Кому подойдет и как применяется якорь как оберег? Символ надежды Символы вера надежда любовь в христианском искусстве.

Христианство учит тому, что земная жизнь человека есть время приготовления к будущей вечной жизни. Недолог человеческий век, он полон невзгод и скорбей, но именно здесь, на земле, человек делами определяет свою посмертную участь. Именно в этой быстротечной жизни он избирает себе будущее вечное блаженство или вечные муки.

Христианство дает верующему человеку еще одну надежду. Оно утверждает, что человек может обрести блаженство еще в этой жизни. Еще обитая в смертной и тленной оболочке, человек может приобщиться к вечности. Внутри его души воцарится радость, подобная той непреходящей радости, которой наполнена жизнь будущего века. Скорби и напасти земной жизни перестанут тяготеть над человеком. А сам он станет святым и совершенным, подобным Богу.

По слову святых отцов, так преобразится жизнь человека, если он будет следовать трем важнейшим христианским добродетелям – вере, надежде, любви.

Следуя им в своей жизни, человек приобщится Царствию Небесному прежде смерти. Прежде смерти он обретет то, чем наполнена жизнь будущего века, - блаженство бытия с Богом. Ведь по слову Христа, душа того, кто любит, а значит, верит и надеется на Бога, станет обителью Самого Творца. Будущее для него станет настоящим и ожидаемое совершится.

Эти три добродетели являются началом и концом христианского доброделания. Все, что человек ни делает, он делает во имя их и ради них. Если человек творит добро, а любви не имеет, то дела его ничтожны в глазах Божиих. Они становятся следованием мертвой букве закона. Если человек вершит добро, не веруя в Бога, не понимая того, Кто дает ему силы творить его, он может впасть в гордыню и тщеславие. Ведь только Господь есть истинный Благотворец, дарующий человеку все, что он имеет и саму жизнь. Не надеющийся на Бога и на Его поддержку, может испугаться трудностей, возникающих на пути любого доброго дела.

Добродетели находятся во взаимной связи, как кольца одной цепи. Как в цепи, если взять одно кольцо, можно вытянуть всю цепь, так и вера, надежда, любовь влекут за собой одна другую. Человек, обретая любовь, находит и веру, и надежду. Если он теряет веру, тщетна надежда, угасает любовь.

При равном достоинстве, первым звеном в цепи трех добродетелей является вера. С нее начинается трудный и одновременно радостный путь духовного совершенствования. Вера есть уверенность в невидимом и поэтому она есть подвиг. Легко принять очевидное. Но дерзнуть уверовать в то, что скрыто до времени от людей, полюбить невидимого Бога способен не каждый. Требуется немалое духовное мужество, чтобы поверив в Бога, перестроить свою жизнь в соответствии с Его заповедями. Сохранить и преумножить веру, несмотря на трудности и испытания еще труднее. Жизненные обстоятельства будут оспаривать уверенность человека в благости Творца. Мир, лежащий во зле и враг рода человеческого, будут пытаться поколебать его веру в промысел Божий.

Сохранить драгоценную жемчужину веры человеку поможет вторая высшая добродетель – надежда. Она всегда сопровождает и поддерживает веру. Человек верует в спасительный подвиг Христа и надеется, что будет спасен и он. Человек верует в то, что Господь не оставляет тех, кто стремится жить по Его заповедям, и надеется, что Бог не оставит и его. Что Он поддержит и укрепит в испытаниях. Вера в то, что человек есть образ Божий, позволит с благоговением относиться к личности каждого. Позволит выстроить отношения между людьми в духе любви и правды. В этом им поможет обретение следующей высшей добродетели – добродетели христианской любви.

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…, не радуется неправде, а сорадуется истине», - говорит апостол Павел. В любви, по мнению христианства, не должно быть эгоизма, а должна быть беззаветная преданность другому и готовность отдать за него жизнь. Наивысшим выражением христианской любви стал Крестный подвиг Господа Иисуса Христа, Который пошел на смерть ради спасения Своего любимого чада – человека. Каждый, кто стремится снискать такую любовь, стремится уподобиться Христу.

Любовь Бога безгранична и беспредельна. Он любит и праведника, и грешника. Господь зрит в душу человека и видит изначально заложенное в ней добро. И Он дает людям новую заповедь. Тот, кто желает уподобиться Богу, должен любить не только любящих его, что естественно для человека. Он должен совершить невозможное – возлюбить обидчиков и врагов.

Этот новозаветный призыв совершает чудо: тихий голос божественной любви, призывающий к любви и прощению, перекрывает канонады, останавливает кровопролития, преображает человека, человека, который захочет услышать этот глас, человека, для которого мимолетность этого мира сего станет не основанием для беззакония, а надеждой на вечность мира иного.

viktoriiako в Ты помнишь как все начиналось? Как строили лодки и лодки звались Вера, Надежда, Любовь. Морской Крест

Продолжение темы русских морских заступниц: Вера, Надежда, Любовь и Мать их Софья - 30 Сентября



Faith Hope Charity__Spring Grove Cemetery, Hamilton County, Ohio


ST. MARTIN"S CHURCH. BRAMPTON, CUMBRIA. Hope, Charity, Faith" (Spes, Caritas, Fide), stained glass window designed by Burne-Jones and executed by Morris and Co.(William Morris) in 1886

Постепенно якорь и крест сраслись и получился хачкар

Купола домовых церквей теремного дворца на Соборной площади Московского Кремля
(увеличенное фото)

КАМЕНЬ - КАР родит ЯКОРЬ, ЯКОРЬ формирует ЯКОРНЫЙ воплощенный в камне, стоящий на камне, по существу представляющий веру в Христа - как обретение устойчивой основы, незыблемого фундамента, прочного основания, фундаментного камня (КАР) - ЯКОРЯ в жизни КРЕСТ, КРЕСТ по-армянски ХАЧ. В итоге имеем:

ХАЧ + КАР = КРЕСТ + ЯКОРНЫЙ = ЯКОРНЫЙ КРЕСТ!
Таким образом, ХАЧКАР есть древнейший символ христианской веры. Крест (ХАЧ) христианина

ВОИСТИНУ ХАЧКАР ЕСТЬ И ЯКОРЬ ВЕРЫ, И КРЕСТ СПАСЕНИЯ!

Купола домовых церквей теремного дворца на Соборной площади Московского Кремля с якорей точно начинались - якорь - это спасение.

И сегодня в Эрмитаже, на выставке "Византия сквозь века, я тоже обнаружила кресты с якорями, точно такие же как я видела в городе Орёл, которому в этом году исполнилось 450 лет, а я думаю больше. В Орле теперь даже памятник открыли римскому Императору Иоану Грозному, говоря что он создал город идя там на охоту с орлами и поэтому город Орёл.
Так ли это, попробуем разобраться, но уже в другой раз, чуть позже.

Продолжение Следует.

Ножницы, украшенные символической триадой «якорь – сердце — крест», выделены в отдельную категорию. Хотя формально они относятся к церковным, по сути они представляют собой памятные ножницы, призванные напоминать своему владельцу о главных добродетелях истинного христианина.

Триада «крест – якорь — сердце» уже более двух тысяч лет служит для аллегорического обозначения трех главных христианских добродетелей: веры, надежды и любви. В совокупности эти символы также являются аллегорией Святой Троицы. Крест, якорь и сердце, связанные воедино, до сих пор являются одним из самых популярных символов в странах Европы. В России они встречаются редко: в частности, на воротах Петропавловской крепости, построенных итальянским архитектором Доменико Трезини. Этот символ использовали многие католические миссии, христианские организации отдельных городов Европы.

Якорь – символ Надежды. Священный предмет, которому приносили жертвы, поскольку якорь нередко был единственным спасением моряков. На монетах Греции, Сирии, Финикии, Карфагена и Рима чаще других изображался именно якорь как символ надежды. Значение якоря было заимствовано христианской культурой от римлян, поскольку в искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия. Ключевым символом христианства якорь стал во времена римских гонений. Первые христиане изображали якорь вместо креста на стенах катакомб, рядом со словом «мир» и рыбами – символом Христа.

То же значение несло изображение якоря на могилах I века н.э. Позднее якорь ассоциировался с образом церкви как корабля, несущего души по бурному житейскому морю в обитель вечной жизни. Апостол Павел в Послании к евреям сравнивал надежду с безопасным и крепким якорем. Латинское крылатое выражение «Sacram anchoram solvere» и современное французское «якорь надежды» — означает «последнее средство спасения». Позднее, в эпоху повальной латинизации католической Церкви, греческое слово “ankura” (якорь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», т.е. «в Господе».

Во всех европейских языках слово «якорь» звучит одинаково, русский вариант также произошел от древнегреческого «анкура». Символика якоря имеет отношение ко всей священной триаде: на могилах первых христиан он всегда соседствовал с греческими словами «агапес», «агапетус» (производных от слова «агапэ», любовь), также считалось, что вера человека в Бога – его якорь, удерживающий его жизнь на плаву.

Якорный Крест – крест с лежащим в основании полумесяцем – объединяет в себе символику креста и якоря. Нижний полумесяц — это лунная ладья, символ Девы Марии. Крест выходит из полумесяца, как Христос родился через Марию. Распространенные в православии купольные кресты с полумесяцами внизу являются позднейшей версией якорного креста. Якорный крест иногда называют крестом Святого Климента, которого в 101 году римляне утопили, привязав к якорю.

Сердце – символ любви. Оно было добавлено в триаду позже всех (конец 17 века), после того, как в католицизме окончательно утвердился культ «Святейшего Сердца Иисуса». Именно культ Святого Сердца, который категорически не приняла православная церковь, и является причиной того, что аллегория «крест – якорь — сердце» не получила такого распространения в России.

Крест – символ Веры. Один из древнейших символов человеческой цивилизации, встречающийся во всех культурах со времен неолита. Был официально признан христианским символом только в девятом веке. В триаде используется т.н. латинский крест («crux immissa», «крест страдания»).

Интересной вариацией на тему священной триады является т.н. крест Камарга («Croix Camargue»).

Он был разработан в 1924 году в качестве символа города Камарг во Франции. Крест напоминает трезубец местных пастухов, якорь – местных рыбаков, а сердце – память о Трех Мариях: Магдалене, Клеопатре и Саломее, бежавших на корабле из Иудеи и нашедших здесь приют.

Примерно с 1600 по 1800 годы крест, якорь и сердце стали повсеместно высекать на надгробиях.

Но особую популярность триада получила в XIX веке, когда начали изготавливать ювелирные украшения с этой символикой.

Триада то сих пор не утратила своего значения, некоторые производители одежды используют эти символы в качестве своей торговой марки.

В финском городе Якобстад с 1913 года каждое Рождество улицу украшают светящимися символами Веры, Надежды и Любви.

Наколка в виде креста с якорем и пылающим сердцем была популярна среди моряков как талисман и оберег, защищающий от опасностей на море. Постоянно рискуя жизнью, моряки были невероятно суеверными людьми. Крест означал, что моряк уповает только на защиту Бога. Сердце символизировало тоску по дому и оставленной возлюбленной. Якорь означал надежду на успешное окончание плавания. Часто такая татуировка дополнялась словами «последний путь» или «путь, откуда нет возврата»: эти слова, как ни странно, считались оберегами от невозврата.

Нанесение татуировки, содержащей крест, вселяло надежду на то, что в случае гибели моряка похоронят по-христиански, поэтому такая татуировка имелась у всех моряков без исключения.

Александр Окороков, Андрей Кулагин
Корабельный якорь как древний символ веры и надежды

Окороков Александр Васильевич,
доктор исторических наук,
действительный член Академии военных наук,
действительный член Русского географического общества,
первый заместитель директора Российского научно-исследовательского
института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),

е-mail: [email protected]

Кулагин Андрей Валериевич,
первый заместитель директора
Национального заповедника « Херсонес Таврический » (Севастополь)

Аннотация. В статье рассматриваются типы якорей древности в их связи с религиозными ритуалами и представлениями, приведена история наиболее интересных и значимых находок, раскрывающих символическую роль якоря преимущественно в мифологии древних цивилизаций, в эпоху зарождения христианства и более поздних эпох.


Ключевые слова: семиотика, якорь, якорный камень, символика, знак, религиозный ритуал


Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что корабельный якорь в связи с его особым назначением - спасать жизнь человека - с древнейших времен считался священным. Пример тому - якоря, найденные в «Башенном храме» древнего финикийского города Библоса (2300 лет до н.э.). Здесь пять якорей образуют как бы нижнюю ступень лестницы, ведущей к входу в храм. Еще одно подтверждение связи якоря с религиозными ритуалами - древний алтарь, найденный на побережье Красного моря. Он состоит из постамента, образованного лежащими на боку четырьмя якорями, на которых вертикально установлены еще три якоря .

Древний якорный камень был найден при раскопках храма Ваала в Угарите в Северной Сирии (датируется XIX в. до н.э.), во время раскопок Канопского канала, в храме Изодоруса. Якорный камень и каменный шток от деревянного якоря были обнаружены в святилище при археологических раскопках Бамбулы (квартала кипрского города Ларнаки, расположенного на месте античного города Китиона) - процветавшего порта, упоминаемого в Библии. Обе находки датируются концом VII - началом VI в. до н.э. Большое количество якорей выявили при исследовании другой части Китиона, в частности, «Района храмов». Один из них, относящийся к XI в. до н.э., достигал веса в 1471 кг. Более десяти якорей, датируемых VI в.до н.э., были найдены в ходе раскопок греческого святилища в Грависке, этрусском порту Тарквинии.

Интересна находка обрядового якоря в Египте, изготовленного из мелового известняка - модели высотой 11 см и весом около 295 гр. Ученые, занимавшиеся изучением этого якоря, идентифицировали его как «обрядовую (похоронную) якорную форму римской датировки». Не вызвало сомнения, что змея, изображенная на камне в угрожающей позе с раздвоенным хвостом и подвижным языком, являлась божеством. По мнению Эммы Бруннер-Трот, впервые опубликовавшей описание якоря, так была показана Исис - древнегреческая богиня моря. И это не единичная находка. Древние якорные камни с вырезанными на них клеймами, надписями и знаками были обнаружены в Средиземноморье и на Черном море у болгарских и российских берегов, в частности, на дне Севастопольской бухты, недалеко от древнего города Херсонеса.

В египетском искусстве якорь представлен как символ мироздания, объединения или пересечение мужского и женского начал.

Во многих странах мира, особенно Средиземноморья, якорь связывался с изображениями морских богов: римского бога моря Нептуна (Посейдона в Греции); греческой богини Амфитриты, которая защищает моряков и рождает дельфинов; Тритона, мифологического божества наполовину человека, наполовину рыбы; индусского морского бога Варуна, который по преданию брал под свою опеку умерших в море людей.

Культ якоря также являлся составной частью духовной жизни древних греков. Например, историк и писатель Аполлоний из Родоса, живший во второй половине III в. до н.э., сообщает, что когда Язон и его аргонавты приблизились к Черному морю, они должны были принести в жертву один из каменных якорей своего корабля. Сделали они это во искупление убийства Сизикуса.

В Древней Греции только что откованному якорю воздавались почести в храме Зевса. Затем служители храма выбивали на свинцовом штоке якоря клеймо-девиз «Зевс - бог всемогущий и спаситель» или же первую букву его имени. Считалось, что священные знаки отведут от мореходов злые силы, помогут быстро и с удачей возвратиться на родину. Якорный шток со священным знаком, датируемый 50 г. до н.э., хранится в Британском музее.

Иногда на якорных штоках вырезали изображение змееволосой Медузы Горгоны, под взглядом которой все живое превращалось в камень. Медуза тоже должна была оберегать моряков. Несколько десятков таких штоков найдены у берегов Испании, Ливии, Ливана. Это были штоки от так называемых «священных якорей», самых больших и тяжелых на корабле. Ими пользовались лишь в критические моменты, когда судну грозила неминуемая гибель.

Самые ранние греческие жертвенные якоря с каменными штоками датируются концом VII в. до н.э. Такие штоки, сделанные из мрамора, были найдены в Метапокто в храме Геры и связаны они с поклонением Аполлону . Возможно, шток именно от «священного якоря» был обнаружен в 2014 г. при подводных археологических исследованиях в Крыму, близ древнего Херсонеса. Он имеет длину 220 см, весит около 300 кг и изготовлен из белого мрамора. В том же году почти в полутора километрах к северо-западу от побережья Херсонеса было найдено несколько древних якорных камней, три из которых имели высеченные надписи и знаками.

Постепенно наряду с веслом, парусом, трезубцем Нептуна якорь начинает символизировать мореплавание, морскую торговлю и надежду на удачу в морских походах. Как символ мореплавания якорь встречается на гербе Селевкидов, правивших на Ближнем и Среднем Востоке в 312-64 гг. до н.э., на гербе Аполлонии - греческой колонии, на монетах Финикии, Карфагена, Сирии. Интересно отметить, что именно изображения якорей на монетах V в. до н.э. Аполлонии Понтике позволили выполнить реконструкцию деревянных античных якорей с каменными штоками.

В искусстве Римской империи якорь олицетворял радость и веселье. На монетах времен императора Адриана (117-138 гг.) представлена символизирующая их Гиларис - окруженная детьми женщина с пальмовой ветвью, скипетром, рогом изобилия, чашей или якорем. Интересна римская монета, отчеканенная в период правления императора Тита Веспасиана (79-81 гг.), который происходил из рода Флавиев. Во время его царствования, 24 августа 79 г. произошло сильнейшее извержение Везувия, уничтожившее города Помпеи, Геркуланум и Стабии. При Тите Веспасиане в Риме было закончено строительство Колизея и построены термы. На лицевой стороне монеты - современницы извержения Везувия изображен Тит Флавий Веспасиан, увенчанный лаврами, а на оборотной - двурогий якорь, который обвил дельфин.


Спустя века это изображение стало печатным знаком знаменитых книгоиздателей средневековой Италии - Альда Мануция Старшего и его сына Паоло. Издаваемые ими книги отличались текстологической точностью и изысканным оформлением. Девизом рода Мануциев было «Надежность и быстрота», и в печатном знаке якорь символизирует первое, а дельфин - второе.

С культом якоря связаны и многочисленные изображения якорей, обнаруженные в городах-портах Пантикапее, Ольвии, Херсонесе и других древних поселениях Северного Причерноморья. Многие из этих якорей имеют стилизованный, иногда даже условный вид.

В античное время в святилища морских алтарей, кроме самих якорей, жертвовались их миниатюрные модели из свинца. Такие модели найдены в храмах Фасоса и Рима, в святилище Марика на реке Карильяно, в Делосе. Форма для отливки таких моделей, датируемая приблизительно V-II вв. до н.э., была найдена в 1992 г. в Херсонесе. Ее раскопали при исследовании портовой части города неподалеку от храма. Находка представляет собой обработанный прямоугольный кусок мрамора размером 80х70х70 мм. На одной из сторон вырезана форма для отливки модели двурогого якоря со штоками . Еще одна форма для отливки вотивных (приносимых в дар) якорей была найдена при археологических раскопках в северной части города в 1931 г. По мнению Г.Д. Белова, она датируется X в.

В связи с этим хотелось бы отметить находку девяти моделей якорей, обнаруженных в 1987 г. в Крыму, в бухте Лимена-Кале близ Судака. Восемь из них изготовлены техникой литья, одна - из свинцового кованого прутка, согнутого вдвое и проклепанного.

По мнению Г.И. Шаповалова, найденные модели являются вотивными дарами средневековых мореходов подводным богам. Известно, что на территории порта Сугдеи (Сурожа) находилось раннесредневековое укрепление VI в. Позднее, в VIII-IX вв. здесь был довольно крупный ремесленный, торговый и религиозный центр. Находка вотивных моделей якорей позволила сделать предположение, что в бухте Лимен-Кале имелось святилище, в котором древние мореходы молились морским богам, приносили им жертвы и дары.

В 1985-2004 гг. в районе портовой части Судакской крепости, где, по мнению археологов, находилась искусственная гавань XII-XV вв., была собрана коллекция изделий (несколько тысяч экземпляров) из свинцовой и медной пластики: перстни, пряжки, фибулы, вотивные амулеты, гирьки для весов, торговые пломбы, моливдовулы. Среди находок были и модели древних якорей .

Упоминания о различного рода жертвоприношениях подводным богам морей и рек встречается у античных авторов . Есть сведения о поклонении богам подводного мира и в средневековое время . Жертвоприношения в виде миниатюрных свинцовых якорей известны в храмах Фасоса и Рима, а также в святилище Марика на р. Гарильяно .

С первых же лет христианства якорь становится у приверженцев новой религии символом надежды и спасения. Христианский теолог и писатель Климент Александрийский, стремившийся объединить эллинский философский гуманизм и христианскую веру, называет в ряду ее символов и якорь. По данным А.С. Уварова, автора книги «Христианская символика», к концу I в. н.э. христиане вырезали якорь на своих кольцах. Он символизировал образ спасения, непоколебимости и надежды в вере. При этом он отмечал, что «якорь принадлежит к самым первоначальным типам, и на христианских памятниках является признаком самых первых веков» .


Вместе с другим популярным символом - рыбой - якорь нередко встречается и в надписях, датируемых первыми веками нашей эры. Следует отметить, что рыба была одним из ранних символов христианства, в первую очередь символом Христа. В этом значении он был впервые использован Тертуллианом (ок. 160—230 гг.). По-гречески рыба — ichthys , что является акронимом греческого выражения «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Эта фраза встречается на каменных плитах - святых реликвиях в Иерусалиме. Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» во времена, когда первые христиане преследовались римлянами.


Сюжеты рыбы с якорем встречаются также на надгробных плитах в римских катакомбах, которые датируются первыми веками нашей эры. В этом случае они трактуются как знак незыблемости веры в Спасителя.

Интересно отметить, что античная эмблема якоря с дельфином в раннехристианском искусстве трактовалась в качестве «якоря спасения», причем верхняя перекладина с кольцом в изображениях на стенах катакомб ассоциируется с древнеегипетском крестом «анх» и с христианским символом.

Поскольку изображение креста распятия до VI в. не поощрялось, крестообразный якорь стал своеобразным изобразительным эвфемизмом (заменой) знака казни Христа. В качестве подобного эвфемизма использовали греческую букву «гамма», также похожую на якорь, или ее видоизменение - «якореобразный крест». Такие знаки встречаются в рукописях, рельефах и росписях катакомб III-V вв. Ранние христиане называли их «Crux dissimulata» (лат.) - «Крест потаенный». Такой знак, по некоторым предположениям, «прикрывал крест от поругания неверными».

Иногда в совокупности с другими символами он приобретал и более узкое значение. Например, две рыбы и якорь на брачных кольцах христиан символизировали души обоих супругов. А в целом эти изображения знаменовали таинство брака, причем якорь в данном случае олицетворял собою крест.

В христианской символике нередко встречается крест с полумесяцем у основания. Считается, что здесь крест как бы объединен с якорем. Основной ствол креста - это одновременно и веретено якоря, верхняя перекладина - стилизация якорного штока, а полумесяц - рог якоря.

Изучая появление крестов с полумесяцами, В. Нечаев еще в 1861 г. писал: «В христианстве якорь является в новом значении. Апостол Павел в послании к евреям говорит о христианской надежде, что она «для души есть как бы якорь надежный и твердый», т.е. христианин в своем плавании по житейскому морю находит для себя крепкую опору в уповании на Иисуса Христа» . Он же, сравнивая якорь с надеждой, с якорем, приводит изречение: «Блажен, кто возлагает свою надежду на Бога, крепко держись, от всего другого отделившись, за этот якорь».

В VI в. в Византии появляется изображение якоря-креста, рога которого украшает растительный орнамент. В трудах искусствоведов, археологов и историков XX в. это изображение получило определение «процветший якорь» наподобие «процветшего креста». Этот символ мы встречаем на мраморных архитектурных деталях, изготовленных в VII в. в Армении и привезенных в Херсонес для украшения христианского храма. Символами процветшего якоря-креста были украшены стены храма X в. в болгарском городе Преславе. Как и якоря на более ранних монетах античного и римского времени, процветшие якоря-кресты изображаются на монетах. С их изображением чеканились, например, монеты Антиохии в XI-XII вв. Подобный знак встречается и на монетах Болгарии XIV в. . Встречается также изображение «процветшего якоря» с двумя рыбами (монограмма Христа) и голубями (символ человеческой души). В таком же качестве якорь - атрибут аллегорической фигуры Надежды, Св. Климента, Папы Римского (язычники умертвили его, привязав к шее якорь и бросив в море), Св. Николая Мирликийского (покровителя мореплавателей), святых Плакида, Иоанна Непомука.

В память о былом значении священного якоря в латыни осталось крылатое выражение: «Sacram anchoram solvere» — «Спасаться священным якорем», то есть прибегнуть к последнему средству.

Значение якоря как символа надежды можно встретить в афоризмах и крылатых выражениях литературных источников многих стран мира. В английском литературном языке можно насчитать десятки идиом и фигуральных выражений со словом якорь, имеющих, помимо своего прямого значения, и переносный смысл: например, sheet anchor of happiness (надежный якорь счастья), tо anchor one"s hore in/at (возлагать надежды), to lay anchor to wind ward (предусмотреть опасность, принять меры предосторожности). В наиболее распространенной у англичан пословице Hope is my anchor так же упоминается якорь («Надежда - мой якорь»).

В русском языке в письменном виде слово якорь впервые упоминается в летописи Нестора «Повесть временных лет», древнейшем из дошедших до нас письменных памятников истории нашей Родины. Там говорится, что по условиям мирного договора, продиктованного Олегом грекам в 907 г., русские, помимо прочей дани, должны получать для своего флота якоря, паруса и снасти. Слово якорь издавна бытовало в старинных русских поморских пословицах и поговорках: «Вера - мой якорь», «Язык - телу якорь» и в других.

Не забывали о якоре и русские писатели-классики. Например, И.С. Тургенев писал: «Наша жизнь не от нас зависит; но у нас всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься - чувство долга».

Якорь не утрачивает своего символического значения и позже. Изображение адмиралтейского якоря украшало фамильный герб Христофора Колумба - «Адмирала Океана-Моря»; гербы русских князей и древних городов. Двурогий якорь входил в орнамент герба киевского митрополита Могилы в XVII в. Есть мнение, что от «символа веры и надежды» ведет свое начало и родовой знак Рюриковичей.

Стилизованное изображение адмиралтейского якоря и в настоящее время - неотъемлемая часть эмблем, знаков и печатей морских ведомств почти всех стран, имеющих флоты. Якорьки продолжают украшать ременные бляхи, части форменной одежды военных и гражданских моряков.



ПРИМЕЧАНИЯ


Окороков А.В. Символ мореплавания и надежды // Наука и религия. - 1985. - № 12. - С.21.

Шаповалов Г. Корабли веры: Судоходство в духовной жизни древней Украины. - Запорожье: Дикое Поле, 1997. - С. 114.

Шаповалов Г.I. Форми для вiдливки вотивних якорiв з Херсонесу // Древности степного Причерноморья и Крыма: Сб. науч. трудов Т.4. - Запорожье, 1993. - С.224.

Зеленко С.М. Подводная археология Крыма. - Киев: Стилос, 2008. - С.179-180.

Геродот. История / пер. Стратановского Г.А. - Л.: Наука, 1972. - С.330, 414.

Фукидид. История / подгот. Стратановским Г.А. - Л.: Наука, 1981. - С.276.

Шаповалов Г.И. Вотивные якоря из Черного моря // Советская археология, - 1990. - № 3. - С.260.

Уваров А.С. Христианская символика: Символика древне-христианского периода. - М., 1908. - С.164.

Нечаев В. Кресты с полумесяцами на главах храмов // Душеспасительное чтение. Ч.1. - М., 1861. - С. 62.

Шаповалов Г.И. Корабли веры... С. 131.

Окороков А.В., Кулагин А.В., текст, 2016.

Иллюстрации предоставлены авторами.