Заточение царевны софьи. Биография царевны софьи алексеевны романовой

Родилась 27 (17 по ст.ст.) сентября 1657 года в Москве. Одна из шести дочерей от брака с Марией Милославской, которая родила царю еще и двух сыновей — Федора и Ивана.

Царевна завела доселе не практиковавшийся порядок — она, женщина, присутствовала на царских докладах, а со временем без стеснения прилюдно стала давать собственные распоряжения .

Правление Софьи отмечено ее стремлением к широкому обновлению Русского общества. Царевной были предприняты все меры для развития промышленности и торговли. Во времена правления Софьи Россия начала производить бархат и атлас, ранее импортируемые из Европы. При ней была создана Славяно-греко-латинская академия. Софья Алексеевна отправила первое русское посольство в Париж. Во времена ее правления в Грановитой палате Кремля произошел знаменитый спор о вере, который положил конец многолетнему церковному расколу.

Кроме того, состоялась первая перепись населения, была проведена реформа налоговой системы, а также изменены правила получения государственных должностей (теперь от чиновников требовался не только титул, но и деловые качества претендентов). Софья начала реорганизацию армии по европейскому образцу, но не успела завершить начатое.

В годы правления Софьи были сделаны небольшие уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян, что вызвало недовольство дворян. Во внешней политике наиболее значительными акциями правительства Софьи Алексеевны были заключение "Вечного мира" 1686 года с Польшей, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск; Нерчинского договора 1689 года с Китаем; вступление в войну с Турцией и Крымским ханством. В 1689 году произошел разрыв между Софьей и боярско-дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Партия Петра I одержала победу.

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1657–1704) – правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий , Карион Истомин, Сильвестр Медведев , которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396–453), добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича. Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич , на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича , последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками. Воспользовавшись восстанием стрельцов 15–17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев – Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана. Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 – «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским – Ф.Л.Шакловитый и особенно кн. В.В.Голицын – умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И.Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны. Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру. Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга. Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят , потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья – неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры – «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» – золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом. И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен). (16) сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве – правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е.Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре , 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С.Полоцкого – Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу – под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695–1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И.Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694–1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным , Н.А.Полевым , Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О"Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева

1682 Царевна Софья, дочь покойного царя Алексея Михайловича, стала регентшей при своем брате Иване V (16 лет) и сводном брате Петре I (10 лет). Иван V был утвержден Земским собором в качестве "первого" царя, а Петр стал считаться "вторым" царем.

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело только к большей мании себя царицей. Софью не устраивали старые русские обычаи, которые вершили судьбы всех дочерей в царской семье. Судьба юных цариц издавна была сгублена, они находились взаперти в своих покоях и выходили лишь исповедоваться священнику. А в юном возрасте их постригали в монахине в монастыре, где они и проводили все свои оставшиеся годы. Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи были их не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. Софья не желала такой участи. Стать монахиней для Софьи означало загубить ее ум и не воплотить ее заветную мечту - стать царицей.

Софья прекрасно понимала, что этой своей цели она сможет добиться почти сразу же после смерти отца. Больной Федор, слабоумный Иоанн и полностью подчиненные ей сестры никак не могли ей помешать войти на престол. Но лишь одно мешало ей - маленький Петр, сын второй супруги Алексея Михайловича, и эту преграду предстояло пройти Софьи сразу после смерти старшего Федора.

В 1682 году скончался царь Федор, не оставив наследника. Из двух цесаревичей старший Иоанн был слабоумен, а Петр был совсем ребенок. По издавна сложившейся преемнической традиции царем должен стать Иоанн, но возведение его на престол навлекло бы на все время его царствования необходимости опеки. Что означало передачу власти в другие руки, чего так хотела царевна Софья. Она уже после смерти отца близко общалась с боярами, участвовала в заседаниях Думы и даже принимала участие в решении важнейших вопросов.

Смерть Федора открывала перед умной царевной путь к трону. И в день его смерти, как только удар колокола возвестил Москве о кончине царя Федора, бояре съехались в кремль для решения вопроса о приемнике. Большинство бояр склонялись к избранию царем Петра, а меньшинство, в том числе и Софья, склонялись к Иоанну. Явными сторонниками Петра были братья Голицыны (Борис и Иван), четверо братьев Долгоруких (Яков, Лука, Борис и Григорий), Одоевские, Шереметевы, Куракин, Урусов и другие, которые прибыли в панцирях, опасаясь смуты.

Председателем на совете этих духовных и светских сановников председательствовал патриарх Иоаким, как самое почетное лицо после царя. Он призвал немедленно выбрать между двумя братьями - "скорбным главою" Иоанном и отроком Петром. Но совет так и не решил, тогда патриарх предложил совершить избрание царя согласием всех московских чинов. Немедленно все они съехались на площадь Кремля. Зная о слабоумии Иоанна, они естественно избрали Петра.

Новоизбранный царь в это время находился у тела покойного Федора. Патриарх и святители отправились к нему в хоромы, нарекли его царем и благословили. А после бояре, дворяне и люди других чинов принесли ему присягу, поздравляли его с восшествием на престол и подходили к царской руке. Софья вместе с сестрами тоже поздравила Петра.

На следующий день у Софьи и Натальей Кирилловной, матерью молодого царя, начались раздоры. Родственники царицы -- Нарышкины, тотчас подняли головы. Особенно царицын брат Иван Нарышкин, иму было пожаловано боярское звание, и он был назначен оружейником, что вызвало большое недовольство у бояр.

Лучшие дня

Софье было трудно оспорить законность царствования Петра. Она понимала, что изменить волю народа можно только с помощью бунта. Софья решила использовать против Нарышкиных самую сильную и грозную силу - стрелецкие полки. Волнения в стрелецких полках начались еще при правлении Федора. Стрельцы были недовольны своими полковниками, которые заставляли их работать на себя, покупать нарядную одежду на свое жалование, хотя затраты на эти покупки шли из казны, задерживали зарплату, переводили против воли из города в город и прочие. К тому же царевна обещала отменить те перемены, которые сделал Никон в церковных книгах. Для пущей уверенности, им было сказано, что именно Нарышкины погубили весь род царский, и по приказанию Натальи был отравлен царь Федор.

Стрельцы поняли, что они вскоре понадобиться одной из враждующих сторон. Они подали челобитную на своих начальников - всех полковников и одного генерал-майора. В случае отказа они грозились расправиться со своими обидчиками сами.

В угоду стрельцам Нарышкины удалили ненавистных им полковников и на их посты назначали других, угодных стрельцам. Обвиняемые были одна стрельцам для наказания и установления правды. Полковников били по ногам, до того времени пока стрельцы не скажут довольно. Данный правеж длился восемь дней. Некоторые полковники, на которых стрельцы были наиболее злы, били по два и три раза.

Стрельцы почувствовали вседозволенность и были готовы к бунтам. Этим обстоятельством решили воспользоваться Софья и ее сторонники для расправы с Нарышкиными. Главными зачинщиками были боярин Иван Михайлович Милославский и князь Иван Хованский. Хованский призывал влиятельных стрельцов и говорил, что Нарышкины готовы казнить недовольных. Была пущена сплетня, как будто, что Иван Нарышкин пытался задушить царевича Иоанна.

Терпение стрельцов иссякло вместе со сплетней, и они подняли бунт. Стрельцы с оружием, с развернутыми знаменами, сопровождающие барабанным боем двинулись к Кремлю. Попав в Кремль, стрельцы требовали выдать им Нарышкиных.

Царица Наталья Кирилловна, по совету патриарха, вышла в сопровождении бояр на Красное крыльцо, держа за руки Иоанна и Петра. Стрельцы были удивленны, что Иоанн жив, но не убавили свой пыл. Стрельцы ворвались в Кремль. Всех им не угодных поднанимали на копья, иногда совсем невинных.

Затем все насилие плавно перешло в город и длилось три дня. Все дни продолжались убийства, грабежи и поджоги. Ночью стрельцы расставили караулы, что "неверные" не могли убежать. После страшных пыток стрельцы убил Ивана Нарышкина. Отцу же царица сумела сохранить жизнь, и он был пострижен и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Царевна Софья решившая закончить бунт пригласила к себе выборных стрельцов, наградила их и объявила о выплате задержанного жалования, которое составляло 240 000 рублей. После чего Софья уговаривала больше никого не убивать. Для уверенности главой стрельцов был назначен князь Хованский, которого стрельцы называли "батюшкой".

Теперь Софья сосредоточила в своих руках грозную и грубую силу. Но добиться того ради чего был устроен бунт - не смогла. Петр, как и раньше, находился на престоле.

По просьбе Хованского, действовавшего в пользу Софии, стрельцы принесли царевне челобитную, не только от них самих, но и от многих чинов Москвы. В челобитной было высказано пожелание, чтобы на престоле царствовали Иоанн и Петр, в случае отказа стрельцы были намерены снова взяться за оружие и устроить бунт. Софья, прочитав, передала челобитную боярской думе. Дума в свою очередь приговорила быть на престоле обои братьям и старшинство предоставить Иоанну.

Стрельцы не заставили себя долго ждать и уже через три дня подали боярам новую челобитную, в которой говорилось о малых годах обои царей, и что правление государством должно быть вручено царевне Софье Алексеевне. Бояре, еще помнящие прошедший бунт, передали правление Софьи по малолетству государей.

В 1682 году по избрании в цари Петра Софья стала во главе партии Милославский, чтобы препятствовать влиянию мачехи – царицы Наталии Кирилловны и Нарышкиных. С помощью стрельцов Софья добилась провозглашения царями Иоанна и Петра. Сама стала правительницей. В 1686 году Софья заключила вечный мир с Польшей, которая отказалась от Киева, но обязала Россию воевать с Турцией.

Оба похода князя Голицына на Крым были неудачными. По Нерчинскому договору у Китая были приобретены берега Амура.

В 1689 году, когда Петру исполнилось 17 лет, боярин Шакловитый тщетно пытался для поддержки правительницы Софьи поднять стрельцов. Молодой царь Пётр I казнил и сослал друзей своей сестры. Софья была отправлена в Новодевичий Монастырь.

В 1698 году Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны.

Родилась Софья Алексеевна 17 сентября 1657 года в Москве. Получила хорошее образование под руководством Симеона Полоцкого, знала польский язык и латынь, сочиняла пьесы, стихи, изучала историю. Внешне епривлекательная, она одновременно отличалась энергией, умом, честолюбием. После кончины царя Федора Алексеевича Софья при помощи стрельцов добилась своего провозглашения 29 мая 1682 года регентшей при малолетних братьях-государях - 10-летнем Петре и 16-летнем Иване. Вся государственная власть сконцентрировалась в руках Софьи и ее фаворита князя Голицына. Слабый здоровьем, Иван Алексеевич не мог помешать Софье Алексеевне, а Петра Алексеевича вместе с его матерью Натальей Кирилловной отправили в подмосковное село Преображенское. С 1684 года изображение Софьи стали чеканить на монетах, а с 1686 года ее начали называть самодержицей. Софья прежде всего расправилась с раскольничеством и стрелецкой вольницей, видя в них основных противников своему стремлению стать единоличной правительницей.

Однако этой мечте Софьи не дано было сбыться. Петр, по настоянию матери, в январе 1689 года женился и стал вполне самостоятельным. Софья попробовала в августе того же года при помощи стрельцов свергнуть его с трона, но за Петром уже стояли верные ему «потешные» войска. К тому же многие бояре и служилые люди не были склонны поддерживать честолюбивые планы властительницы. В результате предпринятых Петром энергичных мер Софью обвинили в измене и посадили в московский Новодевичий монастырь. В 1698 году она вновь попыталась захватить власть. В этот раз все закончилось для нее пострижением в монахини (с именем Сусанна), а для стрельцов многочисленными казнями. Часть из них Петр повесил прямо перед окнами кельи своей неугомонной сестрицы. Умерла Софья Алексеевна 3 июля 1704 года. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.



В Новодевичьем монастыре бывшая регентша провела остаток своей жизни. Там ее охраняли сто стражей под командованием подполковника. Перед смертью она приняла схиму с прежним своим именем - Софья.

В истории России было немало личностей, внесших неоценимый вклад в становление государственности и вызвавших неоднозначную оценку своей деятельности у современников и потомков. Довольно часто людьми, круто изменившими судьбу Российского государства, становились женщины, от которых в те времена никто не мог ожидать подобного рвения в делах государственных. Много вопросов вызывают две царевны Софьи, существенно повлиявшие на развитие России и становление ее в качестве великого и самостоятельного государства. Эти две удивительные женщины с непростыми судьбами, жившие в абсолютно разные исторические периоды, сумели оставить свой заметный след для потомков. До сих пор историки находятся в поисках информации, раскрывающей феномен этих великих женщин. А мы постараемся беспристрастно рассказать вам об их судьбах, ведь за грозным ликом правительницы всегда скрывается загадочная женская душа.

Зоя Палеолог - византийская принцесса

История царевны Софьи Палеолог начинается с падения под натиском турок величественного города Константинополя. Двадцать девятого мая 1453 года христианский Константинополь превратился в центр мусульманского мира - Стамбул. В результате кровопролитных сражений погиб последний император Византии Константин, являющийся родным дядей будущей княгини Московской. На тот момент Зое Палеолог было всего лишь три года, и она вместе со всей своей семьей бежала на остров Корфу. Ее отец Фома Палеолог понимал, что для того, чтобы выжить, ему необходимо заручиться поддержкой Ватикана. В итоге вся семья переехала жить в Рим под покровительство кардинала Виссариона. После скорой кончины Фомы и его жены Екатерины кардинал назначил ежегодное содержание Зое и двум ее братьям. Он взял ответственность за судьбу детей и перевел их из православия в католичество. При крещении принцесса Византии получила новое имя Софья, под которым и вошла в историю России.

Детство и юность Софьи

Византийская царевна Софья росла очень необычным ребенком. Она получила при дворе кардинала и папы Павла II блестящее образование, которое не всегда было доступно даже мужчинам того времени. Девочка проявляла большие способности к наукам - она читала и писала на нескольких языках с четырех лет, изучала философию, читала наизусть выдержки из поэм Гомера. Она с большим интересом вникала во все политические дела, о которых только слышала, и ее гибкий аналитический ум практически покорил папу Павла II. Он быстро понял, что юную Софью можно использовать в своих целях, выдав замуж для укрепления политического влияния Ватикана. Поэтому с момента того, как девочке исполнилось десять лет, весь двор был озадачен поисками мужа для Софьи.

Мало кто знает, что до того, как принцесса стала невестой князя Ивана, у нее было несколько женихов, но помолвки расстраивались самым невероятным образом. Кардинал Виссарион, предлагавший в мужья Софье в разное время двух молодых людей из знатных и древних итальянских родов, выяснил, что путем интриг девушка смогла сделать так, чтобы женихи сами отказались от нее. Восхитившись умом и способностями своей юной воспитанницы, он решил подобать ей православного мужа, на что Софья благосклонно согласилась. Итогом стала помолвка с королем Кипра, но внезапно четырнадцатилетняя невеста отказалась выходить замуж за грека. Хорошо зная характер Софьи, Виссарион понял, что она - византийская принцесса, мечтает о престоле, который возродил бы могущество ее рода и позволил бы раскрыться всем ее талантам. В 1467 овдовел Великий князь Московский Иван III, и строптивую наследницу Византии предложили ему в жены. Судьба Софьи была предрешена.

Московское княжество в середине пятнадцатого века

Стоит отметить, что в этот период страна была раздроблена на массу княжеств, страдающих под монголо-татарским игом. Князья были обязаны платить дань и полностью зависели от милости татарских ханов. Московское княжество, несмотря на то, что оно являлось самым крупным и влиятельным, также подчинялось ханскому управлению. Тем не менее, выйти замуж за Московского князя было довольно престижно для Софьи. Со своей стороны, Ватикан желал с помощью этого брака укрепить позиции католиков в стране. Кардинал мечтал о том, что Софья будет отстаивать интересы католической церкви, и со временем сумеет распространить свое влияние в противовес православию. К тому же, Риму были необходимы сильные сторонники в борьбе с турками, активно продвигающимися по Европе. Все это вместе делало брак Софьи с Иваном желанным и выгодным.

Царевна Софья - жена Ивана III

К своему будущему мужу Софья отправилась спустя три года после данного согласия на брак. В этот период велись активные переговоры между Москвой и Римом, митрополит Филипп высказывал свое недовольство возможностью брака с католичкой. Но в конечном итоге, Софья отправилась в путешествие к далекой русской земле с приданным, представляющим собой золотые монеты, драгоценности и великолепную библиотеку. Она состояла из египетских папирусов, греческих свитков, книг о тайнах мироздания и многочисленных философских трудов. В дальнейшем именно эта привезенная Софьей библиотека станет основой знаменитой библиотеки ее внука - Ивана Грозного.

Двенадцатого ноября 1472 года в Успенском соборе греческая принцесса стала официальной женой Ивана III. Теперь ее называли только Софья царевна.

Ведьма всея Руси

Несмотря на то что княгиня Московская сделала очень многое для превращения княжества в сильную и красивую державу, подданные недолюбливали ее и часто называли "ведьмой". Ее образованность, которую очень высоко ценил Иван III, принимали за связь с темными силами. Многие говорили, что таинственные свитки, которые привезла с собой принцесса, содержали в себе описание древних магических ритуалов. Ими якобы и пользовалась Софья для влияния на мужа. А влияние это было поистине безгранично. Ведь буквально с первых дней брака Иван понял, какое сокровище он взял в жены, и начал прислушиваться к мнению Софьи в решении важных государственных дел.

Это тем более невероятно, что в те времена уделом княжеской жены было просто находиться рядом и рожать детей. Софье все это было чуждо, она смело высказывала свое мнение по многим вопросам, участвовала во всех начинаниях своего мужа и часто становилась вдохновителем и зачинщиком. Все это в совокупности со странной для русских людей внешностью - невысоким ростом, большими темными глазами и длинными черными волосами, породило массу слухов о магических способностях гречанки, вознамерившейся погубить Русь.

Вклад Софьи в развитие Руси

Стоит отметить, что на момент, когда царевна Софья вступила на русскую землю, не существовало большого различия между бытом князя Московского и придворных бояр. Было принято некоторое панибратство в общении, никто не придерживался особых ритуалов и не выказывал князю положенного уважения. Москва сплошь состояла из деревянных зданий, а царские палаты выглядели обветшалыми и облезшими. Все это поразило образованную и привыкшую к роскоши Софью. Со свойственной ей деловитостью она приступила к преобразованиям, ставшими ключевыми в истории Руси.

Именно Софья царевна подарила стране свой государственный герб - двуглавого орла. Этот символ Византийской империи, знак греческого рода Палеологов, символизировал некоторую обособленность Руси. Практически сразу после женитьбы Иван III принял новый герб и стал использовать его повсеместно. Софья настояла на соблюдении пышных дворцовых ритуалов, она старательно отделяла князя от его двора, заставляя всех проявлять к нему почтение и уважение. С легкой руки новой жены Иван стал именовать себя царем и принялся объединять княжества под владычеством Москвы.

Считается, что именно царевна Софья вдохновила мужа на отказ платить дань хану Ахмату. Что послужило поводом для наступления ханских войск на Москву, но Иван III сумел защитить свою любимую жену, детей и государство.

Решив дела с внешней политикой и атрибутикой царского двора, Софья приступает к полному преображению Москвы. Она самолично приглашает в страну итальянских зодчих и формирует целую группу из итальянцев, которых отправляет с дипломатическими миссиями ко двору западных правителей. Помимо установления хороших отношений с европейскими государствами, послы имели важную миссию - привозить в страну всевозможных умельцев. Она щедро платила архитекторам, зодчим, ученым, которые работали на благо страны. Усилиями Софьи Москва, наконец, начинает чеканить монеты из собственно серебра, что существенно подняло престиж Руси перед иностранными державами.

В период правления Ивана III Москва превратилась в ту самую "белокаменную", воспетую поэтами и иностранными гостями. Софья внимательно наблюдала за строительством Успенского и Благовещенского собора, по ее велению по всей Москве строились каменные палаты. В это же время появилась известная Грановитая палата и множество красивейших церквей.

Несмотря на все изменения, которых добилась Софья, все тридцать лет своего счастливого брака с Иваном III она подвергалась порицанию и хуле. Русские люди не были готовы к таким серьезным преобразованиям, проведенным в кратчайшие сроки, поэтому списывали все таланты княгини Московской на колдовской дар. Даже спустя многие годы великие русские историки весьма нелестно отзывались о греческой принцессе в своих трудах, что не умаляет ее неоценимого вклада в становление великого государства.

Царевна Софья Алексеевна: биография

Конец семнадцатого века стал началом череды необычных событий, в которых не последнюю роль играли царственные особы женского пола. Первой в этом списке стала царевна Софья, биография которой должна была бы представлять собой список из скучных и ничем не примечательных событий, если бы ход истории не изменил случай.

Софья Романова родилась в 1654 году. Она была дочерью царя Алексея Михайловича и не могла даже претендовать на управление огромным государством. Наследником престола являлся ее брат Федор, помимо него, царевна имела еще двух братьев - Ивана и Петра.

После внезапной кончины Федора в 1682 году Софья царевна сумела путем интриг и восстаний получить опеку над своими братьями, возведенными на трон. Она являлась регентшей, а в реальности - настоящей правительницей России.

Правление царевны Софьи длилось семь лет. В народе его назвали "троевластием", что вызывало огромное недоумение в Европе. Но в 1689 году царевич Петр женился и сумел сместить с трона властолюбивую сестру. Она переселилась в Новодевичий монастырь, где и умерла монахиней в 1704 году под именем Сусанны после многочисленных провальных попыток вернуть себе власть и свергнуть Петра I.

Софья Алексеевна: краткий исторический портрет

О Софье современники высказывались неоднозначно. По описаниям одних, она представала мужеподобным чудовищем, противящимся любым преобразованиям, а вот другие отзывались о ней как об очаровательной молодой женщине, готовой на все ради благополучия страны. Так какой же на самом деле была царевна Софья Алексеевна?

Стоит отметить, что судьба русских царевен в те времена была весьма незавидной. Их воспитывали в строгости и повиновении. С момента рождения их отдавали на воспитание нянькам, которые обучали девочек чтению церковных книг и рукоделию. По достижении половозрелого возраста их постригали в монашки, где они и влачили свое жалкое существование до самой смерти. Выйти замуж русские царевны практически не могли, отыскать им достойного жениха было невероятно сложно. Ведь одни кандидатуры просто не подходили по статусу, а другие относились к иной вере. В итоге девушки смирялись со своей печальной участью. Но не такой была Софья.

С ранних лет она проявляла дерзкий характер, что огорчало воспитателей. В семь лет необыкновенной девочкой заинтересовался отец и приказал обучать ее наукам. Софья царевна оказалась чрезвычайно смышленой и хваткой, она в совершенстве владела несколькими языками, знала историю и прекрасно считала. Царь Алексей брал подросшую дочь с собой в поездки и знакомил ее со многими людьми. Девушка, обладавшая невероятным умом, быстро очаровывала всех, кому доводилось ее увидеть. Несмотря на то, что она была полновата, угловата и имела резкие черты лица в сочетании с невысоким ростом, мужчины находили ее невероятно привлекательной.

В дальнейшем именно эти качества сделают ее правительницей государства. К тому же после смерти отца она сумела сблизиться с братом и приобрела массу сторонников при дворе. Софья понимала, что только путем интриг и с помощью точного расчета она добьется своей цели - престола.

Нужно понимать, что со всем свои умом и талантами Софья Алексеевна активно выступала за реформы и преобразования в стране. Многие ученые считают, что Петр I во всех своих реформах руководствовался теми пунктами, которые были в указах Софьи. Ведь она так и не успела воплотить в жизнь все свои планы.

Приход Софьи к власти

Заняв при дворе своего брата Федора прочные позиции, Софья после его смерти приступила к активным действиям. Она всячески противилась возведению на престол своего десятилетнего брата Петра, а совершеннолетний Иван не мог являться правителем по причине слабоумия. С подачи царевны в Москве разгорелось страшное Стрелецкое восстание, которое удалось урегулировать только путем возведения на престол двух братьев. Они считались равноправными самодержцами, а Софья была при них регентшей. После совершеннолетия Петра она должна была передать ему всю власть и полностью отойти от дел. В итоге с 1682 года царевна стала практически единоличной правительницей России.

Правление Софьи Алексеевны

Царевна Софья годы, проведенные у власти, в дальнейшем будет вспоминать с огромным удовольствием. В период с 1682 года по 1689 год она постаралась проявить все свои таланты и ум, чтобы привести Россию к процветанию и благополучию.

Хотя видела Софья расцвет страны по-своему. В первую очередь, после прихода к власти она жестоко наказала стрельцов за бунт. Главари были схвачены и казнены, что обеспечило царевне повиновение всего стрелецкого войска. Новоиспеченная государыня вела непримиримую борьбу со старообрядцами. Они подвергались преследованиям по всей стране - их обезглавливали, вешали и казнили. Параллельно с этим царевна стремилась просвещать народ и открыла первое высшее учебное заведение в стране - Славяно-греко-латинскую академию.

Софья стремилась сделать Москву более красивой и развернула несколько масштабных строек, призванных украсить город новыми мостами и храмами. В планах царевны было провести военную реформу, но выполнить задуманное она не успела.

Внешняя политика царевны Софьи

Во внешней политике Софья Алексеевна придерживалась столь же твердых принципов. В 1686 году она закончила войну с Польшей и по заключенному мирному договору получила во владение Киев и Смоленск. Этот успех окрылил молодую девушку, и она решила предпринять поход на Крым.

К сожалению, оба Крымских похода в 1687 году и 1689 году оказались неудачными. И это очень пошатнуло власть Софьи, которая не хотела признавать несостоятельность своего фаворита Василия Голицина на посту военачальника. Чтобы компенсировать эти неудачи, Софья постаралась укрепить внешнеполитические связи с европейскими государствами, открывая в них российские посольства.

Борьба Софьи за власть

В 1689 совершеннолетний царевич Петр отстранил от государственных дел свою сестру и закончил период "троевластия". Софью сослали в монастырь и повелели находиться там до скончания дней.

Но царевна не могла отказаться от идеи вернуть себе власть. Несколько раз она пыталась поднять бунты и восстания с помощью верных ей стрельцов. Каждый раз Петр, не испытывавший к ним симпатии и доверия, твердой рукой пресекал все попытки бунта. Зачинщиков показательно казнили на площади.

В итоге возле монастыря была поставлена царская охрана, не допускающая к царевне посетителей. Царевна Софья умерла в возрасте пятидесяти лет, так и не смирившись со своей участью отставной правительницы России.