И кант жил в каком веке. Некоторые факты и легенды о жизни и смерти иммануила канта

"Две вещи наполняют душу мою бесконечным
благоговением и изумлением - звёздное небо
надо мной и моральный закон во мне"

Иммануил Кант - главное человеческое достояние Кёнигсберга. Мыслитель, который создал универсальную славу своему городу. Кёнигсберг или "город Канта", звучит одинакого приемлемо для большинства людей, которые хоть что-нибудь знают о духовной культуре человечества. Жизнь этого великого человека неразрывно связана с этой землёй. Здесь он родился, прожил всю свою жизнь, умир и похоронен.
Родился Кант 22 апреля 1724 года в городе Кёнигсберге в семье шорника (ремесленника, который занимался изготовлением сёдел).


Дом И.Канта с видом на башню
Королевского замка. Тот район, где он родился - это практически современный центр города, а в 18 веке это была пригородная слобода - Фордере Форштад на левом берегу Прегеля. Дом конечно же не уцелел и был уничтожен сильным пожаром ещё при жизни Канта. При крещении он получил имя “Emanuel”, которое можно было найти в «Старом прусском альманахе» на эту дату. Однако впоследствии он сам поменял его на “Immanuel”. Всю свою жизнь Кант гордился данным ему именем, считая его наиболее подходящим для себя. Дом, в котором родился Кант, находился в пригороде Кенигсберга, называвшемся Фордере Форштадт. Там его родители жили в доме, который, похоже, принадлежал предыдущему поколению семьи матери Эмануила. Отца Канта звали Иоганн Георг Кант (1683-1746), мать - Анна Регина (в девичестве Рейтер - 1697-1737). По мужской линии первые следы фамилии Кантов прослеживаются в Мемельском крае, где прадед Иммануила был владельцем небольшого трактира в Вердере возле Хайдекруга. Его сын Ганс Кант изучил профессию шорника и около 1670 г. был принят в цех шорников. Линия матери происходила из Нюрнберга, отцом Анны Регины был Каспар Рейтер, также ремесленник, член гильдии шорников.

Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).

Семья была скромной и религиозной. Мать, которая, несмотря на свою раннюю смерть в 1737 г., оказала наибольшее духовное влияние на Иммануила, принадлежала к тому направлению протестантизма, которое называется пиетизмом. Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека. Из этого следовало, в частности, внутреннее приятие и строжайшее соблюдение нравственных правил.

Мать давала Канту первые уроки любовного отношения к окружающему миру. Впоследствии Кант говорил одному из своих биографов Р. Яхманну: “Я никогда не забуду свою мать, поскольку она посадила и вскормила первые ростки добра во мне, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она пробудила и развила мои понятия, и ее наставления оказывали непрерывное благотворное воздействие на мою жизнь”. Столь же благотворное влияние оказывала на Канта и вся атмосфера их дома. Позднее Кант говорил другому своему биографу Боровскому, что “никогда, ни одного раза мне не приходилось слышать от моих родителей чего-либо неприличного, или видеть что-либо недостойное”. В черновике письма к шведскому епископу Линдблому Кант замечает, что его воспитание, “рассматриваемое с моральной стороны, не оставляло желать лучшего”.

Образование маленького Иммануила началось в начальной школе, расположенной неподалеку от родительского дома при госпитале Святого Георга. Там будущий философ начал учиться читать, писать, считать и получил первые уроки по христианству. Говоря об образовании Иммануила Канта, нельзя не упомянуть человека, сыгравшего значительную роль в его жизни - доктора теологии Франца Альберта Шульца (1692-1763). Шульц прошел школу пиетизма в Галле, но одновременно учился в тамошнем университете у самого известного тогда немецкого философа Вольфа, который говорил: «Если кто меня понял, так это Шульц в Кенигсберге». Мать Канта вместе со старшими детьми посещала занятия Шульца по Библии и его проповеди. Доктор Шульц часто бывал дома у своей ревностной слушательницы и заметил маленького Иммануила. Ранняя одаренность мальчика позволила ему рекомендовать отцу Иммануила отправить сына в гимназию, чтобы он мог получить соответствующее образование. В восемь лет Кант был определен в одну из лучших школ Кенигсберга, в латинскую школу “Фридрихс-Коллегиум” – Collegium Fridericianum - или, иначе говоря, гимназию имени Фридриха, названную так в 1703 г. в честь прусского короля Фридриха I. Далее Шульц будет сопровождать Канта в течение всей его молодости. Сначала он в 1733 г. становится директором “Фридрихс-коллегиум”, а затем профессором Кенигсбергского университета, как раз в те годы, когда в нем начал учиться Иммануил Кант.В гимназии он проучился с 1732 по 1740 год. Кант вынес из стен гимназии сравнительно не много, за исключением неприятных воспоминаний о методике преподавания. Кант прекрасно знал латынь, владел французским, мог читать древнегреческие тексты.
24 сентября 1740 года 16-летний Кант стал учиться в университете "Альбертина", который располагался на острове Кнайпхоф.



Кант, по всей видимости, учился на теологическом факультете, хотя ни каких документов не сохранилось. В год окончания университета у него умирает отец, мать умерла ещё раньше, богатых родственников у него не было, надо было куда-то устраиваться на работу. В Кёнигсберге он работы не нашёл, но в одном из поместий Восточной Пруссии проработал 9 лет домашним учителем, пока в университете не освободилась самая низшая должность приват-доцента (эта должность была без оклада: преподавателю платили сами студенты, Кант был хорошим преподавателем и студенты с охотой ходили на его лекции). В университете Кант прошел все должности до ректора университета, пробивался он очень долго и трудно, и только в 47 лет стал профессором. Часто фортунасвоей милостью его обходила и многие достойные места доставались другим, а не ему. в Его биографии даже был такой факт, когда он написал письмо Русской императрице Елизавете Петровне. Он просил чтобы императрица похлопотала за него перед университетским начальством, чтоб ему дали профессорскую должность. Почему же Кант написал Русской императрице, а не Прусскому королю? Дело в том, что Иммануил Кант, как и все жители Восточной Пруссии в течение 4 лет был российским подданным (с 1758 по 1763 год, Восточная Пруссия по итогам Семилетней войны входила в состав Российской империи). Этот период немецкие историки называют первым русским временем.
Но обращался за помощью Кант напрасно, даже не известно получила ли императрица его письмо.
Прожить на университетское жалованье было не возможно и Кант подрабатывал то библиотекарем, то смотрителем янтарного музея. До 59 лет он снимал квартиру, своего дома у него не было. Кант много и напряжённо работал. 18 век - это век энциклопедистов, век образованных людей. В университете Кант преподавал большое количество различных дисциплин, даже такие экзотические, как пиротехника и фортификация.


Дом где жил И.Кант.
Труды Канта стали издаваться ещё при его жизни, пользовались большой популярностью, он стал знаменитым, заработки его возросли и смог купить себе дом. Его часто приглашали работать в разные университеты Пруссии на высокие должности с большим жалованием, он никогда не изменял своему университету.


Памятник И.Канту
у нового университета фото 30-е годы. При жизни Кант стал главной достопримечательностью города. И даже есть такая истина " если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе" и поскольку Кант никогда не выезжал из родного города, то многие знаменитые люди того времени специально приезжали в Кёнигсберг, чтобы познакомиться и пообщаться с философом.
Кант очень любил Кёнигсберг и даже так и говорил:"Кёнигсберг на Прегеле это тот город, который в высшей степени способствует углублённым философическим занятиям". Но была ещё одна причина почему он не покидал Кёнигсберг: его слабая конституция и дурная наследственность. Он был маленького роста - 1 м 57 см. За время своей долгой жизни Кант практически серьёзно не болел. В молодости он понял, надо категорически отказываться от вредных привычек, жить по режиму и не когда ему не изменять. Именно по этому объясняется педантичный образ жизни Канта. Он вставал в 5 утра, ложился спать в 10 вечера, в одно и тоже время садился за письменный стол, в одно и тоже время читал лекции в университете, в одно и тоже время гулял по одному и тому же маршруту, всегда один и по нему можно было сверять часы. Уверяли, что куранты Кафедрального собора выставляют по Канту, что очень даже может быть. Он был в высшей степени светским человеком, всегда хорошо и по моде одевался, мог поддержать любую беседу. Кант не любил обедать в одиночестве, он любил приглашать к себе гостей, в количестве 6 человек, у него и на это счет были свои неукоснительные правила.


Обед у Канта был не способ выпить - закусить, а как обед - ритуал, трапеза. Обеды затягивались иногда до двух, трех, четырёх часов утра. Люди попадавшие к Канту впервые, были поражены, что этот маленький и тщедушный человек так много ест, они даже не догадывались, что Кант ел один раз в сутки, но он никогда не переедал, знал о вреде никотина и кофеина, хотя он себе в этом не отказывал, но урезал до крайности. Ведя такой здоровый образ жизни, он сумел сохранить работоспособность до преклонных лет.
Кант никогда не был женат и у него не было детей, он говорил: " Когда я был молод, я был слишком беден, чтобы жениться, а когда я стал старым и богатым исчезла потребность". Его педантизм простирался и на дату своей смерти, он сам её и предсказал: " Я буду жить до восьмидесяти, пока живёт и работает мой мозг". Летом 1796 г. Кант прочитал свои последние лекции в университете, однако свое место в штате университета Кант оставил только в 1801 г. С 1802 г. началось медленное угасание философа. По его собственному признанию, его силы постоянно слабели, хотя никакой определенной болезнью он не страдал. Последние месяцы его жизни были только медленной смертью. Уже в декабре 1803 г. он уже не мог отчетливо написать свое имя. Он более не находил вкуса в пище, голос уже почти нельзя было различить. 6 февраля наступило резкое ухудшение, с 7 февраля он оставался в кровати, и 12 февраля умер в своем доме. Последним его словом был «Gut». Город воспринял смерть Канта как печальное, но важное событие в своей жизни.Но он не дожил до своего восьмидесятилетия два месяца - родился 22 апреля 1724 года, а умер 12 февраля 1804 года.
Канту устроили царские похороны. Похоронили его в профессорском склепе. Эта смерть была обще прусского масштаба. В 1880 году на месте погребения Канта была возведена Stoa Kantiana - кантовская часовня. Внутри неё располагался бюст философа, а на стене висела копия картины Рафаэля " Афинская школа". Посетителей сюда пускали два раза в год - 12 февраля и 22 апреля - в дни рождения и смерти философа, вход был платный и специальный кастелян собирал деньги, открывал и закрывал часовню.

В 1924 году, к 200-летию со дня рождения Канта, был построен портик из розового порфира (архитектор Фридрих Ларс), в то время он тоже закрывался.



Во время штурма Кёнигсберга в 1945 году могила Канта разрушена не была, её сохранила магия ВЕЛИКОГО ИМЕНИ.

Довоенное фото 30-е годы



Советские "учёные" решили убедится есть ли захоронение и Кант ли там!


Королевский замок уцелел больше чем кафедральный собор но был взорван 1969 году.

Современная мемориальная доска появилась в наши дни.


Собор и могила Канта в 50-е годы.


Как известно Кант - родоначальник немецкой классической философии. Вот какие основные труды написал Кант в условиях дождливого Кёнигсберга В 1747-55 годах разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности (Всеобщая естественная история и теория неба, 1755г.). В развитой с 1770г. критической философии (Критика чистого разума, 1781г., Критика практического разума, 1788г., Критика способности суждения, 1790г.) ыступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых вещах в себе (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания - общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами практич. разума, необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга,- категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики. Ссылка

нем. Immanuel Kant

немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии

Краткая биография

Крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики - «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений , Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем . Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

Биография из Википедии

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Иммануил с самого детства отличался слабым здоровьем. Его мать старалась дать сыну максимально качественное образование. Она поощряла в сыне любознательность и фантазию. До конца жизни Кант вспоминал о матери с большой любовью и благодарностью. Отец же воспитал в сыне любовь к труду. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 4 факультета - теологический, юридический, медицинский и философский. Неизвестно точно, какой факультет выбрал Кант. Сведений об этом не сохранилось. Биографы разнятся в своих предположениях. Интерес к философии у Канта проснулся благодаря профессору Мартину Кнутцену. Кнутцен был пиетистом и вольфианцем, увлечённым английским естествознанием. Именно он вдохновил Канта на написание работы по физике.

Эту работу Кант начал на четвёртом году учёбы. Эта работа шла медленно. У молодого Канта было мало знаний и навыков. Он был беден. Его мать к тому времени умерла, а отец еле сводил концы с концами. Кант подрабатывал уроками; кроме того, ему старались помогать богатые одноклассники. Также помог ему пастор Шульц и родственник по материнской линии, дядя Рихтер. Есть сведения, что именно Рихтер взял на себя большую часть расходов по опубликованию дебютной работы Канта - «Мысли об истинной оценке живых сил». Кант писал её 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году. Работа Канта вызвала различные отклики; среди них было немало критики.

Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента - на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Период господства Российской империи над Восточной Пруссией был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям, но сразу же после его окончания Кант издал целую серию работ.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику).

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • что я могу знать? (метафизика);
  • что я должен делать? (мораль);
  • на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет).

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) - этика
  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Существует мнение, что Кант иногда проявлял юдофобию.

Кант писал: «Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков… девиз Просвещения».

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы научной деятельности

Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

I этап (до 1770 года) - Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
  • наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) - занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Гносеология

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь - всеобщность и необходимость - не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…», - пишет Кант.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) - вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства (чувственного созерцания)- пространство (внешнее чувство) и время (внутреннее чувство). В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии (трёхмерность: например, взаиморасположение точек и прямых и других фигур), чистое представление времени - в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм - пространства и времени - с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений.

  • Категории количества
    • Единство
    • Множество
    • Цельность
  • Категории качества
    • Реальность
    • Отрицание
    • Ограничение
  • Категории отношения
    • Субстанция и принадлежность
    • Причина и следствие
    • Взаимодействие
  • Категории модальности
    • Возможность и невозможность
    • Существование и несуществование
    • Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем - «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее - развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт - совершенно одно и то же» представление я мыслю , которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский, трансцендентальная апперцепция Канта - это «принцип постоянства и системной организации действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания, обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы».

В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играют способность суждения, воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения . Эта способность создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени существует, например, схема «множественности» - число как последовательное присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» - бытие предмета во времени; схема «субстанциальности» - устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» - наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» - наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания (они же - наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание есть результат априорного категориального синтеза.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту - низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле - как противоположность оперирующему категориями рассудку - может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.

Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».

Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений.

Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.

Этика и проблема религии

В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта - единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга . В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

Категорический императив

Императив - правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу - категорическому императиву , предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

  • «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом » [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];
  • «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству » [вариант формулировки: «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда - только как к средству»];
  • «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы »: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», - пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • человек как явление;
  • человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать - таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию».

Учение о праве и государстве

Государство - объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

Учение о целесообразности. Эстетика

В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой - понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная - в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей - прекрасное и возвышенное. Эстетическое - это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное - это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное - это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного - шторм. Пример математически возвышенного - горы. Гений - это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.

О человеке

Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

Человек - это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.

Человек - это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления - «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называютгением».

Память

  • В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Иммануила Канта кратеру на видимой стороне Луны.
  • Популярные биографии

Иммануил Кант – краткая биография

Кант Иммануил, знаменитый немецкий философ, род. 22 апреля 1724 г.; он был сыном шорника. Первоначальное образование и воспитание Канта имело строго религиозный характер в духе царившего тогда пиетизма. В 1740 г. Кант поступил в кенигсбергский университет, где он с особенной любовью занимался философией, физикой и математикой и лишь впоследствии стал слушать богословие. По окончании университета Кант занялся частными уроками, а в 1755 г., получив докторскую степень, был назначен приват-доцентом в своем родном университете. Лекции его по математике и географии пользовались большим успехом, и популярность молодого ученого быстро росла. Как профессор, Кант старался побуждать своих слушателей к самостоятельному мышлению, менее заботясь о том, чтобы сообщать им готовые результаты. Вскоре Кант расширил круг своих лекций и стал читать антропологию, логику, метафизику. Ординарную профессуру он получил в 1770 г. и преподавал до осени 1797 г., когда старческая слабость принудила его прекратить свою педагогическую деятельность. До самой смерти своей (12 февраля 1804 г.) Кант ни разу не выезжал далее окрестностей Кенигсберга, и весь город знал и уважал его своеобразную личность. Это был в высшей степени правдивый, нравственный и строгий к себе человек, жизнь которого шла с пунктуальной правильностью заведенных часов. Характер Иммануила Канта отразился и на его стиле, точном и сухом, но полном благородства и простоты.

Гносеология Канта

Свою гносеологию Кант развивает в работе «Критика чистого разума ». Прежде чем приступить к решению основной проблемы, прежде чем охарактеризовать наше познание и определить область, на которую оно распространяется, Кант задает себе вопрос о том, как возможно само познание, каковы его условия и происхождение. Этого вопроса вся предшествовавшая философия не касалась и, поскольку она не была скептической , довольствовалась простой и ни на чем не основанной уверенностью, что предметы нами познаваемы; вот почему Кант и называет ее догматической, в противоположность своей, которую он сам характеризует как философию критицизма.

Философия Канта

Кардинальная мысль гносеологии Канта заключается в том, что все наше знание слагается из двух элементов – содержания, которым снабжает опыт, и формы, которая существует в уме до всякого опыта. Все человеческое познание начинается опытом, но самый опыт осуществляется только потому, что находит в нашем разуме доопытные (априорные) формы, заранее данные условия всякого познавания; поэтому, прежде всего надо исследовать эти неэмпирические условия эмпирического знания , и такое исследование Кант называет трансцендентальным . (См. подробнее в статьях Кант об аналитических и синтетических суждениях и Кант об априорных и апостериорных суждениях .)

О существовании внешнего мира нам раньше всего сообщает наша чувственность, и ощущения указывают на объекты, как на причины ощущений. Мир вещей познается нами интуитивно, путем чувственных представлений, но эта интуиция возможна только потому, что материал, приносимый ощущениями, вставляется в априорные, независимые от опыта, субъективные формы человеческого ума; эти формы интуиции, согласно философии Канта, – время и пространство. (См. Кант о пространстве и времени .) Все, что мы познаем посредством ощущений, мы познаем во времени и пространстве, и только в этой временно-пространственной оболочке является пред нами физический мир. Время и пространство – не идеи, не понятия, их происхождение не эмпирическое. По Канту, они – «чистые интуиции», формирующие хаос ощущений и обусловливающие чувственный опыт; они – субъективные формы ума, но эта субъективность общечеловеческая, и поэтому вытекающее из них познание имеет априорный и для всех обязательный характер. Вот почему и возможна чистая математика, геометрия с её пространственным, арифметика с её временным содержанием. Формы пространства и времени приложимы ко всем предметам возможного опыта, но и только к ним, только к явлениям, а вещи в себе для нас скрыты. Если пространство и время – субъективные формы человеческого ума, то понятно, что и обусловливаемое ими познание тоже субъективно-человеческое. Отсюда, однако, не следует, что объекты этого знания, явления, представляют собою одну лишь иллюзию, как учил Беркли: нам доступна вещь исключительно в форме явления, но само явление реально, оно – продукт объекта в себе и познающего субъекта и стоит посредине между ними. Надо, впрочем, заметить, что взгляды Канта на сущность вещи в себе и явления не совсем выдержаны и неодинаковы в различных произведениях его. Таким образом, ощущения, становясь интуициями или восприятиями явлений, подчиняются формам времени и пространства.

Но, согласно философии Канта, познание на интуициях не останавливается, и вполне законченный опыт мы получаем тогда, когда синтезируем интуиции посредством понятий, этих функций рассудка. (См. Трансцендентальная аналитика Канта .) Если чувственность воспринимает, то рассудок мыслит; он связывает интуиции и придает единство их разнообразию, и подобно тому, как чувственность имеет свои априорные формы, так имеет их и рассудок: эти формы – категории , т. е, самые общие и независимые от опыта понятия, при помощи которых все остальные, подчиненные им, понятия соединяются в суждения. Кант рассматривает суждения с точки зрения их количества, качества, отношения и модальности, и показывает, что категорий существует 12:

Только благодаря этим категориям, априорным, необходимым, всеобъемлющим, возможен опыт в широком смысле, только благодаря им есть возможность мыслить предмет и создавать объективные, для всех обязательные суждения. Интуиция, говорит Кант, констатирует факты, рассудок обобщает их, выводит законы в виде самых общих суждений, и вот почему его следует считать законодателем природы (но только природы, как совокупности явлений ), вот почему возможно чистое естествознание (метафизика явлений).

Для того чтобы из суждений интуиции получить суждения рассудка, надо первые подвести под соответственные категории, а это делается посредством способности воображения, которая умеет определять, под какую категорию подходит то или другое интуитивное восприятие, благодаря тому, что каждая категория имеет свою схему , в виде звена, однородного как с явлением, так и с категорией. Этой схемой в философии Канта считается априорное отношение времени (наполненное время – схема действительности, пустое время – схема отрицания и т. д.), отношение, которое и указывает, какая категория приложима к данному предмету. (См. Учение Канта о схематизме .) Но хотя категории по своему происхождению нисколько не зависят от опыта и даже обусловливают его, однако употребление их не выходит за пределы возможного опыта, и они совершенно неприложимы к вещам в себе. Эти вещи в себе могут быть только мыслимы, но не познаны, они для нас – ноумены (объекты мышления), но не феномены (объекты восприятия). Этим философия Канта подписывает смертный приговор метафизике сверхчувственного.

Тем не менее, человеческий дух стремится все-таки к своей заветной цели, к сверхопытным и безусловным идеям Бога, свободы, бессмертия. Эти идеи возникают в нашем уме, благодаря тому, что разнообразие опыта получает высшее единство и конечный синтез в разуме. Идеи, минуя предметы интуиции, распространяются на суждения рассудка и придают им характер абсолютного и безусловного; так, согласно Канту, градирует наше познание, начинаясь с ощущений, переходя к рассудку и заканчиваясь в разуме. Но безусловность, характеризующая идеи, является только идеалом, только задачей, к решению которой человек постоянно стремится, желая найти условие для каждого обусловленного. В философии Канта идеи служат регулятивными принципами, которые управляют рассудком и ведут его вверх по бесконечной лестнице все больших и больших обобщений, ведут к высшим идеям души, мира и Бога. И если мы будем пользоваться этими идеями души, мира и Бога, не упуская из виду, что мы не знаем соответствующих им объектов, то они сослужат нам великую службу в качестве надежных руководительниц познания. Если же в объектах этих идей видят познаваемые реальности, то является основание для трех мнимых наук, составляющих, по убеждению Канта, оплот метафизики, – для рациональной психологии, космологии и теологии. Разбор этих псевдонаук показывает, что первая зиждется на ложной предпосылке, вторая запутывается в неразрешимых противоречиях, а третья тщетно пытается рационально доказать бытие Бога. Итак, идеи позволяют обсуждать явления, они расширяют пределы употребления разума, но и они, как все наше познание, не выходят за границы опыта, и перед ними, как и перед интуициями и категориями, вещи в себе не раскрывают своей непроницаемой тайны.

Этика Канта – кратко

Вопросам этики Кант посвятил философскую работу «Критика практического разума ». По его мнению, в идеях чистый разум говорит свое последнее слово, а далее начинается область практического разума , область воли. Ввиду того, что мы должны быть нравственными существами, воля предписывает нам постулировать, считать познаваемыми некоторые вещи в себе, как, например, нашу свободу и Бога, и вот почему практический разум имеет первенство перед теоретическим; он признает познаваемым то, что для последнего только мыслимо. В силу того, что наша природа чувственна, законы воли обращаются к нам в виде приказаний; они бывают или субъективно-действительны (максимы, волевые мнения индивидуума), или объективно-действительны (обязательные предписания, императивы). Среди последних своей несокрушимой требовательностью выделяется категорический императив , повелевающий нам поступать нравственно, как бы ни влияли эти поступки на наше личное благополучие. Кант считает, что мы должны быть нравственными ради самой нравственности, добродетельными – ради самой добродетели; исполнение долга само по себе составляет цель хорошего поведения. Мало того, вполне нравственным может быть назван только такой человек, который совершает добро не вследствие счастливой склонности своей натуры, а исключительно из соображений долга; истинная нравственность скорее побеждает склонности, нежели идет с ними рука об руку, и в числе стимулов добродетельного поступка не должно быть природной склонности к таким поступкам.

Согласно идеям этики Канта, закон нравственности ни по своему происхождению, ни по своей сущности не зависит от опыта ; он априорен и поэтому выражается только в виде формулы без всякого эмпирического содержания. Он гласит: «поступай так, чтобы принцип твоей воли всегда мог быть и принципом всеобщего законодательства ». Этот категорический императив, не внушенный ни волей Бога, ни стремлением к счастью, а извлекаемый практическим разумом из своих собственных глубин, возможен только при предположении свободы и автономии нашей воля, и неопровержимый факт его существования дает человеку право смотреть на себя, как на свободного и самостоятельного деятеля. Правда, свобода – идея, и реальность её не может быть доказана, но, во всяком случае, ее необходимо постулировать, в нее необходимо верить тому, кто хочет исполнить свой этический долг.

Высшим идеалом человечества является соединение добродетели и счастья, но опять-таки не счастье должно быть целью и мотивом поведения, а добродетель. Однако Кант полагает, что этого разумного соотношения между блаженством и этикой можно ожидать только в потусторонней жизни, когда всесильное Божество сделает счастье неизменным спутником исполненного долга. Вера в осуществление этого идеала вызывает и веру в бытие Бога, и теология, таким образом, возможна только на моральной, но не на умозрительной почве. Вообще, основанием религии является мораль, и заповеди Бога – это законы нравственности, и наоборот. Религия отлична от морали лишь постольку, поскольку к понятию этического долга она присоединяет идею Бога, как морального законодателя. Если же исследовать те элементы религиозных верований, которые служат придатками к моральному ядру естественной и чистой веры, то надо будет прийти к заключению, что понимание религии вообще и христианства в частности должно быть строго-рационалистическим, что истинное служение Богу проявляется только в нравственном настроении и в таких же поступках.

Эстетика Канта

Свою эстетику Кант излагает в труде «Критика способности суждения ». Философ полагает, что посредине между разумом и рассудком, посредине между познанием и волей находится сила суждения, высшая способность чувства. Она как бы сливает чистый разум с практическим, подводит частные явления под общие принципы и, наоборот, из общих принципов выводит частные случаи. Первая функция её совпадает с рассудком, при помощи второй предметы не столько познаются, сколько обсуждаются с точки зрения их целесообразности. Предмет объективно-целесообразен, когда он согласуется со своим назначением; он субъективно-целесообразен (прекрасен), когда соответствует природе нашей познавательной способности. Констатирование объективной целесообразности доставляет нам логическое удовлетворение, усматривание субъективной целесообразности приносит нам эстетическое удовольствие. Кант считает, что мы не должны наделять природу целесообразно действующими силами, но наше представление цели вполне законно, как субъективно-человеческий принцип, и идея цели, как и все идеи, служит прекрасным регулятивным правилом. Как догматы, механицизм и телеология несовместимы, но в приемах научного исследования они оба примиряются в пытливом искании причин; идея цели, вообще, много сделала для науки тем, что открывала причины. Практический разум видит цель мира в человеке, как субъекте нравственности, потому что нравственность имеет самое себя целью своего существования.

Эстетическое наслаждение, доставляемое субъективно-целесообразным, не чувственно, потому что оно имеет характер суждения, но и не теоретично, потому что оно имеет элемент чувства. Прекрасное, утверждает эстетика Канта, нравится всем вообще и необходимо, нравится потому, что мы рассматриваем его без всякого отношения к нашим практическим нуждам, без интереса и корысти. Эстетически прекрасное приводит душу человека в гармоническое настроение, вызывает дружную деятельность интуиции и мышления, и вот почему оно целесообразно для нас, но целесообразно только в этом смысле, и мы вовсе не желаем видеть в художественном объекте намерения понравиться нам; красота – это целесообразность без цели, чисто формальная и субъективная.

Значение Канта в истории западной философии

Таковы в самых общих чертах главные мысли критической философии Канта. Она явилась великим синтезом всех систем, когда-либо выработанных гением европейского человечества. Она послужила венцом той философии, которая ей предшествовала, но она же сделалась и исходным пунктом всей новейшей философии, в особенности германской. Она восприняла в себя и эмпиризм, и рационализм, и Локка

, Руссо , Спиноза

Последователи: Рейнгольд , Якоби , Мендельсон , Гербарт, Фихте , Шеллинг , Гегель , Шопенгауэр , Фриз , Гельмгольц , Коген , Наторп , Виндельбанд , Риккерт , Риль, Файхингер , Кассирер , Гуссерль , Хайдеггер , Пирс , Витгенштейн , Апель , Стросон, Куайн и многие другие

Биография

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет . Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в - , он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности , не утратившую актуальности до сих пор.

Добрая воля - чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) - поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

"поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".

"поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

"принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы".

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Идея права и государства

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж.Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета - монарх, которого осуждать нельзя, т.к. "не может поступать не по праву").

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: "рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь".

Государство (в широком смысле) - объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Все государства имеют три власти:

  • законодательная (верховная) - принадлежит только объединенной воле народа;
  • исполнительная (действует согласно закону) - принадлежит правителю;
  • судебная (действует согласно закону) - принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика - система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

Вопросы Канта

Что я могу знать?

  • Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, т.е. познать можно, но не всё.

Что я должен делать?

  • Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

На что смею надеяться?

  • Надеяться можно на себя и на государственные законы.

Что такое человек?

  • Человек - это высшая ценность.

О конце сущего

В "Берлинском ежемесячнике" (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.

Три варианта конца:

1) естественный - по божественной мудрости.

2) сверхъестественный - по непонятным для людей причинам.

3) противоестественный - по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.

Сочинения

  • Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.)

Русские издания

  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1 . - М., 1963, 543 с (Философское наследие , Т. 4)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2 . - М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3 . - М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1 . - М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2 . - М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5 . - М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6 . - М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)
  • Иммануил Кант. Критика чистого разума . - М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
  • Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Изд-во Эксмо, 2007. - 736 с ISBN 5-699-14702-0

Русские переводы, доступные в сети

  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (перевод: М. Иткина)
  • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения

Переводчики Канта на русский язык

О нем

См. также

Ссылки

Иммануил Кант – один из величайших философов Нового времени. Он родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге, умер там же 12 февраля 1804 и был сыном седельщика, чьи предки, по преданию, происходили из Шотландии, Кант получил строго религиозное воспитание и в университете своего родного города ревностно изучал математику, физику и философию. Плодом занятий Канта первыми двумя науками было первое его сочинение: «Мысли к истинной оценке живых сил» (Кенигсберг, 1747). Потом 9 лет Кант был домашним учителем и 1755 получил докторскую степень за диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В другом своем сочинении, относящемся к этому же году (1755) – «Всеобщая естественная история и теория неба» (Кенигсберг), он предвосхитил позднейшую лапласовскую теорию происхождения нашей солнечной системы и пытался соединить в нем механическую теорию с телеологической . В этот первый период своей деятельности Кант находился под влиянием Христиана Вольфа .

Второй период его развития может быть назван эмпирическо -скептическим . Кант внимательно изучал английских философов, особенно Хатчесона и Юма . Последний разбудил Канта (по его собственным словам) «от догматического сна». Ко второму периоду принадлежат сочинения Канта: «О единственно возможном доказательстве бытия Бога» (1762), «Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали» (1763) и некоторые другие.

Целых 15 лет Кант был приват-доцентом и лишь в 1770 получил кафедру логики и метафизики в университете своего родного города, защитив диссертацию «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира». Это сочинение составляет переход к третьему периоду деятельности Иммануила Канта и содержит некоторые мысли о трансцендентальной эстетике , отчасти, о трансцендентальной аналитике и, вообще, о критике чистого разума, которые были широко развиты им позднее; но в этом сочинении Кант еще в значительной степени стоял на почве старой метафизики. Однако, внутренняя философская работа продолжалась еще в Канте целые 10 лет, прежде чем он издал свое главное сочинение, написанное им в четыре месяца: «Критика чистого разума » (1781). За этим сочинением, в короткие промежутки времени, последовали другие главные сочинения: в 1783 г. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике», в 1785 «Основы метафизики нравов», в 1788 «Критика практического разума », в 1790 «Критика способности суждения », в 1793 «Религия в пределах только разума», в 1797 «Метафизические начала учения о праве» и «Метафизические начала учения о добродетели» (в совокупности составляющие «Метафизику нравов», в 1798 «Антропология с прагматической точки зрения». Кроме того, Кант написал много мелких сочинений.