Детский художественный рассказ о несправедливости. Справедливый человек

Индийская притча

Были два брата-бедняка. Пошли они бродить по свету и нашли на дороге мешок. Было в этом мешке золото да два рубина. - Исполнилось моё желание, пойду я домой? - говорит младший брат. А старший сказал: - А я пойду бродить по земле! Поделили они между собою...

  • 2

    Аппетит праведника Хасидская притча

    Однажды ребе Авигдора Хальберштама, брата ребе Хаима из Цанза, пригласили на шаббос к человеку, прославившемуся своим богатством, но отнюдь не кротостью. Было известно, что этот человек очень груб со слугами, немедля увольняя за малейшую провинность. В...

  • 3

    Багдадский вор Притча от Галины Стрелковой

    Старый багдадский вор, деля трапезу с сыном, поучал его, спрашивая: - Знаешь, как украсть золото из казны так, чтобы не рухнули стены Багдада? Я научу тебя. Собрал хлебные крохи со стола в кучку и, указав на неё, продолжил: - Вот казна города Багдада. ...

  • 4

    Баран, верблюд и бык Суфийская притча от Руми

    Однажды баран, верблюд и бык нашли на дороге охапку сена и задумались о том, как её разделить. Баран предложил своё решение этой задачи: - Если мы разделим это сено на троих, сыт не будет никто. Поэтому давайте отдадим его тому из нас, чей род древнее. ...

  • 5

    Бедняк Восточная притча

    Жил-был бедняк. Всю свою жизнь работал у богачей. Нанялся он как-то к одному богачу за четверть десятины хлеба. Пришло время сеять, засеял и он своё маленькое поле. Когда зерно наливаться стало - упал иней и четверть десятины хлеба заморозило у бедняка, ...

  • 6

    Бог добр, но и дьявол не плох Латиноамериканская притча

    Однажды отправился один человек исполнить обет, который дал какому-то святому. Приходит он в храм и видит - рядом со святым дьявол изображён. Положил полпесо перед дьяволом и говорит: - Даёшь одному, дай и другому, чтоб не обиделся. Когда он возвращался...

  • 7

    Богатство ли причина зависти? Притча от Максима Максимова

  • 8

    Божий суд Индийская притча

    Есть город Шалипура, в нём жил купец Шалига с женой Джаликой. У них был сын Гункара, женатый на Шриядеви. А Шриядеви состояла в связи с купцом Субддхи. Несмотря на то, что об этом уже появился слух в народе, влюблённый в неё муж ничего слушать не хотел. ...

  • 9

    Большое сердце Притча от Сергея Шепеля

    И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (Матф. 5.15) Попал верующий человек после смерти на суд Божий. Душа его со всеми добродетелями и пороками, а также совершённым добром и злом была взвешена и найдена...

  • 10

    Брахман в воде Индийская притча

    Захотел однажды падишах погулять. Взял он с собой нескольких придворных и отправился за город. Погода стояла прохладная. Дорога привела их к пруду. Падишах опустил руку в воду - даже сердце зашлось, такой студёной была вода. Вечерняя роса прибавила...

  • 11

    В поисках прецедента Хасидская притча

    Когда Леви Ицхака попросили стать ребе Бердичева, он согласился при условии, что старейшины не будут привлекать его к обсуждению вопросов местного самоуправления, за исключением тех случаев, когда они соберутся принимать новые законы. Пару месяцев спустя...

  • 12

    Великодушие Христианская притча в изложении Константина Филатова

    Когда-то доблестный царь повёл своё войско в поход. Но многие воины не верили в победу своего оружия потому, что враг был силён и путь опасен и долог. И, пройдя половину пути, два военачальника тайно сбежали. И пошёл слух, что царь послал за ними погоню, ...

  • 13

    Верховный судья Даосская притча

    Император Китая встретился с Лао-цзы и был настолько очарован им, что назначил его верховным судьёй. Лао-цзы пытался отказываться от назначения, но тщетно. Тогда он согласился и сказал: - Вы будете сожалеть об этом назначении, так как мои пути понимания...

  • 14

    Весы и мальчик Индийская притча

    Жил в одном городе купец по имени Надука. Истратив своё состояние, он задумал отправиться в другую страну. А дома у него были весы, сделанные из тысячи пал железа, доставшиеся ему в наследство от предков. И, отдав их на хранение начальнику купцов...

  • 15

    Возгордившийся раб Суфийская притча от Джами

    В Египте как-то наступил голод, и людям неоткуда было ждать помощи. Многие в отчаянии кончали жизнь самоубийством, другие были готовы отдать жизнь за кусочек чёрствого хлеба. Один мудрец, с болью в сердце наблюдавший человеческое горе, встретил в городе...

  • 16
  • Ответ оставил Гость

    Эта народная история - о хорошей девочке, которая жила во времена Династии Сун около тысячи лет назад. Девочка была не только бедной, но и хромой. Вдобавок ко всему, она потеряла родителей в раннем возрасте, и поэтому, чтобы выжить, была вынуждена просить подаяние у сельских жителей.
    На краю деревни протекала река, которую сельские жители должны были переходить вброд, когда собирали дрова или обрабатывали землю на другой стороне реки. В дождливые сезоны, река часто была непроходима. Сельские жители привыкли к этой проблеме, но у маленькой девочки было другое мнение.
    Каждый день, она собирала камни и складывала их на берегу реки. Она сказала, что хотела бы помочь построить каменный мост, чтобы людям было легче переходить реку. Сначала взрослые смеялись над ее идеей.
    Но когда с течением времени, они увидели, что груда камней выросла, они изменили свое мнение. Местные жители присоединились к маленькой девочке и стали ей помогать сбирать камни.
    Вскоре груда камней на берегу реки стала очень большой, и сельские жители пригласили строителя. Маленькая девочка помогала строить мост, тратя на это все свое время.

    Как раз тогда, когда мост должны были закончить, произошел несчастный случай, и маленькая девочка была серьезно ранена. Она выжила, но потеряла зрение на оба глаза. Несмотря на это, она продолжала помогать, как могла, а сельские жители вздыхали о несправедливости небес к хорошей девочке.
    Когда сельские жители праздновали завершение строительства моста, им всем было жаль хорошую девочку - бедную, хромую, и слепую – вдохновившую их на строительство. Как бы то ни было, маленькая девочка не грустила о себе. Она широко улыбалась, испытывая искреннее счастье за сельских жителей.
    Внезапно пришла гроза, как будто бы смыть всю пыль с нового моста. За раскатами грома последовали вспышки молнии, и люди были потрясены, когда обнаружили, что хорошая маленькая девочка умерла в результате удара молнии. Они не могли понять, почему небеса были настолько жестоки к хорошей девочке.
    Случилось так, что мимо проезжал всеми уважаемый императорский Судья Бао Чжэн. Сельские жители остановили Бао и рассказали ему историю о хорошей девочке. Они спросили его, почему небеса были настолько несправедливы? Судья Бао не смог ответить. Опечаленный историей, он написал следующие слова «Не делай зла, не делай добра».
    Накануне ночью, у Императора родился сын. Ребенок плакал, и никто не знал, что делать. Император пригласил судью на частную встречу. Бао осмотрел новорожденного и поразился его здоровой коже. Взяв ручку новорожденного, Бао был поражен, увидя на ней слова «Не делай зла, не делай добра» - точные слова, которые он написал, услышав историю о маленькой девочки. Его лицо стало взволнованным. Он попробовал поспешно стереть слова с руки новорожденного, и они немедленно исчезли.
    Увидев, что родовая отметка исчезла с ручки сына, Император расстроился и испугался, что Бао стер счастливый знак его сына. Тогда Бао рассказал Императору историю маленькой девочки, и о написании тех точных слов, из-за которых он чувствовал себя неловко. Император был озадачен, и приказывал, чтобы Бао искал объяснения в загробном мире (аде).
    С помощью шамана, Судья Бао попал в загробный мир. Король загробного мира рассказал ему правду. Душа той маленькой деревенской девочки совершила большие грехи, и Боги устроили так, чтобы она погасила свою карму в трех жизнях: первая жизнь - бедная, одинокая и хромая; вторая жизнь - слепая; и третья – смерть от удара молнии. Девочка родилась хромой и бедной, но она была так добра к другим, что Боги решили сократить время расплаты за свои грехи в две жизни. Таким образом, ее сделали слепой. Несмотря на это, маленькая девочка не жаловалась, и продолжала думать сначала о других. Боги тогда сократили ее время расплаты до одной жизни, и в результате она была поражена молнией. Король загробного мира спросил Судью Бао: «Не думаете Вы, что хорошо погасить карму трех жизней в одной?» Теперь эта душа накопила достаточно добродетели, чтобы переродиться в принца.
    Судье Бао, работа которого должна обеспечить правосудие для людей, теперь показали новый смысл правосудия, который он до этого не знал. В одном он был уверен: Он сможет дать Императору хорошее объяснение.

    Полунощное видение

    Я много раз слышал и не однажды читал, что он "исчез", - "справедливый человек" исчез, и исчез не только совершенно без следа, но даже нет и надежды снова отыскать его в России. Это было тяжело, и в то же время не хотелось этому верить. Может быть, дело зависит много от самих тех, кто ищет и не умеет найти "справедливою человека"... Мне припоминался старый водевиль "Спокойная ночь в Щербаковом переулке". Там, я помню, был куплет, что

    И в Щербаковом переулке

    Нашелся добрый человек.

    Значит, умел же автор этой пиесы найти "доброго человека" даже в таком маленьком и затхлом переулке, а может ли быть, чтобы не нашлось справедливого человека во всей России? Какого рода справедливость требуется от "справедливого человека"? Требуется, чтобы он "при виде общественной несправедливости нашел в себе смелость и решимость во всеуслышание сказать людям: "Вы ошибаетесь и идете по пути заблуждений: вот где справедливость".

    Я цитирую это место из статьи одного публичного органа, который нет надобности называть. Я ручаюсь за одно: что приведенные мною слова напечатаны и что они очень многим казались глубоко верными; но я имел против них предубеждение. Я верил, что справедливый человек еще где-то уцелел, и я его действительно вскоре встретил. Я его видел в борьбе с целым обществом, которое он стремился победить один и не сробел.

    Это было минувшим летом. Я выехал из Петербурга с одним набожным приятелем, который взманил меня посмотреть одно большое религиозное торжество. Путь был не длинен и не утомителен: прохладным вечерком мы сели в вагон в Петербурге, а на следующее утро уже были на месте. Через полчаса мой набожный друг уже поссорился с соборным псаломщиком, который оказал ему какую-то непочтительность, а вечером, когда мой сопутник уселся в занятом нами номере писать в Петербург жалобу на псаломщика, я, в сопровождении одного легконравного артиста, прибывшего сюда "читать сцены", отправился подышать свежим воздухом и кстати посмотреть: чем здесь люди живы?

    У нас в Петербурге в эти часы все порядочные люди живут, как известно, "при садовых буфетах", и здесь оказалось то же самое, а потому мы и попали без всяких недоразумений в общественный сад, где мой знакомый артист должен был показывать свои таланты.

    Он здесь был не новичок и знал многих, и его знали многие.

    Сад, куда мы пришли, был довольно большой для провинциального города, но более был похож на проходной бульвар. Впрочем, долевые входы в него по случаю происходившего в этот вечер платного концерта и представления были закрыты. Платящая публика входила только через один средний проход, сделанный в вогнутом полукруге. У ворот помещались дощатые будочки для продажи билетов, стояло несколько человек полицейских и несколько зевак, не имевших возможности пройти в сад по безденежью.

    Перед этим входом в сад был маленький палисадничек, - неизвестно для чего здесь выращенный и огороженный. Он относился к саду, как передбанник к бане.

    Артист прошел на "особом праве", а я взял билет, и мы вошли в ворота под звуки скобелевского марша, за которым следовало "ура" и опять новое требование того же марша.

    Публики было много, и вся она жалась больше на небольшой лужайке, в одной стороне которой был деревянный ресторан, построенный в виде языческого храма. По бокам его с одной стороны возведен дощатый летний театр, где теперь шло представление, а потом должен был читать мой петербургский чтец; с другой "раковина", в которой помещался военный оркестр, исполняющий тот скобелевский марш.

    Общество принадлежало, очевидно, к разнообразным слоям: были чиновники, офицеры армейского полка, купечество и "серый народ - мещанского звания". В более видных местах густел купец, а в отдалениях тучкой толокся полковой писарь с особенной дамой.

    Утлые столики с грязными салфетками были наставлены очень часто один возле другого и все решительно заняты. Люди дружно производили публичное оказательство, чем они живы. В большом спросе были чай, пиво и "проствейн". Только в одном месте я заметил человека, который вел дело солиднее: перед ним стояла шампанская бутылка с коньяком и чайник с кипятком для пунша. Пустых стаканов возле него было несколько, но сидел он одиноко.

    Гость этот имел замечательную наружность, которая бросалась в глаза. Он был огромного роста, с густою черною растительностью, по которой и в голове и в бороде уже струилась седина, и одет он был чрезвычайно вычурно, пестро и безвкусно. На нем была цветная, синяя холщовая рубашка с высокими, туго накрахмаленными воротничками коляской; шея небрежно повязана белым фуляром с коричневым горошком, на плечах манчестеровый пиджак, а на груди чрезвычайно массивная золотая цепь с бриллиантом и со множеством брелоков. Обут он был тоже оригинально: у него на ногах были такие открытые ботинки, что их скорее можно было принять за туфли, и между ними и панталонами сверкали яркие красные полосы пестрых шелковых носков, точно он расчесал себе до крови ноги.

    Он сидел за самым большим столом, который помещался на самом лучшем месте - под большою, старою липою, и, казалось, был в возбуждении.

    Сопровождавший меня артист при виде этого оригинала сжал мне потихоньку руку и заговорил:

    Ба-ба-ба! Вот неожиданность-то!

    Кто это такой?

    Это, матушка, сужект первого сорта.

    В каком смысле?

    В смысле самом любопытном. Это Мартын Иваныч - дровяник, купец, зажиточный человек и чудак. В просторечии между своих людей именуется "Мартын праведник", - любит всем правду сказывать. Его, как Ерша Ершовича, по всем русским рекам и морям знают. И он не без образования - Грибоедова и Пушкина много наизусть знает, и как выпьет, так и пойдет чертить из "Горя от ума" или из Гоголя. Да он как раз для нас и в ударе - без шляпы уже сидит.

    Жарко сделалось.

    Нет; у него под шляпою всегда другая бутылка, на тот случай, если из буфета больше подавать не станут.

    Артист кликнул мимо пробегавшего лакея и спросил:

    У Мартына Ивановича под шляпой есть бутылка?

    Как же-с... прикрыта.

    Ну, значит, готов, и скоро будет представление какой-нибудь самой неожиданной и самой высокой справедливости! - Надо с ним повидаться.

    Артист направился к Мартыну Ивановичу, а я побрел за ним и невдали наблюдал их встречу.

    Артист остановился перед Мартыном и, сняв шляпу, с улыбкой молвил:

    Вашей справедливости почет.

    Мартын Иванович в ответ на это протянул ему руку и, сразу бросив его на смежный пустой стул, отвечал:

    А я не хочу, - проговорил мой приятель, но в эту минуту перед ним уже стоял стакан пуншу, и Мартын опять повторил ту же присказку:

    - "Прошу, - сказал Собакевич".

    Нет, право я не могу, - мне сейчас надо читать.

    Мартын выплеснул пунш на землю и привел какую-то ноздревскую фразу.

    Мне это не нравилось: я понял, почему все бежали от этого антика. Оригинал действительно был оригинален, но только мне казалось, что в нем сидит не один Собакевич, а и Константин Костанджогло, который рыбью шелуху варит. Только Костанджогло теперь подпил и с непривычки еще противнее хает весь свет. Он заговорил, что "все у нас подлецы"; и когда публика опять потребовала скобелевский марш, вдруг безпричинно встал и зашикал.

    Чего это он? - спросил я отошедшего от него приятеля.

    Переложил немножко справедливости. А впрочем, пора в театр.

    Я ушел с приятелем и приютился у него в уборной. Пели, читали и опять вышли в сад.

    Спектакль был кончен. Публика значительно редела и, расходясь, еще требовала скобелевский марш. Мы без затруднения нашли столик, но по счастию или по несчастию попались опять "visaвидом" с нашим Мартыном Ивановичем. Он за время нашего отсутствия еще успел повысить свою чувствительность, и его справедливость, видимо, требовала у него уже гласного оказательства. Он теперь уже не сидел, а стоял и декламировал, но не стихи, а прозаический отрывок, который действительно обязывал признать в нем весьма значительную для человека его среды начитанность. Он валял на память места из похвального слова Захарова Екатерине, которое находится в "Рассуждении о старом и новом слоге".

    - "Суворов, рекла Екатерина, накажи! - Как бурный вихрь взвился он от стрегомых им границ турецких; как сокол ниспал на добычу. Кого увидел расточил; кого натек - победил; в кого бросил гром - истребил. Было и нет. Европа содрогнулась... и..."

    Но в это время публика опять потребовала "Скобелева марш", и за исполнением этой пиесы оркестром стало не слышно, что вещал Мартын Иванович; только когда марш был кончен, разнеслось опять:

    - "Надлежит чтити праотцев и неудобь себе точию высоко мыслити!"

    Чего этот человек добивается? - спросил я приятеля.

    А правды, правды, государь мой, он справедливости добивается.

    На что она ему теперь?

    Она ему необходима: праведен бо есть и правоты вид являет лице его. Вот он сейчас ее и явит! Глядите, глядите! - закончил рассказчик. И я увидал, что Мартын Иванович вдруг снялся с своего места и неверными, но скорыми шагами устремился к проходившему мимо пожилому человеку в военной форме.

    Мартын Иванович нагнал этого незнакомца (который оказался капельмейстером игравшего оркестра), моментально схватил его сзади за воротник и закричал:

    - "Нет, ты от меня не скроешься, - сказал Ноздрев".

    Капельмейстер сконфуженно улыбался, но просил его оставить.

    Нет, я тебя не оставлю, - отвечал Мартын Иванович. - Ты меня измучил! - И он подвинул его к столу и закричал: - Пей за обиду оскорбленных праотцев и помрачение потомцев!

    Кого я обидел?

    Кого? Меня, Суворова и всех справедливых людей!

    И не думал, и не располагал.

    А для чего ты целый вечер скобелевский марш зудишь?

    Публика требует.

    Ты меня измучил этой несправедливостью.

    Публика требует.

    Презирай публику, если она несправедлива.

    Да в чем тут несправедливость?

    Отчего Суворову марша не играешь?

    Публика не требует.

    А ты ее вразумляй. Раз сыграй Скобелеву, а два раза Суворову, потому он больше воевал. Да! И вот я тебя теперь с тем и отпускаю: иди и сейчас греми марш Суворову.

    Не могу.

    Нет суворовского марша.

    Как нет марша Суворову? "Суворов, рекла Екатерина, накажи! Он взвился, ниспал, расточил, победил, Европу содрогнул!.." И ему марша нет!

    Публика не требует.

    Ага... так я же ей покажу!

    И Мартын Иванович вдруг выпустил из своих рук капельмейстера, встал на стол и закричал:

    Публика! ты несправедлива, и... за то ты свинья!

    Все зашумело и задвигалось, а возле стола, с которого держал речь Мартын справедливый, явился пристав и начал требовать, чтобы оратор немедленно спустился на землю. Мартын не сходил. Он отбивался ногами и громко продолжал укорять всех за несправедливость к Суворову и закончил вызовом, бросив вместо перчатки один башмак с своей ноги. Подоспевшие городовые схватили его за ноги, но не остановили смятения: в воздухе пролетела вторая ботинка, стол опрокинулся, зазвенела посуда, плеснули коньяк и вода, и началась свалка... У буфета по чьему-то распоряжению мгновенно погасили фонари, все бросились к выходу, а музыканты на эстраде нестройно заиграли финальное: "Коль славен наш господь в Сионе".

    Мы с приятелем примкнули к небольшой кучке любопытных, которые не спешили убегать и ожидали развязки. Все мы теснились у того места, где полиция унимала расходившегося Мартына Ивановича, который мужественно отстаивал свое дело, крича:

    - "Екатерина рекла: Суворов, накажи... Он взвился, ниспал, расточил, содрогнул".

    И он замолк, или от того, что устал, или ему помешало что-нибудь иное.

    В теперешней темноте было трудно разглядеть, кто как кого тормошит, но голос справедливого человека раздался снова:

    Не души: я сам иду за справедливость.

    Не здесь доказывают справедливость, - отвечал ему пристав.

    Я не вам, а всему обществу говорю!

    Пожалуйте в участок.

    Пожалуйте!

    И пойду. Руки прочь! Нечего меня обнимать. Ничего мне не может быть за Суворова-Рымникского!

    Господа, посторонитесь - осадите.

    Я не боюсь... Почему Суворову марша нет?

    Мировому судье жалуйтесь.

    И пожалуюсь! Суворов больше!

    Судья разберет.

    Дурак ваш судья! Где ему, черту, разобрать.

    Ну вот!.. Это все в протокол.

    А я вашего судью не боюсь и иду! - выкрикнул Мартын. - Он раздвинул руками полицейских и пошел широкими шагами к выходу. Ботинок на нем не было - он шел в одних своих пестрых носках...

    Полицейские от него не отставали и старались его окружать.

    Из рядов остававшейся публики кто-то крикнул:

    Мартын Иванович, сапожки поищи... обуйся.

    Он остановился, но потом махнул рукою и опять пошел, крикнув:

    Ничего... Если я справедливый человек, я так должен быть. Справедливость завсегда без сапог ходит.

    У ворот Мартына посадили на извозчика и повезли с околоточным.

    Публика пошла каждый кому куда надо.

    А ведь он, однако, и в самом деле справедливо рассуждал, - говорил, обгоняя нас, один незнакомец другому.

    В каком роде?

    Как хотите - Суворов ведь больше Скобелева воевал, - зачем ему в самом деле марша не играют.

    Положенья нет.

    Вот и несправедливость.

    А ты молчи, - не наше дело. Ему мировой-то, может быть, должен, а тебе нет, так и нечего справедливничать.

    Приятель дернул меня за руку и шепнул:

    И если хотите знать - это настоящая правда!

    Когда я раздевался в своем номере, по коридору прошли, тихо беседуя, двое проезжающих; у соседней двери они стали прощаться и еще перебросились словом:

    А ведь как вы хотите, в его пьяном бреде была справедливость!

    Да была-то она была, только черт ли в ней.

    И они пожелали друг другу покойной ночи.

    Тигру - в яме сидеть, Маун Поу - в поле работать

    Бирманская сказка

    Когда-то в одной деревне жил крестьянин по имени Маун Поу. А неподалеку от его поля в лесу жил тигр, с которым Маун Поу очень сдружился.
    Однажды титр надумал задрать корову из деревни Маун Поу.
    - Приятель Маун Поу! - стал говорить он. - Когда вечером будешь возвращаться с поля домой, возьми с собой и меня.
    Но Маун Поу отказался:
    - Нет, приятель! Я не возьмусь за это дело. Мои односельчане и так уж на тебя сердиты за то, что ты раньше таскал их коров.
    - Ну что ж, - ответил тигр. - Не хочешь - не надо. Я и сам могу пойти.
    Как ни уговаривал его Маун Поу, который боялся за своего друга, держаться подальше от деревни, тигр не послушался. Той же ночью он отправился в деревню, задрал там корову и утащил ее в лес.
    Когда утром жители деревни не досчитались одной коровы, она решили поймать тигра и устроили на дороге, что вела в деревню, западню. И вот на следующую ночь тигр угодил в эту западню.
    Крестьяне решили уморить тигра голодом. Они не стали убивать его, а просто оставили в яме, привалив ее сверху бревном.
    Прошло семь дней, Маун Поу стало жаль своего друга. Когда поблизости никого не было, Маун Поу пробрался к западне, отвалил бревно и выпустил тигра на волю.
    Едва тигр почуял свободу, как он тут же приготовился броситься на Маун Поу: ведь целых семь дней он не ел и обезумел от голода.
    - Постой, глупец! - вскричал Маун Поу. - Ведь это я, твой друг! Я спас тебе жизнь! Разве можно губить своего благодетеля?
    - Эх, приятель! - отозвался тигр. - Сдается мне, в мире людей благодарность не в почете! С чего же мне щадить тебя?
    Они заспорили и решили выяснить, в обычае ли людей платить добром за добро. Маун Поу и тигр отправились искать ответа.
    Первым ва пути им попался череп коровы. Маун Поу приблизился к нему и спросил:
    - Послушай, череп коровы! Я пожалел тигра и выпустил его на волю. А теперь он меня хочет съесть. Справедливо ли это?
    Череп коровы поглядел на него пустыми глазницами и сказал:
    - Вы, люди, не знаете, что такое благодарность. Посмотри на меня! Когда я был коровьей головой, корова кормила и поила людей. А потом она состарилась, и люди зарезали ее и содрали с нее шкуру. Вот она - человеческая благодарность. Поэтому съешь, тигр, этого человека!
    Затем Маун Поу и тигр увидели большой баньян, и Маун Поу обратился к нему:
    - О баньян с зелеными влажными листьями! Рассуди нас! Я спас жизнь этому тигру, а он хочет мени съесть. Реши - справедливо ли это?
    - Люди всегда платят неблагодарностью за добро! - сказал в ответ баньян. - Вот вам мой пример. Многие люди находят приют и тень под моей листвой. А чем они платят мне? Они ломают и обрывают ветки! Поэтому, тигр, съешь этого человека!
    Маун Поу с тигром пошли дальше и встретили отшельника. Маун Поу рассказал отшельнику, как все было, и отшельник посоветовал:
    - Здесь, в лесу, живет очень мудрый и ученый кролик. Пойдите к нему, и он вас рассудит по справедливости.
    Маун Поу отправился искать мудрого кролика. Скоро он нашел его и попросил:
    - О мудрый кролик! Разреши наш спор. Я пожалел этого тигра и выпустил его на свободу, а он, едва выбрался из ловушки, решил меня съесть. Мы пришли к тебе как к великому судье. Пусть твоя мудрость укажет нам, кто здесь прав, кто виноват.
    - Хорошо, друзья, - ответил мудрый кролик. - Только это ведь не так просто. Мне надо на месте посмотреть, как все было, и лишь тогда я смогу решить по справедливости. Пойдемте не мешкая к тому месту.
    Когда они пришли к западне, мудрый кролик спросил:
    - Так где ты был, тигр с большими клыками, когда сюда пришел Маун Поу?
    - Я был в этой ловушке, мудрый кролик! - ответил тигр.
    - Что-то я не могу понять, как это ты там помещался, - продолжал кролик. - Ну-ка, покажи, как ты там сидел, чтобы мне стало ясно.
    Тигр спрыгнул в ловушку, чтобы показать, как он сидел там. В тот же миг мудрый кролик приказал Маун Поу привалить ловушку бревном.
    - Послушай, длиннохвостый, - обратился он к тигру. - Я придумал, как решить по справедливости. Пусть все остается, как было: ты оставайся в ловушке, а Маун Поу пусть идет работать на свое поле. Нельзя человеку дружить с тигром.
    Так решил мудрый кролик, а люди с тех пор стали говорить: «Тигру - в яме сидеть, Маун Поу - в поле работать».

    Выражение Бернгарда Реца

    Немецкий шванк из «Фацетий» Генриха Бебеля

    Как-то мы рассуждали о положении людей и о сословиях, о том, сколь далеки все от своих устоев, от старинного благочестия. И, когда некоторые стали говорить, что крестьяне живут гораздо честнее, чем люди какого-либо другого сословия, то Бернгард Рец, мой гость, заметил, что ему кажутся справедливее и лучше других банщики, потому что тепло в бане они дают в равной мере и богатым, и бедным.

    О СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

    Справедливость – это честное и правильное от­ношение (действие, решение), которое подска­зывает сердце (чувство справедливости идет от сердца).

    Справедливый человек умеет поступать так, как велит ему сердце (в согласии с истиной и прав­дой), даже тогда, когда это ему невыгодно (не в его интересах). Справедливый человек, прини­мая справедливое решение, думает не о себе (о своей пользе и интересах), а лишь о том, чтобы было честно и правильно. Он поступает по со­вести, как подсказывает ему сердце.

    Несправедливый человек часто не умеет посту­пать (думать, относиться, принимать решение) честно и правильно. Когда ему чего-то хочется (также обида, привязанность, защита своего), он быстро забывает о честности и справедливос­ти, начинает хитрить и делает то, что хочется ему самому (учитывает и руководствуется свои­ми личными интересами и мнениями).

    Сердце подскажет
    Дала мама Саше и Жене одну шоко­ладку на двоих. Разломал ее Саша, да только вот получилось не поровну: одна часть больше другой. Ту, что поменьше, он предложил своему братику, а ту, что побольше, уже собирался в рот поско­рее запихнуть. Заметила это мама и стро­го сказала Саше, что он очень некрасиво поступает.

    – Я же поделился и дал Жене его по­ловину.

    – Ты поделился, но поделился нечес­тно, несправедливо.

    – Я же не виноват, что шоколадка по­ровну не сломалась.

    – Ты о себе думал, о своем удоволь­ствии, вот и поступил несправедливо.

    – А как же тогда справедливо посту­пить, если кусочки шоколадки неровные?

    – А ты сам подумай и спроси у серд­ца своего, как правильно поступить, – от­ветила мама, – оно всегда подскажет че­стное и справедливое решение...

    [? ] – Как поступить в данной ситуации справедли­во? Что подсказывает вам ваше сердце? (Взять обе ча­сти в руки спрятать за спиной и предложить выбрать другому или отломать от большей части еще малень­кий кусочек и отдать его).

    – Почему Саша поступил несправедливо? (Думал о себе и хотел получить большее удовольствие).

    – Если бы вместо шоколадки надо было делить не­вкусную котлету, какую бы часть Саша отдал Жене?

     Развитое чувство справедливости – умение прислушаться к совести-голосу сердца...

     Справедливость (весьма редкое качество) – способность подняться над собой и своими интересами...

     Предвзятость и пристрастие, спутники эгоизма, творящие несправедливость. Эгоизм мешает взглянуть правде в глаза...

     Чувство справедливости помогает в жизни поступать правильно и красиво, мирит людей...

    Ужасная несправедливость
    Аня была в гостях у Даши. Девочки долго играли в дочки-матери, а когда Аня ушла, то Даша обнаружила, что у нее про­пало два платьица ее любимой куклы. Всю квартиру Даша осмотрела, а наря­дов так и не нашла.

    – Это уж точно Аня в карман себе по­ложила и унесла, – заподозрила она. – Ну, я ей покажу.

    Она выбежала во двор и, подойдя к Ане, громко сказала:

    – Ты нечестная. Ты тихонько взяла и унесла платья моей куклы. Отдавай не­медленно их назад!

    – Я не брала у тебя ничего. Вот, мо­жешь проверить, – сказала Аня и показа­ла свои карманы.

    – Ты уже успела где-нибудь их спря­тать, – сказала Даша. – Я с тобой боль­ше не дружу. Я всем расскажу, какая ты. С тобой никто играть не будет.

    С того дня про Аню по двору пополз­ли всякие слухи и сплетни. Девочки во дворе прятали от нее своих кукол и не хотели с ней играть.

    Через месяц, убирая квартиру, Дашина мама нашла за диваном два платьица, те самые, которые Даша считала укра­денными. Стыдно стало Даше за свои не­справедливые подозрения и обвинения в воровстве, но извиняться она не стала, побоялась сознаться и сказать всем де­вочкам, что ошиблась. Вот и получалось, что платья давно уже найдены, а с Аней по-прежнему никто не играл. Сначала Даша трусливо молчала, видя несправед­ливое отношение к Ане, а потом не вы­держала. Она вынесла из дому свою любимую куклу со всеми нарядами и, про­тянув ее Ане, сказала:

    – На, возьми, она твоя. Прости, я была неправа и несправедлива к тебе.

    [? ] – Почему Даша поспешила несправедливо об­винить Аню в воровстве? (Хотела поскорее вернуть одежду для куклы любыми способами).

    – Почему Даша решила не извиняться и не захоте­ла исправлять допущенную несправедливость по от­ношению к Ане? (Думала лишь о себе, боялась и не знала, что будет с ней, когда справедливость востор­жествует).

    – Справедливо обошлись дети во дворе с Аней? (Жестоко обижать и обвинять на основании слухов и сплетен, на основании бездоказательного личного мнения недопустимо).

    – Почему Даша не выдержала и подарила куклу Ане? (В ней заговорила совесть, она почувствовала не­справедливое отношение к Ане и угрызения совести).

    Справедливый Ветерок
    Над лугами и морями, над высокими горами летал-завывал Бродяга-Ветер, и был у него послушный Сынок-Ветерок, ко­торый иногда любил помогать своему отцу нагонять тучи, подметать снег, рас­тить на море волны. Много было забот и работы у Бродяги-Ветра, и потому иног­да Сынок-Ветерок оставался сам по себе. Любимым его занятием была игра с лес­ными зверями и птицами. В один ненаст­ный день, когда отец улетел на работу в далекие страны, Сынок-Ветерок решил поиграть в своем любимом лесу со зве­рятами и полетел над деревьями, внима­тельно выискивая своих пушистых и пер­натых приятелей.

    Вскоре он увидел своего серого хво­статого знакомого Волчишку-Шалунишку. Волчонок был занят тем, что хотел дог­нать Бабочку и съесть её. Бабочка толь­ко недавно родилась и еще не умела хо­рошо и высоко летать.

    Подлетел быстро Ветерок к Волчонку и Бабочке. Сначала он подул сильно в глаза Волчонка, чтобы они закрылись, а по­том подул в крылья Бабочки, и та смогла быстро взлететь вверх и сесть на высо­кое дерево. А Ветерок начал шептать в ухо Волчонка.

    – Несправедливо и неправильно ты поступаешь, Волчонок, ведь волки не едят бабочек, а убивать просто так, ради игры и забавы, никого нельзя. Разве ты голод­ный и мама тебя не кормит дома мясом?

    Опустил глаза Волчонок, нечего ему сказать в ответ Ветерку. Стыдно ему ста­ло, что он такой большой и зубастый хо­тел ради игры убить маленькую Бабочку. Подумал он и решил отныне поступать честно, правильно и по справедливости. Улыбнулся Ветерок, потрепал лохматую спинку Волчонка и полетел дальше.

    Увидел вскоре Ветерок на краю лес­ной поляны около куста малины трех ма­леньких медвежат: двух черных и одного бурого. Двое черных лакомились спелы­ми и сладкими ягодами малины, а тре­тьего все время прогоняли от куста. Воз­мутился Ветерок такой несправедливос­тью и налетел на куст малины. Стал куст сильно раскачиваться от ветра, ветки так и машут во все стороны. Никак черным медвежатам не удается схватить ягоды зубами.

    Ветерок, раскачав ветви куста, спра­шивает медвежат:

    – Почему вы, косолапые жадинки, бу­рого Медвежонка прогоняете, вкусных ягод ему поесть не даете?

    – Он не наш братик, – ответили чер­ные медвежата, – у нас мама черная, а его бурая.

    Рассердился Ветерок и говорит:

    – Разве это справедливо обижать дру­гого и прогонять его только из–за того, что он не такого цвета, как вы, и мама у него другая? Ведь вы же поступаете неправильно и очень даже не по-честному. Стыдно стало медвежатам и позвали они рыжего Медвежонка, чтобы теперь уже вместе лакомиться ягодами. А Вете­рок улыбнулся и подул на самые высокие ветки, где было много ягод. Ветки с яго­дами наклонились к земле, и медвежата вдоволь наелись малины и стали вместе кувыркаться на зеленой траве.

    – Шли мы вместе по тропинке и од­новременно увидели соль, рассыпанную человеком, и решили выяснить, чья она.

    А вы пробовали ее поделить поровну между собой? – спросил Ветерок.

    – Да, пробовали, но соль не делится пополам, она ведь рассыпана по земле, как песок, – ответили оленята. – Вот мы и деремся за то, кто ее первый лизать начнет.

    – Давайте поступим справедливо, по-честному, – сказал им Ветерок. – Я по­считаю считалку, и на ком она остановит­ся, тот и начнет первым лизать соль и обязательно потом оставит половинку другому. Подумали оленята и решили по­ступить так, как Ветерок им посоветовал. Ветерок посчитал считалку, и оленята мирно по очереди съели рассыпанную соль. А Ветерок полетел искать своего отца, потому что было уже поздно и солн­це уже начало прятаться за лесом.

    [? ] – Из-за чего зверям было стыдно и они, стано­вясь лучше, мирились? (Благодаря чувству справед­ливости, которое пробуждал в них Ветерок).

    – Что красивее: поступать честно и справедливо или лучше думать о своей выгоде и интересах, забы­вая о справедливости?

    – Когда человек не умеет и не хочет поступать спра­ведливо? (Когда он думает и заботится только о соб­ственных интересах).