Дне Господнем, когда произойдет окончательная победа Израиля над всеми его врагами (которые одновременно считались и врагами Бога).

  2. День посещения у ранних пророков

    В последующие столетия это упрощенное представление претерпело значительные изменения. Главным образом это произошло благодаря служению библейских пророков, для которых День Господень был одной из основных тем их проповеди.

    Кратко основные положения пророческого учения о конце мира и Дне Господнем заключаются в следующем. Пророки говорят о конце мира как о Дне Посещения, когда Бог Сам таинственным образом явится в мире и посетит народ Свой. С этим посещением Бога будут связаны посрамление язычников, избавление Израиля - но также и суд над всеми народами, в том числе и над Израилем. Это посещение Божие пророки изображали как вселенскую катастрофу, в которой уничтожается все, недостойное величия Творца. Поэтому они часто называли День Господень днем мрака и днем гнева, днем суда. Одновременно всякое зло будет изгнано из тварного мира, даже сама смерть будет побеждена.

    Пророки связывали грядущий День Посещения с приходом Христа; для них явление Христа и Посещение Бога во многом совпадали. Так пророки прикровенно выражали весть о том, что Христос Спаситель будет не просто великим человеком, но Воплотившимся Сыном Божьим.

    Обычно слова пророков о конце мира соединяют в себе три ключевых аспекта. Пророки говорят о событиях современной им истории, в которых они видят прообразы грядущего конца мира. Опираясь на эти прообразы, пророки возвещают приход Христа, который должен стать поворотным моментом истории мира. То, что открывается им о конце времен, пророки нередко соединяют с вестью о приходе Христа.

    Историческая последовательность грядущих событий была для пророков не так ясна, как их духовный смысл; поэтому большинство пророков соединяли в своей проповеди приход Христа и завершение истории. Это не ошибка; напротив, в Новом завете приход Христа является началом суда над миром и победы Бога над злом.

    Таковы общие черты пророческого учения о конце мира, который они часто называли «тот день», однако в книге каждого пророка выделяются и специфические для него особенности.

    1. Амос

      Пророк Амос впервые явно говорит о Дне Господнем как о Дне посещения: «Я пройду среди тебя», говорит Бог устами пророка. Амос обращается к тем, кто надеялся, что День Господень станет для Израиля своего рода историческим «хэппи-эндом»: «Горе желающим Дня Господня… он тьма, а не свет». Этот день станет судом над всеми людьми, не исключая и Израиля, к которому Бог в силу избрания предъявляет исключительные нравственные требования. Кроме того, через Амоса Господь говорит, что в «тот день» будет восстановлена падшая скиния дома Давида - это пророчество о Христе, который будет потомком Давида.

    2. Осия

      Младший современник пророка Амоса, Осия также говорит о Суде Божьем, который в конце времен ожидает все дела людей. Но Осия возвещает, что конец мира ознаменуется победой Бога над всяким злом и грехом. Восторжествует всепобеждающая милость Творца, и даже самый главный, «последний» враг - смерть - будет побеждена.

    3. Михей

      Живший немного позже Амоса и Осии пророк Михей видит грядущий День Посещения как явление Самого Бога: Бог «наступает» на высоты земли, и перед величием Его славы тают горы. Таким образом, в конце времен Бог, Которого не может вместить вся тварь, явится миру в полноте. Об исполнении этого пророчества говорят слова Евангелия от Иоанна «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18) .

    4. Исайя Иерусалимский

      Последний пророк 8-го в до РХ, Исайя Иерусалимский, также изображает День Господень как день Суда и победы Божьей. Но кроме этого, Исайя говорит о нем как о дне спасения, которое Бог совершит через Христа - рожденного от Девы потомка Давида. «Младенец родился нам - Сын дан нам», говорит Исайя, и в Нем Сам Бог вмешается в ход истории. С приходом Христа необратимо изменится вся тварь, зло и насилие будет побеждено, и им уже не будет места на преображенной земле. Поразительный образ волка, живущего вместе с ягненком - одно из самых знаменитых библейских описаний грядущего обновления мира. Исайя говорит также, что в День Господень не только избранный народ, но и язычники, обратятся к Богу и обретут спасение. Но избавление в славе Христа, мир Божий, открытый для всех людей в Царстве Его, одновременно является гибелью для всякого греха.

  3. День Господень у пророков предпленной эпохи и плена
    1. Софония: день трубы и бранного крика

      В пророчестве Софонии, жившего в конце 7-го в. до РХ, выявляются новые аспекты грядущего конца света. Он предстает взору пророка как пир, на котором будет заклана жертва Господня. На этот пир соберутся избранные чада Божьи; для грешников же это будет день ослепления, так как согрешивший человек теряет способность видеть мир в истинном свете. Софония называет конец света днем гнева и брани, и говорит о том, что день этот близок. В данном случае речь идет, впрочем, не столько об исторической перспективе, сколько о неотвратимости Судного дня.

    2. Иезекииль

      В первой половине 6-го в. до РХ пророк Иезекииль, для которого разрушение Иерусалима стало прообразом конца света, возвещает, что День Господень будет днем обновления мира. Иезекииль говорит о таинственном Пастыре, Который придет в те дни. Он «встанет в проломе стены», чтобы защитить от бедствия Своих овец. Ни один из людей не может сделать этого, каждый из них несет ответственность за свои и только свои дела. Лишь Христос, Пастырь Израиля, будет защищать людей. В конце своей книги пророк Иезекииль описывает конец мира как битву Бога против сил зла. Поражение Гога, северного царя, символизирующего силы зла, стало характерным образом библейской апокалиптики. Главное же в пророчестве о вселенской победе Бога над злом и смертью - весть о том, что в конце времен Бог заключит с людьми Новый завет, и Дух Божий претворит каменные сердца людей в плотяные, вдохнет в них новую жизнь.

    3. Исайя Вавилонский (Второисайя): в пустыне приготовьте путь Господу

      Автор второй половины книги Исайи, традиционно именуемый Исайей Вавилонским или Второисайей, начинает свои слова с пророчества об избавлении, которое будет совершать Сам Бог. Как и другие пророки, Второисайя совмещает видение трех различных событий. Возвращение Израиля из вавилонского плена и восстановление Иерусалима являются для него прообразом грядущего прихода Мессии и конца мира, когда слава Божья будет явлена всему творению. Слова Второисайи о гласе вопиющего пятью веками позже применит к себе Иоанн Креститель.

    4. Захария: спасение для всех

      Младший современник Исайи Вавилонского, пророк Захария, также рассматривает плен и возвращение из него как прообразы грядущего Суда. В конце принадлежащей ему первой половины книги Захарии он говорит о том, что в последние дни все народы обратятся к Богу Израилеву, и Бог будет спасением прибегающих к Нему.

  4. День Господень у пророков эпохи Второго храма

    В эпоху Второго Храма пророчества о Дне Господнем становятся все более конкретными; Суд над народами и День гнева Господня отступают на второй план. «Тот день» для пророков этого периода главным образом связан с приходом Христа и Его спасительным служением.

    1. Малахия: Бог пошлет Илию

      В середине 5 в. до РХ пророк Малахия говорит о том, что перед наступлением Дня Господня Бог пошлет к людям пророка Илию, который возвестит наступление последних времен. Это пророчество исполнилось в служении Иоанна Крестителя, которого Ангел Господень, обращаясь к его отцу Захарии, называет «пророком в духе и силе Илии» (Лк. 1:17) .

    2. Иоиль: День излияния Духа Божьего

      Словно продолжая пророчество Иезекииля о Новом Завете, на рубеже 4-5 вв до РХ пророк Иоиль говорит о том, что в последние дни Бог изольет Духа Своего на всякую плоть, и множество людей смогут слышать Слово Божие так же непосредственно, как слышат Его избранные мужи Господни - пророки. Эти дни будут сопровождаться знамениями вселенского масштаба, солнце померкнет и луна обратится в кровь. И всякий, кто призовет имя Господне - спасется, говорит Иоиль. Таким образом, избранные, которые будут спасены в День Господень - это те, кто обратится к Богу Израилеву и призовет имя Господне.

    3. Захария (Второзахария): воззрят на Него, Которого пронзили Особое место в библейский пророчествах о конце мира занимают слова неизвестного по имени современника Иоиля, автора второй половины книги Захарии. Второзахарии День Суда предстает как расчет между людьми и Богом, когда люди дают Богу плату за Его благодеяния. Тридцать серебрянников отвешивают люди в уплату Господу - эта страшная подробность подчеркивает, что последние времена начинаются в истории мира с приходом Христа.
      Но и Второзахария говорит о Дне Суда как о Дне спасения, когда Бог будет защищать людей от гибели. В эти последние времена люди воззрят на Пронзенного ими Христа, и в их сердцах откроется источник слез для омытия греха и нечистоты. Плач в Иерусалиме напоминает Второзахарии древнюю битву при Мегиддо (Армагеддоне). После этих слов Второзахарии эта битва (исторически относящаяся, вероятно, к 622 г, времени царя Иосии) становится одним из самых известных символов конца мира.
    4. Даниил

      В 4 в. до РХ автор книги Даниила возвещает, что время грядущего прихода Христа и Судного Дня определено. Таинственные, так и не расшифрованные людьми сроки, о которых говорит Даниил, уже отмерены. Главным событием Дня Господня Даниил называет смерть Христа; но после этого до конца мира пройдет еще некоторое время, которое будет эпохой «завета для многих».

  5. Евангелие

    С приходом Господа Иисуса Христа начинают исполняться пророчества Ветхого Завета о последних днях. Христос говорит ученикам о том, что Иоанн Креститель - тот самый пророк последних дней, о котором возвестил Малахия. Суд над миром, которого с трепетом и надежой ожидали пророки, начинается во дни Христа.

    Слова Господа Иисуса Христа о конце мира, которые Он говорил ученикам на горе Елеонской, получили название «апокалипсис синоптиков», потому что они почти одинаково зафиксированы и Евангелиях от Матфея и от Луки. Матфей приводит их несколько более подробно.

    Здесь Господь говорит о том, что конец мира будет ознаменован пришествием Христа в славе; как молния от края неба и до края, оно будет явлено всем людям. Но прежде этого времени человечество ожидают многочисленные бедствия и вражда против верных Божьих. Важнейшая черта последних дней, которую называет ученикам Христос - то, что Его Евангелие будет проповедано во всех народах, так что все люди услышат о Нем и получат возможность призвать имя Господне. Лжехристы и лжепророки будут пытаться увлечь людей за собой; только верность и упование на Бога помогут избранным претерпеть эти страшные времена.

    Христос говорит ученикам, что, хотя время наступления конца мира определено, никто, кроме Небесного Отца не знает о дне том и часе. Суд будет неожиданностью, к которой нельзя подготовиться заранее. Как вор подкрадывается в ночи, приблизится к людям Последний день мира. Поэтому Христос заповедует ученикам бодрствовать и всегда быть готовыми к наступлению конца.

    Евангелист Иоанн дополняет апокалипсис синоптиков рядом существенных аспектов. Он приводит слова Христа о том, что суд уже начался и Слово Христа до последнего дня будет судить людей. Кроме того, Христос говорит в Евангелии от Иоанна, что конец мира будет связан с воскресением мертвых; для одних оно будет дверью в жизнь, а для других - в погибель. Критерии этого суда Христос объясняет ученикам в беседе о Последнем Суде, которую записал евангелист Матфей. Люди всех народов будут судиться по тому, как они поступали по отношению к другим. «Что вы сделали людям, - говорит Христос, - то Мне сделали». Милосердие к ближнему и сделанное людям добро являются главным критерием, определяющим вечную судьбу людей.

    Но Христос возвещает ученикам и то, что для верующих Ему уже открыт путь к воскресению и жизни. Плоть и Кровь Христа становятся для них пищей вечной жизни, Трапезой Господней, предреченной пророком Иезекиилем.

    Важнейшим для Евангелия откровением о жизни христиан в преддверии конца явлются заключительные слова Христа в Евангелии от Матфея: «вот, Я с вами во все дни до скончания века».

  6. Деяния

    Евангелист Лука сообщает в начале книги Деяний апостолов приводит слова, сказанные Господом Иисусом Христом ученикам в момент Его Вознесения. На вопрос учеников, не в настоящий ли момент исполняются пророчества о конце времен, Господь говорит, что ученикам не дано знать времена и сроки. Вместо этого им, согласно пророчеству Иоиля, будет дарован Дух Святой, Чье благодатное действие положит в учениках начало жизни будущего века. Тем самым вновь утверждается открытая в Евангелии от Иоанна возможность для учеников Христа перейти от смерти в жизнь уже сейчас. Во второй главе Деяний, в день Пятидесятницы, апостол Петр утверждает, что совершившееся на апостолах чудо и есть исполнение пророчества Иоиля. Тем самым, согласно древней христианской традиции, его пророчество о померкшем солнце относится к тьме, покрывшей Голгофу в момент Крестной смерти Христа.

  7. Послания

    Ученики Христовы в своих посланиях многократно обращаются к теме конца мира. Послания подтверждают евангельское благовестие о том, что для верующих День Господень одновременно и будущее, и настоящее. В среде первых христиан было распространено мнение, что конец мира настанет вскоре после Воскресения Христова. Однако, с течением времени, эта точка зрения перестает быть общепринятой.

    Главным образом апостолы говорят о конце мира как о Пришествии Христа в славе; Днем Господним в апостольской среде чаще называется первый день недели, когда христиане празднуют Воскресение и Господь пребывает с ними в таинстве Евхаристии. Пришествие Христа повлечет за собой воскресение мертвых и новую жизнь в обновленном - избавленном от зла и преображенном мире.

    В посланиях апостолы рассматривают время после Воскресения Христова как «последние времена», потому что с приходом Христа исполнились все сроки и пришла «полнота времен». Это время, длительность которого неизвестна, следует употребить на то, чтобы, по примеру Христа, деятельно нести в мир Божью любовь и делать добро. Ожидание Дня Господня требует также от христиан бодрствования - внутренней готовности предстать перед Спасителем. Тем самым в Церкви осуществляется Царство Небесное, которому еще предстоит явиться в полноте. Жизнь христианина протекает, таким образом, в Царстве Небесном еще до его окончательной победы.

    Продолжая сказанное Христом о признаках приближения конца мира, апостол Павел дополняет это несколькими важными вещами. Во-первых, он говорит о том, что в последние времена в мире появится в человеческом образе враг Божий, Антихрист, который попытается увлечь людей за собой. Во-вторых, апостол Павел полагает, что перед концом мира, последним из народов, обратится ко Христу избранный народ, запечатлевая тем самым полное число уверовавших. Апостол возвещает также, что в День Господень не только воскреснут мертвые, но и оставшиеся в живых, «изменившись», встретят Господа.

    Апостол Петр, подтверждая слова апостола Павла, говорит о конце мира как о вселенской катастрофе. То, что сроки наступления конца отложены, Петр считает проявлением милости и долготерпения Бога, дающего людям возможность обратиться и уверовать.

  8. Апокалипсис: новое небо и новая земля

    Специально судьбам мира и Церкви посвящена заключительная книга Библии, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис. Откровение подводит итог всему, что было сказано об этом в библейской традиции. Апостол Иоанн прибегает в нем к образам, заимствованым из ветхозаветных пророчеств, подчеркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжелую борьбу. В обновленном творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.