Постановка звука ч. Постановка и автоматизация звука ч, упражнения по дифференциации звуков ч-т, ч-ц, ч-щ Индивидуальное занятие постановка звука ч игры

Шмакова Елена
Постановка звука [Ч] двумя способами

Постановка звука Ч .

Звук Ч можно поставить двумя способами .

Способ 1 . В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов) . Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч .

Способ 2 . Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь . Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно : «Как тикают часики?» «Ч-ч-ч» . «Как стрекочет кузнечик?» «Ч-ч-ч» . «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч» .

Постановка и автоматизация звука [Ч] .

Аффрикат, слитный (Т, Ш : Т - не язычно - зубной, а язычно альвеольный; Ш - верхнее, глухой, ротовой, смычно - щелевой.

Артикуляция в норме при изолированном произнесении.

Губы слегка выдвинуты вперёд. Расстояние между резцами (зубами) сжаты или сближены (2 - 3) мм. В первый момент кончик языка прижат к альвеолам - смычка. Во второй момент смычка размыкается с взрывом отходит в положение «верхнего» Ш. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам, спинка и корень опущены. Весь язык имеет форму «чашечки» . Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть положение губ, что кончик языка вверху и положение боковых краёв. Можно осязать отсутствие вибрации и воздушную струю как при Ц.

Постановка . Слухо - зрительный анализ до звука , неоднократное повторение (Ш должно быть без дефектов) . Тактильно - вибрационные ощущения. АШ - АЧ (кончик языка не у верхних резцов, а у альвеол - продвигаем его дальше) . Опираемся на характер воздушной струи. Механический путь. На базе Ц, с помощью зонда, шпателя, пальца. Ц должен быть без дефектов. под кончик языка кладёшь шпатель : «Говори Ц - губы не лабиализованы, а при Ч - лабиализованы. Не спешить давать букву. Только когда можно будет убрать шпатель.

Виды неправильного произношения. «Призубный сигматизм» Ч=Ц. Кончик языка размыкается и опускается вниз, не сохраняясь в положении при звуке «Ш» .Слухо - зрительно + тактильно - вибрационные ощущения при при звуке Ш . Замена Ч на Ш. Кончик языка не образует смычки с альвеолами, нет толчкообразной струи, только сплошная. Эта фонема допустима по сокращённой системе фонем, только до постановки звука «Ч» . «Свистящий сигматизм» Ч = Ц. Кончик языка внизу, толчкообразную работу выполняет спинка. Ставить заново, но не на базе Ц. «Боковой сигматизм» . Раздувание щёк, брызгает слюна, работают боковые края; кончик языка образует смычку либо с альвеолами, либо с нижними резцами, либо закрывают щель между резцами. Звук ставим заново .

Автоматизация звука [Ч] . Правильно проговариваем звук [Ч] в слогах . ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ, ЧА-ЧО, ЧА-ЧУ, ЧА-ЧИ, ЧА-ЧЕ, ЧО- ЧА, ЧО-ЧУ, ЧО-ЧИ, ЧО-ЧЕ, ЧУ-ЧА, ЧУ-ЧО, ЧУ-ЧИ, ЧУ-ЧЕ. Выделяем ударные слоги ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧА, ЧАЧАЧА, ЧАЧАЧА

Проговариваем звук Ч в словах . ЧАС,ЧУДО, ЧУДОВИЩЕ, ЧУГУН, ЧИСТОТА, ЧЕЛОВЕК, ЧАЩА,ЧУЛОК. Автоматизируем звук [Ч] между гласными звуками АЧА , ОЧО, УЧУ, ЫЧИ, АЧО, УЧА, ОЧА, ОЧУ, АЧУ. Проговариваем звук Ч в словах . КАЧАЛКА, МОЧАЛКА, ТОЧИЛКА, КАЧЕЛИ, КОЧАН. Правильно проговариваем звук Ч в сочетании с согласной ЧВО, ЧВА,ЧЛО, ЧМО, ЧНО, ЧРО, ЧВА, ЧЛА, ЧМА, ЧНА, ЧРА, ЧВУ, ЧЛУ, ЧМУ, ЧНУ. Проговариваем звук Ч в словах . ДОЧКА,КОЧКА, ТОЧКА, НОЧКА ТУЧКА. Проговариваем звук Ч в обратном слоге АЧ, ОЧ, УЧ ЫЧ. Проговариваем звук Ч словах . ДОЧЬ, НОЧЬ, ГРАЧ, КАЛАЧ, ОБРУЧ, МЯЧ. Проговариваем звук [Ч] в предложениях . НА ДЕРЕВЕ ГРАЧ, У МАМЫ ДОЧЬ, НАСТУПИЛА НОЧЬ.

Публикации по теме:

Презентация «Сказка про лису - рыжую красу» постановка звука «С» Жила – была на лесной опушке Лиса – рыжая краса. И всё-то у неё было хорошо, да только не умела лиса произносить звук [с]. Сидит она и.

Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]» I.Тема занятия: “Советы Михаилу”. Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”. II. Программное содержание. Цель:. постановка звука [Л] в рамках.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Цель: постановка звука [Л] Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]» Тема: Постановка звука [Щ] Цель: 1. Образовательные: -закреплять умение правильно произносит звук [щ]; 2. Коррекционные: -развитие фонематического.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш] Цель: - уточнение артикуляции звука [Ш]; - постановка звука;.

Нормальная установка при произнесении звука “Ч”.
Звук “Ч” так же, как звук ”Ц” (Т+С), сложен в произношении и состоит как бы из двух звуков (Ть+Щ).

1.Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
2.Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
3.Зубы сближены либо сомкнуты.
4.Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
5.Звук “Ч” глухой и мягкий. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений, уже знакомых нам по постановке звука “Щ”. А затем произносить мягкий звук “Ть” и сразу добавлять звук “Щ”: ть+щ, тьщ, тьщ, тьщ… = ч, ч, ч…

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКА “Ч” В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ

Произносить слоги.

Образец: а –ч, о – ч, у – ч, ы – ч, я – ч, ё – ч, ю – ч, и – ч, е – ч.

Ач – оч – уч ыч – яч – ёч
юч – ич – еч ач – еч – яч
оч – уч – юч уч – ёч – ич
ыч – еч – ач еч – юч – оч
ич – уч – ёч ич – яч – уч

Произносить слова.
1.С ударением на слоге.
Образец: мя – ч, ко – ч-ка, при-вы – ч-ка.
ач
Врач, грач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.
оч
дочь, ночь, бочка, дочка, кочка, ночка, почка, прочный, квочка, молочный, замочки.
уч, ыч
луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычки.
яч,юч
мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, колючки.
ич,еч
дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, навечно.
2.Без ударения на слоге.
Образец:бы – ч-ки, я – ч-мень, но-ви – ч-ки.
ач,уч
Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, жучки, пучки, паучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.
ыч, ич, яч
Бычки, дички, новички, Иванович, Петрович, Николаевич, Сергеевич, ячмень.

Произносить предложения.

У девочки калач. Верочка ловит бабочку. Ванечка на речке. Девочка уронила мяч. Мяч плывёт по речке. В огороде бочка. В саду тачка без ручки. Снесла курочка яичко. Ниночка – опрятная девочка. Ела Таня булочку, запивала молочком. В окошечко залетела бабочка. Одуванчики, как маленькие лампочки. Белочка прыг на ёлочку. Сосны-невелички, а на соснах птички. Лесная земляничка ростом невеличка. В коробочке жучки, паучки и разные букашечки.

ЗАГАДКИ
Рыльца – пятачками, хвостики – крючками. (Поросята.)
Хвост крючком, нос пятачком. Вот загадка моя. Кто же это? (Свинья.)
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

При артикуляции звука [ ч ]

При артикуляции звука ч

1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;

2. Зубы не смыкаются;

3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;

4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;

5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

Постановка звука Ч.

Звук Ч можно поставить двумя способами.

Способ 1. В быстром темпе произносим сочетание ть-ть-ть (кончик языка касается основания верхних резцов). Затем постепенно начинаем отводить кончик языка назад, как бы поглаживая верхние альвеолы. При этом широко растягиваем губы в улыбке. В результате должен получиться четкий звук Ч.

Способ 2. Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков ть и шь – тьшь. Не забываем широко улыбаться. Это важно!

Некоторое время потренируйтесь произносить звук Ч изолированно: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».



Звук Ч обычно легко ставится по подражанию, при условии, что в речи ребенка присутствуют правильно произносимые звуки Ш и Ж. Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается,полезно перейти к выполнению комплекса упражнений. Предварительно ознакомьтесь с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики.

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука [Ч].

Приклей конфетку.

Цель.Укрепление мышц языка и отработка подъема языка вверх.

Описание. Рот раскрыт на 1,5-2 см. Язык широко распластан и спокойно лежит на нижней губе. На самый кончик языка кладем маленький кусочек ириски, приклеиваем конфетку к нёбу за верхними зубами. Выполняем упражнение в медленном темпе.

Внимание! Во время упражнения необходимо следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец сбоку между зубами – тогда рот не будет закрываться.

Произнесение звука, имитирующего звук [t].

Описание. Рот широко открыт. Губы растянуты в улыбке. Зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца. Кончик языка упирается в альвеолы. Вдохнув, сильными толчками дуем воздух на кончик языка. При этом кончик языка должен отскакивать от альвеол, а края языка слегка отходить от верхних коренных зубов. Слышится глухой твердый звук, похожий на английский [t]. Произносим его то в быстром, то вмедленном темпе. Голос не включаем.

Теперь повторим это упражнение, слегка округлив губы и сблизив зубы.

Внимание! Следим, чиобы во время выполнения упражнения кончик языка упирался в альвеолы,а не в верхние зубы, как при произнесении обычного [т].

Произнесение переходного от [ч] звука, имитирующего звук [t].

Цель.Формирование правильного артикуляционного улада звука Ч.

Описание. Рот открыт. Поднять кончик языка поднят вверх, к альвеолам. Боковые края языка плотно прижаты к верхним боковым зубам. Большим и указательным пальцами надавливаем (снизу вверх) на края языка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносим звук, имитирующий английский [t]. Будет слышаться звук [ч].

Затем выполняем упражнение без использования пальцев. Зубы сближены, губы выдвинуты вперед и округлены. Щеки можно слегка придерживать пальцами.

Внимание! Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов. Воздух выходит посередине языка, когда кончик его резко отскакивает от альвеол.

Закрепление звука осуществляем на звукоподражаниях: «Как тикают часики?» – «Ч-ч-ч». «Как стрекочет кузнечик?» – «Ч-ч-ч». «Как успокоить расшумевшегося малыша?» - «Ч-ч-ч».

Автоматизация звука [Ч] в обратном слоге.

Приступать к автоматизации звука можно только после того, как звук поставлен и правильно произносится в изолированном виде. Как правило, автоматизацию звука [ч] проще начинать с обратного слога. Однако, если Вашему ребенку легче дается прямой слог, то можно начать и с него. Напоминаем, что закрытым или обратным слогом называется слог вида "гласный+согласный".

А-ч, о-ч, у-ч, ы-ч, и-ч

я-ч, ё-ч, ю-ч, е-ч.

ач-оч-уч ыч-яч-ёч

юч-ич-еч ач-еч-яч

оч-уч-юч уч-ёч-ич

ыч-еч-ач еч-юч-оч

ВВЕДЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

Автоматизация звука С в игровых упражнениях

Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

Автоматизация звука Л в игровых упражнениях

Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях (Автоматизация звука Р в игровых упражнениях Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звуков Ч, Щ. Материал, предложенный автором, превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автома­тизацией звуков у ребенка совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звуков в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемых звуках и соответствующих буквах, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звуков 4, Щ проводится по тради­ционной в логопедии схеме. Сначала проводится ком­плекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звуков 4, Щ изолированно, на материале слогов, слов, предло­жений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звуков в словах более увлекательным и эффектив­ным, предлагается ряд вспомогательных приёмов.

Одним из них является использование в работе мелких объёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плос­ких игрушек, названия которых содержат автоматизи­руемые звуки*. Этот приём также помогает активизи­ровать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленные на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при движении по лабиринту должен не только на­звать картинки, но и указывать направление сле­дующего хода. Например, чай - вправо, чайка - вправо, чайник - вниз...» %

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабиринта. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 4-5, 20-21). Если при прохождении лабиринта игрушка попадает на клетку с вопроситель­ным знаком, ребёнок должен придумать слово с авто­матизируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звуков происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: Дюймовочка, черепаха, щенок, гонщик.

Артикуляционная гимнастика

Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1, 2, 4, предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 3, 5, б выполняются 10-15 раз.

2. Чашечка

1. Лопаточка

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

3. Лошадка

4. Грибок

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

6. ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

Сначала выполнять с закрытым ртом, затем - с открытым.

5. ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

Упражнение «Паровозик». Помоги паровозику доехать до вокзала. Проводи пальчиком по до­рожке, произнося отчетливо: Ч-Ч-Ч... (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка касается нёба. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. При произнесении звука кончик языка отрывается от нёба.)

Упражнение «Песенки». Дюймовочка решила научить тебя правильно произносить свой лю­бимый звук Ч. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повто­ряй песенки вместе с Дюймовочкой. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ч в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Лабиринт 1

Прежде чем начать работу с лабиринтами, внимательно прочитайте введение!

Упражнение «Живое - неживое»*. Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а за­тем - неживые предметы.

Упражнение «Волшебная палочка»*. Дотрагиваясь волшебной палочкой до картинок, измени их названия по образцу. Образец: чайка - чайки. Какие слова не изменились?

Упражнение «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему подходящее слово-предмет и проговори оба слова вместе. Образец: Пьют... (чай).

Упражнение «Фотограф»*. С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок. Закрой альбом и назови эти картинки.

Лабиринт 2

Упражнение «Эхо»*. Послушай слова. (Взрослый называет любые 2-5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ч.

Упражнение «Чего не стало?»* Рассмотри и запомни картинки. Я закрою одну картинку вол­шебным экраном, а ты посмотри и скажи, чего не стало. (Упражнение повторяется не­сколько раз.)

Упражнение «Хлопушки»*. Следуя по лабиринту, назови картинки по слогам, определяя количест­во слогов хлопками. Затем я загадаю слово, прохлопаю его по слогам, а ты отгадай это слово.

Упражнение «Составь предложение»*. Выбери любое слово-картинку и составь с ним пред­ложение. Образец: В больнице девочку встретил врач .

Упражнение «Четвёртый - лишний». Найди в каждой рамочке лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови лишние картинки, чётко произнося звук Ч.

Упражнение «Посчитай». К Мухе-Цокотухе пришли гости. Посчитай бабочек, кузнечиков и пчёл. Образец: одна бабочка, две бабочки... Кого пришло больше? Кого - меньше? Посчитай насе­комых в обратном порядке. Образец: четыре бабочки, три бабочки...

Упражнение «У кого кто?» Закончи предложения по картинкам. Назови детёнышей животных, четко проговаривая звук Ч.

Упражнение «Новые слова». Чиполлино узнал, что если заменить в слове хотя бы одну букву, его смысл изменится. Проверь, так ли это?

Замени в словах последний звук на звук Ч. Образец: мел - ... (меч).

МЕЛ - ... ВРАГ...

ПЛАН - ... КУЛИК - ... ГРАММ - ...

Замени в словах первый звук на звук Ч. Образец: худо -... (чудо). Какие слова у тебя получились?

ХУДО - ... БАС - ...

ГАЙКА - ... ШАРЫ - ... ТАЙНИК - ...

Упражнение «Составь предложение». Составь предложения о Ванечке и Танечке по схемам с опорой на картинки. Образец: Ванечка ... часы. - Ванечке подарили часы.

Упражнение «Исправь предложение». Черепашонок придумал предложения. Но перепутал в них все слова. Послушай предложения. Найди и исправь ошибки черепашонка.

Почта принесла почтальона.

Задача решила ученика.

Овечки пасут чабана.

Черника собирала внучку в лесу.

Мы взяли на чемодан дачу с вещами.

Бабочка ловит девочку сачком.

Рыбка поймала Вовочку на удочку.

Миша живёт в деревне у бабуш­ки и дедушки. Утром он пасёт овечку. У овечки на шее звонкий колокольчик. Мише помогает собачка Жучка.

Днем Миша берёт удочку и идет с Жучкой на речку. Там друзья рыбачат и играют в мяч.

Вечером Миша с бабушкой и дедуш­кой садятся около печки и пьют чай.

Упражнение «Сложи картинку». Отгадай загадки. Сложи из счётных палочек (спичек) картинки по образцу. Вспомни и повтори каждую загадку.

Что за чудо? Вот так чудо: Сверху блюдо, снизу блюдо. Ходит чудо по дороге. Голова торчит да ноги.

Л. Ульяницкая

Какие слова со звуком Ч ты запомнил из этого стихотворения?

Из горячего колодца Через край водица льётся.

А. Рождественская Составь предложение со словом чайник.

Упражнение «Найди слово». Назови картинки, выделяя звук Ч. Найди слова, в которых звук Ч находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом - названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Раскрась звуковую схему». Раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цве­том обозначь твёрдые согласные звуки, зелёным - мягкие согласные, красным - гласные.

Упражнение «Подбери слова на слоги». Прочитай слоги. Найди картинки, названия ко­торых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе помогут стрелки. Сколь­ко стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог. Образец: ча - чайник, чашка, чайка. Придумай ещё слова на каждый слог.

Упражнение «Волшебная дорожка». Помоги черепашке добраться домой. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Загадочные слова». Расставь буквы по порядку. Запиши слова, которые у тебя получились. Выполнить задание тебе помогут картинки.

Упражнение «Слово рассыпалось». Посмотри на картинки. В пустых клетках запиши их назва­ния из рассыпанных букв. Придумай по 2-3 предложения с каждым словом.

Упражнение «Собери слово». Помоги Зайчонку собрать слова. Запиши получившиеся слова в пустые клеточки. Составь по 2-3 предложения с каждым словом.

красной звёздочкой.

Второй ход - три клетки вправо.

Третий ход - три клетка вниз.

Четвёртый ход - одна клетка вправо.

Пятый ход - три клетки вверх.

Шестой ход - три клетки влево.

Первый ход - буква, отмеченная

зелёной звёздочкой.

Второй ход - одна клетка вниз.

Третий ход - одна клетка вправо.

Четвёртый ход - две клетки вниз.

Пятый ход - одна клетка влево.

Шестой ход - четыре клетки вверх.

Упражнение «Расшифруй слова». Какие слова загадала бабочка? Расшифруй их. Составь их из первых букв слов - названий картинок - и запиши в пустые клетки.

Упражнение «Лестница». Рассмотри и назови картинки. Посчитай количество звуков в каждом слове и запиши слова в соответствующие клетки кроссворда-«лестницы».

Упражнение «Почистим дорожку». Помоги маме Медведице почистить дорожку около доми­ка. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Щ-Щ-Щ... - ведь именно этот звук слышится, когда подметают щёткой. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжён.)

Упражнение «Песенки». Щегол очень любит петь разные слоговые песенки. Слушай вниматель­но и повторяй песенки вместе со щеглом. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётли­вым произнесением звука Щ в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз.)

Задачи: Постановка отсутствующего звука «Ч».

Цели занятия:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ч».
- Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики.
- Закрепление правильного произношения звука [Ч].
- Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова.
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки.

Организационный момент:
Логопед загадывает загадку про Черепаху:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...(черепашка)

Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика:

1. «Лопатка».
Цель: Выработать навыки делать язык широким и спокойно удерживать его в расслабленном состоянии.
Губы в улыбке. Рот открыт. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Обратить особое внимание, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. «Пирожок».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3. «Качели».
Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Маляр».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Грибок».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7. «Гармошка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. «Вкусное варенье»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх - она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

Ход занятия.

1. Игра: «Поймай звук Ч».
Хлопни в ладошки, если услышишь звук Ч.
- П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
- ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО.
- ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ.

2. Игровой приём постановки звука «Ч». (Постановка по подражанию).
Логопед:
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука «ч»:
При произнесении звука «Ч»
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

3. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- "Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

4. Игра: « Найди картинку».
Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук «Ч».
Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк.
Итог занятия:
-Какой звук, ты учился произносить? (Звук «Ч»).
Молодец!

Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается, то можно воспользоваться механическим способом постановки звука «Ч». При помощи зонда №5.Ребёнка просят произнести слог ать, зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.