Научная дисциплина изучающая смерть ее причины признаки. Сальто-мортале: как социология стала заниматься смертью, или Что изучает death studies

Танатологией называется академическое изучение смертности или смерти. Эта тема включает в себя широкий спектр дисциплин, в том числе социологию, биологию, теологию, психологию, экономику и литературу самых разных направлений, так или иначе связанную со смертью. В частности, танатология сосредотачивает свой фокус на медицинских изменениях в организме во время процесса умирания и после смерти, предсмертных видениях, опыте причин и разновидностей смерти, ритуальных практиках, связанных со смертью.

Слово танатология имеет древнегреческие корни. Суффикс «логия» происходит от древнегреческого слова, означавшего «говорить», а теперь означающего «изучение». Корень слова «танато» происходит от имени греческого бога Танатоса, олицетворявшего смерть. Этот бог изображался в древности обычно отрицательным, он был безжалостной фигурой в греческой мифологии – возможно, поэтому его и почитали спартанцы, которые были безжалостны даже со своими детьми, и сбрасывали слабых из них со скалы.

Имя бога Танатоса также используется в других словах, относящихся к смерти: эвтаназия, или целенаправленное убийство страдающего человека или животного; танатофобия, или страх вещей, связанных со смертью; танатомания – болезненное влечение к убийству, либо к самоубийству; танатокосметология – посмертная косметология и бальзамирование покойников.

Возникновение и развитие танатологии

Создание танатологии как академической дисциплины принято связывать с именем выдающегося русского и французского ученого Ильи Мечникова, который проводил свои научные исследования в начале 1900-х годов. Известный своими работами в области микробиологии и зоологии, знаменитыми открытиями, в частности, открытием процесса фагоцитоза, Мечников также выступал за научное изучение смерти. Он утверждал, что научные ресурсы могут помочь изучить и подтвердить на опыте многие процессы, ответственные за преждевременную смерть. Тем самым, надеялся Мечников, академическое изучение смерти могло бы помочь тем, кто хотел бы продлить свою жизнь и не бояться смерти.

Мечников основывал свои идеи для междисциплинарного исследования на том факте, что в то время как студенты-медики были обязаны проводить анатомические исследования на трупах, удивительно было отсутствие хоть какой-нибудь инструкции о том, как ухаживать за умирающим, и не было никаких исследований на тему смерти, которые были бы включены в учебную программу. Поскольку лишь немногие ученые и педагоги поняли и согласились с идеями Мечникова, реализация его предложения была отложена «в долгий ящик» — это заняло многие десятилетия.

После смерти Ильи Мечникова в 1916 году танатология оставалась относительно неразвитой дисциплиной в течение многих лет. Интерес к ней возник заново после Второй мировой войны, которая оставила многих людей наедине со смертью и горем. Работы американского психолога и влиятельного танатолога Германа Фейфела часто связывают с его опытом изучения Второй мировой войны, особенно ужасов атомной бомбы. Его самыми значительными работами в области танатологии стали сборники «Значение смерти», первый из которых был издан в 1959 году, а следующий – в 1977 году.

Публикации Германа Фейфела сосредоточены в особенности на преодолении опасных для жизни заболеваний, сознательном и подсознательном отношении к смерти и страхе смерти. Как и Мечников, Фейфел утверждал, что необходимы дополнительные исследования, которые будут проводиться, чтобы помочь людям, находящимся в критических ситуациях, имеющим дело с тревогой, страхом или горем в результате случившейся или будущей смерти.

Труды Фейфела — только несколько важных книг в области танатологии. Другие ключевые материалы включают «Опыт смерти» («The Experience of Death») философа-экзистенциалиста Пауля Людвига Ландсберга; разделы, посвященные временности и смерти, в работе «Бытие и время» немецкого философа Мартина Хайдеггера; а также произведения художественных жанров, содержащих важнейшие наблюдения о смерти, такие как «У последней черты» Михаила Арцыбашева, «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого и «Когда я умирала» («As I Lay Dying») Уильяма Фолкнера.

Современная танатология

Сегодня танатология изучается во многих странах, включая страны бывшего соцлагеря, в рамках общей научной дисциплины – судебная медицина. В западных странах на университетском уровне существует обучение танатологии как самостоятельной дисциплине. Учебная программа, как правило, включает в себя значительные исследования в области медицины, в фокусе которых находятся физиологические изменения в организме до и после смерти, роль рецептурных препаратов в процессе умирания и неоднозначная тема эвтаназии. Некоторые из занятий по танатологии могут быть сосредоточены на культурных аспектах явления смерти на протяжении всей истории, на причинах смерти на протяжении всей истории, на роли религии и мифологии в отношении смерти, а также на других, самых разных направлениях исследований.

В последние десятилетия участились случаи добровольного ухода из жизни. В разных странах людям разных возрастов и социальных категорий вдруг надоедает жить, и они вешаются, прыгают с крыш многоэтажек и мостов, режут себе вены. Причинами участившихся случаев суицида называют обычно проблемы на работе, в личной жизни, политическую обстановку, кризис в стране. Но нередко такие случаи происходят даже без видимых причин, что особенно странно.

Самоубийства людей и животных

Наиболее распространен суицид среди подростков, переживающих кризис переходного возраста. Но и среди взрослых людей, имеющих семьи, хороший достаток и работу такие случаи нередки. Причем зачастую попытка уйти из жизни происходит спонтанно, без причин. Например, женщина из Казани пенсионного возраста так засмотрелась на блестящее лезвие, что словно под гипнозом попыталась разрезать себе вены. Избежать несчастья удалось лишь чудом. В другом случае мужчина в г. Санкт-Петербурге, стоя на балконе, чуть не шагнул с 8 этажа, так как его «позвал» некий голос. Подобных случаев происходит немало, причем нередко это происходит с людьми, которые никогда не страдали депрессиями и не собирались совершать подобного. Просто в какой-то момент их начинает неудержимо тянуть за перила балкона, или хочется изрезать себе вены, либо съесть смертельную дозу лекарств.

Случаи массовых самоубийств известны и среди животных. Особенно часто это происходит с китами и дельфинами, выбрасывающимися на берег порой целыми стаями. Так, в 1987 году произошел один из наиболее массовых случаев суицида дельфинов, когда на побережье Бразилии выбросилось 2 тыс. особей, среди которых были как взрослые, так и детеныши. В 1990 году 183 кита покончило с жизнью на берегах Тасмании. И такие случаи далеко не единичны – они происходят с завидной регулярностью.

Ученые пытаются объяснить подобные происшествия тем, что подводные лодки и суда создают помехи для морских млекопитающих, которые ориентируются в воде при помощи волн определенной длины. В результате «навигационный аппарат» китов и дельфинов дает сбой и поэтому они выбрасываются на берег. Но эта теория не может учесть и объяснить всех факторов.

Среди сухопутных млекопитающих особенно известны случаи суицида у леммингов. Эти мыши, когда численность их популяции особенно велика, начинают массово мигрировать, заканчивая часто свой путь, прыгая в водоемы. В случае с леммингами теория о помехах от судов никак не может работать, поэтому стало ясно, что причины подобного поведения иные.

Танатология – наука о смерти

В результате появилось научное направление под названием танатология, изучающее причины подобного поведения живых существ. Специалисты, занимающиеся этой проблемой, создали гипотезу, которая объясняет появление необъяснимой тяги к смерти живых существ. Согласно ей, в каждом живом организме заложены на генетическом уровне 2 основные программы – одна отвечает за выживание вида в любых условиях, вторая направлена на самоуничтожение. Когда работает первая, вид способен выживать и размножаться практически в любых условиях, даже очень суровых. Если же в определенный момент численность популяции превышает некий критический предел, когда это может нарушить равновесие в окружающей среде, включается вторая программа. В результате случаи смертей от банальных причин происходят все чаще, а кроме того, учащаются и попытки суицида, в том числе массовые.

Исследователи, занимающиеся этой проблемой, считают, что эта закономерность может работать как в отношении животных, так и людей. Однако достоверно доказать или опровергнуть данную версию пока нет возможности.

Мода на суицидальное поведение

Кроме того, тяга к суициду в последнее время стала весьма модной и среди подростков. В сети некие лица создают группы, куда втягиваются молодые люди, психика которых, как известно, является еще неокрепшей и легко поддается воздействию опытных манипуляторов. В результате случаи, когда подростки пытаются свести счеты с жизнью, в последнее время значительно участились.

Конспирологи считают, что те, кто втягивают молодых людей в подобные группы в социальных сетях, пытаются ослабить страну, так как подростки – это будущее государства.

Как бы то ни было, наряду с программой самоуничтожения, предположительно заложенной в человеке, в нем есть и другая программа, действующая с точностью да наоборот. Именно она помогает выжить в таких условиях, что врачи и ученые позже только разводят руками. Так, в Норвегии маленький мальчик пробыл в ледяной воде почти час, свалившись туда случайно. Когда его нашли, ребенок не подавал признаков жизни, но когда ему сделали массаж сердца и искусственное дыхание, пришел в себя.

Подобных случаев удивительной жизнестойкости, когда люди выживали в поистине невыносимых условиях, тоже существует немало. И это говорит о том, что немало в борьбе за жизнь зависит и от самого человека. Если он обладает достаточной силой воли, то сможет побороть любую проблему и справиться с зовом смерти.

ТАНАТОЛОГИЯ

(греч., thanatos - смерть, и logos - слово). Наука о смерти, её причинах и признаках.

  • - область исследований смерти, ее причин и механизмов, ее признаков; к области Т. относятся и проблемы облегчения предсмертных страданий больного...

    Криминалистическая энциклопедия

  • - одна из главных тем персонологии. Если в центре осмысления человеческого бытия оказывается тело, то сама логика осмысления выводит в контекст телесного существования...

    Проективный философский словарь

  • - англ. tanatology; нем. Tanatologie. Учение о смерти, ее причинах, механизмах, признаках, проблемах облегчения предсмертных страданий больных...

    Энциклопедия социологии

  • - в судебной медицине учение о смерти. Изучает причины умирания, механизм наступления смерти, посмертные изменения в трупе, а также вопросы врачебного вмешательства в процессы умирания...

    Большой юридический словарь

  • Современная энциклопедия

  • - раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и признаки смерти, проблемы облегчения предсмертных страданий больного. Развивается с 20 в. В широком смысле Т. охватывает религ., филос...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - I Танатоло́гия учение о закономерностях умирания и обусловленных ими изменениях в органах и тканях...

    Медицинская энциклопедия

  • - учение о закономерностях умирания и обусловленных ими изменениях в органах и тканях...

    Большой медицинский словарь

  • - наука, изучающая биологические и философские аспекты проблемы смерти...

    Экологический словарь

  • - учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках...

    Философская энциклопедия

  • - раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и признаки смерти, проблемы облегчения предсмертных страданий больного...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Р., Д., Пр....

    Орфографический словарь русского языка

  • - танатоло́гия ж. Научная дисциплина, изучающая смерть, её причины, механизмы и признаки...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - танатол"...

    Русский орфографический словарь

  • - ТАНАТОЛОГИЯ и, ж. thanatologie f. <гр. thanatos смерть + logos учение. мед. Дисциплина, изучающая причины смерти, ее признаки, явленя в организме при ней. СИС 1954. Небытие определяет сознание...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"ТАНАТОЛОГИЯ" в книгах

Танатология

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТА) автора БСЭ

ЛЕКЦИЯ № 13 Судебно-медицинская танатология

Из книги Судебная медицина: конспект лекций автора Левин Д Г

ЛЕКЦИЯ № 13 Судебно-медицинская танатология 1. Понятие о смертиСмерть – это неизбежное и необратимое прекращение взаимодействия белковых структур, выражающееся в полном прекращении всех жизненных функций организма. В многоклеточных организмах взаимодействие

IV. ОСЕНЬ: ТАНАТОЛОГИЯ

Из книги Душа самоубийцы автора Шнейдман Эдвин

IV. ОСЕНЬ: ТАНАТОЛОГИЯ В 1973 году по ряду причин я решил отойти, по крайней мере на некоторое время, от пациентов с суицидальными тенденциями (так сказать, умирающих по собственному желанию) к больным, которые погибали по не зависящим от них обстоятельствам, а также их

Глава 6. Танатология (психолого - психиатрический аспект)

Из книги Кризисные состояния автора Юрьева Людмила Николаевна

Глава 6. Танатология (психолого - психиатрический аспект) То, что дон Хуан хотел сделать для Карлоса - замотивировать его быть конгруэнтным, экспрессивным и максимально творческим во все моменты жизни. Он хотел мобилизовать все ресурсы Карлоса так, чтобы любое действие,

Смерть всегда являлась одной из основных тем религиозных практик, философии, медицины и искусства. Все они обращаются к специфическим особенностям процесса умирания и тому загадочному, мистическому состоянию, которым характеризуется приход смерти, для придания значимости вечным темам: понятию судьбы, существованию Бога, поискам своего места в жизни и так далее. Даже такой раздел медицинского знания, как танатология, посвящен скорее философским или политическим дискуссиям по поводу границы так называемой клинической смерти и определению рубежа, за которым заканчивается жизнь и начинается смерть, чем собственно медицинским вопросам. Психологию смерть интересует с точки зрения влияния на жизненный стандарт отдельного индивида, хотя Фрейд, стоящий в этом случае особняком и являющийся здесь скорее философом или социальным мыслителем, говорит о влечении к смерти как особом стремлении восстановить первоначальное неорганическое состояние организма. Однако нужна ли смерть социальной науке как отдельной гуманитарной отрасли?

В западной социологии (как это видно, например, из интервью с антропологом Сергеем Каном) применяется термин death studies - «наука о смерти». Это некая совокупность гуманитарного знания, касающегося тематики смерти и умирания. С этой позицией перекликается название статьи в журнале Naked Science - «Смерть как наука», собственно, как и позиция , высказываемая ее авторами. Создатель первого в России журнала по death studies «Археология русской смерти» Сергей Мохов предлагает выделять отдельную дисциплину - некросоциологию, которая изучала бы смерть как то, что влияет на фактическую жизнь общества. То есть изучала бы те аспекты, которые не поддаются нашему непосредственному наблюдению при нашей жизни, но являются результатом наблюдения за тем, как это происходит с другими. Российский исследователь Дмитрий Рогозин говорит о социологии смерти как об отрасли, изучающей человеческие реакции на смерть: «как и что люди думают о смерти».

Здесь надо сказать, что тема смерти как нечто отличное от других проблем, интересующих социальные науки, впервые появляется в работе исторического антрополога Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти», изданной в 1977 году. В ней исследователь представляет историю ментальностей народов, групп и отдельных людей с точки зрения их представлений о смерти и умирании, а также обрядовых практик. Несмотря на то что данное исследование грешит претенциозным подходом (рассматриваются только теории, удобные автору) и избирательным цитированием, работа Арьеса породила «волну откликов не только в виде критики его построений, но и в виде новых исследований, посвященных теме восприятия смерти и загробного мира». По словам отечественного культуролога Арона Гуревича, работы Арьеса вызвали «мощный взрыв интереса к проблеме „смерть в истории“, который выразился в потоке монографий и статей, в конференциях и коллоквиумах». С этого момента западные представители death studies - вместе с ростом интереса политиков и различных ученых к людям, «близким к смерти» (пожилые, смертельно больные, представители профессий, связанных с риском внезапной смерти) - эксплуатируют идею «смерти в жизни». Это то, что может нам сказать о жизни в социуме и о самом социуме больше самой жизни.

Автор недавно изданной книги (М.: «Новое литературное обозрение», 2015) «Смерть в Берлине. От Веймарской республики до разделенной Германии» (пожалуй, первой переводной монографии в этой области) Моника Блэк задается следующими вопросами: что люди делали, когда соприкасались со смертью? что люди думали (если думали) о загробной жизни? и что вообще для них есть смерть? Исследователь старается через эти три аспекта докопаться до фундаментальных уровней взаимодействия между людьми, где деятельность регулируется мотивами, не имеющими связи со словами и внешними идеями, формулируемыми социумом. Все сделанное таким образом чаще всего не может быть сказано вслух участниками взаимодействия, но может с легкостью быть ими воспроизведено. Описанная таким образом картина жизни Берлина и Германии в целом в поразительно изменчивые для страны годы показывает «особость» немцев в их представлении о самих себе как о культурной нации, носителях пресловутой европейской Zivilisation. Отделяя себя через попытки сохранения «правильных» ритуальных практик от остального мира, немцы заготавливают себе потенциал для будущего восстановления страны после двух мировых войн и переустройства европейского порядка. Так, важной практикой являлось погребение отдельного тела в отдельном гробу: примечательны описанные в книге случаи, когда жители Берлина, уже захваченного советскими войсками, жертвовали едой и основными удобствами ради того, чтобы достать приличный гроб для каждого погибшего. Этот подход контрастировал с практиками погребения, например, в братских могилах, существовавших в советских подразделениях, которые находились в городе. Автор вслед за берлинцами мягко удивляется такому подходу, присоединяя себя к условно «культурным» нациям.

Что может дать такое направление отечественной науке? Безусловно, смерть, если говорить о ней открыто, является общим местом российского историко-антропологического дискурса, независимо от той конкретной темы, что берется в качестве объекта исследования. Гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война, институт концентрационных лагерей и ГУЛАГ являются возможными темами для исследований современных некросоциологов. Наряду с этим несомненный и даже более значимый интерес представляют современные российские практики умирания и подготовки к смерти. Социальные нормы, поведение родственников, забота о близких в этом процессе - это то, что может интересовать отечественную науку. Говоря проще, в современном российском дискурсивном поле существует специальный, слабо поддающийся анализу и малоартикулируемый мир смерти, существующий параллельно с миром жизни, со своими правилами и особенностями.

Естественно, все эти вопросы можно рассматривать сугубо с позиции социальной антропологии: есть племя (общество, социум), у него есть определенные обряды перехода, в том числе ритуалы, связанные со смертью; мы их изучим и сможем что-то понять о социальных нормах и институтах этого племени. Это, в свою очередь, даст нам кальку, шаблон для понимания нашего общества. Тем не менее социологический подход к изучению мортальной тематики дает более широкий набор конкретных исследовательских практик.

Здесь есть определенные сложности - в первую очередь затрудненный доступ к полю. Мортальность - табуированная тема в российском социуме: предсмертные практики, уход за умирающими, сознание самой смерти в зеркале повседневной жизни до последних лет не попадали в поле зрения официальной науки. Хосписы, интернаты для престарелых, частные квартиры с парализованными родственниками - это так называемые сложные социальные поля, с доступом к которым могут возникнуть как минимум административные проблемы, не говоря уже об этических рамках исследователя. Общение с работниками кладбищ, которых людская молва (часто небезосновательно) связывает с криминалом, может закончиться для исследователя неудачей. Некросоциология - тяжелая работа по анализу труднодоступной или даже закрытой информации; работа некросоциолога отличается, например, от работы военного журналиста, который снимает серию фотографий о смерти военнослужащих в горячей точке, или от деятельности священника, который читает проповедь о воскресении из мертвых на пасхальной службе. У социолога, как и у священника и корреспондента, есть право на собственный взгляд на объект, но это не догма и не профессиональная инструкция. Доля беспристрастности и стремление к неангажированности накладывает жесткие ограничения на его работу.

Этот момент хорошо иллюстрируют темы двух вышедших номеров упоминавшейся «Археологии русской смерти». Большинство статей посвящены анализу печатных и других источников, изучению символического пространства кладбищ - собственно, проблемам грядущей некросоциологии, и только один материал «снят» с непосредственного разговора о смерти и посвящен похоронно-поминальным причитаниям отдельного района. Надо сказать, что, несмотря на это, разговор исследователя с респондентом, например, о зарплате последнего может оказаться несравнимо более сложной задачей, чем выяснение обстоятельств смерти его родственника. Все, что связано со смертью, в то же время является объектом купли-продажи, от ритуальных услуг до онлайн-игр. В отличие от коммерческого продукта, изучение смерти с социологической точки зрения выводит ее на чистую воду, представляя, скажем, последствия чернобыльской катастрофы для конкретных людей не просто как явление с физиологическими последствиями, но как моральную панику нового типа, страх смерти от доселе неизвестного источника, связанного с новыми механизмами наступления смерти.

В завершение нужно отметить, что личный опыт автора, который будет отражен в готовящихся работах, как и опыт команды исследователей, о котором говорит уже упомянутый социолог Дмитрий Рогозин, показывает, что в современной России люди все больше и чаще сами, первыми, готовы говорить о смерти, переводить ее в артикулируемое поле, обсуждать ее и «делиться» ею. Причина этого - также возможный предмет исследования.

ТАНАТОЛОГИЯ

Научная дисциплина, изучающая смерть, ее причины, механизмы и признаки.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТАНАТОЛОГИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТАНАТОЛОГИЯ
    направление в науке, исследующее проблемы, связанные со смертью. Среди танатологов есть и философы (например, доцент РГГУ Владимир Игоревич СТРЕЛКОВ), пытающиеся …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - в судебной медицине учение о смерти. изучает причины умирания, механизм наступления смерти (танатогенез), посмертные изменения в трупе, а также …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Большом юридическом словаре:
    - в судебной медицине учение о смерти. Изучает причины умирания, механизм наступления смерти (танатогенез), посмертные изменения в трупе, а также …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Энциклопедии трезвого образа жизни:
    (греч. tanatos — смерть и logos — учение) — учение о смерти, т.е. наука, изучающая процесс умирания, причины и проявления …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Медицинских терминах:
    (танато- + греч. logos учение) учение о закономерностях умирания и обусловленных ими изменениях в органах и …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. thanatos - смерть и...логия) раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и признаки смерти, проблемы …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. thanatos - смерть и... логия) , раздел медико-биологической и клинической дисциплин, который изучает непосредственные причины смерти …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТАНАТОЛОГИЯ
    (от греческого thanatos - смерть и...логия), раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и признаки смерти, проблемы …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, ж. мед. Раздел медицины, изучающий причины смерти, течение процесса умирания, изменения в тканях ор-ганизма, связанные с умиранием …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТАНАТОЛ́ОГИЯ (от греч. thanаtos - смерть и... логия), раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    танатоло"гия, танатоло"гии, танатоло"гии, танатоло"гий, танатоло"гии, танатоло"гиям, танатоло"гию, танатоло"гии, танатоло"гией, танатоло"гиею, танатоло"гиями, танатоло"гии, …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. thanatos смерть + ...логия) раздел медицины, изучающий причины смерти, течение процесса умирания (танатогенез), изменения в тканях организма, связанные …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. thanatos смерть + ...логия] раздел медицины, изучающий причины смерти, течение процесса умирания (танатогенез), изменения в тканях организма, связанные с …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    танатология, …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Орфографическом словаре:
    танатол`огия, …
  • ТАНАТОЛОГИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. thanatos - смерть и …логия), раздел медицины, изучающий динамику и механизмы процесса умирания, причины и признаки смерти, проблемы …
  • ТАНАТОЛОГИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ в Медицинских терминах:
    раздел судебной медицины, изучающий процесс умирания и посмертные изменения органов и тканей применительно к целям и задачам судебно-медицинской …
  • ИММОРТОЛОГИЯ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    направление в науке, изучающее возможность получения бессмертия. Среди иммортологов есть как философы, так и практики-экспериментаторы. Однако, с философской концепцией необходимости …
  • СМЕРТЬ в Энциклопедии Биология:
    , прекращение жизнедеятельности организма, имеющее необратимый характер. У одноклеточных организмов (напр., простейших) смерть проявляется в форме деления, приводящего к прекращению …