Саамы численность и место проживания. Праздники и обряды саамов

Их численность по всему миру можно сравнить с населением небольшого российского города − например, Магадана. Впрочем, даже в последнем сейчас проживает около 90 000 человек, а саамов на Земле осталось и того меньше – тысяч 60-80. Тем не менее, этому небольшому и загадочному народу до сих пор удалось сохранить идентичность, культуру и даже собственный язык. Так кто же такие саамы, откуда они появились, где живут и кем чувствуют себя в огромном глобализованном мире?

Экскурс в историю саамов

Саамы – это малочисленный североевропейский народ, традиционно относящийся к финно-уграм. Хотя, если верить ученым-антропологам, генетически у них с финнами мало общего: саамы скорее являются потомками куда более древней народности, так называемой, «псковской чуди». Скандинавы и русские когда-то нарекли саамов «лопарями», «лапнянами» и «лопью», отчего и пошли корни названия «Лапландия». Сами «лопари» жили вольной полукочевой жизнью оленеводов с незапамятных времен (упоминания о них проскакивали даже у древних греков), пока на них не обрушились катастрофы большой цивилизации: в особенности, Октябрьская революция и советские колхозы. С тех самых пор традиционной культуре саамов пришел конец: привычный жизненный уклад был уничтожен, а новые формы хозяйства смогли освоить далеко не все. Впрочем, сегодня, когда многие малочисленные народы стремятся заявить о себе большому миру и возродить свою самобытность, саамы понемногу объединяются в сообщества (в основном, на территории России, Финляндии и Скандинавии), чтобы возродить то, что, кажется, потеряно еще не до конца.

Сами саамы

Что вообще представляет собой традиционная культура саамов и насколько она близка культуре финской? На эти вопросы нам ответил исследователь, интересующийся культурой этого северного народа и пожелавший остаться анонимным.

─ Расскажите об особенностях саамской культуры. Насколько саамы близки финнам?

─ Если говорить о местной кольской саамской культуре, то, прежде всего они кочевники и скотоводы. Так было вплоть до советского периода. То, что они кочевали в пределах небольшой территории и сезонно − ситуацию не меняет. А финны − это оседлый народ. Культурно финнам гораздо ближе карелы. Если же рассматривать историческое взаимодействие кольских саамов с другими народами, то это, прежде всего, поморы. Какого-то серьёзного взаимодействия между финской и местной саамской культурами на протяжении присутствия русских на полуострове, по-моему, не было. Разве что, опосредованно.

─ Что характерно для традиционных религий саамов и насколько эти верования распространены сегодня?

─ Я думаю, изначально традиционная саамская религия была разновидностью шаманизма, типичного для сибирских народов. Конечно же, с местными особенностями, но не более того. Впрочем, здесь трудно судить, так как христианство пришло на полуостров примерно тысячу лет назад, вместе с поморами. Сейчас саамы в религиозном плане не отличаются от соседей. Если кто-то и исповедует что-то "традиционное" − это реконструктивизм.

Саамы сегодня

А как же живет в современном мире этот малочисленный, но самобытный народ? Как они отстаивают свою идентичность, как борются за сохранение языка, культуры и кем видят себя в этом мире? Мы задали несколько важных вопросов председателю региональной автономии саамов Наталье Гавриловой.

─ Много ли сейчас выпускается книг, фильмов, СМИ на саамском языке?

─ Книги выпускаются. Не в том количестве в котором хотелось бы, но, тем не менее, работа в этом направлении идёт. Книги выпускаются как при поддержке зарубежных саамских организаций, так и при поддержке региональных властей. Книги разные по стилю и тематике. Много новых и старых сказок, книги о саамской жизни и людях, о традициях, песнях, любви к природе, земле саамской.

При помощи зарубежных саамов было создано саамское радио, но после окончания финансовой поддержки оно прекратило существование. Вещание восстановилось только благодаря инициативе и на голом энтузиазме. Носителей языка сейчас не много, но, к счастью мы видим появление интереса у молодёжи в изучении языка предков. В свое время было отменено преподавание языка в школах, а сейчас есть только не частые факультативные занятия. Были проекты по преподаванию саамского языка в городах области. Существует ряд законов, регулирующих эти вопросы и направленных на защиту интересов коренных малочисленных народов их быт и культуру, но они, как правило, работают не эффективно.

─ Какая ситуация сложилась вокруг традиционной саамской культуры? И сохранились ли еще люди, исповедующие традиционные саамские религии?

─ Вопросы традиционной культуры достаточно болезненны. Представителям власти удобно использовать культуру для праздников и отчетов. Как правило, для других культур неважно насколько правдиво они представляют коренные народы. Любая оленья шапка и цветные лоскутки – это национальный костюм, любые необычные движения − это древний танец. На возмущения представителей коренных народов, как правило, отмахиваются. Когда речь касается промысла рыбы и охоты, никто не хочет воспринимать это как традиционный промысел, т.к. на этом делается бизнес и КМНС (коренные малочисленные народы Севера) являются помехой.

─ Что, по-вашему, нужно делать для сохранения саамской культуры?

─ Улучшения в законодательной базе, а точнее развитие механизмов для реализации прав КМНС. Возможность влияния и участия в принятии решений, касающихся непосредственно жизни и развитию традиций и культуры народов Севера.

Жизнь саамов в Финляндии

В Финляндии ситуация вокруг саамской культуры, и, в особенности, языка на порядок лучше, чем в России. Их численность в стране составляет около 8 тысяч человек, в основном проживающих на территории провинции Лапландия . Права саамов как старейших коренных жителей Финляндии обеспечены культурной автономией, а их национальный день отмечается 6 февраля. Комментарий по поводу жизни этого малочисленного народа в Финляндии нам дал вице-председатель союза саамов Андрей Данилов: «Разница положения саамов в России и в Финляндии − во взаимодействии саамской общественности и властей. В Финляндии права народа законодательно закреплены и все законодательные акты и вопросы, касающиеся народа саами, проходят экспертную оценку саамского парламента. Что по поводу саамского языка, то на нем люди разговаривают мало, но все же разговаривают. Самостоятельно изучают саамский язык. И это внушает оптимизм. Особо отмечу, что молодежь желает изучать саамский язык. Хороший пример показывают как раз зарубежные саами. Например, в Инаре существуют курсы для изучения скольтсаами диалекта саамского языка с государственной поддержкой. И в этом году семья саами из России подала заявку на участие в данных курсах. Но по непонятным причинам им было отказано. В Каутокейно ежегодно проходят курсы по изучению северосаамского диалекта и в них, кстати, принимают участие и российские саами».

Светлана Широкова

Религия Расовый тип

Саа́мы (саа́ми , лопари , лапла́ндцы ; самоназвание - кильд. са̄мь , с.-саамск. sámit, sampelaš ; фин. Saamelaiset , нюнорск Samar , швед. Samer ) - малочисленный финно-угорский народ , коренной народ Северной Европы . Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь» , от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой» .

Расселение и численность

Территория проживания саамов

Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров - от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова . Саамы живут в Норвегии , России , Финляндии , Швеции , а также в Северной Америке и, в небольшом количестве, на Украине . Сами саамы называют свою страну Sápmi (Сапми).

Общая численность саамов - от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии - около 75 тысяч человек ), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции - от 15 до 25 тысяч, в Финляндии - от 6 до 8 тысяч, в России - две тысячи человек .

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро . Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Численность саамов в некоторых населённых пунктах Мурманской области (2002) :

  • город Мурманск - 137,

Этнонимы

Самоназвание народа - «са́ми», «саа́ми» (sami ) - согласно некоторым версиям апеллирует к балтийскому слову *ẑeme («земля») , которое, в свою очередь, близко к праславянскому «земе» (современное русское «земля»). Вопрос о совместном или отдельном происхождение этнонима «сами» и самоназвания современных финнов «суоми» остается невыясненным.

Распространено устаревшее название саамов - «лапландцы», на самом деле несколько шире по смыслу, ведь в целом означает жителей области Лапландия . Его распространение в Европе связывают с викингами , которые в начале II тысячелетия находились в районе Ладожского озера , и от которых, вероятно, это название (lapp ) появляется в шведском языке в XII веке . Одним из первых письменных источников, которое фиксирует название lapp , является «Описание северных народов» Олафа Магнуса (1555). Этимологию названия lapp исследователи традиционно сводят к финскому (есть и в других ближайших родственных языках) слову lappalainen , которым финны называли не только саамов, но и всех диких лесных жителей, дикарей . Именно это название в несколько изменённом виде («лопь») с XIII века встречается в русских летописях для наименования саамов.

Саамские языки

Саамский язык на Кольском полуострове (1930-е годы)

Саамские языки относятся к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи , но занимают в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках, в связи с чем некоторые учёные выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими . С точки зрения антропологии, у саамов мало общего с финно-уграми. Скорее они напоминают сету - загадочную группу людей, живущих неподалёку от Изборска . Учёные с некоторыми оговорками высказывают предположение, что маленькая группа сету, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племён, - «осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов» .

Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов - западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточные (Россия, часть Финляндии), - между которыми образовались настолько большие различия, что взаимопонимание сильно затруднено и финские языковеды считают их отдельными языками (девять живых языков). У шести из них имеются собственные литературные языки. В России были распространены четыре диалекта (языка): йоканьгский (терско-саамский) , кильдинский , нотозерский диалект колтта-саамского языка и бабинский (аккала) , из них последний, скорее всего, уже можно считать вымершим.

В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык был признан на официальном уровне лишь в 1992 году , в Швеции ещё позже - в 1999 году .

Алфавит

Первый саамский алфавит был создан на основе латиницы . Первые советские опыты по созданию саамской письменности относятся к концу 1920-х годов. В 1931 был разработан и утверждён унифицированный с алфавитами других народов Севера алфавит на латинской основе. В 1933 и 1934 годах он реформировался. Алфавит 1934 года:

A a B в C c Ç ç Є є D d D̦ d̦ Ʒ ʒ З з E e Ə ə F f G g Ģ ģ H h I i Ь ь J j K k Ķ ķ L l L̡ l̡ M m M̡ m̡ N n N̡ n̡ Ŋ ŋ O o P p R r R̡ r̡ S s Ş ş S̷ s̷ T t T̡ t̡ U u V v V̦ v̦ Z z Z̡ z̡ Ƶ ƶ

А а Ӓ ӓ Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж З з Һ һ

/a/ /*a/ /b/ /v/ /g/ /d//je//jo/ /ʒ/ /z/ /ʰ/

И и Й й Ҋ ҋ Ј ј К к Л л Ӆ ӆ М м Ӎ ӎ Н н Ӊ ӊ

/i/ /j/ // /ç/ /k/ /l/ /ɬ/ /m/ /m̥/ /n/ /n̥/

Ӈ ӈ О о П п Р р Ҏ ҏ С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц

/ŋ/ /o/ /p/ /r/ /r̥/ /s/ /t/ /u/ /f/ /x/ /ʦ/

Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ыы Ь ь Ҍ ҍ Э э Ӭ ӭ Ю ю Я я

/ʧ/ /ʃ/ /ʃj/ // /ɨ/ /j/ * /e/ /*e//ju//ja/

Полумягкий знак Ҍ (на конце слов и перед следующими согласными) и буквы ӓ, ӭ обозначают полумягкость предыдущих «д», «т», «н».

Распространение саамских языков

  • Западносаамская группа
    • южносаамский язык - Норвегия и Швеция
    • уме-саамский язык (ууме) - Норвегия и Швеция
    • луле-саамский язык (лууле) - Норвегия и Швеция
    • пите-саамский язык (пите) - Норвегия и Швеция
    • северносаамский язык - Норвегия, Швеция и Финляндия
  • Восточносаамская группа
    • бабинский саамский язык (аккала) † - Россия
    • кеми-саамский язык † - саамы центральной финской Лапландии
    • инари-саамский язык - Финляндия
    • йоканьгско-саамский язык (терско-саамский) - Россия
    • кильдинский саамский язык - Россия
    • колтта-саамский язык - Финляндия, Россия, Норвегия (сколт, включая нотозерский диалект в России)

Происхождение

Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов, поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе, но антропологически саамы относятся к другому типу (уральский тип, лапоноидная группа), чем прибалтийско-финские народы, говорящие на языках, находящихся к ним в наиболее близком родстве, но главным образом имеющие балтийский тип. Для разрешения этого противоречия с XIX века было выдвинуто много гипотез. Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры Комса , проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тысячелетия до н. э. Предположительно в 1500-1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов.

Генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода - современных басков и берберов (общая субгаплогруппа митохондриальной гаплогруппы U). Таким образом, саамы происходят не от восточно-евразийских (сибирских) популяций, а от верхнепалеолитического населения Европы. Генофонд саамов на 90 % составлен всего лишь двумя гаплогруппами - V и U5b. Обе они являются западно-евразийскими, распространенными и в Европе и в Юго-Западной Азии, но чаще всего они встречаются в Восточной Европе. Эти гаплогруппы были принесены на освобождающийся от ледникового покрова в начале голоцена север Скандинавии первыми поселенцами, вероятно пришедшими из Восточной Европы. Гаплогруппа Z, по всей видимости, принесена в генофонд саамов миграциями из Сибири, влившимися в их генофонд. Но удельный вес этого восточного вклада в генофонд саамов крайне мал .

История саамов

В настоящее время почти повсеместно саамы являются национальным меньшинством.

Саамский язык в последующие несколько тысячелетий контактировал с прибалтийско-финскими языками, в первую очередь с финским, а затем со скандинавскими языками и с русским.

Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана (это случилось не позже, чем в I тысячелетии н. э.,) и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей, но существенным для жизни саамов этот промысел стал только к XVI веку .

Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, поскольку саамы не создали своего самостоятельного государства, их история является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность (норвежцев, шведов, финнов, русских), в которых важная роль отводится обложению саамов данью.

В 1602 году датский король приказал не пропускать русских данщиков в Финмаркен. Ответным шагом кольского воеводы стал аналогичный запрет пропускать датских (норвежских) данщиков на Мурман , пока король не отменит своего указа. Датский король этого не сделал, и, таким образом, с этого года 350-летнее двоеданство лопарей прекратилось. Однако лопари Нявдемского, Пазрецкого и Печенгского приграничных погостов, ежегодно выезжавшие на рыбный промысел в норвежские воды, продолжили «по старине» платить подати и тому, и другому государству .

Необходимым условием оленеводства являлось то, что саамы кочевали с места на место, перегоняя стада оленей с зимних пастбищ на летние. Практически переходу через государственные границы ничто не препятствовало. Основу саамского общества составляла общность семей (siida ), которые объединялись на принципах совместного владения землёй, дававшей им средства для существования. Земли выделялась по семьям или по родам.

Лопари Кольского полуострова, 1906 г.

Саамы, ставшие подданными Русского государства, с 1764 года считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри. После отмены крепостного права в 1861 году саамы часто становились жертвами торговцев и заимодавцев. Начиная со второй половины XIX в. саамов, так же как североамериканских индейцев , в целях подкупа и обмана всё чаще спаивали алкоголем.

На территориях саамов, находившихся дальше к западу, начиная с 1840-х годов всё больше сторонников приобретало пуританское движение шведского священника и учёного Ларса Леви Лестадиуса (1800-1861), которое вплоть до наших дней пользуется большой популярностью в северных странах. В 1852 году группой саамов, выступивших с требованием запретить продажу алкоголя, в норвежском городе Каутокейно был убит владелец лавки спиртных напитков и подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, семеро из них умерли в заключении.

Первая книга на саамском языке, представляющая собой карманный молитвенник, была издана в 1619 г., за ней в 1633 г. последовал катехизис. В 1755 г. вновь увидел свет Новый Завет на саамском языке, а в 1811 г. - полный текст Библии.

Жившие южнее современной Лапландии саамы в XVI-XVIII вв. постепенно ассимилировались с другими народами. В середине XVIII в. в Швеции новый размах приобрело движение финских и шведских переселенцев, которое загоняло традиционный хозяйственный уклад саамов во всё более тесные рамки, ведя, среди прочих причин, ко всё большему обнищанию саамского населения. К середине XIX в. положение саамского языка в Швеции было подорвано настолько, что многие сочли излишним сохранять его и дальше. Одной из целей школьных реформ, по-видимому, было достижение шведизации, то есть шведской гегемонии, чему весьма эффективно помогало превращение шведского в язык повседневного общения. В начале XX в. официальная государственная политика изменилась, правительство больше не настаивало на насильственном проведении цивилизаторской программы, но саамское общество к тому времени уже неотвратимо шло к своему распаду.

В Норвегии с конца XVIII в. начинает усиливаться ассимиляционная политика, которая к концу XIX в. официально ставит задачей норвегизацию - превалирование норвежского языка и культуры. Появились первые законы, открыто направленные на достижение ассимиляции. Появление большого числа новых поселений изменило межнациональные пропорции. Значительное количество норвежских посёлков было основано в первую очередь в приграничных районах. До 1905 г. была создана система учреждений, мероприятий и выработаны формы норвегизации. Например, в начале XX в. землю в собственность мог приобрести лишь тот, кто имел норвежское имя и владел норвежским языком. Меры в сфере образования, нацеленные на полную ассимиляцию саамов, действовали вплоть до окончания второй мировой войны и некоторое время после неё. По мнению Нильса Кристи , норвежского криминолога, профессора Университета Осло , «Норвегия изо всех сил старалась уничтожить народ и культуру саамов» и её политику в отношении саамов можно назвать геноцидом .

В Финляндии также проявились различные формы финнизации, однако они не были выражены так явно, как в Швеции и Норвегии.

На Кольском полуострове, стратегическое значение которого постепенно снизилось после Северной войны (1700-1721), с 1868 г. для обеспечения безопасности границ селили русских, которым не запрещалось вести торговую и предпринимательскую деятельность. Саамам также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ жизни. Вытеснение старого хозяйственного уклада способствовало заключению смешанных браков и обрусению. С 1924 г. советская власть создавала сельсоветы и колхозы, начались репрессии в отношении объявленных кулаками крестьян, зимние пастбища у саамов отобрали, организовав взамен новые центральные усадьбы колхозов. Колоссальные территории были отданы тяжёлой промышленности и армии.

В сфере народного просвещения, тем не менее, имел место некоторый прогресс, распространялась грамотность. В 1933 г. для саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, который затем в 1937 г. был внезапно запрещён и отменён. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ. После второй мировой войны процесс обрусения ускорился, чему способствовали перестройка хозяйственного уклада и смена образа жизни. Среди саамов наблюдается большой процент безработицы, алкоголизм стал подлинным бедствием для народа. Промышленные отходы, кислотные дожди и тяжёлые металлы в выпадающих метеорологических осадках делают жизнь местного населения все более бесперспективной. В 1989 г. в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2 % говорило на родном языке. В настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка. В 1980-е гг. был возрождён созданный в 1930-х гг. литературный язык, но уже с письменностью на основе кириллицы.

В Норвегии в начале XX в. появились первые организации саамов, которые боролись против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации.

Осенью 1944 г. в рамках советско-финского договора о прекращении боевых действий финны атаковали отступавшие немецкие войска, которые в отместку сожгли почти всю Лапландию. Одновременно православные саамы Кольского полуострова (колтты, или скольтские саамы) переселились в Финляндию, так как не хотели становиться подданными СССР после изменения послевоенных границ.

После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и, параллельно с этим, главным образом начиная с 1960-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950-1951 гг. в Норвегии и Швеции был создан единый саамский литературный язык.

С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. В 1974 г. был основан Саамский институт. В обеих скандинавских странах и Финляндии работают отдельные Саамские парламенты (или Народные собрания). В 1990-х гг. появились законы о языке, которые в определённой степени придают саамскому языку статус государственного.

В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- и телепередачи. С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных народов (WCIP).

Культура и особенности хозяйствования

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.

В XIX - начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.

У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.

С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.

Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме.

В конце XIX - начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.

Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

Традиционная одежда

Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: гакти - традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии; юпа - традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове ; печок - верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк - зимняя одежда, сшитая мехом внутрь .

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты . С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).

Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.

Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3×3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу.

С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.

Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.

В жилище обычно обитали одна или две семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.

К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Пища

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.

Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.

Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.

Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Материнство в Лапландии

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община - сийт (сыйт) (siida (сев.-саам.) syjjt (колтта-саам.) ). Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.

Община контролировала семейно-брачные отношения. В XIX в. преобладала малая семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.

Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Религия саамов

Традиционные верования саамов, как и у многих других североазиатских народов, представляли собой прежде всего промысловый культ - почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов - существование культа предков .

Религия современных саамов - большей частью лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие .

Саамская литература

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями; включает сказки («майнс»): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы («ловта»), например об олене-человеке Мяндаше . Исторические предания («сакки») повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины («бойса») и импровизации («муштоллы»).

Известные российские саамские поэты и писатели - колтта-саами Аскольд Бажанов , тер-саами Октябрина Воронова и кильдин-саами Александра Антонова .

Фильмы о саамах

  • «Проводник » (Ofelas , другие переводы - «Следопыт», «Первопроходец») - норвежский фильм 1987 года . В 1988 году фильм был номинирован на Оскар . В фильме главные роли исполняют норвежские актёры, говорящие на саамском языке.
  • «Восстание в Каутокейно » (Kautokeino-opprøret ) - норвежский фильм 2008 года , основанный на реальных событиях. Рассказывает о борьбе оленеводов-саамов (1850-е годы) с алкогольным бизнесом, спаивающим людей и забирающим у них имущество за долги. В одной из главных женских ролей - финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .
  • «Кукушка » - российский фильм 2002 года . Главная героиня фильма - саами; её сыграла финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .

Интересно, что известная американская актриса Рене Зеллвегер - норвежская саами по матери.

Саамы в художественной литературе

В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после до Полярных зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033 . В 2011 году вышел роман-продолжение - «Осада рая».

Спорт

Современное положение саамов

Правовое положение саамов

В настоящее время права саамов в той или иной степени законодательно закреплены в Норвегии , России , Финляндии и Швеции . В частности, в Финляндии саамское население согласно § 17 действующей Конституции страны имеет право на сохранение и развитие своего языка и своей культуры. В этом же параграфе Конституции закреплено право саамов пользоваться своим языком в органах власти. Кроме того, согласно § 121 Конституции на территории Саамского региона саамы имеют автономию в вопросах языка и культуры . В России статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области .

Национальные символы саамов

Основная статья: Национальные символы саамов

Основные национальные символы саамов - флаг и гимн. Национальный флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов; четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) - цвета гакти, традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.

Национальный гимн саамов - положенное на музыку стихотворение норвежского школьного учителя и политического деятеля Исака Сабы (1875-1921). В 1986 году на Саамской конференции стихотворение было принято в качестве национального саамского гимна, а в 1992 году на очередной Саамской конференции была одобрена музыка гимна, написанная композитором Arne Sørli .

Международный день саамов

Международный день саамов отмечается 6 февраля . Именно в этот день в г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.

Решение о праздновании было принято в г. на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на всей территории Скандинавии и Кольского полуострова. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области Российской Федерации, где компактно проживает саамское население.

Примечания

  1. Sami in Norway
  2. Население Финляндии
  3. Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Проверено 22 декабря 2011)
  4. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык (Проверено 16 октября 2011)
  5. Лопари - от финского loppu («конец», «край»), то есть «жители окраинной земли».
  6. Михайлова Е. Р. Pоссийская Лаппоника: путеводитель для исследователей этнологии народа саами . Саамская библиография. Издание Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки . Портал «Финно-Угорские Библиотеки России». Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 25 февраля 2012.
  7. Саамы в Финляндии // Саамское народное собрание. - Кемиярви, Публикация Саамского народного собрания, 1999.
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  9. http://std.gmcrosstata.ru/webapi/opendatabase?id=vpn2002_pert База микроданных Всероссийской переписи населения 2002 года
  10. Riho Grünthal . The finnic ethnonyms («Финские этнонимы») // Suomalais-Ugrilainen Seura. - 2008. (англ.) (Проверено 5 июня 2012)
  11. [ http://www.helsinki.fi/~sugl_smi/senc/en/esittely.htm Presentation]: The Encyclopaedia of Saami Culture] // Сайт Хельсинкского университета . (англ.) (Проверено 5 июня 2012)
  12. [ http://www.kvenskinstitutt.no/kvener Kvener] // Kainun institutti - Kvensk institutt. (норв.) (Проверено 5 июня 2012)
  13. Энциклопедия Кругосвет: Языки мира
  14. Саамы - Россия, Russia [неавторитетный источник? ]
  15. Циркумполярный генофонд
  16. Саамы - статья из Большой советской энциклопедии (Проверено 19 декабря 2011)
  17. Кирпичников А. Н. Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв. // Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы. Славяно-русские древности. Выпуск I. - Л., 1988. - С. 38-79.
  18. Владимир Судаков. Державная грань порубежья
  19. Кристи Н. Реакция на злодеяния. От амнезии - к амнистии // Индекс : журнал. - 2002.
  20. Королькова Л. В. Традиционный костюм саамов . Российский этнографический музей. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 18 января 2012.
  21. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов . Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года. (Проверено 8 декабря 2011)
  22. Конституция Финляндии. № 731/1999, с поправками до № 802/2007 включительно : неофициальный перевод // Сайт Министерства юстиции Финляндии.

Литература

на русском языке
  • «Германия» Тацита , глава 46
  • Саамы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 457
  • Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. - Москва: Наука, 2003. - (Народы и культуры). - ISBN 5-02-008715-7
  • Языки и культура кольских саами / Глав. ред. И. Б. Циркунов // Наука и бизнес на Мурмане: журнал. - № 2 (69), 2010. - Мурманск: Мурманское областное книжное издательство.
  • Алымов В. К.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Саамы, живущие в сказочной, но такой далекой и холодной Лапландии, не верят в Санта-Клауса, ведь у них свой «Дед Мороз». Коренной народ севера, выживший на недружелюбной арктической территории, очаровывает самобытностью, бережным отношением к природе и духам предков.

Название

Раньше народы, занимавшие территории современной Лапландии и Ладожского озера, называли «лопарями», или «лапландцами», в древнерусской Новгородской летописи 1216 года встречается имя «лопь». Похожи по звучанию и финские экзонимы lappi, или lappalainen: так называли не только саамов, но и всех представителей диких племен. Есть версия, что к ним относится наименование finn, встречающееся во многих Средневековых источниках.

Исследователи считают, что это выражение принесли викинги, обитавшие в Скандинавии и районе Ладожского озера в начале второго тысячелетия нашей эры. От них слово lapp переместилось в шведский язык, закрепилось в письменных источниках и до XX века употреблялось в отношении лапландцев. Определение нельзя назвать корректным, поскольку оно относится ко всем жителям региона Лапландия, который населяют представители разных народностей.
Самоназвание нации абсолютно другое - sami, «саами», «сами», а также «саммъ» и «саммьленч» для саамов Кольского полуострова. Основная версия происхождения относит к корням ẑeme, sabme, zemas балтийского типа, которые означают «земля», «низменный», «низкий». Еще одна версия отсылает к уральским этнонимам с корнем sa(a)m, значащим «речной», «водный».

Где живут

Саамы живут на территории Лапландии, простирающейся с восточной части Кольского полуострова, через север Норвегии и Финляндии, до центра Скандинавского полуострова. Уникальное положение народности состоит в том, что Лапландией обобщенно называют регион, в состав которого входит несколько стран, в которых фактически и обитают саамы.
К ним относятся Россия, Норвегия, Швеция и Финляндия, где саамы имеют статус коренного народа. Незначительная часть народности живет на Украине и в Северной Америке: к числу последних относятся потомки мигрировавших на Аляску. Можно выделить 4 этнографические группы саамов, отличающиеся по месту проживания и роду деятельности:

  1. Горные саамы. Живут преимущественно в Швеции, небольшие группы в Финляндии и Норвегии. Кочуют и занимаются горным оленеводством.
  2. Лесные. Занимают лесные массивы Финляндии и Швеции. Занимаются охотой на пушных зверей и диких оленей, в слабой степени практикуют оленеводство. Образ жизни - полукочевой.
  3. Оседлые береговые и приморские саамы. Преимущественно живут в Норвегии и занимаются рыболовством: весной в приоритете треска, а летом и осенью ведется добыча семги.
  4. Кольские саамы. Проживают на территории Кольского полуострова в России. В последнее время ведут оседлый образ жизни, хотя ранее кочевали. Сочетают все описанные выше типы, занимаются рыболовством, оленеводством и охотой.

В последние годы саамы остро чувствуют свою национальную принадлежность, называют свою страну Sápmi, или Сапми, имеют национальный гимн и флаг, в исторических странах проживания есть выборный парламент, играющий представительские функции. С 1992 года 6 февраля отмечается День саамского народа.

Численность

По оценкам, число саамов колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Численность саамов по странам составляет:

  • Норвегия: 40-60 тысяч.
  • Швеция: 17-20 тысяч.
  • Финляндия: 6-8 тысяч.
  • Россия: 2 тысячи.

Меньше всего саамов живет в России, подавляющее большинство из них ведет оседлый образ жизни в поселках Мурманской области. Самым «саамским» считается район сельского поселения Ловозеро, где постоянно проживают 860 представителей народности. Примерно одинаковые показатели у села Ревда - 144 человека, и города Мурманска - 137 человек.
Число саамов в России на протяжении последнего столетия держится на уровне двух тысяч человек. Так, в 1897 году их численность составляла 1812 человек, а в 2010 ненамного меньше - 1771 человек.

Язык

Группу саамских языков относят к уральской языковой семье, ее финно-угорской ветви. Он занимает обособленное место, поскольку треть слов не входит в эту категорию. Происхождение лексики не удалось установить до сих пор.
Считается, что она пришла в саамский из языка древнейшего европейского населения, которое позднее было ассимилировано саамами или угро-финнами. Существует и более интересная версия, которая говорит, что саамы и были тем самым коренным населением, жившим на территории Лапландии и чуть южнее уже в четвертом тысячелетии до нашей эры.


  1. Восточная - на нем разговаривают саамы Финляндии и России.
  2. Западная - язык саамов Швеции, Норвегии и части Финляндии.

Конечно, общие элементы сохранились, однако глобальные различия настолько значимы, что исследователи выделяют их как разные языки, а представители народности разных стран с трудом понимают друг друга.
В Норвегии и Швеции саамский язык носит статус государственного, наряду с другими национальными. В России официальный статус ему не присвоен, а изучение его в школах ведется лишь в начальных классах в местах проживания народности. Первый алфавит, схожий с латинским, был создан в 1920 году, после, вплоть до 1934 года, несколько раз модернизировался. Уже к 1937 году был создан кириллический алфавит, однако издание книг на нем практически не велось. Окончательную форму нормы письменности у российских саамов приняли лишь к 1970 году.

История

Саамов можно считать одним из наиболее аутентичных коренных народов севера, на протяжении веков сохранившим национальную принадлежность. Считается, что их предки пришли из Западной Европы еще 10-11 тысяч лет назад, заняв земли, так называемой, Фенноскандии. Это обширная северо-европейская территория, площадью чуть менее 2 миллионов км2, в которую входят Финляндия, Норвегия, Швеция, запад Архангельской губернии и Олонецких островов.
Здесь они ассимилировались с местным населением. Около 7 тысяч лет назад в их формировании приняли участие арктические народы: схожие гаплогруппы нашли, например, с якутами. В этот и последующий период происходит смешение с другими племенами финно-угорской группы.


О саамах было известно еще древним римским и греческим авторам. В том числе под названием finoi о них упоминает Пифей в 325 году до нашей эры. В этот период саамы занимались охотой, рыболовством и собирательством, вели полукочевой образ жизни.
В VII - X веках начинается давление славянских и финно-угорских племен, которое заставляет народ мигрировать все дальше на север, спасаясь от угнетения и налогов. В IX-XI веках они все же попадают в зависимость от Новгородского царства, а затем Московского царства на Кольском полуострове, а также от Дании в регионах Скандинавии.
Из-за неразберихи с принадлежностью северных территорий часто к саамам одновременно приходили сборщики податей от двух, а то и от трех правителей. В XIII-XIV веках ситуация стала более определенной, во многом благодаря походам и политическим решениям Александра Невского.
Русские князья заставляли саамов платить дань пушниной, рыбой, а позже и оленьими шкурами. Именно это привело к изменениям в традиционном укладе их жизни: оленеводство стало стратегически важной отраслью, поскольку позволяло в срок отдавать налоги. С отменой крепостного права дань отменили, однако пришла новая проблема: купцы, зная о слабости всех северных народов до водки, откровенно спаивали саамов, за бесценок выкупая у них промысловые товары.
С приходом советской власти традиционные промыслы и уклад жизни саамов был разрушен. Практика коллективизма, создание колхозов, принуждение к оседлости заставили народность утратить свои знания и навыки. Еще один негативный фактор - разрушение традиционного семейного уклада. Мужчины теперь уезжали на промысел в одиночестве, а жены оставались с детьми в поселках. Это приводило к утрате традиционной передачи знаний от отца к сыну с раннего детства, еще больше погружало мужчин в пьянство.

Внешность

Антропологи относят саамов к уральскому типу, выделяя в нем особую лапоноидную группу. Ее можно определить как переходную от уральской к большой европеоидной. Некоторые исследователи считают, что это промежуточный вариант, сформировавшийся от контактов европеоидов с монголоидами. Третья группа ученых приходит к мнению, что саамы сохранили в себе множество черт древнейшего населения Восточной Европы.


Генетики привносят к портрету собственные черты. По женской линии обнаружены общие гены с басками и берберами - верхнепалеолитического европейского населения. Гаплогруппы V и U5b четко указывают на связь с переселенцами из Восточной Европы, пришедшими в регион сразу после ледникового периода. У мужчин распространена гаплогруппа N, связывающая народность с финнами, якутами, бурятами и удмуртами.
К отличительным чертам внешности саамов можно отнести:

  • низкий рост;
  • чуть согнутые колени;
  • руки, несоразмерно длинные по отношению к телу;
  • светлая кожа и светлые яркие глаза;
  • низкое лицо с большим лбом и малой нижней частью;
  • широко посаженные глаза;
  • иногда встречается эпикантус;


Одежда

Мужская и женская одежда саамов была практически идентичной, у женщин более яркой и украшенной. Нательная одежда состояла из просторной рубахи, сшитой из покупных хлопчатобумажных тканей. Нательные штаны из белой ткани носили в основном мужчины. Летом сверху надевали шерстяные штаны, а зимой все носили стикаки - глухие штаны из замши или оленьих шкур, крепившиеся с помощью шнурка на поясе.


Летом поверх рубахи надевали суконный кафтан с высоким воротником-стойкой, длинными рукавами и разрезом на груди. В Норвегии и Финляндии носили гакти - кафтан черного или синего цвета с вышивками и отделкой в виде лоскутков тканей. На Кольском полуострове ее заменяла суконная прямая рубаха юпа из цельного отреза. У мужчин она была серого цвета, у женщин белого. Манжеты, верхний проем и рукава украшали бисером, цветными лоскутами синего, желтого, зеленого или красного цветов, подол оторачивали меховой тесьмой.
Древняя зимняя одежда саамов - торк, длинная куртка, сшитая из овечьих или оленьих шкур мехом внутрь. Позже сверху или отдельно начали надевать печок: длинную прямую шубу с высоким воротником, сшитую из шкур мехом наружу.

Семейный уклад

Саамы жили поселениями-погостами, в которые входило порядка 80-150 человек, объединенных родовыми связями. Община имела выборного старейшину, вела общее хозяйство, вместе охотилась, летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место.
Жили малыми двухпоколенными семьями, число детей доходило до 10-12. Старшие братья уходили из родительского дома и жили собственными семьями, младший оставался с родителями.
Брачный возраст у девушек и юношей был примерно одинаковым: 20-25 лет. Свадьбы проводились по сговору, но мнение невесты учитывалось, и насильно замуж никого не выдавали. Выбор пары происходил на общих праздниках, проходивших несколько раз в год. Затем сваты без жениха направлялись к дому выбранной невесты, куда привозили подарки и обсуждали условия будущего союза.
После невеста с родственниками совершала ответный визит. На этом этапе в дело вступал жених: он должен был подойти к девушке и поцеловать ее в губы, прижавшись носом: без этого поцелуй у саамов считался «ненастоящим».


Если невеста отвечала согласием на предложение, договаривались о дате свадьбы. К ней жених готовил выкуп, обычно состоявший из оленей, невеста тоже приходила в новую семью с собственным стадом. По традиции, на рождение ребенку дарили оленей - сколько позволяло материальное положение. Поэтому к совершеннолетию у девушки могло быть большое стадо.
В большинстве общин был патриархальный уклад, но женщина чувствовала себя в доме свободно. Из-за кочевой жизни семьи проводили значительную часть времени наедине, были друг для друга помощниками и партнерами. Обязанности часто могли взаимозаменяться, однако традиционно мужчина занимался промыслами и торговлей, а женщина готовила пищу, обустраивала быт, воспитывала детей. Ремеслами занимались вместе: мужчины изготовляли кухонную утварь из дерева, а женщины делали ее из бересты.
У саамов Кольского полуострова был матриархат: считалось, что у женщины более сильная душа. Она решала все бытовые и общественные вопросы, имела бойкий нрав, часто у нее могло быть несколько мужей. В отличие от других племен, женщины могли быть и шаманами - их называли нойды.

Жилище

Традиционно саамы жили в деревянных домах из досок, а затем и из бревен. Пол и стены покрывали оленьими шкурами, в потолке организовывали окошко для выхода дыма, в центре устраивали очаг из камня. Постройки были прямоугольной или квадратной формы, входная дверь всегда была обращена на юг. В ряде селений дома устанавливали на одном или четырех шестах.


В летнее время, в период кочевания, строили куваксу: это конусообразная постройка наподобие чума. Число опорных боковых шестов различалось в зависимости от требуемого размера жилища. Покрывали его оленьими шкурами, затем более современными материалами наподобие брезента. Часто строили обычные шалаши на земле между деревьев, которые покрывали ветками, травой и мхом. В XX веке многие саамы переселились в традиционные русские избы, скандинавские дома, использовали технологии строительства ненецких чумов.

Жизнь

Традиционные занятия саамов - охота и рыболовство, с XVI столетия важную роль стало играть оленеводство. Оленей пасли небольшими стадами до 50 голов, при этом использовали технологию вольного выпаса. Она заключалась в том, что олени сами выбирали маршрут перемещения на новое пастбище: в жестких арктических условиях природное чутье животных спасало лучше, чем догадки человека. Олени круглый год были на подножном корме, при длительных стоянках им строили загоны, кормили, лечили, помогали в родах.


Охота издревле была основным способом пропитания: ей занимались все, независимо от места проживания. В основном добывали дичь, птицу, мелких пушных зверей, особенно ценились дикие олени и лоси.
Неоднозначно относились к охоте на медведя. В одних племенах его считали нечистым и после убийства сдирали шкуру, а мясо оставляли в лесу. Другие же, наоборот, практиковали традиционный для северных народов медвежий праздник. На нем были ритуальные песни и танцы, шаманы проводили обряды, задабривая духов. Прежде чем нести тушу убитого медведя в поселок, ему в рот вставляли кусок рыбы, приговаривая, не возвращаться из леса ненакормленным, и наказывая передать товарищам, что и их накормят, если те придут.
Основной сезон рыбной ловли приходился на лето. Озерные саамы добывали щуку, налима, окуня, морские - треску, камбалу, скумбрию и, конечно, семгу. Эта рыба, наряду с оленьими шкурами, была основным предметом торговли.

Культура

Фольклор саамов, в основном, представлен индивидуальными вокальными напевами. Из музыкальных инструментов использовался шаманский бубен, колокольчики, надевавшиеся на шею оленю-вожаку, флейты свисткового типа.


Еще один важный пласт фольклора - легенды и сказания. Они передают религиозные и мифологические предания, рассказы о славных богатырях и нашествиях врагов, значительную часть занимают бытовые истории.

Интересна легенда об олене Мяндаш. Он был сыном шамана и оленихи, способной принимать женский облик, сам мог при желании обращаться в человека. Он нашел жену из саамок, но она не смогла исполнять его заветы, поэтому ему пришлось уйти в лес к стаду. Видя, как она голодает, он рассказал ей об искусстве охоты, дав лишь один наказ: не убивать беременных самок. Саамы так и делают: причем важенок не только не убивают, но и приводят в стойбища, чтобы те не замерзли в лесу.

Религия

Саамы с древних времен были язычниками, верили в наличие верхнего, среднего и подземного миров. Выделялось 3 основных направления духовной культуры:

  1. Промысловый культ. Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам, которые покровительствовали промыслам. За рыбную ловлю отвечали человек-рыба Аккрува и дух, принявший облик моржа. Охотники молились Мецу - хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса. Покровителями оленей была оленья хозяйка Луот-хозик, которая имела человеческое лицо, однако была покрыта шерстью.
  2. Культ предков. В отличие от других народов севера, саамы почитали умерших: их задабривали, приносили им угощения, просили об успехах в промысле.
  3. Культ идолов и сейдов. Часть племен устанавливала на видных местах идолов, однако большинство саамов почитало сейды - священные места. Они имели природное происхождение: таинственные пещеры и расщелины, похожие на животных камни. Возле них совершали обряды и устраивали жертвоприношения.

Сегодня основная часть российских саамов православные, скандинавская народность исповедует лютеранство. Сохранилась у них и вера в духов. Так, несмотря на то, что Лапландия считается родиной Санта-Клауса, у саамов есть собственный «Дед Мороз»: лесной дух по имени Мунь Каллсы, который выручает охотников, заблудившихся в зимнем лесу.

Известные саамы

Одной из известных представительниц саамов является актриса Рене Зельвегер. К древней северной нации принадлежала ее мама, подарившая девушке необычную внешность, сделавшую ее знаменитой.


Саамы сумели пронести свою аутентичность, верования, мифологию и отношение к жизни сквозь века. Рост национального самосознания позволит даже в век технологий сохранить уникальную культуру коренного северного народа.

Видео

Саамы – народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой.
У саамов долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням-сейдам.

У лопарей очень разнообразно было идолопоклонство. Для изображения бога-громовника употреблялось дерево, поэтому идолу дали название деревянный бог муора юбмел: брали берёзу, из ствола делали туловище, из корней голову, в правую руку клали молоток, в голову вбивали железный гвоздь или кусок кремня. Другой бог, Сторьюнкаре, назывался иначе каменный бог Киед-юбмел. Он имел либо вид птицы, либо вид человека или какого-нибудь животного. Камни сейды ставились в память о предках. Они были рассеяны в разных местах, так как лопари не хоронили своих покойников ни в курганах, ни в долменах. Около сейдов происходили жертвоприношения усопшим. Можно предположить, что лопари останавливались при своих перекочёвках на местах, где были похоронены их предки. Обмазывание сейдов жиром служило символическим кормлением предков. Сами лопари ныне в этих камнях видят окаменевших волшебников: колдун, не соблюдавший некоторых условий шаманского ритуала, превращался в камень. Если сейд в чём-либо оказывался виноватым, его били или топором отрубали от него кусок, чтобы причинить ему боль. Самое место, где стоял сейд, считалось святым. Его обносили оградой, и никто не входил за пределы её без жертвенной цели. Женщины к нему не допускались.
Кроме камней-сейдов были в Лапландии еще деревянные сейды, состоявшие: а) из деревьев, корни которых изображали голову, b) из кольев, вбитых в землю. Капища сохранялись у лопарей до недавнего времени. Вера в заклинания luvut жива до сих пор; ими вылечиваются от болезней, обеспечивается удача в любви, хороший урожай, удача в скотоводстве, рыбной ловле и охоте. Среди массы суеверий попадаются и пригодные народные средства, например, ныне принятый массаж. Чем ближе к северу живут колдуны, тем более солидной они пользуются репутацией. Если где-нибудь закружится вихрь, то стоит только бросить чем-нибудь стальным, тотчас покажется лопарка, поднявшая своей метлою этот вихрь.

У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. При камлании они использовали бубен (каннус, кобдас) или специальный пояс (почень). Приверженцы шаманизма среди саамов встречались ещё в ХХ веке. Центральное место в древней культуре саамов занимал также шаманский барабан. Его можно было встретить почти в каждом доме. Барабан, которому приписывались магические свойства, был главным предметом исполнения религиозного культа. С помощью него узнавали, что делается в мире, излечивали болезни, предсказывали судьбу и испрашивали Бога о жертвоприношениях. Барабан наследовался от отца к сыну и был настолько священным предметом, что женщинам запрещалось даже касаться его.

Языческие обряды тесно взаимосвязаны с христианскими. Так, в Финляндии лопари чтили Рота, властелина ада, и чествовали этого бога в вечер под Рождество. Не было такой бедной хижины, в которой не зажигали бы свечу в ночь Рождества Христова. Пол в избе устилался соломой; воробьи и домашний скот получали обильный корм.

Обряды семейного цикла имеют несколько особенностей. Разделы семей были обычным явлением. Сын после женитьбы отделялся от отца и заводил своё хозяйство. Однако нередко, прежде чем отделиться, молодой муж должен был определённое время (иногда до года) отработать у тестя. В том случае, если у родителей был только один сын, он оставался вместе с ними до их смерти. Свадьбы устраивались обычно зимой, после Крещения, когда всё население было свободно от работы на промыслах.