Психоаналитический подход. Психоаналитический и гуманистический подходы к личности Психоаналитический подход к развитию человека

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в г.Фрейбурге (Моравия), но более 80 лет прожил в Вене. Дочь Фрейда, Анна, продолжила развитие психоаналитической теории после его смерти.

З.Фрейда более всего интересовало развитие человека как личности, проблемы, возникающие в процессе его личностного становления. Он рассматривал поведение как проявление биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека, на которые влияют условия его воспитания в семье в детском возрасте, и считал, что мы не осознаем многих причин нашего поведения, поскольку они скрыты от нас, и что происходящее с нами есть результат деятельности подсознания (бессознательного), содержимое которого накапливается в течение всей жизни.

Фрейд выделил три компонента человеческой психики, каждый из которых выполняет свои функции: ид (оно), эго (Я) и суперэго (сверх-Я),

Ид - врожденный компонент, включающий общие инстинктивные влечения и поиск удовольствия. Его основные составляющие - либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктивные, агрессивные импульсы.

Эго - та рациональная часть психики человека, которая объясняет ему происходящее и помогает ослабить или снять конфликт между его либидо и танатосом, с одной стороны, и тем, что он перенимает от родителей в процессе воспитания или просто общения с ними, - с другой.

Суперэго - это примерно то же, что обычно называют сознанием, включая нормы поведения (как хорошего, так и плохого), усваиваемые с помощью родителей и подкрепляемые ими.

Взаимодействие ид и суперэго заключается в следующем: то, что ид принуждает нас делать, как правило, противоречит тому, что позволяет делать суперэго. Они часто конфликтуют друг с другом, порождая чувство тревоги, нервозность или напряженность без какой-либо видимой и логически объяснимой причины. И м е н н о эго - рациональная, объясняющая часть личности - помогает разрешить конфликт между ид и супер-эго, изобретает социально приемлемые способы удовлетворения желаний нашего ид.

Существуя вместе, ид, эго и суперэго обычно не противоречат друг другу. Все они действуют как одна команда под руководством эго.

Фрейд полагал также, что дети проходят пять стадий психического, точнее, психосексуального развития, а характер протекания каждой из них оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, педиатров, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия.

1. Оральная стадия (от рождения д о 2 лет). М и р малыша сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого.

Вы, наверное, знаете таких людей, которые постоянно раздражены, агрессивны или саркастичны, склонны к перееданию, грызут ногти, много говорят, курят, любят жевательную резинку, как сказал бы Фрейд, все они застряли на оральной стадии развития.

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь.

Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что малыш зациклится на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, делает ли он это в горшок, в ползунки или на пол, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.

3. Фаллическая стадия (от 4 д о 5 лет). Н а этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурбации). У них впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Возможные связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством отождествления себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически и т.п.

Фрейд полагал, что мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами. Что касается девочек, то они всю жизнь несут комплекс Электры как крест, только в каждый возрастной период по-разному это проявляется. Обычно он выражается в стремлении к половой связи с мужчинами или в желании иметь сына в качестве компенсации в случае отсутствия такой постоянной связи.

4. Латентная стадия (от 6 д о 12 лет). В этом возрасте либидо (напомним: позитивные любовные, сексуальные импульсы) не концентрируется в какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

5. Генитальная стадия (от 12 д о 18 л е т). Внимание ребят вновь сосредоточивается на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям - латентной и генитальной - Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характеристики человека закладываются в возрасте 5-6 лет. Согласно теории психоанализа, успешное преодоление оральной, анальной и фаллической стадий обусловливает формирование психически здоровой личности, трудности же на этих стадиях приводят к серьезным проблемам во взрослом состоянии. По З.Фрейду, если ребенок на какой-то из трех указанных стадий переживает событие, травмирующее его психику, получает предельно полное удовлетворение естественных потребностей или, напротив, испытывает абсолютную неудовлетворенность, то он начинает сосредоточивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладываются в личностном мире человека и сопровождают его на протяжении всей жизни.

Теория классического психоанализа З.Фрейда развита в работах М.Клейн, А.Фрейд, а затем преобразована в концепции психосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона.

Эрик Эриксон также представитель психоаналитической теории; родился в 1902 г. во Франкфурте (Германия).

Как и Фрейд, Эриксон полагал, что л и ш ь здоровый взрослый человек способен удовлетворять свои потребности в личностном развитии, желания собственного эго (Я) и отвечать требованиям общества. Например, если он молод и здоров, то должен выбирать такую профессию, которая была бы интересной для него и в то же время нужной для общества. Основанием периодизации Эрика Эриксона являются понятия идентичности (быть таким же, как значимые другие) и самоидентичности (быть самим собой). Развитие является продуктивным, если в человеке развиваются качества, которые приводят к усилению, укрупнению чувства самоидентичности. Развитие может быть деструктивным, ослабляющим чувство самоидентичности.

У Фрейда стадии назывались психосексуальными, а понятие сексуальный отражало его акцент на биологическом удовольствии. Эриксон чаще употребляет понятие социальное, подчеркивая влияние на развитие человека социальных, исторических и культурных-факторов. На каждой из 8 стадий ребенок испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики.

Наиболее влиятельным направлением исследования и понимания личности в западной психологии является глубинная психология. Она сделала предметом своего исследования так называемые глубинные силы личности, ее влечения и тенденции, противостоящие процессам, которые происходят на поверхности сознания. Глубинная психология охватывает разнообразные течения и школы: психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера, неофрейдизм.

Австрийский врач-психопатолог З. Фрейд (1856-1939), занимаясь неврозами, главным образом истерией, натолкнулся в психике человека на огромный пласт бессознательного. Бессознательное он считал центральным и глубинным слоем человеческой психики и сделал его предметом созданного им нового психологического направления - психоанализа . Первоначально психоанализ представлял собой в основном метод лечения неврозов и содержал лишь общие заключения о характере душевной жизни человека. В ней выделялось три уровня - сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними.

Метод психоанализа состоит в том, что врач-психоаналитик во время беседы с пациентом занимается как бы раскапыванием его бессознательного. Посредством толкования сновидений, свободно всплывающих ассоциаций, оговорок, ошибок памяти и т. п. врач пытается добраться до тех «забытых» переживаний больного, которые когда-то потрясли его психику, были вытеснены в подсознание, но продолжают мучить человека. Таким образом до сознания пациента доводится истинная причина его заболевания, он начинает осознавать, вспоминать вытесненные переживания. Происходит, как писал Фрейд, «катарсис», переживания перестают довлеть над психикой человека.

Постепенно психоанализ превратился в общепсихологическую теорию личности и ее развития. Теперь душевная жизнь человека представляется борьбой между сферами бессознательного, которое Фрейд обозначил «Оно» (Id), сознания - «Я» (Ego), с помощью которого человек идентифицирует себя, и «Сверх-Я» (Super-Ego), представленного системой моральных и социальных запретов. «Оно» играет самую важную роль в структуре личности. В нем сосредоточены первичные позывы жизни (эрос), к которым относятся сексуальные влечения (либидо) и инстинкт к самосохранению, и первичные позывы к смерти, разрушению (танатос). Человек активен именно потому, что в нем живут инстинктивные побуждения. Поэтому «Оно» - движущая сила поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало.

Если «Я» совершает действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то человек испытывает наказание в виде укоров совести или чувства вины. Поэтому инстинктивные влечения вытесняются из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые. Если бессознательное не допускается в сферу сознания, то это еще не означает, что оно не проявляется в жизни. Оно не исчезает и, сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, продолжает действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для «цензора». Полностью подавить и подчинить инстинкты «Сверх-Я» нельзя, поскольку это, как правило, приводит к неврозам и даже разрушению психики. Но и распустить их, в полной мере удовлетворяя свои сексуальные фантазии или агрессивные наклонности, общество не позволит. «Сверх-Я» - источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания.

Бессознательные влечения в зависимости от своего происхождения объединяются в различные комплексы. Столкновение между «комплексами» Фрейд считал причиной развития личности. К таким «комплексам» он относил так называемый эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эдип был сыном фиванского царя Лая. Когда он появился на свет, оракул потребовал уничтожить ребенка, ибо судьбой ему было предначертано убить Лая и жениться на собственной матери Иокасте. Брошенного на растерзание диким зверям Эдипа подобрали пастухи и передали царю города Коринфа. Впоследствии, узнав о висящем над ним страшном пророчестве и думая, что царь Коринфа его настоящий отец, Эдип ушел из дома. По дороге в Фивы он повстречал Лая и, повздорив с ним, убил его, не подозревая, что тот его родной отец. Затем Эдип освободил Фивы от Сфинкса. Благодарные жители избрали его своим царем, и он женился на Иокасте. Оракул открыл Эдипу совершенный им двойной грех: отцеубийство и кровосмешение. Обезумевшая Иокаста повесилась, а Эдип выколол себе глаза.

Электра - дочь легендарного царя Микен Агамемнона - не смогла помешать своей матери и ее любовнику убить вернувшегося с Троянской войны отца. Тогда, чтобы отомстить за смерть Агамемнона, она убедила брата Ореста убить мать и ее сообщника.

Эти комплексы Фрейд разъяснял следующим образом: в детстве у каждого ребенка (мальчика) возникает бессознательное естественное эротическое влечение к собственной матери и такая же бессознательная ненависть к стоящему на пути удовлетворения этого влечения отцу (у девочек наоборот). Логическое завершение этих инстинктов может привести к инцесту и отцеубийству. Таким образом, два страшных проклятия как бы довлеют над человеческой психикой - отцеубийство и кровосмесительство. Конфликт, связанный с названными комплексами, разрешается отказом ребенка от своих нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу. Нередко разрешение конфликта происходит при столкновении комплексов Эдипа и Электры с другим «комплексом», получившим название кастрационного комплекса. Суть его составляет страх перед ужасным наказанием за кровосмесительные сексуальные побуждения. Таким образом, в человеке присутствует некая постоянная напряженность, которая способствует развитию личности. Напряжение может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов. Правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедших удовлетворение главным образом через сублимацию, т. е. переключение сексуальной энергии на творчество.

Психоанализ привел к пересмотру прежней трактовки сознания. Сознание перестает составлять суть психики. Его роль заключается в том, чтобы информировать о бессознательном, перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. Знание бессознательного помогает человеку разумно управлять своей жизнью. Лишь осознав разрушительное влияние инстинктов и страстей, человек становится по-настоящему свободным и начинает действовать как личность.

Со временем психиатры пришли к выводу, что причиной неврозов далеко не всегда являются конфликты, в основе которых лежит вытесненный инстинкт, что причиной неврозов часто служат различного рода социальные неурядицы, недостаточная коммуникация, разобщение людей. В связи с этим появилась необходимость пересмотра учения Фрейда.

Одним из первых учеников Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя, был Карл Густав Юнг (1875-1961). Свое учение он назвал аналитической психологией . Задача аналитической психологии состояла в том, чтобы раскрыть психический мир личности как естественное целое явление, не ограничиваясь лишь терапией неврозов или изучением интеллекта, его патологических особенностей.

Существо расхождений между Фрейдом и Юнгом сводилось к пониманию природы и форм проявления бессознательного. Если Фрейд в основном изучал «личное» бессознательное, то Юнг открыл более глубокий пласт внутреннего мира человека - родовое или коллективное бессознательное . В ходе своей психиатрической практики он обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоком сне. И это навело его на мысль, что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние слои психики, образовавшиеся еще в незапамятные времена формирования человеческого сознания. По словам Юнга, коллективное бессознательное - это «разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир богов и человеческие существа».

Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов (первородных образов). Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя элемент эмоциональности и перцептивные образы. Например, архетип матери - это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери. Все наиболее действенные идеалы представляют собой варианты архетипа, скажем, родина в образе матери или мудрость в образе пожилого мужа. Архетипы зафиксированы в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляются у современных людей в фантазиях, в символической форме искусства, в сновидениях. Архетипы заставляют человека вести себя в определенных ситуациях так, как это свойственно представителям всех культур. С развитием научного понимания мира, как считал Юнг, человек совершенно оторвался от своей глубинной бессознательной основы, потерял связь с природой, он уже не слышит голоса камней, растений, животных. И только сны еще выносят на поверхность нашу глубинную природу - инстинкты и специфическое мышление, но выражают они свое содержание на языке природы, который человеку уже непонятен.

К. Юнг известен как создатель типологии личности. Основу классификации психологических типов он видел в направленности человека на себя и на объект. В соответствии с этим он различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию (либидо) вовне, он естественно и спонтанно проявляет интерес к объекту - другим людям, предметам внешней среды. Интроверт , напротив, уделяет внимание субъекту, связывает психическую энергию со своим внутренним миром, миром мысли, фантазии, чувства. Наиболее успешно он взаимодействует сам с собой, он замкнут ко всему, что находится вне его.

Кроме этих основных типов Юнг говорит и о дополнительных типах, которые различаются в зависимости от психических функций, господствующих в индивиде: мышления, эмоций, ощущений и интуиции. Мышление и эмоции имеют рациональный характер, а ощущения и интуиция иррациональны. Наша культура способствует в основном развитию ощущений и мышления и пренебрегает развитием эмоций и интуиции, чем лишает человека существенных возможностей адаптации к окружающему миру.

Каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, но одна из них обычно оказывается более развитой, нежели остальные. Ее называют ведущей. В соответствии с ведущей функцией Юнг выделял следующие функциональные типы личности: мыслительный, чувственный, сенсорный и интуитивный.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Для него характерно создание интеллектуальных формул, подгонка наличного жизненного опыта под эти формулы. Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин. Отличительными чертами данного типа являются чувствительность и отзывчивость к нуждам других, переживание эмоциональных межличностных взаимодействий. Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, выглядит устойчивым и земным, подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии. Интуитивный тип привлекает все новое, непонятное, ему свойствен постоянный поток предчувствий.

Всего Юнг в своей работе «Психологические типы» описал восемь возможных типов личности, поскольку каждая из перечисленных выше функций может быть ориентирована либо экстравертно, либо интровертно. В идеале индивид должен полноценно владеть всеми функциями, с тем чтобы давать адекватные ответы на любые жизненные запросы. И хотя в действительности это труднодостижимо, одну из главных задач аналитической психотерапии Юнг видел именно в том, чтобы подвести людей к осознанию данного положения вещей и помочь человеку развить подчиненные функции для достижения психической целостности личности.

Личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, названного Юнгом индивидуацией , который позволяет человеку признать и интегрировать все скрытые или игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном уровне, так и на уровне сознания.

Как и Фрейд, Юнг ставил перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Однако если разработанная Фрейдом психоаналитическая теория описывает внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы, описывает его как личность, то аналитическая психология Юнга помогает лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими, т. е. социальную сторону ее поведения.

А. Адлер (1870-1937) - основатель так называемой индивидуальной психологии - в отличие от Фрейда в объяснении мотивов поведения личности сосредоточивал свое внимание не на выявлении причины действий человека, а на знании конечной цели его устремлений. В первую очередь его интересовал бессознательный жизненный план , при помощи которого человек пытается преодолеть напряжение жизни. Особое значение в развитии личности Адлер придавал воле к власти, которая в качестве главного импульса с самого рождения присутствует в каждом человеке. С первых лет жизни этот импульс вступает в конфликт с требованиями мира взрослых, заставляя ребенка чувствовать бремя собственной неполноценности. Из этого чувства неполноценности впоследствии развивается специфический для каждого человека стиль жизни. Чувство неполноценности, возникающее в силу физического несовершенства (маленький рост, физическая слабость, недостаточное умственное развитие), может перерасти в комплекс неполноценности, делающий человека неспособным бороться с трудностями жизни.

Стремясь самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер назвал компенсацией . У некоторых людей комплекс неполноценности может перерасти в комплекс превосходства, заставляющий в любых обстоятельствах стремиться к доминированию. Происходит это в результате сверхкомпенсации. Сверхкомпенсация - это особая форма реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, отличающиеся исключительными способностями. Например, карьеру Наполеона Бонапарта Адлер объяснял тем, что у того было обостренное чувство неполноценности из-за малого роста, и этот физический недостаток он пытался компенсировать за счет своих успехов.

Адлер показал, что причины, ведущие к тому или иному социальному приспособлению, действуют через чувство неполноценности только в том случае, когда дефект телесной организации вызывает социальное по своей природе переживание. Если человек не может преодолеть чувство неполноценности, он вырабатывает симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. Поэтому невротические симптомы Адлер рассматривал как неудавшиеся способы компенсации.

Адлер утверждал, что нормальная личность стремится не только к личному превосходству, но и к благу того общества, в котором она живет. Поэтому помимо чувства неполноценности индивиду присуще социальное чувство (или социальный интерес), которое также порождается органическим несовершенством человека, его слабостью. Социальное чувство выступает неизбежной компенсацией всякой естественной слабости индивида, и именно оно, а не биологические потребности, как у Фрейда, определяет человеческое развитие. Однако Адлеру не удалось в полной мере освободиться от влияния Фрейда, так как социальное чувство, которое не позволяет человеку жить вне общества, является врожденным, его необходимо лишь направлять в процессе его развития.

Неофрейдисты К. Хорни (1885-1952), Г. Салливен (1892-1949), Э. Фромм (1900-1980) пересмотрели базовую для психоанализа категорию мотивации. Хорни в отличие от Фрейда, считавшего, что поведение человека определяется двумя силами - либидо и агрессией, мотивы поведения видела прежде всего в стремлении к безопасности, которое вырастает из врожденного чувства беспокойства. Это чувство Хорни называла чувством коренной тревоги и полагала, что именно оно является основополагающим в человеке. Помимо естественного стремления к безопасности человеком управляет стремление к удовлетворению своих желаний. Сохраняя основные положения Фрейда, в частности о несовместимости природного и социального в человеке, Хорни утверждала, что между этими двумя стремлениями возникают постоянные противоречия. Именно они выступают причиной невротических конфликтов. Человек может подавить эти конфликты с помощью выработанной им стратегии поведения . Одна из них обеспечивает безопасность жизни и проявляется в стремлении к любви, другая объясняется страхом и враждебностью к людям и выражается в стремлении к агрессии. Кроме того, имеет место стратегия, ведущая к изоляции от людей и определяющая стремление к независимости. При стойком доминировании в поведении индивида одной из перечисленных стратегий складываются три типа невротической личности: во-первых, услужливый тип , ищущий любви и одобрения любой ценой; во-вторых, агрессивный тип , жаждущий престижа и власти, и, наконец, тип личности, пытающийся отрешиться от общества . Поскольку все три типа направленности поведения личности являются неадекватными, выработанные стратегии не устраняют чувства тревоги и беспокойства, напротив, это чувство нарастает, порождая все новые и новые конфликты.

В отличие от Хорни Салливен стремление к безопасности считал социальным. Само социальное он понимал как систему межличностных отношений, существующих с момента рождения человека. Человек, входя в мир, который ему враждебен, затем на протяжении всей своей жизни нуждается в помощи других людей, отношения с которыми и формируют его как личность. Салливен определяет личность, которую называл Я-система , как относительно устойчивую модель повторяющихся межличностных ситуаций. Он считал, что каждый человек содержит в себе столько личностей, сколько существует на данный момент межличностных ситуаций.

Внешний мир, в котором живет человек, является для него постоянным источником дискомфорта и беспокойства. Для их преодоления «Я-система» вырабатывает своеобразную психологическую защиту . Мерой защиты, по Салливену, может выступать так называемое избирательное внимание, суть которого заключается в том, что человек не замечает того, что вызывает в нем дискомфорт и беспокойство. Другой мерой защиты от внешнего мира является агрессия. И коль скоро внешний мир всегда враждебен человеку, чувство агрессии неизбежно должно возникнуть. Таким образом, Салливену, так же как и Хорни, не удалось преодолеть утверждение Фрейда о врожденности механизмов, которые приводят к развитию личности.

На основе теории Фрейда строилась психотерапия немецко-американского психолога Эрика Фромма . Вслед за Фрейдом он считал, что первая задача психоаналитика состоит в том, чтобы помочь пациенту расстаться с иллюзиями, мешающими понять, в чем суть его страданий, и осознать настоящие причины его заболевания. В центре его интересов стояла проблема способности человека видеть мир реально, без пелены иллюзий. Свою позицию в осмыслении этой проблемы Фромм формировал на основе концепций не только Фрейда, но и К. Маркса и считал полезным дополнить метод марксистского анализа фрейдовским учением.

Фромм пытался в первую очередь найти способы разрешения противоречивости человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определить пути оздоровления общества. В этой связи его заинтересовала поставленная Марксом проблема отчуждения. Фромм был убежден, что эта проблема, рассматриваемая Марксом в общественно-экономическом аспекте, должна быть распространена и на психическую деятельность человека. Отчуждение , по Фромму, является одной из форм психических отклонений, болезненным состоянием человека. Эта болезнь начинается вместе с разделением труда, но своего пикового состояния она достигает в условиях современного западного общества, для которого характерно тотальное отчуждение человека. В отчуждении человек не ощущает себя субъектом собственных действий, человеком мыслящим, чувствующим, любящим, он ощущает себя только в произведенных им вещах. Поэтому человек одинок, он отчужден от всего, свободен от всего, и он страдает от бремени этой свободы, поскольку хочет иметь какие-то отношения, вступать в какое-то общение с другими людьми. В результате возникают различные механизмы бегства от свободы : симбиотические межличностные связи (садизм и мазохизм), разрушительность (деструктивизм), автоматический конформизм . Фромм считал эти механизмы защитными реакциями человека на противоречивую, подавляющую ситуацию в той или иной социальной структуре.

При садизме и мазохизме человек приобретает иллюзию собственной идентичности, стремясь иметь неограниченную власть над кем-то или, напротив, добровольно подчинить себя другим. Садист зависит от подчиненного человека так же, как и тот зависит от него; они оба не могут жить друг без друга. Чувство неуверенности, бессилия, беспомощности своего существования человек может компенсировать деструктивизмом , т. е. стремлением уничтожить, разрушить мир как внешнеюю причину его тревожного внутреннего состояния. Основу конформизма, по Фромму, составляет стремление избежать невыносимого чувства свободы. Не в состоянии выносить одиночество, человек начинает приспосабливаться к другим людям и другим условиям, он как бы отказывается от собственного «я» посредством растворения себя в массе. Причем возникает конформизм автоматически.

Фромм ввел понятие социального характера как связующего звена между психикой человека и социальной структурой общества. Характер задает типичный для каждого индивида способ отношения к миру и другим людям. Обусловленные характером стремления бессознательны, и получается, что личность ведет себя в соответствии с характером, как бы инстинктивно. Таким образом, Фромм не смог преодолеть фрейдистский подход к поведению личности, объясняя его, в конечном счете, бессознательными стремлениями.

Типы социального характера Фромм соотносил с различными историческими формами самоотчуждения. Так, в эпоху раннего капитализма развиваются накопительский, эксплуататорский и рецептивный (пассивный) типы характера. В эпоху империализма формируется рыночный тип, который теряет силу после гибели капитализма, и тогда возникает продуктивный тип характера. Главной чертой продуктивного типа характера является любовь как к самому себе, так и к другим людям. Способность к любви Фромм считал подлинной ценностью человека. Именно она дает ответ на проблему человеческого существования. В то время как отчуждение губит человека и порождает неврозы, любовь содействует улучшению общества, способствует гибели капитализма. В процессе овладения искусством любви (речь, конечно, идет не о физической любви) происходит изменение структуры социального характера, в результате чего уважение к жизни, чувство единения с миром становятся превалирующими, тем самым способствуя оздоровлению общества, построению общества на принципах гуманистической этики.

Анализ развития глубинной психологии показывает, что их авторы пытались выявить внутреннюю структуру личности, механизмы ее формирования и развития. При этом они исходили из основных положений фрейдизма о противопоставлении природных и социальных факторов в жизнедеятельности личности, о врожденности механизмов ее развития. Классическая психоаналитическая теория Фрейда исследовала бессознательное - сферу влечений, инстинктов, в основном сексуального характера, неосознанных представлений - и его роль в человеческой жизни. Неофрейдисты отказались от приоритета сексуальных влечений и попытались отойти от биологизации человека. Они перенесли анализ с индивида, с внутрипсихических процессов на межличностные отношения и сконцентрировали свое внимание на изучении защитных механизмов. Погоня за властью, стремление покориться, поиски любви, бегство от свободы - вот что становится формами активности личности. Неофрейдисты исходили из так называемого принципа социальной детерминации поведения личности, но в действительности психологизировали общественные явления. Не объективно существующие социальные отношения, а защитные механизмы, по их мнению, в конечном счете предопределяют поведение личности, причем помимо ее сознания.

Гуманистическая психология сделала предметом своего изучения человека в его целостности. Исследуя человеческую природу, гуманистическая психология пришла к выводу, что в ее основе лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые человеком выборы.

Одним из лидеров гуманистической психологии был американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Предметом его исследования стали явления самосознания и самооценки, их функций в поведении и развитии личности. Он различал две системы регуляции поведения: организм и «Я» личности. Всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни. В ходе так называемого органического оценочного процесса организм пытается сохранить и усилить себя. Например, как отмечал Роджерс, одну и ту же пищу ребенок принимает или отвергает в зависимости от своего внутреннего состояния и собственных ощущений. Впоследствии он отказывается от индивидуального оценочного механизма, подчиняя свое поведение системе оценок других людей. Однако способность организма решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение может развиться только в контексте социальных ценностей. Так, представление ребенка о самом себе, т. е. концепция собственного «Я», фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который он переживает в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Те представления, которые человек имеет о самом себе, своих восприятиях, чувствах и установках, Роджерс назвал реальным Я .

Присущая каждому человеку потребность в самоуважении заставляет его домогаться положительного отношения окружающих ко всему тому, что он делает и что переживает. Если оценка окружающих не соответствует самооценке человека, то очень вероятно, что он будет скрывать свои истинные чувства и мысли, демонстрируя вместо этого те, которые получают одобрение других людей. В результате человек отходит от истинной самооценки, искажает ее. И чем меньше человек остается самим собой, тем больше становится разрыв между реальным «Я», формируемым средой, и той частью психики, от которой человек вынужден отказаться. Но человеку свойственно также видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей. Этот идеальный образ человека, по Роджерсу, есть идеальное Я .

Если человек чувствует, что его принимают таким, какой он есть на самом деле, то он раскрывает свои подлинные переживания. Соответствие между реальным «Я» человека и его эмоциями, мыслями, поведением позволяет ему приблизиться к тем глубинным переживаниям, которые составляют его идеальное «Я». Согласно Роджерсу, максимальное приближение к своему идеальному «Я» составляет суть самоактуализации .

Однако под влиянием внешних обстоятельств человек нередко вынужден отказывать себе в определенном жизненном опыте и навязывать себе такие чувства, ценности или установки, которые только отдаляют его реальное «Я» от идеального «Я». Несоответствие между реальным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом самого себя, который сложился у человека, с другой стороны, порождает тревогу и неадаптивные формы поведения.

С целью приближения человека к собственному внутреннему опыту необходимо перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по отношению ко всему опыту. Гибкость является необходимым условием приспособления индивида к постоянно меняющимся условиям жизни. Разработанная Роджерсом недирективная психология должна была помочь созданию гибкой самооценки. Психиатру необходимо было добиться согласия человека с самим собой, внести изменения в его представление о себе и согласовать его опыт с этим представлением. В результате формируется гибкая Я-концепция , содержание которой составляют представления о своих способностях и о себе в отношении с другими людьми и окружающей средой, ценности, приписываемые тем или иным предметам, а также цели и идеалы.

Изменение поведения, считает Роджерс, происходит автоматически, как результат перестройки представлений о себе. Снятие противоречия между осознанными, но ложными оценками и оценочным механизмом на неосознанном внутреннем уровне предоставляет личности возможность самоактуализации.

Самореализация (самоактуализация) как сущностная характеристика личности рассматривалась другим представителем гуманистической психологии Абрахамом Маслоу (1908-1970). Стремление человека к самовыражению от считал основным источником человеческого поведения. Содержание потребности в самоактуализации составляют гуманистические потребности , т. е. потребности в добре, истине, справедливости. Они заложены в биологическую природу человека в качестве врожденных, инстинктоподобных потенций, которые лишь актуализируются под влиянием социальных условий жизни.

Однако, согласно теории Маслоу, человек способен прийти к самоуважению и таким образом достичь самоактуализации только после того, как в значительной мере удовлетворены его более элементарные нужды. Итак, высшая потребность в самоактуализации может определить поведение личности лишь при удовлетворении низших потребностей.

По Маслоу, иерархия потребностей, которые существуют у человека, начинается с физических потребностей (в пище, продолжении рода и т. п.), далее следуют потребности в безопасно-сти, в любви и привязанности, в признании и оценке и, наконец, в самоактуализации.

Большинству людей не удается достичь удовлетворения низших потребностей, поэтому, как утверждал Маслоу, самоактуализация доступна только для полноценно развитой личности. Ее характеризуют такие особенности, как непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, взвешенность в поступках, глубина и демократичность в отношениях, терпимость, независимость, творческие проявления и др. Используя свои возможности и способности, человек обязан реализовать все то, что в нем заложено. Если, например, в человеке заложены способности мыслителя, ученого, то он обязан им стать. Когда же в силу тех или иных условий жизни человек не может реализовать свои способности, начинается конфликт, который в конечном счете порождает неврозы.

У невротика требования к миру неадекватны, он пытается выработать меры защиты от окружающего мира. Поэтому психотерапия должна помочь ему актуализировать адекватное восприятие мира и, как следствие этого, осознать самого себя. Маслоу был также уверен в том, что проявление потребности в самоактуализации приведет к оздоровлению общества.

Гуманистическая психология, игнорируя социальную обусловленность природы личности, способствовала развитию экзистенциалистских теорий личности.

Экзистенциализм - прежде всего философское учение. В нем трудно отделить психологические понятия от общефилософских. Представители этого учения (философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю; физиолог В. Бойтендейк , психиатры Л. Бинсвангер и Э. Штраус ) увидели в катастрофических событиях новейшей истории неустойчивость и хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим внутренним миром. Поэтому они при анализе лично-сти акцентировали внимание на ее индивидуальности и неповторимости, призывали найти человеческое в человеке.

Отправным пунктом экзистенциализма, определяющим его содержание, является категория «существование», или «экзи-стенция». Существование - это внутренний мир человека, его сознание. Экзистенциалисты провозглашали противопоставление социального и индивидуального, утверждая, что человек не определяется ни природными, ни социальными факторами, ни своей собственной сущностью, ибо таковой нет. Имеет значение только существование человека. Человеческое бытие, целиком поглощенное природной и социальной средой, есть неподлинное бытие, в котором человек как бы утрачивает свою индивидуальность, самостоятельность и становится таким, как все. Неподлинное бытие есть бегство человека от самого себя.

Экзистенциалисты утверждали, что существование человека исходит только из психического и что человеческая психика, сознание не сводимы к физиологическим механизмам. Так, например, Штраус писал, что тот, кто пытается свести всю человеческую деятельность к физиологическим процессам, вступает в неразрешимое противоречие со своими собственными действиями. Биологическое, мозг не имеют к психике никакого отношения. Природное и психическое в психологии экзистенциалистов предстают как не связанные друг с другом. Само природное они делят на телесное, которое можно расчленить (части тела, например), и на нерасчленимое естество. Если мы говорим о человеке как телесном существе, то имеем в виду, что он имеет руки, ноги, голову и другие части тела. Но если мы рассматриваем человека как естество, то полагаем его существующим с руками, ногами, головой и т. п. Таким образом, когда человек поднимает руку, он делает это осознанно; когда же он выступает как человек с поднятой рукой, то представляет собой неосознанное состояние, состояние рефлектирующего сознания. Рефлектирующее сознание является специфически человеческим, и суть его заключается в том, что оно отражает не окружающий человека мир, а восприятие этого мира человеком. Для Ясперса, например, рефлектирующее сознание - это то сознание, которое определяется духовным миром человека.

Рассматривая проблему связи человека с внешним миром, экзистенциалисты исходили из того, что с самого начала своего существования человек застает себя в мире, выбранном не им самим. Как считал Сартр, человек, заброшенный в чуждый ему мир, несет ответственность за подлинность своей свободы. Свобода есть выбор своего бытия: человек таков, каким он себя свободно выбирает. Выбирая те или иные ценности и идеалы, совершая те или иные поступки, человек формирует себя как личность. По выражению Сартра, человек «осужден быть свободным». Таким образом, человек может создавать себя как личность только посредством своего свободного выбора.

Если человеку не удается выбрать независимое ни от чего внешнего свое собственное видение мира, его внутренний мир и возможности развития сужаются и возникает невроз. Поэтому основная задача экзистенциалистской психологии заключается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным человеком.

Экзистенциалисты заострили внимание на том факте, что деятельность человека направляется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями, что человек обладает значительной свободой в определении целей своей деятельности. Вместе с тем они игнорировали то обстоятельство, что людям приходится действовать в определенной исторической обстановке с уже сложившимся уровнем материальной и духовной культуры.

К экзистенциализму был близок австрийский психиатр и психолог В. Франкл . Он основал одно из влиятельных направлений современной зарубежной психологии - логотерапию . Согласно этому учению, для человека необходимо обнаружить смысл (логос) своего существования. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни является движителем поведения и развития личности. Смысл уникален для каждого человека в каждый момент его жизни. Осуществляя смысл, человек осуществляет тем самым и себя. В отличие от Маслоу Франкл считал, что человеческое существование не есть самоактуализация, а есть самотрансценденция и самоотстранение. Это значит, что человек обладает способностью к выходу за пределы себя и принятию позиции по отношению к внешним ситуациям и самому себе. Другими словами, смысл жизни нельзя найти внутри себя, он может быть обнаружен только при обращении к окружающему миру. Франкл писал: «Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями: 1) совершая дело (подвиг); 2) переживая ценности (в любви); 3) путем страдания».

Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь. Отсутствие смысла жизни или невозможность его реализации порождает состояния «экзистенциального вакуума» и экзистенциальной фрустрации, которые лежат в основе таких неврозов, как апатия, депрессия, утрата интереса к жизни. Задача логотерапии заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов, содержащихся в ситуации, из которых истинным будет только один, и помочь обрести ему этот истинный смысл.

Логотерапия обращается не только к больным, а к любому человеку, чтобы уберечь его от отчаяния и убедить в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл.

Предметная область изучения человека с указанием его качественной специфики конкретизируется в понятии личности. Развитие личности пытались объяснить с помощью многочисленных теорий. Первым к изучению личности как целостному образованию подошел К. Левин. Среди описательных подходов к изучению личности выделяются типологии, определяющие свойства личности биологическими особенностями (типологии Е. Кречмера и В. Шелдона), и теории личностных черт, связывающие их главным образом с функциональными свойствами нервной системы (теория Г. Олпорта). Бихевиористы считают, что личность является результатом взаимодействий человека с окружающей средой, приводящих к вознаграждению или наказанию. Сторонники когнитивной теории стремились показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий человек отводит своему контролю над ними.

Наиболее известным направлением исследования личности стала глубинная психология. Она выдвинула проблему неосознаваемой мотивации поступков и положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удовольствию, либо тенденцией к агрессии или защите от общества; что природные импульсы обязательно враждебны обществу.

Несостоятельность этих утверждений попыталась показать гуманистическая психология. Предметом ее исследования стала уникальная и неповторимая личность, постоянно себя созидающая. На первый план гуманистическая психология выдвинула проблему самооценки личности, идею самоактуализации, раскрытия творческих возможностей каждого человека, его целей, его взаимоотношений с миром и другими людьми.

Экзистенциализм, составляющий одну из основ гуманистической психологии, был ориентирован на проблемы личностного выбора и ответственности в определении смысла существования. Экзистенциалистская психология основным в развитии личности считала ее собственное видение мира, без учета которого невозможно воздействовать на поведение и поступки человека.

  1. Выделите основные положения психоанализа З. Фрейда.
  2. Какова, согласно Фрейду, роль бессознательного в поведении человека?
  3. Какова структура личности по Фрейду?
  4. Что такое «архетип» в аналитической психологии К. Юнга?
  5. Что, по мнению А. Адлера, выступает главным импульсом развития личности?
  6. Что общего между классическим психоанализом и неофрейдизмом и каковы различия между ними?
  7. Как рассматривал проблему отчуждения Э. Фромм?
  8. Назовите базовые принципы и категории гуманистиче-ской психологии.
  9. В чем суть экзистенциалистского подхода к проблемам человека?
  10. Что такое логотерапия?

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Отрывок из книги Мениджер и Лиф – «Вы и психоанализ» (в сокращении)

В широком смысле психотерапия используется каждым врачом, от сельского доктора до хирурга, иногда намеренно, иногда - неосознанно. Психотерапия в более простой или, возможно, следует сказать, в менее «специальной» форме - это все общение между пациентом и врачом, когда он объясняет, поддерживает, внушает, дает специальные предписания или советы. Очень часто наиболее важным фактором лечения бывает психологическое понимание, с которым относится врач к пациенту.

Начнем с психоанализа. Это слово имеет три значения. Во-первых, это процедура, которая направлена на исследование мыслительных процессов, эмоций и поведения. Также это психологическая теория структуры и функции личности.. И наконец, это техника лечения.

С помощью этой техники пациент может узнать о бессознательных элементах своих эмоциональных конфликтов. Под руководством психоаналитика ему удается открыть для себя их природу. На ежедневных сеансах (которые длятся по нескольку месяцев) пациента вызывают на откровенный разговор обо всех и обо всем, что приходит ему на ум («свободные ассоциации»). Формирующиеся в этом процессе отношения с аналитиком становятся важным объектом изучения на протяжении курса психоанализа, поскольку представляют собой модель взаимоотношений пациента с другими людьми. Под руководством аналитика он получает более четкое понимание этих отношений. Психоаналитик старается распознать бессознательные желания и стремления, выражаемые в словах или действиях, в сновидениях и фантазиях, во взаимоотношениях и интересах, в эмоциях, о которых рассказывает и которые обнаруживает пациент. Аналитик должен быстро выявлять скрытые значения, подтексты, подмечать провалы в памяти, оговорки и уметь пользоваться всеми этими труднодоступными ключами к истинному внутреннему «Я» пациента. Аналитик обучался тому, чтобы распознавать и понимать их. Он ищет однотипные моделиреакций, проявляющиеся в разнородных переживаниях пациента. При случае он истолковывает свои наблюдения пациенту и указывает путь, по которому тот сможет в дальнейшем проникать в свое бессознательное.

С появлением интерпретаций, которые дает аналитик, пациент начинает видеть и правильно оценивать это. К сожалению, описанная процедура отнимает крайне много времени и, следовательно, денег. Часто она длится несколько месяцев, а иногда и лет, даже если пациент встречается с аналитиком три-пять раз в неделю. Редко анализ можно завершить менее чем за 250 часов, и часто на него уходит до 600 или 700 часов. Кроме того, его можно применять толь­ко к небольшому числу всех пациентов, имеющих психологические проблемы. [Мениджер и Лиф, с. 162 - 164].

Методы психотерапии - свободные ассоциации, анализ переноса, интерпретация сновидений.

Существует несколько психоаналитических направлений психотерапии.

Исторически первым является классически психоанализ.

Понятие о психической патологии и механизмах ее развития в классическом и современном психоанализе (психоанализ З.Фрейда, психология самости (X. Когут), эгопсихология (А. Фрейд, Д. Раппапорт), психология объектных отношений (М. Балинт, Р. Спиц, М. Кляйн)). Психоаналитический диагноз и уровни развития личности. Методы психоаналитической терапии; анализ переноса, свободные ассоциации, интерпретация сновидений.

Отрывок из книги Мениджер и Лиф – «Вы и психоанализ» (в сокращении)

В широком смысле психотерапия используется каждым врачом, от сельского доктора до хирурга, иногда намеренно, иногда - неосознанно. Психотерапия в более простой или, возможно, следует сказать, в менее «специальной» форме - это все общение между пациентом и врачом, когда он объясняет, поддерживает, внушает, дает специальные предписания или советы. Очень часто наиболее важным фактором лечения бывает психологическое понимание, с которым относится врач к пациенту.

Начнем с психоанализа. Это слово имеет три значения. Во-первых, это процедура, которая направлена на исследование мыслительных процессов, эмоций и поведения. Также это психологическая теория структуры и функции личности.. И наконец, это техника лечения.

С помощью этой техники пациент может узнать о бессознательных элементах своих эмоциональных конфликтов. Под руководством психоаналитика ему удается открыть для себя их природу. На ежедневных сеансах (которые длятся по нескольку месяцев) пациента вызывают на откровенный разговор обо всех и обо всем, что приходит ему на ум («свободные ассоциации»). Формирующиеся в этом процессе отношения с аналитиком становятся важным объектом изучения на протяжении курса психоанализа, поскольку представляют собой модель взаимоотношений пациента с другими людьми. Под руководством аналитика он получает более четкое понимание этих отношений. Психоаналитик старается распознать бессознательные желания и стремления, выражаемые в словах или действиях, в сновидениях и фантазиях, во взаимоотношениях и интересах, в эмоциях, о которых рассказывает и которые обнаруживает пациент. Аналитик должен быстро выявлять скрытые значения, подтексты, подмечать провалы в памяти, оговорки и уметь пользоваться всеми этими труднодоступными ключами к истинному внутреннему «Я» пациента. Аналитик обучался тому, чтобы распознавать и понимать их. Он ищет однотипные моделиреакций, проявляющиеся в разнородных переживаниях пациента. При случае он истолковывает свои наблюдения пациенту и указывает путь, по которому тот сможет в дальнейшем проникать в свое бессознательное.

С появлением интерпретаций, которые дает аналитик, пациент начинает видеть и правильно оценивать это. К сожалению, описанная процедура отнимает крайне много времени и, следовательно, денег. Часто она длится несколько месяцев, а иногда и лет, даже если пациент встречается с аналитиком три-пять раз в неделю. Редко анализ можно завершить менее чем за 250 часов, и часто на него уходит до 600 или 700 часов. Кроме того, его можно применять толь­ко к небольшому числу всех пациентов, имеющих психологические проблемы. [Мениджер и Лиф, с. 162 - 164].

Методы психотерапии - свободные ассоциации, анализ переноса, интерпретация сновидений.

Существует несколько психоаналитических направлений психотерапии.

Исторически первым является классически психоанализ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНС ТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет психологии

Специальность - 030301.65. Психология

Реферат

По дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

На тему: Основы психоаналитического подхода к исследованию личности в теории З.Фрейда

Выполнила студентка 3-го курса
Заочной формы обучения, П 71-з
Астафичева Мария Михайловна.
Преподаватель - к.псих.н.
Веретена Ольга Рэмовна

Санкт-Петербург. 2009г.

Введение

Предпосылки психоанализа

Вывод

Список используемой литературы

Введение

Человек с давних пор интересуется мотивами поведения и свойствами характера своих ближних. Без этих знаний ему было бы трудно сосуществовать в мире и взаимодействовать с окружающими его людьми. За последнее время интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования значительно вырос. Руководители ищут психологические ходы для работы с подчиненными, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, родители посещают курсы по воспитанию детей, преподаватели изучают, как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Хотят разобраться в своем поведении, развить веру в себя, в свои силы, осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться, прежде всего, на том, что происходит с ними в настоящее время.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

В данной работе рассматривается своеобразие основ психоаналитического подхода к изучению теории личности З. Фрейда.

Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности, внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

Предпосылки психоанализа

Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий. Весь Запад был поглощён идейными концепциями Зигмунда Фрейда. Влияние его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком, было колоссальным. Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания, считая основной проблемой психоанализа - проблему мотивации. Именно мотив выступает в роли главной психологической реалии, ядром, от которого зависит наше взаимоотношение с миром.

Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений. Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видением 3. Фрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственной интерпретации и разрешения.

В своём психоанализе Фрейд использует отголосок идей Ницше. Ницше апеллирует непосредственно к человеку, наделяя его изначально присущей человеческому существу бессознательной "воли к власти", которая является движущей: силой как любых человеческих деяний, так и исторического процесса в целом.

Вопрос же о соотношении сознательного и бессознательного решается у Ницше в шопенгауэровском духе: сознание человека индифферентно, оно осуждено, возможно, вообще исчезнуть, уступить место полнейшему автоматизму, ибо по отношению к бессознательному сознание играет вторичную роль.

Психоаналитическая теория личности по Фрейду

В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд, не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Первоначально Фрейд представлял психическую жизнь, состоящую из трех уровней: бессознательного (“Оно”), подсознательного и сознательного. На все наши действия, как в моторных, так и в мыслительных формах влияет “Оно“. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. По его мнению, бессознательное насыщено сексуальной энергией - либидо.

Представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики менялись на протяжении его теоретической деятельности, но принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности. В его понимании комбинация трех вышеуказанных элементов, находилась в определенном соподчинении друг с другом: 1) "Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида. Это такая психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами, отличными от законов функционирования остальных составных частей личности. 2)"Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между бессознательным, внутренним миром человека и внешней реальностью, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность бессознательного с данной реальностью, целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью. "Сверх-Я" (Super-Ego)- внутриличностная совесть, инстанция, олицетворяющая собой установки общества, своего рода моральная цензура, которая возникает как посредник между бессознательным и сознанием в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности сознания обуздать бессознательные порывы, стремления, желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности.

Понятие “бессознательного” Фрейд делит на два вида: во-первых, скрытое, латентное бессознательное: сознательное представление о чем-либо, которое в последующее время может перестать быть таковым, но при определенных условиях способно снова стать сознательным; во-вторых, вытесненное бессознательное: представления, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то сила, и устранение этой противодействующей силы возможно лишь на основе специальной психоаналитической процедуры, с помощью которой соответствующие представления доводятся до сознания. Латентное, которое способное стать сознательным, только в окончательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным. Предсознательное предполагается почти стоящим гораздо ближе к сознательному, чем бессознательному, а так как бессознательное мы назвали психическим, мы тем более назовем, т.к. латентное предсознательное.

Исследуя сферу бессознательного, Фрейд, подобно многим мыслителям прошлого, поднимает вопрос о том, каким образом человек может судить о своих бессознательных представлениях. Если последние не являются предметом сознания, не осознаются человеком, то можно ли вообще говорить о наличии в психике бессознательных представлений? Полемизируя с философами, которые давали отрицательный ответ на этот вопрос и считали, что следовало бы говорить лишь о слабо осознаваемых, но не бессознательных представлениях, Фрейд решительно кладет в основу своих теоретических постулатов понятие о бессознательной душевной деятельности. При этом в отличие от отвлеченных рассуждений мыслителей прошлого, которые также допускали существование бессознательного психического, он опирался на конкретный материал, полученный из клинических наблюдений над людьми, страдающими неврастенией. Фрейд пришел к выводу, что бессознательное является неизбежной фазой психической деятельности каждого индивида: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду. Фрейд, таким образом, повторим еще раз, не ограничился только констатацией самого факта существования в психике человека бессознательных представлений, но стремился вскрыть механизм перехода психических актов из сферы бессознательного в систему сознания. Фрейд понимал, что бессознательное человек может распознать только путем перевода его в сознание. Но каким образом это возможно и что значит сделать нечто сознательным? Можно допустить, что внутренние бессознательные акты доходят до поверхности сознания или, наоборот, сознание проникает в сферу бессознательного, где "улавливает" и распознает эти акты. Но такие допущения не дают еще ответа на поставленный вопрос.

Как же выйти из тупика? И здесь Фрейд находит решение, аналогичное тому, о котором в свое время говорил еще Гегель, высказывая остроумную мысль, что ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены. Не ссылаясь на Гегеля, Фрейд именно так и поступает. Вопрос: "каким образом что-либо становится сознательным?" - он облекает в форму вопроса: "каким образом что-либо становится предсознательным?". Для Фрейда предсознательным, а впоследствии и сознательным может стать только то, что некогда уже было сознательным восприятием, позабытым за давностью времени, но в той или иной степени сохранившим следы воспоминаний.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх-Я” угрозы. Наиболее распространенная форма такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, т.к. не признавая, критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой оценки.

2)Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх-Я”. В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

3)Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие:

а) оправдание своей неспособности что-либо сделать;

б) оправдание совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами.

4) Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название “формирование реакции”.

5)Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6)Интеллектуализация. Форма психологической защиты. Характеризуется неосознанным стремлением контролировать эмоции и импульсы на основе рациональной интерпретации ситуации.

7)Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Если эти и другие защитные механизмы не срабатывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из “Оно”, дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что выделенный им глубинный, природный ее слой - "Оно" - функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей и вожделений индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. На первый взгляд может даже показаться, что именно "Я", это сознательное начало, является той движущей силой, которая заставляет "Оно" изменять направление своей деятельности в соответствии с санкциообразующими нормативами социального бытия. Однако, во фрейдовской структуре личности дело обстоит иначе: не "Я" управляет "Оно", а наоборот, "Оно" исподволь, невластно диктует свои условия "Я".

Для образного описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд прибегает к аналогии сравнительного отношения между всадником и лошадью, подобно тому, как в свое время А. Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия отношений между интеллектом и волей. Если воля, по Шопенгауэру, только внешне подчинена интеллекту, как конь узде, а на самом деле, подобно коню, может, закусив удила, обнаруживать свой дикий норов и отдаваться своей первобытной природе, то фрейдовское "Оно" также являет собой лишь видимость подчинения "Я": как всаднику, не сумевшему обуздать лошадь, остается вести ее туда, куда ей хочется, так и "Я" превращает волю "Оно" в такое действие, которое является будто бы его собственной волей. Как покорный слуга бессознательных влечений, фрейдовское "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Поскольку ему это не всегда удается, в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх-Я" или "Идеал-Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. Во фрейдовской модели личности "Сверх-Я" указывается как бы высшим существом, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и “авторитетов”. Если "Я" - это главным образом представитель внешнего мира, то "Сверх-Я" выступает по отношению к нему как защитник интересов "Оно". По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, то есть переключение социально неодобренного порыва "Оно" в социально приемлемый импульс "Я", и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я" в обуздании влечений "Оно". Но по своему содержанию фрейдовское "Сверх-Я" оказывается всё же близким и родственным по отношению к "Оно", поскольку является “наследником” эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений “Оно” и самых важных libid"ных судеб его. "Сверх-Я" даже противостоит “Я” как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, чреватой нарушениями в психике человека. Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного сознания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии, как с "Оно", так и со "Сверх-Я". Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, субъективно он верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там, где было "Оно", должно быть "Я".

Задачу психоанализа он видел в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в области сознания, чтобы раскрытие природы бессознательного помогло человеку овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни. Таков был замысел фрейдовского психоанализа. Однако объективные результаты применения психоаналитического метода в исследовании природы человека не оказались плодотворными. Фрейдовский структурный анализ человеческой психики не только не позволил создать сколько-нибудь целостного представления о внутренней жизни индивида, раскрыть мотивацию его поведения, но многие установки и положения, сформулированные основоположником психоанализа, со временем обнаружили свой явно ненаучный и иллюзорный характер.

Структура психики в зеркале психоанализа

До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида.

Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанныхнорм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений. Это предполагало постижение скрытых мотивов поведения человека, а следовательно, и более глубинное изучение структуры личности, поскольку исследователь постоянно сталкивался с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного и рационального в человеке.

И Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке. Таким образом, сами задачи и объект исследования привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют специфическое содержание психики.

В книге «О психоанализе» Фрейд рассказывает историю одной пациентки доктора Брейера, которая страдала серьёзными отклонениями, как душевными, так и физическими. “У неё был спастический паралич обеих правых конечностей с отсутствием чувствительности, одно время такое же поражение и левых конечностей, расстройства движения глаз и различные недочёты зрения, затруднения в движении головы, сильный нервный кашель, отвращение к приёму пищи… нарушения речи, дошедшие до того, что она утратила способность говорить на своем родном языке и даже понимать его; наконец, состояния спутанности, бреда, изменения всей её личности…” - приводит описание состояния девушки Фрейд. Доктор Брейер долгое время не мог найти способ лечения для этого непростого случая. Решение было найдено довольно необычным для того времени способом. Пациентка, находясь в состоянии абсанса (кратковременного затмения сознания, психическая спутанность) бормотала какие-то слова, возможно, связанные с какими-то её мыслями. Понять, что она хочет, не представляло никакой возможности. Тогда Брейер запомнил всё, что она говорит и ввёл её в состояние гипноза. После этого он повторил девушке все эти слова. Больная открыла врачу содержание психики. Это было похоже на сны наяву, которые обычно начинались с описания положения девушки у постели больного отца. После такого сеанса девушке становилось легче, но на следующий день всё повторялось вновь. Однако этот способ приносил свою пользу: девушке становилась лучше, “вылезли” другие (кроме болезни отца) причины этого состояния. Через некоторое время больная окончательно поправилась. Фрейд, используя брейеровский метод, так же пришел к подобным выводам. Вышеупомянутая девушка и другие больные с похожими симптомами страдали “воспоминаниями”. Это наблюдение натолкнуло Фрейда на мысль о том, что все описки и оговорки на самом деле “крики” нашего подсознания. Анализ человеческого поведения стал для него одним из важнейших аспектов осмысления динамики психической деятельности и "логики" бессознательных конфликтов, драматически разыгрывающихся в глубинах личности.

Фрейд не просто поставил в центр своих психоаналитических концепций. Через призму бессознательных влечений он попытался рассмотреть как поведение отдельного человека, так и всю историю развития человечества. Это было неправомерной экстраполяцией частных выводов на более общие закономерности исторического процесса. Выдвинув гипотезу о бессознательных влечениях как основе мотивационного поведения человека,Фрейд задался целью выявить так называемые "первичные влечения", составляющие ядро бессознательного. Он долгие годы посвятил исследованию данной проблемы, постоянно внося коррективы в понимание природы "первичных влечений". Но проблема "первичных влечений" оказалась камнем преткновения, как для Фрейда, так и для его последователей. Вся история психоанализа в этом плане служит наглядной иллюстрацией опровержения первоначальных теоретических допущений его основателя. В качестве основы "первичных влечений", движущей силы бессознательного, Фрейд первоначально принял сексуальные влечения, которые, как он ошибочно полагал, являются не только причиной возникновения невротических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности психически нормального человека и культурных достижений общества.

Учение о сексуальной этимологии неврозов переросло затем у Фрейда в более общую теорию, согласно которой сексуальные влечения принимают самое непосредственное участие в творчестве высших культурных, художественных, этических, эстетических и социальных ценностей человеческого духа.

За подтверждением своей гипотезы, Фрейд, обратился к мифологическим сюжетам, художественным и литературным памятникам истории. Рассматривая развитие отдельного человеческого индивида и цивилизации в целом как арену борьбы между Эросом и Танатосом, Фрейд неоднократно подчеркивал, что подобное понимание является не более чем гипотезой, выдвинутой для того, чтобы как-то объяснить загадку жизни. И как всякая гипотеза, оно, следовательно, может быть опровергнуто новыми открытиями науки. Биология в этом отношении представлялась Фрейду царством неограниченных возможностей: нельзя предсказать, какие поразительные открытия она принесет, и какие ответы на заданные психоанализом вопросы она даст через несколько десятков лет, быть может, как раз такие, что "все наше искусное здание гипотез распадется".

фрейд личность психоаналитический мышление

Вывод

Рассмотрение основных идей психоанализа и фрейдизма как специфического социально приемлемого мировоззрения и мироощущения критически мыслящей буржуазной интеллигенции показывает, что психоаналитические концепции личности истории развития человечества, религии, искусства и всей человеческой культуры включают в себя такие разноплановые посылки, суждения и конечные выводы, которые обусловливают двойственное отношение к индивидуально-психологическому и культурно-философскому учению Фрейда. Это необходимо учитывать при оценке психоанализа и фрейдизма, определении как сильных, так и слабых сторон психоаналитического учения выявлении методологической несостоятельности и буржуазной ограниченности психоаналитического подхода к исследованию личности, культуры, общества.

Критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека и его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического наблюдения, выявление причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, рассмотрение художественной деятельности и произведений искусства под углом зрения психологии художника, развенчание религиозных иллюзий и вера в разум, критика этических норм и моральным предписаний буржуазного общества, негативное отношение к ценностям буржуазной культуры - всё это составляет сильные стороны психоаналитического учения. Вместе с тем психоанализ Фрейда содержал в себе множество явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно необоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом. Например: признание врожденности и наследственности "первичных" бессознательных влечений человека, теория сексуального развития ребенка, концепция исторического развития человечества, объяснение скрытого смысла и содержания художественных произведений через призму семейных отношений.

Так же индивидуально-личностных переживаний художника в раннем детстве, утопически-просветительское отношение к возможности устранения религиозного миросозерцания, исторически ограниченный подход к анализу культурных и социальных достижений человеческой цивилизации, экстраполяция выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества.

Список литературы.

Сайты:

1. http://file.qip.ru/get/77737879/d226ee89/5ballov-14798.html;jsessionid=CDD51E201737DA95BAEBDA32F8A0824E.dc1

2. http://psi.webzone.ru/

4. Фрейд «О психоанализе».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие психологии как науки, место и роль в ней психоанализа, история его возникновения и развития. Становление и значение теории психоанализа З. Фрейда. Структура и элементы психики по Фрейду, их взаимосвязь. Изучение психоанализа Юнгом и Адлером.

    реферат , добавлен 08.04.2009

    Жизнь и научная деятельность основоположника психоанализа З. Фрейда. Периоды формирования психоанализа. Идеи и техники психоанализа. Схема структуры личности. Основные характеристики "Оно". Признаки "Я", его функции и ответственность за принятие решений.

    презентация , добавлен 10.10.2013

    Исторические факты жизни Зигмунда Фрейда. Сущность и значение учения психоанализа. Структура личности по Фрейду. Особенности концепции либидо. Сущность понятия невротического симптома. Характеристика психотерапевтических методов психоанализа З. Фрейда.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2012

    Биография. Приход Фрейда в медицину. Предпосылки создания психоанализа. Первое упоминание о сексуальности. Ошибки Фрейда в разработке теории психоанализа. Мировое признание Фрейда. Недостатки подхода, основанного только на изучении сексуальности.

    реферат , добавлен 23.07.2008

    Психоанализ как метод лечения. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Развитие и распространения теории и практики психоанализа. Классическая форма психоанализа З. Фрейда. История психоанализа в России, обзор судеб его сторонников.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2011

    Понятие личности в психологии и классификация теорий личности. Сущность теории личности З. Фрейда и ее значение для психологической науки. Периодизация развития согласно психоанализу. Дополнения к теории З. Фрейда других представителей психоанализа.

    реферат , добавлен 29.03.2010

    Значение раннего детства в процессе становления творческой личности, происхождение и связь творчества с детской игрой. Основные движущие механизмы творчества с точки зрения психоанализа (по теории Фрейда). Функции культуры в свете проблем психоанализа.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    реферат , добавлен 24.09.2008

    Характеристика психоанализа, как теории личности и психопатологии; метода терапии личностных расстройств; метода изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Исследование уровня сознания, структуры личности и инстинктов - движущей силы поведения.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, ее сущность и содержание. Пять стадий психосексуального развития по Фрейду. Бихевиористическая теория Джона Уотсона, ее принципы. Оптимистический взгляд на природу личности как стержень гуманистической идеи.