Типы взаимодействия генов. Взаимодействие неаллельных генов Какие гены проявляют свое действие в первом

1. Что характерно для родословной при Х-сцепленном доминантном типе наследования?

  • болеют только женщины
  • поражаются и мужчины, и женщины, но больных женщин в 2 раза больше, чем мужчин.

2. Что характерно для родословной при аутосомно-рецессивном типе наследования?

  • болеют преимущественно мужчины
  • признак встречается через поколение
  • болеют только женщины

3. Что характерно для родословной при У-сцепленном типе наследования?

  • признак встречается через поколение
  • встречается только у женщин
  • признак встречается у представителей обоих полов с одинаковой вероятностью
  • признак встречается только у мужчин

4. Что характерно для родословной при аутосомно-доминантном типе наследования?

  • признак встречается через поколение
  • признак встречается в каждом поколении
  • болеют преимущественно мужчины
  • болеют только женщины

5. Какое расщепление в потомстве будет наблюдаться при скрещивании Аа х аа:

  • единообразие потомков

6. Какое расщепление в потомстве будет наблюдаться при скрещивании Аа х Аа:

  • единообразие потомков

7. Соотношение расщепления 1:2:1 по фенотипу и генотипу во втором поколении возможно при

· сцеплении генов

· конъюгации и кроссинговере

· неполном доминировании

· совместном наследовании признаков

8. Сколько типов гамет образует организм с генотипом ААВвССDd?

  • четыре,
  • шесть,
  • восемь

9. Какова вероятность рождения голубоглазого (а) светловолосого (в) ребенка от голубоглазого темноволосого (В) отца и кареглазой (А) светловолосой матери, если родители гетерозиготны по одному из признаков?

  • 12,5%,

10. Парные гены гомологичных хромосом называют

· сцепленными

· рецессивными

· доминантными

· аллельными

11. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

· пар гомологичных хромосом

· аллельных генов

· доминантных генов

· молекул ДНК в ядре клетки

12. Какой закон реализуется в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?

· единообразия

· расщепления

· сцепленного наследования

· независимого наследования

13. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

· аллельные

· рецессивные

· доминантные

· сцепленные

14. При скрещивании доминантных и рецессивных родительских особей первое гибридное поколение единообразно. Чем это объясняется?

· все особи имеют гомозиготный генотип

· все особи имеют одинаковый набор хромосом

· все особи живут в одинаковых условиях

· все особи имеют гетерозиготный генотип

15. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины-альбиноса и гемофилика.

· АаХ H Y или ААХ H Y

· АаХ H Х H или АА Х H Х H

· ааХ h Х h

16. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, дальтонизм - рецессивный ген, сцепленный с полом. Укажите генотип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец которой - дальтоник с голубыми глазами (кареглазость доминирует над голубоглазостью).

  • AAX D X D
  • AaX d X d 4)
  • aaX D X d
  • AaX D X d

17. Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей будет АаВb (признаки наследуются независимо друг от друга)?

  • 1:2:1,
  • 1:1:1:1,
  • 9:3:3:1,

18. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?

  • Аа х АА
  • АА х АА
  • Аа х аа
  • АА х аа

19. Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида - это проявление

  • наследственности
  • борьбы за существование
  • индивидуального развития
  • изменчивости

20. Моногененное наследование, это наследование:

  • гена митохондрий
  • пары аллельных генов
  • генов в одной хромосоме
  • гена в аутосоме

21. Аутосомное наследование характеризуется:

  • наследованием генов в одной хромосоме
  • наследованием гена расположенного в Y-хросоме
  • наследованием аллельных генов Х-хромосом
  • наследованием генов гомологичных хромосом

22. Наследование сцепленное с полом это наследование:

  • генов локализованных в половых хромосомах
  • первичных половых признаков
  • признаков обуславливающих пол организма
  • генов ответственных за формирование пола

23. Гомогаметным полом называется организм:

24. Гетерогаметным полом называю организм:

  • его гаметы несут одинаковые половые хромосомы
  • формирующий одинаковые гаметы по составу аллелей
  • образующий гаметы с разными аллелями
  • его гаметы несут разные половые хромосомы

25. У человека Х- сцеплено наследуется:

  • цвет глаз
  • альбинизм
  • дальтонизм
  • цвет кожных покровов

26. У человека Х- сцеплено наследуется:

  • цвет глаз
  • альбинизм
  • гемофилия
  • цвет кожных покровов

27. Явление гемизиготности в норме наблюдается при:

  • при наличии в генофонде одной аллели гена
  • при наличии в гамете одной аллели гена
  • при наличии в генотипе одной аллели гена
  • при наличии в геноме одной аллели гена

28. Частота кроссинговера зависит от:

  • от расстояния между генами
  • взаимодействия генов
  • от доминантности гена
  • от кодоминантности генов

29. Разные варианты одного гена называются:

  • геномами
  • аллелями
  • кодонами
  • антикодонами

30. По закону «чистоты гамет» в гамету попадает:

  • одна пара генов
  • одна пара гомологичных хромосом
  • один ген из каждой аллельной пары
  • одна пара аллелей

31. Анализирующее скрещивание проводится для:

  • определения генотипа особи с доминантным признаком
  • для определения типа наследования признака
  • для изучения мутационных процессов в популяции
  • для изучения частоты мутаций в гаметах организма

32. При проведении моногибридного анализирующего скрещивания используют организмы:

  • гетерозиготные по многим признакам
  • гетерозиготные по нескольким парам аллелей
  • гомозиготные по всем генам аллелей
  • гомозиготные по одной паре аллелей

33. Полигенное наследование - это наследование:

  • плейотропных генов
  • аллелей отвечающих за один признак
  • более чем двух генов отвечающих за один признак
  • кодоминантных генов

34. Независимое наследование характеризует:

  • первый закон Менделя
  • второй закон Менделя
  • третий закон Менделя
  • закон «чистоты гамет»

35. При независимом наследовании дигетерозиготный организм образует:

  • один тип гамет
  • два типа гамет
  • четыре типа гамет
  • восемь типов гамет

36. При независимом наследовании гомозиготный организм образует:

  • один тип гамет
  • два типа гамет
  • четыре типа гамет
  • восемь типов гамет

37. Сцепленное наследование характеризуется передачей потомкам:

  • всех признаков родителей
  • двух или более признаков
  • всех генов в геноме
  • двух или более генов в одной хромосоме

38. Сцепленное наследование характеризуется наследованием:

  • полимерных генов
  • генов локализованных в одной хромосоме
  • комплементарных генов
  • генов отвечающих за один признак

39. При полном сцепленном наследовании дигетерозиготный организм образует:

  • один тип гамет
  • два типа гамет
  • четыре типа гамет
  • восемь типов гамет

40. При неполном сцепленном наследовании дигетерозиготный организм образует:

  • один тип гамет
  • два типа гамет
  • четыре типа гамет
  • восемь типов гамет

41. Сколько типов гамет и в каком соотношении образует дигетерозиготный организм при неполном сцепленном наследовании:

  • два типа в равном соотношении
  • два типа в разном соотношении

42. Сколько типов гамет и в каком соотношении образует дигетерозиготный организм при полном сцепленном наследовании:

  • два типа в разном соотношении
  • два типа в равном соотношении
  • четыре типа в равном соотношении
  • четыре типа в разном соотношении

43. Морганида – единица измерения расстояния между:

  • аллельными генами
  • генами в разных группах сцепления
  • между взаимодействующими генами
  • генами в одной группе сцепления

44. Группой сцепления называют гены находящиеся:

  • в одном плече хромосомы
  • в одной хромосоме
  • в геноме
  • в генотипе

Тест по теме «Генетика»

A1.У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках –

1) 12 2) 10 3) 8 4) 4+

A2. Парные гены гомологичных хромосом называют

1) аллельными+ 2) сцепленными

3) рецессивными 4) доминантными

A3. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?

1) единообразия 2) расщепления+

3) сцепленного наследования 4) независимого наследования

A4. Какое соотношение признаков по фенотипу наблюдается в потомстве при анализирующем скрещивании, если генотип одного из родителей будет AaBb (признаки наследуются независимо друг от друга)?

1) 1:1 2) 3:1 3) 1:2:1 4) 1:1:1:1 +

A5. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве?

1) мутантными 2) гетерозисными

3) гетерозиготными 4) гомозиготными +

A6. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

1) BbBb × AaAa 2) AaBb × AaBb +

3) AaAA × BbBb 4) AAaa × BBbb

A7. Все листья одного растения имеют одинаковый генотип, но могут различаться по

1) числу хромосом 2) фенотипу +

3) генофонду 4) генетическому коду

A8. При дигибридном скрещивании и независимом наследовании признаков у родителей с генотипами ААBb и aabb в потомстве наблюдается расщепление в соотношении

1) 9:3:3:1 2) 1:1:1:1 3) 3:1 4) 1:1 +

А9. Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют 1) генеалогическим 2) близнецовым 3) гибридологическим 4) цитогенетическим +

А10. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)? 1) один 2) два 3) три 4) четыре

А11. При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью со­ставили 25%. Каковы генотипы родителей? 1) АА х аа; 2) Аа х АА; 3) Аа х Аа; + 4) АА х АА.

А12. Количество групп сцепления генов у организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом+ 2) аллельных генов

3) доминантных генов 4) молекул ДНК в ядре клетки

А13. Чистая линия растений – это потомство

1) гетерозисных форм 2) одной самоопыляющейся особи+

3) межсортового гибрида 3) двух гетерозиготных особей

А14. У собак чёрная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b ). Выберите генотип чёрной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

1) ААBb + 2) Аabb 3) AaBb 4) AABB

А15. Хроматиды – это

1) две субъединицы хромосомы делящейся клетки+

2) участки хромосомы в неделящейся клетке

3) кольцевые молекулы ДНК

4) две цепи одной молекулы ДНК

А16. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений

1) скрещивают особей двух чистых линий

2) скрещивают родителей с их потомками

3) кратно увеличивают набор хромосом +

4) увеличивают число гомозиготных особей

А17. Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?

1) 25% 2) 50% + 3) 75% 4) 100%

А18. Набор хромосом в соматических клетках человека равен

1) 48 2) 46+ 3) 44 4) 23

А19. С помощью какого метода была изучена хромосомная болезнь человека – синдром Дауна?

1) генеалогического 2) близнецового

3) цитогенетического+ 4) биохимического

А20. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия – рецессивным геном, сцепленным с полом. Укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.

1) АаХ H Y или ААХ H Y 2) АаХ H Х H или АА Х H Х H

3) ааХ h Y 4) ааХ h Х h +

А21. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

1) аллельные 2) доминантные + 3) рецессивные 4) сцепленные

А22. При скрещивании доминантных и рецессивных особей первое гибридное
поколение единообразно. Чем это объясняется?

1) все особи имеют одинаковый генотип +

2) все особи имеют одинаковый фенотип

3) все особи имеют сходство с одним из родителей

4) все особи живут в одинаковых условиях

А23. При скрещивании томатов с красными и желтыми плодами получено потомство, у которого половина плодов была красная, а половина желтая. Каковы генотипы родителей?

1) АА х аа 2) Аа х АА 3) АА х АА 4) Аа х аа +

А24. Как называется метод, сущность которого составляет скрещивание родительских форм, различающихся по ряду признаков, анализ их проявления в ряде поколений?

1) гибридологическим + 2) цитогенетическим

3) близнецовым 4) биохимическим

А25. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона

1) сцепленного наследования 2) расщепления +

3) независимого наследования 4) промежуточного наследования

А26. Какую функцию выполняет в клетке хромосома?

1) фотосинтеза 2) биосинтеза белка

3) фагоцитоза 4) носителя наследственной информации +

А27. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка?

1) генеалогического 2) близнецового +

3) цитогенетического 4) гибридологического

А28. Рождение от гибридов первого поколения во втором поколении половины потомства с промежуточным признаком свидетельствует о проявлении

1) сцепленного наследования 2) независимого наследования

3) связанного с полом наследования 4) неполного доминирования+

А29. Причина расщепления особей с доминантными признаками в F 2 , полученных от гибридов первого поколения, состоит в их

1) наследственной неоднородности + 2) широкой норме реакции

3) узкой норме реакции 4) генетическом однообразии

А30.Сущность гибридологического метода заключается в

1) скрещивании организмов и анализе потомства+

2) определении генотипа родителей

3) исследовании генеалогического древа

4) получении модификаций.

А31. Схема ААВВ х ааbb иллюстрирует скрещивание

1) моногибридное 2) полигибридное

3) анализирующее дигибридное+ 4) анализирующее моногибридное

А32. Организм, в генотипе которого содержатся разные аллели одного гена, называют

1) рецессивными 2) доминантными

3) гетерозиготным+ 4) гомозиготным

А33. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

1) гетерозиготными 2) гомозиготными

3) рецессивными+ 4) доминантными

А34. Совокупность генов, которую организм получает от ро­дителей, называют

    генофондом 2) наследственность 3) фенотипом 4) генотипом +

А35. В клетке пара аллельных генов расположена в хромосо­мах

1) негомологичных 2) отцовских 3) материнских 4) гомологичных +

А36. Укажите генотип человека, если по фенотипу он свет­ловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки).

1) ААВВ 2) АаВв 3) aabb + 4) Aabb

А37. Гибридные особи по своей генетической природе разно­родны и образуют гаметы разного сорта, поэтому их называют

    гетерозиготными + 2) гомозиготными3) рецессивными4) доминантными

А38. Особи, образующие один сорт гамет и не дающие рас­щепления признаков в потомстве,

    мутантные 2) гетерозисные 3) гетерозиготные 4) гомозиготные +

А39. Ребенок, как и его родители, имеет 46 хромосом, из ко­торых

    44отцовских и 2 материнских

    45 материнских и одна Y -хромосома отцовская

    23 материнских и 23 отцовских +

    44 материнских и 2 отцовских

А40. Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы

1) 44 аутосомы + XY 2) 23 аутосомы + X

3) 44 аутосомы + XX + 4) 23 аутосомы + Y

А41.Новые сочетания родительских генов в зиготе являются причиной

    цитоплазматической наследственности

    соматических мутаций

    комбинативной изменчивости +

    нарушения последовательности нуклеотидов в ДНК

А42. Какие гаметы образуются у особи с генотипом Ааbb ?
1) Ab , bb 2) Ab , ab + 3) Аа, АА 4) Аа, bb

А43. Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей - это цитологическая основа

    хромосомной теории наследственности

    закона сцепленного наследования

    закона независимого наследования

    гипотезы чистоты гамет

А44. Как обозначаются генотипы особей при дигибридном скрещивании?

1)ВЬВЬ х АаАа2)АаАА х ВЬВЬ

3) АаВЬ х АаВЬ+4) Аааа х ВЬВЬ

А45. В результате какого процесса формируется генотип потомства?

    онтогенеза 2) овогенеза

3) сперматогенеза 4) оплодотворения +

А46. Определите генотип особи желтой фигурной тыквы, если при её самоопылении в F 1 расщепление признаков по фенотипу соот­ветствовало 9:3:3:1

1) ААВВ 2) АаВВ3) АаВЬ + 4) ААВЬ

А47. При самоопылении гетерозиготного высокорослого расте­ния гороха (высокий стебель -А) доля карликовых форм равна

1) 25% + 2)50%3)75% 4) 0%

А48. Какой фенотип можно ожидать у потомства двух мор­ских свинок с белой шерстью (рецессивный признак)?

    100% белые +

    25 % белых особей и 75 % черных

    50 % белых особей и 50 % черных

    75 % белых особей и 25 % черных

А49. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

1)75%2)50%3)25% +4)0%

А50. Определите генотипы родителей, имеющих карие глаза, если в их потомстве три кареглазых и один голубоглазый ребенок (А - карие глаза доминируют над голубыми).

1) аа х АА2) АА х Аа3) АА х АА 4) Аа х Аа +

А51. Если при моногибридном скрещивании во втором поколе­нии гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1, то это следствие

    неполного доминирования + 2) полного доминирования

3) взаимодействия генов 4) сцепленного наследования

А52. Преемственность в строении и жизнедеятельности орга­низмов в ряду поколений обеспечивается

    изменчивостью 2) приспособленностью3) саморегуляцией 4) наследственностью +

А53. Ген дальтонизма - рецессивный, сцепленный с полом. Укажите генотип мужчины с нормальным цветовым зрением.

l )X d X d 2) X D X d 3)X d Y 4) X D Y +

А54. При скрещивании черного кролика (Аа) с черным кроли­ком (Аа) в поколении F 1 получится кроликов

    100% черных 2) 75% черных, 25% белых +

3) 50% черных, 50% белых 4) 25% черных, 75% белых

А55. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желты­ми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак)

1) ААхаа2) Аа х Аа 3) ААхАа 4) Аа х аа +

А56. Какова вероятность рождения высоких детей у гетеро­зиготных родителей с низким ростом (низкорослость доминиру­ет над высоким ростом)?

1) 0% 2) 25% + 3) 50% 4) 75%

А57. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1:2:1, то исходные роди­тельские особи

    гомозиготные.3) дигомозиготные 2) гетерозиготные + 4) дигетерозиготные

А58. При скрещивании гомозиготных растений томатов с красными (А) круглыми (В) плодами и растений с желтыми (а) грушевидными (b ) плодами в F 2 происходит расщепление по фенотипу в соотношении (гены окраски и формы плодов рас­положены в разных парах хромосом)

1) 1: 1 2)3: 1 3) 1: 2: 1 4) 9: 3: 3: 1 +

А59. При скрещивании мух дрозофил с длинными и короткими крыльями получено равное число длиннокрылых и короткокрылых потомков (длинные крылья В доминируют над короткими b ). Каковы генотипы родителей?

l ) bb x Bb + 2)BBxbb 3)BbxBb 4)ВВхВВ

А60. При скрещивании гомозиготных растений гороха с жел­тыми круглыми семенами и с зелеными морщинистыми семенами (А - желтые, В - круглые) в F 2 соотношение особей с разными фе­нотипами, равное 9:3:3:1, свидетельствует о проявлении закона

    доминирования 2) сцепленного наследования

3) расщепления + 4) промежуточного наследования

А61. При скрещивании мух дрозофил с серым телом и нор­мальными крыльями с темным телом и зачаточными крыльями проявляется закон сцепленного наследования, так как гены расположены в

    разных хромосомах и сцеплены 2) одной хромосоме и сцеплены +

3) одной хромосоме и не сцеплены 4) разных хромосомах и не сцеплены

А62. При скрещивании гетерозиготных растений гороха с желтыми гладкими семенами с зелеными (а) морщинистыми (b ) семенами число фенотипов в потомстве будет равно

1) одному2) двум3)трем4) четырем +

А63. При скрещивании гетерозиготных растений томата с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В - доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВb , ааВb , Ааbb , ааbb в соотношении

1)3:12)9:3:3:13)1:1:1:1 + 4)1:2:1

А64. Цвет глаз у человека определяет аутосомный ген, а даль­тонизм - рецессивный, сцепленный с полом ген. Определите гено­тип кареглазой женщины с нормальным цветовым зрением, отец
которой - дальтоник (кареглазостъ доминирует над голубоглазостью).

1) ААХ В Х В 2) AaX b X b 3) AaX B X b + 4) aaX B X b

А65. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (ВВ) и белой (bb ) масти при неполном доминировании?

1) 25%2) 50% + 3) 75%4) 100%

А66. В результате скрещивания растений ночной красавицы с белыми и красными цветками получили потомство с розовыми цветками, так как наблюдается

    множественное действие генов 2) промежуточное наследование +

3) явление полного доминирования 4) сцепленное наследование признаков

А67. Если гены, отвечающие за развитие нескольких призна­ков, расположены в одной хромосоме, то проявляется закон

    расщепления 2) сцепленного наследования +

3) неполного доминирования 4) независимого наследования

А68. При скрещивании кроликов с мохнатой и гладкой шер­стью все крольчата в потомстве имели мохнатую шерсть. Ка­кая закономерность наследования проявилась при этом?

    независимое распределение признаков 2) неполное доминирование

3) единообразие первого поколения + 4) расщепление признаков

А69. При дигибридном скрещивании и независимом наследо­вании признаков у родителей с генотипами ААВb и ааbb в по­томстве наблюдается расщепление в соотношении

1) 9:3:3:12) 1:1:1:13) 3:14) 1:1 +

А70. Определите соотношение фенотипов у гибридов первого поколения при скрещивании двух гетерозиготных растений садовой земляники (Аа -розовая окраска плодов, промежуточное наследование)

    100% розовых плодов

    50% розовых: 50% красных

    25% красных: 25% розовых: 50% белых

    25%) красных: 50% розовых: 25% белых +

А71. Гемофилия у детей чаще проявляется от брака -

    неродственного 2) близкородственного +

3) людей разных национальностей 4) людей разных рас

А72. Женщина со светлыми (а) прямыми (b ) волосами вступи­ла в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы (неполное доминирование). Определите генотип мужчины, если у их ребенка светлые и волнистые волосы.

1)АаВb 2)ааВb 3) ААВВ4) АаВВ +

А73. Альбинизм определяется рецессивным аутосомным геном, а гемофилия - рецессивным сцепленным с полом геном, укажите генотип женщины-альбиноса, гемофилика.

1)АаХ Н У или ААХХ Н У 2) АаХ Н Х Н или ААХ Н Х Н

3) aaH h Y 4) aaX h X h +

А74. Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного бы­ка, имеющего черный цвет шерсти (черный цвет доминирует над красным)?

1)один2) два + 3)три4) четыре

С1. Чем гетерозиготы отличаются от гомозигот?

Образуют разные гаметы, несущие разные гены данной пары.

C2. У человека ген карих глаз (А) доминирует над голубым цветом глаз, а ген цветовой слепоты рецессивен (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.

С3. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами(В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

  1. Аллель (от греч. allelon - другой, иной) - одна из двух и более альтернативных форм гена, имеющая определенную локализацию на хромосоме и уникальную последовательность нуклеотидов. Аллельные гены контролируют развитие альтернативных признаков.
  2. Альтернативные признаки - взаимоисключающие, контрастные признаки, например, растения низкие и высокие; цветки белые и пурпурные; форма семян гладкая и морщинистая и т. д.
  3. Апоптоз (греч. - опадание листьев) - явление программируемой клеточной смерти, сопровождаемой набором характерных цитологических признаков (маркёров апоптоза) и молекулярных процессов. Апоптоз - форма гибели клетки, проявляющаяся в уменьшении ее размера, конденсации и фрагментации хроматина, уплотнении наружной и цитоплазматических мембран без выхода содержимого клетки в окружающую среду.
  4. Биохимические методы - методы генетики, которые помогают обнаружить ряд заболеваний обмена веществ (углеводного, аминокислотного, липидного и др.) при помощи, например, исследования биологических жидкостей (крови, мочи, амниотической жидкости) путем качественного или количественного анализа.
  5. Близнецовый метод - метод генетики, который состоит в изучении развития признаков у близнецов. Он позволяет определять роль генотипа в наследовании сложных признаков, а также оценивать влияние таких факторов, как воспитание, обучение и др.
  6. Возвратное скрещивание - тип скрещивания потомков с исходными родителями.
  7. Второй закон Менделя для полного доминирования признаков - при скрещивании двух гетерозиготных особей, т.е. гибридов, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу 3:1, а по генотипу 1:2:1.
  8. Ген - фрагмент молекулы ДНК, физически никак не отдифференцированный от остальной хромосомы.
  9. Генеалогический метод - метод генетики, который позволяет выяснить родственные связи и проследить наследование нормальных или патологических признаков среди близких и дальних родственников в данной семье на основе составления родословной.
  10. Генетика - наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.
  11. Генетическая карта хромосомы - схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления.
  12. Генная терапия - введение в организм новой генетической информации, корректирующей генетические дефекты.
  13. Генные болезни - это болезни, связанные с мутациями отдельных генов за счет преобразования химической структуры ДНК (изменения последовательности нуклеотидов ДНК, выпадения одних и включения других).
  14. Генотип - совокупность всех генов организма.
  15. Генофонд вида - совокупность аллелей (генов), встречающихся у особей данного вида.
  16. Гены аллельные - это гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом, отвечающие за развитие альтернативных вариантов одного признака и обозначаемые одинаковыми символами, например А и а или А1 и А2.
  17. Гены доминантные - это гены, которые проявляют свое действие и в гомозиготном, и в гетерозиготном состоянии (генотип АА или Аа; фенотип - А - доминантный признак).
  18. Гены комплементарные - это взаимодополняющие гены.
  19. Гены летальные - это гены, работа которых приводит либо к смерти организма, либо к снижению жизнеспособности организма (в этом случае говорят о полулетальном гене).
  20. Гены неаллельные - это гены, расположенные либо в разных локусах одной хромосомы, либо в хромосомах из разных пар. Они обычно отвечают за развитие разных признаков и обозначаются разными символами, например А и В или А1 и А2.
  21. Гены рецессивные - это гены, которые проявляют свое действие только в гомозиготном состоянии (генотип - аа; фенотип - а - рецессивный признак).
  22. Организм гетерозиготный - организм, в котором ген находится в разных состояниях - доминантном и рецессивном (например, А и а).
  23. Организм гомозиготный - организм, который имеет два одинаковых аллеля одного гена А и А или а и а, соответственно гомозиготный доминантный или гомозиготный рецессивный.
  24. Гибридизация - скрещивание двух организмов, различающихся альтернативными признаками. Полученное при гибридизации потомство называют гибридным поколением (F), отдельную особь в этом поколении - гибридом.
  25. Гибридологический метод - скрещивание (гибридизация) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам, и в детальный анализ потомства.
  26. Группы сцепления - это группы генов, расположенные в одной хромосоме, которые наследуются совместно, или сцеплено.
  27. Доминирование неполное - это форма наследования, при которой у гетерозиготных гибридов первого поколения формируется промежуточный (средний) фенотип по сравнению с родительскими организмами. Впервые это наблюдалось у растения ночной красавицы по окраске цветков.
  28. Доминирование полное - это форма наследования, при которой у гибридов наблюдаются такие же фенотипы, как и у родителей. Полное доминирование одного гена над другим наблюдается не всегда.
  29. Закон расщепления при неполном доминировании признаков - при скрещивании двух гетерозиготных особей, анализируемых по одной паре альтернативных признаков, при промежуточном характере наследования в потомстве наблюдается расщепление по фенотипу и генотипу в соотношении 1:2:1.
  30. Изменчивость - способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости организмы могут приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания.
  31. Изменчивость наследственная, или генотипическая - изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
  32. Изменчивость ненаследственная, или фенотипическая, или модификационная - изменения признаков организма, не обусловленные изменением генотипа.
  33. Кариотип - хромосомный набор человека.
  34. Мутации - это стойкие внезапно возникшие изменения структуры наследственного материала на различных уровнях его организации, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.
  35. Наследственность - это неотъемлемое свойство всех живых существ сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида или популяции особенности строения, функционирования и развития.
  36. Норма реакции - степень варьирования признака, или пределы модификационной изменчивости.
  37. Ограниченные полом признаки - это признаки, выражение или проявление которых различно у представителей разных полов, или проявляющиеся только у одного пола.
  38. Онтогенетический метод - метод генетики, который позволяет рассматривать развитие нормальных и патологических признаков в ходе индивидуального развития организма.
  39. Пенетрантность - частота проявления доминантного признака у гетерозигот.
  40. Первый закон Менделя (закон доминирования, или закон единообразия гибридов первого поколения) - при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все потомство в первом поколении единообразно.
  41. Плейотропия - зависимость нескольких признаков от действия одного гена.
  42. Скрещивание анализирующее - это скрещивание для определения генотипа организма.
  43. Скрещивание дигибридное - это скрещивание по двум парам признаков. Оно позволяет установить, как наследование одного признака влияет на характер наследования другого.
  44. Скрещивание моногибридное - это скрещивание организмов, анализируемых по одной паре альтернативных (доминантного и рецессивного) признаков. Например, Мендель скрещивал сорта гороха, имеющие желтую и зеленую окраску горошин.
  45. Скрещивание полигибридное - это скрещивание организмов, анализируемых по трем и более парам альтернативных признаков.
  46. Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) - при скрещивании гибридов I поколения по двум парам признаков во II поколении наследование по каждой паре идет независимо друг от друга. В результате образуются 4 фенотипические группы в соотношении 9:3:3:1, причем появляются группы с новыми сочетаниями признаков.
  47. Фенотип - совокупность всех признаков организма.
  48. Хромосомы - компактные структуры, в которые скручены молекулы ДНК с помощью специальных белков - гистонов. Такая компактизация необходима для того, чтобы все молекулы ДНК могли разместиться в ядре, не запутаться, как нитки, размотанные с катушки, и не разорваться.
  49. Хромосомные болезни - это болезни, связанные и с изменениями в структуре хромосом, и с изменением их количества.
  50. Хромосомы половые - это хромосомы, которые отвечают за наследование пола.
  51. Цитогенетичесий метод - метод генетики, который основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом у здоровых и больных людей.
  52. Чистые линии - это организмы, которые в результате скрещивания в потомстве не дают расщепления по изучаемому признаку.
  53. Экспрессивность - степень проявления доминантного признака у гетерозигот.
  54. Эпистаз - форма взаимодействия, противоположная комплементарности, когда один ген может подавлять действие другого гена.

ГАУ ДПО (ПК)С «Брянский областной центр оценки качества образования»

Демонстрационный вариант теста в 2011-2012 учебном году, предлагаемый для установления соответствия уровня квалификации (первой и высшей)

Биология

г. Брянск


Инструкция по выполнению работы

На выполнение аттестационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 34 задания.

Часть 1 включает 24 задания (А1-А24). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 2 содержит 6 заданий (В1-В6): 2 - с выбором трёх верных ответов из шести, 2 - на соответствие, 2 - на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 3 содержит 4 задания со свободным ответом (С1-С4).

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вернитесь, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до трёх баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1(А)

А1. Какая наука использует близнецовый метод исследования?

1) цитология

2) генетика

3) селекция

4) систематика

А2. Укажите формулировку одного из положений клеточной теории.

1) клетки растений отличаются от клеток животных наличием хлоропластов

2) клетка - единица строения, жизнедеятельности и развития организмов

3) клетки прокариот не имеют оформленного ядра

4) вирусы не имеют клеточного строения

А3. Какой вирус нарушает работу иммунной системы человека?

1) полимиелита

А4. Определите организм, у которого в процессе онтогенеза происходит дифференциация клеток?

1) обыкновенная амеба

2) инфузория туфелька

3) многоклеточная водоросль

4) пресноводная гидра

А5. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

1) аллельные

2) доминантные

3) рецессивные

4) сцепленные

А6. Гриб в составе лишайника

1) создает органические вещества из неорганических

2) поглощает воду и минеральные соли

3) расщепляет органические вещества до минеральных

4) осуществляет связь лишайника с окружающей средой

А7. В чем проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами?

1) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических

2) не нуждаются в воде при оплодотворении

3) относятся к высшим споровым растениям

4) имеют корни и хорошо развитые проводящие ткани

А8. Органом защиты у речного рака служат:

2) брюшные ноги

4) длинные усики

А9. Вторичную полость имеют:

1) все хордовые

2) только бесчерепные

3) только черепные

4) хордовые с менее интенсивным обменом веществ

А10. Почему человеку важно сохранять почки здоровыми?

1) через них удаляется непереваренная пища

2) через них удаляются жидкие продукты обмена

3) в них образуются пищеварительные ферменты

4) они регулируют содержание гормонов в крови

А11. Почему пища должна содержать витамины?

1) они входят в состав ферментов

2) они входят в состав гормонов

4) они являются хранителями наследственной информации

А12. Человек в состоянии опьянения слабо координирует свои действия, так как у него нарушается деятельность

1) вегетативной нервной системы

2) мозжечка

3) спинного мозга

4) продолговатого мозга

А13. Почему опасно гладить бездомных собак?

1) можно заразиться детскими острицами

2) можно заразиться эхинококком

3) можно заразиться печеночным сосальщиком

4) в организм могут попасть финны бычьего цепня

А14. Что является структурной единицей вида?

2) колония

4) популяция

А15. В чем проявляется роль наследственной изменчивости в эволюции?

1) в повышении жизнеспособности популяции

2) в увеличении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора

3) в уменьшении генетического разнообразия особей в популяции и повышении эффективности отбора

4) в увеличении неоднородности особей в популяции и снижении эффективности отбора

А16. Каковы последствия действия движущего отбора?

1) сохранение старых видов

2) поддержание нормы реакции

3) появление новых видов

4) устранение особей с новыми мутациями

А17. Как называется фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины?

1) абиотический

2) биотический

3) антропогенный

4) ограничивающий

А18. Почему для агроэкосистемы не характерен сбалансированный круговорот веществ?

1) в ее состав входит небольшое разнообразие видов

2) для нее характерно большое разнообразие видов

3) она имеет длинные цепи питания

4) численность небольшого числа видов в ней высокая

А19. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы?

1) корневое давление

2) фотосинтез

3) саморегуляция

4) круговорот веществ

А20. Энергетический обмен не может идти без пластического, так как пластический обмен поставляет для энергетического

1) богатые энергией молекулы АТФ

2) ферменты для ускорения реакций

3) кислород для реакций расщепления

4) неорганические соли и кислоты

А21. Открытие Н.И. Вавиловым центров многообразия и происхождения культурных растений послужило основой для создания

1) Главного ботанического сада

2) коллекции семян видов и сортов растений

3) селекционных станций

4) Института генетики

А22. К высшей нервной деятельности относят:

1) мыслительную, речевую деятельность и память

2) группу ориентировочных рефлексов

3) инстинкты

4) рефлексы, обеспечивающие органические потребности

А23. Материалом для эволюционных процессов служит:

1) генетическое разнообразие популяции

3) благоприобретенные признаки

4) бесполезные или вредные признаки

А24. В преобразовании биосферы главную роль играют

1) живые организмы

2) химические процессы

3) физические процессы

4) механические явления

Часть 2(В)

В1. Для прокариотических организмов, в отличии от доядерных форм жизни, характерны такие признаки:

1) кольцевая ДНК сосредоточена в центральной части клетки, не отделенной ядерной оболочкой от остальной части клетки;

3) хромосомы, митохондрии и пластиды отсутствуют;

4) клеткам не свойственен митоз;

5) имеют очень ограниченное число ферментов, используют обмен веществ хозяина;

В2. Эволюционные идеи Ч. Дарвина проявлялись в следующих воззрениях:

1) каждый вид способен к неограниченному размножению;

2) движущими силами эволюции являются врожденные способности к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обитания;

3) отображением процесса развития от низших форм к высшим является «лестница существ»;

4) в борьбе за существование выживают те организмы, которые лучше приспособлены к условиям среды;

5) ограниченность жизненных ресурсов препятствует реализации потенциальной возможности размножения организмов;

6) единицей эволюции является отдельный организм.

В3. Установите соответствие между характеристикой витаминов и гормонов.

В6. Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.

А) заселение территории мхами и кустистыми лишайниками

Б) появление кустарников и полукустарников

В) формирование травяного сообщества

Г) появление накипных лишайников на скальных породах

Д) формирование лесного сообщества

Часть 3(С)

С1. Почему перед выпасом скота на заливных лугах необходимо выяснить численность малых прудовиков, обитающих в прилегающих к ним реках?

С2. Какова роль бактерий в природе? Приведите не менее 4-х значений.

С3. Какие факторы препятствуют интенсивному росту численности организмов на планете?

С4. Заболевание гемофилией у собак (как и у человека) обусловлено сцеплением гена несвертываемости крови с Х-хромосомой (Х h). При скрещивании нормальной по крови коротконогой самки и самца, имеющего длинные ноги и нормальную свертываемость крови (длинноногость -рецессивный аутосомный признак), один из щенков оказался гемофиликом с длинными ногами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, имеющего нормальную свертываемость крови и короткие ноги, пол и генотип щенка-гемофилика, имеющего длинные ноги.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

№ задания

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Элементы ответа:

1) бактерии - разрушители органических веществ, образуют перегной, минерализуют органические вещества и завершают круговорот веществ в природе;

2) бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых: нефти, каменного угля, торфа, природного газа, серы, фосфора;

3) бактерии-хемосинтетики и фотосинтетики участвуют в образовании органического вещества;

4) азотфиксирующие бактерии улучшают азотное питание растений;

Ответ включает 4-5 названных выше элементов, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 4-5 названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает не менее 2-х из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) ограниченность пищевых ресурсов;

2) ограниченность мест обитания;

3) влияние неблагоприятных факторов (климатических, антропогенных, биотических и др.)

Ответ неправильный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) генотипы родителей: ♂ ааХ H Y(гаметы аХ H , аY); ♀ АаХ H Х h (гаметы: АХ H , аХ H , АХ h , аХ h);

2) генотипы щенков с нормальной свертываемостью крови, имеющих короткие ноги: АаХ H Х H , АаХ H Х h , АаХ H Y;

3) генотип щенка-гемофилика, имеющего длинные ноги: ааХ h Y(самец).

Допускается иная генетическая символика.

Ответ включает все названных выше элементы, не содержит биологических ошибок

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ неправильный

Максимальный балл

Вопросы внутри параграфа: Какие методы биологического исследования лежат в основе изучения живых систем?

Научный метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

Методы, используемые в биологии:

а. Эмпирические – наблюдение и эксперимент.

б. Теоретические – анализ, синтез, обобщение, моделирование, математические обработка.

Стр. 110. Вопросы и задания после §

1. Почему в ряде случаев ни один из аллельных генов не проявляет своего действия в фенотипе?

Аллельные гены - гены, находящиеся в гомологичных локусах хромосом. почему ни один из них не проявляет своего действия в фенотипе? здесь действует правило аллельного исключения - некоторые аллельные гены в хромосоме действуют, а некоторые "выключены", и ничего с ними не сделать - мутация. например, образование слюнных желез. если аллельные гены этого признака не проявятся, человек родится без них - правда, проживет недолго.

2. Объясните, почему Менделя считают основоположником генетики.

Мендель по-новому приступил к опытам по наследованию признаков. Он учел ошибки предшественников и пришел к выводу, что нужно концентрироваться на конкретном признаке, а не на растении в целом. Во-вторых, он удачно выбрал объект исследования - горох, самоопыляющееся растение, имеющее набор хорошо выраженных альтернативных признаков и дающее многочисленное потомство. В-третьих, Мендель проводил строгий учет потомков, полученных в результате определенного типа скрещивания, что позволило ему выявить, с какой чистотой появляются носители взаимоисключающих (альтернативных) признаков. На основании всего этого он разработал гибридологический анализ, то есть характер наследования признаков на основе системы скрещивания.

3. Какие новые подходы использовал Мендель в своих опытах над растительными гибридами?

Концентрация внимания на конкретных признаках растения (форма, цвет плодов, тип стебля, размер листьев и пр.)

Удачный объект исследования – горох (самоопыляется, удобный цветок для искусственного опыления, крупные хромосомы)

Статистический анализ потомков (подробный расчет количества потомства с рассматриваемым признаком)

АА – доминантная желтая гомозигота

аа – рецессивная зеленая гомозигота

Ответ: в данном скрещивании проявился тип полного доминирования признаков, I закон Менделя – единообразия всех гибридов F1.

В случае если доминантный признак (ген) не полностью подавляет рецессивный признак, и оба аллеля проявляют свое действие. Такое промежуточное доминирование признака встречается в природе чаще полного доминирования, это объясняет разнообразие признаков на Земле.

Р – родители ♂- мужская особь, ♀- женская особь

G – гаметы (половые клетки, обводятся в круг для обозначения клетки)

F1 – первое поколение гибридов (потомков)

АА – доминантная красная гомозигота львинного зева

аа – рецессивная белая гомозигота львинного зева

Ответ: в данном скрещивании проявился тип неполного доминирования признаков, но I закон Менделя – единообразия всех гибридов F1 проявился в полной мере, только окраска не красная у гибридов, а розовая, за счет не полного подавления рецессивный белого признака красным.