Правление царя хаммурапи. Хаммурапи – краткая биография

Вавилон в правление Хаммурапи

Эламские цари вошли в роль всемирных завоевателей и стали считать Сирию и Палестину, по наследству от Саргона и Нарамсина, своей собственностью. Эти притязания они сохранили навсегда и даже передали своим преемникам - Ахеменидам, но пока им пришлось натолкнуться на опасного соперника в лице Хаммурапи , который уже вскоре по вступлении на престол (начало XX в. до н. э. по современным данным, годы правления 1792 - 1750) вышел из повиновения Римсину и стал завоевывать «по повелению Ану и Энлиля» города Сеннаара. На 30-м году своего царствования он нанес своему сюзерену решительный удар, взял Ур и Ларсу; затем выгнал эламитов из области двух рек, даже «с помощью Ану и Энлиля» отнял у них Эмутбал и Туплиаш и «ниспроверг царя Римсина». В Ларсе был посажен как наместник какой-то Синиддиннам, одноименный с прежним царем этого города, может быть, потомок свергнутой эламитами династии. До нас дошла интересная переписка с ним Хаммурапи , в которой затронуты самые разнообразные стороны государственного управления. Два из писем касаются плененных эламских богинь:

«К Синиддиннаму. Так говорит Хаммурапи: я шлю к тебе офицеров Зикирилишу и Хаммурапибани, чтобы они доставили сюда богинь Эмутбала. Ты отправь богинь в процессии на корабле, как в наосе, чтобы они прибыли в Вавилон. Пусть их сопровождают храмовые женщины. Позаботься о продовольствии богинь и храмовых женщин по день их прибытия в Вавилон. Приставь людей тянуть канат и отбери солдат, чтобы они доставили богинь в Вавилон благополучно. Пусть они без промедления, поспешно прибудут в Вавилон».

Через некоторое время последовало новое письмо с приказанием принять богинь и отослать назад в Эмутбал. Первое письмо вполне понятно: палладий эламитов должен находиться в Вавилоне. Второе письмо, может быть, вызвано какими-нибудь «знамениями» гнева богинь, а может быть, просто тем, что Эмутбал вошел в состав империи, и Хаммурапи вернул богинь уже в свою провинцию.

Вероятно, в этот период была составлена найденная в Ашшуре песнь в честь этого города, где он сопоставляется с древним священным Ниппуром и в числе прочего говорится следующее:

«Ниппур - град Энлиля, а Вавилон - его возлюбленный; Ниппур и Вавилон - заодно, созерцать Вавилон - великая радость; обитающий в Вавилоне увеличивает дни свои; Вавилон - пальма из Дильмуна, плод коей единственный по сладости... Кто говорит дурно о Вавилоне, будет постигнут смертью, кто его возьмет, кто оскорбит его сына»... (конец не сохранился).

Около двух тысячелетий, несмотря на погромы и попытки уничтожения (Синахериб, Ксеркс), несмотря на превратности политических условий, Вавилон оставался метрополией Азии, что наиболее красноречиво засвидетельствовал Александр Великий , сделав его столицей новой империи, призванной примирить Восток и Запад. Только селевкидо-парфянские войны, основание Селевкии и Ктесифона, а впоследствии Багдада, повлекли за собой запустение Вавилона, который, однако, существовал еще в X в. н. э. В настоящее время на его месте три-четыре деревни и обширное поле развалин. На левом берегу Евфрата, выше города Хилла, находятся группы холмов с развалинами. Самая северная - Бабил, по следам гидравлических сооружений, колодцев и водопроводов, находившихся в сообщении с Евфратом, и по положению - под всем городом, должна была заключать в себе дворец Навуходоносора с висячими садами и парками. Следующая к югу в получасе пути группа развалин носит название Эль-Каср («замок») и заключает в себе остатки дворца вавилонских царей. Здесь найдено множество кирпичей с печатью Навуходоносора, надпись на глиняном цилиндре - манифест Кира вавилонянам и т. д. Еще южнее - Тель-Амран, который был местом главного вавилонского храма в честь бога-покровителя Мардука, носившего название Э-сагила, - «Дом высокий», с семиэтажной башней Э-теменан-ки («Дом основания неба и земли»). Эсагила построена царем Забумом (вторая половина третьего тысячелетия до н. э.), сыном Сумулаилу, второго царя первой вавилонской династии, который за четыре года своего царствования выстроил стены и обезопасил свою независимость от Сиппара, а также приготовил для Мардука, национального бога, трон из золота и серебра. Эта группа была как бы кремлем Вавилона, заключавшим его главную святыню и жилище царя. Она была окружена особыми стенами Имгур-Бел и Нимитти-Бел, остатки которых сохранились. Из Эсагилы шла длинная прецессионная священная дорога, переходившая затем через каменный мост на Евфрате и направлявшаяся к югу, в город Борсиппу, в храм Э-зида («Дом вечности»), посвященный Набу, сыну Мардука. Этот храм погребен под холмом Бирс-Нимруд. Поту сторону Евфрата, напротив дворца и Эсагилы, лежал, окруженный с запада стеной, другой царский дворец, в котором умер Александр Великий . Его окружал круглый парк. Площадь города была изрезана каналами, из них самыми важными были судоходный Арахту, шедший с севера на юг и служивший также для процессий, затем, по ту сторону Евфрата - Пикуду и Борсиппский, а также, наконец, канал Мардука, отделявший Эсагилу от дворца. Кроме главного храма, в Вавилоне, конечно, было множество других; некоторые из них могут быть определены, например, храм, посвященный богу Шамашу на правом берегу Евфрата, южнее дворца и каменного моста. Немецким археологам удалось найти в восточной части Эль-Касра храм богини Нинмах, восстановить его полный план и вблизи его напасть на след прецессионной дороги, вымощенной широкими плитками из известняка и обставленной прекрасными эмалированными барельефами львов и фантастических фигур.

От Хаммурапи мы давно уже имели много строительных надписей, затем найдено собрание его писем к Синиддиннаму и другие тексты, которые дают возможность обрисовать личность и деятельность этого царя. Это был талантливый правитель. Он создал или усовершенствовал административную систему, улучшил средства сообщения, заботился о каналах. Его деятельность простиралась на все стороны жизни. Счастливый воитель, освободивший страну от эламского ига, он объединяет под своей властью все городские царства, заботится о святилищах не только всего Сеннаара, но даже Ашшура и Ниневии. Он издает указы, касающиеся календаря, следуя при этом, кажется, восьмидесятичетырехлетнему циклу вставок; так, он пишет Синиддиннаму: «Так говорит Хаммурапи: так как год имеет недостаток, то пусть месяц, который теперь начался, будет считаться вторым элулом. И вместо того, чтобы подать приходила в Вавилон 25 тишри, пусть поступит 25 числа второго элула». Орошение страны и водные пути были предметом его особенной заботливости. Он сооружает новые каналы (один из них даже называется «Хаммурапи, благословение народов»), очищает старые (в Уруке, Дамане), заботится об устранении неисправностей в течении Евфрата. Но еще большее внимание Хаммурапи уделял правосудию. Уже в письмах и надписях эта сторона его деятельности выступает с достаточной ясностью. Так, в одном письме он дает инструкцию о суде над взяточниками, в других занят делами о ростовщиках, в иных требует присылать ему в Вавилон людей, которые могли бы, будучи очевидцами, сообщить ему о делах, иногда требует ареста неисправных чиновников и т. п.

Хаммурапи также принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне. Первоначально этот камень стоял в Сиппаре, и оттуда был похищен каким-то эламским завоевателем, стершим небольшое количество параграфов кодекса ради увековечения своей победной надписи, которая почему-то так и не была вписана. Кроме него, царь поставил такие же в других центрах: в вавилонской Эсагиле и в самих Сузах; от последнего также найдены фрагменты; в Ниппуре найден современный эпохе Хаммурапи фрагмент глиняной таблички. В «хронике» Хаммурапи уже второй год царствования отмечен кактот, «в который была установлена правда». Дошедшая до нас редакция относится уже к тому времени, когда Хаммурапи был единовластным правителем Двуречья. В длинном введении он перечисляет свои заслуги относительно всех городских богов, от Эриду до Ниневии включительно, и говорит о победе над врагами.

Сам текст кодекса Хаммурапи представлял собрание около трехсот формул, составленных большей частью по казуистическому шаблону: «Если кто-либо сделает то-то, то подвергается тому-то» - это скорее перечень случаев из судебной практики, взятых из уголовного и гражданского права и расположенных в достаточно произвольном порядке. Здесь нет ни общих принципов, ни отвлечений, ни строгой системы, зато случаи предусматриваются и разбираются с большой обстоятельностью. Начиная с преступлений против судопроизводства - клеветы, лжесвидетельства, подкупа судей, свидетелей, неправого суда, - кодекс переходит к различного рода преступлениям против собственности, затем следуют постановления из области аграрных отношений и торгового права (42 - 126), законы, относящиеся к семейному праву (127 - 194), наказания за причинение личного ущерба, гонорары врачам, архитекторам, постановления о судостроительстве, найме судов и т. п., законы о животных (найме их, о вреде, причиняемом ими, и др.), наконец, о рабах. Перед нами проходит картина большого культурного государства, с обществом, уже пережившим все предварительные стадии своего развития. Центральная власть уже уничтожила в нем местные династии, вместо благородного поставила чиновного, порвала с родовым или племенным строем, упразднила кровную месть и, через своих агентов, заботится о благосостоянии народа, о подъеме земледелия, торговли, водных сообщений.

Воинская повинность и постоянное войско уже существовали. Чиновничество было развито; к нему предъявлялись сверху большие требования, делавшие службу далеко не легкой, но власть считала себя обязанной заботиться о своих органах, наделяя их землей, которая при известных условиях могла даже переходить по наследству или обращаться в пенсию; не оставался забытым и попавший в плен служилый человек, закон охранял его и от произвола начальства. К низшему сословию принадлежали свободные наемные рабочие и ремесленники, в том числе врачи и ветеринары, получавшие за свой труд плату, а не гонорар («подарок»), как архитекторы и корабельщики. Рабы имели собственность и находились под покровительством законов; казнить их можно было только по суду. Они были заклеймены, продавались, давались в залог, за их увечье вознаграждался господин. Земледелие было интенсивным, существовала частная земельная собственность, даже иммунитеты; землевладельцы или сами обрабатывали свою землю через рабов и рабочих, или отдавали внаймы. В стране обеспечивали безопасность, преследуя бандитов и бродяг. Торговля поощрялась и достигла большого развития, передвижение было свободно. Городской характер культуры и положение Вавилона содействовали тому и обусловили то, что вавилонское право было фактором развития денежного обмена, несмотря на то, что благородные металлы были привозные. Деньги появляются здесь раньше, чем где бы то ни было; серебро в отвешенных кольцах было мерилом цен при меновой торговле. Все это указывает на многовековое развитие в прошлом и заставляет видеть в вавилонской державе Хаммурапи продукт уже древней культуры.

Рассмотрим вкратце отдельные стороны кодекса Хаммурапи, прибегая для удобства к систематической группировке его постановлений.

Семейное право в древности вообще было сурово. В кодексе Хаммурапи оно уже несколько смягчено. Брак заключается после контракта между женихом или его отцом и отцом невесты, причем первый делает взнос и подарки, а последний дает дочери приданое. Из документов видно, что для брака требовалось разрешение родителей; несогласие одной матери могло служить препятствием. Брак без контракта не признается законным. Взнос и подарки теряются женихом в случае отказа с его стороны, но возвращаются вдвойне в случае отказа отца невесты; возвращаются они и в случае смерти бездетной жены. В идеале господствует моногамия; только в случае бездетности или болезни законной («главной») жены муж может взять наложницу, которая находится в подчинении и даже услужении у жены, или жена может ему дать рабыню; если у такой рабыни будут дети, она уже не может быть продана, но если она перестает понимать свое положение, закон предписывает ее заклеймить и снова обратить в рабство; если же при этом и у нее нет детей, госпожа может ее продать. Допускались смешанные браки между рабами и свободными; в таких случаях рабыня возвышалась до свободной, а свободная сохраняла свое социальное положение; дети в обоих случаях были свободны. Приданое оставалось собственностью жены: оно вообще признавалось принадлежащим «дому отца ее», и только находилось в пользовании у мужа. Долги жены, сделанные до брака, не связывали мужа; жена также могла в брачном договоре отказаться от ответственности за добрачные долги мужа. Развод был нетруден и стеснен для мужа только денежными соображениями, для жены - судебными формальностями. Если муж отвергал жену, от которой имел детей, то обязан был выплатить ей приданое и «сыновнюю часть». Бездетная жена могла быть отпущена с приданым и взносом, сделанным при браке мужем. Без всяких условий могла быть прогнана расточительная или неверная жена; муж имел даже право превратить ее в рабыню. Больная жена должна была оставаться на попечении мужа или могла уйти, получив назад приданое. Если муж попадал в плен, жена могла в его отсутствие выйти замуж только в том случае, если ей нечем жить; по возвращении из плена мужа она обязана была к нему вернуться, даже если успела вторично выйти замуж. Этого не было, если муж самовольно покидал дом и отечество, а также если муж отказывался жить с женой. За нарушение верности гораздо строже наказывалась жена: как и в других законодательствах, и здесь на поведение мужа обращается меньше внимания. Еще Уруинимгина хвалится: «Прежде женщины безнаказанно жили с двумя мужчинами, теперь их за это бросают в воду». В то время как виновная вместе с участником подвергалась утоплению, на неверного мужа можно было только жаловаться в суд в ожидании развода; клевета мужа на жену влекла за собой развод, клевета жены на мужа, в случае ее обличения и самовольного ухода жены, влекла за собой утопление. Особенно жестоко наказывалось убийство мужа: несчастную сажали на кол. Закон предусматривал также различные случаи кровосмешения и строго карал за них.

Отец мог отдать дочь в храм как иеродулу или посвященную Мардуку, т. е. с принесением в жертву божеству целомудрия. Тогда по закону она не могла иметь детей, но считалась свободной и пользовалась известными правами, отец мог дать ей в пользование приданое, или она сохраняла право на известную долю наследства, опять-таки в пользование. Родители могли продавать детей; документы доказывают, что такие случаи, вероятно, обусловленные нищетой, бывали. Кроме родных детей, вавилонская семья знала еще усыновленных, заменявших при малочисленности в древнем Вавилоне рабов и наемных работников, а также необходимых для культа бездетных после их смерти. Новые родители давали усыновленным свое имя и обязаны были их воспитывать и обучать какому-нибудь ремеслу. Если усыновленный не чтил своих приемных родителей, он должен был вернуться домой; он имел на это право, если приемный отец не заботился о нем и не равнял его со своими детьми. Приемный отец мог после рождения собственных детей отослать домой усыновленных; в таком случае он обязан был выплатить треть доли родного, но не из недвижимого имущества. Если усыновленный, будучи сыном иеродулы или проститутки, захотел бы искать своих родителей, то подвергался жестокому наказанию: у него выкалывали глаз.

Весьма обстоятельны законы о наследстве. Муж ничего не получает из приданого покойной жены - оно принадлежит детям; напротив, вдова получает целиком свое приданое и подарок мужа и вместе с детьми пользуется оставленным имуществом, без права отчуждения; если подарка мужа нет, то она вместо него получает равную с детьми часть наследства. Закон ограждает ее от притеснений взрослых детей, равно как и последних на тот случай, если мать их вступит во второй брак; при существовании несовершеннолетних детей даже само вступление в этот брак должно быть разрешено судом, который налагает опеку над имуществом детей: составляется инвентарь, и управление поручается второму мужу со строгим запрещением отчуждать что-либо.

Сыновья, независимо от происхождения от разных матерей, наследуют поровну, но отец мог при жизни завещать любому сыну недвижимое имущество. Женатые сыновья, получившие при жизни отца взносы для отцов своих невест, обязаны были выделить такие же своим несовершеннолетним братьям, чтобы те могли вступить в брак. Приданое матери делят все сыновья поровну; но подарок мужа (в браке) мать может завещать одному из них. Дети от двух браков матери делят ее приданое поровну; в случае бездетности второго брака вдовы ее приданое получают дети от первого брака. Дочери, получившие приданое, отстранялись от наследства; остальные получали равную с братом часть для пожизненного пользования; наследниками их являлись братья. Впрочем, отец при жизни мог выделить им часть и документально разрешить им завещать кому угодно. В таком случае «братья не могут предъявлять никаких претензий». Узаконенные сыновья наложницы наследуют вместе с законными, но последние пользуются преимуществом; неузаконенные должны довольствоваться получением свободы; дочь наложницы получает от братьев подарок для приданого. Особенно характерен следующий закон:

«Если отец иеродулы выделил ей часть и составил об этом документ, не упомянув в последнем, что она может завещать ее кому угодно, то в случае смерти отца ее поле и сад получают братья и обязываются удовлетворять ее, сообразно размеру ее части, зерном, елеем и молоком. Если же они не дают ей этого, сообразно ее части, и не удовлетворяют ее, то ее поле и сад должны быть переданы хозяину, которого она укажет, и тот должен содержать ее. Полем, садом и всем, что она получила от отца, она должна пользоваться пожизненно, но не продавать и не уступать никому. Ее же детская доля в наследстве принадлежит братьям».

Особый закон существовал для посвященной Мардуку: если отец при жизни ей ничего не отказал, она получала треть детской доли, но не могла сама распоряжаться ею, зато имела право кому угодно завещать ее. Мы видим здесь, скорее всего, стремление оградить интересы семьи не только от ущерба при переходе имущества в другой род, но и от поглощения частной собственности храмами: характерно, что нигде храм, в который посвящена дочь, не имеет права наследования, и везде имущество посвященной, так или иначе, связано с ее семьей. Нельзя в этом не видеть одного из проявлений заботы государства о семье и семейной собственности. Другие документы сообщают нам, что закон разрешил продавать поземельное имущество того или другого лица не иначе, как по соглашению всех членов рода и при подписи их на купчей крепости.

Законы о собственности. Проводится ясное различие между собственностью и владением. Частная поземельная собственность уже достигла полного развития. Лены были тесно связаны со службой и неотчуждаемы. Их нельзя было ни продать, ни купить, ни употребить на выкуп из плена. Небрежное отношение к лену, плохая обработка его и оставление в течение трех лет влекли за собой его потерю. Так, например, ридсабе, царские служилые люди, вероятно, солдаты, получая поле, сад и дом, не могли под страхом казни подставлять вместо себя других лиц, но, будучи не по своей вине оторваны от своего участка, получали его назад, если возвращались ранее трех лет. Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. Преступления против собственности, как и во всех древних и средневековых обществах, карались жестоко; за воровство полагалась обыкновенно смертная казнь; за кражу со взломом через пролом стены в доме грабителя убивали у стены и закапывали на месте; за воровство во время пожара грозило сожжение. К вору приравнивался продавший потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Вором считался также укрыватель, или тот, кто помог чужому рабу бежать. Далее кодекс весьма обстоятелен в предписаниях о найме людей и домашних животных; цены варьируются по временам года; множество сохранившихся контрактов дополняют и освещают нам эти сведения.

Законы о долгах были сравнительно мягкими. Неоплатный должник мог быть лишен свободы кредитором, но последний отвечал перед судом, если его узник умирал от дурного обращения; если умирал его сын, то сын кредитора подвергался казни, если раб, кредитор платил треть мины и терял свои деньги. Рабство за долги было ограничено тремя годами. Неоплатный должник мог отдать в кабалу жену и детей, но через три года кредитор был обязан отпустить их.

Законы о земледелии имеют целью покровительствовать интенсивному хозяйству и созданию экономических ценностей, карая леность и небрежность, заботясь о регулировании орошения и отношений соседей. Обращается внимание на распашку пустырей, на садоводство и виноделие. Отношения между хозяином и арендатором определены со скрупулезной точностью. Особенно характерно, что в случае неурожая должник освобождается от платежа процентов. Допустивший по небрежности или злой воле неисправность или разрыв плотины подвергается ответственности и обязывается возместить соседу убыток.

Торговля и промыслы. Переход к денежному хозяйству совершился еще не полностью. Платежи могут производиться зерном и другими продуктами. Проценты за взятое в долг серебро должны были платиться серебром, за зерно можно было платить и зерном. Недобросовестное переложение этих двух ценностей влекло для купца потерю и капитала, и процентов. В кодексе говорится о капиталистах, занимавшихся крупными торговыми операциями, в числе прочего, при помощи агентов, коммивояжеров, разносчиков и т. п. Последние получали коммандит или аванс в деньгах или товарах. Потери должны были быть возмещены, а в случае полного неуспеха предприятия комиссионеры возвращали купцу его капитал вдвойне; если же они были ограблены на дороге, то могли поклясться и не платили ничего. Клятва требовалась также в тех случаях, когда одна из сторон пыталась обмануть другую. При отсутствии документов изданный товар или квитанции на полученные деньги купец платил штраф, в шесть раз превышавший стоимость, а комиссионер - в три раза. Имеются законы о найме судов, с таксами и обязательством отвечать за повреждения, возмещать убытки и т.д.

Из документов мы узнаем о существовании платежей переводом и о таких сложных операциях, как займы нескольких лиц сразу, превращении покупной цены в заем, пользовании данным на хранение и т. п. Или, например, упоминается такой случай, когда брался взаем продукт и возвращался в обработанном виде.

В статьях о представителях различных профессий, их вознаграждении, ответственности, еще господствуют довольно примитивные, чтобы не сказать варварские, постановления. Счастливый хирург получает 10 сиклей за знатного, 5 за простого, 2 за раба, но за неудачную операцию лишается рук. Излечивший быка или осла получает шестую часть его стоимости, а уморивший их неумелым лечением платит четверть их стоимости. Брадобрей, положивший на раба клеймо без ведома господина, лишается рук и т. п. Архитектор получает плату сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушится и задавит хозяина, архитектор подвергается казни; если погибнет сын хозяина, казнят сына архитектора; если пострадает раб хозяина, то архитектор обязан возместить другим рабом и т. п. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт ложится бременем на архитектора и т. п. Подобные же постановления приведены относительно корабельщиков, а также указаны платы различным рабочим и т. п.

Преступления против личности караются по принципу: «Око за око, зуб за зуб» - в буквальном смысле, если обидчик и потерпевший равны по социальному положению. Нанесший повреждение высшему карается денежным штрафом, а то и телесным публичным наказанием. Вообще система наказаний построена на системе талиона, как материального, так и символического. Так, непослушный раб лишается уха, дерзкий приемный сын - языка, виновная кормилица - грудей, неискусный хирург - руки и т. п.

Судопроизводство как из кодекса, так из документов еще не вполне ясно. В древности, кажется, судили жрецы «у врат храма». Теперь рядом с ними все более и более выступают светские («царские») судьи, вероятно, не без влияния царской власти, взявшей на себя правосудие и проводившей взгляд, что оно идет не от богов Ниппура, Сиппара или Ларсы, а из Вавилона, судебная палата которого объявлена верховной. Роль «храмовых судей» теперь сведена только к принятию показаний, делаемых под присягой перед изображением божества. Весь остальной процесс вели светские судьи по «царскому закону». Приводим, для примера, полностью один протокол процесса, касающегося недвижимости и происходившего при одном из преемников Хаммурапи , Аммидитане. Он интересен, кроме своей обстоятельности, тем, что указывает на пассивную роль замужней женщины, интересы которой на суде представлялись мужем, а также на существование в вавилонском праве продажи в кредит и на комбинацию продажи и залога - тонкость, свидетельствующую о высоком развитии правовых отношений.

«Аддилиблут отправился к судьям и изложил перед ними: «Один cap дома, составляющий часть двух саров дома, продан иеродулой Илушахегаль, дочерью Эаэлласу, в год, когда царь Абиешу посвятил свою статую, за 15 серебряных сиклей, - Беллиссуну, жрице Мардука, моей жене. Этот cap дома расположен рядом с домом такого-то и рядом с домом такого-то, сзади его дом такого-то. Я получил купчую, равно как Имикиса, ее сын, получивший по разделу два сара дома. Я заставил приложить его печать как свидетельство. Теперь же Илушахегаль, иеродула, дочь Эаэлласу, приложившего свою печать к купчей, требует у меня обратно мой cap дома».

Так он изложил (свое дело).

Так ответила иеродула Илушахегаль: «Один cap дома, составляющий часть двух саров дома, купленного мною у Беллиссуну, жрицы Замамы, я продала за 15 серебряных сиклей Беллиссуну, жрице Мардука, жене Аддилиблута. 15 сиклей серебром они мне не заплатили».

Так она ответила. Судьи отослали Илушахегаль домой, чтобы она или представила свидетелей о неуплате денег, или долговую расписку Беллиссуну на оставшуюся неуплаченной часть серебра. Этого не оказалось, и она не была в состоянии представить. Аддилиблут представил купчую, судьи выслушали и опросили свидетелей, имена которых подписаны на документе. Те подтвердили, что 15 сиклей, цену сара дома, Илушахегаль получила. Илушахегаль созналась. Судьи, разобрав дело, наказали Илушахегаль иеродулу за то, что она отреклась от своей печати. А настоящий документ, в действительности которого не может быть сомнений, они заставили ее выдать, а именно, чтобы впредь один cap дома, расположенный там-то (следуют имена соседей), как покупка Беллиссуну, жрицы Мардука, жены Аддилиблута, не оспаривался Илушахегаль, ее детьми, ее братьями и ее родом. Именем Мардука и царя Аммидитаны. Перед судьями»... (Следуют подписи восьми судей, градоначальника, секретаря, печати Илушахегаль и суда.)

Судебные функции имели также градоначальники, во главе «старейших и именитых людей» города. Эти последние привлекались в тех случаях, когда требовалась проверка на месте и экспертиза или когда дело могло быть решено только местными людьми. Это собрание именитых граждан имело и другие функции, кроме судебных: перед ним заключались сделки, имевшие особенно важное значение, оно заведовало городским имуществом. Компетенция «вавилонских судей» распространялась на все государство; они принимали жалобы и апелляции, независимо от места жительства просителей, они толковали законы, их решения были обязательны для провинциальных судов.

Хаммурапи завершает свой кодекс следующим эпилогом: «Правовые постановления, изданные премудрым царем Хаммурапи, для водворения в стране истинного блага и хорошего управления. Я, Хаммурапи, царь несравненный. Черноголовыми, которых даровал мне Энлиль и господство над которыми поручил мне Мардук, я не пренебрегал, о них я не нерадел, я искал их благосостояния. С могучим оружием, врученным мне Замамой и Инанной, с премудростью, дарованной мне Эа, с разумом, которым наделил меня Мардук, я истребил врагов на севере (вверху) и юге (внизу), прекратил раздоры, устроил стране благосостояние, дал людям жить в безопасных местах, охранял их от нарушителей спокойствия. Великие боги призвали меня: я благодетельный пастырь, жезл мой - жезл привести; моя благая сень простерта над моим градом. На моем лоне лелею я жителей Шумера и Аккада; помощью моего бога-покровителя и его братьев они успокоены в мире; моя премудрость их покрывает. Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы обезопасить вдов и сирот, начертал я в Вавилоне, граде, главу которого вознесли Ану и Энлиль, в Эсагиле, храме, основания которого непоколебимы, как земля и небо, чтобы творить суд земле, и издавать решения земле, и удовлетворять утесненного, мои драгоценные слова на моем памятнике и поместил их у моего изображения, как царя правды. Я - царь могучий среди царей. Мои слова изрядны, моя премудрость несравнима. По повелению Шамаша, великого судьи неба и земли, да воссияет моя правда стране; по воле Мардука, моего владыки, да не будет того, кто бы удалил мой памятник. В Эсагиле, которую я люблю, мое имя должно помниться вечно во благо. Утесненный должен подойти к моему изображению, как царя правды, прочесть надпись, внять моим драгоценным словам, и мой памятник должен выяснить ему его дело; он должен найти свое право, его сердце должно радоваться, говоря: «Хаммурапи - это воистину владыка, отец для подданных, покорный словам Мардука, своего господина, добившийся победы Мардука на севере и юге, увеселяющий сердце Мардука, своего владыки, навеки создавший благосостояние народа и порядок страны». Прочитав надпись, он должен помолиться за меня Мардуку, моему владыке, и Зарпанит, моей госпоже, от всего сердца. Тогда его боги, боги-покровители и боги, вступающие в Эсагилу, да одобрят его помышления ежедневно перед Мардуком и Зарпанит. Во веки веков, навсегда, царь, который будет в стране, должен соблюдать слова, начертанные на моем камне. Закон страны, который я дал, решения, которые я предписываю, он не должен изменять, не должен удалять моего памятника. Если этот государь премудр и может держать страну в порядке, он должен соблюдать слова, начертанные на памятнике... сообразно им должен он управлять черноголовыми, судить их, давать им решения, истреблять в стране злодеев и преступников, создавать своему народу благосостояние. Я - Хаммурапи, царь правды, которому Шамаш дал правосудие. Мои слова изрядны, мои дела несравнимы, возвышенны... они - образец для мудрого, чтобы достигнуть славы».

Несмотря на этот сонм богов и на благочестивый тон всей приписки, несмотря на то, что весь свод выдается за откровение Шамаша, несмотря, наконец, на то, что в затруднительных случаях дело решает клятва «перед богом» (по документам, главным образом, перед Шамашем или Мардуком), - все-таки законы не стоят на теократической основе, чужды религиозного и морализирующего элемента и с этой стороны отличаются от других восточных кодексов, не отличающих права от обычая и нравственности.

В этом отношении вавилонский свод законов резко отличается от законодательства Моисея с его ярко выраженным религиозным чувством. Это, впрочем, вполне понятно, если мы вспомним, что еврейский закон мы имеем в том виде, в каком он был внесен в священную книгу, тогда как вавилонские законы дошли до нас на современном официальном памятнике, в точных выражениях. Кроме того, в Моисеевом законодательстве видное место отведено сакральному праву, которое на столбе Хаммурапи опущено, так как законодатель имел в виду лишь потребности гражданского населения, а не храмов. Но, будучи по духу далеки от Синая, законы Хаммурапи сходятся с Моисеевыми в группировке, во фразеологии, во многих частностях, особенно в принципе наказаний за увечья, за кровосмешение, в постановлениях против имущественного вреда и т. п. Наибольшее количество аналогий приходится на так называемую книгу Завета (Ис. 21 - 23) и отчасти на Второзаконие; в первой законы редактированы в той же казуистической форме. В некоторых случаях мягче Хаммурапи (например, в положении женщины, отношениях детей к родителям), в других - еврейский кодекс, незнающий многих варварских наказаний, относящийся человечнее к рабам и слабым и отменивший за многие преступления (например, простую кражу) смертную казнь. Многие постановления Хаммурапи не имеют соответствий в Библии, и это - те, которые имели место только в обширном торговом и промышленном государстве, обладавшем представителями различных профессий. Некоторые совпадения Библии и вавилонского законодательства можно объяснить своего рода рецепцией вавилонского права еще в глубокой древности в Палестине, в то время, когда она входила в зону влияния империи Хаммурапи . Семейные отношения еврейских патриархов - наилучший комментарий к законам Хаммурапи. Можно сказать, что и Авраам, и Иаков, и Лаван жили по вавилонскому праву. Это не только видно из своеобразной, как бы чисто вавилонской полигамии, но, например, из спора Лавана с Иаковом, - в случае истребления скота хищными зверями убыток терпит владелец и т. п.

Свод законов, нормирующий юридическую жизнь Вавилонии, находит себе иллюстрацию и пополнение в бесчисленных деловых документах эпохи, отражающих эту самую жизнь и применение правовых норм. Мы уже иногда указывали на этот обширный и глубоко интересный материал, особенно ценный для юриста. Входить в его ближайшее рассмотрение мы не имеем возможности, но должны указать, что документы первой вавилонской династии убеждают нас в том, что право, кодифицированное Хаммурапи , действовало и до него, но что он внес в него изменения, смягчения и т. п. Точно так же и после него жизнь продолжала отбрасывать устаревшее. Доказательство этому можно усмотреть хотя бы в дальнейшей судьбе шумерских законов семейного права, в кодексе Хаммурапи и в судебной практике его преемников. Так, один из них предписывает: «Если муж скажет жене: ты мне больше не жена, то должен заплатить полмины серебра. Если же жена скажет мужу: ты мне не муж, то будет брошена в реку». У Хаммурапи первая половина удержана, что же касается второй, то она применена только к неверной и нерадивой жене и к жене военнопленного, изменившей ему без крайности в его отсутствие. Жена, ничем не виновная, напротив, по Хаммурапи, может жаловаться на неверного мужа и по суду получает развод. При преемниках Хаммурапи мы встречаем дальнейшие смягчения, и утопление заменяется обращением в рабство и т. п. Законодательство развивалось и до Хаммурапи , будучи преимущественным предметом заботы царей. Нам уже известны реформы Уруинимгины. В Британском музее есть табличка из Урука, содержащая шумерский оригинал некоторых законов Хаммурапи и относящаяся к его временам. На ниппурском фрагменте имеются шумерские пометки, очевидно, перенесенные с шумерского оригинала. Один из царей Урука, Сингашид, хвалится, что он установил максимальные тарифы. В одном из документов времен Сумулаилу, преемника Сумуабу, родоначальника первой вавилонской династии, прямо говорится, что этот царь «ввел право», что вполне понятно для второго царя города и династии. Хаммурапи , его четвертый преемник, основавший великую мировую вавилонскую державу, продолжал это дело. Он еще раз собрал и пересмотрел древние законы, смягчил, где мог, их грубость

Всемирная история. Том 2. Бронзовый век Бадак Александр Николаевич

Царствование Хаммурапи

Царствование Хаммурапи

Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н. э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) способствовала превращению Вавилона и столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.

Укреплению позиций Вавилонского царства в Месопотамии способствовал целый ряд событий. Государство Ларса в 1834 г. до н. э. стало легкой добычей эламитов. Исин к началу XVIII века до н. э. способствовало отделение Вавилона. Некоторые северные области, в том числе территории городов Мари и Эшнунны, попали во временную зависимость от Ассирии. Существует мнение, что Хаммурапи для того, чтобы более уверенно действовать на юге, на короткий срок признал свою независимость от царя Ассирии Шамшиадада I.

Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, скорее всего, активно готовился к военным действиям.

На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточно сильного эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор о взаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепить свое влияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два года построил канал, о значении которого говорит само название - «Хаммурапи-изобилие».

Еще одним дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с северо-западным соседом - государством Мари. Хаммурапи посодействовал тому, чтобы на троне этого государства утвердился представитель местной династии Зимрилим, а не наследник умершего ассирийского царя Шамшиадада I, к политике которого вавилонский правитель давно испытывал недоверие. В результате политическое и экономическое положение государства Мари значительно укрепилось. О расцвете Мари во времена правления Зимрилима свидетельствует интенсивная торговля со многими восточно-средиземноморскими государствами, в том числе с такими отдаленными островами, как Кипр и Крит, а также строительство великолепного дворца - подлинного шедевра архитектуры, слава о котором распространилась далеко за пределами царства.

Оба государства-союзника - Вавилон и Мари - теперь действовали согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, из которой следует, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в средней Месопотамии. Кроме того, известно, что при дворе Хаммурапи находились постоянные представители Зимрилима.

Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15-16-му гг. правления Хаммурапи превращается в одно из самых влиятельных государств в Месопотамии.

В 30-й год своего правления Хаммурапи удалось не только остановить вторжения, но и нанести поражение царству Эшнунне и выступившим на его стороне войскам Элама. Спустя год после победы над северными врагами царь Вавилона разгромил Эмсина, в прошлом своего союзника, а теперь главного конкурента в борьбе за господство в Двуречье. Ларса была присоединена к владениям Хаммурапи, а Римсин вынужден был бежать, возможно, в Элам.

Как уже отмечалось, Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатической службы в соседнем государстве. Уже во время похода на Ларсу, почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных с вавилонским царем боевых действий и отозвал свои войска. В результате победы над Эшнунной пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил два опустошительных набега. Времена, когда цари Вавилона и Мари называли друг друга братьями, канули в лету. Несмотря на то, что Хаммурапи в 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим, правитель некогда богатого и сильного царства, неохотно расставался с мыслью о независимости своего государства. Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества.

Так постепенно под власть Вавилона попадали все новые территории. Хаммурапи подчинил себе и территорию Ассирии с ее столицей Ашшуром. Скорее всего, сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем свидетельствуют документальные сообщения о военнопленных из Элама.

За более чем сорокалетний период правления талантливому и удачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии - так называемое Старовавилонское царство. Вавилон прочно занимает положение нового центра Двуречья.

Таким образом, на рубеже XIX–XVIII вв. до н. э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) - область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата - нередко определяли термином Вавилония.

Вавилон - это греческое наименование семитского города Бабилима, что обозначает «Врата Господни». Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближается Евфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада. Он являлся столицей не только Древнего, то и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоеван персами.

Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначились тенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов и завоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию времен царя Хаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбелью цивилизации.

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Законы Хаммурапи Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи – первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко

автора Ляпустин Борис Сергеевич

Держава Хаммурапи В 1-й половине XVIII в. до н. э. неожиданно произошла новая территориальная интеграция Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничто этого не предвещало – Вавилонское царство было

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Вавилония при наследниках Хаммурапи Держава Хаммурапи в установленных им границах просуществовала недолго. Уже при его преемнике Самсуилуне (1749–1712 гг. до н. э.) страну постигло тяжелое потрясение. В 1742 г. до н. э. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА XLV Царствование Юстина Младшего.- Посольство от авар.- Их поселение на Дунае.- Завоевание Италии лангобардами.- Усыновление Тиберия и его царствование.- Царствование Маврикия.- Положение Италии под властью лангобардов и равеннских экзархов.- Бедственное

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Кодекс Хаммурапи Важнейшим источником для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилонского царства является знаменитый свод законов царя Хаммурапи, начертанный архаической клинописью на базальтовом столбе. Этот замечательный памятник древневавилонской

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Великий Хаммурапи Когда Хаммурапи (это имя означает «Бог Хамму» – западносемитский бог-целитель) вступил на престол Вавилона в 1792 г. до н. э., он унаследовал от своего отца, Син-мубаллита, крохотное царство, занимавшее 128 км в длину и 32 км в ширину, или чуть более 4000 кв. км.

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ИЗДАНИЕ ЗАКОНОВ ХАММУРАПИ ХаммурапиЗа право называться колыбелью цивилизации с Египтом может поспорить территория между реками Тигр и Евфрат - Междуречье (по-гречески - Месопотамия). Представлявший собой еще в эпоху палеолита сплошное болото регион постепенно

Из книги Древний Восток автора

Создание державы Хаммурапи Первая половина XVIII в. до н. э. неожиданно ознаменовалась новой территориальной интеграцией Месопотамии вокруг Вавилона. Осуществил ее знаменитый вавилонский царь Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Казалось, ничего не предвещало такого взлета:

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Законы Хаммурапи Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как великий памятник мудрости на протяжении следующих полутора тысяч лет! Это было связано не только с новизной их содержания (некоторые законы сходной направленности,

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Законы Хаммурапи Черный столб из базальта с текстом «Законов» был найден в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах (столице Древнего Элама). Текст частично поврежден: часть лицевой стороны столба была выскоблена. Очевидно, эламиты захватили столб с «Законами» во

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Хаммурапи (Ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.). Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.5. Великий законодатель Хаммурапи Один из первых текстовых источников, с которым знакомятся студенты-историки, - это знаменитый свод законов царя Хаммурапи. Звучное имя сразу запоминается, как и примерная дата появления первого известного письменного

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Хаммурапи (? – ум. в 1750 г. до н. э.) Царь Вавилонии (1792–1750 гг. до н. э.).Выдающийся государственный деятель Древнего мира. Талантливый военачальник, распространивший свое влияние на большую часть Месопотамии. Один из первых в истории законодателей. В XX–XIX вв. до н. э. после

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Хаммурапи правил в 1793 до н. э. - 1750 до н. э.Царь Вавилона, создатель свода законов - Кодекса Хаммурапи.Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон - это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного

Из книги Древний Восток автора Струве (ред.) В. В.

Царь Хаммурапи и его законы Там, где Тигр и Евфрат ближе всего подходят друг к другу, тянется целое поле холмов. Они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыта развалины самого большого города южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался «Врата

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Хаммурапи – вавилонский царь, живший в 1810-1750 гг. до н. э. Считается 6-м царём первой вавилонской династии. Царствовал с 1792 по 1750 гг. до н. э. До него у власти находился его отец Син-мубаллит. Он отрёкся от престола из-за плохого здоровья в пользу сына. А последний оправдал доверие отца. За годы своего правления, которое продолжалось 43 года, он заметно расширил границы Вавилонского царства и создал свод законов, который считается одним из самых ранних в истории человеческой цивилизации.

Когда молодой царь пришёл к власти, Вавилон представлял собой город-государство, каких в Месопотамии было великое множество. Все они воевали друг с другом за контроль над плодородными землями. Находились эти земельные участки за городскими стенами и занимали небольшие площади. Среди таких царств самыми мощными считались Элам, Ассирия, Исин, Эшнунны, Ларса. Син-мубаллит, в период своего царствования, установил вавилонскую гегемонию над такими городами-государствами как Борсиппы, Киса, Сиппара.

Правление Хаммурапи

Молодой царь взошёл на трон в 1792 году до н. э. как правитель небольшого царства, находящегося в сложной геополитической ситуации. Верховья реки Тигр контролировало сильное царство Эшнунна. Ларса контролировала дельту реки. К востоку от Месопотамии находилось мощное царство Элам. Оно регулярно вторгалось в южные районы и обкладывало находящиеся там города данью. На севере Месопотамии лидерство принадлежало ассирийскому царю Шамши-Ададу I. Тот заметно расширил территорию своего царства, но его смерть ослабила Ассирию.

Первое десятилетие правление Хаммурапи было мирным. Свою власть он направил на организацию общественных работ. В оборонительных целях были усилены городские стены, расширены храмы, вырыты каналы для орошения полей. Что касается внешней политики, то здесь большую угрозу представляло царство Элам. Оно захватило царство Эшнунна, разрушило несколько городов, а чтобы укрепить свои позиции, попыталось спровоцировать войну между Вавилоном и Ларсой.

Однако те распознали коварство Элама и заключили военный союз. Закончился он тем, что Элам попал под полный контроль Вавилона, а затем Хаммурапи к 1763 году до н. э. установил гегемонию над всей южной частью Месопотамии. Далее царь начал совершать военные походы на север и вступил в противостояние с ассирийским царём Ишме-Даганом I.

Вавилонское царство в период правления Хаммурапи на карте

Вавилон и Ассирия заключили военные союзы с небольшими городами, чтобы одержать победу в этой войне. Но победу одержало Вавилонское царство, а новый ассирийский царь был вытеснен в отдалённые северные районы Месопотамии вплоть до горда Мари. Таким образом, Вавилон объединил под своей властью всю Месопотамию. Независимость сохранили только Алеппо, Катна и Левант. Под конец правления энергичного и умного царя Вавилон превратился в мощную державу. Умер талантливый правитель в 1750 год до н. э. Власть взял в свои руки его сын Саму-илун. Правил он 38 лет, но за годы правления вверенная ему держава ослабла.

Хаммурапи больше всего известен тем, что создал свод законов, которые подданные должны были неукоснительно выполнять. Отобразили их неизвестные мастера на стеле, выполненной из чёрного диорита. Обнаружили её французские археологи в самом начале 1902 года, когда проводили археологические раскопки в городе Сузы. Законы представляют собой нанесённую на камень клинопись на акадском языке.

Специалисты весь свод законов делят на 282 параграфа. Они контролируют семейные отношения, различные формы собственности, регулируют наказания за уголовные преступления. Следует заметить, что все законы тщательно продуманы и являются полноценными законодательными актами. Это настоящая правовая система, которая легла в основу правовой культуры Древнего Востока. Её превзошла впоследствии лишь правовая система Древнего Рима.

Стела с законами Хаммурапи. Находится в Лувре (Париж)

Сама стела с законами – это монумент конусообразной формы с венчающим её барельефом. Общая высота составляет 2,25 м, а вес равен 4 тоннам. Длина окружности в основании равна 1,9 м. Предполагается, что законы были окончательно разработаны мудрым царём в конце его правления. Это 37-40 годы. Они были увековечены на стеле, которую поставили в Вавилоне в храме бока Мардука. Затем сделали несколько копий, которые установили в разных городах Вавилонского царства.

Найденная стела может быть как копией, так и оригиналом, вывезенным из Вавилона правителем Элама Шутрук-Наххунте I. Тот примерно в 1155 году до н. э. захватил Вавилон и разграбил его. По его приказу статую бока Мардука и стелу с выбитыми на ней законами увезли в Сузы в качестве трофеев. В то время это было распространённым явлением. Французские археологи и обнаружили эти трофеи в развалинах древнего Акрополя.

Сам текст занимает всю лицевую и оборотную сторону стелы. Это ряды столбцов на аккадском языке, которые читаются сверху вниз. Каждый столбец состоит из строк. На сегодняшний день их насчитывается 3638. Из них порядка 700 строк отведены для пролога и эпилога. Все остальные строки представляют собой нормативно-правовые акты.

Фрагмент клинописи на стеле

Текст расположен так, что его невозможно прочесть при естественном положении глаз и головы. То есть стела являлась всего лишь символом мудрости царя, его заявлением о вступлении в силу нового законодательства. Сами же законы для повседневного использования, как предполагают специалисты, были нанесены на глиняные таблички.

Законы Хаммурапи наполнены здравым смыслом и неразрывно связаны с жизненными реалиями. Те, которые касаются уголовных наказаний, жестокие по современным понятиям. Но в то время они, видимо, находили понимание у людей. В целом же надо отметить, что жившие в ту далёкую эпоху народы отличались умом, проницательностью и старались не нарушать общепринятые нормы и правила. Это вполне понятно, так как соблюдая законы, жить гораздо легче и удобнее, чем существовать в мире беззакония и произвола .

Хаммурапи Хаммура́пи

царь Вавилонии в 1792-50 до н. э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы - ценный памятник древневосточного права.

ХАММУРАПИ

ХАММУРАПИ (правил в 1792-50 до н. э.), правитель Вавилона (см. ВАВИЛОН) из Аморейской династии, в царствование которого был составлен первый известный письменный свод законов - Кодекс Хаммурапи (см. КОДЕКС ХАММУРАПИ) . События 43-летнего правления Хаммурапи известны благодаря общей для Месопотамии традиции именовать год по какому-либо из деяний царя. Вступление Хаммурапи на престол было ознаменовано обычным для первого года правления царя «указом о справедливости», согласно которому должники по всей стране освобождались от уплаты долгов и долгового рабства. О начале его действия возвещал факел, возжигаемый царем на городской стене Вавилона: окрестные селения и города зажигали новые огни и передавали весть далее по всей стране.
Хаммурапи продолжил политику своего отца Синмубаллита, который стремился установить контроль над ирригационной системой и землями, расположенными южнее Вавилона. В 1787 до н. э. царь успешно воевал с правителем Ларсы (см. ЛАРСА) Рим-Сином, захватил города Урук (см. УРУК) , Иссин и подошел к Ларсе на расстояние одного дневного перехода. Но уже в следующем году военные действия велись уже в пределах царства Хаммурапи и закончились установлением длительного мира между противниками, вынужденными считаться с военным могуществом друг друга.
Заключение мира с Рим-Сином дало возможность Хаммурапи изменить направление военной экспансии. Надписи царя сообщают о разорении им стоявшего неподалеку от устья реки Диялы города Малгиум и присоединении к Вавилонскому царству земель вокруг города Рапикум, который был расположен значительно севернее Вавилона. Строительство стен против «горной страны» призвано было обезопасить рубежи государства от нападения кочевых племен.
Следующие 20 лет правления Хаммурапи были посвящены строительству новых храмов и восстановлению старых, сооружению оросительных каналов, два из которых были названы именем царя - «Хаммурапи - изобилие» и «Хаммурапи - богатство народов». Широкая строительная деятельность Хаммурапи свидетельствовала о богатстве и процветании его страны. Сохранились многочисленные письма Хаммурапи в различные концы подвластного ему государства, содержавшие подробные инструкции чиновникам и должностным лицам. Энергия и политическая мудрость царя способствовали упрочению центральной власти: был установлен жесткий государственный контроль над торговлей, упорядочен сбор налогов, проведена судебная реформа, завершившаяся в конце царствования изданием знаменитого Кодекса Хаммурапи. Царь подчинил своей власти храмовые хозяйства и жрецов, которые в официальных документах стали именовать себя его рабами.
В 1764 до н.э на 29-м году царствования Хаммурапи одержал победу над угрожавшей Вавилону коалицией племен, «которую собрал Элам (см. ЭЛАМ) вместе с Субарту, кутиями, Эшнунной (см. ЭШНУННА) и Малгиумом». На 31-м году правления Хаммурапи победил своего старого соперника царя Рим-Сина, объединив под властью Вавилона земли Юга. На 35-м году правления он завоевал Мари (см. МАРИ (Месопотамия)) и уничтожил его могущество, повелев срыть городские стены; на 38-м году царствования он подчинил своей власти Эшнунну.
Умерший в преклонном возрасте царь последние годы жизни был болен и передал полномочия власти своему сыну Самсуилуне. Последовавшее за смертью Хаммурапи всеобщее восстание городов Юга Двуречья может быть воспринято как свидетельство о непрочности его власти на завоеванных территориях. Имя Хаммурапи сохранилось благодаря сборнику законов. Во вступлении к кодексу, как бы подводя итог своей деятельности, Хаммурапи, «первейший из царей, несравненный государь, пастырь народов», провозглашает, что он - «воитель, пощадивший Ларсу», владыка, «давший обилие Уру» и «сохранивший жизнь Уруку», царь, «покоривший евфратские селения, тот, кто помиловал людей Мари», «владыка четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона».


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Хаммурапи" в других словарях:

    ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792 50 до нашей эры. Подчинил Ассирию. Законы Хаммурапи один из древнейших памятников древневосточного обычного права … Современная энциклопедия

    Царь Вавилонии в 1792 50 до н. э. Политик и полководец, Хаммурапи подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. Сохранившиеся законы ценный памятник древневосточного права, отразивший характерные черты рабовладельческого права … Большой Энциклопедический словарь

    Хаммурапи - ХАММУРАПИ, царь Вавилонии в 1792 50 до нашей эры. Подчинил Ассирию. Законы Хаммурапи один из древнейших памятников древневосточного обычного права. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Царь Вавилонии в 1792 50 гг. до н.э. Искусный полководец; используя военную силу и дипломатию, подчинил Вавилону Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При нём усилилась централизация государства и укрепилась царская власть. В конце… … Исторический словарь

    Хаммурапи - (Hammurabi) (ум. ок. 1750 г. до н.э.), аморейский царь Вавилона. Значительно расширил унаследованные владения, к рые при нем простирались от Персидского зал. до Ассирии. X. был не только завоевателем, он способствовал развитию с. х.,… … Всемирная история

    Не следует путать с Хаммурапи I. Хаммурапи … Википедия

    Царь Вавилонии. ХАММУРАПИ Точное время правления Хаммурапи до сих пор не установлено. Ранее его царствование относили к 21 в. до н.э., но затем эта дата была перенесена на более позднее время ок. 1950 до н.э., 1700 до н.э. или даже позже.… … Энциклопедия Кольера

    Не следует путать с Хаммурапи. Хаммурапи I аморейский царь, правивший в царстве Ямхад на территории современной Сирии около 1765 1761 гг. до н. э. Сын Ярим Лима I. Поддерживал добрососедские отношения с Зимри Лимом,… … Википедия

    Царь Вавилонии (См. Вавилония) в 1792 50 до н. э., с именем которого связано её возвышение. По происхождению аморей. Будучи искусным политиком и полководцем, Х. посредством военной силы и дипломатии в течение 35 лет подчинил Вавилону… … Большая советская энциклопедия

    ХАММУРАПИ - (правил ок.1792–50 до н.э.), шестой царь 1–й Вавилонской династии. Мн. экзегеты 19 в. отождествляли его с Амрафелом, упомянутым в Быт 14 (в наст. время эта гипотеза оставлена; см. ст. «ПОХОД ЧЕТЫРЕХ ЦАРЕЙ»). Как явствует из древневост. документов … Библиологический словарь

Книги

  • Свод Хаммурапи , Чингиз Абдуллаев , Она - всего лишь скромная сотрудница адвокатской конторы... а по совместительству - ГЕНИАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ-ЛЮБИТЕЛЬ! Молодая женщина просит ее отыскать бесследно исчезнувшего мужа-бизнесмена, -… Категория: Отечественный мужской детектив Серия: Черный квадрат Издатель:

Правовая система Древнего мира - достаточно сложная и многогранная тема. С одной стороны, казнить тогда могли «без суда и следствия», а вот с другой - немало законов, существовавших в ту пору, были не в пример справедливее тех, которые действовали и действуют на территориях многих современных государств. Царь Хаммурапи, правивший в Вавилоне в незапамятные времена, - хороший пример этой многогранности. Точнее, не он сам, а те законы, которые были приняты во времена его правления.

Когда они были найдены?

В 1901-1902 годах французская научная экспедиция проводила раскопки в Сузах. В ходе этих работ учеными был найден загадочный черный барельеф, поверхность которого покрывали клинописные символы. Вероятно, столб этот появился в городе после 1160 г. до н. э., когда эламы (народ, населявший Сузы) завоевали и разграбили многие территории, ранее принадлежавшие вавилонянам. Ныне этот бесценный памятник древности хранится во французском Лувре. На нем увековечены вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Краткая предыстория

Вавилон - одно из наиболее древних государств в истории нашего мира. Когда-то на его территории действовали законы, принятые еще древними шумерами, но в какой-то период стало очевидно, что они уже сильно устарели и не отражают существующих реалий. И неудивительно, так как это законодательство было принято еще во времена третьей династии Ура!

Сумулаилу, который был вторым царем первой династии Вавилона, начал вносить изменения в правовые нормы своего государства. Царь Хаммурапи продолжил дело своего предшественника. Править ему пришлось с 1792 по 1750 гг. до н. э.

В каких условиях новый правитель принимал новый

Как и многие правители его времени, он пытался закрепить тот общественный строй, который уже существовал в стране. Точнее, власть средних и крупных рабовладельцев. Очевидно, что новый царь придавал своему законотворчеству огромное значение, так как приступил к этой работе в первые же дни своего правления. К сожалению, мы не знаем точно, что же писал царь Хаммурапи в самом начале: все своды изданных им законов относятся к позднейшему периоду его правления. Все ранние версии были утеряны.

Право, дарованное богами

Законы были высечены на огромном столбе из черного базальта. На самой верхней его части изображен профиль царя, стоявшего пред богом Солнца Шамашем, который в верованиях вавилонян являлся покровителем суда. Под этим барельефом высечен текст самих законов. Весь текст разбит на три логические части.

Сам царь Хаммурапи считал, что его законы справедливы и сильны, что престол ему был дан богами для справедливого правления, дабы при нем и при его потомках сильные не смели притеснять более слабых. К слову говоря, эти условия государь действительно старался исполнять в полной мере.

После этого следует достаточно подробный перечень тех благодеяний, которыми царь удостоил города своей страны. Кстати, кого защищали законы царя Хаммурапи? Ответ на этот вопрос может быть дан только после изучения свода этих правил и норм. В этой статье описаны все наиболее важные аспекты.

Упомянутые города

Среди городов особенно выделена Ларса, а также Мари, Ашшур, Ниневия. Таким образом, историки полностью уверены в том, что сам столб был воздвигнут уже после блестящей победы над Римсином. В этот период влиянию Вавилона как раз таки и были подчинены многие из тех городов, упоминания о которых можно отыскать в тексте свода законов. Скорее всего, «миниатюрные» копии этого документа были изготовлены для всех более-менее крупных городов царства, но об этом мы уже никогда не узнаем.

Дело в том, что история царя Хаммурапи рассказывает о наиболее богатых и спокойных для его страны годах, когда внешние враги были намного слабее. Впоследствии, когда началась эпоха упадка, они смогли захватить и разграбить Вавилон. Нет ничего удивительного в том, что завоеватели не слишком-то церемонились со старыми памятниками, оставшимися от прошлого правителя.

Отсутствующая часть

После введения на камне высечены многочисленные законы, а заканчивается "документ" довольно обширным и подробным заключением. Вообще, сам памятник сохранился очень даже неплохо, но на лицевой стороне имеются участки, текст на которых уничтожен. Скорее всего, это было сделано по повелению царя эламов, который, завоевав территорию нынешнего Вавилона, перевез свод законов в свои Сузы. Какие же законы описывал царь Хаммурапи на месте уничтоженных статей?

Археологи и инженеры, проведя многоступенчатые исследования, выяснили, что всего было соскоблено 35 статей (при общем количестве 282). Впрочем, не стоит тревожиться: на сегодняшний день мы владеем информацией из множества древних библиотек, так что более-менее точно можем установить, о чем же говорилось в стертых законах.

Краткий перечень законов

Итак, в первых пяти статьях царь устанавливает общие правила всего вавилонского судопроизводства. В документах с номерами с 6 по 25 рассматриваются следующие моменты:

  • Статьи 6-13 указывают читающему, как можно определить вора, и как должна наказываться кража. Законы эти достаточно суровы: каждая покупка требовала наличия свидетелей. Если таковых не было, то покупатель мог быть признан вором и казнен.
  • В документах с 14 по 20 рассматриваются случаи кражи детей и укрывательства беглых рабов. Законы предусматривают как наказание за эти проступки, так и награду за самостоятельную выдачу или поимку сбежавшего от хозяина невольника.
  • Статьи 21-25 снова подробно акцентируют внимание на различных типах грабежа и прочих вариантах самовольного присвоения чужого имущества.

Вопросы землевладения

В другой части своего свода законов вавилонский царь Хаммурапи чрезвычайно подробно разбирает многие вопросы землепользования. Вот о чем там говорится:


Регуляция социальной сферы

Все остальные законы можно назвать более «социальными», так как вопросы землепользования в них практически не рассматриваются, зато затронуты проблемы социума, причем из текста законов мы можем немало узнать о нравах того времени. Итак, вот они:

  • Статьи 100-107 рассказывают о правах и обязанностях купцов (тамкаров), а также упоминают таковые для их помощников.
  • В документах под номерами 108-111 строго регламентируется деятельность корчем (трактиров), которые одновременно являлись публичными домами.
  • Сразу 14 статей (№№ 112-126) отведены для рассмотрения долгового права, в том числе обсуждаются условия содержания семьи должника и хранение принадлежащего ему имущества, которое было взято в залог.
  • Не стоит считать, что власть царя Хаммурапи распространялась исключительно на деловые аспекты деятельности социума. Так, в законах под номерами от 127 до 195 очень подробно описывается семейное право.
  • В статьях 196-225 правитель устанавливает размер штрафов и описывает иные виды наказаний, которые должны были применяться по отношению к лицам, самовольно нанесшим побои другому человеку.
  • В документах 226 и 227 описываются запреты на умышленное уничтожение клейма на рабах.
  • Архитекторы, судостроители и инженеры удостоились отдельных законов под номерами с 228 по 235.
  • Остальные законы частично рассматривают вопросы найма, попутно касаясь также рабов. Для правового регулирования труда наемных рабочих использованы статьи с 236 по 277. Так, на страницах свода законов указаны конкретные размеры минимальной оплаты труда при приеме на работу мастеровых людей. В статьях с 278 по 282 обсуждаются непосредственно аспекты рабовладения. В них говорится о том, что раба нельзя просто так убить, что смерть чужого невольника должен компенсировать тот человек, по вине которого это случилось.

Некоторые выводы

Итак, кого защищали законы царя Хаммурапи? Если посмотреть на краткий их перечень, то картина вырисовывается вполне нормальная: наблюдается много мер и правил, которые защищают не только частную собственность, но также жизнь и здоровье человека; законодательно установлены нормы деятельности для ростовщиков, преступать которые те не имели права под страхом если уж не смертной казни, то больших штрафов точно.

Для Древнего мира действительно уникальной была ситуация, когда взять девушку в жены можно было только после получения ее согласия, а также закрепления «брачного договора» в присутствии свидетелей, в письменной форме. В ином случае брак признавался незаконным. Кроме того, законы предусматривали обязанность человека, взявшего в жены вдову с детьми, этих детей воспитывать, кормить, одевать и обувать. Еще раз повторимся, что столь качественно и полно прописанные нормативы далеко не везде существовали и в Средние века, не говоря уже о более древних временах.

Значение законов

Царь Хаммурапи считал, что его законы принесут мир и процветание государству, и был прав. Например, строго запрещалась необоснованная клевета и доносы: если человек говорил, что кто-то виновен в преступлении, то обязан был доказать это фактами. В противном случае его могли казнить. Нельзя было завладеть чужим имуществом, просто так убить раба, испортить вещь, принадлежащую другому человеку. Многие из положений законов того времена так или иначе вошли в состав Римского права, на котором базируется правовая норма практически всех западных государств и нашей страны.

Так что правитель этот поистине увековечил свое имя в веках, так как был едва ли не первым законодателем, который действительно заботился о благосостоянии всего своего народа, о справедливости и ответственности для каждого из членов общества, будь то свободный человек или раб. Словом, история вавилонского царя Хаммурапи доказывает, что даже в Древнем мире были государства, в которых на самом деле соблюдались права человека, и где закон не был пустым звуком.

Закон - залог государственности

Кроме того, законодательные нормы этого правителя защищали не только крупных рабовладельцев и землевладельцев, но и простых граждан. Их не могли ограбить, убить, их вещи нельзя было испортить, а жен забрать себе. Люди чувствовали себя защищенными, а потому авторитет царя был очень высок. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы доказали, что регуляцией правовых аспектов можно упрочить государственный фундамент и сделать его действительно незыблемым.

Вывод

Неудивительно, что Вавилон в пору своего расцвета был богатым и могущественным государством. Враги смогли одолеть его только путем интриг и заключения множественных военных союзов. Хаммурапи действительно многое сделал для своей страны, способствовал её процветанию и постоянному развитию. На его пример и в дальнейшем ориентировались многие передовые правители, ратующие за усиление своей державы. Этот царь впервые доказал, что государственность может базироваться не только на насилии, но и на жестком соблюдении законов, которые были едины для всех.