Полезные ископаемые недр планеты относятся к. Экологический потенциал российской федерации

Цели:

Образовательная – выделить и охарактеризовать важнейшие уровни структурной организации жизни в биосфере;
Развивающая – углубить знания о жизни на Земле как сложноорганизованной многоуровневой системе в виде оформленного конспекта лекций;
Воспитательная – продолжить формирование экологической культуры, основанной на научной картине организации жизнедеятельности биосферы.

Задачи:

  • Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
  • Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.

Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”) , таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)) , портрет В.И. Вернадского.

План урока:

I. Организационный момент.

1. Контроль д/з (экологические тесты) , оценка (взаимоконтроль, самооценка).

Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.

1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

а) геологическими процессами;
б) космическими факторами;
в) высокими темпами прогресса;
г) изменением климата.

2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:

а) особенности рельефа местности;
б) пищевые ресурсы и болезни;
в) особенности климата;
г) географическое положение страны.

3. Рациональное природопользование подразумевает:

а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
в) добычу и переработку полезных ископаемых;
г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

а) неисчерпаемым природным ресурсам;
б) возобновляемым природным ресурсам;
в) невозобновляемым природным ресурсам;
г) пополняющимся ресурсам.

5. Вырубка лесных массивов приводит к:

а) увеличению видового разнообразия птиц;
б) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
в) уменьшению испарения;
г) нарушению кислородного режима.

6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

а) парниковым эффектом;
б) уменьшением объема грунтовых вод;
в) загрязнением водоёмов;
г) засолением почв.

7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

а) угарного газа;
б) углекислого газа;
в) диоксида азота;
г) оксидов серы.

8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

а) резких колебаний температуры;
б) канцерогенных веществ;
в) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваниё.

9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

а) водяные пары;
б) облака;
в) озоновый слой;
г) азот.

10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:

а) желудочно-кишечного тракта;
б) сердечно - сосудистой системы;
в) кожи;
г) органов дыхания.

11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

а) ртути;
б) свинца;
в) кальция;
г) кобальта.

12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

а) болезни опорно-двигательной системы;
б) инфекционные болезни;
в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
г) болезни пищеварительного тракта.

13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

а) биогенными;
б) канцерогенными;
в) пирогенными;
г) абиогенными.

14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

а) предприятия химической и угольной промышленности;
б) сельское хозяйство;
в) бытовую деятельность человека;
г) транспортные средства.

ОТВЕТЫ: 1 - в; 2- б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - в; 10 - в; 11 - а; 12 - в; 13 - б; 14 - а.

2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.

II. Изучение нового материала.

Структура биосферы (лекция).

Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.

Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.

Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.

О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.

Пространство вокруг ядра.

Орган – часть организма, выполняющая определённую функцию, построенная из разных видов тканей.

Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных

IV

о
р
г
а
н

Биоценоз – пищевые взаимосвязи популяций организмов, обитающих на одной территории:

А) Продуценты – образуют органические вещества (растения, фотосинтез) ;
Б) Консументы – потребляют органические вещества (пищевые цепи) ;

Животные

В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары) .

Биотоп – место обитания биоценоза.

VII

б
и
о
ц
е
н
о
з

б
и
о
т
о
п

Костное вещество – неживая природа: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк) ;

Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото…

(Биокостное вещество).

б
и
о
г
е
о
ц
е
н
о
з
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. б
и
о
с
ф
е
р
а

III. Систематизация лекционного материала.

Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева) .

Уровни структуры биосферы Земли

I. Молекула.
II. Клетка.
III. Ткань.
IV. Орган.
Молекулярный.
Клеточный.
Тканевый.
Органный.
Молекулярный.
Клеточный.
Органно-тканевый.
Молекулярный.
Клеточный организменный.
Суборганизменный.
V. Организм.
VI. Популяция.
Организменный.
Популяционный.
Популяционно-видовой. Популяционный. Организменный.
VII. Биогеоценоз.
VIII. Биосфера.
Биогеоценотический биосферный. Ценотический. Надорганизменный.

Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:

  1. Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
  2. С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.

Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи) .

IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние за дания.

  1. Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
  2. Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”) .
  3. Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
  4. Рекомендации дополнительной литературы.

Роль атмосферы Земли

Атмосфера является наиболее легкой геосферой Земли, тем не менее ее влияние на многие земные процессы очень велико.

Начнем с того, что именно благодаря атмосфере стало возможно зарождение и существование жизни на нашей планете. Современные животные не могут обходиться без кислорода, а большинство растений, водорослей и цианобактерий - без углекислого газа. Кислород используется животными для дыхания, углекислый газ - растениями в процессе фотосинтеза, благодаря чему создаются необходимые растениям для жизнедеятельности сложные органические вещества, такие как, разнообразные соединения углерода, углеводы, аминокислоты, жирные кислоты.

С подъемом в высоту парциальное давление кислорода начинает снижаться. Что это значит? А значит это, что атомов кислорода в каждой единице объёма становится все меньше и меньше. При нормальное атмосферном давлении парциальное давление кислорода в легких человека (т.н. альвеолярный воздух) составляет 110 мм. рт. ст., давление углекислого газа - 40 мм рт. ст., а паров воды - 47 мм рт. ст.. При подъеме в высоту давление кислорода в легких начинает падать, а углекислого газа и воды остается на прежнем уровне.

Начиная с высоты 3 километров над уровнем моря у большинства людей начинается кислородное голодание или гипоксия. У человека наблюдается одышка, усиленное сердцебиение, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, мышечная слабость, потливость, нарушение остроты зрения, сонливость. Резко снижается работоспособность. На высотах свыше 9 километров дыхание человека становится невозможным и потому находиться без специальных дыхательных аппаратов строго запрещено.

Важной для нормальной жизнедеятельности организмов на Земле является роль атмосферы как защитника нашей планеты от ультрафиолетового и рентгеновского излучения Солнца, космических лучей, метеоров. Подавляющую часть излучения задерживают верхние слои атмосферы - стратосфера и мезосфера, в результате чего проявляются такие удивительные электрические явления, как полярные сияния. Остальная, меньшая часть излучения, рассеивается. Здесь же, в верхних слоях атмосферы, сгорают и метеоры, которые мы можем наблюдать в виде маленьких "падающих звёзд".

Атмосфера служит регулятором сезонных колебаний температур и сглаживания суточных, предотвращая Землю от чрезмерного нагревания днём и охлаждения ночью. Атмосфера, благодаря наличию в её составе водяного пара, углекислого газа, метана и озона, легко пропускает солнечные лучи, нагревающие её нижние слои и подстилающую поверхность, но задерживает обратное тепловое излучение от земной поверхности в виде длинноволновой радиации. Эта особенность атмосферы называется парниковым эффектом. Без него суточные колебания температур нижних слоёв атмосферы достигали бы колоссальных величин: до 200° С и естественно сделали бы невозможным существование жизни в том виде, в котором мы её знаем.

Разные участки на Земле нагреваются неравномерно. Низкие широты нашей планеты, т.е. области с субтропическим и тропическим климатом, получают тепла от Солнца гораздо больше чем средние и высокие - области с умеренным и арктическим (антарктическим) типом климата. По-разному нагреваются материки и океаны. Если первые и нагреваются и охлаждаются гораздо быстрее, то вторые долго поглощают тепло, но в тоже время и также долго его отдают. Как известно теплый воздух является более легким чем холодный, а потому поднимается вверх. Его место у поверхности занимает холодный, более тяжелый воздух. Так образуется ветер и формируется погода. А ветер в свою очередь приводит к процессам физического и химического выветривания, последние из которых формируют экзогенные формы рельефа

С подъёмом в высоту климатические различия между разными регионами земного шара начинают стираться. А начиная с высоты 100 км. атмосферный воздух лишается возможности поглощать, проводить и передавать тепловую энергию путём конвекции. Единственным способом передачи тепла становится тепловое излучение, т.е. нагревание воздуха космическими и солнечными лучами.

Кроме того только при наличии атмосферы на планете возможен круговорот воды в природе, выпадение осадков и образование облаков.

Круговорот воды - это процесс циклического перемещения воды в пределах земной биосферы, состоящий из процессов испарения, конденсации и осадков. Различают 3 уровня круговорота воды:

Большой, или мировой, круговорот - водяной пар, образовавшийся над поверхностью океанов, переносится ветрами на материки, выпадает там в виде атмосферных осадков и возвращается в океан в виде стока. В этом процессе изменяется качество воды: при испарении соленая морская вода превращается в пресную, а загрязненная - очищается.

Малый, или океанический, круговорот - водяной пар, образовавшийся над поверхностью океана, сконденсируется и выпадает в виде осадков снова в океан.

Внутриконтинентальный круговорот - вода, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде атмосферных осадков.

Стоит также отметить, что выпадение осадков становится возможным лишь при наличии в воздухе т.н. ядер конденсации - мельчайших твердых частиц. Если бы в земной атмосфере таких частиц не было, то и никакие осадки бы не выпадали.

И последнее что хотелось сказать про роль атмосферы Земли, это то, что только благодаря ей на нашей планете возможно распространение звуков и возникновение аэродинамической подъёмной силы. На планетах лишенных или имеющих атмосферу малой мощности царит мертвая тишина. Человек на таких небесных телах буквально лишается дара речи. При отсутствии атмосферы становится невозможным управляемый аэродинамический полёт, на смену которому приходит баллистический.

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при экстенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?8;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при экстенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?9.

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?9-17

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?8-15;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?7-13;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?6-11;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?4-7;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при нарастающем уровне биологизации земледелия, т/га?5-9;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?17-34.

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?15-30;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?13-26;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га11-22;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га? 7-14;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?9-18;

Норма внесения органических удобрений в западном полесье при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?34.

Норма внесения органических удобрений в восточном и центральном полесье при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/г30;

Норма внесения органических удобрений в западной лесостепи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?26;

Норма внесения органических удобрений в восточной и центральной лесостепи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?22;

Норма внесения органических удобрений в южной степи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?14;

Норма внесения органических удобрений в северной степи при очень интенсивном уровне биологизации земледелия, т/га?18;

На сколько снижается скорость ветра при высоте лесополосы 10-12 м, в %?30-40;

На сколько градусов падает температура на каждые 100м при подъеме в горы?: 0,5º

На каждые 100 км при продвижении от экватора к полюсам: 0.5º

На какой высоте находится озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации? 45км

Назовите общую протяженность рек Крыма5996км

Назовите самые многоводные реки Крыма Черная Биюк-Карасу Бельбек

Нитрифицирующие бактерии открыты в 1893г.: С. Н.Виноградским.

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: загрязнением водоемов;

Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: загрязнением водоемов;

На зиму у растений откладываются запасные вещества углеводы

Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза продуценты

Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на: предприятия химической и угольной промышленности;

Общее количество особей на территории, занимаемой популяцией, называется: численностью популяции

Основная масса кислорода на Земле: находится в связанном состоянии в молекулах воды, оксидах, солях

Одно из наиболее опасных загрязняющих веществ - диоксин может вызвать у человека ненаследуемое нарушение внутриутробного развития плода, которое является следст-вием: тератогенного эффекта

Основные среды жизни: (Несколько вариантов ответов) водная, почвенная, наземно-воздушная,живые организмы Основной вклад в явление "парникового эффекта" вносит: углекислый газ

Организмы, обитающие в _______ среде жизни, как правило, лишены зрения почвенной

Основной причиной сокращения видов являются антропогенные воздействия

Основой эволюции биосферы является: круговорот органического вещества

Основным показателем безопасности мобильного телефона, который регламентируют мировые стандарты, служит SAR - удельный коэффициент поглощения, который изме-ряется в … Вт/кг

Организмы (виды), способные обитать в разнообразных местах обитания, называются: эвритермными.

Озоновый слой в верхних слоях атмосферы является защитным экраном от ультрафиолетового излучения

Озоносфера - область с наибольшей концентрацией озона, располагается в стратосфере

Основные атмосферные газы - кислород и азот являются результатом: функционирования живого вещества

Одуванчик в биоценозе функционирует как: продуцент

Основными компонентами почвы являются: (Несколько вариантов ответов) минеральные частицы, редуценты, детрит,детритофаги

Органические вещества, стимулирующие в малых количествах мета-болические реакции – Витамины

"Озоновые дыры" - это области атмосферы с пониженным содержанием озона

Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами, относятся к: гетеротрофам

Основополагающим законом в системе экологического законодательства России является: Закон РФ "Об охране окружающей среды"

Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как: (Несколько вариантов ответов) может существовать лишь с помощью человека, культурные растения не выдерживают конкуренции с естественными биоценозами, не выдерживают конкуренции с сорняками

Организованная группа взаимосвязанных популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется: биоценозом

Организмы, использующие для питания только или преимущественно органические вещества, произведенные другими видами, называются: консументами

Отдельные звенья пищевой цепи называются: трофическим уровнем

Организмы, питающиеся фитофагами и занимающие третий трофический уровень пищевой цепи, называются: зоофагами

Основная часть азота поступает в почву в результате: деятельности азотфиксирующих бактерий и сине-зеленых водорослей

Основателем мирового природоохранного движения является: Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП);

Общие закономерности взаимоотношений организмов (включая человека) и среды и функционирования экологических систем изучает экология

Относительно устойчивое состояние экосистемы, в котором поддерживается равновесие между организмами и средой их обитания, называется... климаксом

Обрастание" подводных предметов зелеными водорослями, диатомовыми и водными мхами - это проявление их адаптации к ________ водной среды. Подвижности

Образование азотистых соединений путем фиксации атмосферного азота осуществляется:Клубеньковыми бактериями

Однородный участок поверхности, с определенным составом живых и косных компонентов, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс, называется: Биогеоценоз;

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: пищевые ресурсы и болезни ;

От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают: озоновый слой;

Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: пищевые ресурсы и болезни;От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:озоновый слой;

Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются продуцентами

Ограничивающий фактор в биоценозе пища

Постоянное или временное сожительство особей разных видов, при котором один из партнеров питается остатками пищи или продуктами выделения другого, не причиняя ему вреда, называется комменсализмом.

Планктон - ."Парящие" в воде и движущиеся под действием течения

Перифитон - Все организмы, обитающие в воде

Продуценты - Зеленые растения

Причинами онкологических заболеваний могут стать: (Несколько вариантов ответов) химическое загрязнение среды, канцерогены, ксенобиотики, стрессы

Под видовой структурой биоценоза понимают: разнообразие видов, соотношение их численности или биомассы

Популяция может увеличивать численность экспоненциально (т.е. с возрастающей скоростью): при освоении новых мест обитания

Примером межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между рыжими и черными тараканами

Постройте пищевую цепь Фитопланктон…Зоопланктон…Мальки рыб…Окунь…Скопа (птица)… Клещ

Почва и подстилающие ее породы, атмосферный воздух, планетарные воды составляют ___________ часть биосферы абиотическую

Период эволюции человека как биологического вида называется … антропогенез

Первичную продукцию в экосистемах образуют... автотрофы

Прирост растений, плоды, семена - это …чистая первичная продукция

Полярные сияния формируются в: ионосфере

Проверка соблюдения экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности – это: экологический контроль;

Примером физиологической адаптации является… (Несколько вариантов ответов) Способность обитателей пустынь к обеспечению потребности во влаге за счет окисления запасов жира в организме, Впадание сурков в спячку на зимний период, Изменение интенсивности дыхания живого организма

Правовые отношения в области рационального использования и охраны водных объектов регулирует Водный кодекс РФ

Предельно допустимая концентрация пестицидов в продуктах питания измеряется в: мг/кг;

Перечисленные (в левой колонке) методы исследования качества воды направлены на определение (выявление): Органолептический (сенсор-ный); - Запахи Общесанитарный; - Сухого остатка

Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают: инфаркта миокарда

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества установлена (из-меряется) в атмосферном воздухе в…мг/м3

Предельно допустимая концентрация (ПДК) вредного вещества установлена (из-меряется) в воде в…мг/дм3

Примером урбоэкосистемы является город;

Процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания и практики получил название: экологизации

При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором яв-ляется: свет

Пойкилотермный; - Холоднокровный

Периодичность в развитии растений можно свести к следующим этапам:

Начало вегетации…Начало бутонизации…Конец бутонизации…Цветение…Созревание семян…Прекращение вегетации

Природный парк - Обширный участок природных и культурных ландшафтов, отличающийся своеобразием и живописностью и поэтому при-годный для организованного рекреационного использования

Примерами конкуренции являются отношения между: (Несколько вариантов ответов) видами, использующими одни и те же ресурсы, особями одного вида

Первичная валовая продуктивность - Общее количество продуцируемой в ходе фотосинтеза органики, включая израсходованную на дыхание растений энергию

Примерами комменсализма являются: (Несколько вариантов ответов) взаимоотношения львов с гиенами, подбирающими остатки недоеденной пищи, взаимоотношения различных бактерий, перерабатывающих различные органические ве-щества мертвых организмов, взаимоотношения эпифитов с деревьями, на стволах и ветвях которых они поселяются

Примерами симбиоза являются: (Несколько вариантов ответов) отношения водоросли и гриба в лишайнике, отношения термитов и живущих в его кишечнике жгутиковых простейших, отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями, отношения здорового человека и микроорганизмов, обитающих в его кишечнике

Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к: (Несколько вариантов ответов) сокращению численности популяций, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.), временному сокращению численности популяции вредителя, выработке устойчивости у особей данной популяции вредителей к ядохимикату

Поставщиками хлора в стратосферу (озоносферу), где он оказывает разрушающее действие на молекулы озона, являются хлорфторуглероды

Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопо

рН среды - один из …. Факторов абиотических

При выращивании каких культур наблюдается положительный баланс гумуса?Люцерны;

При агротехнике какой культуры более сильно идет процесс минерализации?Чистый пар;

При какой скорости ветра наблюдается ветровая эрозия, м/сек.?Более 15;

При каких условиях проявляется водная эрозия?Почва не способна противостоять смыву верхнего слоя;

При каком количестве от площади сельскохозяйственные угодий, лесополосы надежно защищают от пыльных бурь?1-4%;

Популяция это: Группа живых организмов одного вида, которые скрещиваются между собой и в которой регулируется и поддерживается на одном уровне численность;

Предельное содержание солей Nа2СО3 в поливной воде, г/л?1;

Предельное содержание солей NаСL в поливной воде, г/л?2;

Предельное содержание солей Nа2SО4 в поливной воде, г/л?5.

Предельно допустимая концентрация N (азота) в питьевой воде южных регионов Украины не должна превышать, мг/л.? 2,25;

Предельно допустимая концентрация N (азота) в питьевой воде для умеренной зоны Украины не должна превышать, мг/л.? 5

Первую эволюционную теорию создал:Ламарк

Первый в России заповедник был организован в 1882 году: на Камчатке

Понятие экосистемы ввел А. Тенсли

Продуктивность экосистемы определяется:Приростом биомассы

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:невозобновляемым природным ресурсам ;

углекислого газа ;

ртути; При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят: внутривидовой конкуренции;

Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса: достигается предел ёмкости среды в данных условиях;

Полезные ископаемые недр планеты относятся к:невозобновляемым природным ресурсам;

Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере: углекислого газа;

При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы: ртути;

Популяция - совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство.

Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.

Приспособление животных к перенесению зимнего времени годазимняя спячка

Продуценты в экосистеме дубравы образуют органические вещества

Расположите в порядке от поверхности земли и выше следующие слои атмосферы:

Тропосфера =>Стратосфера=>Термосфера=>Экзосфера

. Биотическим

Рост природных популяций сдерживается сопротивлением среды и саморегуляцией, а численность популяции человека регулируется __________ факторами социально-экономическими

Расположите перечисленные группы растений в порядке снижения выносливости к недостатку влаги.

Ксерофиты =>Мезофиты=>Гигрофиты

Расположите перечисленные разделы экологии в порядке усложнения уровня ор-ганизации объекта исследования.

Аутэкология…Демэкология…Синэкология…Биоэкология

Расположите в правильной последовательности этапы получения разрешения на производственную деятельность

Подготовка бизнес-плана…Проведение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ)… Получение лицензии…Заключение договора.. Получение лимитов

Расположите от простого к более сложному уровни организации материи Элементарная частица…Атом…Молекула…Ген…Клетка…Ткань…Орган.. Система органов…Организм…Популяция…Биоценоз…Биосфера…Земля.. Солнечная система…Галактика.. Вселенная

Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется… биогеоценология

Разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм, регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде, называется: экологической стандартизацией

Раздел научных знаний, рассматривающий воздействие промышленности на природу и, наоборот, влияние условий природной среды на функционирование предприятий, называется _______ экологией инженерной

Рациональное питание предусматривает: (Несколько вариантов ответов) необходимость учёта потребностей организма в различных питательных веществах, регулярный приём пищи в определённое время, оценку и учёт энергетической ценности продуктов питания, учёта возраста, деятельности и состояния здоровья

Растения под влиянием сильного УФ-излучения: теряют способность к фотосинтезу

Решения органов государственного экологического контроля для всех министерств, ведомств, предприятий, организаций, должностных лиц и граждан носят_____ характер: обязательный;

Растения и животные, относящиеся к занесенным в "Красную книгу" видам, должны быть: изъяты из хозяйственной эксплуатации

Расположите перечисленные организмы в порядке создаваемой ими трофической цепи. Листовая подстилка леса…Дождевой червь…Дрозд…Ястреб перепелятник

Разрушение и выветривание горных пород, смыв продуктов выветривания в мировой океан и их осаждение - это явление характерны для __________ круговорота. Большого, геологического – (вписать любой из 2х вариантов)

Расположите в хронологическом порядке основные этапы эволюции человека: Австралопитек….Человек умелый…Человек охотник…Человек разумный

Расположите перечисленные организмы в порядке создаваемой ими трофической цепи Растение (нектар)… Муха…Паук…Землеройка….Сова

Распад озона в стратосфере катализируют свободные атомы хлора

Раздел экологии, включающий экологию биогеоценозов и других экосистем, называется …биогеоценологией

Разрушение озонового слоя происходит из-за избыточного поступления в атмосферу: фреонов

Расположите правовые документы РФ, являющиеся источниками экологического права, в порядке подчинения начиная с основного: Конституция…Законы и кодексы в области охраны природы…Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования, прави-тельственные природоохранные акты…Нормативные акты министерств и ведомств…Нормативные решения органов местного самоуправления

Расположите предлагаемые термины в том порядке, в котором расположены соответствующие стадии в процессе смены одного биоценоза другим. Стадия первопоселенцев…Стадия зарастания…Сукцессионная серия …Стадия климакса Разные типы взаимоотношений организмов между собой относятся к ________экологическим факторам. Биотическим

Расположите сферы атмосферы в порядке их удаления от поверхности земли.

Тропосфера….. Стратосфера…. Мезосфера… Термосфера… Экзосфера

Расположите в хронологическом порядке исторические этапы изменения биосферы человеком Воздействие людей на биосферу как обычных биологических видов….. Сверхинтенсивная охота без резкого изменения экосистем….. Создание аграрных экосистем с коренным преобразованием части природных экосистем, но без существенного нарушения вещественно-энергетического баланса биосферы…… . Глобальные изменения всех компонентов биосферы, нарушение круговорота веществ, энергетики биосферы

Расположите следующие виды животных в порядке снижения их чувствительности к дефициту кислорода Форель…….. Плотва… Карась

Редуцентам - Микроорганизмы, разлагающие органическое вещество

Разрушение и выветривание горных пород, снос продуктов выветривания в мировой океан и их осаждение - это явления, характерные для: большого (геологического) круговорота

Расположите перечисленные группы животных в порядке снижения выносливости к недостатку влаги. Ксерофиты =>Мезофиты=>Гигрофиты

Расположите перечисленные группы водорослей по мере их появления при увеличении глубины.

Зеленые=> Бурые=> Красные

Региональный мониторин - Слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Распаханность земель в Украине, % ?81,0.

Распаханность земель в Германии, % ?32,5;

Распаханность земель во Франции, % ? 41,5;

Распаханность земель в США, % ? 26,5;

Разложение белков с образованием аммиака(аммонификация) осуществляется: Редуцентами

Разложение солей азотной кислоты до образования газообразного азота(денитрификация) осуществляется: Почвенными бактериями-денитрификаторам

Раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (вида, особи) с окружающей средой называется:аутеэкология

Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:Синэкология

Распределите растения в порядке убывания продолжительности жизни: дуб черешчатый липа крупнолистная бурая водоросль можжевельник папоротник древовидный ель обыкновенная баобаб

Расположите нижеперечисленные растения в порядке убывания по потреблению воды горох овес; пшеница; кукуруза; клевер.

Рациональное природопользование подразумевает:

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний: кожи ;

Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией: рождаемости и обеспеченности пищей; Рациональное природопользование подразумевает:деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;

Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:кожи;

Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания пищевая сеть

Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему пищевая цепь

Самый большой прирост населения по абсолютной численности к концу 20 века дали…Китай, Индия, Индонезия

Ствол гниющего дерева можно отнести к группе макроэкосистем;

С увеличением глубины в океане цвет воды постепенно меняется в порядке.

Зеленоватый…. Зеленый…. Голубой… Синий… Сине-фиолетовый… Мрак

Споры, пыльца, семена растений, микроорганизмы и мелкие животные составляют _______ воздушной среды аэропланктон

Сосуществование травоядных копытных и микроорганизмов, обитающих в их желудке и кишечнике, является примером мутуализма;

Структура биоценоза, показывающая численность видов и их соотношение, называется: видовой.

Среди городов Российской Федерации Новосибирск город среднего уровня загрязнения

Стация - Часть местообитания, используемая либо в ограниченное время, либо для ограниченных целей

Согласно классификации В.И.Вернадского, биосфера включает 4 категории веществ: живое, биогенное, биокосное, косное

Стенотопный - Приспособленный к узким границам местообитания

Стенотермный - Приспособленный к узким границам температур

Совокупность особей, обладающих наследственным сходством всех особенностей, свободно скрещивающихся и дающих потомство, называется … видом

Создание водными организмами условий для растворения или осаждения ряда металлов (марганец, железо) и неметаллов (сера) - это проявление _______ функции живого вещества: окислительно-восстановительной


Атмосфера Земли (от греч. atmos – пар и sphaira – шар) – газовая оболочка, окружающая Землю. Атмосферой принято считать ту область вокруг Земли, в которой газовая среда вращается вместе с Землей как единое целое. Масса атмосферы составляет около 5,15–10 15 т. Атмосфера обеспечивает возможность жизни на Земле и оказывает большое влияние на разные стороны жизни человечества.

Происхождение и роль атмосферы

Современная земная атмосфера имеет, по-видимому, вторичное происхождение и образовалась из газов, выделенных твердой оболочкой Земли (литосферой) после сформирования планеты. В течение геологической истории Земли атмосфера претерпела значительную эволюцию под влиянием ряда факторов: диссипации (улетучивания) атмосферных газов в космическое пространство; выделения газов из литосферы в результате вулканической деятельности; диссоциации (расщепления) молекул под влиянием солнечного ультрафиолетового излучения; химических реакций между компонентами атмосферы и породами, слагающими земную кору; аккреции (захвата) межпланетной среды (например, метеорного вещества). Развитие атмосферы было тесно связано с геологическими и геохимическими процессами, а также с деятельностью живых организмов. Атмосферные газы, в свою очередь, оказывали большое влияние на эволюцию литосферы. Например, громадное количество углекислоты, поступившей в атмосферу из литосферы, было затем аккумулировано в карбонатных породах. Атмосферный кислород и поступающая из атмосферы вода явились важнейшими факторами, которые воздействовали на горные породы. На протяжении всей истории Земли атмосфера играла большую роль в процессе выветривания. В этом процессе участвовали атмосферные осадки, которые образовывали реки, изменявшие земную поверхность. Не меньшее значение имела деятельность ветра, переносившего мелкие фракции горных пород на большие расстояния. Существенно влияли на разрушение горных пород колебания температуры и другие атмосферные факторы. Наряду с этим атмосфера защищает поверхность Земли от разрушительного действия падающих метеоритов, большая часть которых сгорает при вхождении в плотные слои атмосферы.

Деятельность живых организмов, оказавшая сильное влияние на развитие атмосферы сама в очень большой степени зависит от атмосферных условий. Атмосфера задерживает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, которое губительно действует на многие организмы. Атмосферный кислород используется в процессе дыхания животными и растениями, атмосферная углекислота – в процессе питания растений. Климатические факторы, в особенности термический режим и режим увлажнения, влияют на состояние здоровья и на деятельность человека. Особенно сильно зависит от климатических условий сельское хозяйство. В свою очередь, деятельность человека оказывает все возрастающее влияние на состав атмосферы и на климатический режим.

Наибольшее значение для жизни, а также происходящих процессов на Земле имеет нижний слой атмосферы - тропосфера, в которой находится 4/5 всей массы воздуха. В тропосфере образуются облака, дождь, снег, град, ветер. Поэтому тропосферу называют «фабрикой погоды». Процессы, происходящие в ней, часто становятся причиной страшных стихийных бедствий - засух, наводнений, ураганов и других явлений, в результате которых гибнут люди, животные и растения.

Атмосферный воздух – один из важнейших природных ресурсов, без которого жизнь на Земле была бы совершенно невозможна. Без воды человек может прожить одну неделю, без пищи – пять недель, без воздуха 5-6 минут.

Через атмосферу осуществляется фотосинтез, обмен энергией и информацией – основные процессы биосферы. Под воздействием атмосферы происходят сложные экзогенные процессы (выветривание, деятельность природных вод, мерзлоты и др.). В верхних сферах атмосферы, не долетая до поверхности земли, сгорает большая часть метеоритов. Атмосфера защищает живые существа от губительного действия космических излучений, регулирует сезонный и суточный тепловой режим. Без атмосферы суточные колебания температуры на земле составляли бы +-200 градусов. Для некоторых организмов (бактерии, летающие насекомые, птицы) атмосфера – основная жизненная среда. Атмосфера является средой, в которой распространяются звуки. Озоновый слой атмосферы, расположенный на высоте 16-26 км поглощает 13% солнечной радиации и большую часть жесткого ультрафиолетового излучения, защищая органический мир от их разрушающего действия.

Роль атмосферы в удержании тепла на планете

В связи с наклоном оси вращения Земли на 23,5° к плоскости эклептики количество солнечной радиации, приходящей на верхнюю границу атмосферы, является функцией географической широты местности и времени года.

При прохождении через земную атмосферу интенсивность солнечного излучения заметно уменьшается. Ослабление зависит от свойств облачного покрова, содержания пыли в атмосфере, а также от суточных и сезонных изменений различных физических величин.
В среднем за год 25-30% приходящего солнечного излучения отражается облаками обратно в космическое пространство. Еще 25% излучения поглощается, а затем переизлучается облаками, пылью, газами, т. е. в виде нисходящей, диффузно рассеянной радиации. Примерно столько же поступает на поверхность Земли в виде прямой солнечной радиации.

Соотношение между прямым и рассеянным светом закономерно меняется в зависимости от географической широты. В полярных районах преобладает рассеянная радиация, составляющая до 70% суммарного лучистого потока, а в экваториальных областях она не превышает 30% . Это связано с лучшим прохождением лучей прямой радиации через атмосферу вертикально вниз, а не под малым углом к горизонту.

Часть излучения, достигающего поверхности, возвращается в атмосферу. Ее количество зависит от альбедо (отражающей способности) поверхности: снег отражает около 80-95%, травянистая поверхность - 20%, а темные почвы - только 8-10% потока приходящего излучения. Среднее альбедо Земли- 35-45%.
Большая часть поглощаемой водоемами и почвой солнечной энергии затрачивается на испарение воды.

Возобновима ли атмосфера?

Загрязнение атмосферы – это привнесение в атмосферу или образование в ней физико-химических агентов и веществ, обусловленное как природными, так и антропогенными факторами. К природным относятся извержения вулканов, пыльные бури, лесные пожары, выветривание, морская соль, бактерии, споры плесени, продукты разложения растений и животных и др.

Атмосферный воздух лишь условно можно считать неисчерпаемым природным ресурсом. При антропогенном воздействии человека, химический состав и физические свойства воздуха постоянно ухудшаются. На земле практически не осталось таких участков, где воздух сохраняет естественную чистоту и качество, а в большинстве промышленных районов состояние атмосферы представляет серьёзную опасность для здоровья. Человек в сутки потребляет до 25 кг воздуха. Но нормальная жизнедеятельность человека и всех живых организмов требует не только присутствие воздуха, а и определённая его чистота. От качественного состава воздуха зависит не только здоровье людей, состояние и качество биологических ресурсов, но и безопасность сырья для производства товаров народного потребления. Загрязнения из воздуха попадают в воду, почву, а по пищевым цепям – в организм человека. Многие вещества могут оказывать вредное воздействие на человека и животных даже в незначительных концентрациях – в десятитысячных долях мг на 1м 3 воздуха.