Как не допустить войны. Способы предотвращения войн и военный конфликтов Пути предотвращения войн

Неотвратимость социально-политических противоречий в жизни общества отнюдь не означает, что в их разрешении невозможно предотвратить экстремальное насилие и, прежде всего, вооруженное, военное, и связанные с ним различные формы конфликта. Актуальность значимости предотвращения военного конфликта особо возросла с развитием научно-технического прогресса в военном деле и распространением на нашей планете оружия массового поражения.

В то же время существует теоретико-методологическая проблема определения самого понятия «предотвращение конфликта». Это связано с тем, что объективная противоречивость жизнедеятельности общества ведет к невозможности избегания конфликта как такового. В соответствии с этим, вопрос состоит не в том, чтобы исключить конфликт вообще, а в том, чтобы не допустить проявления его негативно-разрушающих функций 1 .

Чтобы выяснить содержание категории «предотвращение конфликта», необходимо обратиться к анализу динамики развития конфликта. В соответствии с общепризнанной методикой проведения такого анализа, любой конфликт в своем развитии проходит три обязательных стадии: латентную (скрытую) или стадию зарождения , когда конфликт еще не заметен в обществе и не оказывает действенного влияния на его жизнедеятельность; стадию практических действий , когда конфликт уже становится «частью» жизнедеятельности общества и открыто проявляются его функции (в большей мере – негативные); стадию урегулирования конфликта , когда происходит снятие конфликтного взаимодействия, либо разрешение противоречия, приведшего к конфликту.

На первой стадии происходит осознание наличия объективного или субъективного противоречия, осознание своих интересов, выбор целей, методов и средств предстоящей борьбы, подбор союзников и т.д. В ходе второй стадии стороны уже предпринимают конкретные действия по разрешению противоречия. Именно эта стадия в общественном сознании обычно и ассоциируется как собственно конфликт. Применительно к военному конфликту - на этой стадии начинается непосредственное применение вооруженного насилия. Третья стадия конфликта – это, прежде всего, прекращение насильственных действий его субъектов по отношению друг к другу. Конфликт завершается в силу начала мирных переговоров между сторонами, либо возможной капитуляции одной из них, либо в силу невозможности сторонами (одной из сторон) продолжать борьбу.

Таким образом, под предотвращением конфликта понимается деятельность субъектов политических отношений, направленная на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия, ведущего к конфликтным действиям, либо недопущение разрушительного воздействия уже текущего конфликта на ту или иную сторону общественной системы. Другими словами, под предотвращением конфликта в абсолютном большинстве случаев подразумевается недопущение его перерастания во вторую стадию, когда начнут проявляться его негативно-разрушительные функции. В этом случае «механизм предотвращения» направляется на те общественные процессы, которые детерминируют конфликт или могут инициировать его дальнейшее углубление, то есть – на противоречивые отношения субъектов общества. В связи с этим, в зависимости от направленности предотвращающих действий само предотвращение может быть частичным или полным.

Частичное предотвращение достигается блокированием одной или нескольких (но не всех) причин зарождающегося конфликта, в результате чего достигается ограничение его негативного влияния на противоборствующие стороны и общественное развитие в целом. В данном случае возможно перерастание конфликта в стадию практических действий, но при этом исключается его интенсификация и применение крайних средств и методов борьбы. При этом, естественно, необходимо констатировать наличие общественно заметного конфликта, что предполагает в дальнейшем функционирование управленческого механизма урегулирования.

Полное же предотвращение подразумевает комплексную нейтрализацию всех детерминирующих зарождающийся конфликт факторов и условий, что позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов. Обе стратегии предотвращения только в различной степени своего осуществления подразумевают согласование позиций и интересов противоречивых субъектов, достижение согласия по наиболее важным вопросам общественной жизни.

Возможно ли все-таки упреждающее воздействие на общественные процессы, позволяющие предотвратить конфликт еще до стадии его зарождения? Безусловно, преднамеренное создание общественных условий, способствующих преимущественному сотрудничеству, позволяет предупредить появление антагонистических противоречий. Это, однако, не означает исключение противоречивости вообще, а значит, позволяет говорить о предотвращении конфликта именно в контексте наших рассуждений.

Таким образом, при определении спектра детерминирующих конфликт факторов для упреждения или притормаживания его развития (с возможным применением насилия) разумное политическое руководство должно осуществляться последовательно, устраняя одну причину за другой. В частности, если недовольство, напряженность в социально-политических отношениях вызывается несправедливостью, допущенной к той или иной социальной группе (ущемление политических прав, ограничение национально-культурного самовыражения и др.), то необходима определенная компенсация со стороны государства нанесенного урона и восстановление законных прав и свобод. Именно выявление степени несогласия между субъектами и активное вмешательство в процесс общественных отношений позволяет предупредить развитие конфликта на стадии его зарождения.

В связи с этим, важнейшим элементом алгоритма предотвращения конфликта является прогнозирование – составление образа конфликта с определением динамики его вероятного развития. Главным при этом выступает экстраполяция текущей ситуации на будущее состояние всей системы, в результате чего и строится модель возможного развития конфликтной ситуации.

В ходе прогнозирования, прежде всего, определяется противоречие, обусловившее зарождение конфликтной ситуации. При этом точность определения противоречия позволяет достоверно выделить те аспекты общественной жизни, ней­трализация которых будет способствовать стабилизации обстановки и деэскалации конфликта. В дальнейшем необходимо выявление тенден­ций изменения ситуации в случае развития противоречия, либо блокирование его. Эта мыслительная операция предполагает описание совокуп­ности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также логики общественного процесса – объективной последовательно­сти и взаимосвязи событий. Все это проводится с обязательным учетом норм функционирования анализируемой системы (подсистемы), времен­ного и пространственного факторов ее изменения, социально-экономиче­ских, политических, идеологических, социально-психологических и других условий.

Необходимо отметить, что описание событийного ряда и анализ логики процесса изменения ситуации не позволяет однозначно предсказать возможный конфликт, так как на процесс его формирования влияет ряд трудно учитываемых явлений, прежде всего субъективного порядка (психолого-эмоциональный настрой той или иной социально-политической силы, уровень их толерантности и т.п.). Поэтому, каким бы корректным не был научный анализ событий, их логики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфликтной ситуации. Прогнозирование конфликта – лишь предпосылка предотвращения, инструмент его обеспечивающий. Само же предотвращение осуществляется при помощи комплексной системы методов и средств. Среди них такие, как достижение консенсуса между общественными субъектами; сочетание интересов – подчинение неглавных интересов главным, временных – постоянным, текущих – перспективным; подавление отдельных элементов интересов; разведение противоречивых интересов и др.

Если говорить о предотвращении внутриполитических конфликтов, то историческая практика выработала ряд конкретных методов. Присущая же внешнеполитическим отношениям специфика позволяет в большей мере говорить лишь о возможном создании условий, способствующих предотвращению военных конфликтов, то есть определенных направлений действий государств и всего мирового сообщества по предотвращению международных политических конфликтов.

В силу сложившейся современной во­енно-политической обстановки, основным средством ре­ального предотвращения вооруженного насилия остается военная си­ла. В условиях существующих социально-политического и экономического дисбаланса, идеологических разногласий на всех уровнях духовных взаимоотношений людей, психологической неуравновешенности отдельных слоев населения, в том числе и на уровне лидеров некоторых государств, наличия на Земле огромного количества вооружений, в том числе и неконтролируемого официальными структурами делают военную силу неотъемлемым средством современной международной (да и внутригосударственной) политики. В связи с этим важнейшим направлением предотвращения является осуществление вооруженной «стратегии сдерживания» других государств от разрешения возникающих споров военным способом. Важнейшим методом этого направления является создание собственного военного потенциала, использование которого могло бы угрожать потенциальному агрессору нанесением ему неприемлемого ущерба.

Предотвращение военного конфликта с помощью «стратегии сдерживания» наблюдалось еще на заре человеческой истории, однако свою развитую форму эта стратегия получила в середине ХХ в., во время ожесточенного противостояния двух мировых социально-политических систем и представлявших их двух великих ядерных держав – СССР и США. Объясняется это тем, что раньше ущерб для проигравшей стороны выражался зачастую в потере части территории, смене династии или правительства, переходом под господство победителя, утрате своей роли и положения в системе властных отношений и т.п. Появление же и распространение ядерного и другого оружия массового поражения придало этой стратегии намного большее значение. Угроза стала связываться не просто с поражением в ходе вооруженного противостояния, а с риском для самого существования его участников, независимо от исхода столкновения.

Опыт реализации стратегии сдерживания показал, что баланс сил, стратегический паритет, отнюдь не предполагает абсолютного равенства между субъектами потенциального конфликта. Сдерживание может осуществляться и на основе ассиметрии в наличии, количестве или эффективности отдельных видов оружия. Но всегда эффективность сдерживания определяется величиной, значением ущерба, который может быть нанесен противнику. Поэтому не равенство возможного ущерба, а его неприемлемый уровень обеспечивал в середине ХХ в. не только интересы национальной обороны СССР и США, но и поддержание относительно прочного международного мира и стабильность общемирового политического порядка. Даже при неравенстве военных потенциалов СССР и США (относительный паритет был достигнут лишь к концу 70-х гг. ХХ в.) ни один из многочисленных конфликтов того периода, которые вели друзья, союзники и клиенты, ни непосредственное участие этих держав во многих из этих конфликтов, ни даже их практически непосредственное столкновение в таких острых международно-политических конфликтах, как Берлинский и Карибский, не переросли в ядерную катастрофу.

Вместе с тем, «стратегия сдерживания» становится одной из причин в стремлении создать все более мощные и многочисленные вооруженные силы. Стремление к этому стало непосильным даже для такой в прошлом великой державы как СССР. Созданный громадный арсенал средств вооруженной борьбы, вроде бы предназначенный для стратегического сдерживания, реально превысил не только его необходимый уровень, но и возможности страны. Более того, он, в конечном итоге, оказался несоответствующим таким его коренным стратегическим целям и действительным интересам, как обеспечение безопасности и территориальной ценности. Но это не означает, что в современных условиях наметившейся тенденции стремления к монополярному мироустройству, «стратегия сдерживания» изжила себя как эффективный инструмент предотвращения военных конфликтов.

В современных нормативно-правовых актах Российской Федерации, в частности в Военной доктрине однозначно утверждается, что цель политики России – устранение ядерной войны путем сдерживания от развязывания агрессии против нашей страны и ее союзников. В Доктрине официально заявлено, что РФ может применить ядерное оружие не только против других ядерных держав, но и против неядерных стран. Подобные положения имеются и в доктринальных документах других стран.

Вместе с тем, наличие в современном мире огромного количества ядерного и другого оружия массового поражения не в состоянии «сдержать» военные конфликты с применением обычного оружия. Более того, науч­но-технический прогресс дал обычному оружию такую мощь, которая по определенным показателям уже сегодня может быть сопоставима с оружием массового уничтожения. Боязнь последствий применения ядерного оружия отнюдь не стопроцентный гарант от его применения наиболее экстремистски настроенными силами, террористами или в результате тех­нических сбоев. В связи с этим появилась необходимость поиска ка­чественно иных путей предотвращения международных вооруженных конфликтов.

Исходя из принципов демократического развития мира (равенс­тво сторон и приоритет общечеловеческих ценностей, преодоление идеологии силы и господства в отношениях между людьми, странами, системами и др.), основными направлениями предотвращения военных политических конфликтов на современном этапе исторического развития могут быть следующие.

Дальнейшая всеобъемлющая интернационализация жизни мирового сообщест­ва во всех сферах и, прежде всего, хозяйственно-экономической, политической и культурной.

Анализ современной социально-политической и экономической обстановки показал, что процесс интернационализации становится доминирующим в совре­менных международных отношениях. Свидетельство этому – существующие уже десятилетия и создаваемые новые экономические союзы, со­общества, совместные предприятия. Научно-технический прогресс, вызвав невиданные перемены в сфере производства, одновременно в корне изменил его структуру, усилил интеграционные процессы, расширил потоки това­ров, капиталов, услуг, информации, рабочей силы между государс­твами и регионами. Именно поэтому набирающий силу процесс экономической взаимозависимости го­сударств на сегодняшний день во многом сдерживает нарушение складывающихся связей военными средствами. Думается, что ни одно цивилизованное государство сов­ременного мира, исходя из позиций собственной экономической выгоды, не прибегнет к массированной бомбардировке друго­го, если их экономическое развитие в значительной мере зависит друг от друга. Более того, в результате сложившегося положения можно с уверенностью констатировать, что, если экономические отношения в свое время поро­дили социальное насилие, то в современных условиях интернациона­лизация экономических отношений, экономическая выгода все­мерно создает условия, способствующие предотвращению конфликтов с применением раз­рушительной военной силы.

Немаловажным аспектом решения рассматриваемой нами пробле­мы является и политическая интернационализация. Важнейшим правовым ак­том этого процесса стал Заключительный акт Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный 33 государствами Европы, а так же США и Канадой в Хельсинки 1 августа 1975 г. Во многом благодаря этому сейчас активно идет «строительство общеевропейского дома». В дальнейшем Европейское сообщество на основе Маастрихтского дого­вора (1991 г.) создало на континенте мощное объединение развитых государств, передавших большие государственные полномочия общим органам. На совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1992 г.) произошла институционализация СБСЕ. Функции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) расширены вплоть до возможности проведения операций по поддержа­нию мира в районах межгосударственных конфликтов. В 90-х гг. прошлого столетия активизировались интеграционные процессы в регионе Канада – США – Мексика.

Вместе с тем, необходимо отметить то, что за последние годы ОБСЕ постепенно теряет свои стабилизирующие функции. Это связано, прежде всего, с тем, что в основе ее функционирования лежал принцип закрепления и соблюдения границ, сложившихся в результате итогов второй мировой войны. События же 80-90-х гг. ХХ века полностью перекроили политическую карту Европы, подорвав, таким образом, политико-правовые основы ОБСЕ. Кроме того, не имея собственного военного инструмента реализации достигнутых договоренностей, с началом расширения НАТО, ОБСЕ практически потеряла возможность стать самостоятельной действенной системой безопасности в Европе.

Необходимо констатировать факт дезинтеграцион­ных процессов как политического, так и социально-экономического плана в Восточноевропейском и Среднеазиатском регионах. Провозглашенное вместо СССР Содружество Независимых Государств еще далеко от интегриро­ванного уровня, существовавшего между республиками бывшего союза. Экономические, политические, военные, культурные связи еще далеки от требований сегодняшнего дня, не способствуют нормальному прогрессивному развитию народов и, следовательно, не служат условием предотвращения и преодоления политических конф­ликтов, в том числе с применением военной силы.

Следующим направлением предотвращения военных конфликтов является строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мир­ного сосуществования . В современных условиях политического мироустройства принцип мирного сосуществования приобрел качественно новые черты. Это выражается в том, что мирное сосуществование до се­редины 80-х гг. XX столетия рассматривалось как, во-первых, форма классовой борьбы пролетариата на международной арене и, во-вторых, как принцип сосуществования государств с различным социально-полити­ческим строем. В новых условиях, когда современное всеразрушающее оружие (прежде всего, атомное) стало ударной силой многих армий мира (и количество их пополня­ется), принцип мирного сосуществования становится всеобщим и отно­сится ко всем странам и народам независимо от уровня их социаль­но-экономического развития, политического режима, религиозной приверженности и т.д. В ядерный век мирное сосуществование должно стать высшим универсаль­ным принципом межгосударственных отношений.

Главным в содержании этого принципа является признание всеми субъектами международных отношений права каждого народа на сво­бодный выбор пути развития и недопустимости его навязывания извне любому государству и обществу, а также признание объективно су­ществующей многовариантности общественного развития. Каждая груп­па государств, каждая страна в отдельности имеет свои специфичес­кие интересы, которые должны учитываться в международных отноше­ниях, что, в свою очередь, подразумевает полное невмешательство во внутренние дела других народов и государств. Последнее положение, безусловно, исключает случаи угрозы международной безопасности, возникшей в результате обострения и интенсификации внутриполитического конфликта. Но в данных условиях иностранное вмешательство возможно только лишь с санкции международного сообщества (на сегодняшний день – Совета Безопасности ООН).

В условиях постоянного роста количества вооружений и совершенствования его качества важнейшим направлением предотвращения военно-политической конфронтации является снижение уровня военного противостояния, то есть непрерыв­ное, последовательное и равномерное сокращение вооружений и, преж­де всего, оружия массового поражения. Это направление, пожалуй, является одним из важнейших в предотвращении конфликтов с приме­нением вооруженных сил, во всяком случае, – в снижении их разру­шительных последствий.

Общеизвестно, что примерно до середины 80-х гг. прошлого столетия одной из основных материальных основ процесса дестабили­зации международных отношений являлась безудержная гонка вооруже­ний, которая охватила практически все ведущие страны мира. Это привело к тому, что был превзойден рубеж, за которым дальнейшее наращивание военной силы стало просто абсурдом. Новые, более со­вершенные виды оружия, создаваемые в противовес или взамен имею­щихся образцов, уже не способны были дать выигрыш безопасности ка­кой-либо одной стране, так как само их появление сделало положе­ние в мире еще более неустойчивым.

Более того, наращивание вооружений и военных приготовлений втянуло в свою орбиту не только высокоразвитые, но и страны со слабым экономическим уровнем. Приобретение совре­менного дорогостоящего вооружения и техники подрывает и без того не обеспечиваю­щую все социальные нужды народа экономику этих стран. Разрыв эко­номического развития между передовыми и отстающими странами все более увеличивается. Сегодня он достигает разницы в 30-40 раз. Все это, безусловно, способствует конфликтным ситуациям.

Не останавливаясь подробно на раскрытии процесса разо­ружения, выделим лишь два аспекта, непосредственно влияющих на предотвращение во­енных конфликтов.

Во-первых , это необходимость взаимного, равномерного и рав­ноценного разоружения всех потенциально противоборствующих сторон, всех стран. Одновременно с этим – недопустимость монополии лидерства одной из сторон в разработке и внедрении нового оружия, в том числе и име­ющего оборонительный характер. Трудно рассчитывать на взаимные ми­ролюбивые отношения в раздираемом противоречиями мире, когда одна из сторон имеет неоспоримые преимущества в области вооружения, военной силы. Следовательно, необходимо постоянное поддержание воен­но-стратегического паритета.

Во-вторых , в современных условиях, когда невозможен абсо­лютный контроль над процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо всемерное развитие доверия и сотрудничества в этих областях. В частности, совместные исследования в военной об­ласти, например, в разработке систем ПРО, должны надежно оградить мир от возможности одиночных несанкционированных и провокационных пусков. Доверие должно быть присуще не только всеоб­щему процессу разоружения и совместному военному строительству. Доверие должно стать характерной чертой всех политических отноше­ний не только на международной арене, но и во внутриполитическом плане. Уверенность в том, что бывший соперник и нынешний партнер будет всегда соблюдать достигнутые соглашения – важнейшее профи­лактическое условие недопущения конфликтных ситуаций. Доверие же, прежде чем прийти в область политики, должно возникнуть в духов­ной, идеологической сфере. Противоположные взгляды не должны стать причиной подозрительности по отношению к другой стороне.

Следующим направлением предотвращения международных вооруженных конфликтов является усиление роли системы международных межправительственных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ и других в области правового регу­лирования взаимоотношений между странами и народами .

Функционирование в ХХ веке крупных международных орга­низаций, таких как, Лига Наций и ООН, безусловно, явилось важным фактором, наложившим свой отпечаток на взаимоотношения между народами в этот исторический период. Однако, созданные главным образом для предотвращения и преодоления международных конфликтов, эти орга­низации далеко не в полной мере отвечали (Лига Наций) и сегодня отвечают (ООН) своему функциональному предназначению. Лига Наций не смогла предотвратить вторую мировую войну, да и ООН на сегод­няшний день довольствуется весьма символической ролью. Пресечение же в последнее время агрессивных устремлений некоторых государств, благодаря санкциям ООН на применение силы, не дает никаких гарантий, что справедливость будет тор­жествовать и в будущем. В связи с этим в качестве одного из направ­лений предотвращения вооруженной политической конфронтации и выд­вигается усиление роли ООН и других авторитетных международных организаций.

Главная задача этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы – возглавить строительство всеобъемлющей системы между­народной региональной и всеобщей безопасности. Конкретными целями ООН в обеспечении международной безопасности являются: выявление на самой ранней стадии ситуаций, чреватых конфликтами; ликвидация источ­ников опасности до того, как произойдет вспышка насилия, главным образом с помощью средств дипломатии; активные миротворческие усилия, направленные на решение проблем, ставших причиной конфлик­та; осуществление широкого комплекса мероприятий в послеконфронтационный период в целях сохранения мира и выполнения соглашений, достигнутых с помощью посредников; постоянная готовность содействовать миростроительству в его различных аспектах и установлению мирных взаимовыгодных отношений между субъектами, которые до этого воевали друг с другом.

Рассмотрение основных направлений предотвращения военных конфликтов позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых , анализ практического применения рассмотренных путей предотвращения показывает, что их теоретическая разработка - это своего рода написание с определенной степенью условности «идеаль­ной кар­тинки». Как в возникновении и протекании конфликта, так и в процессах его предотвращения и урегулирования не существует универсально скон­струированных моделей. В зависимости от сложившейся социально-по­литической обстановки могут применять­ся различные методы и приемы, переходящие один в другой, а порой, применяемые одновременно.

Во-вторых , некоторые методы и приемы предотвращения, вырабо­танные мировой практикой, применяются уже буквально веками. Одна­ко все они носят характер временного предотвращения конфликтной ситуации. В связи с этим хотелось бы еще раз подчеркнуть, что «абсолютное предотвращение» конфликта может наступить только со снятием противоречия, порождающего его. Но, так как социальные противоречия, объективно существующие и возникающие в обществе, – источник его развития, говорить о существовании или необходимости выработки универсального метода, снимающего в перспек­тиве любую конфронтацию – нельзя. Только следование всеми социально-политическими силами законам общественного развития, обус­ловливающее прогресс и рост его материального благосостояния, мо­жет обеспечить значительное снижение интенсивности процесса раз­решения объективно возникающих проблем.

В предотвращении потенциальных военных конфликтов только одновременные и совместные усилия по всем нап­равлениям, имеющие целью поиск взаимоприемлемых путей разрешения возникшего противоречия, могут дать эффективный результат.

1 Негативные функции конфликта : дестабилизирующая - конфликт может привести к дезинтеграции и дестабилизации об­щества в целом, либо какой-нибудь ее системы; изменения отношений власти - конфликт может небла­гоприятно повлиять на необходимое изменение властных отношений и их структур; разрушительная - военный конфликт с применением вооруженного насилия приводит к гибели лю­дей и материальных ценностей (в современных условиях - массовой). Позитивные функции конфликта : управления, регулирования социальной напряженности - конфликт позволяет восстановить необходи­мое социально-политическое равновесие, политическую стабильность, способствует возобновлению сотрудничества во взаимоот­ношениях между его участниками; коммуникативно-информационная – конфликт позволяет его участникам получить более полное представление не только о сопернике, но и других субъектах общественного процесса; поддержания и укрепления социально-политической стабильности.

June 23rd, 2015 , 07:38 pm

США разместят в Прибалтике и Восточной Европе танки, артиллерию и прочую военную технику, заявил в Таллине министр обороны США Эштон Картер.

По словам Картера, американские тяжелые вооружения будут размещены в Эстонии, Литве, Латвии, Болгарии, Румынии и Польше, сообщает Reuters. Часть техники также будет складироваться в Германии.

Агентство со ссылкой на Минобороны США передает, что размещаемая техника будет включать 250 танков, боевые машины пехоты Bradley и самоходные гаубицы. По словам представителей Пентагона, в каждой из указанных стран будет находиться группировка, необходимая для экипировки подразделений размером от роты (примерно 150 человек) до батальона (750 человек). Большая часть этих вооружений уже находится в Европе, утверждают собеседники агентства.

Картер также заявил, что США помогут союзникам по НАТО в работе центра киберобороны, находящегося в Эстонии.

P.S. Интересно, что они . В основном под видом учений. Или вообще без всякого объяснения. Зачем потребовалось ещё какое-то из перемещений легализовывать, объявлять о нём официально?

Поскольку бросается в глаза не очень большое количество бронетехники (люди, привыкшие оценивать её количество по операциям масштабов Второй мировой, могут посмеятся - всего 1000 единиц, включая 250 танков), можно предположить, что делается это для усыпления бдительности российского руководства, которое мягко говоря, испытывает в связи с этим определённое беспокойство. Ну вот вроде объявили официально, да и объявленное количество не слишком велико. На самом деле, переброшено уже гораздо больше - эшелоны идут на восток с осени прошлого года. Костяк ударной группировки НАТО постепенно обрастает мясом. Американцы подчёркивают , что технику и военное обмундирование размещают без солдат, которые будут приезжать на ротационной основе. Но главное ведь заранее создать штабы, склады боеприпасов, военной техники, амуниции. Массы обученных солдат можно привезти и за несколько часов до войны.

В этой связи можно предположить, что затишье на Украине продлится до момента полной готовности США атаковать Россию по всему фронту от Норвегии до Грузии. Так что репетиций по атаке Донецка, возможно, уже и не будет. Будут разговоры о мире, как обычно и бывает перед войной. А потом начнут везде и сразу. ВСУ взяты под американское командование в качестве неприхотливого и мотивированного пушечного мяса, которое сковывает значительные силы наших сухопутных войск и которое потом не очень жалко пустить на убой для достижения решительных результатов на других участках западного фронта.

Как мы уже говорили, наиболее удобным плацдармом для атаки является как раз не Украина, а Прибалтика, откуда можно бить в направлении Смоленска, отрезая Белоруссию, и в направлении Питера и Москвы. Со стороны Норвегии планируют атаковать базы Северного флота на Кольском полуострове. Ситуацию осложняет и вовлечение в американские планы ранее нейтральных стран - Швеции и Финляндии.

Пока российские СМИ и придворные блогеры продолжают тешить себя и народ иллюзиями по-поводу "раскола между США и Европой", американцы на экспертном уровне не особенно скрывают свои намерения. На днях их совершенно открыто озвучил глава "Стратфора" Джордж Фридман: "Плевать на НАТО. Когда нужно будет воевать, скажем. Пока же мы лишь готовим войну. И пусть не лезут".

В связи с этим моральная неготовность российского руководства решить украинский вопрос до начала столкновения с основными силами американской коалиции серьёзно осложняет ситуацию на наших западных границах и неизбежно приведёт к дополнительным ненужным жертвам среди российских военных и мирного населения.

Как говорил Макиавелли: "Войну нельзя избежать. Её можно лишь отстрочить к выгоде своего противника". Конечно, афоризм справедлив не для всех ситуаций, но конкретно нашу он описывает удивительно точно.

Войны всегда были ужасным бедствием. В это время погибают и становятся инвалидами люди, разрушаются города и села, исчезают памятники искусства, культуры. Лучшие умы человечества ломали головы над вопросом: как же научиться решать все проблемы и споры мирным путем, как предотвратить войну? И чем более мощным и разрушительным становилось оружие, тем актуальнее звучал этот вопрос. Особенно в нашу эпоху, когда полномасштабный конфликт с применением оружия массового поражения может уничтожить все живое на Земле.

Инструкция

Предположим, речь идет о государствах, не обладающих ядерным или термоядерным оружием. Каким образом можно предотвратить войну с недружественно настроенными соседями? Необходимо действовать в духе завета древних римлян: «Si vis pacem, para bellum», то есть «Хочешь мира – готовься к войне». Государству нужно укреплять свою обороноспособность. Парадокс этого завета только кажущийся. Ведь если государство имеет достаточно сильную армию, оснащенную всем необходимым, развитую промышленность, которую можно быстро перенаправить на выпуск военной продукции, и если его народ настроен патриотично, готов защищать родину с оружием в руках, тогда потенциальный агрессор не три, а тридцать три раза подумает, стоит ли затевать с ним войну.

«Если большое государство захочет захватить маленькое государство, оно это сделает. Но если другое большое государство захочет захватить это же маленькое государство, тогда у маленького государства появляется шанс» - так говорил один политический деятель в фильме «Стакан воды». Иными словами, в сложной ситуации такому государству следует играть на противоречиях в геополитических интересах больших соседей, попеременно прося покровительства то у одного, то у другого. Тут уж дипломатам, как говорится, и карты в руки.

Даже в эпоху холодной войны между двумя противоборствующими блоками, когда мир не раз стоял на краю пропасти, ни СССР, ни США не пустили в ход свои гигантские ядерные арсеналы. Почему? Потому что при неминуемом ответном ударе та сторона, которая ударила первой, тоже погибла бы. Следовательно, несмотря на политику разрядки и на осознании недопустимости такой войны, необходимо поддерживать тот уровень обороноспособности, который гарантирует нанесение ответного удара возмездия, причем в любой ситуации. Осознание этого всегда остужало и продолжает остужать «горячие головы».

Чтобы не допустить вооруженного конфликта, государству необходимо подключить к разрешению спорных вопросов все международные дипломатические структуры, прежде всего, Организацию объединенных наций. Хотя, увы, печальная практика показывает, что роль ООН в предотвращении войн более чем скромная.

Мало кто на этой планете рад войне. Разве, что люди, которым она выгодна и которые используют войну для удовлетворения своих политических, а чаще всего экономических интересов. Но что же делать, если война назревает в силу каких-то надуманных причин, а воевать никто не хочет. Ну, или почти никто.

Инструкция

Нужно использовать пацифистские организации. Демонстрации, выражение протеста, акции “Die-in” – вот далеко неполный список действий, которые могут использовать пацифисты в борьбе против империализма и милитаризма.
Пацифисты привлекают внимание власти и граждан, пытаются вразумить окружающих о ненужности войн для решения межгосударственных споров. Власти их, конечно, часто игнорируют, но если пацифисты сумеют поднять против войны население, то государству-агрессору просто будет некем воевать и вероятно оно может свернуть свои агрессивные намерения.

Использование ядерного щита – уменьшает угрозу мировой войны . Если дела зашли так далеко, что войны между странами было бы не избежать, а пацифистские организации работают хуже государственной пропаганды, то есть очень надёжный способ сдерживания противника – ядерный щит.
В настоящее время ядерным оружием владеют официально или предположительно 9 стран. Среди них старые ядерные державы, подписавшие договор о нераспространении ядерного оружия - Россия, США, Франция, Великобритания, Китай. Также есть ряд стран, не подписавших этот договор – Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея.
Война между всеми этими странами затруднительна, так как на возможную агрессию с одной стороны последует адекватный ответ с другой.

Используйте территориальные или экономические уступки как умиротворение агрессора. Разумеется, это уже самое последнее дело, когда войны никак не избежать. Если глава страны видит, что его войска заведомо слабее он может использовать этот унизительный, для многих шаг, а именно отдать агрессору то, что может являться причиной войны . Как правило, это могут быть какие-то территории или доступ агрессора к ресурсам.
Мало, кто пойдёт на такой шаг, тем более в истории были прецеденты умиротворения агрессора, которые в итоге закончились Второй мировой войной.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • В чем заключается сущность "холодной войны"

Все интересное

Самой кровопролитной и страшной бойней не только XX века, но и всей истории человечества можно смело назвать Вторую Мировую войну. Она охватила в различной степени 62 государства из 73, существовавших в те годы. Противостояние между державами…

Когда кого-то называют героем войны, люди сразу начинают испытывать к нему уважение. Это словосочетание несет в себе храбрость и доблесть, вызывает восхищение. Герои – это не обычные люди, а те, кто совершает подвиги. Герои войны совершают подвиги…

Пацифисты – это люди, которые против насилия, войн и вооруженных противостояний. Они следуют общественному движению, которое называется «пацифизм». Как правило, эти люди используют только мирные способы сопротивления насилию, например,…

Ядерное оружие относится к самым смертоносным средствам ведения войны. Сильная взрывная волна, поражающая радиация и мощное колебание магнитного поля делают его тотальным уничтожителем всего живого на несколько десятков лет вперед. Ядерной державой…

Холодная война - этап в развитии отношений СССР-США, который характеризуется как конфронтация и повышенная враждебность стран друг к другу. Это огромный период в становлении советско-американских отношений, продлившийся почти 50 лет. Официальным…

Среди различных военных и политических конфликтов XX века выделяется холодная война. Она продолжалась более 40 лет и охватила практически все уголки земного шара. И для понимания истории второй половины XX века необходимо выяснить, что собой…

Один из самых популярных сценариев конца привычной цивилизации – Третья мировая война, которая должна привести к гибели множества людей, масштабным геополитическим изменениям и экологическим катастрофам. Однако насколько высока вероятность начала…

После окончания Второй мировой войны ситуация в мире по-прежнему оставалась напряженной, так как сразу же возникла борьба среди США и СССР за сферы влияния и мировое господство. Мировое противостояниеТермин «холодная война» впервые…

Мало кто на этой планете рад войне. Разве, что люди, которым она выгодна и которые используют войну для удовлетворения своих политических, а чаще всего экономических интересов. Но что же делать, если война назревает в силу каких-то надуманных…

«Глобальные проблемы в современном мире» - Зеленые. Ш.Фурье. Закрепление. Нтп. Причины глобальных проблем. Пути преодоления. XX век-2 мировые войны. Понятие «глобальные проблемы». Глобальные проблемы современности. Проблема! -50-60-освобождение, -70-быстрый экономический рост, -80-замедление,внешние за- имствования. Север-Юг. Выход. 4500 лет -300 лет мира.

«Человечество и его глобальные проблемы» - 2.Экологическая проблема. 3.Демографическая проблема. Экологическая статистика России. Пути решения Проведение продуманной демографической политики. Демографическая проблема. 4.Продовольсвтенная проблема. Назад. Глобальные проблемы человечества. Загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. 5.Топливно-сырьевая проблема.

«Глобальные проблемы человека» - Особенности. Проблема освоения космоса. Демографическая проблема. Электромагнитный импульс выводит из строя электрическую и электронную аппаратуру, нарушает радиосвязь. Демографическая проблема? последствие относительного и абсолютного роста населения. Список глобальных проблем. Экологическая проблема.

«Глобальные проблемы современного мира» - Проблема международного терроризма. 2 процесса: «демографический взрыв» в развивающихся странах; недовоспроизводство населения в развитых странах. Некоторые предприятия, особенно электростанции, потребляют огромное количество воды на охлаждение. Глобализация мира. Экологические проблемы: Кол-во населения.

«Проблемы современности» - Проблема войны и мира. Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании. Экологические проблемы. Международный терроризм. Проблема войны и мира; Экологические проблемы; Энергетические проблемы; Проблема «Север-Юг»; Демографическая проблема; Проблемы охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании; Международный терроризм.

«Глобальные проблемы экологии» - Задание 4-м творческим группам (8,9,10,11 кл.). Должен соблюдаться принцип НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ ТО, ЧТО ПРИРОДА СПОСОБНА РАЗРУШАТЬ. Как быть с полиэтиленом? Тема «Полимеры». Какие проблемы считают глобальными? Давайте вспомним о второй жизни автомобильных покрышек. Углекислый газ способствует парниковому эффекту.

Всего в теме 34 презентации

Читайте также:
  1. V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В
  2. Амплитудно-частотная характеристика и способы ее измерения
  3. Базовые понятия реляционной модели данных. Ключи. Неопределенные значения. Ссылочная целостность и способы ее поддержания. Атомарность атрибутов и 1НФ.
  4. Безналичные расчеты предприятий: формы, способы, применяемые расчетные документы.
  5. Бетонные работы. Способы укладки бетона. Способы укладки и уплотнение бетонной смеси.
  6. Биологические следы человека – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  7. Боксеры различных типов тактики ведения боя и способы противодействия им. Отличительные особенности их манеры ведения боя.
  8. В больницу поступил больной с рваной раной голени вследствие укуса больного бешенством животного. Какую вакцину необходимо ввести для предотвращения развития бешенства?

Проблема предотвращения войн и военных конфликтов является сегодня одной из основных тем исследований ученых во многих странах мира. Слова о необходимости миротворческой деятельности стали уже стандартной формулой в стратегических документах международных организаций и национальных правительств, а также в арсенале спичрайтеров, готовящих речи политикам. Тем не менее, практика последних десятилетий показывает, что проблема предотвращения военных конфликтов решается в большей степени на словах, чем на деле. Специфика сферы военной политики, сложность и динамизм мирового политического процесса привносят в межгосударственные отношения фактор неопределенности и диктуют необходимость рассматривать эту проблему двояко.

Теоретические аспекты предотвращения военных конфликтов рассматривались многими учеными в разные исторические эпохи. На уровне практических действий проблемой предотвращения мировое сообщество начало заниматься только с 1899 г, когда по инициативе России была созвана 1-я мирная конференция в Гааге. Именно столь малым сроком практики миротворчества, с точки зрения автора, можно объяснить отсутствие впечатляющих результатов в борьбе с военными конфликтами. Однако в последние годы наблюдается рост исследовательского интереса к вопросам борьбы с насилием, в том числе и военным .

Обобщая выводы ученых, в широком смысле, предотвращение военного конфликта можно определить как деятельность субъектов политических отношений, направленную на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия между двумя и более вооруженными структурами, имеющими государственный статус, ведущего к конфликтным действиям.

Рассматривая проблему предотвращения военных конфликтов можно констатировать, что еще в IV в до н.э. древнегреческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель выдвинул универсальную формулу преодоления опасных социальных явлений: если известны причины, обусловливающие какие-либо события, то известны и причины, обеспечивающие их устранение, ибо «…противоположные меры производят противоположные действия» . А значит, исключение войн и военных конфликтов из жизни общества предполагает обладание истинным знанием об источниках – коренных причинах войн и военных конфликтов, определение надежных путей, средств и способов их устранения, а также наличие социальных сил в обществе, способных осуществить это.

Особое место в механизме предотвращения военных конфликтов занимает превентивная дипломатия. Такой вид дипломатии получил большое признание в международной практике. Превентивная дипломатия(англ. preventive diplomacy)– это меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами, недопущение перерастания споров в военные конфликты и ограничение масштабов последних, если они все-таки возникли.

В рамках такого вида дипломатии предполагается более широкое использование мер по укреплению дове­рия, создание миссий по сбору фактов и си­стем раннего предупреждения об угрозах миру, использование демилитаризованных зон как превентивной меры и т. п. К мероприятиям превентивной дипломатии можно также отнести: выявление фактов для получения полной и достоверной информации; раннее предупреждение о наличии явлений и тенденций, чреватых конфликтом или обострением конфликтов; принятие мер по укреплению доверия; проведение переговоров; осуществление посреднической деятельности международных организаций (ООН, ОБСЕ и т.п.); использование международных правовых институтов (например, Международного суда) для разрешения споров; обращение к вспомогательным правовым инструментам (например, к арбитражному суду).

Одной из ключевых составляющих превентивной дипломатии являются переговоры.Спецификапереговоров обусловлена тем, что они являются не только способом предотвращения, урегулирования, окончания конфликта, но и способом участия в конфликте, одной из форм его развития. В сущности, сам процесс переговоров, включая подготовку к ним и неизбежное сотрудничество в ходе этого процесса, может рассматриваться как одна из стадий конфликта и одновременно как способ управления противоборством его участников, позволяющий в определенной мере реализовать их цели и интересы .

В современном мире сложились уникальные условия и предпосылки для эффективной реализации политики предотвращения военных конфликтов. Этому благоприятствуют тенденции развития современных глобальных экономических, социально-политических и культурных связей и отношений. Большинство политических элит в разных странах понимают бессмысленность и бесперспективность вооруженного противостояния, в мировом общественном мнении преобладают пацифистские настроения, постоянно создаются новые неправительственные и гуманитарные организации антивоенной направленности, активизируют свою деятельность такие международные миротворческие институты, как ООН и ОБСЕ.

Тем не менее, при наличии всех позитивных тенденций в процессе предотвращения военных конфликтов необходимо осознавать, что без преодоления существующих глобальных проблем: перенаселенность ряда регионов, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми странами (противостояние по линии Север – Юг), деградация среды обитания, разрыв семейных и общественных связей невозможно предотвратить вызываемые ими политические конфликты, опасные для самого существования человечества.

Заключение

Озабоченность мирового сообщества ростом числа конфликтов и войн в мире обусловлена как многочисленностью жертв и огромным материальным ущербом, наносимым последствиями, так и тем, что благодаря развитию новейших технологий, имеющих двойное назначение, деятельности средств массовой информации и глобальных компьютерных сетей, крайней коммерциализации в сфере т.н. масс культуры, где культивируются насилие и жестокость, у все большего числа людей появляется возможность получить, а затем и использовать информацию о создании самых изощренных средств уничтожения и способах их применения. Не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.

Только за последнее время людские и материальные потери в связи с конфликтами и террористическими актами зафиксированы в Северной Ирландии, США, России, Кении, Танзании, Японии, Аргентине, Индии, Пакистане, Алжире, Израиле, Египте, Турции, Албании, Югославии, Колумбии, Ливии, Сирии, Иране и в ряде других стран.
Интернациональный характер жизни людей, новые средства связи и информации, новые виды вооружений резко снижают значимость государственных границ и иных средств защиты от конфликтов. Возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с национальными, религиозными, этническими конфликтами, сепаратистскими и освободительными движениями.

Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещался от стран Латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии.
Одновременно с разной степенью интенсивности осуществлялись террористические акции таких организаций, как ИРА в Англии и Северной
Ирландии, ЭТА в Испании. Активизировались палестинские и израильские террористы, террористические организации в ряде стран Африки и Азии, а также в США. В последние годы на Ближнем Востоке большую активность развили исламские военизированные террористические группы ориентации «Хамас» и «Хезболлах», сикхские террористические движения и группы в Индии, алжирские и другие террористы. Активно действует, широко используя террористические методы, наркомафия, отвоевывая у официальной власти все новые позиции.
Появилось немало новых регионов, где террористическая угроза стала особенно масштабной и опасной. На территории бывшего СССР в условиях обострения социальных, политических, межнациональных и религиозных противоречий и конфликтов, разгула преступности и коррупции, внешнего вмешательства в дела большинства стран СНГ пышным цветов расцвел постсоветский терроризм .

Россия и другие страны СНГ, ставшие в последнее время едва ли не главными объектами международного терроризма, сегодня, возможно, больше других понимают важность задачи организации коллективных усилий по пресечению дальнейшего расползания зоны активного террора на своих территориях. В развитие этого понимания странами СНГ предпринимаются конкретные меры по организации взаимодействия в отражении атак внутреннего и внешнего террора против основ государственности и общественно-политической стабильности. С этой целью разработана и принята программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, также учрежден специальный антитеррористический центр СНГ. Представляется, что эти инициативы и усилий, предпринимаемые на постсоветском пространстве в целях защиты национальной безопасности и суверенитета наших государств, должны с пониманием встречаться мировым сообществом, что бы там ни говорили о несоразмерном использовании Россией силы в отношении чеченских сепаратистов и т.п.

Война и вооруженные конфликты перестанут быть опасными для стран и народов только тогда, когда будет покончено с практикой использования этих конфликтов третьими странами для решения своих крупных геополитических и иных задач.

Не смотря на тенденцию роста количества конфликтов и войн в современном мире, главы государств и международные организации прилагают все усилия для их урегулирования и пресечения. В наше безумном мире можно только надеяться что наш общий дом планета Земля не превратится в безжизненную пустыню от непрекращающихся войн и вооруженных столкновений, как это описано в бесчисленном количестве фантастических романов.

Литература

1. Арцибасов И.Н. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия: монография. – М.: Право, 1998. – 608 с.

2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / общ. ред. А. И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – 830 с.

3. Бирюков П.Н. Международное право: учеб пособие: – М.: Юристъ, 1999. – 685 с.

4. Исакович С.В. Международно-правовые проблемы прав человека в вооруженном конфликте // Вестник Киевского университета. Серия: МО и МП. – 1976. – 28 с.

5. Кожевников Ф. И. Курс международного права: монография Т.5. – М.: Международные отношения, 1999. – 648 с.

6. Кутахов Ю.Л. Состояние и динамика политики предотвращения возникновения опасностей и угроз человеку в международных отношениях ХХI века: монография. – М.: 2005. – 293 с.

7. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право: учебник. – М.: Международные отношения, 2003. – 624 с.

8. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права: монография. – М.: Консул, 1999. – 302 с.

9. Мельник В.А. Современный словарь по политологии. М.: Минск: Книжный Дом. 2004. – 640 с.

10. Шеретов С. Г.Ведение международных переговоров: учеб. пособие. – М.: Алматы: КОУ, 2007. – 164 с.

Электронная литература

11. Вооружённый конфликт [Электронный ресурс]. – http://ru.wikipedia.org/wiki/Военный_конфликт


| | | 4 |