Какими частями речи может быть выражено дополнение. Дополнение

§1.Общие понятия

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они распространяют главные и другие второстепенные члены, содержат компоненты смысла, нужные для более детальной передачи информации. Сравним:

Мальчик ест.

(информация представлена без детализации)

Маленький мальчик медленно ест суп.

(информация представлено более детально благодаря второстепенным членам)

Второстепенные члены:

  • дополнение,
  • определение,
  • обстоятельство.

§2. Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого (или других членов предложения) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:

Я люблю (что?) мороженое.

(дополнение: мороженое)

Как выражается дополнение

1. Именем существительным в косвенных падежах без предлога или с предлогами:

Мы встретились с Анной на площади. Я подарил ей цветы.

2. Кроме собственно существительных распространено выражение дополнения словами в функции существительного: прилагательными и причастиями, образованными переходом в другую часть речи, например: больной, влюблённый, участвующие, встречающие и т.п.:

Старик смотрел на молодых с улыбкой.

3. Именем числительным:

Десять делится на два.

4. Как существительные, так и слова в функции существительных могут заменяться соответствующими местоимениями:

Старик смотрел на них с улыбкой.

5. Глаголом:

Доктор посоветовал ему много гулять.

6. В качестве дополнения могут выступать синтаксически неделимые словосочетания или устойчивые лексические сочетания (=фразеологизмы):

Мы прочитали несколько книг.

(несколько книг - синтаксически неделимое словосочетание, нельзя сказать: Мы прочитали книг . Или: Мы прочитали несколько )

Мы пуд соли вместе съели.

(пуд соли - фразеологизм)

Следует различать прямое и косвенное дополнение.

Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:

Я мою руки.

Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

  • обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного: выпить воды, поесть супа ;
  • при переходном глаголе есть отрицание не : не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания .

Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение

Определение - это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение - это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами - согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой )

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами - существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть и несогласованным . Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

  • управлением
  • примыканием

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы - мамина книга
(мамина книга - это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы - несогласованное, тип связи - управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.: подарок подороже - подарок дорогой
(подарок подороже - несогласованное определение, тип связи - примыкание, а подарок дорогой

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей - пятиэтажный центр
(центр в пять этажей - несогласованное определение, тип связи - управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи - согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи - управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса - существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски - наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать - глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня.

(её - притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру - малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах

§4. Обстоятельство

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

  1. Образа действия - как? каким образом?: Дети громко смеялись.
  2. Меры и степени - как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.
  3. Места - где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.
  4. Времени - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.
  5. Условия - при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.
  6. Причины - почему? отчего?: Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.
  7. Цели - зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.
  8. Уступки - несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

Обстоятельства выражаются

1) наречиями: быстро, громко, весело ;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю ;
3) местоимениями: в нём, над ним, под ним ;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Входят ли второстепенные члены предложения в грамматическую основу предложения?

  2. Верно ли, что второстепенные члены предложения распространяют главные и другие второстепенные члены?

  3. Какие второстепенные члены предложения есть в русском языке?

    • сказуемое и обстоятельство
    • обстоятельство, определение и подлежащее
    • дополнение, определение и обстоятельство
  4. Может ли дополнение быть выражено числительным?

  5. Верно ли, что косвенное дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога?

  6. Как называется определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словом - согласование?

    • согласованное определение
    • несогласованное определение
  7. Каким является определение в предложении: Это куртка папы.?

    • согласованное определение
    • несогласованное определение
  8. Какой вид синтаксической связи в словосочетании подарок подороже в предложении: Хочу купить подарок подороже. ?

    • согласование
    • управление
    • примыкание

Дополнение - это такой второстепенный член предложения , который обозначает предмет. Это может быть объект-адресат действия (читаю д ру гу ); объект, на который направлено действие (читаю к ни гу ); объект-средство действия (читаю тихим г ол ос ом ); объект сравнения (красивее м ен я ) и другое.

Дополнение в русском языке отвечает на вопросы косвенных падежей:

- родительный падеж (кого? чего?): нет д ен ег ; покупка о де жд ы; цель ж из ни ;

- дательный падеж (кому? чему?): поет р еб ен ку ; пишу д ру гу ;

- винительный падеж (кого? что?): читаю к ни гу ; вижу м ор е;

- творительный падеж (кем? чем?): болен п ро ст уд ой ; интересуюсь э зо те ри ко й;

- предложный падеж (о ком? о чем?): мечтает о с ча ст ье ; думаю о м ам е.

По морфологическому признаку разделяют два вида дополнений :

- прямое дополнение - это дополнение, которое имеет беспредложную форму винительного падежа: звала (кого?) м ам у; прочитал (что?) к ни гу .

- косвенное дополнение - это дополнение, которое имеет форму всех остальных падежей, в том числе, и образованную при помощи предлогов: думать (о ком?) о н ем ; позвонить (кому?) б аб уш ке .

Связи дополнения в предложении.

Дополнение в предложении может относиться:

1) К глаголу-сказуемому: читаю к ни гу ;

2) К главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным : симптомы б ол ез ни ; радость о т вс тр еч и;

3) К главному или второстепенному члену, который выражен наречием : коротко о г ла вн ом ; неожиданно д ля м ен я;

4) К главному или второстепенному члену предложения , выраженному причастием или прилагательным: строгий к д ет ям ; заботящийся о р од ит ел ях .

Чем может быть выражено дополнение?

Дополнение в предложении может быть выражено следующими частями речи:

1. Именем существительным:

Читаю к ни гу . Пишу п ис ьм о. Пою п ес ню .

Заметить ч то -т о. Позвони м не .

5. Инфинитивом (неопределенной формой глагола):

Попросила у ех ат ь. Дал з аб ыт ь.

6. Словосочетанием или фразеологизмом:

Посадила а ню ти ны г ла зк и. Съел п ар у ло же к. Думала о к аж до м из д ет ей .

(attribute ), (adverbial modifier ). О первом из второстепенных членов предложения – о дополнении – мы и поговорим в этой статье. Чтобы не было трудностей в понимании информации, представленной ниже, я бы посоветовала перед изучением дополнения в английском языке повторить, какие глаголы называются переходными в английском, а какие непереходными.

Я лишь напомню, что глаголы могут иметь при себе прямое дополнение как в английском, так и в русском языках. Другими словами, они могут выражать действие, которое непосредственно переходит на какое-нибудь лицо или предмет. Вот такие глаголы, обладающие прямым дополнением, будут называться переходными (transitive verbs ). А глаголы, у которых прямого дополнения быть не может, называются непереходными (intransitive verbs ). Примеры:

I received an invitation two days ago. – Я получила приглашение два дня назад. (to receive – глагол переходный, так как он может иметь при себе прямое дополнение – to receive something. В данном случае этим дополнением является слово «invitation»)

I arrived two days ago. – Я приехала два дня назад. (to arrive – глагол непереходный, так как он не имеет прямого дополнения)

Что представляет собой дополнение в английском языке? Это член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы, которые в русском языке соответствуют вопросам косвенных (остальных пяти падежей, кроме именительного: родительного, дательного, винительного, творительного, предложного). Это вопросы: whom ? – кого?; what ? – что?; to whom ? – кому?; by whom ? – кем?; about what ? – о чем?. Какими бывают дополнения в английском языке?

Классификация дополнений такова: дополнение бывает прямым (direct object ) и косвенным (indirect object ). А косвенное в свою очередь имеет два варианта – косвенное беспредложное дополнение (indirect object ) и косвенное предложное дополнение (prepositional object ). Удобнее рассматривать каждые дополнения отдельно, поэтому начнем с самого первого – прямого дополнения.

Прямое дополнение в английском языке

Прямое дополнение представляет предмет или лицо, на которое переходит действие. А действие в данном случае будет выражено переходным глаголом в личной или неличной форме. Ставим мы прямое дополнение в английском языке после глагола. Прямое дополнение соответствует в русском языке дополнению в винительном падеже без предлога, потому что оно отвечает на вопросы whom ? и what ?. Например:

I received a new passport two days ago. – Я получила новый паспорт два дня назад.

Но прямое дополнение также может соответствовать в русском языке и дополнению в родительном падеже (особенно если действие касается только части предмета, а не всего предмета). Например:

My father gave me some wine . – Отец дал мне вина.

Какими частями речи может быть выражено прямое дополнение в английском языке? На первом месте имя .

Buy me an ice-cream , please. - Купи мне мороженое, пожалуйста.

The secretary gave the mail to the boss. – Секретарь передала почту боссу.

На втором месте расположено .

I will never forget you . – Я никогда не забуду тебя.

I didn’t see him yesterday. – Я не видел его вчера.

Прямое дополнение может быть выражено и .

How many tickets did you book? – I booked four . – Сколько билетов ты заказал? Я заказал четыре.

I have watched both movies. I liked the first better than the second . – Я посмотрела два фильма. Первый мне понравился больше, чем второй.

She told them to follow her. – Она сказала им следовать за ней.

I asked them to wait a little. – Я попросила их подождать немного.

I remember learning it. – Я помню, что учила это.

Определений у прямого дополнения может быть не одно, а несколько. Все они образуют группу дополнения:

She doesn’t know my new address . – Она не знает мой новый адрес.

Косвенное беспредложное дополнение

Косвенное беспредложное дополнение в английском языке выражает лицо, к которому обращено действие. Употребляется это дополнение с переходными глаголами и часто сопровождается прямым дополнением. Вопрос, который соответствует косвенному беспредложному дополнению – to whom ? (кому?). В русском языке это косвенное дополнение в дательном падеже без предлога. Следует помнить, что при наличии в предложении прямого и косвенного дополнений, первым будет стоять косвенное, а за ним прямое.

Show me the new computer . – Покажи мне свой новый компьютер. (me - косвенное беспредложное дополнение, the new computer – прямое дополнение)

I’d like to give my friend something special on her birthday. – Я бы хотела подарить подруге на день рождения что-нибудь особенное. (my friend – косвенное беспредложное дополнение, something special – прямое дополнение)

Как мы видим из указанных примеров, косвенное беспредложное дополнение может быть выражено как именем существительным в общем падеже, так и местоимением в объектном падеже.

Лицо, к которому обращено действие, может быть выражено дополнением с предлогом to for ), которое стоит после прямого дополнения. Такое дополнение употребляется вместо косвенного беспредложного дополнения в трех ситуациях:

  1. Когда прямое дополнение выражено местоимением:

    I’ll give them to your parents . – Я дам их твоим родителям. (them – прямое дополнение, to your parents – косвенное предложное дополнение)

  2. Если косвенное дополнение имеет в своем составе длинную группу слов, а прямое дополнение выражено одним словом (или небольшой группой слов):

    She has sent a letter to her friend working abroad . – Она послала письмо другу, работающему заграницей (a letter – прямое дополнение, to her friend working abroad – косвенное предложное дополнение)

  3. После некоторых глаголов, например to announce – объявлять, to translate – переводить, to repeat – повторять, to declare – объявлять, to explain – объяснять, to introduce – представлять (знакомить), to write – писать, to propose – предлагать, to prove – доказывать, to describe – описывать и др. После таких глаголов всегда используется только косвенное предложное дополнение.

    Why didn’t you introduce me to your boyfriend ? – Почему ты не представила меня своему молодому человеку? (me – прямое дополнение, to your boyfriend – косвенное предложное дополнение)

    They arranged a conference for the mayor . – Они организовали конференцию для мэра города. (conference – прямое дополнение, for the mayor – косвенное предложное)

Косвенное предложное дополнение

Косвенное предложное дополнение в английском языке отличается от беспредложного тем, что, соответственно, употребляется с предлогом после многих глаголов и прилагательных, а также отвечает на разные вопросы, среди которых about whom ? (о ком?), about what ? (о чем?), with whom ? (с кем?), for whom ? (для кого?) и др.

Выражаться косвенное предложное дополнение в английском языке может:

  • существительным с предлогом:

    The secretary reminded everybody about the meeting . – Секретарь напомнила всем о собрании. (everybody – косвенное беспредложное дополнение, about the meeting – косвенное предложное дополнение)

    Nobody objects to this schedule . – Никто не против (не возражает) этого расписания. (to this schedule – косвенное предложное дополнение)

  • местоимением:

    Remember, you can always rely on her . – Помни, ты можешь положиться на нее. (on her – косвенное предложное дополнение)

    Austin shook hands with us . – Остин поздоровался с нами. (with us – косвенное предложное дополнение)

  • Герундием с предлогом:

Обратите внимание, что при наличии в предложении косвенного предложного и прямого дополнений первым будет стоять прямое дополнение в английском языке.

I celebrated my birthday with friends . – Я отпраздновала день рождения с друзьями. (my birthday – прямое дополнение, with friends – косвенное предложное дополнение)

Формальное дополнение it

И, напоследок, несколько слов о формальном дополнении it . В английском языке есть несколько переходных глаголов (например, to think , to find , to consider и др.), после которых часто используется местоимение it . Оно и будет называться формальным дополнением, так как оно стоит перед последующим дополнением, которое выражается придаточным предложением или инфинитивным оборотом. Переводить его на русский язык не нужно. Например:

I find it strange that you have so much free time. – Я нахожу странным, что у тебя так много свободного времени.

I think it necessary to have your own car. – Я считаю необходимым иметь свою собственную машину.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

дополнения обычно относятся к членам предложения, выраженным глаголами или безлично-предикативными словами, т.е. сказуемым. Члены предложения, выраженные именами существительными, могут иметь при себе дополнения, как правило, в том случае, если имена существительные образованы от глагола (распространять - распространение; преобразовать - преобразование ) или соотносятся с ними по значению (любовь - любить, ненависть - ненавидеть ). Ср.: распространять журналы - распространение журналов; преобразовать природу - преобразование природы; любовь к другу - любить друга; ненависть к врагам - ненавидеть врагов.

Дополнения со значением объекта, по отношению к которому проявляется тот или иной признак (значение менее употребительное), могут относиться к членам предложения, выраженным прилагательными или наречиями; прилагательное обычно выступает в роли сказуемого или соотносится с ним по функции (например: Мы горды своими достижениями; Звук приятный для слуха; Звук, который приятен для слуха ); наречие - в роли обстоятельства, относящегося к сказуемому (например: делать незаметно для других ).

Таким образом, входя в словосочетания, выражающие объектные отношения, дополнения относятся к тем членам предложения, которые так или иначе связаны с глаголами: они могут быть выражены глаголами или другими частями речи, соотносительными с глаголами по образованию или значению, и, наконец, могут относиться к членам предложения, обычным способом выражения которых является глагол.

    Дополнения при членах предложения, выраженных глаголами и безлично-предикативными словами

    При членах предложения, выраженных глаголами и безлично-предикативными словами, различаются дополнения прямые и косвенные.

    Прямое дополнение - это дополнение в форме винительного падежа без предлога, относящееся к члену предложения, выраженному переходным глаголом. Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие. Например: Я очень хорошо помню тот день , когда Ахматова вышла из своей маленькой комнаты (Ард).

    Сказуемые, выраженные переходными глаголами с отрицанием, могут иметь при себе прямое дополнение в форме родительного падежа без предлога. Например: Но не вернуть ей дней былых (Н.).

    В форме родительного падежа без предлога может быть дополнение, обозначающее неодушевленный предмет, при безлично-предикативных словах жалко, жаль; жалко времени, жалко жизни (ср. жалко брата, жалко женщину ); И чего-то нам светлого жаль (Бл.).

    В зависимости от конкретного значения глагола, которым выражен член предложения, поясняемый дополнением, прямое дополнение может иметь различные оттенки значения. Оно может обозначать объект, являющийся результатом действия: Задумаю - реки большие надолго упрячу под лед, построю дворцы ледяные, каких не построит народ (Н.); объект, подвергающийся действию: Думнов щуку убил и еле-еле донес (Пришв.); объект чувства, восприятия: Люблю я пышное природы увяданье , в багрец и золото одетые леса (П.); Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа (П.); объект знания, освоения: Он знал классические и многие современные языки , античную и новую философию, литературу, искусство (Ард.).

    Дополнение может обозначать пространство, преодолеваемое при помощи действия: Я земной шар чуть не весь обошел, - и жизнь хороша, и жить хорошо (М.), а также называть объект мысли, желания: Теперь и я вспомнила вас (Ч.).

    Косвенное дополнение - это дополнение, выраженное формами винительного падежа с предлогами, а также формами других косвенных падежей без предлогов и с предлогами. Например: Женщина вскочила и стала всматриваться в даль с видом беспокойства (Л.); Я взбежал по маленькой лестнице , которая вела в светлицу (П.), Я нажимаю на кнопку звонка (Ард.); В конце концов хлопоты его увенчались успехом (Ард.).

    Дополнения, выраженные формами косвенных падежей без предлогов, входя в словосочетания, передающие объектные отношения, могут обозначать объект, подвергающийся действию: Набрав грибов , мы отправились домой ; объект удаления, лишения: Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных и не тужит ни о забытой старине, ни о почиющей родне (П.); объект прикосновения, достижения; Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо или коснется горячо ее руки (П.); объект, на который направлено, обращено действие: Разве молнии велишь: не литься?! (М.); Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам , и карточным гаданьям , и предсказаниям луны (П.); орудие или средство действия: Что написано пером , того не вырубишь топором (посл.); Они были отброшены давлением в десять раз превосходившего противника (А.Н. Т.). Дополнения могут обозначать субъект действия или состояния: Конечно, мне должно быть совестно (Т.); Убитый мною медведь был из крупных (Арс.).

    Дополнения, выраженные формами косвенных падежей с предлогами, входя в словосочетания, передающие объектные отношения, могут иметь различные оттенки значений. Они могут обозначать материал, из которого что-либо изготовлено: Казалось, что собор выстроен не из камня , а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс (Пауст.); объект, по отношению к которому совершается, направляется или распространяется действие: Плывут над заливом балтийские тучи, и плещутся волны в холодный гранит (Сим.); объект, по отношению к которому проявляется состояние: Мать беспокоилась о сыне ; объект мысли, высказывания, чувства: Она стала говорить о достоинствах своего учреждения (Ард.); объект, ради которого совершается действие: Ей хотелось самой вскопать и удобрить землю под огород ; могут иметь значение удаления: На электростанции он был оторван от железной дороги (Н. Остр.); могут обозначать лицо, совместно с которым совершается действие: После приговора матросы окружили Шмидта, прощались с ним (Пауст.).

    Дополнения, выраженные инфинитивом, обозначают действие как объект, на который направлено другое действие. В роли дополнения может выступать субъектный и объектный инфинитив.

    Инфинитив называется субъектным , если субъект обозначенного им действия совпадает с субъектом действия, которое обозначено поясняемым глаголом. В предложении Они условились встретиться завтра субъект действия, обозначенного инфинитивом встретиться , и действия, обозначенного формой прошедшего времени условились , один и тот же.

    Инфинитив называется объектным , если субъект действия, обозначенного инфинитивом, не совпадает с субъектом действия, обозначенного поясняемым словом. В предложении Я прошу вас прочесть статью субъекты действий, обозначенных глаголами прошу и прочесть , не совпадают (ср.: Я прошу, чтобы вы прочли статью ).

    Дополнения при членах предложения, выраженных именами прилагательными

    Дополнения при членах предложения, выраженных именами прилагательными, обозначают объект, по отношению к которому обнаруживается или проявляется тот или иной признак. Дополнение, например, может обозначать объект, конкретизирующий внутреннее содержание признака: Довольный праздничным обедом , сосед сопит перед соседом (П.); объект, ограничивающий сферу проявления признака: Он [Морозка] с неведомой ему - грустной, усталой, почти старческой - злобой думал о том, что ему уже двадцать семь лет, и ни одной минуты из прожитого нельзя вернуть, чтобы прожить ее по-иному, а впереди тоже не видно ничего хорошего, и он, может быть, очень скоро погибнет от пули, не нужный никому (Фад.); Есть вещи, совершенно ненужные и невозможные для роботов , например юмор (Гран.); объект сравнения: Цветы последние милей роскошных первенцев полей (П.).

    Дополнения при членах предложения, выраженных наречиями

    Дополнения при членах предложения, выраженных наречиями, обозначают объект, по отношению к которому проявляется признак, выраженный наречием, например: Он поступил обидно для окружающих ; или объект сравнения, уподобления: Валентина поняла Андрея лучше его самого (Г. Ник.).

    Дополнения при членах предложения, выраженных именами существительными

    Дополнения при членах предложения, выраженных именами существительными, обозначают в основном объект действия.

    Значение объекта действия наиболее четко выступает в дополнениях при отглагольных именах существительных. Например: Он доказал, что затопление катакомб не дает результата (Пауст.); Одному из членов организации было поручено распространение листовок . Ср.: затоплять катакомбы, распространять листовки.

    Реже встречаются дополнения со значением объекта действия при других именах существительных. Такими являются существительные со значением действия и состояния: Жажда славы сильно волновала эту молодую и пылкую душу (Бел.); Каждое утро мы ходили на подъем миноносца (Пауст.) (ср.: жаждать славы, поднять миноносец ), а также существительные со значением производителя действия: Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться покровителем людских нравов (Л.).

    Менее употребительны дополнения при именах существительных, не связанных с глаголами ни по происхождению, ни по семантике.

    Такие дополнения передают отношение предмета к производителю, руководителю, владельцу и т.д. (в таком случае поясняемое имя существительное имеет значение лица): Курортные бледнеют, обзывают меня извергом, хотят уже бежать до капитана порта и требовать помощи Мухину (Пауст.); или содержание отвлеченного понятия, каким является поясняемое слово: ...Заря поэтического бессмертия казалась ей лучшею целью бытия (Бел.).

    Дополнения, относящиеся к членам предложения, выраженным именами существительными, могут приобретать определительный оттенок значения, т.е. совмещать функцию дополнения с функцией определения. Такая функциональная осложненность наблюдается при поясняемых словах - существительных со значением высказывания, мыслительной деятельности или с другими близкими к этим значениями. Пояснительное слово в таком случае обозначает предмет или содержание мысли, речи: Челкаш начал наводить Гаврилу на мысль о деревне (М. Г.); Его охватывала волна воспоминаний о своей деревеньке (М. Г.); В их львином реве гремела песня о гордой птице (М. Г.); Оба они занимали друг друга расспросами о личных переживаниях ... (Фед.).

    Объектное значение осложняется определительным и в некоторых других случаях, при поясняемом слове - существительном отвлеченного значения: И уверенность в победе слышат птицы в этом крике (М. Г.); Нету больше страха перед судьбой (М. Г.).

    При совмещении объектной и определительной функции есть основание говорить об определительных дополнениях .

    Наряду с совмещением двух функций в одном второстепенном члене предложения, относящемся к имени существительному, наблюдаются и случаи переходного характера (от дополнения к определению, но с преобладанием объектного значения). Такие случаи допускают двоякое толкование. Например: Когда он поравнялся с одной из групп босяков-грузчиков, расположившихся в тени под грудой корзин с углем Он отметил на карте фишками кратчайший путь (Горб.); Я нарвал большой букет этих цветов (Пауст.).

    Страдательным называется оборот, в котором подлежащее обозначает лицо или предмет, который подвергается действию, а дополнение - действующее лицо или предмет. Например: И яблоня на диком минном поле не будет этим днем обойдена (Прок.); Тихонов был быстро подхвачен солдатами и отнесен в полковой лазарет . Ср.: Солдаты быстро подхватили Тихонова и понесли в полковой лазарет (Пауст.).

    При замене действительного оборота страдательным и страдательного действительным меняется форма сказуемого, кроме того, происходит семантическое перемещение: объект облекается в форму подлежащего, а субъект - в форму дополнения. Например: Туман окутал город. - Туманом окутан город; Волна прибила лодку к берегу. - Лодка прибита к берегу волной.

Дополнение обозначает предмет (объект), на который направлено действие.

Между дополнением и дополняемым словом возможно наличие отношения субъекта к действию.

Если определение обладает способностью распространять члены предложения, выраженные именами существительными, то дополнение чаще всего зависит от сказуемого и распространяет именно его.

Все предложения для примеров мы нашли в рассказах Евгения Ивановича Носова «Зимородок», «Живое пламя», «Забытая страничка», «Хитрюга».

В качестве дополнения используются существительные и разные разряды местоимений с предлогами и без них. Напомним вопросы косвенных падежей, на которые отвечает дополнение:

КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?

У каждого рыболова (У КОГО?) есть (ЧТО?) на реке любимый уголок . Здесь он строит (КОМУ?) себе (ЧТО?) привад у. Забивает (ЧТО?) в дно реки у берега полукругом колья , оплетает (ЧТО?) их (ЧЕМ?) лозой , а (ЧТО?) пустоту внутри засыпает (ЧЕМ?) землёй . Получается что-то вроде маленького (ЧЕГО?) полуострова . Особенно когда рыбак обложит (ЧТО?) приваду зелёным (ЧЕМ?) дёрном , а забитые колья пустят (ЧТО?) молодые побеги .

Приведём примеры дополнений, выраженных личными, возвратными, указательными, относительно-вопросительными, определительными, неопределёнными, отрицательными местоимениями: давал мне, строит себе, вижу это, в чём дело, всем хотелось, нашёл что-то, ничем не испугать .

К тому же дополнением могут быть и другие части речи, если они приобретают значение существительного. Например, прилагательные, причастие, числительное, наречие, междометие: живому рад, об удачном расскажем, разделите сорок на два, не мечтайте о завтра, донеслось «ау» .

Редко в роли дополнения выступают инфинитивы, неделимые словосочетания и фразеологизмы. Например: не догадался расспросить, жил дед с бабушкой, принести два ведра, решил больной вопрос.

Выделяют два вида дополнений – прямое и косвенное. Прямое дополнение выражается существительным в Винительном падеже без предлога, существительным в Родительном падеже с отрицанием, а также существительным со значением части предмета в Родительном падеже. Прямые дополнения распространяют переходные глаголы и слова категории состояния.

Примеры прямых дополнений:

Он вскинул на плечи (ЧТО?) рюкзак , поправил сбитую лямкой (ЧТО?) кепку...

Иногда разыгравшаяся мальва задевала (ЧТО?) поплавки , они вздрагивали, заставляли (КОГО?) меня насторожиться.

Я затаился и стал разглядывать (КОГО?) незнакомку .

Я попросил у тети Оли небольшой грибной (ЧТО?) кузовок , перекинул через плечо (ЧТО?) двустволку и зашагал в лес.

Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную (ЧТО?) тень .

А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё (ЧТО?) несколько разных цветков и связал из них маленький (ЧТО?) букетик .

Косвенные дополнения употребляются с предлогами в Винительном и Родительном падежах, а также в Творительном и Предложном падежах.

Примеры косвенных дополнений:

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой (ЧЕМ?) лейкой .

От свежевымытого (ЧЕГО?) пола тянуло (ЧЕМ?) прохладой .

Я вышел посмотреть на (ЧТО?) цветы .

Дожди сменились (ЧЕМ?) ветрами .

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к (КОМУ?) товарищу .

Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую (ЧЕМ?) лямкой кепку...

Я попросил у (КОГО?) тёти Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.

Нередко ученики путают дополнения с несогласованными определениями и обстоятельствами. Нужно помнить, что существительное в роли несогласованного определения можно заменить прилагательным.

Например:

Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки (ЧЬИ?) беглеца .

Поплавки недвижно белели среди темно-зелёных лопухов (КАКИХ?) кувшинок .

После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик (ЧЕЙ?) тёти Оли .

Не забудем, что к обстоятельству, в отличие от дополнения, можно задать два вопроса: один из них падежный, а другой – смысловой.

Например:

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗА ЧЕМ?) окунями .

Я открыл глаза и ахнул (ПОЧЕМУ? ОТ ЧЕГО?) от изумления .

Я наклонился поближе и окончательно убедился, что волшебный музыкант спрятался в (ГДЕ? В ЧЁМ?) раковине .

Литература

1. Ильченко О.С. Урок на тему «Дополнение» в VIII классе /Русский язык в школе. - 2003. - №4.

2. Носов Е.И. Кукла: сборник рассказов. - М., ООО «Издательство «Эксмо», 2015.