План открытого урока по академическому вокалу в детской музыкальной школе "кантилена-основа пения на дыхании". Учительские университеты Открытый урок по вокалу дуэт

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

« Детская школа искусств № 4 г. Курска »

План-конспект открытого урока

по академическому вокалу

с обучающейся 6 класса

Кравченко Евгенией

преподавателя Пахомовой Н.В.

Курск 2016 План-конспект урока по предмету «Вокал»

Дата проведения: 01.03.2016 г.

Время проведения: 10:30 – 11:10

Место проведения: МБОУ ДО ДШИ № 4 г. Курска

Дисциплина: «Вокал»

Преподаватель: Пахомова Наталья Васильевна

Концертмейстер: Борзова Юлия Витальевна

Ученица: Кравченко Евгения, 12 лет

класс: шестой, срок обучения – 7 лет

специальность: хоровое пение

образовательная программа: общеразвивающая

Продолжительность урока –40 мин.

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Методы ведения:

Наглядный (слуховой, зрительный);

Словесный (объяснение);

Педагогические технологии:

Личностно-ориентированная;

Здоровьесберегающая;

Проблемного обучения;

Развивающая;

Информационно-компьютерная.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, учебно-методическое пособие, нотные материалы, видеоматериал.

Тема урока: «Работа над развитием вокальных навыков»

Цель урока: ознакомиться с различными методиками музыкально-певческого воспитания школьников с целью развития певческих способностей и навыков, а так же укрепления организма ребёнка в целом.

Задачи урока:

Работа над дыханием и опорой звука;

Развитие артикуляционного аппарата с соблюдением санитарно- гигиенических требований (использование антибактериального геля для необходимого в упражнениях касания руками лица);

Достижение точности интонирования;

Достижение ровности звучания голоса;

Овладение различными видами звуковедения.

Структура урока:

1) Организационный момент (2 мин.)

2) Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (5 мин.)

3) Артикуляционная гимнастика из комплекса упражнений В.В. Емельянова (просмотр видео и одновременный повтор – 5 мин.)

4) Вокальные упражнения (8 мин.)

5) Работа над репертуаром (20 мин.)

6) Домашнее задание

7) Подведение итогов урока

Ход урока:

1) Организационный момент.

Преподаватель задаёт ученице вопрос: О каких вокальных или певческих навыках ты знаешь? Ученица даёт ответ (певческая установка, певческое дыхание и опора звука, высокая вокальная позиция, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, использование различных видов звуковедения, дикционные навыки).

2) Работа над дыханием с помощью дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Поработаем над дыханием. Несколько упражнений из основного комплекса. Упражнения повторяем по 4 раза.

Разминка.

1. Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Стремитесь соединять ноздри во время вдоха. Не смущайтесь от издаваемого звука.

2. Маршируйте на месте, делая активные вдохи на каждый шаг.

3. Переминайтесь с ноги на ногу вперед-назад, соответственно перемещая тяжесть своего тела, делайте одновременно с каждым движением короткие активные вдохи.

Движения головы.

    Повороты. Поворачивайте голову вправо-влево в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом – вдох носом.

    «Ушки». Покачивайте головой в одну и другую сторону по направлению ухо – к плечу. Следите, чтобы плечи оставались неподвижными. Активно дышите носом.

    «Ладошки». Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладошки зрителю» (поза экстрасенса). Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (делая хватательные движения). Следите за тем, чтобы в момент вдоха не поднимались плечи.

Главные движения.

    «Погончики». Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз, к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем возвратите кисти в исходное положение на уровень пояса – свободный выдох.

    «Насос». Держите перед собой палочку или свернутую газету. Делая одновременно с резким коротким вдохом «с пола» легкий, пружинистый поклон вперед, опускайте руки, затем слегка приподнимитесь (не выпрямляясь полностью), руки в исходное положение - выдох. Делайте шумный вдох носом одновременно с наклоном, ритмично и легко. Спина круглая, голова опущена.

    «Кошка». Имитируйте движения крадущейся кошки: чуть-чуть приседая, поворачивайте корпус то вправо, то влево, перенося тяжесть тела то на одну, то на другую ногу (в сторону поворота). Яростно нюхайте воздух с каждым поворотом.

    «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки). Поднимите руки на уровень плеч. Согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку, то есть, параллельно друг другу в темпе прогулочного шага. Строго одновременно с каждым броском повторяйте короткие вдохи. Не меняйте положение рук, не разводите широко в стороны и не напрягайте. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох «с потолка»).

3) Артикуляционная гимнастика. Просмотр видео и одновременное повторение. Использование антибактериального геля для обработки рук преподавателя и ученицы.

4) Вокальные упражнения. Все упражнения исполняем вверх, а затем вниз по полутонам.

Пение с закрытым ртом трёх звуков нисходящего движения (формирование высокой позиции звука и округлого пения);

Чередование слогов "лё" и "ми" на двух звуках в умеренном темпе (развитие чёткой дикции и артикуляции);

Пение на гласную "а" вверх и вниз. Упражнение на вид звуковедения Legato ;

Пение с "оттяжкой" гласной "а" и объединением по две ноты;

Пение на сочетание букв "тр" вверх и вниз. Лёгкий, подвижный звук, без напряжения. Развитие диапазона.

5) Пение вокализа и песни.

Дж. Конконе Вокализ №5.

Работа над дыханием, пением нот в единой высокой позиции, выработк а legato и певучести. Точные вступления и снятия. Соблюдение всех динамических оттенков.

Муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина "Песня царевны Забавы".

Очень важна работа над характером песни. Чёткая дикция, активная артикуляция. Хорошо открывать рот, работать над активным дыханием. Следить чтобы не было зажимов на высоких нотах. Низкие ноты петь крепко, на опоре. Так же уделять внимание динамическим оттенкам.

6) Домашнее задание.

7) Итоги урока. Обсуждение с обучающейся успехов и неудач работы на уроке. Замечания и похвалы преподавателя.

МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»

г.Кингисепп

Конспект открытого занятия на тему :

.

Педагог дополнительного образования

    Общие сведения:

Дата проведения: __________

Помещение: класс эстрадного пения

Год обучения: 2 год обучения

Возраст: 7 лет

    Тема открытого учебного занятия

Работа над дикцией в классе эстрадного вокала.

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Место в образовательной программе: соответствует 2 году обучения

    Цель учебного занятия и задачи

Цель: развитие основ певческой дикции и артикуляции, способствующих повышению уровня вокального исполнительства.

Задачи:

Образовательные

* обучение правильному певческому дыханию

*обучение правильному произношению скороговорок

* обучение выразительному исполнению музыкально - тренировочного материала и вокального произведения через певческую артикуляцию, дикцию

Развивающие

Развитие музыкальных и творческих способностей учащегося

Развитие эстетической культуры сценического вокального исполнения, вокальной индивидуальности, умения донести слово до слушателя

Развитие и раскрепощение артикуляционного аппарата

Воспитательные

Раскрытие смыслового содержания исполняемого произведения воплощение в песне волнующих чувств и мыслей

Формированию творческого самовыражения, интереса к индивидуальным формам вокального исполнения, сольному пению, концертным выступлениям.

    Форма учебного занятия. Комбинированное занятие.

    Форма организации работы . Индивидуальная.

    Структура учебного занятия (этапы).

Вводная часть. 5 мин

Приветствие. Введение в тему.

Основной этап. 30 мин

Практика. Учебно-тренировочные упражнения.

Заключительный этап. 4 мин

Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

VII . Содержательные блоки учебного занятия.

1. Введение в тему «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала» .

Артикуляция как важнейшее условие работы

над вокальным произведением 5 мин

2. Основной этап:

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой 5 мин

Артикуляционная гимнастика. 8 мин

Вокальные упражнения 8 мин

Работа над дикцией и артикуляцией в вокальном произведении 10 мин

3. Заключительный этап

Подведение итогов 4 мин

Задача: вспомнить содержание урока, повторить и закрепить основные понятия, поблагодарить. Домашнее задание.

Значение содержательных блоков. Их выполнение систематизирует знания учащихся. Заключительный этап (домашнее задание) мотивирует и развивает самостоятельную деятельность учащихся.

V Ш. Планируемый результат занятия

Хорошее усвоение материала и правильное применение полученных знаний на практике.

Умение эмоционально - выразительно, на хорошем певческом дыхании и с хорошей дикцией исполнить вокальную композицию.

IX . Методы обучения .

Словесный, наглядный, поисково-исследовательский, практический

(беседа, исполнение учебно-тренировочного материала, демонстрация упражнений, разучивание и исполнение песни)

X . Оборудование и материалы.

Учебный класс

Фортепиано

Микрофон

Ноутбук

XI . Методическое обеспечение.

Литература:

    Белоброва Е. Ю. « Техника эстрадного вокала» методическое пособие; 2004 г.

    Дмитриев Л. Б. « Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.

    Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.

    Зебряк Т. « Музыкальные скороговорки» - Кифара. 2006 г.

Сайты в интернете:

1. http://www.startvocal.ru
2. http://www.musicforums.ru/vocal
3. http://www.100 vocalistov. ru

Наглядные пособия. Дидактический материал.

Презентация с иллюстрацией по теме.

Рисунки

Конспект открытого занятия.

Тема: « Работа над дикцией в классе эстрадного вокала»

Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке

В класс входит ученик 2 класса ЦЭВ и ОД Мусиенко Георгий.

Организационный момент

Педагог (П): Здравствуй, Георгий! Я рада видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

(краткая беседа с учеником об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

    Вводная часть. Введение в тему. 5 мин

(П – преподаватель, Г – учащийся)

П: Гоша, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

П: а чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

Г.: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Г: без чёткой дикции и слов

    Основной этап. 30 мин.

Объяснение темы

П.: совершенно верно!

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текста.

Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тем нашего сегодняшнего занятия. «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала ».

Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?

Г. дыхательную гимнастику.

Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. 5 мин.

П. А теперь приступим к теме нашего занятия.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.

П. А от чего она зависит?

Г. (Ответ ученика)

П. Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П. Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

Г. (Ответ ученика) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П. Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученик пробует) . Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

П. , Г.: все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.

(Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику..

Артикуляционная гимнастика 8 мин

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.(« Футбол» -«Расчёска» -«Киска») «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)

4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,

мышцы гортани К-Г,

нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.

5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

Очень хороши для тренировки скороговорки .

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза) .

Рекомендации : в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения.

Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз. (все органы речевого аппарата начинают работать более активно)

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

П.: молодец, Гоша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.

Теперь приступим к вокальным упражнениям .

П. Гоша, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Г. Нельзя… мы должны разогреть наши связки…

П. Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П. Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Вокальные упражнения : 8 мин

1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У. Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы.( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.

П.: молодец. Гоша! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

Г. Разборчивая, понятная.

П. Как нужно произносить слова в пении?

Г. Четко, ясно.
П. От чего зависит четкое, ясное произношение?

Г. От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки

Работа над дикцией в вокальном произведении 10 мин

П.: Гоша, на предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.

Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.

Исполнение произведения. 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко )

Заключительный этап 4 мин

Подведение итогов

П.: подведём итоги нашего занятия. Гоша, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

Г. (ученик анализирует свою работу на уроке).

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Г. - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П. - Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Спасибо за урок. Ты сегодня большой молодец. До встречи!

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа №1 г. Тайшета.

Преподавателя

Попкович Оксаны Олеговны

« ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО АКАДЕМИЧЕСКОМУ ВОКАЛУ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

План-конспект
урока по специальности
«Вокальное исполнительство»/академический вокал
с учащимся 4 класса Бырдиным Марком

Тема урока: «Кантилена – как основа пения на дыхании»
Цель урока: Познакомиться с вокально-техническими терминами. Закрепление и проработка термина «кантилена» в разных жанрах вокальной музыки.
Задачи урока:
1.Обучающие:
- обеспечить формирование у ребенка знаний об особенностях работы голосового аппарата;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Дыхание – основа пения»;
- углубленное изучение понятия «кантилена» в вокальной музыке.
2. Развивающие: создать условия для развития у учащегося
- певческих навыков в разнообразных темпах и жанрах;
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.
3. Воспитательные: создать условия для
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
- стимулирования творческого поиска в создании интерпретации произведений.

Дата проведения: 18 октября 2017 года
Время проведения урока: 14.45-15.30
Место проведения: ДМШ № 1 г. Тайшета, каб. № 33
Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы ведения:
-
наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (комментарии, объяснения,образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- фонетический; · вокальные упражнения;
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный;
- методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.
Оборудование: фортепиано, ноутбук, видео фрагмент, зеркало, кроссворд для выполнения домашнего задания.
Используемая нотная литература:
1.Г. Зейдлер «Вокализ № 9» (D-es dur)
2. «Серенада Трубадура» слова Ю. Энтин, музыка Г.гладков
3. «Тридцать три коровы» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания» слова Н.Олев, музыка М. Дунаевский

Ход урока.

I. Приветствие .

Представление преподавателя: Попкович Оксана Олеговна (преподаватель по классу вокала) Стаж работы – 3 года.

Представление концертмейстера: Микушина Ирина Владимировна

Знакомство с учащимся.
Объявление темы, цели и задач урока .

II. Основная часть. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1.Выпонение упражнений для активизации речевого аппарата. Часто у вокалиста бывают проблемы с тем, чтобы найти место для распевания и подготовки вокального аппарата, нет инструмента для распевания. Я предлагаю упражнения, которые помогают мне и моим учащимся настроить свой инструмент:

    Активизация зевка, купола, искуственно вызывая зевоту. Повторять несколько раз в течении минуты.

    Упражнение для дыхания «Собачка». Работаем с дыханием, немного вытащив язык и делаем быстрые вдохи вниз диафрагмы, при этом руки ставим вниз ребер, контролируем процесс. После упражнения предлагаем попить чистой воды комнатной температуры, так как можно испытать неприятное ощущения сухости в горле.

    Упражнение «трубочка». Язык формируем трубочкой, выполняем движение вперед-назад

    Покусывание языка от корня до кончика

    Чередование команды улыбка-трубочка

    Пятачок. Вытянуть губы вперед, затем перемещать их вправо-влево, выполнять также круговые движения.

    Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно, с силой «приклеивая» язык к небу (следить, чтобы губы были в широкой улыбке, подбородок оставался спокойным, не «скакал»)

    Вращение языка круговыми движениями по зубам в одну и в другую сторону

2. Распевание. Рассказ учащегося что такое «певческая установка»
Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления учащегося, пропевание скороговорки на примарном тоне, удобном для ребенка с различным эмоциональным откликом (радость, грусть, гнев, безразличие) Подвести учащегося к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа(Г.Зейдлер «Вокализ №9»).

Предложить учащемуся после первого исполнения выбрать карточку с наиболее подходящим термином техники исполнения этого произведения.

Продолжение работы над задачами, а именно: добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), точности в ритмических аспектах, напомнить, что вокализ отличается ровностью и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляцией, грамотной фразировкой.

4.Работа над исполнением произведения Г. Гладкова «Серенада Трубадура».

Предложить для просмотра и прослушивания фрагмент из мультфильма «По Следам Бременских Музыкантов» в исполнении знаменитого певца Муслима Магомаева. Дать учащемуся насладиться качественным вокальным звучанием голоса мэтра, отдохнуть и настроиться на работу. Обратить внимание на образ данного произведения.

Задачи работы над серенадой: отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на полноту длинного дыхания во фразах, мягкую атаку, легкость и непринужденность звучания, исходя из образа и смысловой нагрузки произведения.

Используя образное мышление, воображение учащегося, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет ученика к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать учащемуся возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5. Работа над исполнением произведения М. Дунаевского «33 коровы»

Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести учащегося к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, заключенное в теме урока. Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата.

Важно! При исполнении мелодии с вокальным текстом возникает проблема – разрезание согласными вокальной линии. Необходимо добиваться такого произношения согласных, чтобы перерыв в потоке гласных был минимальным и очень чётко дикционно ощущалось произношение согласных. Здесь необходимо помнить, что нужно формировать не губами, а произносить высоко, над губами. Применяется такой приём: все гласные в тексте открываются, а все согласные, независимо от послогового построения слова, переносятся к следующему слову. Гласные тянутся максимально долго, а согласные произносятся в самый последний момент (требуется тренировка). В результате вырабатывается кантилена, т.е. переход от одного звука к другому чисто, мгновенно, без перерыва звучания или перетягивания его через промежуточные звуки.

III . Заключительная часть
1. Закрепление нового материала.
2. Формирование домашнего задания.
3. Декламация трактата о пении (XVI в. архимандрит Матфей)

Современные дети отличаются вялостью артикуляционного аппарата, развитие которого является необходимым условием успешной вокальной работы. Этой актуальной проблеме и был посвящен данный урок. На разных этапах урока для активизации голосового аппарата и улучшения дикции применялись скороговорки, артикуляционная гимнастика, метод мелодекламации, прием мысленного пропевания с беззвучной артикуляцией. Использование на уроке разнообразных технологий (личностно-ориентированной, развивающего обучения, межпредметных связей, здоровьесбережения), либо их элементов (проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, ИКТ, арттехнологий) сделало его интересным, насыщенным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУ СПО «Московский областной музыкально-педагогический колледж»

ПЦК вокала и хорового дирижирования

Открытый урок

по дисциплине «Вокальный класс»

Тема:

Преподаватель:

Пономаренко Н. И.

Студентка 21 гр.:

Вакун Ю.

08.02.2011г.

г. Егорьевск

План – конспект урока.

Тема урок: Артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением

Цель урока: Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляционного аппарата.

Задачи урока:

Обучающие

Обеспечить формирование у студента знаний об особенностях работы артикуляционного аппарата;

Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме «Артикуляция».

2. Развивающие – создать условия для развития у студента

Дикционных навыков в разнообразных темпах;

Активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;

Эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

Умения пользоваться нижнереберно-диафрагматическим дыханием.

3. Воспитательные - создать условия для

Воспитания сознательного подхода к обучению;

Повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

Стимулирования творческого поиска студента в создании интерпретации произведений.

Тип урока : комбинированный.

Методы работы:

п о источнику знаний :

Наглядные – наглядно - иллюстративный, слайд-шоу, показ, ТСО;

Словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия ) , беседа ;

Практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики : концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

Технологии:

личностно-ориентированная, развивающего обучения, межпредметных связей,; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности, информационной, арттехнологии;

исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика

Оборудование: фортепиано, ноутбук, презентация по теме урока, зеркало

Используемая нотная литература :

1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .

2. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара: для меццо- сопрано. Музыкальное училище I-II курсы./ Сост. П. Понтрягин. - М.: Музыка, 1970.

3. Д.Кабалевский. Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта»./ Ноты с сайта - www.notarhiv.ru

4. Учите детей петь: Песни и упражнения развития голоса у детей (3- 5 лет). Пособие для муз. руководителей дет. сада. /Сост. Т.Орлова, С. Бекина. – М.: Просвещение, 1986.

Ход урока.

I.Объявление темы, цели и задач урока.

II. Актуализация знаний. Формирование и закрепление вокальных навыков.

1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).

2. Распевание . Первый вокальный навык – «певческая установка» (развернутый ответ студента).

Использование упражнений: интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);

упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.

Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления студента, используя скороговорку «Барашеньки – крутороженьки … » с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев, восхищение и т.д.

Подвести студента к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.

3. Работа над исполнением вокализа (Ф.Абт. Вокализ №10 ).

Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

4.Работа над исполнением произведения Д.Кабалевского Романс Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта». Задача работы над данным произведением – отрабатывая различные вокальные навыки, обратить особое внимание на кантилену, на активность всего артикуляционного аппарата студента. Для этого используется артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова (Приложение №2). Хорошая артикуляция приблизит звук, сделает его более ярким, красивым, высоко позиционным, улучшит дикцию.

В процессе работы студент вспоминает теоретические основы вокала (из раздела «Строение голосового аппарата» - «Артикуляционный аппарат» слайды №12 – 15). В беседе с преподавателем разбираются вокальные навыки «дикция», «артикуляция».

Используя образное мышление, воображение студента, необходимо создать такую ситуацию, которая приведет учащегося к яркому выразительному исполнению, грамотному построению драматургии произведения и в то же время будет работать над исправлением его вокально-технических недостатков. В результате восприятия и анализа музыки и текста необходимо дать студенту возможность прочувствовать художественный образ, пережить его. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогут поющему найти соответствующие приемы вокального исполнения, проявить инициативу в их поиске, благодаря чему развивается мышление, самостоятельность и творчество обучающегося пению.

5.Работа над исполнением произведения М.И.Глинки Песня Ильиничны «Ходит ветер у ворот» из музыки к трагедии А.Кукольника. Данное произведение находится в работе сравнительно недавно. Задача работы над ним – анализируя музыкальный и литературный тексты произведения, подвести студента к осознанию, а затем и осмысленному эмоционально насыщенному исполнению каждой музыкальной фразы, хорошей подачи художественного слова, не упуская при этом технически правильное исполнение, сохранения дикционной активности голоса при разных нюансах.

Темп произведения довольно быстрый, поэтому необходима работа по активизации артикуляционного аппарата студента. Для этого используется метод мелодекламации в утрированной манере, а также методический прием мысленного пропевания, когда концертмейстер исполняет фортепианное сопровождение вокального произведения, а поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и мысленно пропевать мелодию с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру.

6.Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (М.Иорданский «Голубые санки» ). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).

III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).

IY. Домашнее задание. В Интернете найти записи исполнения лучшими вокалистами романса Бенволио из музыки к спектаклю «Ромео и Джульетта» Д.Кабалевского, сделать сравнительный анализ интерпретаций. Выучить слова Песня Ильиничны из музыки к трагедии А.Кукольника «Ходит ветер у ворот» М.И.Глинки, выразительно декламируя в певческой позиции («Артист на сцене»). Продумать несколько исполнительных планов этого произведения.

Приложение №1.

Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой .

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой

Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

улучшают дренажную функцию бронхов,

положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,

повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,

улучшают нервно - психическое состояние организма.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

Упражнение « Обними плечи » (Вдох на сжатии грудной клетки).

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

Упражнение « Насос ». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

Упражнение « Большой маятник » («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Приложение №2.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.

Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез.

"Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз.

Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.

Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется "щеточка", как бы чистим языком зубы.

Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.

После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.

Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

ЛИТЕРАТУРА

Щетинин. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой./ М.Н. Щетинин. – 3-е изд. – М., 2008: http://strelnikova.ru


Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над музыкальными произведениями. Это связано со спецификой изучаемого предмета.

Вокальные упражнения.

Цель : Проследить степень формирования вокальных навыков у учащихся – подростков.

Задачи : Овладение навыками вокала на примере конструктивных упражнений.

Одной из важнейших задач работы над упражнениями является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование основных певческих навыков учащихся . К ним мы можем отнести:

Певческую установку

Певческое дыхание и опору звука

Высокую вокальную позицию

Точное интонирование

Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса

Использование различных видов звуковедения

Для достижения положительного результата в работе используются методы :

1. Метод развивающего обучения. Под развивающим обучением понимается новый, активно деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка . Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию.

2. Метод индивидуального подхода к каждому ученику.

Никогда не надо забывать, что у людей очень индивидуальные анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие качества.

3. Метод активного и интерактивного обучения .

Эти приемы основаны на такой форме взаимодействия учащихся и учителя, в результате которой учащиеся здесь не пассивно исполняют указание преподавателя, а активно участвуют в ходе урока. Более того, нами поощряется и взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом, т. к. в основе интерактивного метода обучения лежит принцип доминирования активности учащихся в процессе обучения .

4. Рассказ

5. Объяснение

6. Показ (демонстрация)

7. Диалог

8. Дискуссия

Педагог в работе с детьми подростками активно использует метод переосмысления.

Вокальная педагогика использует множество специальных терминов: грудные (головные) резонаторы, длинная гортань, мягкое округлое небо, звуковая атака.

Дети подросткового возраста еще не обладают ассоциативным мышлением, их мышление конкретно. Задача педагога, найти такие термины, чтобы они были понятны детям этой возрастной категории.

Для этого педагог использует эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов). Исходя из различия психики каждого ребенка, эти термины подбираются индивидуально.

1. Метод эвристики

Подростки 14-16 лет в основной массе имеют сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октав. Звучание смешанное. Однако, это период мутации. Мутация у всех проходит по – разному. У девочек период мутации проходит сравнительно гладко, но все равно в этом возрасте надо пользоваться методом голососбережения.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью не только для маленького певца, но и для подростка – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

1) Подготовка певческого аппарата к процессу фонации.

Цель: Подготовить певческий аппарат к процессу фонации.

Задачи:

Разогреть связки на естественном певческом тоне

Выстроить интонационный слух

Закрепить положение «зевка» в звукообразовании

Закрепить систему певческого дыхания

Подключить необходимые резонаторы

Методы : Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого неба, распевание начинаем на примарных тонах согласно индивидуальности каждого голоса.

2) Развитие певческого дыхания.

Цель: Сформировать правильное певческое дыхание.

Задачи:

Упражнение развивает певческое дыхание

Дает ровность певческого тона при смене гласных звуков

Формирует правильную артикуляцию гласных звуков

Методы: Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги. Последний звук увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема.

3) Упражнение на выравнивание регистров.

Цель: Выровнять регистры.

Задачи :

Развитие кантилены (плавного звуковедения)

Распределение дыхания на певческую фразу

Свобода и полнота звучания

Методы: Упражнение поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка»

4) Упражнение на однохарактерность звучания гласных

Цель: добиться однохарактерности звучания гласных звуков.

Задачи:

Избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «полетности» звука

Методы: Упражнение поется на сочетании чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.

Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке проводится планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.

Работа над музыкальными произведениями

Цель : овладение навыками вокала на примере высокохудожественных музыкальных произведений.

Задачи :

· Работа над формированием исполнительских навыков

· Работа над сценическим воплощением произведения

Педагогический прием работы над новым материалом

1. Анализ словесного текста и его содержания.

2. Грамотное чтение нотного текста.

3. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

4. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная и т. д.).

5. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.

6. Различные виды динамики.

7. Многообразие агогических возможностей исполнения произведения (сопоставления двух темпов медленного и быстрого; замедления; ускорения); различные виды фермат.

«Земля, где так много разлук» Муз. В. Лебедева стихи. Ю. Ряшенцева

План анализа произведения

1. Песня советского композитора.

2. Лирическая, неторопливая, протяжная.

3. Лад – минорный.

4. Характер звучания – светлый, теплый, певучий.

5. Красочный арпеджированный аккомпанемент .

6. Форма построения – куплетная.

7. Замечательные слова известного советского поэта.

Цель : Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.

Задача: Добиться кантиленного звучания, правильной фразировки, осмысления художественного образа, выравнивания регистров.

Методы :

· Работа над фразой в стихотворном тексте.

· Вычление фраз с большими интервалами из музыкального текста и пение их в сочетании согласных и гласных звуков.

«Баркарола» Муз. Ф. Шуберта, сл. , перевод А. Плещеева

План анализа произведения

1. Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Форма произведения – куплетная.

2. Оживленный темп.

3. Характер звучания светлый и певучий.

4. Мелодия широкого диапазона.

5. В аккомпанементе самостоятельная партия, несущая изобразительное начало игры волн.

Цель: Формирование и закрепление вокальных навыков в процессе разучивания музыкального произведения.

Задачи: Добиться кантилены в исполнении, правильной фразировки, осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания.

Методы :

· Пение нотного материала на гласные и сочетание гласных.

· Работа над музыкальной фразой.

· Работа над динамикой произведения (нюансировка).

Переход от диафрагментального дыхания к грудному, достичь легкости, полетности звучания.