Монументальное искусство. Что такое монументальное искусство Виды монументальной архитектуры

Существует множество определений монументального искусства. Монументальный памятник – это память для потомков, это социальный заказ общества, это искусство, посвященное событию (личности).

“Монументальное искусство всегда декоративно, настоящее искусство декоративно (красиво)”, - определял М. Врубель.

Донести до потомков информацию – задача монументального искусства. Монументально-декоративное искусство менее грандиозно, оно ближе к декоративнома станковому искусству, имеет меньшую декоративную нагрузку. Один из первых проявлений монументальности – римское искусство.

Монументальное искусство как и всякое живое явление отличается от антипода, имитации, внешне напоминающей данное явление, но утратившее внутреннюю основу. Некоторые характеристики антипода: гиганские размеры, помпезность (антипод величественности), конкретика, вплоть до муляжа, излишество, несвязанность с местом расположения.

Монументальное искусство проявляется в архитектуре, скульптуре, живописи.

Монументальная скульптура:

· Связанная с архитектурой (тематический рельеф на фасаде, эмблема);

· Скульптура – символ, центр, доминанта архитектурного здания;

· Отдельно стоящий монумент.

Садово-парковая скульптура считается монументально-декоративной.

Монументальная живопись раскрывает основное содержание архитектуры, это рассказ и символ. Существует монументальная живопись, не связанная с архитектурой, которая располагается на отдельных стенах, объемах. Монументально-декоративная живопись – это панно, росписи в архитектуреа, орнамент, геральдика, структурные композиции. Основные техники монументальной живописи – фрески, мозаики, витражи, гобилены.

Фреска – классическая живопись по сырой штукатурке известковыми красками. После высыхания на живописи создается кальцинирующая пленка, не поддающаяся воде. Это защитный стекловидный слой. При этом часть краски впитывается штукатуркой.

Мозайка наиболее долговечная из видов живописи. Перед установкой мозайки необходимо, чтобы архитектурный объет дал усадку (прошло несколько лет после его строительства). Традиционно мозайка изготавливается из смальты – дважды вареного стекла, которое легче колется. Флорентийская мозайка изготавливалась из тонких слоев (около 0.5 см) полудрагоценных камней. Основой для мозайки служит цемент, на юге – алебастр. Швы затираются этим же составом. Отдельные детали мозайки иногда полировались. В русской мозайке использовались цветные плиточка 2×2 см, которые подгонялись в соответствии с рисунком. Существовали приемы расположения плиточек: веерный, веерный на 4 стороны, волнообразный, симметричный. Богатая фактура мозайки создается сочетанием мозайки модульной с мозайкой пластической (фактурной). Иногда мозайка имеет один модуль, но разную высоту.



Витраж – картина, работающая на просвет, светящаяся живопись. Классический витраж выполнялся из плоского (4 мм) цветного стекла, которое монтировалось в металлические рамы со свинцовой протяжкой. В современных витражах отдельные куски стекла соединяются бетоном, суперцементом, эпоксидной смолой, жидким стеклом, специальными пластмассами. В глыбовом витраже куски стекла бесформенные. В литом витраже в Прибалтике используется фактура скола верхней гладкой поверхности. В витражах иногда используется рельефное стекло. При этом пока стекло не остыло, оно подвергается специальной обработке.

Гобелен – безворсовый ковер. Родоначальник современного гобелена француз Ж. Люрса.

Синестезия – видение музыки в цвете.

Монументальное искусство - род изобразительного искусства, воплощающего большие общественные идеи, рассчитанного на массовое восприятие и существующего в синтезе с архитектурой, в архитектурном ансамбле. К монументальному искусству относятся скульптурные монументы и памятники историческим событиям и лицам, мемориальные ансамбли, посвященные эпохальным явлениям в жизни народа (например, победе над фашизмом в Великой Отечественной войне), скульптурные и живописные изображения, включенные в архитектурное сооружение. В отличие от станкового искусства произведения монументального искусства предназначены не для музеев, выставок и частных жилищ, а воздвигаются на площадях, улицах, в парках, являются органичной частью общественных зданий. Этим произведениям свойственна подчеркнутая активность воздействия на массы, они непрерывно живут на людях и среди людей. Монументальное искусство как бы сопровождает общественные процессы, для которых предназначена архитектура, своеобразно «аккомпанирует» им.

Синтез с архитектурой накладывает отпечаток на содержание и форму монументального искусства. Для него типичны возвышенный строй чувств, гражданский пафос, героика и символика. Включенность в архитектуру обусловливает большие размеры изображения, особенности его конфигурации и членений. Необходимость рассмотрения издали или в определенном ракурсе диктует в ряде случаев характер пропорций, подчеркнутость контура

и силуэта, насыщенность цвета, лаконизм выразительных средств.

Следует различать понятия «монументальное искусство» и «монументальность в искусстве». Монументальность - это масштабность, значительность, величественность, образов, имеющих большое идейное содержание. Она родственна эстетической категории возвышенного и может проявляться не только в монументальном искусстве, но и в других разновидностях изобразительного искусства, равно как и в произведениях других искусств (литературы, музыки, театра и т. д.). В свою очередь произведения монументального искусства в некоторых случаях могут не обладать качеством монументальности, а иметь лирический или жанрово-бытовой характер.

Понятию монументального искусства родственно понятие декоративного искусства. Однако в последнем на первый план выступает задача украшения архитектуры или подчеркивания цветом, рисунком, декором ее функционально-конструктивных особенностей, тогда как произведения монументального искусства не только украшают, но и имеют относительно самостоятельное идейно-познавательное значение. Вместе с тем между этими родами искусства нет резкой грани. Поэтому принято говорить также о монументально-декоративном или декоративно-монументальном искусстве.

Разновидности монументального искусства определяются ролью и местом того или иного произведения в архитектурном ансамбле (скульптура на фасаде или в интерьере здания, роспись на стене или на потолке и т. д.), а также материалом и техникой, в которых оно выполнено (фреска, мозаика, витраж, сграффито и т. п.), т. е. теми факторами, которые делают это произведение предметной реальностью, частью окружающей среды.

Монументальное искусство получило широкое развитие в Древнем Египте и в Древней Греции. Выдающиеся его образцы дает византийское (мозаики Равенны) и древнерусское искусство (фрески Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Москвы). Подлинный расцвет монументального искусства наступил в эпоху Возрождения (росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, фрески Рафаэля в Ватиканском дворце, настенная живопись Веро- незе, скульптурные монументы Донателло, Верроккьо, Микеланджело и др.).

Синтез пластических искусств, включающий монументальное искусство, характерен для стилей барокко, рококо, классицизм, для русской художественной культуры второй половины XVIII - начала XIX в. В условиях капитание городов, сооружения большого общественного значения, художественное оформление станций метрополитена, каналов, выставок и т. п.). Выдающийся вклад в его развитие внесли скульпторы И. Шадр, В. Мухина, Н. Томский, М. Манизер, С. Меркуров, живописцы А. Дейнека, Е. Лансере, П. Корин, В. Фаворский и многие другие. В послевоенный период новой формой монументального искусства явились мемориальные ансамбли, посвященные героике Великой Отечественной войны (наиболее значительные из них созданы при участии архитекторов скульпторами Е. Вучетичем в Волгограде, А. Кибальниковым в Бресте, М. Аникушиным в Ленинграде, В. Цигалем в Новороссийске и др.). Монументальное искусство все полнее входит в жизнь, становится неотъемлемым компонентом формирования эстетического облика сел, поселков, городов, создания целостной эстетической среды. Выдающиеся произведения современного монументального искусства созданы скульпторами Л. Кербелем, В. Бородаем, Г. Йокубонисом, О. Комовым, живописцами А. Мыльниковым, И. Богдеско, В. Замковым, О. Филатчевым и другими.

Со временем, особенно со второй половины XVII в., название «Оружейная палата» уже не отражало всей ее разнообразной деятельности как своеобразного центра художественной жизни государства. В ней работали лучшие русские и приглашенные западные мастера. С начала 1640-х гг. в ведение Оружейной палаты после упразднения Иконного приказа переходят царские иконописцы. В 1700 г. в Оружейную влились так называемые Золотая и Серебряная палаты. С этого момента сюда на хранение передаются ювелирные изделия и драгоценная посуда.

В начале XVIII в. производственная деятельность кремлевских мастерских постепенно сокращается, большая часть мастеров переводится в новую столицу - Петербург, и Оружейная палата почти совсем теряет свое значение мастерской, становясь в основном хранилищем памятников искусства и старины, прообразом будущего музея.

Окончательное объединение многих кремлевских хранилищ и мастерских завершается в 1727 г., когда основные из них слились воедино и стали называться «Мастерская и Оружейная палата». Так в Московском Кремле образовалось единое хранилище государственных ценностей. В начале XIX в. это хранилище было преобразовано в первый московский музей. Нынешнее здание музея выстроено в 1851 г. по проекту архитектора К. Тона.

Описать все богатства, хранящиеся и экспонируемые в Оружейной палате, практически невозможно. Выделим лишь основные коллекции мирового значения.

Прежде всего это знаменитое собрание боевых доспехов и холодного и огнестрельного оружия русской и иностранной работы, совершенных по техническому и художественному исполнению. Многие изделия украшены чеканкой, чернью, золотой и серебряной насечкой, резьбой, инкрустированы перламутром и костью. Среди образцов древнего вооружения особенно интересны шлем князя Ярослава (конец XII - начало XIII в.), рогатина XV в., принадлежавшая тверскому князю Борису Александровичу, сабли героев освободительной войны 1612 г. Минина и Пожарского, шлем 1621 г., созданный одним из прославленных мастеров бронного дела - Никитой Давыдовым, проработавшим в Оружейной палате пятьдесят лет.

Самыми древними памятниками, хранимыми в музее, являются серебряные изделия и мелкая пластика Византии V-XV вв.

Бесценна богатейшая коллекция русских золотых и серебряных изделий XII-XVII вв.

Овладев сложнейшими способами обработки и украшения металла, златосеребряники умело использовали в своих произведениях искусство чеканки, черни, гравировки, цветной эмали, вкрапления драгоценных камней. Наряду с произведениями московских мастеров в Оружейной палате хранятся изделия крупнейших местных художественных центров России XVII в. - Ярославля, Сольвычегодска, Новгорода, а собрание русских золотых и серебряных изделий XVIII-XIX вв. представлено прекрасными произведениями, созданными мастерами Москвы, Петербурга, Великого Устюга, Вологды и других городов.

Среди работ древнерусских златосеребряников привлекают внимание потир XII в. Юрия Долгорукого, уникальные золотые украшения из знаменитого «Рязанского клада» XII в. с перегородчатой эмалью и драгоценными камнями, кадило 1598 г. царицы Ирины Годуновой - лучший образец черневого искусства XVI столетия.

Богатейшая в мире коллекция западноевропейского художественного серебра XIV- XIX вв. включает изделия из Англии, Швеции, Германии, Франции, Дании, Голландии. Произведения из знаменитых немецких центров серебряного дела XV-XVII вв. - Нюрнберга, Аугсбурга, Гамбурга исполнены в стилях готики и Возрождения.

Оружейная палата обладает огромным собранием русских, восточных и западноевропейских драгоценных тканей XIV-XVIII вв.- атласа, шелка, аксамита, бархата. Они вытканы золотом, искусно расшиты различными нитями и жемчугом. Ткани эти представлены в светских одеждах и облачениях высшего духовенства.

Древние государственные регалии - еще один из интереснейших разделов музея. Троны, венцы, скипетры, державы должны были демонстрировать богатство и значимость могущественного государства. Изготовление этих вещей обычно поручалось лучшим мастерам, создававшим неповторимые произведения искусства. В этой коллекции находится знаменитая Шапка Мономаха (XIII-XIV вв.).

Большую группу экспонатов составляют предметы парадного конского убранства - седла, стремена, паперсти и пр., а также экипажи русской и иностранной работы XVI-XVIII вв.

Кроме основных, перечисленных здесь коллекций музей хранит собрания древнерусских книг, знамен, орденов и медалей, гобеленов, часов, табакерок, изделий из стекла, фарфора, поделочных камней, янтаря, кокосового ореха и пр.

Огромный, монолитный пятиглавый Успенский собор - одно из старейших зданий Кремля. Он построен в 1475-1479 гг. архитектором Аристотелем Фьораванти. Интерьер собора напоминает дворцовый зал, просторный и светлый, с круглыми колоннами, поддерживающими легкие паруса сводов. Снаружи собор смотрится «яко един камень», поражает величием и строгой простотой (его прообразом государства. Здесь проходили важнейшие государственные церемонии: венчание на царство, бракосочетание коронованных особ, избрание глав русской церкви, здесь служили торжественные молебны перед началом походов и в честь побед русских войск.

Древнейшим памятником Успенского собора является икона «Георгий-воин» XII в., привезенная из Новгорода.

Около западного, главного входа в Успенский собор находится небольшая одноглавая церковь Ризположения, построенная псковскими мастерами в 1485 г. Ее внутреннее убранство относится к XVII в. Иконостас выполнен в 1627 г. В создании его принимал участие эдин из лучших иконописцев того времени - Назарий Истомин Савин. В этом музее представлена коллекция древнерусской скульптуры XV-XVII вв.

Благовещенский собор Кремля также сооружен псковскими мастерами в 1484-1489 гг. Тогда это было трехглавое здание, с трех сторон окруженное галереями. Свой нынешний нарядный, девятиглавый облик собор приобрел в XVI в. Собор был домовой церковью правителей Московского государства. Некогда в его подклетах хранилась великокняжеская

казна. Росписи собора были сделаны в 1508 г. сыном знаменитого художника Дионисия - Феодосием «с братией». Интересен подбор образов святых на столпах собора: среди них есть византийский император Константин, киевские великие князья Владимир Святославович, Владимир Мономах, великий князь владимирский Александр Невский и, наконец, московские князья Иван Калита, Дмитрий Донской и другие. В этих условных портретных изображениях заключена идея преемственности княжеской власти, служившая укреплению авторитета московского князя.

Иконостас собора украшают произведения знаменитых русских художников рубежа XIV-XV вв. - Андрея Рублева, Феофана Грека, Прохора с Городца.

Напротив Благовещенского собора стоит Архангельский собор, построенный зодчим Алевизом Новым в 1505-1508 гг. Во

внешнем декоре Архангельского собора много элементов, характерных для итальянской дворцовой архитектуры XV столетия, но в целом сооружение сохраняет схему древнерусского храма. Архангельский собор, как и все соборы Кремля, построен на месте более древней церкви того же названия. Собор служил усыпальницей всех московских правителей до времени перенесения столицы в Петербург. Посетители могут увидеть здесь гробницы Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного.

Значительный исторический интерес представляют фрески собора, написанные в середине XVII в. Ведущими художниками при выполнении этих работ были Симон Ушаков и Степан Резанец. Первый ярус фресок - это условные портреты реальных исторических лиц, захороненных в этом княжеском некрополе. Одна из центральных тем росписей - батальные сцены, ассоциировавшиеся с темой защиты отечества. Так, например, композиция «Гедеон, побеждающий мадиамитян» находит прямую аналогию с темой борьбы Руси против Золотой Орды.

Самым интересным памятником живописи в соборе является икона «Архангел Михаил» со сценами деяний (архангел Михаил считался небесным покровителем русского воинства), написанная в конце XIV - начале XV в.

Все произведения, находящиеся в Государственных музеях Московского Кремля, тщательно хранятся, изучаются, реставрируются.

Сейчас Государственные музеи Московского Кремля - крупный научный центр, хранящий огромные исторические и художественные ценности, многие десятки тысяч предметов. Замечательные творения прошлого живут как бы второй жизнью, являя собой живую связь времен и талант народа-созидателя. Они раскрывают перед нами все новые страницы истории страны, истории культуры.

Монументальное искусство, род искусств пластических

Монументальное искусство , род искусств пластических; включает произведения, создаваемые для архитектурной (реже - природной) среды, во взаимодействии с которой они приобретают окончательную идейно-образную завершённость. К монументальному искусству относятся памятники и монументы, скульптурное , живописное , мозаичное убранство зданий, витражи и т. д. (некоторые исследователи относят к монументальному искусству также произведения архитектуры). Выступая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств), произведения монументального искусства являются важной пластической или смысловой доминантой ансамбля . Изобразительно- тематические композиции на фасаде и в интерьере, памятники на площади обычно посвящены воплощению наиболее общих философских и социальных идей времени, служат увековечению памяти выдающихся деятелей или значительных событий. Стремление к выражению возвышенных, общезначимых идей диктует величавость, значительность форм произведений монументального искусства (см. Монументальность). Некоторые произведения монументального искусства играют в архитектуре роль аккомпанемента, усиливая эстетическую выразительность её форм. Функции декоративной организации стен, перекрытий, фасадов и пр. придают этому виду монументального искусства архитектонически-орнаментальные качества, близкие декоративному искусству, поэтому его часто именуют монументально- декоративным искусством. Однако резкой грани между этими двумя разновидностями монументального искусства не существует.

Произведения монументального искусства отличаются величием и значительностью идейного содержания, имеют, как правило, строгие обобщенные формы и обычно создаются из долговечных материалов. Их назначение подчинено большим общественным и государственным задачам и возникает из необходимости пропаганды и популяризации в массах значительных общественных идей. С утратой этих идей произведения монументального искусства теряют качество монументальности. В условиях классового антагонистического общества и эксплуататорского государства монументальное искусство, испытывая их прямое воздействие, используется в целях пропаганды идеологии господствующих классов. Роль монументального искусства особенно возрастает в периоды общественного подъёма и расцвета искусства, когда оно выражает передовые демократические и гуманистические идеи (скульптурное убранство Парфенона в Афинах , фрески Рафаэля , Микеланджело и др. в эпоху Возрождения в Италии , скульптурные работы И. П. Мартоса и др. в России первой четверти XIX в., произведения мексиканских монументалистов XX в.).

Монументальное искусство в социалистическом обществе призвано участвовать в активном преобразовании действительности; освободившись от необходимости служить интересам эксплуататорских классов, оно полностью раскрывает свои демократические начала, расширяет сферу своего действия до масштабов целых городов и крупнейших общественных комплексов. Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды. Высокими идейно-художественными качествами отличаются монумент, скульптурные работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, М. Г. Манизера, живопись В. А. Фаворского , П. Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-80-е гг. монументальное искусство становится неотъемлемой частью мемориальных сооружений и комплексов (мемориальный ансамбль в

Монументальная живопись - это разновидность монументального искусства. На современном этапе она тесно связана с архитектурой. Это роспись, наносимая непосредственно на стены, своды, полы, потолки, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением.

Вместе с тем это самая древняя разновидность живописи. Она известна еще со времен палеолита. Наскальные рисунки, росписи в пещерах, созданные первобытными людьми, сохранились практически на всех континентах. Эти памятники являются очень ценным, а иногда и единственным источником информации об особенностях культур разных исторических эпох.

В зависимости от способа получения изображения монументальную живопись принято делить на 4 основных вида.

Техники монументальной живописи
Техника Описание Пример
Фреска Изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке образуется кальциевая пленка, которая защищает рисунок.
Живопись темперой Изображение наносится на сырую штукатурку красками из растительного пигмента, разведенными в яйце или масле. Настенные росписи православных соборов.
Мозаика Изображение выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла) или камня. Большой популярностью пользовалась в советское время: для украшения станций метро, ДК.
Витраж Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. В убранстве средневековых готических соборов.

Памятники монументальной живописи Древнего Египта

Первые памятники монументальной архитектуры были построены в эпоху Древнего Египта. Это пирамиды с заупокойными храмами и гробницами для фараонов. Некоторые из них сохранились до наших дней. Монументальная живопись, украшающая внутренне пространство пирамид, является бесценным источником информации о культуре египетской цивилизации, социальном и государственном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

Важно заметить, что пирамиды возводились с целью увековечить подвиги фараонов, которым предстояло упокоиться в них. Поэтому в настенных росписях важное место отводилось самому усопшему, его заслугам и связям с богами.

Росписи египетских гробниц состоят из сцен, каждая из которых представляет законченный сюжет. Тем не менее все сцены связаны между собой, а их содержание и последовательность подчинены единому замыслу.

Здесь представлены особенности быта разных слоев населения: тяжелый труд рабов, крестьян, ремесленников и роскошь правящей элиты. Там можно найти изображения сельскохозяйственных работ, охоты, рыбалки, а также картины господских праздников с обилием яств и развлечений.

Монументальное искусство в эпоху античности

Со времен ранней античности такая роспись являлась самым распространенным способом украшения каменных построек. К сожалению, древнегреческие образцы практически не сохранились. Но те, что уцелели, - в основном мозаики, позволяют составить общее представление. В них нашла отражение характерная для эллинистической культуры пластичность.

В культуре Древнего Рима монументально-декоративная живопись получила широкое распространение, причем не только при постройке культовых сооружений, но и в оформлении жилых построек. В I веке произошло знаменитое извержение Везувия, стершее с лица земли римский город Помпеи. Вулканический пепел засыпал дома и помог сохранить в целости большое количество уникальных росписей, некоторые из который сейчас выставлены в музее Неаполя.

Фреска и мозаика активно использовались в искусстве Византии. Это, в свою очередь, оказало значительное влияние на становление древнерусского искусства.

Расцвет монументальной живописи в Европе

В период Средневековья в Европе строилось большое количество религиозных сооружений, внутреннее убранство которых до сих пор поражает воображение. Мастера того времени достигли невероятного уровня в искусстве изготовления витражей.

В эпоху Возрождения вновь в центре внимания оказалась монументальная живопись. Фреска стала пользоваться невероятной популярностью. Сохранилось много грандиозных по размеру и технике исполнения образцов.

Монументальное искусство Востока

Больших высот достигла монументальная живопись в азиатских странах, в первую очередь в Китае, Индии, Японии. Отличные от европейских мировоззрение и религии, философское и эмоциональное отношение к природе нашли отражение в этом виде искусства.

Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами. Создание цветных картин сочеталось с искусством художественной резьбы и инкрустации.

На Востоке станковая и монументальная живопись всегда развивались в тесном контакте. В оформлении интерьеров широко применялись расписные ширмы и свитки.

Монументальная живопись в наши дни

В настоящее время монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. С точки зрения сюжетов и техник исполнения, наблюдается активное смешение стилей, возврат к образцам предыдущих эпох и новое их осмысление.

Еще одной тенденцией является освоение новых материалов и техник изготовления мозаик и витражей. Фреска, очень сложная и трудоемка техника, возвращается в несколько измененном варианте - живопись по сухой штукатурке, которая называется «а секко». Эта техника позволяет создать изображения, более стойкие к атмосфере крупных промышленных городов.

Монументальное искусство прошло долгий путь становления, развиваясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. По всей вероятности, оно будет жить и дальше, по крайней мере до тех пор, пока в нас сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, с чем мы взаимодействуем в процессе своей жизнедеятельности.

Мы живем в современном мире, который подразумевает развитие информационных технологий, науки и техники. Но наряду с ориентацией на материальные ценности людей, и воздвижение новых футуристических зданий, существует и величественные архитектурные сооружения былых эпох, и важность их сохранения, как памяти об истории нашей цивилизации. Ранее мы рассмотрели такие виды искусств как лепной декор и сусальное золочение . Сегодня мы поговорим о не менее важном элементе реставрации - монументальная живопись.

Монументальная живопись как вид искусства.

Монументальная живопись является разновидностью монументального искусства. На сегодняшний день она неразрывно связана с архитектурой. Понятие монументальная происходит от латинского слова «монумент», что обозначает «хранящий память», «напоминающий». Монументальной живописью расписывают стены, полы, потолки, своды, окна и т. д. Она может являться либо доминантой архитектурного памятника, либо его украшением. Сама же монументальность настенной живописи определяется связью с архитектурным обликом, образующим единую художественную концепцию. Она так же является и самой древней разновидностью живописи. Об этом говорят сохранившиеся практически на всех континентах росписи в пещерах и наскальные рисунки, которые были созданы первобытными людьми. Благодаря своей долговечности и стационарности образцы монументальной живописи сохранились практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи. Эти памятники несут в себе большую ценность, а иногда являются единственным источником информации об особенностях культур различных исторических эпох.

История становления и развития.

В древние времена живопись нельзя было представить вне стен, потолков и других сооружений. Так как художники и живописцы тогда еще были не знакомы с искусством рисования на холсте. Благодаря росписи они хотели донести до своих современников и соотечественников смысл мифологических сюжетов, героических событий, религиозных сказаний.


Эпоха Древнего Египта подарила нам первые памятники монументальной архитектуры. Ими являлись пирамиды и храмы, гробницы для фараонов, сохранившиеся до наших дней. Украшающая внутреннее пространство пирамид, монументальная живопись является важнейшим источником информации о культуре Древнего Египта, государственном и социальном устройстве, особенностях быта и ремеслах египтян.

К сожалению, образцы монументальной живописи Древней Греции практически все утрачены. Сохранились в основном лишь мозаики, позволяющие составить общее представление о монументальной живописи греков. Одним из самых ранних древнегреческих шедевров монументальной живописи является Кносский дворец. Его фрагменты были обнаружены археологами на острове Крит. Этот древний памятник искусства является свидетельством того, насколько был разнообразен кругозор древних греков.

В эпоху европейского средневековья монументальная живопись получила свое распространение в виде витражной техники. Также лучшими мастерами эпохи возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

Большого развития монументальная живопись достигла в таких азиатских странах как: Китай, Индия, Япония. Мировоззрение и религия восточных стран отличались от европейских. Это нашло свое отражение и в монументальной живописи. Мастера Востока украшали храмы и жилые строения изображениями природы, фантастическими пейзажами.

Современная монументальная живопись.

В наши дни монументальные виды живописи продолжают активно использоваться при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий. Как и раньше, современная монументальная живопись сохраняет традиции росписи стен вручную, при этом развиваются технологии, совершенствуются и осваиваются новые материалы. Еще одной тенденцией является освоение техник изготовления мозаик и витражей.
Если в прошлом мастера расписывали преимущественно храмы и дворцы, то современная монументальная живопись украшает музеи, выставочные комплексы, дворцы культуры, вокзалы, отели, частные особняки, апартаменты и другие здания и сооружения.
Это обусловлено тем, что сейчас монументальная живопись в основном является декоративным эффектом, создающим общую атмосферу в определенном архитектурном сооружении, в то время как раньше она использовалась для формирования исторического наследия.

Сюжеты росписи чаще подбираются из назначения помещения, отдавая предпочтение реалистичности, создающей объемный эффект в интерьере и позволяющей придать соответствующее настроение архитектурному комплексу изнутри.
Монументальная роспись может располагаться на стенах, потолках и сводах, плавно перетекая из одной плоскости в другую, образуя единый сюжет.
В зависимости от места положения зрителя, восприятие настоящей монументальной живописи может меняться. Но ее эффект обязательно должен сохраняться или даже усиливаться. В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.


Основные техники монументальной живописи.

В зависимости от способа получения изображения, в монументальной живописи может применяться 5 основных видов техник: фреска, живопись темперой, мозаика, витраж, а секко. Рассмотрим каждую технику более подробно.


Техника. Фреска

Описание. Техника монументальной живописи, согласно которой, изображение создается на сырой штукатурке красками из разведенного в воде порошкового пигмента. На высохшей штукатурке известь образует кальциевую пленку, которая защищает рисунок и делает фреску долговечной.

__________________________________________________________________________________________________


Техника. Живопись темпурой

Описание. Как и в технике, фреска, изображение наносится на сырую штукатурку. Но в данном случае используются краски из растительного пигмента, разведенные в яйце или масле.

Техника. Мозаика

Описание. Изображение компонуется и выкладывается из разноцветных кусочков смальты (непрозрачного стекла), камня, керамических плиток и других материалов. Крепится преимущественно на плоской поверхности. Большой популярностью пользовалась в советское время: для
украшения станций метро, ДК

______________________________________________________________________________________________________



Техника. Витраж

Описание. Техника монументальной живописи, предназначенная для размещения на стеклах и окнах помещения. Изображение состоит из кусочков разноцветного стекла, соединенных свинцовыми спайками. Готовый рисунок помещается в оконный проем. Раньше эта техника использовалась в убранстве средневековых готических соборов. В настоящее время пользуется популятностью в украшении интерьеров

________________________________________________________________________________________________________


Техника.
А се́кко

Описание. Настенная живопись, выполняемая, в отличие от фрески, по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Краски для данной техники растирают на растительном клее, яйце. Главное преимущество перед фреской заключается в темпе, позволяющем расписывать за рабочий день большую площадь поверхности, чем при фреске. Но при этом данная техника не является столь долговечной.

_____________________________________________________________________________________________________

Эпилог

Монументальная живопись прошла долгий путь становления, развиваясь и совершенствуясь вместе с человечеством на протяжении нескольких тысяч лет. Это искусство будет жить до тех пор, пока в людях сохраняется чувство прекрасного и потребность украшать все, в чем мы взаимодействуем в процессе нашей жизни. Монументальная живопись, несомненно, является очень важной исторической ценностью. Благодаря ее долговечности, разные поколения людей и народов многое могут узнать о жизнедеятельности своих предков, об истории исчезнувших цивилизаций, о религиозной культуре и многих других исторических фактах. Поэтому важно сохранять объекты этого искусства, постоянно их реставрировать. Компания «Меандр» располагает квалифицированными специалистами и художниками для реставрации монументальной живописи. Мы может выполнить работы любой сложности, включая живописные работы.


Реставрация живописи. Большая церквовь Зимнего Дворца и Золотая гостиная. Аничков Дворец. Выполнено компанией "Меандр"