Используя знания о структуре личности в психоанализе. Структура человеческой личности по фрейду

Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - решение) - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. 19 в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. Бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856—1939). Работу 3. Фрейда ≪Толкование сновидений≫ (1900) принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Основные положения и принципы психоанализа.

1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

3. Выделяются три уровня психической жизни:

Сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;

Предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

Бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях). Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Структура личности в психоанализе 3. Фрейда.

Фрейд представлял структуру личности в виде трехкомпонентной модели.

1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) -противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемое его содержаний. Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.

Развитие личности в психоанализе.

Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.

Стадии психосексуального развития.

1. Оральная стадия (0-1 год) -для удовлетворения своих сексуальных инстинктов ребенок использует мать как внешний объект, а удовлетворение влечения происходит через полость рта. В случае фиксации на данной стадии в характере человека преобладают зависимость и инфантильность.

2. Анальная стадия (1 -3 года) - ребенок научается самоконтролю, и у него формируется чувство собственности.

3. Вагинальная стадия (3-5 лет) - проявляется интерес к своим половым органам и осознание мальчиками и девочками своих отличий друг от друга, начинает формироваться половая идентичность, что происходит в результате удачного разрешения эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек. Суть этих комплексов заключается в возникновении сексуального влечения к родителю противоположного пола и ненависти и ревности к родителю своего пола.

4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала полового созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабевает под действием общественно-социальных факторов - обучения, школы, активного физического и интеллектуального развития ребенка.

5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет) - внешним объектом и способами удовлетворения либидо выступает лицо противоположного пола при нормальном развитии и лицо своего пола при каком-либо отклонении и проблемах, связанных с половой идентичностью.

Характеристика и историческое значение психоанализа 3. Фрейда. Историческое значение теории 3. Фрейда.

1. На основе психоанализа были созданы почти все теории бессознательного, а также был дан толчок к развитию антагонистических психоанализу теорий: гуманистической психологии, экзистенциальной психологии, гештальттерапии Ф. Перлза и многим другим. Фрейд является одним из основателей современной психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе.

2. Введение в область исследования таких феноменов человеческой психики, которые до психоанализа оставались без внимания: исследование характера и причин возникновения неврозов, внутреннего мира ≪Я≫ и тех структур, которые не вписывались в собственно ≪сознательное≫ в человеке.

3. Эмпирическая ценность психоанализа: предмет психоанализа - бессознательное - изучался не в лаборатории, а на практике, что дает психоанализу большие преимущества перед многими другими теоретически ориентированными школами.

4. Актуальность некоторых идей Фрейда: рассмотрение развития психики человека с точки зрения ее адаптации к окружающей среде и подчеркивание извечного противостояния среды и организма (хотя оба они не являются изначально и всегда конфликтными по отношению друг к другу); рассмотрение движущих сил развития психики как имеющих врожденную и бессознательную природу; мнениео том, что личность в своей основе формируется в раннем детстве и механизмы ее развития являются врожденными.

Направления критики теории 3. Фрейда:

1) мифологическое объяснение ≪сексуальных комплексов≫, антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества;

2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества;

3) биологизированность, отсутствие социального фактора, влияющего на развитие личности, и пансексуальность концепции Фрейда.

4) критика и реконструкция идей психоанализа со стороны его последователей, направленная на введение социальных детерминант развития.

Фрейд . Личность состоит из 3 структурных областей, инстанций: Оно, Я, Сверх-Я.

Сверх-Я : система моральных и эстетических ценностей, норм, которыми человек руководствуется в своей жизни. Они разумно совместимы с теми нормами, которые приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации. Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети должны обретать его, во взаимодействии с родителями, учителями и др. формирующими фигурами.

Основные функции Сверх-Я:

    Идеал - поощрительный аспект Сверх-Я. Имеющаяся у человека система моральных ценностей предписывает ему определенные идеальные образцы, с которыми он должен соотносить и оценивать свои мысли, чувства и поступки, и к которым он должен стремиться. Установление для себя высоких стандартов и их достижение.

    Самонаблюдение – Сверх-Я постоянно наблюдает, насколько поведение человека соответствует этим идеалам.

    Совесть – определенный комплекс переживаний, которым Сверх-Я реагирует на степень соответствия чувств, мыслей и поступков идеальным, представленным в Эго-идеале. Если соответствуют, то совесть спокойна, иначе – начинает испытывать муки совести выражаемые в чувстве стыда, вины, моральной несостоят-ти.

Происхождение. Сверх-Я не врождено, она формируется у ребенка в раннем детстве при участии родителей и близких людей. До возникновения собственного Сверх-Я его место занимает Сверх-Я родителей. Процесс его вращивания – постепенная идентификация ребенка со Сверх-Я своих родителей.

Оно : примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, которые коренятся в биологической системе человека. Оно функционирует целиком в бессознательном. Выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Требования биологической природы являются императивными и неустранимыми до тех пор, пока не будут удовлетворены. Основной принцип, которым руководствуются влечения Оно - принцип удовольствия. Фрейд выделил сексуальное влечение - «либидо», которое является

Механизмы избавления личности от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы (в первом случае автоматический ответ на сигнал – чихание, если рефлекторный акт не возможен, то первичные процессы представления – психический образ объекта, сновидения, галлюцинации, психозы).

Я (Эго) : часть личности, которая обращена к внешнему миру и находится в прямом и непосредственном контакте с ним. В нем представлено разумное начало. Его ведущие способности: сознавать и воспринимать. Выполняет две функции в жизни человека:познавательная (благодаря сознаванию и восприятию может строить образ окружающего мира адекватный его свойствам) ирегуляционная (Я регулирует поведение человека, приспосабливая требования влечений Оно и морально-этические требования Сверх-Я к реальным условиям и объектам. Эти притязания все время расходятся и Я часто не справляется с ними. Я эволюционирует из Оно, заимствуя часть энергии для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Основной принцип, которым руководствуется Я – принцип реальности. Цель – сохранить целостность организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда буден найдена возможность достичь разрядки подходящим образом. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Я является исполнит-м органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Движущая сила поведения – энергия возбуждения, производимого телесными потребностями!

1) Природный организм. Не природа как таковая, а телесные влечения, которые стали поводом, предпосылкой для определенных личностных проблем. Телесная энергия – источник развития. Любое психическое явление должно иметь конечную телесную причину. Фрейд подчеркивает «символику тела» – явления психосоматических заболеваний, в которых источником телесных недугов может быть неразрешенная проблема, связанная с психическими переживаниями.

2) Социальные отношения вторичны. Они – последствия отношений в семье, ребенка к отцу и матери. Социальные предпочтения смоделированы в раннем детстве. Эдипов комплекс – модель таких отношений. Но эти последствия не фатальны, их можно попытаться осознать. Связь между предпочитаемыми социальными отношениями и отношением к своим родителям.

3) Познавательное представление о себе. Интеллект – орудие Я, сознания. Если Я слабое, то интеллект может быть источником неверных защит – рационализаций. Но Фрейд считал, что любая проблема может быть решена рационально. Также Фрейд не принимает понятия самости, собственно личности, реальное Я. Описанная им совокупность с телом и есть сущность человека. Источник личностного развития – в прошлом. Характеристикой личности является наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Это конфликт между культурным и природным началом, или конфликт между природными сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями со стороны общества. Этот конфликт неизбежен и неотвратим т.к. человек имеет двойственную природу: биологическую и общественную.При этом отличие нормальной и аномальной личности – качественное! Нормальная личность не отвергает кофликт между Сверх-Я и Я, она осознает его, пытается найти компромисс между требованиями – эта позиция не наследуется и не м.б. передана родителями, она вырабатывается самостоятельно! Также нормальная личность не блокирует энергию влечения, т.к. последняя, накапливаясь, потом взрывается, образуя невроз!

Адлер . Личность человека – его индивидуальность, совокупность устойчивых индивидуальных особенностей. Основной фактор, определяющий развитие личности –главная жизненная цель , достижению которой подчинена жизнь человека. Жизнь – явление телеологическое, целеустремленное, целенаправленное. Жизненные цели возникают у ребенка в первые годы жизни, и оказывают основополагающее влияние на формирование его индивидуальности. А черты индивидуальности – илииндивидуальный жизненный стиль - средства, совокупность стратегий, необходимых для достижения этой цели. Все индивидуальные особенности – целостная система, направленная на достижение цели. Главная жизненная цель, определяющая развитие их индивидуальности –достижение превосходства над другими людьми. Конкретное содержание этой цели может быть чрезвычайно многообразным – стремление к власти, богатству, силе, красоте. Возникает в первые годы жизни как компенсаторная реакция на неизбежное чувство неполноценности.

Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности берет свои истоки в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а так же стремление к совершенству и безупречности. Это нормальная компенсация – устремление человека к саморазвитию, росту, компетентности. Гиперкомпенсация – комплекс превосходства (преувеличение своих возможностей).

Врожденное чувство общности . Предпосылки его врождены, но они должны проявиться. Особый вклад делает мать (направление и поощрение). Основные формы проявления – дружба, любовь, братство, забота о ближнем. Человек – прежде всего социальное существо. Он может нормально жить и развиваться только в обществе. Чувство общности способствует единению людей. Оно является важной предпосылкой и условием общественной жизни. От развитости социального интереса зависит психическое здоровье. Творческое Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут.

1) Природный организм. Телесные переживания ценны, но первичными Адлер их не считает. Телесные особенности, например, дефекты, могут стать источником комплекса социальной неполноценности. Но развитие личности начинается не с тела.

2) Социальные отношения – первичны, выражаются в чувстве общности. В них начинается развитие личности. Особенности воспитания - преграды к развитию, как и органические дефекты. Позитивная компенсация комплекса неполноценности возможна только в сотрудничестве с другими людьми. Непонимание жизненного стиля – несоответствие жизненного стиля жизненным целям, который есть средство их достижения. Непонимание, как и комплекс неполноценности приводит к затруднению в социальных контактах.

3) Познавательное представление о себе - интеллект Адлер различает по социальной значимости на:

Лично-ориентированный (самооправдания, неверная защита, компенсация комплекса неполноценности) и Разум – реализация чувства общности. Собственно личность – это конфликт между стремлением к достижению превосходства и чувством общности (стремление к превосходству блокирует чувство общности, это борьба! Невротики – носители идеала превосходства, потому они нетерпимы, злорадны, несговорчивы, завистливы, хвастливы, подозрительны и жадны). У аномальной личности доминирует стремление к превосходству, это является главной целью, а люди лишь средством, + неприятие социальных требований, обязанностей, оправдание своих неудач и завышение своих достижений. (м.б. результатом изнеженности, гипер-опеки или физического дефекта)

Юнг : Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Сознательная психика – результат долгой эволюции! Выделил 2 стадии развития психики, разница меж которыми – понимание причин событий. Этоархаичный разум (мистические причины – пандетерминизм – нет ничего случайного, все нетипичные события это угроза или предзнаменование, поэтому против них есть такие средства как ритуалы и обряды) исознательный (понимание естественных причин, +четкое отличие мира внешних событий от мира собственных переживаний – у архаика этого нет (у маленьких детей тоже!))

Эго – центр сферы сознания, оно логично, непримиримо к противоречиям, дихотомично (или или). Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.

Личное бессознательное – конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Эти комплексы скомпонованы вокруг самых обычных тем (влияют на поведение индивида). Ех., комплекс власти – расходует психическую энергию на деятельность прямо или символически связанную с темой власти. Комплекс может быть осознан. Если в сознании есть лишь черное или белое, то в бессоз-м они слиты, соединены, что компенсирует категоричность сознания.

Коллективное бессознательное – основное понятие и содержание архаичной психики – это хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком в разные времена. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов.Архетипы – врожденные идеи, формы (изначально пустые) или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации. Архетипы:Я – представление о себе, поверхностное Я;Персона – публичное лицо, множество проигрываемых для других социальных ролей (скрывает истинную сущность);Тень – темная, дурная и животная сторона личности, неуправляемое телесное желание, но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени.Анима и анимус - человек существо по своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскулинность и фемининность - в одном человеке). Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами.

Индивидуация – приближение к пониманию себя, выявление собственных сущностных свойств. Конечная цель – полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Это самостоятельность, умение самостоятельно строить свою жизнь, что очень трудно! Итог индивидуации – самореализация. Чрезмерная индивидуация – аномалия.

1) Природный организм. Юнг не считал тело самостоятельным. Тело и душа неразделимы, это разные стороны феномена жизни.

2) Социальные отношения – материал для заполнения архетипов: тени, маски, образа врага, анимы, анимуса.

3) Познавательное представление о себе - интеллект есть орудие сознания, но поэтому интеллектуальное знание не может быть полным так как бессознательное находится вне его контроля. Правильный путь познания – интуиция, воображение. Такой путь проникновения в себя может быть более глубоким и верным. Понятие самости, собственно личности, реального Я. Самость – это архетип.

Аномальная личность не принимает другой точки зрения, живет только в дихотомичном мире, не понимая его сложности (своя т.зр. – единственно верная, только свои поступки верны – категоричная позиция!) Нормальная личность – интеграция сознания и б/сознат-го, осознание борьбы и единства противоположностей, диалектика; это и есть с амость – архетип, кот-й находится на границе личного и коллективного бессознательного, это безличный архетип, символ равновесия. Это сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные свойства - самость их упорядочивает. Т.о. развитие личности - в переживании индивидуации, уникальности себя, св.поступка, мысли+ одновременно и в переживании единства со всем человечеством. Надо не отвергать бессознат-е, а черпать из него древнюю мудрость!!

Индивидуация иСамость – противоречивые линии, иличность – баланс между ними.

Э.Эриксон . Двухфакторный подход:

    Генетический фактор: психическое развитие – реализация и развертывание врожденной генетической программы развития. Этапы нормального развития предопределены (эпигенетический принцип).

    Социальный фактор: генетическая программа не реализуется автоматически, для этого необходимы надлежащие соответствующие социальные условия.

Периодизация охватывает всю жизнь. Каждый этап представляет решение человеком главной и ведущей для данного этапа жизненной проблемы, сформулированной в виде дихотомии. Один из вариантов решения нормальный – в соответствии с общечеловеческими нормами; другой – непродуктивный, не соответствует объективной норме человеческого существования. Такой вариант создает предпосылки для психопатологического развития.

По Эриксону, психологический рост - похож на развитие эмбриона (эпи - над, генез - рождение) - каждая последующая стадия определяется предыдущей (специфическая задача развития или кризис, который человек должен решить, чтобы перейти к следующей). Развитие продолжается всю жизнь.

    Младенчество (до 1,5 лет) основополагающая вера и надежда (базовое доверие к миру) против базового недоверия. Значимые отношения: ребенок и мать. Формируется сильное свойство личности – надежда (в деструктивном варианте уход);

    Раннее детство (1,5-3 года) автономия, независимость против зависимости,стыда и сомнения. Значимые отношения – родители. Формируется воля, направленность на преодоление препятствий (в деструктивном – навязчивость, конформизм, стремление быть рядом со взрослым или агрессивность);

    Дошкольный возраст (3-6 лет) инициатива против чувства вины. Значимые отношения - семья в целом. Формируется способность к целеполаганию, целеустремленность (деструктивный вариант – беспомощность, пассивность);

    Школьный возраст (6-12 лет) предприимчивость против чувства неполноценности (школа). Предприимчивость – готовность к овладению технологиями, готовность к кооперации. Значимые отношения: школа, соседи. Формируется компетентность, умелость (в деструктивном варианте – инертность как неспособность к кооперации или чрезмерная конкуренция);

    Подростковый возраст (12-18 лет) идентичность против смешения идентичности. Значимые отношения – группы сверстников. Формируется Эго-идентичность – «субъективное чувство непрерывной самотождественности», не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, воспринимаемых им на основе своего опыта и знание о том, как реагируют на него другие (в деструктивной варианте – смешение идентичности, негативизм, застенчивость);

    Период ранней взрослости (18-25 лет) интимность против изоляции. Значимые отношения – друзья и партнеры по работе, учебе. Интимность – способность к разделению идентичности, тебя понимают таким, какой ты есть. Формируется любовь (в деструктивном варианте – исключительность, отвержение всех чужих);

    Взрослость (25-60 лет) продуктивность против застоя. Значимые отношения: разделенный труд и общий дом. Формируется ответственность и забота (в деструктивном варианте – отвержение);

    Зрелость (от 60 лет) целостность против распада. Значимые отношения - человечество в целом (в прошлом и будущем). Подведение итогов, осмысленный интерес к жизни (в деструктивном варианте – страх смерти, обида на жизнь, желание прожить ее еще раз).

Задача человека на каждом этапе - найти баланс между 2-мя полюсами (напр. доверием и недоверием)

2. Структура личности в классическом психоанализе

И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, но они настолько тесно взаимосвязаны, что практически невозможно выделить по отдельности их влияние на поведение человека. «Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других» .

«Оно» - самый глубинный пласт психики. Он включает всё то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно является резервуаром для некой психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем («Я» и «Сверх-Я»). Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

«Оно» у Фрейда обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Ид» функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, «Оно» - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений, будь то осторожность или страх. Являясь самой старой исходной структурой психики, «Оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании и становятся фактором формирования невроза или иного расстройства, к примеру, депрессии. Немедленная разрядка напряжения называется принцип удовольствия. «Оно» подчиняется этому принципу, выражая себя - наиболее свободно это происходит в сновидении - в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели - этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества, а значит требует консультации и помощи психолога. Иначе говоря, «Оно» можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но для осуществления этой власти он вынужден опираться на своих подданных. .

Для того, чтобы получить это удовольствие, существует два процесса, которыми «Ид» «пользуется». Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения.

Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Типичный пример первичного процесса у здорового человека - сновидение, которое, как считал Фрейд, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков - также примеры первичного процесса. Но, сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение: голодный человек не может съесть образ еды. Такого рода смешение может привести к психологическому стрессу или, даже, к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, «Я».

«Я» появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

Иными словами, «Я» подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия.

Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса «Я» формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью.

Однако, «Я» - это производная от «Оно», и является, по сути, слугой желаний «Ид», но слугой «грамотным», умеющим находить объективно приемлемые пути удовлетворения этих желаний. «Я» не обладает существованием, отдельным от «Оно», и в абсолютном смысле всегда зависимо от него, так как питается именно энергией «Ид».

Третья и последняя развивающаяся система личности - «Сверх-Я». Это внутренняя система ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку.

«Сверх-Я» - это мораль личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача - оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, привитых тем или иным обществом.

«Сверх-Я» как сопровождающий человека моральный судья развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей.

То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, откладывается в совесть - одну из подсистем «Сверх-Я». То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в другую подсистему - «Я-идеал». Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, «идеальное Я» награждает его, наполняя гордостью. С формированием «Сверх-Я» на место родительского контроля встает самоконтроль.

Таким образом, получается, что структура личности человека имеет в себе несколько систем, по-особому взаимосвязанных. Глубоко в бессознательном существует «Оно» как некий резервуар энергии, которая нужна для реализации биологических потребностей человека, однако, «Ид» не важно, как удовлетворять эти потребности. В связи с этим, появляется «Я» как некий объективно приемлемый «вектор» энергии «Оно», то есть использующий принцип объективности, причем, пронизывающий все три пласта психики (бессознательное, предсознательное и сознательное). И как контролер всех «действий» «Оно» и «Я» (особенно «Оно»), вы ступает «Сверх-Я» (рисунок 1 ).

Рисунок 1.

Анализ сущности страха

По Фрейду страх - состояние аффекта - объединение определенных ощущений ряда удовольствие - неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события...

Зеркальный перенос

«Перенос» буквально означает перенесение или перемещение чего-либо куда-либо. В психотерапевтическом значении «перенос» представляет собой перенесение во взаимоотношения с консультантом: - своего жизненного опыта (в том числе опыта общения...

Комплексный анализ личности в управлении

Понятие "личность" многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. каждая из наук изучает его в своем специфическом аспекте. На вопрос, что такое личность...

Любовь и ненависть в психоанализе

Оппозиция любовь и ненависть в психоанализе характеризуется понятием амбивалентности, которое означает противоположность установок и чувств, направленных на один объект...

Образ человека в психоаналитической философии

Человек, в понимании З. Фрейда, это, прежде всего, природное существо. Он полностью разделял теорию Дарвина о происхождении человека из природного мира и полагал...

Основные подходы к проблеме эмоциональных состояний в зарубежной психологии

В самом общем смысле психоанализ - это стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально-психологических установок личности. Представители данного направления склонны считать...

Психологическая защита личности

Исследования феномена психологических защит З. Фрейда в дальнейшем были продолжены, интерпретированы, трансформированы, модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации...

Психологическая трактовка культуры

Если психоанализ связал с культурой функции ограничения влечений и адаптации индивида к коллективной жизни, то в гуманистической традиции целью культуры является не приспособляемость...

Психология и этика деловых отношений

Личность - это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении...

Психоанализ является одной из двух наиболее признанных психологических традиций, которая обсуждает конфликт как один из ключевых механизмов психического. В работе З...

Формирование женской идентичности: победы и поражения

Концепция половой идентичности появилась во второй половине ХХ века. В теории психосексуального развития З. Фрейда были только понятия мужественности и женственности, которые основаны на инфантильной сексуальности...


Введение

Идея классического психоанализа

Структура личности в классическом психоанализе

Динамика личности

Психосексуальные стадии развития личности


Введение


Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний.

Но, более того, Фрейд – первый предположил, что этот глубинный пласт, а также, надстройки над ним, и есть составляющие личность элементы. И после проделанной им работы, Фрейд представил готовую модель структуры личности и охарактеризовал ее динамику.

И в этой работе, мы постараемся содержательно, но лаконично осветить основные тезисы структуры и динамики личности в представлении классического психоанализа, основателем коего и был Зигмунд Фрейд.


Идея классического психоанализа


«Классический психоанализ – направление психотерапии, основанное на учении З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы». .

До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, то есть как факт, что сознание существует, был неоспорим, но оно оставалось чем-то эфемерным, не поддающимся изучению.

И в результате своей деятельности, Фрейд и пришел к заключению о том, что человеческая психика имеет некую сложную систему, состоящую из различных уровней и компонентов, отражающих как сознательные, так и бессознательные процессы. Фрейд высказал мысль о существовании двух форм бессознательного. Это - во-первых, скрытое, "латентное" бессознательное, т.е. то, что ушло из сознания, но может в дальнейшем быть осознанным; во-вторых, это вытесненное бессознательное, т.е. те психические образования, которые не могут стать сознательными потому, что им противодействует какая-то мощная незримая сила. В итоге, первый вид бессознательного Фрейд называл предсознательным, а второй - собственно.

Стоит так же сказать, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное - лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного.

Также, Фрейдом были выделены три аспекта функционирования человека, выраженные в понятиях «Оно», или «Ид», «Я» или «Эго», и «Сверх-Я», или «супер-эго». И как раз, эти три понятия и составляют структуру личности.

Таким образом, в своем учении З. Фрейдразработал структурную схему психики, в которой выделил три уровня: сознательный, предсознательный (или подсознательный) и бессознательный. А также, взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях («Оно», «Я», «Сверх-Я»).


Структура личности в классическом психоанализе


И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках - «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, но они настолько тесно взаимосвязаны, что практически невозможно выделить по отдельности их влияние на поведение человека. «Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других» .

«Оно» - самый глубинный пласт психики. Он включает всё то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Оно является резервуаром для некой психической энергии и обеспечивает энергию для двух других систем («Я» и «Сверх-Я»). Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

«Оно» у Фрейда обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. «Ид» функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, «Оно» – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений, будь то осторожность или страх. Являясь самой старой исходной структурой психики, «Оно» выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании и становятся фактором формирования невроза или иного расстройства, к примеру, депрессии. Немедленная разрядка напряжения называется принцип удовольствия. «Оно» подчиняется этому принципу, выражая себя - наиболее свободно это происходит в сновидении - в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества, а значит требует консультации и помощи психолога. Иначе говоря, «Оно» можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но для осуществления этой власти он вынужден опираться на своих подданных. .

Для того, чтобы получить это удовольствие, существует два процесса, которыми «Ид» «пользуется». Это рефлекторное действие и первичный процесс. Рефлекторные действия представляют собой врожденные автоматические реакции типа чихания и мигания; они обычно сразу снимают напряжение. Организм снабжен рядом таких рефлексов для того, чтобы справляться с относительно простыми формами возбуждения.

Первичный процесс предполагает более сложную реакцию. Он пытается высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. Например, первичный процесс даст голодному человеку ментальный образ пищи. Галлюцинаторное переживание, в котором желаемый объект представлен как образ памяти, называется исполнение желания. Типичный пример первичного процесса у здорового человека - сновидение, которое, как считал Фрейд, всегда представляет исполнение или попытку исполнения желания. Галлюцинации и видения психотиков – также примеры первичного процесса. Но, сам по себе первичный процесс не способен снять напряжение: голодный человек не может съесть образ еды. Такого рода смешение может привести к психологическому стрессу или, даже, к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, «Я».

«Я»появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. «Я» стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

Иными словами, «Я» подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя, в конечном счете, при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия.

Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса «Я» формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью.

Однако, «Я» – это производная от «Оно», и является, по сути, слугой желаний «Ид», но слугой «грамотным», умеющим находить объективно приемлемые пути удовлетворения этих желаний. «Я» не обладает существованием, отдельным от «Оно», и в абсолютном смысле всегда зависимо от него, так как питается именно энергией «Ид».

Третья и последняя развивающаяся система личности – «Сверх-Я». Это внутренняя система ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку.

«Сверх-Я» – это мораль личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, привитых тем или иным обществом.

«Сверх-Я» как сопровождающий человека моральный судья развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей.

То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, откладывается в совесть – одну из подсистем «Сверх-Я». То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в другую подсистему – «Я-идеал». Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, «идеальное Я» награждает его, наполняя гордостью. С формированием «Сверх-Я» на место родительского контроля встает самоконтроль.

Таким образом, получается, что структура личности человека имеет в себе несколько систем, по-особому взаимосвязанных. Глубоко в бессознательном существует «Оно» как некий резервуар энергии, которая нужна для реализации биологических потребностей человека, однако, «Ид» не важно, как удовлетворять эти потребности. В связи с этим, появляется «Я» как некий объективно приемлемый «вектор» энергии «Оно», то есть использующий принцип объективности, причем, пронизывающий все три пласта психики (бессознательное, предсознательное и сознательное). И как контролер всех «действий» «Оно» и «Я» (особенно «Оно»), вы ступает «Сверх-Я» (рисунок 1 ).


Рисунок 1.


Динамика личности


Динамика личности - общий термин, используемый для обозначения изучения сложных, интерактивных, динамических аспектов мотивации, эмоций и поведения.

Динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Так как общее количество энергии ограничено, три системы «соревнуются» за обладание энергией. Изначально «Оно» обладает всей энергией и использует ее для рефлекторных действий и исполнения желаний посредством первичного процесса. Эти оба вида активности находятся в полном услужении у принципа удовольствия, на основе которого действует «Оно». Приведение в действие энергии – в действие, которое удовлетворит «Ид», – называется объект-выбор или объект-катексис.

Динамика личности, также, во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира. Среда обеспечивает голодный организм едой. Помимо этой роли – источника обеспечения – внешний мир играет и иную роль в судьбе личности. В нем есть опасности: он может не только удовлетворять, но и угрожать. Окружающая среда обладает властью причинять боль и увеличивать напряжение – равно как приносить удовольствие и снижать напряжение. Обычная реакция человека на внешние угрозы, с которыми он не готов справиться, – страх. «Я», подавленное чрезмерной стимуляцией, неподвластной контролю, наполняется тревогой.

Фрейд различал три вида тревоги: реальную тревогу, невротическую тревогу и моральную тревогу или чувство вины. Основной тип – реальная тревога или страх реальных опасностей внешнего мира; от нее производны два других. Невротическая тревога представляет страх того, что инстинкт выйдет из-под контроля и заставит человека сделать нечто, за что последует наказание. Невротическая тревога – не столько страх инстинктов как таковых, сколько страх наказания, которое последует за его удовлетворением. Невротическая тревога имеет основу в реальности, поскольку в лице родителей или других авторитарных фигур мир наказывает ребенка за импульсивные действия. Моральная тревога – это страх совести. Люди с хорошо развитым «Сверх-Я» склонны чувствовать вину совершая нечто противное моральному кодексу или даже думая об этом. О них говорят, что они терзаются муками совести. Моральная тревога также в основе реалистична: в прошлом человека наказывали за нарушения морального плана, могут наказать и опять.

Функции тревоги – предостеречь человека о надвигающейся опасности. Тревога представляет собой состояние напряжения; это – побуждение, подобно голоду или сексуальному побуждению, но возникает не во внутренних тканях, а изначально связано с внешними причинами. Возросшая тревога мотивирует человека на действия. Он может уйти из опасного места, сдержать импульс, подчиниться голосу совести.

Тревога, с которой невозможно эффективно справиться, называется травматической. Она возвращает человека к состоянию инфантильной беспомощности. Фактически прототипом более поздней тревоги является травма рождения. Мир обрушивает на новорожденного стимулы, к которым тот не готов и не может адаптироваться. Ребенку необходимо убежище, чтобы «Я» имело шанс развиться настолько, чтобы справиться с сильными внешними стимулами. Если «Я» не в состоянии справиться с тревогой рационалистически, оно вынуждено вернуться к нереалистическим методам. Это есть защитные механизмы.

Эти защитные механизмы призваны снижать уровень напряжения «Я», которое создает довлеющая тревога.

Фрейд выделял семь защитных механизмов: 1. подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его «нельзя» удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т.п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности; 2. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях; 3. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний; 4. инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю"; 6. изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я"; 7. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

Личность развивается на основе четырех источников напряжения: 1) процессов физиологического роста; 2) фрустраций; 3) конфликтов и 4) угроз. Прямым следствием возрастания напряжения, возникающего из этих четырех источников является то, что личность вынуждена научиться разряжать это напряжение. Это и подразумевается под развитием личности. Отождествление и смещение – два метода, посредством которых индивид обучается разрешать фрустраций, конфликты и тревоги.

Отождествление можно определить как метод, при помощи которого человек принимает черты другого и делает их частью собственной личности. Человек научается редуцировать напряжение, моделируя свое поведение по чьему-то другому. В качестве моделей мы выбираем тех, кто, как нам кажется, более успешен в удовлетворении своих потребностей, чем мы. Ребенок отождествляется с родителями, поскольку они представляются всемогущими, по крайней мере, в раннем детстве. Становясь старше, дети находят других людей, с которыми отождествляются – тех, чьи достижения более соответствуют их нынешним желаниям. Для каждого периода есть свои фигуры отождествления. Излишне говорить, что большая часть отождествлений происходит бессознательно, а не по сознательному намерению, как это может показаться. Смещение же это, когда изначальный объект-выбор оказывается недоступен в силу внешних или внутренних барьеров (антикатексис), формируется новый катексис, если не возникает сильного подавления. Если этот новый катексис также блокируется, происходит новое смещение и т.д., пока не будет найден объект, позволяющий снять напряжение. На протяжении серии смещений, в значительной мере составляющих формирование личности, источник и цель инстинкта остаются неизменными; меняется лишь объект.

Таким образом, динамика личности определяется способами распределения и использования психической энергии со стороны «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Также, во многом определяется необходимостью удовлетворения потребностей через взаимодействие с объектами внешнего мира, который помимо функции удовлетворения потребностей «Ид», еще и несет в себе опасности, которые довлея на «Я», создают у него состояние тревоги.


Психосексуальные стадии развития личности


Существует мнение что, Фрейд был первым психологом-теоретиком, кто уделил особое внимание развитию личности и, в частности, подчеркнул решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. . Таким образом, динамика личности лучше всего прослеживается в периодизации психосексуальных стадий развития личности, выделенных Фрейдом.

В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит пять динамически дифференцированных стадий. По Фрейду, первые пять лет жизни ребенка играют решающую роль в формировании личности. Каждая стадия развития в течение первых пяти лет жизни определяется особенностями реагирования определенных телесных зон. На первой стадии, длящейся около года, важнейшей областью динамической активности, например, является рот.

Оральная стадия начинается от рождения и длится до второго года. В течение этого периода все первичные чувственные удовольствия связаны со ртом ребенка: сосание, покусывание, глотание. Неадекватное развитие на этой стадии - слишком много или слишком мало - могут породить оральный тип личности, то есть человека, который излишне много внимания уделяет привычкам, связанным со ртом: курение, поцелуи и поглощение еды. Фрейд, считал, что весьма широкий спектр взрослых привычек и черт характера - от чрезмерного оптимизма до сарказма и цинизма - коренится именно в этой детской оральной стадии.

На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Ребенок преимущественное удовлетворение получает от этой зоны тела. Именно в это время ребенка начинают приучать самостоятельно пользоваться туалетом. При этом ребенок может как проявлять повышенную активность, так и вообще отказываться от дефекации. И тот и другой случаи свидетельствуют об открытом неповиновении родителям. Конфликты на этой стадии развития могут привести к появлению во взрослом состоянии двух различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип человека) и анально-удерживающего (невероятно чистоплотный, опрятный и организованный тип).

Во время фаллической стадии развития, которая приходится на четвертый год жизни ребенка, основное его внимание сосредотачивается на эротическом удовлетворении, что включает в себя любование и демонстрацию гениталий и сексуальные фантазии. Фрейд описывает эту стадию при помощи понятия эдиповакомплекса. Как известно, Эдип - это персонаж древнегреческой мифологии, который, не ведая того, убивает своего отца и женится на собственной матери. По мысли Фрейда, на этой стадии у ребенка развивается влечение к родителю противоположного пола и неприятие родителя одного с собой пола, который теперь воспринимается как соперник.

Латентная стадия характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия «Ид» переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная стадия. Катексисы прегенитальных периодов по характеру являются нарциссическими. Это означает, что индивид получает удовлетворение, стимулируя собственное тело или манипулируя им, а другие люди катектируются лишь постольку, поскольку помогают обеспечить дополнительные формы телесного удовольствия. В подростковом периоде часть этой самовлюбленности или нарциссизма переходит в особый объект-выбор. Подросток начинает любить других по альтруистическим мотивам, а не просто по эгоистическим или нарциссическим причинам. Начинают проявляться сексуальная привлекательность, социализация, групповая активность, профессиональное определение, подготовка к женитьбе и семейной жизни.

Несмотря на то, что Фрейд выделил пять стадий личностного развития, он не предполагал наличия резких переходов от одной к другой.

Таким образом, в динамике развития личности важную роль играют первые пять лет жизни человека. Но и в дальнейшем, по мере взросления, индивид переживает некоторые изменения.


Вывод


Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности шокировала представления своего времени, так как представила человека не как homo sapiens, который осознаёт свое поведение, а как существо, находящееся в конфликте, корни которого лежат в сфере бессознательного. Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием.

Психоаналитическая теория Фрейда служит примером психодинамического подхода. Динамика здесь означает то, что поведение человека детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.


Литература


Джонсон Р. Сновидения и фантазии анализ и использование. REFL-Book ВАКЛЕР, 1996.

Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

Кордуэлл М. Пихология. А – Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: ПИТЕР, 2001.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

Фрейд З. «Я и Оно», 1923. Собрание сочинений в 26 томах. СПб.: Изд-во «ВЕИП», 2005.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: ПИТЕР, 2000

Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005.

psynavigator/directions.php?code=1

azps/sch/frd/frd14.html

psylib/books/holli01/txt02.htm

psy4analysis/article2.htm

enc-dic/enc_psy/Lichnosti-Dinamika-12557.html

freud.psy4/sta.htm

freud.psy4/sta.htm

Похожие рефераты:

Психосоматическое направление в медицине рассматривает механизм возникновения болезней как результат первичного нарушения души, психики человека.

Фрейд ввел в теорию личности три основных понятия структуры: Ид (Оно), Эго и Супер-Эго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен и считать их некими процессами, нежели структурами. Рассмотрим взаимосвязь между топографической и структурной моделями. Сфера Ид полностью неосознаваемая, в то время как Супер-Эго пронизывает все три уровня. Согласно Фрейду, бессознательное состоит только из идей. И поэтому неверно говорить о бессознательных влечениях, эмоциях или чувствах.

Инстинкт не может быть объектом сознания. Им может быть только идея, представляющая инстинкт. И если инстинкт не связан с идеей, то о нем ничего неизвестно. Бессознательное определяется как огромная область психической жизни, которая никогда не осознавалась, или прежде была сознательной, но подвергалась вытеснению. Влияние бессознательного гораздо могущественнее, чем осознаваемого. Оно может глубоко изменять мысли, идеи, эмоции и влиять на поведенческие паттерны и соматическое состояние.

Человек не может непосредственно осознавать его влияние, хотя бессознательные импульсы активно стремятся к сознательному выражению. Слово «Ид» происходит от латинского «Оно». «Ид» в теории Фрейда обозначает в первую очередь примитивные, инстинктивные и врожденные, витальные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция. «Ид» наполняет наше поведение энергией. «Ид» имеет свое центральное значение для индивида на протяжении всей жизни, оно не имеет каких-либо ограничений, хаотично, спонтанно. Являясь исходной структурной психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в психическом и телесном функционировании.

Реализация импульсов «Ид» и получила название - принцип удовольствия. Однако, подчиняясь этому принципу, Ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Поэтому импульсы Ид не могут напрямую «выходить» в область осознаваемого, они проходят туда чаще через фильтры Супер-Эго. Однако, что очень важно с психотерапевтической точки зрения, Ид играет важную роль посредника между психическими и соматическими процессами.

Фрейд описал два важнейших физиологических и ментальных процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Эго использует часть энергии Ид для преобразования и реализации потребностей в социально приемлемом контексте и таким образом, действительно обеспечивает безопасность и самосохранение организма. Она использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид.

Эго в своих проявлениях руководствуется принципом реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения желаний, до нахождения возможности их реализации в той или иной форме, в соответствующих условий внешней среды. Само понятие Эго подразумевает принцип и цели психоаналитической терапии: освобождение некоторого количества энергии Ид для решения проблем на более высоком уровне психики. Таким образом, мы подошли к следующей структурной составляющей психики: Супер-Эго.

Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время. Будучи морально-эстетической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей, ранних предписаний и фиксированных жизненных установок. В дальнейшем на развитие психики берет на себя основную функцию влияния микро и макросоциум. Поэтому можно рассматривать Супер-Эго и как индивидуальное отражение надиндивидуальной «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.

Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля может и не служить принципу реальности. Супер-Эго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими, и если это ему преимущественно удается, у человека чаще могут возникнуть психологические проблемы: чувство вины, чувство несоответствия, неуверенности, беспомощности и тревоги. Этот вывод особенно важен, когда мы учитываем взаимовлияние Эго и Супер-Эго в контексте невротизации личности.

«Я» по большей части образуется из идентификаций, сменяющих растворенные загрузки «Оно»; что первые из этих идентификаций регулярно проявляют себя в «Я» как особая инстанция, противопоставляют себя «Я» как «Супер-Эго», в то время как окрепшее «Я» позднее может проявлять больше устойчивости против таких влияний идентификации. «Супер-Эго» обязано своим особым положением «Я» - или по отношению к «Я» - одному моменту, который следует расценивать с двух сторон; во - первых, это первая идентификация, которая произошла, пока «Я» было еще слабым, и, во - вторых, оно является наследником Эдипова комплекса, следовательно, внесло в «Я» самые грандиозные объекты.

К позднейшим изменениям «Я» оно до известной степени относится так, как первичная сексуальная фаза детства относится к дальнейшей сексуальной жизни по достижению половой зрелости. Хотя и доступное всем дальнейшим влиянием, оно на всю жизнь сохраняет характер, полученный им вследствие своего происхождения от Эдипова комплекса, а именно: способность противопоставлять себя «Я» и преодолевать его. Это памятник былой слабости и зависимости «Я», продолжающий свое господство и над зрелым «Я». Как ребенок был принужден слушаться своих родителей, так и «Я» подчиняется категорическому императиву своего «Супер-Эго».

Но происхождение от первых объективных загрузок «Оно», следовательно, - от Эдипова комплекса, означает для «Супер-Эго» еще больше: это происхождение связывает его с филогенетическими приобретениями «Оно» и делает «Супер-Эго» перевоплощением прежних образований «Я», оставивших свои следы в «Оно». Таким образом, «Супер-Эго» всегда близко к «Оно» и может в отношении «Я» быть его представителем. Оно глубоко погружается в «Оно» и поэтому больше отдалено от сознания, нежели «Я». При неврозе принуждения чувство вины дает о себе знать крайне назойливо, но перед «Я» оно оправдаться не может.

Поэтому «Я» больного сопротивляется тому, что ему приписывается виновность, и требует от врача подтверждения, что он вправе ее отклонит. Было бы неблагоразумно уступить ему, так как это не повело бы к успеху. Дальнейший анализ показывает, что на «Супер-Эго» влияют процессы, оставшиеся «Я» неизвестными. И действительно, можно найти вытесненные импульсы, обосновывающие чувство вины. Здесь «Супер-Эго» знало больше о бессознательном «Оно», чем знало «Я». «Супер-Эго» возникло из идентификации с образом отца. Каждая такая идентификация носит характер десексуализации или даже сублимации. И теперь, кажется, что при таком превращении происходит и распад первичных позывов на первоначальные.

После сублимации эротического компонента уже нет сил связать все дополнительное разрушение, и он освобождается в виде склонности к агрессии и разрушению. Из этого распада идеал получил бы суровую, жестокую черту настоятельного долженствования. Остановимся коротко на неврозе принуждения. Здесь соотношения иные. Распад любви в агрессию произошел не путем работы «Я», а есть следствие регресса, состоявшегося в «Оно». Однако этот процесс перешел с «Оно» на «Супер-Эго», которое теперь обостряет свою строгость к безвинному «Я». Но в обоих случаях «Я», преодолевшее либидо идентификаций, переживает за это кару «Супер-Эго» в виде агрессии, примешанной к либидо. Наши представления о «Я» становятся более ясными, его различные соотношения приобретают четкость.

Мы видим теперь «Я» в его силе и в его слабости. Ему доверены важные функции: в силу его отношения к системе восприятий оно устанавливает последовательность психических процессов и подвергает их проверке на реальность. Путем включения мыслительных процессов оно достигает задержки моторных разрядок и владеет доступами к двигательной сфере. Овладение последней, правда, больше формальное, чем фактическое - по отношению к действию «Я» занимает, примерно, позицию конституционного монарха, без санкции которого ничто не может стать законом, но который все, же сильно поразмыслит, прежде чем наложить свое вето на предложение парламента.

«Я» обогащается при всяком жизненном опыте извне; но «Оно» является его другим внешним миром, который «Я» стремится себе подчинить. «Я» отнимает у «Оно» либидо, превращает объективные загрузки «Оно» в образовании «Я». С помощью «Супер-Эго», «Я» неясным еще для нас образом черпает из накопившегося в «Оно» опыта древности. Есть два пути, по которым содержание «Оно» может проникнуть в «Я». Один путь - прямо, другой ведет через «идеал Я»; для многих видов психической деятельности может стать решающим, какому из обоих путей они следуют.

«Я» развивается от восприятия первичных позывов к овладению ими, от повиновения первичными позывам к торможению их. «Идеал Я», частично ведь представляющий собой образование реакций против процессов первичных позывов «Оно», активно участвует в этой работе. Психоанализ является тем орудием, которое должно дать «Я» возможность постепенно овладеть «Оно». Но, с другой стороны, мы видим это же «Я» как несчастное существо, исполняющее три рода службы и вследствие этого страдающее от угроз со стороны трех опасностей: внешнего мира, либидо «Оно» и суровости «Супер Эго».