Найди абиотические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы среды

Само название раскрывает суть такого фактора, в переводе с греческого абиотический – неживой, безжизненный. То есть, абиотический фактор – это влияние неживой природы на окружающую среду, и . В разных уголках земного шара, грунты, температура воздуха разнятся, и это не может не сказываться на происходящих там процессах или жизненных циклах.

Классификация абиотических факторов

Различают следующие абиотические факторы, влияющие на окружающую среду:

  • климатические – вода, воздух, ветер, солнце, температура;
  • эдафические – состав воды, грунтов;
  • топографические – рельеф и высота над уровнем моря;
  • гидрографические – наличие водных ресурсов и их качество;
  • химические – атмосферный состав и водный состав.

Режимы абиотических факторов

Основное влияние на природу оказывают следующие режимы абиотических факторов на определенных участках земной поверхности:

  • температура;
  • вода;
  • влажность;
  • солнечные излучения;
  • радиация;
  • состав воздуха;
  • ветер;
  • атмосферное давление;
  • высота над уровнем моря.

Процесс влияния режимов абиотических факторов

  1. Температура – оказывает важнейшее влияние на . Благодаря температурному режиму на определенной территории развивается жизнь тех или иных живых организмов и растений. Различные представители и имеют свои комфортные условия обитания, главенствующую роль в которых играет именно температурный режим. Это правило относится как к наземным организмам, так и к водным: под водой, на разных глубинах температура воды отличается, что сказывается на ее обитателях.
  2. Влажность и вода – также главенствующий фактор в развитии жизни на планете. От количества осадков на определенной территории, зависит и количество доступных водных ресурсов: рек, озер, ручьев. Чем больше осадков на той или иной территории выпадает в течение года, тем выше запасы пресных вод и тем больше различных организмов и растений может проживать в тех регионах.
  3. Солнце и его излучение – интенсивности солнечной активности определяет продолжительность светового дня, от которого зависит много жизненных факторов живых и не живых организмов. Так по продолжительности дня животные определяют для себя сезон спаривания, линьки, набора веса перед зимой, период спячки или миграции. У растений, под действием солнца, происходит фотосинтез, цветение, сбрасывание листьев или почкование.
  4. Радиация – все живые организмы очень зависимы от радиоактивного фона. Если на той или иной территории уровень радиации повышен, неизменно появятся изменения на генетическом уровне, мутации, злокачественные новообразования, что не может не сказаться на развитии и процветании видов.
  5. Воздух и его состав – главные факторы, способствующие прохождению различных обменных процессов у организмов. Именно благодаря составу воздуха зародилась жизнь на нашей планете: из-за повышения в воздухе углекислого газа и кислорода, на Земле появились растения и животные.
  6. Ветер – как стихия сказывается как на растительном, так и животном мире. На территориях сильно продуваемых ветрами, растения боле слабые, из-за чего и там менее разнообразна. Также ветра способствуют расширению ареала распространения , перенося семена на большие расстояния.
  7. Атмосферное давление – влияет на образование тех или иных климатических условий, погоду.
  8. Высота над уровнем моря – в зависимости от топографии меняются и другие абиотические факторы: чем выше территория над уровнем моря, тем менее комфортная климатическая среда и тем менее распространен животный и растительный миры.

Цель : раскрыть особенности абиотических факторов среды и рассмотреть их влияние на живые организмы.

Задачи : познакомить учащихся с экологическими факторами среды; раскрыть особенности абиотических факторов, рассмотреть влияние температуры, света и увлажнения на живые организмы; выделить различные группы живых организмов в зависимости от влияния на них разных абиотического фактора; выполнить практическое задание по определению групп организмов, в зависимости от абиотического фактора.

Оборудование : компьютерная презентация, задания по группам с картинками растений и животных, практическое задание.

ХОД УРОКА

Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды.

Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении.

Мы рассмотрим влияние первых трех абиотических факторов среды, так как их влияние более значительно – это температура, свет и влажность.

Например, у майского жука личиночная стадия проходит в почве. На него влияют абиотические факторы среды: почва, воздух, косвенно влажность, химический состав почвы – совсем не влияет свет.

Например, бактерии способны выжить в самых экстремальных условиях – их находят в гейзерах, сероводородных источниках, очень соленой воде, на глубине Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, на самых высоких вершинах (даже Эвересте 8848 м), в телах живых организмов.

ТЕМПЕРАТУРА

Большинство видов растений и животных приспособлены к довольно узкому диапазону температур. Некоторые организмы, особенно в состоянии покоя или анабиоза способны выдерживать довольно низкие температуры. Колебание температуры в воде обычно меньше, чем на суше, поэтому пределы устойчивости к температуре у водных организмов хуже, чем у наземных. От температуры зависит интенсивность обмена веществ. В основном организмы живут при температуре от 0 до +50 на поверхности песка в пустыни и до – 70 в некоторых областях Восточной Сибири. Средний диапазон температур находится в пределах от +50 до –50 в наземных местообитаниях и от +2 до +27 – в Мировом океане. Например, микроорганизмы выдерживают охлаждение до –200, отдельные виды бактерий и водорослей могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре + 80, +88.

Различают животные организмы :

  1. с постоянной температурой тела (теплокровные);
  2. с непостоянной температурой тела (хладнокровные).

Организмы с непостоянной температурой тела (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)

В природе температура не постоянна. Организмы, которые живут в умеренных широтах и подвергаются колебанию температур, хуже переносят постоянную температуру. Резкие колебания – зной, морозы – неблагоприятны для организмов. Животные выработали приспособления для борьбы с охлаждением и перегревом. Например, с наступлением зимы растения и животные с непостоянной температурой тела впадают в состояние зимнего покоя. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетчатке уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию. Так морозостойкость зимующих организмов увеличивается.

В жаркое время года наоборот, включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.

Организмы с постоянной температурой тела. (птицы, млекопитающие)

У этих организмов произошли изменения во внутреннем строении органов, что способствовало их приспособленности к постоянной температуре тела. Это, например – 4-х камерное сердце и наличие одной дуги аорты, обеспечивающие полное разделение артериального и венозного кровотока, интенсивный обмен веществ благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом, перьевой или волосяной покров тела, способствующий сохранению тепла, хорошо развитая нервная деятельность). Все это позволило представителям птиц и млекопитающим сохранять активность при резких перепадах температур и освоить все места обитания.

В природных условиях температура очень редко держится на уровне благоприятности для жизни. Поэтому у растений и животных возникает специальные приспособления, которые ослабляют резкие колебания температуры. У животных, например слонов большая ушная раковина, по сравнению с его предком мамонтом, живущем в холодном климате. Ушная раковина кроме органа слуха выполняет функцию терморегулятора. У растений для защиты от перегрева появляется восковой налет, плотная кутикула.

СВЕТ

Свет обеспечивает все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для организмов важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность воздействия. Например, у растений уменьшение длины светового дня и интенсивность освещения приводит к осеннему листопаду.

По отношению к свету растения делят на:

  1. светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента – хлебные злаки. Но увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи.
  2. тенелюбивы е – имеют тонкие листья, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц.
  3. теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения

Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет продолжительность и интенсивность воздействие света – фотопериод. В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом для подготовки к изменению температуры служит продолжительность светового дня, которая в отличии от других факторов всегда остается постоянной в определенном месте и в определенное время. Фотопериодизм – это пусковой механизм, включающий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью у растений. У животных к накоплению жира к осени, размножению животных, их миграции, перелету птиц и наступлению стадии покоя у насекомых. (Сообщение учащихся).

Кроме сезонных, есть еще и суточные изменения режима освещенности, смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи – это своего рода «биологические часы», способность ощущать время.

Животные , активность которых зависит от времени суток , бывают с дневным, ночным и сумеречным образом жизни.

ВЛАЖНОСТЬ

Вода – это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.

Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию почвы и появлению болотной растительности. В зависимости от влажности почвы (количество осадков) видовой состав растительности меняется. Широколиственные леса сменяются мелколиственными, затем лесостепной растительностью. Далее низкотравье, и при 250 мл в год – пустыня. Осадки в течении года могут выпадать не равномерно, живым организмам приходится переносить длительные засухи. Например, растения и животные саванн, где интенсивность растительного покрова, а так же и интенсивное питание копытных животных зависит от сезона дождей.

В природе происходят и суточные колебания влажности воздуха, которые влияют на активность организмов. Между влажностью и температурой есть тесная связь. Температура сильнее влияет на организм при влажность высокая или низкая. У растений и животных появились приспособления к разной влажности. Например, у растений – развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовая пластинка уменьшена или превращена в иголки и колючки. У саксаула фотосинтез идет зеленой частью стебля. Рост в период засухи у растений прекращается. Кактусы запасают влагу в расширенной части стебля, иголки вместо листьев уменьшают испарение.

У животных тоже появились приспособленности, позволяющих переносить недостаток влаги. Мелкие животные – грызуны, змеи, черепахи, членистоногие – добывают влагу из пищи. Источником воды может стать жироподобное вещество например у верблюда. В жаркое время некоторые животные – грызуны, черепахи впадают в спячку, продолжавшуюся несколько месяцев. Растения – эфемеры к началу лета, после кратковременного цветения, могут сбрасывать листья, отмирать наземные части и так переживать период засухи. При этом до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища.

По отношению к воде растения делят:

  1. водные растения повышенной влажности;
  2. околоводные растения, наземно-водные;
  3. наземные растения;
  4. растения сухих и очень сухих мест, обитают в местах с недостаточным увлажнениям, могут переносить непродолжительную засуху;
  5. суккуленты – сочные, накапливают воду в тканях своего тел.

По отношению к воде животных делят:

  1. влаголюбивые животные;
  2. промежуточная группа;
  3. сухолюбивые животные.

Виды приспособленностей организмов к колебаниям температуры, влажности и света:

  1. теплокровность поддержание организмом постоянной температуры тела;
  2. зимняя спячка – продолжительныйсон животных в зимнее время года;
  3. анабиоз – временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни (наблюдается у холоднокровных и у животных зимой и в жаркий период времени);
  4. морозостойкост ь – способность организмов переносить отрицательные температуры;
  5. состояние покоя – приспособительное свойство многолетнего растения, для которого характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание наземных побегов у травянистых форм растений и опадение листьев у древесных форм;
  6. летний покой – приспособительное свойство раннецветущих растений (тюльпан, шафран) тропических районов, пустынь, полупустынь.

(Сообщения учащихся.)

Сделаем вывод, на все живые организмы, т.е. на растения и животные действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от влияния факторов неживой природы, растения и животных делят на различные группы и у них появляются приспособленности к влиянию этих абиотических факторов.

Практические задания по группам: (Приложение 1)

1. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите хладнокровных (т.е. с непостоянной температурой тела).

2. ЗАДАНИЕ: Из перечисленных животных назовите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела).

3. ЗАДАНИЕ: выберите из предложенных растений те, которые являются светолюбивыми, тенелюбивыми и теневыносливыми и запишите в таблицу.

4. ЗАДАНИЕ: выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

5. ЗАДАНИЕ: выберите растения, относящиеся к разным группам по отношению к воде.

6. ЗАДАНИЕ: выберите животных, относящихся к разным группам по отношению к воде.

Задания по теме «абиотические факторы среды», ответы (

При проведении урока используется компьютерная презентация, содержащая основные положения излагаемого материала, таблицы, примеры, иллюстрации. Заранее отдельные ученики получают задание подготовить сообщения по определенным разделам темы урока. Материалы презентации и подготовленных сообщений используются при составлении заданий проверочной работы.

Ход урока

Учитель. Все живые организмы, населяющие Землю, испытывают влияние экологических факторов среды. Экологические факторы – это отдельные свойства или элементы среды, воздействующие прямо или косвенно на живые организмы на протяжении хотя бы одной из стадий индивидуального развития. Экологические факторы многообразны. Их можно разделить по типу влияния на организмы, по степени изменчивости во времени, по длительности действия. Но обычно экологические факторы разделяют на основании их происхождения на абиотические, биотические и антропогенные.

(На экране демонстрируется схема классификации экологических факторов .)

Организмы по разному относятся к воздействию абиотических факторов. Некоторые бактерии способны жить в самых экстремальных условиях – в гейзерах, сероводородных источниках, в очень соленой воде, на самых больших глубинах Мирового океана, очень глубоко в почве, во льдах Антарктиды, в телах живых организмов. А некоторые планктонные организмы в океане погибают при самых незначительных изменениях температуры или солености окружающей воды. По-разному важны для организмов и те или иные факторы. Например, для личинки майского жука, развивающейся в почве, такой в целом важный фактор, как свет, практически не имеет значения.

Из обширного перечня абиотических факторов мы рассмотрим температуру, свет и влажность – их влияние очень важно для большинства живых организмов на планете.

Температура

Учитель. Температура на суше может меняться в разных районах земного шара от +50 °С до –50 °С, редко достигая и более высоких или низких значений, например днем в пустынях или зимой в некоторых областях Восточной Сибири, Арктики и Антарктики. Температура воды в Мировом океане как правило находится в интервале от +2 °С до +27 °С. Соответственно большинство растений и животных способны существовать в условиях довольно узкого диапазона температур. Однако отдельные виды бактерий могут жить и размножаться в горячих источниках при температуре выше +80 °С. Другие организмы способны переживать существенные изменения температуры, находясь в состоянии покоя или анабиоза. Например, споры микроорганизмов выдерживают охлаждение до –200 °С.

(На экране показаны разные группы животных в зависимости от их отношения к изменениям температуры. )

Сообщение учащегося

Различают животные организмы с постоянной температурой тела (теплокровные – птицы и млекопитающие) и с непостоянной температурой тела (холоднокровные – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, все беспозвоночные животные).

Для защиты от переохлаждения и перегрева организмы выработали определенные приспособления. Например, с наступлением зимы растения переходят в состояние зимнего покоя. Многие животные впадают в спячку. Интенсивность обмена веществ у них резко снижается. При подготовке к зиме в тканях животных запасается много жира, углеводов, количество воды в клетках уменьшается, накапливаются сахара, глицерин, препятствующий замерзанию. Так увеличивается морозостойкость зимующих организмов.

В жаркое время года, наоборот, включаются физиологические механизмы, защищающие от перегрева. У растений усиливается испарение влаги через устьица, что приводит к снижению температуры листьев. У животных усиливается испарение воды через дыхательную систему и кожу.

Способность к поддержанию постоянной температуры тела у птиц и млекопитающих связана с интенсивным обменом веществ, который, в свою очередь, возможен благодаря четырехкамерному сердцу и полному разделению артериального и венозного кровотоков, благодаря снабжению тканей артериальной кровью, насыщенной кислородом. От потери тепла птиц и млекопитающих защищает перьевой или волосяной покров. Те виды, которые обитают в условиях постоянно жаркого климата, имеют специальные приспособления для рассеивания тепла. Например, у слонов большая ушная раковина, которая выполняет функцию теплообменника.

Благодаря поддержанию постоянной температуры тела птицы и звери могут сохранять активность при резких перепадах температур и обитают почти во всех районах земного шара.

Свет

Учитель. Свет и связанный с ним процесс фотосинтеза, обеспечивают все жизненные процессы, протекающие на Земле. Для фотосинтеза важна длина волны воспринимаемого излучения, его продолжительность и интенсивность.

(На экране показана схема спектра солнечного света. )

Растения по отношению к свету делят на светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые. Тенелюбивые растения произрастают в условиях низкой освещенности, например под пологом леса. Теневыносливые способны существовать как в условиях хорошего освещения, так и при затенении.

Спонсор публикации статьи медицинский центр "ЦРЧ". Лазерная хирургия, подология - лечение вросшего ногтя , проктология, оперативная и консервативная ортопедия, ударно-волновая и мануальная терапия, массаж, рефлексотерапия, коррекция осанки и многое другое. Ваше здоровье в Ваших руках! Смотрите подробнее о центре, услугах и цены на сайте, который располагается по адресу: http://www.rubca.net/.

Сообщение учащегося

Важную роль в регуляции активности живых организмов и их развитии играет продолжительность светового дня – фотопериод . В умеренных широтах цикл развития животных и растений приурочен к сезонам года, и сигналом для подготовки организмов к изменению температуры служит именно продолжительность светового дня, которая, в отличие от других факторов, для каждого места и времени всегда постоянна. Фотопериодизм – это пусковой механизм, включающий физиологические процессы, приводящие к росту и цветению растений весной, плодоношению летом, сбрасыванию листьев осенью. У животных с изменением длины светового дня связано размножение, сезонные миграции (например, перелеты птиц), накопление жира и подготовка к стадии зимнего покоя.

Помимо сезонных, важное значение имеют и суточные изменения режима освещенности. Смена дня и ночи определяет суточный ритм физиологической активности организмов. Важное приспособление, которое обеспечивает выживание особи, – это своего рода «биологические часы», способность ощущать время.

Сообщение учащегося

Растениям свойственно явление, называемое фототропизмом , – это изменение положения частей растения в течение суток в зависимости от положения источника света. Листья растений отворачиваются от избыточного света, а у теневыносливых видов, наоборот, поворачиваются к нему. Таким образом ассимилирующие органы стараются занять положение, при котором растение будет получать оптимальное количество света.

У некоторых животных и одноклеточных организмов также наблюдается перемещение в сторону наибольшей или наименьшей освещенности (положительный или отрицательный фототаксис ) для выбора наиболее подходящего местообитания.

Сообщение учащегося

Для животных, в том числе и для человека, свет имеет в первую очередь информационное значение. Многие млекопитающие и птицы подавляющее большинство информации получают через органы зрения. Большинству организмов свет необходим для ориентации в пространстве. Уже у простейших организмов в клетках имеются чувствительные к свету органеллы. Пчелы своим танцем показывают собратьям путь полета к источнику пищи. Установлено, что фигуры танца (восьмерки) ориентированы по отношению к солнцу.

При весенне-осенних перелетах птицы ориентируются по звездам и по солнцу. В местообитаниях, где света очень мало или нет совсем (в пещерах, в глубинах океана), а иногда и при ночном образе жизни у некоторых животных (рыбы, головоногие моллюски, насекомые, ракообразные) могут иметься приспособления для биолюминесценции – способности светиться для привлечения добычи, особей противоположного пола, отпугивания врагов и т.д.

Влажность

Учитель. Вода – это необходимый компонент клетки, поэтому ее количество в тех или иных местах обитания является ограничивающим фактором для растений и животных и определяет характер флоры и фауны данной местности.

(На экране показаны представители разных групп растений с разными по влажности местообитаниями. )

В зависимости от влажности почвы меняется видовой состав растительности. По мере иссушения почв леса сменяются лесостепной растительностью, затем степью и пустынной растительностью. Избыток влаги в почве приводит к заболачиванию и появлению болотной растительности. Осадки в течение года могут выпадать неравномерно, живым организмам приходится переносить длительные засухи. Интенсивность развития растительного покрова и соответственно интенсивность питания копытных животных зависят от сезона дождей.

У растений и животных появились приспособления к обитанию в условиях дефицита воды. Например, у растений из сухих местообитаний развита мощная корневая система, утолщена кутикула листа, листовые пластинки уменьшены или превращены в иголки и колючки, что уменьшает испарение. Рост в период засухи прекращается. Кактусы и некоторые другие растения (суккуленты) запасают влагу в стеблях. В пустынях и полупустынях растения-эфемеры к началу лета, после кратковременного цветения, сбрасывают листья, у них отмирают наземные части и до следующего сезона сохраняются луковицы, корневища. Так эти растения переживают период засухи.

В пустынях и мелкие животные – членистоногие, змеи, черепахи, грызуны могут впадать в летнюю спячку, порой переходящую в зимнюю, до следующего сезона.

Сообщение учащегося

При всем многообразии форм и механизмов адаптации живых организмов к воздействию неблагоприятных факторов среды их можно сгруппировать в три основных пути: активный, пассивный и избегание неблагоприятных воздействий. Все эти пути имеют место по отношению к любому экологическому фактору, будь то свет, тепло или влажность.

Активный путь – усиление сопротивляемости, развитие регуляторных способностей, дающих возможность пройти жизненный цикл и дать потомство, несмотря на отклонения условий среды от оптимальных. Этот путь свойствен теплокровным организмам, но проявляется и у ряда высших растений (ускорение темпов нарастания и отмирания побегов, корней, быстрое цветение).

Пассивный путь – подчинение жизненных функций организма внешним условиям. Заключается в экономном использовании энергетических ресурсов при ухудшении условий жизни, повышении устойчивости клеток и тканей. Проявляется в снижении интенсивности обменных процессов, замедлении скорости роста и развития, спячке, анабиозе взрослых особей или существовании в покоящейся стадии (обезвоженные семена, споры, яйца некоторых беспозвоночных, способные сохраняться годами в самых неблагоприятных условиях). Выражен у растений и холоднокровных животных, у тех млекопитающих и птиц, которые способны впадать в спячку или оцепенение.

Избегание неблагоприятных условий среды характерно для всех живых существ. Прохождение жизненных циклов в наиболее благоприятное время года (активные процессы – в вегетационный сезон, зимой – состояние покоя). Для растений – защищенность почек возобновления и молодых тканей снежным покровом, подстилкой; отражение солнечных лучей. Для животных – убежища: норы и гнезда.

Сообщение учащегося

Многие мелкие растения переносят низкие зимние температуры, зимуя под снегом, в слое опада. Ветви кедрового стланика с наступлением морозом полегают на землю, а весной вновь поднимаются. Извилистость стволов каменных берез некоторыми исследователями тоже трактуется как адаптация вида к холоду. Извиваясь, ствол дерева еще какое-то время задерживается в более теплом приземном слое. Это имеет место как на Европейском Севере, так и на севере Дальнего Востока.

У животных тоже несколько состояний покоя. Летняя спячка – из-за высоких температур и дефицита воды, зимняя – из-за холода. Не всегда у млекопитающих во время зимнего сна замедляются обменные процессы: у бурых и белых медведей зимой рождаются детеныши. Анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедляются, что признаки жизни могут отсутствовать. Организм обезвоживается и потому может переносить очень низкие температуры. Анабиоз характерен для спор, семян, высохших лишайников, муравьев, простейших одноклеточных.

Все животные активно перемещаются в места с более благоприятными температурами (в жару – в тень, в холодные дни – на солнце), скучиваются или рассредоточиваются, во время спячки скручиваются клубком, выбирают или создают убежища с определенным микроклиматом, проявляют активность в определенное время суток.

Учитель. Приспосабливаясь к абиотическим факторам среды, вступая во взаимоотношения друг с другом, растения, животные и микроорганизмы распределяются в пространстве по различным средам, формируя самые разнообразные экосистемы (биогеоценозы), в конечном итоге объединяющиеся в биосферу Земли.

Вывод: на все живые организмы, т.е. на растения и животных действуют абиотические факторы среды (факторы неживой природы), особенно температура, свет и увлажненность. В зависимости от приспособленности к влиянию факторов неживой природы растения и животных делят на различные экологические группы.

Для закрепления полученных знаний проводится проверочная работа (5–7 мин).

Каждый учащийся получает лист с заданиями тестового типа, основанными на материале урока. После выполнения задания листы собираются.

Варианты заданий

Задание 1. Из перечисленных животных выберите теплокровных (т.е. с постоянной температурой тела) и холоднокровных: крокодил, гадюка, варан, черепаха, сазан, заяц, синица.

Задание 2. Выберите из предложенных растений светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые.

Ромашка, ель, одуванчик лекарственный, василек, шалфей луговой, ковыль степной, папоротник орляк.

Дополнительная информация:

1) светолюбивые – имеют мелкие листья, сильно ветвящиеся побеги, много пигмента, например хлебные злаки (увеличение интенсивности освещения сверх оптимального подавляет фотосинтез, поэтому в тропиках трудно получать хорошие урожаи);

2) тенелюбивые – листья тонкие, крупные, расположены горизонтально, с меньшим количеством устьиц;

3) теневыносливые – растения способные обитать в условиях хорошего освещения, так и в условиях затенения.

Задание 3. Выберите растения, относящиеся к:

1) водным растениям;
2) околоводным растениям;
3) наземным растениям;
4) растениям сухих и очень сухих мест.

Лютик едкий, василек, кактус, кувшинка белая, алоэ.

Какие растения называют суккулентами?

Задание 4. Выберите животных, ведущих дневной, ночной и сумеречный образ жизни.

Сова, ящерица, леопард, окапи, белый медведь, летучая мышь, бабочка.

Задание 5. Выберите животных, относящихся к:

1) влаголюбивым животным;
2) животным промежуточной группы (водно-наземной группы);
3) сухолюбивым животным.

Варан, тюлень, верблюд, пингвины, жирафы, водосвинка, белка, рыба-клоун, бобр.

ЛИТЕРАТУРА

Дольник В.Р., Козлов М.А. Млекопитающие. Атлас. – М.: Просвещение, 2005.
Иллюстрированная энциклопедия животных. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. – М.: Дрофа, 2005.
Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учебное пособие для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: практикум для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.

К абиотическим факторам среды относят субстрат и его состав, влажность, температуру, свет и другие виды излучений в природе, и его состав, и микроклимат. Следует отметить, что температуру, состав воздуха, влажность и свет можно условно отнести к «индивидуальным», а субстрат, климат, микроклимат и др. - к «комплексным» факторам.

Субстрат (буквально) - это место прикрепления. Например, для древесных и травянистых форм растений, для почвенных микроорганизмов это почва. В ряде случаев субстрат можно считать синонимом среды обитания (например, почва - это эдафическая среда обитания). Субстрат характеризуется определенным химическим составом, который оказывает влияние на организмы. Если субстрат понимается как среда обитания, то он в этом случае представляет собой комплекс характерных для него биотических и абиотических факторов, к которым приспосабливается тот или иной организм.

Характеристика температуры как абиотического фактора среды

Роль температуры как экологического фактора сводится к тому, что она влияет на обмен веществ: при низких температурах скорость биоорганических реакций сильно замедляется, а при высоких - значительно увеличивается, что приводит к нарушению равновесия в протекании биохимических процессов, а это вызывает различные заболевания, а иногда и летальный исход.

Влияние температуры, на растительные организмы

Температура не только является фактором, определяющим возможность обитания растений на той или иной территории, но она для некоторых растений оказывает влияние на процесс их развития. Так, озимые сорта пшеницы и ржи, которые при прорастании не подверглись процессу «яровизации» (воздействию низких температур), не дают семян при их произрастании в самых благоприятных условиях.

Для перенесения воздействия низких температур растения имеют различные приспособления.

1. В зимний период цитоплазма теряет воду и накапливает вещества, обладающие эффектом «антифриза» (это моносахара, глицерин и другие вещества) - концентрированные растворы таких веществ замерзают только при низких температурах.

2. Переход растений в стадию (фазу), устойчивую к воздействию низких температур - стадия спор, семян, клубней, луковиц, корневищ, корнеплодов и т. д. Древесные и кустарниковые формы растений сбрасывают листья, стебли покрываются пробкой, обладающей высокими теплоизоляционными свойствами, а в живых клетках накапливаются вещества-антифризы.

Влияние температуры на животные организмы

Температура по-разному влияет на пойкилотермных и гомойотермных животных.

Пойкилотермные животные активны только в период оптимальных для их жизнедеятельности температур. В период низких температур они впадают в спячку (земноводные, пресмыкающиеся, членистоногие и др.). Некоторые насекомые перезимовывают или в виде яиц, или в виде куколок. Нахождение организма в спячке характеризуется состоянием анабиоза, при котором процессы обмена очень сильно заторможены и организм может длительное время обходиться без пищи. В спячку пойкилотермные животные могут впадать и под воздействием высоких температур. Так, животные в нижних широтах в жаркое время дня находятся в норах, а период их активной жизнедеятельности приходится на раннее утро или поздний вечер (либо они ведут ночной образ жизни).

В спячку животные организмы впадают не только за счет воздействия температуры, но и за счет других факторов. Так, медведь (гомойотермное животное) впадает в спячку зимой из-за недостатка пищи.

Гомойотермные животные в меньшей степени в своей жизнедеятельности зависят от температуры, но температура влияет на них с точки зрения наличия (отсутствия) кормовой базы. Эти животные имеют следующие приспособления к преодолению воздействия низких температур:

1) животные перемещаются из более холодных областей в более теплые (перелеты птиц, миграции млекопитающих);

2) изменяют характер покрова (летний мех или оперение заменяются на более густой зимний; накапливают большой слой жира - дикие свиньи, тюлени и др.);

3) впадают в спячку (например, медведь).

Гомойотермные животные имеют приспособления для снижения воздействия температур (как повышенных, так и пониженных). Так, у человека имеются потовые железы, которые изменяют характер секреции при повышенных температурах (количество секрета увеличивается), изменяется просвет кровеносных сосудов в коже (при низких температурах он уменьшается, а при высоких - увеличивается) и т. д.

Излучения как абиотический фактор

И в жизни растений, и в жизни животных огромную роль играют различные излучения, которые или попадают на планету извне (солнечные лучи), или выделяются из недр Земли. Здесь рассмотрим в основном солнечные излучения.

Солнечные излучения неоднородны и состоят из электромагнитных волн разной длины, а следовательно, обладают и различной энергией. Поверхности Земли достигают лучи как видимого, так и невидимого спектра. К лучам невидимого спектра относятся инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, а лучи видимого спектра имеют семь наиболее различимых лучей (от красного до фиолетового). квантов излучений увеличивается от инфракрасного до ультрафиолетового (т. е. ультрафиолетовые лучи содержат кванты наиболее коротких волн и наибольшей энергии).

Солнечные лучи имеют несколько экологически важных функций:

1) благодаря солнечным лучам на поверхности Земли реализуется определенный температурный режим, имеющий широтный и вертикальный зональный характер;

При отсутствии воздействия человека состав воздуха, тем не менее, может различаться в зависимости от высоты над уровнем моря (с высотой содержание кислорода и углекислого газа уменьшается, так как эти газы тяжелее азота). Воздух приморских районов обогащен парами воды, в которых содержатся морские соли в растворенном состоянии. Воздух леса отличается от воздуха полей примесями соединений, выделяемых различными растениями (так, воздух соснового бора содержит большое количество смолистых веществ и эфиров, убивающих болезнетворные микроорганизмы, поэтому этот воздух является целебным для больных туберкулезом).

Важнейшим комплексным абиотическим фактором является климат.

Климат - это совокупный абиотический фактор, включающий в себя определенный состав и уровень солнечной радиации, связанный с ним уровень температурного и влажностного воздействия и определенный режим ветров. Климат зависит также от характера растительности, произрастающей на данной территории, и от рельефа местности.

На Земле наблюдается определенная широтная и вертикальная климатическая зональность. Различают влажный тропический, субтропический, резко континентальный и другие разновидности климата.

Повторите сведения о различных видах климата по учебнику физической географии. Рассмотрите особенности климата той территории, на которой вы живете.

Климат как совокупный фактор формирует тот или иной тип растительности (флоры) и тесно связанный с ним тип фауны. Большое влияние на климат оказывают поселения людей. Климат больших городов отличается от климата пригородных зон.

Сравните температурный режим города, в котором вы живете, и режим температур области, где находится город.

Как правило, температура в черте города (особенно в центре) всегда выше, чем в области.

С климатом тесно связан микроклимат. Причиной возникновения микроклимата являются различия в рельефе на данной территории, наличие водоемов, что приводит к изменению условий на разных территориях данной климатической зоны. Даже на относительно небольшой территории дачного участка на отдельных его частях могут возникать различные условия для произрастания растений из-за разных условий освещения.

Абиотические факторы — это особенность неживой природы, которые прямо или непрямо влияют на живые организмы.

Абиотические факторы классифицируют на:

  1. Климатические (атмосферные) — число осадков, температура, радиация Солнца, влажность, ветер, прозрачность, атмосферное давление, газовый состав.
  2. Факторы водной среды — прозрачность, плотность и вязкость, температура, наличие органических веществ, течение, содержание минеральных веществ, газовый состав, кислотность.
  3. Эдафические (почвенные) — минеральный состав, механическая структура, влажность, кислотность, органический состав, газовый состав, температура.
  4. Топографические (рельефные) — экспозиция склона, высота над уровнем моря, крутизна склона, перепад высот.
  5. Пирогенные — огонь, пожары.

Свет

Свет является основным фактором внешней среды. Если не будет света, то не будет возможна фотосинтетическая деятельность растений, а без этого жизнь прекратит любое существование.

По отношению к свету растения распределяют на:

  • Светолюбивые — обладают небольшими листьями, сильно ветвящиеся побеги, большое количество пигмента — хлебные злаки.
  • Тенелюбивые — обладают тонкими листьями, крупные, находятся горизонтально.
  • Теневыносливые — растения, которые могут жить в условиях неплохого освещения, так и в условиях тенения.

Для живого вещества необходимы свойственные признаки света — длина волны, мощность, интенсивность, время воздействия.

Всего различают:

  1. Ближнее ультрафиолетовое излучение около 400-200 нм;
  2. Дальнее ультрафиолетовое излучение около 200-10 нм.

Освещение помогает растениям улучшать свою производительность и продуктивность, поэтому оно так важно.

Температура

Температура — один из главных климатических факторов. Многие растения и животные приспособлены к довольно узкому диапазону температур. Температура влияет на интенсивность обмена веществ. Как правило, живые организмы могут существовать при температурах от нуля до +45-50 градусов (в жарких регионах, пустынях) и до -70 градусов (в очень холодных регионах).

Животные организмы бывают:

  1. Теплокровные — с постоянной температурой тела.
  2. Хладнокровные — с непостоянной температурой тела.

Влажность

Вода — это надобный компонент клетки, по этой причине её количество в разных местах обитания представляет растениям и животным возможность на существование и размножение.

Избыток влаги в почве стает причиной заболачивания почвы, а также возникновению болотной растительности. Эмбрион человека на 97 % состоит из воды, а у только что рожденных ее количество составляет 77 % массы тела. Количество воды в теле взрослого человека будет составлять уже около 60-65% его массы. Чтобы поддерживать водный баланс, рекомендуется выпивать каждый день не менее 2 литров воды. Тело животных также содержит не менее 50% воды.

Распространение жизни на Земле тесно связано с осадками. Во многих странах влажность разная, поэтому и различные животные по-другому относятся к влаге.

Излучение Солнца — электромагнитные волны разной длины. Живая природа нуждается в них, так как они являются главным источником энергии.

Ветер — может изменить структуру и внешний вид растений. Ураганы и обычные ветры могут переносить растения и животных на огромные расстояние, что в свою очередь изменяет состав сообществ.

Огонь или пожары — естественные абиотические экологические факторы. Если правильно использовать огонь, то он становиться ценным экологическим инструментом.