Осирис - бог древнеегипетской мифологии. Бог Египта Осирис: происхождение, внешний облик и современные интерпретации Почему осириса изображали в виде мумии

15.01.2017

Одной из самых главных фигур в древнеегипетском пантеоне богов был Осирис. В египетской мифологии он ассоциируется с плодородием и земледелием, ежегодно умирая и воскресая, подобно растительному миру. Кроме того, царствуя в загробном мире, он вершил суд над умершими.

Происхождение Осириса

Жрецы одного из древнеегипетских религиозных центров Гелиополя в основе происхождения вселенной и человека представляли девятку самых главных богов – Энеаду. Согласно «Текстам пирамид» - надписям, найденным на стенах внутри пирамид пятой династии, Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба, являясь представителем четвертого поколения богов. В день его появления уже было известно о том, что он станет самым могущественным владыкой на земле и на небе, и что он сын бога солнца Ра. Местом рождения Осириса считается пустыня, расположенная к западу от Мемфиса, место, где по мнению древних египтян начиналось загробное царство.

Египтяне изображали Осириса как человека с зеленой кожей, у которого ноги и нижняя часть туловища обмотаны как у мумии, а в руках находятся символы царской власти: цеп и крюк. Отличительной чертой божества была высокая корона с перьями по бокам. Часто бога изображали в окружении вьющихся растений, или же сами стволы растений обвивали тело Осириса.

Кроме Осириса богиня Нут родила бога Хора, злого бога пустыни Сета, богиню любви, материнства и супружеской верности Исиду и богиню-покровительницу мертвых Нефтиду. Исида и Осирис полюбили друг друга еще во чреве матери, и впоследствии стали мужем и женой. Эти две фигуры занимают центральное место в древнеегипетской мифологии.

Жизнь, смерть и возрождение Осириса

Унаследовав трон у своего отца Геба, Осирис правил на земле вместе с Исидой. В те времена в Египте царили мир и покой. Осирис обучил людей земледелию, орошению земель, ремеслам, искусству врачевания, письму и строительству городов. Очень важными стали исполнение людьми законов и почитание богов. После установления порядка в Египте, Осирис решил отправиться в другие страны для обучения иных народов. Править страной осталась Исида, которая продолжала обучать египтян медицине и магии, а женщин - ведению домашнего хозяйства и сохранению семьи.

Сет завидовал брату и ненавидел его за любовь людей к своему правителю. К тому же, Сет был тайно влюблен в Исиду. Задумав убить Осириса, Сет приказал смастерить саркофаг по меркам его тела, и по возвращению брата из путешествия созвал пир. В разгар ужина слуги внесли саркофаг, украшенный драгоценными металлами и камнями. Сет предложил гостям по очереди ложиться в сундук, и кому тот придется в пору, тому и будет дорогим подарком. Когда в саркофаг лег Осирис, демоны, помогавшие Сету в заговоре, захлопнули крышку, обвязали саркофаг ремнями, запаяли свинцом и бросили его в реку.

Саркофаг не утонул, его течением отнесло к берегам Библоса, где он застрял в ветвях вереска. Когда дерево разрослось, саркофаг оказался внутри ствола. Царь Библоса, увидев сильное дерево, приказал срубить его и сделать из него колонну для дворца.

Узнав о происшедшем с мужем, Исида отправилась на поиски его тела. Дети, повстречавшиеся ей на пути, подсказали, где видели саркофаг. Устроившись в услужение к правителю Библоса, Исида уговорила правителя отдать ей колонну. Разрубив ствол дерева, Исида извлекла из него тело мужа. Сам ствол Исида окропила маслом и обернула льном. С тех пор столб из дерева Джед является символом Осириса.

Тело мужа Исида втайне доставила в Египет, где спрятала в зарослях камыша на берегу Нила. Однажды, отправившись на охоту, Сет наткнулся на тело Осириса. В гневе он разрубил брата на четырнадцать частей и раскидал их в разные стороны по всему Египту.

Исида вновь отправилась искать мужа. В этом ей помогали Нефтида и шакалоподобный бог Анубис. Когда какая-либо часть тела Осириса находилась, в этом месте Исида совершала погребальный обряд и ставила надгробную стелу. Этим объясняется наличие нескольких захоронений, претендующих на гробницы Осириса. Единственная часть тела, которая не была найдена – это фаллос Осириса, который съели рыбы. Исида слепила фаллос из глины и прирастила его к воссоединенному телу Осириса. Анубис помог запеленать и забальзамировать тело. Так появилась первая мумия в Египте.

Исида очень сожалела, что не родила сына Осирису. Тогда, превратившись в самку коршуна, она распластала крылья по мумии своего мужа, с помощью магии извлекла из него жизненную силу и забеременела. Рожденного сына Исида назвала Гором. Когда Гор вырос, он смог отомстить Сету за смерть своего отца. Свое око, вырванное Сетом в самом начале битвы, Гор дал проглотить отцу, после чего Осирис воскрес. Но на землю Осирис не возвратился, а стал правителем загробного мира. На земле остался править Гор, передавший впоследствии трон фараонам.

Земледельческий культ Осириса

Описание в мифах смерти и возрождения Осириса связано с его функциями в качестве бога плодородия и земледелия. Сев ассоциировался с похоронами зерна - Осириса, всходы – с его возрождением, жатва – с умерщвлением.

В конце зимы – начале весны в Египте проводили обряд, во время которого воссоздавались эпизоды мифов об Осирисе. Жрицы, олицетворявшие Исиду и Нефтиду, изображали поиски и оплакивание смерти бога. После этого инсценировался бой Гора и Сета, заканчивавшийся водружением столба «джеда», посвященного Осирису и означавшего его возрождение (и воскрешение природы).

Обряды коронации фараона также были связаны с Осирисом. Молодой царь изображался Гором, а умерший фараон становился самим Осирисом, предполагая, что он также оживет после смерти. Другой, ставший известным историкам, обряд олицетворяет Осириса как бога растительности.

Во время обряда статуя Осириса, расположенная в храме, засыпалась зерном и ко времени наступления праздника появлялись всходы растений, символизировавшие возрождение божества. Найдено множество рисунков, на которых изображен жрец, поливающий мумию Осириса с проросшими из нее колосьями. Функции Осириса, связанные с земледелием, во время обрядов выполнял фараон. Перед началом подъема воды в Ниле фараон бросал в реку свиток с указом воде разлиться, на празднике урожая срезал первый сноп и приносил жертвы в благодарность богам.

Основным древнеегипетским центром культа Осириса был Абидос, где ежегодно проводился фестиваль в честь божества. Считается, что в Абидосе расположена гробница Осириса. В городе Джеду также был распространен культ Осириса. Кроме того, со временем Осириса стали почитать как одного из важнейших богов не только по всему Египту, но и за его пределами.

Осирис – правитель загробного мира

Древние египтяне верили, что подобно Осирису они возродятся после смерти. Попадая в загробный мир Дуат, умерший должен был преодолеть много препятствий и предстать перед вратами Чертога двух истин, в котором вершил суд Осирис. Согласно Книге мертвых, во время суда Осирис восседал на троне в окружении 42 богов (по числу номов или провинций), а боги Анубис и Тот взвешивали на весах сердце умершего, олицетворявшее душу. Противовесом служила Правда - перо богини правосудия Маат.

Грешников поедало чудовище Амат с телом льва и головой крокодила. Праведников ждала безоблачная жизнь в полях Иалу. Любой египтянин знал и учил заклинания, которые смогут помочь ему в путешествии по Дуату, и слова оправдательной речи, которую предстоит сказать на суде Осириса.

Родственники умерших должны были обеспечить необходимые материальные блага для существования в загробном мире. Позднее больший перевес над жертвенными благами получили молитвы и заклинания, обращенные к Осирису и другим богам с просьбой о содействии умершему в обеспечении его всем необходимым.

Поскольку суд перед лицом Осириса был неизбежен для любого египтянина, культ этого божества был самым доминирующим, а сам бог воспринимался как наиглавнейший из всех других. Большинство жителей древнего Египта верили в справедливость высшего суда правителя загробного царства и в то, что самым главным на суде являются не богатство и положение, а моральные качества и поступки.

Заключение

Образ бога Осириса впитал в себя все многообразие эволюции религии древнего Египта, соединив в себе культ царя, воскресающего бога и судьи загробного мира. В то же время с его именем связано объяснение наиболее значимых для египтян воспроизводительных явлений растительного мира, а также появления у человека его знаний и умений. Влияние этого божества распространилось и на древнегреческую мифологию, и даже находит отголоски в христианстве.

Осирис (в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир) – египетский бог чаще всего почитавшийся как владыка загробного мира мёртвых, но теснее связанный с идеями перехода одного в другое, воскрешения и оживления. Он изображался в виде человека с зеленой кожей и бородой фараона, с пеленами мумии на ногах. Осирис носил особую корону с двумя большими страусовыми перьями на каждой стороне, а в руках держал символические посох и цеп. Одно время Осирис считался старшим сыном бога земли Геба , хотя другие источники утверждали, что его отец – бог солнца Ра, а мать – богиня неба Нут . Осирис был братом и мужем богини Исиды, которая после его смерти родила от него сына Гора. Он носил эпитет Хенти-Аменти, означавший «Первый из обитателей Запада» – намёк на его владычество в стране мёртвых. Как правитель мертвых Осирис иногда назывался «царём живущих», ибо древние египтяне считали, что благословенные усопшие являются «истинно живыми». Осирис считался братом богов Исиды, Сета, Нефтиды . Первые сведения об Осирисе восходят к середине эпохи V династии Древнего Египта, хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше: эпитет Хенти-Аменти восходит по меньшей мере к I династии, как и титул «фараон ». Большая часть мифов об Осирисе основаны на аллюзиях, содержащихся в Текстах пирамид конца V династии, на гораздо более поздних документальных источниках Нового царства , вроде Камня Шабаки и «Борьбы Гора и Сета» и ещё на позднейших сочинениях греческих авторов, в том числе Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис считался не только милостивым судьей мертвых в загробной жизни, но и подземной силой, порождавшей всякую жизнь, в том числе растительность и плодородные разливы Нила. Его называли «Владыкой любви», «Вечно добрым и юным» и «Господином Молчания». Правители Египта были связаны с Осирисом после смерти, воскресая, как и он, из мёртвых к вечной жизнь путём магии. Ко времени Нового царства не только фараоны, но и все люди, могли установить связь с Осирисом после смерти, если оплачивали соответствующие ритуалы.

Через образ посмертного возрождения, Осирис стал ассоциироваться с природными циклами, в частности – с ежегодным обновлением растительности и разливами Нила, с восхождением Ориона и Сириуса в начале нового года. Осирису массово поклонялись как Владыке Мертвых до самого подавления старой египетской религии после торжества христианства.

Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии . Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Мифы об Осирисе

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства , в надписях одной гробницы VI династии , содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов , её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом . На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа , в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.

Падение культа Осириса

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I , по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев. Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.

Осирис занимает важнейшее место. В Древнем Египте, растянутом по длиннейшему Нилу, не существовало ни стройной мифологии, ни единого изображения богов, как это было, допустим, у древних греков. Египетские пиктограммы до конца не расшифрованы, но миф о боге Осирисе в целом известен благодаря записям Плутарха.

Начало жизни Осириса

Первоначально считалось, что бог Осирис был рожден в пустыне, отделявшей царство живых от царства мертвых, богиней неба Нут от ее мужа Геба, который властвовал на земле. У него был младший завистливый и коварный брат Сет, сестра-жена - мудрая Изида - и сестра Небехтет, или, по-гречески, Нефтида, которая была супругой Сета. У этой пары не было детей. Причины странны. То ли Сет был бесплоден, то ли Нефтида не имела влагалища. Тем не менее она родила то ли от Осириса, то ли от Ра сына Анубиса. Противоречивость и отсутствие логики характерно для всей мифологической системы Египта.

Мифологические сказания

Царь Египта Осирис мудро правил вместе с Изидой своей страной. Он был 4-м богом, после прадеда Атума, деда Шу и отца Геба. Песнопениями, а не оружием и угрозами, Осирис научил подданных земледелию, разведению садов и виноградарству. Из винограда они готовили вино. Эти представления уходят в глубины родового общества. Для древнейших египтян Осирис - бог-производитель, которому подчинена природа.

Коварный Сет завидовал старшему брату и хотел занять его место на троне. Он изготовил великолепно украшенный саркофаг, тайно сняв мерки с Осириса, и устроил пир. Он объявил всем приглашенным, что подарит саркофаг тому, кому он придется впору. Осирис, не подозревая о предстоящем предательстве, лег в него. Крышку быстро захлопнули и запаяли свинцом и бросили в Нил. Великая река не приняла саркофаг, а вынесла его на берег рядом с Библосом. Тут же мгновенно выросло огромное дерево, которое своими корнями оплело саркофаг. Правитель Библа дал приказ его срубить и привезти во дворец. Из него сделали опору для крыши. Но именно в дереве находился саркофаг. Изида в это время томилась в темнице, посаженная туда Сетом. Но ей помогли убежать.

Безутешная Изида, обрезав волосы (своего рода пострижение в монахини) и надев траур, бросилась на поиски супруга. Она нашла во дворце это дерево и попросила отдать его ей.

Возрождение Осириса

Готовясь к захоронению, Изида неосторожно оставила тело мужа без охраны. Сет по одним источникам разрубил его тело на 15 кусков, по другим - на 42, и рассеял по Египту. Изида решила собрать тело, оживить покойного супруга, чтобы зачать сына. Он должен вырасти и отомстить за отца. Тело было собрано, но не хватало одной детали, без которой супружеская жизнь невозможна: ее Сет выбросил в воду, и ее съели рыбы.

Некоторые источники говорят, что фаллос Изида слепила из глины. Ее мудрость помогла ей на короткое время вернуть к жизни Осириса. Так супруги зачали сына, которого назвали Гор. Когда Гор вырос, то он сразился с Сетом и победил его.
Глаз Сета он отдал на съедение отцу и тем самым воскресил его. Земной мир Осирис отдал своему Гору, а сам ушел в загробный мир.

Обряды жрецов

Каждый год жрецы Изиды проводили торжественный праздник воссоединения всех частей тела Осириса. Разжигался жертвенный костер, вокруг него, одурманенные зельями и напитками, под звуки бубнов, барабанов и флейт плясали жрецы. В момент апогея главный жрец восклицал: «Фаллос!», - и многие слуги Изиды острыми ножами оскопляли себя, бросая свою жертву в огонь. Те, кто выживал, пользовались невероятным уважением.

Осирис - бог загробного мира

Оставив этот мир сыну Гору, Осирис удалился в подземное царство. Здесь Осирис - бог, который властвует над душами умерших. В чертоге Правосудия душа усопшего человека произносит клятву, в которой он убеждает всех, что на земле он не творил злых дел: не убивал, не клеветал, не крал чужого имущества.

Сначала ее слушает Ра, затем - Осирис, бог этого царства, потом - 42 судьи, каждый из которых проверяет одну из клятв. После этого его душу (сердце в иных источниках) кладут на одну из чаш весов, а на другую - перышко из крыла богини Маат. Если весы уравновешены, то он попадает в райские благодатные поля, иару. Грешник бывал осужден на полную тьму без света и тепла (по «Книге мертвых»), или, по другой версии, его пожирало чудовище - лев, у которого голова крокодила. Осирис - бог, который пассивно и спокойно наблюдал за всей процедурой суда.

Над чем еще властвовал Осирис

В засушливый период жизнь земледельца замирала, и лишь когда Нил разливался и приносил на поля илистые отложения, то жизнь крестьянина начиналась заново. Если мы зададим вопрос: «Осирис - бог чего?» - то ответом будет: бог возрождения природы. Считалось, что он покровительствует земледельцам и дал им плуг. Вопрос «Осирис - бог чего?» имеет также ответ, что это - бог новой жизни, возрожденной после холодной зимы, земледелия, изобилия и плодородия. Весной под его защитой все расцветало на ухоженных пашнях, летом плодоносило, а осенью собирался урожай. Оплодотворяющая сила никогда его не покидала.

Как выглядит бог Осирис

Бог первично изображался зооморфно. У него была голова быка, а ноги обмотаны, как у мумий. Позже его стали рисовать антропоморфно - в виде человека-мумии с зеленой кожей на лице и часто зелеными кистями рук.

Они свободны и держат два символа власти - скипетр и цеп (хекет и нехеку) или, иначе, цепь и крюк. На голове - корона («атеф»), которая похожа на высокую узкую шапку. К ней прикреплены два пера. Осириса часто изображали с лотосом, который растет в воде, а также на троне под деревьями, увитыми виноградом.

Культ Осириса

Египетский бог Осирис был одним из самых почитаемых, поскольку он давал жизнь всему земному. Люди обращались к нему часто. Самым большим культовым сооружением был храмы в дельте Нила в Джеду (по-гречески Бусирис) и в Абидосе. В Бусирисе зародился культ божества. В оба места со всего Египта шли паломники, в особенности - в Абидос. В нем был захоронен первый фараон Джеда. Позже его могилу стали отождествлять с гробницей Осириса. Каждый год в нем проводились пышные праздники, когда ладью бога, сделанную из папируса, несли на руках. Так отмечались победы над его врагами.

Одним из самых авторитетных и известных божеств на берегах Нила считался бог Египта Осирис. По-египетски его имя звучит как Узир, а по-латински произносится как Озирис. Мы же используем древнегреческую интерпретацию данного имени. Это могущественное мифологическое существо считалось царём подземного мира мёртвых, судьёй над душами усопших, а также богом воскрешения и возрождения.

Бог Осирис сидит на троне, за ним стоит жена Исида, а далее крайняя слева сестра Нефтида. Справа сидит чудовище Амат, а за ним стоит бог мудрости Тот с головой ибиса

Древние египтяне полагали, что смерть является не концом, а переходом в иную жизнь. Умирает только тело, а находящаяся в нём жизненная сила освобождается и продолжает существовать в ином мире, где властвует Осирис. Именно он воскрешает и возрождает умерших и даёт достойным вечное счастье и блаженство. Помимо этого, могущественный бог отвечает за растительный мир. Благодаря ему, существуют плодородные разливы Нила и растут растения. Отсюда понятна огромная важность этого божества для древних египтян.

В соответствии с мифологией Осирис приходился старшим сыном богу земли Гебу и богине неба Нут . У него были две сестры – Исида и Нефтида и младший брат Сет. Женился он на своей сестре Исиде, а Сет связал себя узами брака с Нефтидой. После того как Геб ушёл на покой, власть на земле перешла к Осирису. Он стал четвёртым из богов, царствовавших на берегах Нила. Первым был Ра, затем его сын Шу, после него внук Геб, а правнук стал предпоследним божеством, повелевавшим людьми напрямую. Последним у древних египтян считался сын Осириса Гор. После него власть перешла к фараонам.

Сыном Осириса также считался проводник в царство мёртвых Анубис. Но родила его не Исида, а Нефтида. Изменив мужу Сету, она испугалась его гнева и выбросила ребёнка в камыши. Там его нашла Исида, воспитала и отправила проводником в царство мёртвых. А вот рождению Гора предшествовала довольно печальная история.

Правление бога Осириса на берегах Нила было таким успешным, что вызвало зависть у его брата Сета. Тот правил далёкой южной частью страны, где вместо плодородных земель простирались одни красные пески. И Сет убил Осириса, разрубил его тело на 14 кусков, разбросал их по Египту и объявил себя правителем чёрных (плодородных) земель.

Жена убитого Исида нашла и собрала вместе куски тела мужа. Затем она призвала Анубиса, и тот сделал из изуродованных останков мумию. Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над мумией и зачала от неё Гора. Когда тот родился и вырос, то вступил в битву с жестоким и коварным Сетом. После 80 лет непрерывных сражений Сет был побеждён. После этого собрались все боги Египта и признали Гора владыкой чёрных земель. Сет же вновь отправился на далёкий юг повелевать красной пустыней.

Во время одного из сражений с Сетом Гор потерял свой левый глаз. Его подобрал Анубис и закопал в землю. И вот после победы пришла пора воспользоваться левым глазом. Гор его выкопал, вдохнул жизнь, и глаз превратился в волшебное око. Его дали съесть мумии, и та трансформировалась в живого Осириса. Но оживший бог Египта Осирис не стал претендовать на власть в мире живых. Он отправился править царством мёртвых, а на берегах Нила остался повелевать его сын Гор.

Первые упоминания об Осирисе появились в середине правления пятой династии фараонов (Древнее царство – 2700-2180 гг. до н. э.), то есть уже после строительства Великих пирамид. В то же время египтологи полагают, что этому богу поклонялись гораздо раньше, ещё во времена первой династии. Просто большая часть информации об Осирисе была найдена в текстах пирамид, принадлежащих пятой династии.

Вначале древние тексты описывали загробную жизнь, как вечное путешествие с богом солнца среди звёзд. В начале правления четвёртой династии была распространена фраза: «Приношение, которое даёт царь и Анубис». А вот в конце правления пятой династии во всех гробницах стали писать: «Приношение, которое даёт царь и Осирис».

Осирис сидит на троне справа, а слева бог Гор с головой сокола ведёт к нему на суд умершего

Изображали бога Египта Осириса в виде человека с зелёным лицом и такого же цвета кистями рук, одетого в белые одежды. Его голову венчала белая корона Верхнего Египта, но с добавлением двух страусовых перьев по бокам. В руках божество держало скипетр (короткий жезл) и цеп (подвижно связанные палки) – атрибуты царской власти.

Центр поклонения этому божеству находился в дельте Нила . Это религиозный центр Джеду (по-древнегречески Бусирис). Помимо этого, большой культовый центр находился в городе Абидосе со времён Древнего царства. Почитание бога воскрешения и возрождения продолжалось вплоть до VI века нашей эры на острове Филы, где, согласно мифам, располагалось место погребения Осириса.

Остров считался священным, и на нём жили только жрецы. Он даже имел эпитет «недоступный». В IV веке нашей эры все языческие храмы на территории Египта подверглись разрушению, так как на смену язычеству пришло христианство. И только храмовый комплекс на острове Филы остался нетронутым. Лишь через 200 лет христиане осмелились явиться на недоступный остов, и подвергли разрушению последний оставшийся очаг язычества. На этом история бога Египта Осириса закончилась.

Бог Осирис (Усир) – один из центральных персонажей египетской мифологии.

Это не просто бог подземного мира и судья душ усопших: Осирис почитался прежде всего как бог возрождения и воскресения, пробуждения и обновления природы и человека.

Неординарность этого божества подчёркивается изображением:

  • Осириса изображали в виде спеленутой мумии, имеющей зелёное лицо и свободно расположенные руки;
  • в руках бог держит хекет (скипетр) и нехеху (цеп) – символы царской власти.

Семья

Осирис – сын бога земли Геба и богини неба Нут. Другими словами, этот бог имел как земную, так и небесную сущность. Впоследствии Осирис удостоился чести быть владыкой подземного мира, с тех пор этот бог стал поистине всеобъемлющим.

Биография

Любопытно, что такое древнее божество, как Осирис, имеет насыщенную событиями биографию, сравнимую с жизнеописанием реально существовавших знаменитостей (царей, полководцев, героев). Основной миф об Осирисе – один из самых интересных во всей религиозной системе Древнего Египта.

Было время, когда Египтом правил Ра. Его сменил на троне сын Шу, а того – его сын Геб. После него на престол воссел Осирис – сын Геба. И правление его было весьма плодотворным для страны и её народа. Осирис научил египтян садоводству, земледелию и виноделию. Однако у Осириса был завистник – жестокий Сет, который захотел властвовать вместо него.

Сет был богом войны, смерти, хаоса и разрушения, и с благородным братом-правителем он не церемонился: убил его, после чего смог вполне законно занять трон. Тело Осириса он заблаговременно бросил в Нил. У умершего осталась верная супруга Исида, одновременно приходившаяся ему сестрой. Она нашла то, что осталось от мужа, и долго оплакивала его, пока великий Ра не сжалился над ней.

Он послал Анубиса – бога с шакальей головой, который собрал части тела Осириса, разрубленные Сетом, сложил их в единое целое и запеленал, чтобы получить мумию. Тело было собрано, но не хватало одной части – фаллоса. Исида изготовила его из глины и приложила к мумии мужа. Затем она превратилась в самку коршуна (в другом варианте – сокола), соединилась с мёртвым мужем и забеременела от него.

Так родился Гор, которому была уготована миссия мстителя. Гор поборолся с Сетом и победил его, отстояв своё право занять трон. В этой битве Сет выбил у него глаз, который превратился в священный Уаджет – магический символ. Гор дал его проглотить Осирису, и тот воскрес. Однако он решил не оставаться на земле, оставив её сыну, и отправился в царство мёртвых, где сменил на троне Анубиса.

Анубис же остался в царстве мёртвых в качестве проводника и привратника. Кстати, во время битвы с Сетом Гор отплатил ему как бы тем же, что сделал тот с Осирисом: он кастрировал его, лишив его основной божественной сущности.

За что отвечал Осирис

Осирис был покровителем целого ряда областей, и в зависимости от периода его ункции несколько изменялись.

  • Осирис – умирающее и воскресающее божество.
  • Покровитель производящих сил природы;
  • Покровитель царей;
  • Правитель царства мёртвых, судья, принимающий души умерших.

Сельскохозяйственное божество

На рисунках Осирис всегда или почти всегда изображался в окружении зелени. Даже его корона сплетена из стеблей папируса, а скипетр «джед» состоит из вставленных друг в друга связок тростника. Перед его троном растёт лотос, возвышаются деревья или вьётся виноградная лоза. Виноград особенно часто сопровождает изображения Осириса, который в некоторых случаях полностью увит его зарослями.

Земледельческая функция Осириса говорит о том, что божество это очень древнее – наверное, один из самых древних египетских богов. Умирание и воскресание Осириса – это тоже отражение наблюдений первобытных земледельцев за сменой климатических сезонов, к которым был привязан изначальный календарь. Ритуальные похороны божества символизировали посев семян, его воскрешение – появление всходов, а убийство – срезание колосьев.

Осирис был, пожалуй, первым известным умирающим и воскресающим богом.

  • Воскрешению Осириса предшествовало оплакивание мёртвого тела женщиной (Исидой), в похожем позднеантичном мифе о Геракле его труп оплакивают весталки);
  • После воскрешения божество не захотел оставаться на земле, а перенесся в царство мёртвых (у египтян оно находилось под землёй);
  • Из культа Осириса поздние религии (зороастризм, христианство и др.) позаимствовали образ весов, на которых бог в царстве мёртвых взвешивает добрые и злые дела умерших;
  • Осирис был богом в первую очередь социальных низов, которые надеялись на его справедливый суд и место в раю.